Надо сказать, что «Студия 44» Никиты Явейна не впервые работает в проектами реставрации и приспособления петербургских торговых рядов: они уже занимались и главным Гостиным двором, и Апраксиным.
Отличие Мытного двора в том, что его первоначальной задачей была не только торговля, но и сбор таможенной пошлины – «мыта». Однако устроен он был точно так же, как и любой Гостиный двор, состоял из лавок. В какой-то момент в проектировании участвовал Василий Стасов, но известно об этом из сообщения, в котором он жалуется, что строят медленно и не по проекту. Так и было, построили западную половину каре и ту разномастно, повыше и пониже, получше и похуже. То есть Мытный двор, по столичным меркам, еще и относительно небольшой, наполовину построенный.
И наполовину утраченный. В 1990-е – 2000-е северо-восточную часть сломали – она-то и была поменьше и поплоше, но тем не менее XIX век, довольно внушительный. Теперь она подлежит восстановлению «как было».
В конечном счете в проекте «Студии 44» 3 части: 2 здания реставрируют, половину каре восстанавливают, внутри, в рамках целой суммы ограничений, разрешено новое строительство: тут появятся 3-4-этажные секционные дома с палисадниками в первых этажах и магазинами вдоль Евгеньевской улицы.
Один из плюсов нового комплекса – как говорится, «для будущих жителей» – он, что нечасто встречается в центре Петербурга, расположен между двумя зелеными массивами: закрытым парком больницы №46 с востока и Овсянниковским сквером с запада.
Реставрация, приспособление, восстановление утраченных частей комплекса – неотъемлемые части нашего проекта.
Малая высота воссоздаваемой части позволила нам обеспечить хорошую инсоляцию и проветривание дворов. Новые корпуса обладают выраженной секционностью, которая восходит к историческим постройкам – с долей условности их можно сопоставить с торговыми зданиями XIX века, надстроенными с начале XX-го, такое в Петербурге встречается. Все секции, все дворики у нас – немного разные, структура меняется, трансформируется по цвету, деталям, планировочным характеристикам; но в то же время остается в рамках одной цветовой гаммы, сочетает зеленую керамику, известняк и бордово-красные вкрапления. Кровли все наклонные, кое-где появляются брандмауэры.
Словом, мы масштабно встраиваемся в структуру городского центра, не создаем «слона в посудной лавке», – поддерживаем характеристики городской среды.
Малая высота воссоздаваемой части позволила нам обеспечить хорошую инсоляцию и проветривание дворов. Новые корпуса обладают выраженной секционностью, которая восходит к историческим постройкам – с долей условности их можно сопоставить с торговыми зданиями XIX века, надстроенными с начале XX-го, такое в Петербурге встречается. Все секции, все дворики у нас – немного разные, структура меняется, трансформируется по цвету, деталям, планировочным характеристикам; но в то же время остается в рамках одной цветовой гаммы, сочетает зеленую керамику, известняк и бордово-красные вкрапления. Кровли все наклонные, кое-где появляются брандмауэры.
Словом, мы масштабно встраиваемся в структуру городского центра, не создаем «слона в посудной лавке», – поддерживаем характеристики городской среды.
Но в Петербурге, похоже, так не принято, да и комплекс реагирует не столько на морфологию окружающих «доходников», сколько на внутренние законы бывшего Мытного двора, в котором он помещается. Недаром корпуса новых жилых домов выстраиваются этакими строчками, образуя протяженные дворы, которые, как справедливо замечает Никита Явейн, не назовешь колодцами. Тип застройки, во-первых, заимствован из истории – здесь располагались не очень симметричные, но параллельные друг друг хозкорпуса, оставалось только соединить их «полоски» единым хребтом. Во-вторых, он в принципе родственен планировкам внутренней территории исторических гостиных дворов.
