English version

Гребень Стрельны

Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.

mainImg
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt
Жюри фестиваля Зодчество присудило жилому комплексу Veren Village, спроектированному и реализованному архитекторами АБ «Остоженка» в Стрельне, высшую премию – Хрустальный Дедал. Как мы уже говорили, интересно в числе прочего то, что 3 года назад его проект уже был отмечен другой высшей наградой – премией Татлин. Вообще говоря фестиваль ежегодно раздает много дипломов, но главных премий у него всего две: одна за постройку, другая за проект. И Veren Village собрал их все. Кажется, это первый такой случай столь полного признания. Пользуемся информационным поводом, чтобы разобраться в проекте. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
Вид с противоположного берега ручья. ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Первая особенность комплекса – он малоэтажный. Причина – высотные ограничения до 10 метров, связанные с соседством федерального памятника ОКН, Константиновского дворца. Буквально через дорогу разрешены уже 15 м, а тут только 10, что дает не больше трех этажей. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Но малоэтажный в данном случае – лишь стартовая характеристика. Надо признать, что в нашем сознании существует устоявшийся образ малоэтажного ЖК: как чего-то простого и недорогого, чьи главные достоинства заключаются в невысокой плотности застройки, малой высотности и, пожалуй, всё. В данном случае это не так – попробуем разобраться, почему. 
Нам повезло – мы попали в зону, где действуют человеческие регламенты. Ограничения – очень позитивная вещь, благодаря им возникает «архитектура ниже деревьев». Должен сказать, что с малоэтажной застройкой удается поработать не так уж часто... Для нас это первый реализованный объект малоэтажного комплекса за много лет. Поэтому и задача показалась особенно интересной.

С одной стороны, мы восприняли ее как возможность поразмышлять о комфортной для человека городской среде – о ней так много говорится в последнее время. С другой стороны, формат позволил пойти на некоторые нестандартные решения. 

Не то чтобы проект был мега-экспериментальным из разряда таких, каких вовсе никогда не было. Набор современных решений предсказуем и узнаваем: кирпич ручной работы разного тона и черный фальцевый металл, террасы и камины, магазины-кафе, открытый амфитеатр и ФОК с бассейном, благоустройство дворов и берега ручья вне забора территории; дворы, разумеется, без машин. Все это – привычные составляющие «правильного» современного жилого комплекса, насыщенного вещами, привлекательными для покупателей, будущих жителей. Речь о нюансах, особенностях и находках. Их довольно много, сложно даже понять, с чего начать. Так что начнем изнутри. 

Архитекторы акцентируют внимание на структуре коммуникационных узлов в каждой секции. Во-первых, поскольку этажей – всего три, все лестницы удалось осветить дневным светом через зенитные фонари. Во-вторых – на пожелание заказчиков разместить на каждой площадке не больше пяти квартир авторы ответили специфической группировкой маршей: по две стороны от лифтовой вертикали. Лифты тоже открываются в две стороны, так что жители будут встречаться с ограниченным кругом соседей; потоки разведены, решение редкое, если не сказать, что в наших широтах уникальное, его корни – где-то в свойственном авангарду интересе к оптимальной организации внутренних пространств  . 
ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Зенитные фонари очень освежают впечатление: поднимаясь вверх, мы в буквальном смысле идем к свету. В самых крупных холлах лестницы слева и справа разделены «дождем» из подвесок, который зонирует пространство и отчасти работает как арт-объект. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тонкие белые лестничные марши в обрамлении черных металлических решеток то расходятся в стороны, то образуют барочный «прострел» вперед и вверх до третьего этажа. Пространство приобретает интригующую многоярусность, лестница из технического элемента становится способом организации впечатлений, эмоциональной составляющей. Ее полосатые обрамления рифмуются с рельефом стен; но меня больше всего очаровала белая мраморная галька под первым маршем, так и хочется запустить туда детей поиграть.

