Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и «Студия 44». О конкурсе и участке мы рассказывали здесь, сейчас рассматриваем проект Никиты Явейна.
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе «Студия 44»
Архитекторы «Студии 44» предложили богатый набор смелых эффектных консолей, освоив склон от нулевой отметки до -30,9 метров. Здание состоит из четырех протяженных балок-параллелепипедов: в северной части они вырастают из склона, южнее пересекаются под углами, кратными 30°. В месте пересечения объемы-«балки» нанизаны на общий шарнир сквозного цилиндрического атриума, который служит световым колодцем и коммуникационным ядром.
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Студия 44
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
    © Студия 44

Ось верхнего объема – того, который нависает над склоном дальше и эффектнее всех – продолжает линию Советской улицы и вписывается, таким образом, в ортогональную планировку ближайшей части города, где, напомним, собраны правительственные здания, театры и музеи. Двигаясь из города, с севера на юг сквозь сквер Зии Нуриева, посетители музея и гуляющие горожане, согласно проекту, попадают на прорезанную зигзагообразным пандусом пологую лестницу, которая ведет на эксплуатируемую кровлю – гигантскую смотровую площадку – авторы называют ее лучшей в городе, и, судя по масштабу и обзору, это действительно так. Главный вход в музей – с кровли, по широкой лестнице в круглом отверстии атриума.
 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Три следующих, нижележащих объема последовательно повернуты на 30°, что в сумме дает 90°. Поэтому нижний корпус перпендикулярен верхнему и, соответственно, параллелен реке и набережной. Он также получает продолжение в окружающем пространстве, но если верхний корпус «вытягивает» Советскую улицу к югу, но нижний – выбрасывает в стороны своего рода «крылья»: легкую белую арку моста через овраг к западу и мост-перемычку с пролетом поменьше к востоку. В обе стороны мосты продолжаются дорогами, пропуская проезды также и под собой. Музей, таким образом, вписан в окружающее пространство крестообразно, причем в верхней части он продолжает структуру города, в нижней – организует пространство склона, формируя на нем новую улицу, вторя береговой линии, но выше реки.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Композиция четырех, условно говоря, корпусов-«плашек», нанизанных на общий шарнир, получилась емкой и рациональной, решенной на одном приеме. В целом она напоминает веер или карточки детской игры и может служить логотипом музея (что авторы также предложили в рамках концепции). Поворот корпусов на 30° перекликается с рисунком металлических перекрытий в каждом из них – конструкции устроены в виде крупной ромбической решетки с поперечными пересечениями.
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Решетки обладают и конструктивным, и декоративным эффектом, – подчеркивают авторы, – кроме того, они похожи на деревянные конструкции кереге, использовавшиеся в национальном башкирском жилье, что добавляет имманентной, но трактованной отнюдь не буквально традиционной образности музею современного искусства.   
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Массивные и в то же время ажурные структуры балок, открытые и в интерьерах, и снаружи, – с одной стороны, выглядят крупными эффектными кессонами, придают зданию «дворцовой» торжественности, а с другой стороны – подталкивают нас воспринимать корпуса как состоящие из прозрачной внушительной решетчатой структуры, как гигантское инженерное сооружение, то ли вариант шуховских конструкций, то ли, благодаря повороту объемов, дискретный слепок движения строительного крана в гипертрофированном масштабе. Это не «конструктивистская стилистка», это стилистика, основанная на образности конструкций как таковых.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Тему подхватывает и усиливает решение фасадов, составленных, вторя рисунку потолочных конструкций, из стеклянно-металлического зигзага, чья прозрачность повышается к реке и уменьшается со стороны склона. Это даже не эркеры, скорее наполовину сложенные ширмы ограждающих конструкций, что видно на планах; на фасадах же мы видим прежде всего прозрачные стены и фермы за ними – легкую, насколько это возможно при таких масштабах, или во всяком случае легкую на вид самонесущую решетку.
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Авторы, однако, предлагают использовать стекла с неполным, но заметным процентом зеркальности, превращая фасады еще и в «зеркала» окрестных видов. Решение, таким образом, балансирует на грани зеркала снаружи и ничем не ограниченных видов изнутри – причем, поскольку корпуса равномерно поворачиваются, «следуя за солнцем», с востока на запад, посетители, при желании, тоже смогут следовать за солнцем, перемещаясь внутри. Все открытые части кровель согласно проекту – эксплуатируемые, могут служить видовыми площадками и местом для дополнительных выставок под открытым небом. В то же время кровли пронизаны световыми фонарями, устроенными в части застекленных ромбов конструкции перекрытий, что добавляет естественного света с зенитных точек.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Разумеется, при столь полной и сквозной освещенности предусмотрена и возможность закрывать экспозиционные и театральные залы и использовать искусственное освещение, что для ряда экспонатов, как известно, совершенно необходимо. Кроме того, высота каждого корпуса двойная – 7,5 м: часть пространств внутри, согласно замыслу, можно использовать как высокие, к примеру для крупных экспонатов, а часть разделить на два яруса, увеличив полезную площадь.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Заданные функции «упакованы», соответственно, в четыре основных блока: вверху самые общественные, ресторан и конференц-зал, внизу самые закрытые – артрезиденции для работы приглашенных художников, администрация и паркинг. Временные выставки и зал для перформансов поместились во 2 ярусе, а постоянная экспозиция и фонды музея – в третьем.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44

Все объединяет, как мы помним, «шарнир» атриума – «световой колодец», как его называют авторы, высотой 30 метров с прозрачным первым этажом и несколькими эскалаторами, соединяющими ярусы. Эскалаторы, как и сами корпуса-этажи, направлены под разными углами и создают эффектные трехмерные пересечения в пространстве, так же как и двумерные пересечения теней, похожих на стрелки солнечных часов, – подчеркивают архитекторы.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Сложная композиция пространственных пересечений в колодце-атриуме получает поддержку в решетчатой структуре «кессонированных» потолков, которая визуально перекликается с потолками гимназии им. Примакова, строящейся сейчас в Московской области по проекту «Студии 44».
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Еще одна особенность проекта – архитекторы предложили поместить в атриум инсталляцию: «столп света», совмещенный с осью главного коммуникационного ядра, способный «служить маяком» для проплывающих по реке кораблей, но главное – ясно и издали обозначающий присутствие музея в пространстве города и ландшафте склона. Вечером музей должен был бы, таким образом, не просто светиться объемной прозрачной решеткой, но и выстреливать в небо лучом.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Решение можно определить как одновременно простое в своей основе, поскольку оно основано на вращении фигуры под одним углом и повторении одного приема – и как очень сложное, прежде всего в инженерном отношении из-за гигантских консолей, но в то же время визуально сложное благодаря пересечению множества линий в объеме. Гигантская ажурная конструкция, то ли часы, то ли ступени мегалестницы, выглядит смелым пластическим высказыванием, этаким колоссальным жестом – что надо признать вполне подходящим для музея современного искусства. 

Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

23 Декабря 2021

Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.