Другой узнаваемый прообраз – деревья обоих парков, справа и слева. Не потому ли керамику для верхних этажей выбрали во многих частях зеленую, а кровли новых домов темно-серые? Ш-образное вкрапление перепутать с деревьями, конечно же, невозможно, и все же то, что они на каком-то уровне перекликаются с зелеными массивами – тоже факт.
Внешние исторические корпуса теплого оттенка, с крашеными традиционным суриком крышами, боковые дворы новых корпусов – прохладного, голубоватого и зеленого, но самый большой центральный двор – опять бордового. Так происходит чередование и смена впечатлений, о которой говорит Никита Явейн – в рамках общей цветовой гаммы: в широком смысле городской, сочетающей красный, зеленый, бежевый камень и черный металл.
Обилие керамической плитки – очень приятная современная деталь новых корпусов проекта, напоминание о модерне и в то же время дань современным тенденциям. Сейчас такая плитка популярна, она намного интереснее имитации кирпича, «честно» блестит, дает почти любой цвет. В данном случае – авторы изучили фасады модерна по соседству и с полным правом ссылаются на них.
Отличия тоже очевидны, ну так на то оно и современное решение, чтобы не имитировать, а перекликаться.
Особенно хороши широкие круглые колонны из зеленой плитки: вещь на грани модерна и ар-деко, как и многое здесь, в новых корпусах.
А также – сочетание шершавой рельефной поверхности камня, рельефа тонких полос и гладких поверхностей – для фасадов, судя по всему, намечен травертин. Или вот объемная «плетенка», поставленная то вертикально, то горизонтально, но переходящая из материала в материал: из плитки в камень и наоборот. Или рифмовка между светящимися консолями-вывесками над входами и стеклом балконов, подсвеченных – пока что воображаемым – вечерним солнцем. Интересно и то, как балконы, от второго к четвертому этажу, выдвигаются дальше и дальше над двориками, как будто тянутся, поднимаясь чуть выше, за новым обзором. Или зигзаги латунных решеток ограждений, вроде и не буквально стволы и ветки, но все же очевидно – лес.
Симпатично решение углового прохода – со ступенчатым контуром. Благодаря веренице треугольных закутков тут возникает атмосфера европейской улицы, и авторы, не стесняясь, подчеркивают искомый эффект, показывая на визуализациях «теплое небо» подвесных фонарей.
Возникло это неожиданно-уютное место не по прихоти, а из градостроительного анализа. Городская застройка вокруг ориентирована диагонально, вторя изгибу Невы, с северо-востока на юго-запад. А участок Мытного двора, так уж получилось, выстроен почти меридионально, с севера на юг. Когда авторы находят на плане диагональ – они не только раскрывают в углу проход, избавляясь от тупика, – но также вписывают план в общегородскую сетку. Небольшая умозрительная игра в итоге дает фрагмент пространства с необычными характеристиками.
Но если бы все было так просто. Здесь есть и еще один «игрок» – визуальные связи и зрительные лучи. Совсем рядом, к северу, стоит церковь Шестоковской иконы Богоматери, пятиглавая, с шатровой колокольней, рубежа веков, архитектора Николая Никонова. Прежде всего требовалось раскрыть виды на нее, но и на другие окрестности тоже. И авторы не только отразили церковь в балконных ограждениях.
Ради визуальных связей архитекторы «Студии 44» проанализировали объем и симметрично срезали два угла. Первый луч определен необходимостью открыть вид с проспекта на церковь, второй, симметричный ему – открывает юго-восточное, самое полезное и яркое, солнце первой половины дня.
Силуэт нового «ядра» усложнился, несколько квартир получили большие треугольные террасы.
С дополнительными осями план комплекса приобрел внутреннюю собранность и структурность в духе построений даже не XIX – а XVIII века, с его верой в геометрию. Как тут не вспомнить нереализованный проект Мытного двора 1785 года с башнями по углам – а также ось, которую «Студия 44» выстроила между Главным штабом и эрмитажным садом при реконструкции для музея.
