English version

Трехчастная задача: Мытный двор

Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Илья Сабанцев
Екатерина Федорова
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
Россия, Санкт-Петербург, ул. Евгеньевская, д. 2, лит.Б

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, А. И. Амелькович, В. А. Романцев, К. П. Соколова, Д. А. Гордина, Е. А. Речкалов, Д. Д. Павлова, Г. В. Иванов, Е. С. Федорова, при участии А. И. Покатович, А. А. Патрикеева, С. С. Михайловой, реставраторы: И. В. Сабанцев, М. Д. Голубинова

2022 / 2023
Петербург, как столица Российской империи, был в XVIII–XIX веках центром торговли всей страны, поэтому и сейчас в разных частях его самого большого в Европе исторического центра существует много торговых рядов. Оттесненные от городского центра дворцовыми, военными и чиновничьими ведомствами, они все же занимают крупные пятна в плотной квартальной городской ткани и по площади успешно конкурируют с дворцами. В отличие от более поздних универсальных магазинов и пассажей «венско-парижского» типа, гостиные дворы, – а их история, как правило, восходит к самым ранним годам развития столицы, равно как и к допетровской традиции, – с архитектурно-композиционной точки зрения довольно экстенсивны: это протяженные линии лавок со складами, организованные в гигантские каре, невелики по высоте и довольно однообразны. Тем не менее, в их строительстве нередко участвовали самые известные петербургские архитекторы, да и сами торговые ряды – необходимые паузы и узнаваемая часть городской застройки. Без них Петербург был бы, конечно, не тот. Неизбежная монотонность их структуры вкупе с малой высотностью привносит в город, заполненный, в основном, доходными домами XIX века, ноту разнообразия – и малоэтажности. 

Надо сказать, что «Студия 44» Никиты Явейна не впервые работает в проектами реставрации и приспособления петербургских торговых рядов: они уже занимались и главным Гостиным двором, и Апраксиным

Отличие Мытного двора в том, что его первоначальной задачей была не только торговля, но и сбор таможенной пошлины – «мыта». Однако устроен он был точно так же, как и любой Гостиный двор, состоял из лавок. В какой-то момент в проектировании участвовал Василий Стасов, но известно об этом из сообщения, в котором он жалуется, что строят медленно и не по проекту. Так и было, построили западную половину каре и ту разномастно, повыше и пониже, получше и похуже. То есть Мытный двор, по столичным меркам, еще и относительно небольшой, наполовину построенный.
  • zooming
    Слева – полукаре, сохранявшееся к началу XX века, справа склады, впоследствии снесенные. План столичного города С.-Петербурга, 1860 г.
    Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
  • zooming
    Красным отмечна сохранившаяся на данный момент часть построек Мытного двора. Немецкая аэрофотосъемка. 1939-1942
    Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами

И наполовину утраченный. В 1990-е – 2000-е северо-восточную часть сломали – она-то и была поменьше и поплоше, но тем не менее XIX век, довольно внушительный. Теперь она подлежит восстановлению «как было».
zooming
Здесь видны оба Г-образных здания Мытного двора. Вид на сквер им. Н.Г. Чернышевского и корпуса Мытного двора с крыши дома №1 по Херсонской ул. 1957 г.
Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами

В конечном счете в проекте «Студии 44» 3 части: 2 здания реставрируют, половину каре восстанавливают, внутри, в рамках целой суммы ограничений, разрешено новое строительство: тут появятся 3-4-этажные секционные дома с палисадниками в первых этажах и магазинами вдоль Евгеньевской улицы.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 5
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 5
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 5
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 5
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Один из плюсов нового комплекса – как говорится, «для будущих жителей» – он, что нечасто встречается в центре Петербурга, расположен между двумя зелеными массивами: закрытым парком больницы №46 с востока и Овсянниковским сквером с запада. 
Реставрация, приспособление, восстановление утраченных частей комплекса – неотъемлемые части нашего проекта.

Малая высота воссоздаваемой части позволила нам обеспечить хорошую инсоляцию и проветривание дворов. Новые корпуса обладают выраженной секционностью, которая восходит к историческим постройкам – с долей условности их можно сопоставить с торговыми зданиями XIX века, надстроенными с начале XX-го, такое в Петербурге встречается. Все секции, все дворики у нас – немного разные, структура меняется, трансформируется по цвету, деталям, планировочным характеристикам; но в то же время остается в рамках одной цветовой гаммы, сочетает зеленую керамику, известняк и бордово-красные вкрапления. Кровли все наклонные, кое-где появляются брандмауэры.
 