Обобщая, можно сказать, что это новое слово после того, как лестницы перестали помещать у стеклянных стен, а начали прятать в глубину жилых корпусов, экономя световой фронт для квартир. 
  • zooming
    1 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
 
Не менее важна структура комплекса в целом. Главная идея состоит в том, что он развивается градиентно: от прямого, замкнутого и в большей степени «городского» продольного корпуса на севере – к открытому «природному» контуру на юге, где территория граничит с запруженным ручьем Стрелка. Раис Баишев определяет этот вариант композиции как «гребенку». Только ряды ее «зубчиков» – вытянутые меридионально, с севера на юг, жилые корпуса – трижды сдвинуты в шахматном порядке, что позволяет соблюсти баланс замкнутости / открытости пространства. Дома ограждают и формируют дворы-скверы, но не замыкают их, оставляя визуальные «прострелы» и «воздух». Воздух, надо сказать, здесь курсирует свежайший. 
Ситуационный план. ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Северный продольный корпус нарисован прямо по линейке. С этой стороны проходят пути старого, когда-то «дачного», трамвая, на котором можно приехать из Петербурга. Параллельно путям Veren Village сформировал новую улицу – городскую, с помещениями для кафе и магазинов вдоль нее: трамвай, улица, витрины – именно что городское сочетание. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Ритейл сгруппирован по внешней границе северного корпуса, который в целом можно определить как единственный стилобатный: его «хребет» составляет один ярус надземной парковки. Парковка заглублена на несколько ступенек в землю, у нее высокий потолок и элегантное черное пространство, тонкие плоские опоры его почти не затесняют. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 1 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ритмично, на равном расстоянии друг от друга, в протяженную «балку» стилобата встроены жилые секции. Между ними на кровле парковки устроены дворы – своего рода патио, куда можно попасть из квартир 2 этажа. От внешней улицы, с севера они прикрыты стенкой техпомещений ритейла и парковки, с южной стороны подступают торцы следующего ряда жилых домов – но они не закрывают контуры патио целиком, как северные секции не закрывают полностью торцы «больших» дворов-скверов. 
План на уровне 2 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
Вид сверху на часть северного корпуса. Видны дворы на кровле парковки и стенка техпомещений, которая отгораживает их с севера. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
Двор-патио во втором уровне, на кровле парковки. ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

По внутреннему контуру корпуса-стилобата устроен ряд кладовок для жителей.

Здесь расположены и входы в северный ряд домов – все они трактованы как лоджии-пилонады, очень глубокие, метров пять – в них не только можно запросто спрятаться от дождя, снега и солнца, это еще один вид пространства: полуоткрытого, с подсветкой по вечерам. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Заметим, что такого рода галереи, типологически восходящие к античным портикам, стоям и дворикам монастырей и палаццо, – любимый прием архитекторов «Остоженки» в целом и Раиса Баишева в частности, он почти обязательно присутствует, в том или ином виде, во многих спроектированных ими жилых комплексах, больших и малых. Присутствует в разных видах, то как асимметричное вкрапление, то как фрагмент перед входом, иногда снаружи, но чаще – внутри, обогащает пространство дворов. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

В данном случае решение скорее регулярное, «античное», его можно понять как что-то среднее между портиком дома и «разорванной» городской галереей. Последнее особенно ощущается там, где пилонада самой восточной секции оформляет мини-площадь на входе/въезде, с амфитеатром на гипотенузе треугольного газона с крупной елкой, которую будет так сподручно наряжать на Новый год. Есть в этой площади что-то от метафизики де Кирико. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Входная площадь с амфитеатром, вид сверху. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что северный корпус-стилобат, действительно, формирует «городскую» тему, но двумя разными способами: на внешнем фасаде витринами магазинов, на внутреннем – пилонадами. 

Дальше происходит, согласно определению Раиса Баишева, постепенное «растворение». Так, во втором ряду домов, и более протяженных многосекционных, входы уже отмечены не пилонадами, а уступами под консолями ризалитов. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Вереницы жилых секций прорезает внутренняя улица – ее изгиб нарисован как «среднее арифметическое» между прямой линией северного корпуса и живым контуром берега ручья: улица слегка поворачивает, формируя благодаря этому ракурсы сродни тем, которые так интригуют нас в небольших европейских городах.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 3 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

В то же время архитекторы акцентируют тему «разреза»: если внутренние фасады северных секций выглядят завершенными и отчасти «парадными», хотя бы из-за симметрии ризалитов – то вдоль улицы вереницы секций как будто рассечены, дома обращены сюда силуэтами, напоминающими брандмауэры (к примеру, в Москве на Боровицкой площади можно найти один похожий брандамауэр с отсеченными углами, сейчас на нем нарисован Кутузов). 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Южный ряд домов выходит к ручью «пилой» треугольных выступов, раскрывающих торцевым квартирам максимум видов на воду и поле. И, конечно, террасами. 