Эти архитекторы смотрят не только на сиюминутные ограничения, они пытаются поймать за хвост саму логику города и его истории.
Хотя ограничения – 16 м по высоте – здесь, конечно, тоже соблюдены.
Довольно любопытным образом проект вписывается в портфолио «Студии 44»: в ту его часть, где присутствует не один мало- и среднеэтажный комплекс. К примеру, Фортеция или Амазонка в Кронштадте. У бюро накоплен опыт и даже определенный почерк в работе с такими задачами, часть такого опыта – протяженные секции, создающие «петербургского» вида прямые перспективы дворов, этакие cour d'honneur-ы.
Напомню, новые дома не просто встраивают в окружение старых зданий, но половину этих зданий, разрушенных некоторое время назад, еще и восстанавливают «как были». А были это сравнительно несложные лавки, одно-двухярусные, с широкими неоформленными арками. Прямо скажем, довольно сложно принять идею как необходимую, очень уж техническими были сооружения, скорее склады, чем даже магазины, в их восстановлении видится больше исторической справедливости, чем памяти. Тем не менее они должны насытить улицу Старорусскую, на которой стоит Шестоковская церковь, магазинами, салонами и небольшими офисами. Сейчас там, откровенно говоря, пустовато.
Отдельную тему, с собственной историей и сюжетами, составила реставрация двух сохранившихся корпусов Мытного двора. Ими занималось реставрационное подразделение, которое в офисе «Студии 44» занимает целый этаж и обладает значительным портфолио, к примеру, они занимались Александровским дворцом – не зря Никита Явейн любит подчеркивать, что он «прежде всего реставратор».
Реставрацией руководил Илья Сабанцев, приспособлением – Екатерина Федорова.
Илья Сабанцев, «Студия 44»
Оба здания немало пережили, их интенсивно эксплуатировали, а конструкции были – нельзя сказать, чтобы очень прочными. Так, только внешние стены секций здесь сложены из кирпича, а внутри каркас был в основном деревянным. На уровне чердака есть искривления стен брандмауэров, их придется перекладывать. Часть сводов цокольного этажа утрачена и переложена, там есть существенные лакуны в исторической кладке.
Ряд деталей пришлось восстанавливать по аналогиям. В частности, несмотря на то, что мы сделали много проб покраски, первоначальные слои в классицистическом корпусе найти не удалось – только поздние, с синтетическим связующим. Не сохранились и столярные рамы, и профили белокаменных ступеней. То и другое мы восстанавливаем по аналогиям, и здесь нам очень помогает опыт предшествующей работы с другими памятниками, в данном случае – особенно с Гостиным двором и Павловскими казармами на Марсовом поле. Тот и другие типологически близки Мытному двору, а в Гостином дворе мы в свое время нашли очень хороший оттенок исторической охры.
С другой стороны, наклон конька кровли корпуса начала XIX века, с высоким подъемом, удобный для устройства квартир, принадлежит первоначальному зданию и связан с его складской функцией – в этом отношении нам повезло. Конек эклектического корпуса был ниже, но у нас было разрешение поднять его до отметки соседнего. Мы подняли, поскольку без этого приспособление было бы практически невозможным, но не конца, поскольку хотели подчеркнуть разновременность зданий; мы стараемся уделять внимание такого рода деталям.
Мансардные окна мы тоже восстановили по аналогиям: на чертежах они показаны очень неясно, но для гостиных дворов окна на чердаке – распространенная практика, и мы суммировали вероятности. Окна со стороны проспекта сделали крупнее, со стороны двора меньше.
Ряд деталей пришлось восстанавливать по аналогиям. В частности, несмотря на то, что мы сделали много проб покраски, первоначальные слои в классицистическом корпусе найти не удалось – только поздние, с синтетическим связующим. Не сохранились и столярные рамы, и профили белокаменных ступеней. То и другое мы восстанавливаем по аналогиям, и здесь нам очень помогает опыт предшествующей работы с другими памятниками, в данном случае – особенно с Гостиным двором и Павловскими казармами на Марсовом поле. Тот и другие типологически близки Мытному двору, а в Гостином дворе мы в свое время нашли очень хороший оттенок исторической охры.