Словом, мы масштабно встраиваемся в структуру городского центра, не создаем «слона в посудной лавке», – поддерживаем характеристики городской среды.
[Видео проекта с комментарием целиком можно найти здесь]
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Любопытно, что, если мы посмотрим вокруг на строй доходных домов начала XX века, которых здесь большинство, то заметим, что новые жилые корпуса на территории Мытного двора части из них равны по высоте, а части – заметно меньше. Вокруг встречаются дома и шести-, и семиэтажные, а здесь всего четыре этажа: ничто, действительно, «не торчит», даже хочется заговорить о несколько избыточной деликатности. Взять бы да и поместить тут пару доминант.

Но в Петербурге, похоже, так не принято, да и комплекс реагирует не столько на морфологию окружающих «доходников», сколько на внутренние законы бывшего Мытного двора, в котором он помещается. Недаром корпуса новых жилых домов выстраиваются этакими строчками, образуя протяженные дворы, которые, как справедливо замечает Никита Явейн, не назовешь колодцами. Тип застройки, во-первых, заимствован из истории – здесь располагались не очень симметричные, но параллельные друг друг хозкорпуса, оставалось только соединить их «полоски» единым хребтом. Во-вторых, он в принципе родственен планировкам внутренней территории исторических гостиных дворов. 

Другой узнаваемый прообраз – деревья обоих парков, справа и слева. Не потому ли керамику для верхних этажей выбрали во многих частях зеленую, а кровли новых домов темно-серые? Ш-образное вкрапление перепутать с деревьями, конечно же, невозможно, и все же то, что они на каком-то уровне перекликаются с зелеными массивами – тоже факт.
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Внешние исторические корпуса теплого оттенка, с крашеными традиционным суриком крышами, боковые дворы новых корпусов – прохладного, голубоватого и зеленого, но самый большой центральный двор – опять бордового. Так происходит чередование и смена впечатлений, о которой говорит Никита Явейн – в рамках общей цветовой гаммы: в широком смысле городской, сочетающей красный, зеленый, бежевый камень и черный металл. 

Обилие керамической плитки – очень приятная современная деталь новых корпусов проекта, напоминание о модерне и в то же время дань современным тенденциям. Сейчас такая плитка популярна, она намного интереснее имитации кирпича, «честно» блестит, дает почти любой цвет. В данном случае – авторы изучили фасады модерна по соседству и с полным правом ссылаются на них. 
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Отличия тоже очевидны, ну так на то оно и современное решение, чтобы не имитировать, а перекликаться. 

Особенно хороши широкие круглые колонны из зеленой плитки: вещь на грани модерна и ар-деко, как и многое здесь, в новых корпусах. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

А также – сочетание шершавой рельефной поверхности камня, рельефа тонких полос и гладких поверхностей – для фасадов, судя по всему, намечен травертин. Или вот объемная «плетенка», поставленная то вертикально, то горизонтально, но переходящая из материала в материал: из плитки в камень и наоборот. Или рифмовка между светящимися консолями-вывесками над входами и стеклом балконов, подсвеченных – пока что воображаемым – вечерним солнцем. Интересно и то, как балконы, от второго к четвертому этажу, выдвигаются дальше и дальше над двориками, как будто тянутся, поднимаясь чуть выше, за новым обзором. Или зигзаги латунных решеток ограждений, вроде и не буквально стволы и ветки, но все же очевидно – лес. 
   

