Стереометрическое построение

Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Декабря 2021
mainImg
Архитектор:
Евгений Новосадюк
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа
0 Закрытый конкурс на здание музея современного искусства в Уфе, на склоне рядом с Домом правительства, был проведен в марте-августе 2020 года; в нем участвовали три известных архитектурных бюро: АБ Меганом, ТОТЕМЕНТ / PAPER, и «Студия 44». О конкурсе и участке мы рассказывали здесь, сейчас рассматриваем проект Никиты Явейна.
Конкурсный проект музея современного искусства в Уфе «Студия 44»
Архитекторы «Студии 44» предложили богатый набор смелых эффектных консолей, освоив склон от нулевой отметки до -30,9 метров. Здание состоит из четырех протяженных балок-параллелепипедов: в северной части они вырастают из склона, южнее пересекаются под углами, кратными 30°. В месте пересечения объемы-«балки» нанизаны на общий шарнир сквозного цилиндрического атриума, который служит световым колодцем и коммуникационным ядром.
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
    © Студия 44
  • zooming
    Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Внутренняя структура
    © Студия 44

Ось верхнего объема – того, который нависает над склоном дальше и эффектнее всех – продолжает линию Советской улицы и вписывается, таким образом, в ортогональную планировку ближайшей части города, где, напомним, собраны правительственные здания, театры и музеи. Двигаясь из города, с севера на юг сквозь сквер Зии Нуриева, посетители музея и гуляющие горожане, согласно проекту, попадают на прорезанную зигзагообразным пандусом пологую лестницу, которая ведет на эксплуатируемую кровлю – гигантскую смотровую площадку – авторы называют ее лучшей в городе, и, судя по масштабу и обзору, это действительно так. Главный вход в музей – с кровли, по широкой лестнице в круглом отверстии атриума.
 
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Верхний объем, ось которого продолжает линию Советской улицы. Лестница и эксплуатируемая кровля. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Лестница со стороны Дома правительства. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Три следующих, нижележащих объема последовательно повернуты на 30°, что в сумме дает 90°. Поэтому нижний корпус перпендикулярен верхнему и, соответственно, параллелен реке и набережной. Он также получает продолжение в окружающем пространстве, но если верхний корпус «вытягивает» Советскую улицу к югу, но нижний – выбрасывает в стороны своего рода «крылья»: легкую белую арку моста через овраг к западу и мост-перемычку с пролетом поменьше к востоку. В обе стороны мосты продолжаются дорогами, пропуская проезды также и под собой. Музей, таким образом, вписан в окружающее пространство крестообразно, причем в верхней части он продолжает структуру города, в нижней – организует пространство склона, формируя на нем новую улицу, вторя береговой линии, но выше реки.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Фасад со стороны реки Белая
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Композиция четырех, условно говоря, корпусов-«плашек», нанизанных на общий шарнир, получилась емкой и рациональной, решенной на одном приеме. В целом она напоминает веер или карточки детской игры и может служить логотипом музея (что авторы также предложили в рамках концепции). Поворот корпусов на 30° перекликается с рисунком металлических перекрытий в каждом из них – конструкции устроены в виде крупной ромбической решетки с поперечными пересечениями.
Конструктивные решения. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Решетки обладают и конструктивным, и декоративным эффектом, – подчеркивают авторы, – кроме того, они похожи на деревянные конструкции кереге, использовавшиеся в национальном башкирском жилье, что добавляет имманентной, но трактованной отнюдь не буквально традиционной образности музею современного искусства.   
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Массивные и в то же время ажурные структуры балок, открытые и в интерьерах, и снаружи, – с одной стороны, выглядят крупными эффектными кессонами, придают зданию «дворцовой» торжественности, а с другой стороны – подталкивают нас воспринимать корпуса как состоящие из прозрачной внушительной решетчатой структуры, как гигантское инженерное сооружение, то ли вариант шуховских конструкций, то ли, благодаря повороту объемов, дискретный слепок движения строительного крана в гипертрофированном масштабе. Это не «конструктивистская стилистка», это стилистика, основанная на образности конструкций как таковых.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Тему подхватывает и усиливает решение фасадов, составленных, вторя рисунку потолочных конструкций, из стеклянно-металлического зигзага, чья прозрачность повышается к реке и уменьшается со стороны склона. Это даже не эркеры, скорее наполовину сложенные ширмы ограждающих конструкций, что видно на планах; на фасадах же мы видим прежде всего прозрачные стены и фермы за ними – легкую, насколько это возможно при таких масштабах, или во всяком случае легкую на вид самонесущую решетку.
Планы на отметке -4.200 и -7.800 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -15.600 и -23.400 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Планы на отметке -27.600 и -30.900 м. Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Авторы, однако, предлагают использовать стекла с неполным, но заметным процентом зеркальности, превращая фасады еще и в «зеркала» окрестных видов. Решение, таким образом, балансирует на грани зеркала снаружи и ничем не ограниченных видов изнутри – причем, поскольку корпуса равномерно поворачиваются, «следуя за солнцем», с востока на запад, посетители, при желании, тоже смогут следовать за солнцем, перемещаясь внутри. Все открытые части кровель согласно проекту – эксплуатируемые, могут служить видовыми площадками и местом для дополнительных выставок под открытым небом. В то же время кровли пронизаны световыми фонарями, устроенными в части застекленных ромбов конструкции перекрытий, что добавляет естественного света с зенитных точек.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Разумеется, при столь полной и сквозной освещенности предусмотрена и возможность закрывать экспозиционные и театральные залы и использовать искусственное освещение, что для ряда экспонатов, как известно, совершенно необходимо. Кроме того, высота каждого корпуса двойная – 7,5 м: часть пространств внутри, согласно замыслу, можно использовать как высокие, к примеру для крупных экспонатов, а часть разделить на два яруса, увеличив полезную площадь.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Заданные функции «упакованы», соответственно, в четыре основных блока: вверху самые общественные, ресторан и конференц-зал, внизу самые закрытые – артрезиденции для работы приглашенных художников, администрация и паркинг. Временные выставки и зал для перформансов поместились во 2 ярусе, а постоянная экспозиция и фонды музея – в третьем.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе. Функциональное зонирование
© Студия 44