С другой стороны, наклон конька кровли корпуса начала XIX века, с высоким подъемом, удобный для устройства квартир, принадлежит первоначальному зданию и связан с его складской функцией – в этом отношении нам повезло. Конек эклектического корпуса был ниже, но у нас было разрешение поднять его до отметки соседнего. Мы подняли, поскольку без этого приспособление было бы практически невозможным, но не конца, поскольку хотели подчеркнуть разновременность зданий; мы стараемся уделять внимание такого рода деталям.
Мансардные окна мы тоже восстановили по аналогиям: на чертежах они показаны очень неясно, но для гостиных дворов окна на чердаке – распространенная практика, и мы суммировали вероятности. Окна со стороны проспекта сделали крупнее, со стороны двора меньше.
Корпус, вытянутый вдоль проспекта Бакунина, бывшей Мытнинской улице, – самый старый и самый внушительный, первой трети XIX века. Архитекторы характеризуют его как «безордерный классицизм»: он выше соседнего, имеет сводчатый подвальный ярус и состоит из отдельных лавок-секций, соединенных стенами-брандмауэрами. На каждую лавку приходится большая арка, разделенная на два этажа, окна с обеих сторон очень широкие. По-видимому, если бы Мытный двор был целиком построен по одному из первоначальных проектов, он весь был бы таким, в общих чертах, действительно, похожим на Гостиный двор.
Здесь архитекторы расчищают заложенную галерею со стороны проспекта, вычинивают белокаменный цоколь, в котором, вместо когда-то бывшего входа в подвальный ярус с улицы, устраивают окна, а лестницы с тротуара на галерею реставрируют. В первом этаже располагают офисы со входами с улицы – каждому из них также будет принадлежать подвальный этаж.
В верхнем ярусе разместятся большие двухъярусные квартиры, по одной на секцию, со входом со двора. Сложность заключалась в том, что корпуса довольно глубокие, 22 м, окна у них хоть и большие, но расположены на большом расстоянии друг от друга: на южном фасаде получаются светлые гостиные, практически со стеклом во всю стену – это в XIX-м то веке. А на дворовом северном фасаде две комнаты соединяются треугольной лоджией, которая немного, но освещает их обе. Третий этаж освещают «классические» мансардные окна и современные, встроенные в скаты кровель.
Екатерина Федорова, «Студия 44»
С задачей приспособления памятника, функция которого первоначально была иной, под жилье, мы сталкиваемся сравнительно редко, – и каждый раз это нетривиальная задача. В данном случае мы проанализировали ситуацию и сразу начали объяснять маркетологам, что невозможно из особенного сделать что-то обычное. Да и не нужно. Длительные убеждения и согласования сработали.
Мы во всем исходили из особенностей объекта. Например, исследовали своды подвалов и разместили наши лестнично-лифтовые узлы там, где своды были наиболее повреждены. Вентиляционные выходы, как мы и делаем обычно, стилизовали под дымоходы. И здесь, опять же, надо было помнить, что исторически дымоходы складывались у брандмауэров.
Мы не работали с интерьерами, но для того, чтобы проверить наши, продиктованные памятником, решения – делали монохромные макеты и расставляли в них мебель, чтобы показать заказчику.
Мы во всем исходили из особенностей объекта. Например, исследовали своды подвалов и разместили наши лестнично-лифтовые узлы там, где своды были наиболее повреждены. Вентиляционные выходы, как мы и делаем обычно, стилизовали под дымоходы. И здесь, опять же, надо было помнить, что исторически дымоходы складывались у брандмауэров.
Мы не работали с интерьерами, но для того, чтобы проверить наши, продиктованные памятником, решения – делали монохромные макеты и расставляли в них мебель, чтобы показать заказчику.