Симпатично решение углового прохода – со ступенчатым контуром. Благодаря веренице треугольных закутков тут возникает атмосфера европейской улицы, и авторы, не стесняясь, подчеркивают искомый эффект, показывая на визуализациях «теплое небо» подвесных фонарей. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Возникло это неожиданно-уютное место не по прихоти, а из градостроительного анализа. Городская застройка вокруг ориентирована диагонально, вторя изгибу Невы, с северо-востока на юго-запад. А участок Мытного двора, так уж получилось, выстроен почти меридионально, с севера на юг. Когда авторы находят на плане диагональ – они не только раскрывают в углу проход, избавляясь от тупика, – но также вписывают план в общегородскую сетку. Небольшая умозрительная игра в итоге дает фрагмент пространства с необычными характеристиками. 
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Но если бы все было так просто. Здесь есть и еще один «игрок» – визуальные связи и зрительные лучи. Совсем рядом, к северу, стоит церковь Шестоковской иконы Богоматери, пятиглавая, с шатровой колокольней, рубежа веков, архитектора Николая Никонова. Прежде всего требовалось раскрыть виды на нее, но и на другие окрестности тоже. И авторы не только отразили церковь в балконных ограждениях. 
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Ради визуальных связей архитекторы «Студии 44» проанализировали объем и симметрично срезали два угла. Первый луч определен необходимостью открыть вид с проспекта на церковь, второй, симметричный ему – открывает юго-восточное, самое полезное и яркое, солнце первой половины дня.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Силуэт нового «ядра» усложнился, несколько квартир получили большие треугольные террасы. 

С дополнительными осями план комплекса приобрел внутреннюю собранность и структурность в духе построений даже не XIX – а XVIII века, с его верой в геометрию. Как тут не вспомнить нереализованный проект Мытного двора 1785 года с башнями по углам – а также ось, которую «Студия 44» выстроила между Главным штабом и эрмитажным садом при реконструкции для музея.
  • zooming
    Высочайше утвержденный проект генерального плана Мытного двора. Копия 1812 г. с проекта 1785 г.
    Предоставлено «Студией 44»
  • zooming
    Фрагмент плана столичного города С.-Петербурга
    Предоставлено «Студией 44»
 
Эти архитекторы смотрят не только на сиюминутные ограничения, они пытаются поймать за хвост саму логику города и его истории.
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Хотя ограничения – 16 м по высоте – здесь, конечно, тоже соблюдены. 

Довольно любопытным образом проект вписывается в портфолио «Студии 44»: в ту его часть, где присутствует не один мало- и среднеэтажный комплекс. К примеру, Фортеция или Амазонка в Кронштадте. У бюро накоплен опыт и даже определенный почерк в работе с такими задачами, часть такого опыта – протяженные секции, создающие «петербургского» вида прямые перспективы дворов, этакие cour d'honneur-ы.
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Напомню, новые дома не просто встраивают в окружение старых зданий, но половину этих зданий, разрушенных некоторое время назад, еще и восстанавливают «как были». А были это сравнительно несложные лавки, одно-двухярусные, с широкими неоформленными арками. Прямо скажем, довольно сложно принять идею как необходимую, очень уж техническими были сооружения, скорее склады, чем даже магазины, в их восстановлении видится больше исторической справедливости, чем памяти. Тем не менее они должны насытить улицу Старорусскую, на которой стоит Шестоковская церковь, магазинами, салонами и небольшими офисами. Сейчас там, откровенно говоря, пустовато. 
Вид со Старорусской улицы, Шестоковская церковь – слева. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Отдельную тему, с собственной историей и сюжетами, составила реставрация двух сохранившихся корпусов Мытного двора. Ими занималось реставрационное подразделение, которое в офисе «Студии 44» занимает целый этаж и обладает значительным портфолио, к примеру, они занимались Александровским дворцом – не зря Никита Явейн любит подчеркивать, что он «прежде всего реставратор». 

Реставрацией руководил Илья Сабанцев, приспособлением – Екатерина Федорова.
cic =

Илья Сабанцев, «Студия 44»

Оба здания немало пережили, их интенсивно эксплуатировали, а конструкции были – нельзя сказать, чтобы очень прочными. Так, только внешние стены секций здесь сложены из кирпича, а внутри каркас был в основном деревянным. На уровне чердака есть искривления стен брандмауэров, их придется перекладывать. Часть сводов цокольного этажа утрачена и переложена, там есть существенные лакуны в исторической кладке.
 
Ряд деталей пришлось восстанавливать по аналогиям. В частности, несмотря на то, что мы сделали много проб покраски, первоначальные слои в классицистическом корпусе найти не удалось – только поздние, с синтетическим связующим. Не сохранились и столярные рамы, и профили белокаменных ступеней. То и другое мы восстанавливаем по аналогиям, и здесь нам очень помогает опыт предшествующей работы с другими памятниками, в данном случае – особенно с Гостиным двором и Павловскими казармами на Марсовом поле. Тот и другие типологически близки Мытному двору, а в Гостином дворе мы в свое время нашли очень хороший оттенок исторической охры.
 