Вдоль берега проходит общественная тропинка, а над водой по оси каждого двора-бульвара устроены деревянные пирсы. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Архитектурная «ткань» жилых домов изменяется-«растворяется» от городской улицы к берегу прудов примерно по той же логике, что градостроительная. Северный ряд домов выстроен в жесткий, несколько даже брутальный, ряд: силуэт внешней улицы напоминает крупные зубцы, металлические мансарды третьих этажей, вынесенные крупными консолями, тоже симметрично-зубчаты. Можно даже подумать, что они отражают планировочную «гребенку» в объеме – в то же время пластика здесь, с северной стороны кажется серьезной, даже суровой. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
На этой фотографии, сделанной при южном положении солнца, объемные зубцы мансард отбрасывают зубчатую тень вправо, тогда как планировочная «гребенка» уходит влево. Они как будто зеркалируют друг друга. ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Развертки: вверху – внешнему северному фасаду, внизу – по южному фасаду внутренней улицы. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ряды секций, уходящие вглубь, отмечены большей асимметрией, сложностью и кажущейся непредсказуемостью чередования уступов-выступов, трех цветов кирпича, стеклянных, обрамленных черным металлом лоджий. Асимметричны и металлические рамки эркеров там, где они появляются на срезах фасадов вдоль внутренней улицы. Так что если северный объем ориентирован на симметрию и ритмическую повторяемость, все остальные дома во внутреннем пространстве комплекса как будто слегка «раскачиваются», они менее «напряжены» – в этом тоже есть и пластический, и эмоциональный нюанс. 
План кровли. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Все эти живописные тонкости, подчас не сразу осознаваемые на месте, взвешены и просчитаны. 
cic =

Елена Копытова, главный архитектор проекта Veren Village, АБ «Остоженка»

Это один из любимых наших проектов, и работали мы над ним тщательно, в несколько этапов: поэтому в авторском коллективе три списка. Уточняли, прорисовывали. 

Разнообразие впечатлений было одной из наших задач. Мы аккуратно чередовали оттенки кирпича – вначале планировалось, что кирпич будет более ярким, красным, белым и черным, но потом остановились на более сдержанных естественных оттенках и рукотворной фактуре. К примеру, если один двор у нас замкнут светло-бежевым домом, то другой красным, терракотовым, следующий темным, и так далее. На фасадах протяженных секций цвета также чередуются. 

Достаточно много внимания уделено благоустройству: во всех дворах у нас разные детские площадки – и разные деревья. Деревья не повторяются, так что можно говорить «двор клена», «двор сосен», берез... 

Деревья действительно разные, хотя им еще требуется разрастись. Впрочем, благоустройство тоже аккуратно прорисовано и радует само по себе. Для него, к слову, характерно отсутствие извилистых дорожек, а вот пересекающихся под углом прямых довольно много. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»

Детские площадки тоже разные, что даст возможность гулять между дворами, поскольку внутри, для жителей, все открыто. Горка-«слон» во дворе с каштанами, кажется, вне конкуренции...
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Хочется сказать еще о двух особенностях. Первая – балконы и террасы, разного рода промежуточные пространства, дополняющие собственно квартиры. Их здесь прямо-таки неожиданно много, всех видов. В наше время популярны палисадники при квартирах первых этажей, но как правило если их делают, то фрагментарно, не везде. В Veren Village палисадники превратились в слегка приподнятые над уровнем двора террасы, то есть обитателям квартир не потребуется стричь свою траву или разводить цветы. Зато такие террасы – повсюду, везде, практически, где можно выйти из первого этажа. Их деревянные ограждения перемежаются габионами, они обрамляют дворы, существенно влияют на восприятие пространства. У квартир вторых этажей, которые выходят на патио на кровле стилобата, тоже есть такие собственные террасы. 

Далее – стеклянные вертикали «финских балконов» выдвинуты на полтора метра вперед, к ним примыкают решетки открытых балконов, во 2 этаже больших, в 3 совсем маленьких.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Из любой квартиры куда-нибудь, да можно выйти, и в то же время стеклянные вертикали – иногда они доходят до земли, иногда нет, иногда отчеркнуты боковой стенкой, стенкой, иногда нет, – формируют вместе с ризалитами-консолями очень не-плоские, активные фасады: их материя почти целиком состоит из уступов и выступов, как будто стремится сделать шаг «дальше, дальше...». 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Что балкон – это средство пластический выразительности, гибридное пространство между внутри и снаружи, архитекторы поняли давно. Но, кажется, давно их не использовали с такой полной выкладкой.  

