Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Декабря 2021
mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
0 Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и «Студия 44». О конкурсе и участке мы рассказывали здесь, сейчас рассматриваем проект Никиты Явейна.
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе «Студия 44»
Архитекторы «Студии 44» предложили богатый набор смелых эффектных консолей, освоив склон от нулевой отметки до -30,9 метров. Здание состоит из четырех протяженных балок-параллелепипедов: в северной части они вырастают из склона, южнее пересекаются под углами, кратными 30°. В месте пересечения объемы-«балки» нанизаны на общий шарнир сквозного цилиндрического атриума, который служит световым колодцем и коммуникационным ядром.
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Студия 44
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
    © Студия 44

Ось верхнего объема – того, который нависает над склоном дальше и эффектнее всех – продолжает линию Советской улицы и вписывается, таким образом, в ортогональную планировку ближайшей части города, где, напомним, собраны правительственные здания, театры и музеи. Двигаясь из города, с севера на юг сквозь сквер Зии Нуриева, посетители музея и гуляющие горожане, согласно проекту, попадают на прорезанную зигзагообразным пандусом пологую лестницу, которая ведет на эксплуатируемую кровлю – гигантскую смотровую площадку – авторы называют ее лучшей в городе, и, судя по масштабу и обзору, это действительно так. Главный вход в музей – с кровли, по широкой лестнице в круглом отверстии атриума.
 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Три следующих, нижележащих объема последовательно повернуты на 30°, что в сумме дает 90°. Поэтому нижний корпус перпендикулярен верхнему и, соответственно, параллелен реке и набережной. Он также получает продолжение в окружающем пространстве, но если верхний корпус «вытягивает» Советскую улицу к югу, но нижний – выбрасывает в стороны своего рода «крылья»: легкую белую арку моста через овраг к западу и мост-перемычку с пролетом поменьше к востоку. В обе стороны мосты продолжаются дорогами, пропуская проезды также и под собой. Музей, таким образом, вписан в окружающее пространство крестообразно, причем в верхней части он продолжает структуру города, в нижней – организует пространство склона, формируя на нем новую улицу, вторя береговой линии, но выше реки.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Композиция четырех, условно говоря, корпусов-«плашек», нанизанных на общий шарнир, получилась емкой и рациональной, решенной на одном приеме. В целом она напоминает веер или карточки детской игры и может служить логотипом музея (что авторы также предложили в рамках концепции). Поворот корпусов на 30° перекликается с рисунком металлических перекрытий в каждом из них – конструкции устроены в виде крупной ромбической решетки с поперечными пересечениями.
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Решетки обладают и конструктивным, и декоративным эффектом, – подчеркивают авторы, – кроме того, они похожи на деревянные конструкции кереге, использовавшиеся в национальном башкирском жилье, что добавляет имманентной, но трактованной отнюдь не буквально традиционной образности музею современного искусства.   
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Массивные и в то же время ажурные структуры балок, открытые и в интерьерах, и снаружи, – с одной стороны, выглядят крупными эффектными кессонами, придают зданию «дворцовой» торжественности, а с другой стороны – подталкивают нас воспринимать корпуса как состоящие из прозрачной внушительной решетчатой структуры, как гигантское инженерное сооружение, то ли вариант шуховских конструкций, то ли, благодаря повороту объемов, дискретный слепок движения строительного крана в гипертрофированном масштабе. Это не «конструктивистская стилистка», это стилистика, основанная на образности конструкций как таковых.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Тему подхватывает и усиливает решение фасадов, составленных, вторя рисунку потолочных конструкций, из стеклянно-металлического зигзага, чья прозрачность повышается к реке и уменьшается со стороны склона. Это даже не эркеры, скорее наполовину сложенные ширмы ограждающих конструкций, что видно на планах; на фасадах же мы видим прежде всего прозрачные стены и фермы за ними – легкую, насколько это возможно при таких масштабах, или во всяком случае легкую на вид самонесущую решетку.
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Авторы, однако, предлагают использовать стекла с неполным, но заметным процентом зеркальности, превращая фасады еще и в «зеркала» окрестных видов. Решение, таким образом, балансирует на грани зеркала снаружи и ничем не ограниченных видов изнутри – причем, поскольку корпуса равномерно поворачиваются, «следуя за солнцем», с востока на запад, посетители, при желании, тоже смогут следовать за солнцем, перемещаясь внутри. Все открытые части кровель согласно проекту – эксплуатируемые, могут служить видовыми площадками и местом для дополнительных выставок под открытым небом. В то же время кровли пронизаны световыми фонарями, устроенными в части застекленных ромбов конструкции перекрытий, что добавляет естественного света с зенитных точек.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Разумеется, при столь полной и сквозной освещенности предусмотрена и возможность закрывать экспозиционные и театральные залы и использовать искусственное освещение, что для ряда экспонатов, как известно, совершенно необходимо. Кроме того, высота каждого корпуса двойная – 7,5 м: часть пространств внутри, согласно замыслу, можно использовать как высокие, к примеру для крупных экспонатов, а часть разделить на два яруса, увеличив полезную площадь.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Заданные функции «упакованы», соответственно, в четыре основных блока: вверху самые общественные, ресторан и конференц-зал, внизу самые закрытые – артрезиденции для работы приглашенных художников, администрация и паркинг. Временные выставки и зал для перформансов поместились во 2 ярусе, а постоянная экспозиция и фонды музея – в третьем.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44

Все объединяет, как мы помним, «шарнир» атриума – «световой колодец», как его называют авторы, высотой 30 метров с прозрачным первым этажом и несколькими эскалаторами, соединяющими ярусы. Эскалаторы, как и сами корпуса-этажи, направлены под разными углами и создают эффектные трехмерные пересечения в пространстве, так же как и двумерные пересечения теней, похожих на стрелки солнечных часов, – подчеркивают архитекторы.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Сложная композиция пространственных пересечений в колодце-атриуме получает поддержку в решетчатой структуре «кессонированных» потолков, которая визуально перекликается с потолками гимназии им. Примакова, строящейся сейчас в Московской области по проекту «Студии 44».
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Еще одна особенность проекта – архитекторы предложили поместить в атриум инсталляцию: «столп света», совмещенный с осью главного коммуникационного ядра, способный «служить маяком» для проплывающих по реке кораблей, но главное – ясно и издали обозначающий присутствие музея в пространстве города и ландшафте склона. Вечером музей должен был бы, таким образом, не просто светиться объемной прозрачной решеткой, но и выстреливать в небо лучом.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Решение можно определить как одновременно простое в своей основе, поскольку оно основано на вращении фигуры под одним углом и повторении одного приема – и как очень сложное, прежде всего в инженерном отношении из-за гигантских консолей, но в то же время визуально сложное благодаря пересечению множества линий в объеме. Гигантская ажурная конструкция, то ли часы, то ли ступени мегалестницы, выглядит смелым пластическим высказыванием, этаким колоссальным жестом – что надо признать вполне подходящим для музея современного искусства. 

Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

23 Декабря 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр встраивается в среду московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой древесины. Наличники окон, разработанные по историческим аналогам из различных регионов России, дополняют образ.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Научное открытие
В Петербурге прошел форсайт «Среда стрелки: Научный квартал». Участники искали способ сделать научные учреждения, сосредоточенные на стрелке Васильевского острова, более открытыми и интересными горожанам.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.