С другой стороны, наклон конька кровли корпуса начала XIX века, с высоким подъемом, удобный для устройства квартир, принадлежит первоначальному зданию и связан с его складской функцией – в этом отношении нам повезло. Конек эклектического корпуса был ниже, но у нас было разрешение поднять его до отметки соседнего. Мы подняли, поскольку без этого приспособление было бы практически невозможным, но не конца, поскольку хотели подчеркнуть разновременность зданий; мы стараемся уделять внимание такого рода деталям.

Мансардные окна мы тоже восстановили по аналогиям: на чертежах они показаны очень неясно, но для гостиных дворов окна на чердаке – распространенная практика, и мы суммировали вероятности. Окна со стороны проспекта сделали крупнее, со стороны двора меньше. 
  • zooming
    Часть фасада Мытного двора по Калашниковскому проспекту и разрез здания. 1905 г.
    Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами
  • zooming
    Вид части фасада и части брандмауэра с перекрестка проспекта Бакунина и Евгеньевской улицы. Фотография 1953 г.
    Из альбома «Студии 44». Предоставлено авторами

Корпус, вытянутый вдоль проспекта Бакунина, бывшей Мытнинской улице, – самый старый и самый внушительный, первой трети XIX века. Архитекторы характеризуют его как «безордерный классицизм»: он выше соседнего, имеет сводчатый подвальный ярус и состоит из отдельных лавок-секций, соединенных стенами-брандмауэрами. На каждую лавку приходится большая арка, разделенная на два этажа, окна с обеих сторон очень широкие. По-видимому, если бы Мытный двор был целиком построен по одному из первоначальных проектов, он весь был бы таким, в общих чертах, действительно, похожим на Гостиный двор. 
Корпус начала XIX века. Вид со стороны проспекта. Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
Корпус начала XIX века. Вид со стороны двора. Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Здесь архитекторы расчищают заложенную галерею со стороны проспекта, вычинивают белокаменный цоколь, в котором, вместо когда-то бывшего входа в подвальный ярус с улицы, устраивают окна, а лестницы с тротуара на галерею реставрируют. В первом этаже располагают офисы со входами с улицы – каждому из них также будет принадлежать подвальный этаж. 
  • zooming
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

В верхнем ярусе разместятся большие двухъярусные квартиры, по одной на секцию, со входом со двора. Сложность заключалась в том, что корпуса довольно глубокие, 22 м, окна у них хоть и большие, но расположены на большом расстоянии друг от друга: на южном фасаде получаются светлые гостиные, практически со стеклом во всю стену – это в XIX-м то веке. А на дворовом северном фасаде две комнаты соединяются треугольной лоджией, которая немного, но освещает их обе. Третий этаж освещают «классические» мансардные окна и современные, встроенные в скаты кровель.
cic =

Екатерина Федорова, «Студия 44»

С задачей приспособления памятника, функция которого первоначально была иной, под жилье, мы сталкиваемся сравнительно редко, – и каждый раз это нетривиальная задача. В данном случае мы проанализировали ситуацию и сразу начали объяснять маркетологам, что невозможно из особенного сделать что-то обычное. Да и не нужно. Длительные убеждения и согласования сработали.

Мы во всем исходили из особенностей объекта. Например, исследовали своды подвалов и разместили наши лестнично-лифтовые узлы там, где своды были наиболее повреждены. Вентиляционные выходы, как мы и делаем обычно, стилизовали под дымоходы. И здесь, опять же, надо было помнить, что исторически дымоходы складывались у брандмауэров.

Мы не работали с интерьерами, но для того, чтобы проверить наши, продиктованные памятником, решения – делали монохромные макеты и расставляли в них мебель, чтобы показать заказчику.
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Именно первый корпус с его «секционной» планировкой блокированных лавок, выстроенных в ряд, стал отправной точкой в поиске типологии малоэтаэных домов новой части комплекса, встраиваемой в пустующую среднюю часть Мытного двора. 