Именно первый корпус с его «секционной» планировкой блокированных лавок, выстроенных в ряд, стал отправной точкой в поиске типологии малоэтаэных домов новой части комплекса, встраиваемой в пустующую среднюю часть Мытного двора.
Второй корпус перестроен в конце XIX века: полуромантизм, полуренессанс, с кронштейнами и рустованными арками. Он чуть меньше по высоте, окна здесь меньше, а внутрь была внедрена чугунная конструкция из металлических колонн с тосканскими базами и капителями, все как мы любим в романтическом проме рубежа веков. Именно этот корпус выходит к углу и «презентует» комплекс проспекту.
Его планировка, уже однажды реконструированная, дала авторам больше свободы – здесь удалось поместить коридор, «нарезку» квартир помельче, а значит, чуть дешевле; что не помешало появлению пары квартир с собственным входом со двора и еще двух – маленьких, но двухъярусных, с внутренней лестницей, в торце.
Чугунные колонны сформировали будущий входной вестибюль, лобби перед лифтом, и заняли свое место в квартирах. В первом этаже разместился ресторан в дополнительным подвальным помещением, а слева от входа, тоже в подвале и по специальной просьбе заказчика – коньячная комната-бар.
Одно из решений, изобретенных в процессе приспособления, – арка, ведущая во двор. Она расположена на стыке двух корпусов, закрыта решеткой, запирается на ключ владельцев квартир, и все же служит «холодным» проходом. Он был необходим для того, чтобы обеспечить исторические здания, которые обладают статусом совершенно самостоятельной части комплекса и проходят, в числе прочего, согласования отдельно, всеми необходимыми возможностями, в том числе – отдельным входом.
Согласно авторскому замыслу, и совершенно справедливо, несмотря на отсутствие данных об исторических покрасках, корпуса получат различную расцветку, «эклектический» – розовато-терракотовую: как говорит Илья Сабанцев, для архитектуры конца XIX века, насыщенной деталями, как правило характерна покраска, погруженная в один тон. А «классицистический» корпус получил отличную желто-белую окраску, известную по подобным постройкам его времени.
Позволю себе заметить: в наше время реконструкции в центре города – не всегда, но нередко – формируют и недвижимость, и качество архитектурных решений, и статус – заметно более высокие, чем тот, которым, подчас, обладают исходные постройки. Тут разные причины: и цена недвижимости выше, и сам процесс согласования и работы в рамках ограничений сложнее. Здесь как раз тот случай. Если здраво посмотреть на историю Мытного двора – это был торгово-складской комплекс, не самый дорогой, небольшой, недостроенный и разномастный. Интересным, благодаря классицистическим пропорциям и масштабу, можно признать только ранний фрагмент: всего 7 секций, а на эклектический угловой корпус искусствовед старой закалки даже не посмотрел бы сквозь пенсне.
Отсюда следует два логических заключения: во-первых, проект сделан на современном уровне реставрации, исследования и внимания к историческому контексту. С равным вниманиям к разновременным частям. Он интересен деталями, к примеру, разнообразием квартир в исторических корпусах или поиском осей, как градостроительных, так и визуальных, в новой части. И в то же время привлекателен тонким, a la модерн, подходом к фасадам новых зданий: вся эта глазурованная, плитка, разные балконы, улица с магазинами и внутренние полуулицы разного формата, включая самый камерный, который тут, как будто, даже и не ждешь встретить. Во-вторых, и это тоже важно, тут мы наблюдаем явный пример джентрификации. Найден удачный, и не вполне, на данный момент, живой, фрагмент города с хорошими данными: и история, и парки, и вокзал Московский, наконец, рядом. Реставрация с ревитализацией, восстановлением утраченного, сделанные по всем правилам, в данном случае должны придать этому месту такую премиальную цену, которой здесь никогда не было.
В Петербурге много мест, которые ждут реставрации и ревитализации – пора начинать?
Планировки: