English version

Гребень Стрельны

Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.

mainImg
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt
Жюри фестиваля Зодчество присудило жилому комплексу Veren Village, спроектированному и реализованному архитекторами АБ «Остоженка» в Стрельне, высшую премию – Хрустальный Дедал. Как мы уже говорили, интересно в числе прочего то, что 3 года назад его проект уже был отмечен другой высшей наградой – премией Татлин. Вообще говоря фестиваль ежегодно раздает много дипломов, но главных премий у него всего две: одна за постройку, другая за проект. И Veren Village собрал их все. Кажется, это первый такой случай столь полного признания. Пользуемся информационным поводом, чтобы разобраться в проекте. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
Вид с противоположного берега ручья. ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Первая особенность комплекса – он малоэтажный. Причина – высотные ограничения до 10 метров, связанные с соседством федерального памятника ОКН, Константиновского дворца. Буквально через дорогу разрешены уже 15 м, а тут только 10, что дает не больше трех этажей. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Но малоэтажный в данном случае – лишь стартовая характеристика. Надо признать, что в нашем сознании существует устоявшийся образ малоэтажного ЖК: как чего-то простого и недорогого, чьи главные достоинства заключаются в невысокой плотности застройки, малой высотности и, пожалуй, всё. В данном случае это не так – попробуем разобраться, почему. 
Нам повезло – мы попали в зону, где действуют человеческие регламенты. Ограничения – очень позитивная вещь, благодаря им возникает «архитектура ниже деревьев». Должен сказать, что с малоэтажной застройкой удается поработать не так уж часто... Для нас это первый реализованный объект малоэтажного комплекса за много лет. Поэтому и задача показалась особенно интересной.

С одной стороны, мы восприняли ее как возможность поразмышлять о комфортной для человека городской среде – о ней так много говорится в последнее время. С другой стороны, формат позволил пойти на некоторые нестандартные решения. 

Не то чтобы проект был мега-экспериментальным из разряда таких, каких вовсе никогда не было. Набор современных решений предсказуем и узнаваем: кирпич ручной работы разного тона и черный фальцевый металл, террасы и камины, магазины-кафе, открытый амфитеатр и ФОК с бассейном, благоустройство дворов и берега ручья вне забора территории; дворы, разумеется, без машин. Все это – привычные составляющие «правильного» современного жилого комплекса, насыщенного вещами, привлекательными для покупателей, будущих жителей. Речь о нюансах, особенностях и находках. Их довольно много, сложно даже понять, с чего начать. Так что начнем изнутри. 

Архитекторы акцентируют внимание на структуре коммуникационных узлов в каждой секции. Во-первых, поскольку этажей – всего три, все лестницы удалось осветить дневным светом через зенитные фонари. Во-вторых – на пожелание заказчиков разместить на каждой площадке не больше пяти квартир авторы ответили специфической группировкой маршей: по две стороны от лифтовой вертикали. Лифты тоже открываются в две стороны, так что жители будут встречаться с ограниченным кругом соседей; потоки разведены, решение редкое, если не сказать, что в наших широтах уникальное, его корни – где-то в свойственном авангарду интересе к оптимальной организации внутренних пространств  . 
ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Зенитные фонари очень освежают впечатление: поднимаясь вверх, мы в буквальном смысле идем к свету. В самых крупных холлах лестницы слева и справа разделены «дождем» из подвесок, который зонирует пространство и отчасти работает как арт-объект. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тонкие белые лестничные марши в обрамлении черных металлических решеток то расходятся в стороны, то образуют барочный «прострел» вперед и вверх до третьего этажа. Пространство приобретает интригующую многоярусность, лестница из технического элемента становится способом организации впечатлений, эмоциональной составляющей. Ее полосатые обрамления рифмуются с рельефом стен; но меня больше всего очаровала белая мраморная галька под первым маршем, так и хочется запустить туда детей поиграть.

Обобщая, можно сказать, что это новое слово после того, как лестницы перестали помещать у стеклянных стен, а начали прятать в глубину жилых корпусов, экономя световой фронт для квартир. 
  • zooming
    1 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
 
Не менее важна структура комплекса в целом. Главная идея состоит в том, что он развивается градиентно: от прямого, замкнутого и в большей степени «городского» продольного корпуса на севере – к открытому «природному» контуру на юге, где территория граничит с запруженным ручьем Стрелка. Раис Баишев определяет этот вариант композиции как «гребенку». Только ряды ее «зубчиков» – вытянутые меридионально, с севера на юг, жилые корпуса – трижды сдвинуты в шахматном порядке, что позволяет соблюсти баланс замкнутости / открытости пространства. Дома ограждают и формируют дворы-скверы, но не замыкают их, оставляя визуальные «прострелы» и «воздух». Воздух, надо сказать, здесь курсирует свежайший. 
Ситуационный план. ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Северный продольный корпус нарисован прямо по линейке. С этой стороны проходят пути старого, когда-то «дачного», трамвая, на котором можно приехать из Петербурга. Параллельно путям Veren Village сформировал новую улицу – городскую, с помещениями для кафе и магазинов вдоль нее: трамвай, улица, витрины – именно что городское сочетание. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Ритейл сгруппирован по внешней границе северного корпуса, который в целом можно определить как единственный стилобатный: его «хребет» составляет один ярус надземной парковки. Парковка заглублена на несколько ступенек в землю, у нее высокий потолок и элегантное черное пространство, тонкие плоские опоры его почти не затесняют. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 1 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ритмично, на равном расстоянии друг от друга, в протяженную «балку» стилобата встроены жилые секции. Между ними на кровле парковки устроены дворы – своего рода патио, куда можно попасть из квартир 2 этажа. От внешней улицы, с севера они прикрыты стенкой техпомещений ритейла и парковки, с южной стороны подступают торцы следующего ряда жилых домов – но они не закрывают контуры патио целиком, как северные секции не закрывают полностью торцы «больших» дворов-скверов. 
План на уровне 2 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
Вид сверху на часть северного корпуса. Видны дворы на кровле парковки и стенка техпомещений, которая отгораживает их с севера. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
Двор-патио во втором уровне, на кровле парковки. ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

По внутреннему контуру корпуса-стилобата устроен ряд кладовок для жителей.

Здесь расположены и входы в северный ряд домов – все они трактованы как лоджии-пилонады, очень глубокие, метров пять – в них не только можно запросто спрятаться от дождя, снега и солнца, это еще один вид пространства: полуоткрытого, с подсветкой по вечерам. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Заметим, что такого рода галереи, типологически восходящие к античным портикам, стоям и дворикам монастырей и палаццо, – любимый прием архитекторов «Остоженки» в целом и Раиса Баишева в частности, он почти обязательно присутствует, в том или ином виде, во многих спроектированных ими жилых комплексах, больших и малых. Присутствует в разных видах, то как асимметричное вкрапление, то как фрагмент перед входом, иногда снаружи, но чаще – внутри, обогащает пространство дворов. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

В данном случае решение скорее регулярное, «античное», его можно понять как что-то среднее между портиком дома и «разорванной» городской галереей. Последнее особенно ощущается там, где пилонада самой восточной секции оформляет мини-площадь на входе/въезде, с амфитеатром на гипотенузе треугольного газона с крупной елкой, которую будет так сподручно наряжать на Новый год. Есть в этой площади что-то от метафизики де Кирико. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Входная площадь с амфитеатром, вид сверху. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что северный корпус-стилобат, действительно, формирует «городскую» тему, но двумя разными способами: на внешнем фасаде витринами магазинов, на внутреннем – пилонадами. 

Дальше происходит, согласно определению Раиса Баишева, постепенное «растворение». Так, во втором ряду домов, и более протяженных многосекционных, входы уже отмечены не пилонадами, а уступами под консолями ризалитов. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Вереницы жилых секций прорезает внутренняя улица – ее изгиб нарисован как «среднее арифметическое» между прямой линией северного корпуса и живым контуром берега ручья: улица слегка поворачивает, формируя благодаря этому ракурсы сродни тем, которые так интригуют нас в небольших европейских городах.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 3 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

В то же время архитекторы акцентируют тему «разреза»: если внутренние фасады северных секций выглядят завершенными и отчасти «парадными», хотя бы из-за симметрии ризалитов – то вдоль улицы вереницы секций как будто рассечены, дома обращены сюда силуэтами, напоминающими брандмауэры (к примеру, в Москве на Боровицкой площади можно найти один похожий брандамауэр с отсеченными углами, сейчас на нем нарисован Кутузов). 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Южный ряд домов выходит к ручью «пилой» треугольных выступов, раскрывающих торцевым квартирам максимум видов на воду и поле. И, конечно, террасами. 

Вдоль берега проходит общественная тропинка, а над водой по оси каждого двора-бульвара устроены деревянные пирсы. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Архитектурная «ткань» жилых домов изменяется-«растворяется» от городской улицы к берегу прудов примерно по той же логике, что градостроительная. Северный ряд домов выстроен в жесткий, несколько даже брутальный, ряд: силуэт внешней улицы напоминает крупные зубцы, металлические мансарды третьих этажей, вынесенные крупными консолями, тоже симметрично-зубчаты. Можно даже подумать, что они отражают планировочную «гребенку» в объеме – в то же время пластика здесь, с северной стороны кажется серьезной, даже суровой. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
На этой фотографии, сделанной при южном положении солнца, объемные зубцы мансард отбрасывают зубчатую тень вправо, тогда как планировочная «гребенка» уходит влево. Они как будто зеркалируют друг друга. ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Развертки: вверху – внешнему северному фасаду, внизу – по южному фасаду внутренней улицы. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ряды секций, уходящие вглубь, отмечены большей асимметрией, сложностью и кажущейся непредсказуемостью чередования уступов-выступов, трех цветов кирпича, стеклянных, обрамленных черным металлом лоджий. Асимметричны и металлические рамки эркеров там, где они появляются на срезах фасадов вдоль внутренней улицы. Так что если северный объем ориентирован на симметрию и ритмическую повторяемость, все остальные дома во внутреннем пространстве комплекса как будто слегка «раскачиваются», они менее «напряжены» – в этом тоже есть и пластический, и эмоциональный нюанс. 
План кровли. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Все эти живописные тонкости, подчас не сразу осознаваемые на месте, взвешены и просчитаны. 
cic =

Елена Копытова, главный архитектор проекта Veren Village, АБ «Остоженка»

Это один из любимых наших проектов, и работали мы над ним тщательно, в несколько этапов: поэтому в авторском коллективе три списка. Уточняли, прорисовывали. 

Разнообразие впечатлений было одной из наших задач. Мы аккуратно чередовали оттенки кирпича – вначале планировалось, что кирпич будет более ярким, красным, белым и черным, но потом остановились на более сдержанных естественных оттенках и рукотворной фактуре. К примеру, если один двор у нас замкнут светло-бежевым домом, то другой красным, терракотовым, следующий темным, и так далее. На фасадах протяженных секций цвета также чередуются. 

Достаточно много внимания уделено благоустройству: во всех дворах у нас разные детские площадки – и разные деревья. Деревья не повторяются, так что можно говорить «двор клена», «двор сосен», берез... 

Деревья действительно разные, хотя им еще требуется разрастись. Впрочем, благоустройство тоже аккуратно прорисовано и радует само по себе. Для него, к слову, характерно отсутствие извилистых дорожек, а вот пересекающихся под углом прямых довольно много. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»

Детские площадки тоже разные, что даст возможность гулять между дворами, поскольку внутри, для жителей, все открыто. Горка-«слон» во дворе с каштанами, кажется, вне конкуренции...
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Хочется сказать еще о двух особенностях. Первая – балконы и террасы, разного рода промежуточные пространства, дополняющие собственно квартиры. Их здесь прямо-таки неожиданно много, всех видов. В наше время популярны палисадники при квартирах первых этажей, но как правило если их делают, то фрагментарно, не везде. В Veren Village палисадники превратились в слегка приподнятые над уровнем двора террасы, то есть обитателям квартир не потребуется стричь свою траву или разводить цветы. Зато такие террасы – повсюду, везде, практически, где можно выйти из первого этажа. Их деревянные ограждения перемежаются габионами, они обрамляют дворы, существенно влияют на восприятие пространства. У квартир вторых этажей, которые выходят на патио на кровле стилобата, тоже есть такие собственные террасы. 

Далее – стеклянные вертикали «финских балконов» выдвинуты на полтора метра вперед, к ним примыкают решетки открытых балконов, во 2 этаже больших, в 3 совсем маленьких.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Из любой квартиры куда-нибудь, да можно выйти, и в то же время стеклянные вертикали – иногда они доходят до земли, иногда нет, иногда отчеркнуты боковой стенкой, стенкой, иногда нет, – формируют вместе с ризалитами-консолями очень не-плоские, активные фасады: их материя почти целиком состоит из уступов и выступов, как будто стремится сделать шаг «дальше, дальше...». 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Что балкон – это средство пластический выразительности, гибридное пространство между внутри и снаружи, архитекторы поняли давно. Но, кажется, давно их не использовали с такой полной выкладкой.  

Другая тема – мансарды. Известно, что заказчики их любят, а архитекторы не очень, из-за сходства с «османовским» бидермайером. Еще известно, что в малоэтажке лет уже 10 как принято облицовывать нижние этажи кирпичом, верхние фальцевым металлом, чаще черным, ну или зеленым цвета окисленной меди. Те, кто не боится бидермайера или даже стремится к нему, делают форму мансард обычной: внизу крутой, почти вертикальный скат, вверху пологая двускатная крыша, как в Париже. Другие облицовывают мансардную часть вертикально, как стену, только металлическую.

Здесь предложен третий вариант, он исходит их трех предпосылок: 1. одним из условий, записанных в ПЗЗ было наличие в проекте скатных кровель; 2. из третьих этажей лучшие виды, а еще там – дровяные камины, это лучшие квартиры, площадь в них было бы правильно сделать побольше; 3. «Остоженка» не очень любит скатные кровли.

Из стечения этих обстоятельств получилось вот что. Третьи этажи в некоторых секциях, особенно на севере, вынесены консолями. Они черные, металлические, брутально очерчены и напоминают грибы-чаги, этакие наросты на респектабельном теле кирпичных домов. «Мансардные» окна вынесены вперед: на севере к общей консоли, в остальных домах вместе с выступами стеклянных объемов; в других местах металлическая плоскость выведена заподлицо с фасадом. Во всех случаях перепады между скатными кровлями и выносами «мансардных окон» очень энергичные, они дают все ту же «гребенку в объеме» – и совершенно чужды османовской «милоты». Мне кажется, здесь найден несколько новый, скульптурный и брутальный подход в к мансардным этажам, и он опирается не столько на исторические прообразы, сколько на более жесткую образность, которую дает фальцевый металл. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И еще металл ведет себя по-разному, следуя все той же идее градиентного растворения: на севере нависает консолями, в центральной части чередуется и наползает, иногда, на фасады пятнами, прорастает эркерами, а на юге над ручьем отступает от края балконами. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И наконец, участок скошенной формы, образованный изгибом ручья в сочетании с ортогональной, в целом, планировкой жилых домов занимает ФОК с бассейном, спортзалом, стадионом на кровле и детскими секциями. Предполагается, что он будет открыт не только для жителей. Его здание определенно берет на себя роль «знакового уникального объекта» – оно разительно отличается от всех жилых секций. Они раздроблены балконами и ризалитами, на 2/3 покрыты кирпичом естественных оттенков ручной работы – объем ФОКа образован широкими плоскостями под углом и подчинен вертикальным ламелям. Раис Баишев как-то навал его «дом-стелс», вспомнив, вероятно, этот. Но вспоминается и Luxury Village.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут главное – цельная скульптурная форма. Она контрастна жилым домам, оттеняет их, подчеркивает отличие функции и насыщенность среды, как впечатлениями, так и типологически. Сразу ощущаешь, что пространство не деревенское, а именно городское, если в нем может присутствовать такой объект. 
  • zooming
    1 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 7
    Фасад ФОКа. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    7 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Кортеновые фасады – решение не архитекторов, а заказчиков. Первоначально предполагалось, что поверхность ФОКа будет имитировать дерево и перекликаться как с деревянными заборчиками террас, так и со вставками фасадов. В итоге заборчики остались, кортеновую облицовку архитекторы приняли – даже одобрили. А деревянные вставки фасадов, тоже по решению девелопера, заменили цементом с фактурной рукотворной имитацией дерева. Авторам этот вариант нравится меньше запланированных первоначально композитных панелей – но мне кажется, что он неплох, немного перекликается даже с рельефами советского модернизма. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обобщая, повторим: Veren Village на первый взгляд может показаться «очередной малоэтажкой», выполненной согласно правилам современной урбанистики – в удачном тихом месте, с правильным набором функций и радостей жизни, таких как террасы, камины, двухъярусные квартиры, речка, пирсы, магазины, даже трамвай; все в шаговой доступности. Между тем в проекте можно увидеть образцовый вариант развития среды из «пригородной» в «городскую», ненавязчивый, переходный, не такой громкий и крупный, как большинство новых ЖК. Одна из проблем современной застройки края города – в ее жесткой контрастности, когда на месте деревенской среды сразу появляется высокоплотная, 14-ти, если не 22-этажные кварталы, этакие ящики, за которыми, сразу – поле. Эта проблема обсуждалась еще и в советское время, когда края городов застраивали типовыми сериями, но она актуальна и сейчас. Veren Village дает пример противоположного подхода, поскольку это попытка продумать, нарисовать и реализовать пример «плавного» срастания – если не сказать «смычки» – города и деревни.

У этой задачи есть одно интересное последствие. Функциональное наполнение, благоустройство и прочие урбанистические идеалы теперь уже настолько навязли в зубах, что и упоминать не хочется, достаточно сказать, что они тут во многом реализованы. Интересно, как была решена в этих, довольно благоприятных, условиях пластическая, архитектурная задача. И мне кажется, что, поставив перед собой цель создать «градиент», этакий переход по Гауссу, между городской и природной средой, архитекторы попутно сформировали некий сплав идеалов модернизма и средового историзма, условно говоря, города-сада и провинциального североитальянского городка с его миксом готики и Ренессанса. А чего еще ждать от «Остоженки», которая начала с исследования принципов парцелляции исторического города XIX века и дала нам сколько-то примеров чистой современной формы. 
  • zooming
    1 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    6 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt

28 Октября 2022

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.