Второй корпус перестроен в конце XIX века: полуромантизм, полуренессанс, с кронштейнами и рустованными арками. Он чуть меньше по высоте, окна здесь меньше, а внутрь была внедрена чугунная конструкция из металлических колонн с тосканскими базами и капителями, все как мы любим в романтическом проме рубежа веков. Именно этот корпус выходит к углу и «презентует» комплекс проспекту. 
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
© Студия 44

Его планировка, уже однажды реконструированная, дала авторам больше свободы – здесь удалось поместить коридор, «нарезку» квартир помельче, а значит, чуть дешевле; что не помешало появлению пары квартир с собственным входом со двора и еще двух – маленьких, но двухъярусных, с внутренней лестницей, в торце. 

Чугунные колонны сформировали будущий входной вестибюль, лобби перед лифтом, и заняли свое место в квартирах. В первом этаже разместился ресторан в дополнительным подвальным помещением, а слева от входа, тоже в подвале и по специальной просьбе заказчика – коньячная комната-бар. 
  • zooming
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    Исторические корпуса, приспособление, план 1 этажа. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Одно из решений, изобретенных в процессе приспособления, – арка, ведущая во двор. Она расположена на стыке двух корпусов, закрыта решеткой, запирается на ключ владельцев квартир, и все же служит «холодным» проходом. Он был необходим для того, чтобы обеспечить исторические здания, которые обладают статусом совершенно самостоятельной части комплекса и проходят, в числе прочего, согласования отдельно, всеми необходимыми возможностями, в том числе – отдельным входом. 

Согласно авторскому замыслу, и совершенно справедливо, несмотря на отсутствие данных об исторических покрасках, корпуса получат различную расцветку, «эклектический» – розовато-терракотовую: как говорит Илья Сабанцев, для архитектуры конца XIX века, насыщенной деталями, как правило характерна покраска, погруженная в один тон. А «классицистический» корпус получил отличную желто-белую окраску, известную по подобным постройкам его времени. 
  • zooming
    1 / 6
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 6
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 6
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 6
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 6
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 6
    Проект реставрации и приспособления здания Мытного двора. ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
    © Студия 44

Позволю себе заметить: в наше время реконструкции в центре города – не всегда, но нередко – формируют и недвижимость, и качество архитектурных решений, и статус – заметно более высокие, чем тот, которым, подчас, обладают исходные постройки. Тут разные причины: и цена недвижимости выше, и сам процесс согласования и работы в рамках ограничений сложнее. Здесь как раз тот случай. Если здраво посмотреть на историю Мытного двора – это был торгово-складской комплекс, не самый дорогой, небольшой, недостроенный и разномастный. Интересным, благодаря классицистическим пропорциям и масштабу, можно признать только ранний фрагмент: всего 7 секций, а на эклектический угловой корпус искусствовед старой закалки даже не посмотрел бы сквозь пенсне. 

Отсюда следует два логических заключения: во-первых, проект сделан на современном уровне реставрации, исследования и внимания к историческому контексту. С равным вниманиям к разновременным частям. Он интересен деталями, к примеру, разнообразием квартир в исторических корпусах или поиском осей, как градостроительных, так и визуальных, в новой части. И в то же время привлекателен тонким, a la модерн, подходом к фасадам новых зданий: вся эта глазурованная, плитка, разные балконы, улица с магазинами и внутренние полуулицы разного формата, включая самый камерный, который тут, как будто, даже и не ждешь встретить. Во-вторых, и это тоже важно, тут мы наблюдаем явный пример джентрификации. Найден удачный, и не вполне, на данный момент, живой, фрагмент города с хорошими данными: и история, и парки, и вокзал Московский, наконец, рядом. Реставрация с ревитализацией, восстановлением утраченного, сделанные по всем правилам, в данном случае должны придать этому месту такую премиальную цену, которой здесь никогда не было. 

В Петербурге много мест, которые ждут реставрации и ревитализации – пора начинать? 

Планировки: 
 
Архитектор:
Никита Явейн
Илья Сабанцев
Екатерина Федорова
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
Проект:
ЖК Евгеньевская на территории Мытного двора
Россия, Санкт-Петербург, ул. Евгеньевская, д. 2, лит.Б

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, А. И. Амелькович, В. А. Романцев, К. П. Соколова, Д. А. Гордина, Е. А. Речкалов, Д. Д. Павлова, Г. В. Иванов, Е. С. Федорова, при участии А. И. Покатович, А. А. Патрикеева, С. С. Михайловой, реставраторы: И. В. Сабанцев, М. Д. Голубинова

2022 / 2023

29 Декабря 2023

Студия 44: другие проекты
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Жизнь железа
Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.