Все объединяет, как мы помним, «шарнир» атриума – «световой колодец», как его называют авторы, высотой 30 метров с прозрачным первым этажом и несколькими эскалаторами, соединяющими ярусы. Эскалаторы, как и сами корпуса-этажи, направлены под разными углами и создают эффектные трехмерные пересечения в пространстве, так же как и двумерные пересечения теней, похожих на стрелки солнечных часов, – подчеркивают архитекторы.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Сложная композиция пространственных пересечений в колодце-атриуме получает поддержку в решетчатой структуре «кессонированных» потолков, которая визуально перекликается с потолками гимназии им. Примакова, строящейся сейчас в Московской области по проекту «Студии 44».
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Еще одна особенность проекта – архитекторы предложили поместить в атриум инсталляцию: «столп света», совмещенный с осью главного коммуникационного ядра, способный «служить маяком» для проплывающих по реке кораблей, но главное – ясно и издали обозначающий присутствие музея в пространстве города и ландшафте склона. Вечером музей должен был бы, таким образом, не просто светиться объемной прозрачной решеткой, но и выстреливать в небо лучом.
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
© Студия 44

Решение можно определить как одновременно простое в своей основе, поскольку оно основано на вращении фигуры под одним углом и повторении одного приема – и как очень сложное, прежде всего в инженерном отношении из-за гигантских консолей, но в то же время визуально сложное благодаря пересечению множества линий в объеме. Гигантская ажурная конструкция, то ли часы, то ли ступени мегалестницы, выглядит смелым пластическим высказыванием, этаким колоссальным жестом – что надо признать вполне подходящим для музея современного искусства. 

Архитектор:
Евгений Новосадюк
Никита Явейн
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе
Россия, Уфа, берег реки Белой

Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. И. Явейн, Е. А. Новосадюк, Б. Д. Немцев, Я. П. Пяткина, А. А. Сызранова, при участии А. И. Покатович
Визуализация: А. А. Патрикеев
Конструкторы: Д. П. Кресов, М. В. Новосёлов

1.2021 — 5.2021

Заказчик: Дирекция по строительству Центра современного искусства в городе Уфа

23 Декабря 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.