Другая тема – мансарды. Известно, что заказчики их любят, а архитекторы не очень, из-за сходства с «османовским» бидермайером. Еще известно, что в малоэтажке лет уже 10 как принято облицовывать нижние этажи кирпичом, верхние фальцевым металлом, чаще черным, ну или зеленым цвета окисленной меди. Те, кто не боится бидермайера или даже стремится к нему, делают форму мансард обычной: внизу крутой, почти вертикальный скат, вверху пологая двускатная крыша, как в Париже. Другие облицовывают мансардную часть вертикально, как стену, только металлическую.

Здесь предложен третий вариант, он исходит их трех предпосылок: 1. одним из условий, записанных в ПЗЗ было наличие в проекте скатных кровель; 2. из третьих этажей лучшие виды, а еще там – дровяные камины, это лучшие квартиры, площадь в них было бы правильно сделать побольше; 3. «Остоженка» не очень любит скатные кровли.

Из стечения этих обстоятельств получилось вот что. Третьи этажи в некоторых секциях, особенно на севере, вынесены консолями. Они черные, металлические, брутально очерчены и напоминают грибы-чаги, этакие наросты на респектабельном теле кирпичных домов. «Мансардные» окна вынесены вперед: на севере к общей консоли, в остальных домах вместе с выступами стеклянных объемов; в других местах металлическая плоскость выведена заподлицо с фасадом. Во всех случаях перепады между скатными кровлями и выносами «мансардных окон» очень энергичные, они дают все ту же «гребенку в объеме» – и совершенно чужды османовской «милоты». Мне кажется, здесь найден несколько новый, скульптурный и брутальный подход в к мансардным этажам, и он опирается не столько на исторические прообразы, сколько на более жесткую образность, которую дает фальцевый металл. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И еще металл ведет себя по-разному, следуя все той же идее градиентного растворения: на севере нависает консолями, в центральной части чередуется и наползает, иногда, на фасады пятнами, прорастает эркерами, а на юге над ручьем отступает от края балконами. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И наконец, участок скошенной формы, образованный изгибом ручья в сочетании с ортогональной, в целом, планировкой жилых домов занимает ФОК с бассейном, спортзалом, стадионом на кровле и детскими секциями. Предполагается, что он будет открыт не только для жителей. Его здание определенно берет на себя роль «знакового уникального объекта» – оно разительно отличается от всех жилых секций. Они раздроблены балконами и ризалитами, на 2/3 покрыты кирпичом естественных оттенков ручной работы – объем ФОКа образован широкими плоскостями под углом и подчинен вертикальным ламелям. Раис Баишев как-то навал его «дом-стелс», вспомнив, вероятно, этот. Но вспоминается и Luxury Village.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут главное – цельная скульптурная форма. Она контрастна жилым домам, оттеняет их, подчеркивает отличие функции и насыщенность среды, как впечатлениями, так и типологически. Сразу ощущаешь, что пространство не деревенское, а именно городское, если в нем может присутствовать такой объект. 
  • zooming
    1 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 7
    Фасад ФОКа. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    7 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Кортеновые фасады – решение не архитекторов, а заказчиков. Первоначально предполагалось, что поверхность ФОКа будет имитировать дерево и перекликаться как с деревянными заборчиками террас, так и со вставками фасадов. В итоге заборчики остались, кортеновую облицовку архитекторы приняли – даже одобрили. А деревянные вставки фасадов, тоже по решению девелопера, заменили цементом с фактурной рукотворной имитацией дерева. Авторам этот вариант нравится меньше запланированных первоначально композитных панелей – но мне кажется, что он неплох, немного перекликается даже с рельефами советского модернизма. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обобщая, повторим: Veren Village на первый взгляд может показаться «очередной малоэтажкой», выполненной согласно правилам современной урбанистики – в удачном тихом месте, с правильным набором функций и радостей жизни, таких как террасы, камины, двухъярусные квартиры, речка, пирсы, магазины, даже трамвай; все в шаговой доступности. Между тем в проекте можно увидеть образцовый вариант развития среды из «пригородной» в «городскую», ненавязчивый, переходный, не такой громкий и крупный, как большинство новых ЖК. Одна из проблем современной застройки края города – в ее жесткой контрастности, когда на месте деревенской среды сразу появляется высокоплотная, 14-ти, если не 22-этажные кварталы, этакие ящики, за которыми, сразу – поле. Эта проблема обсуждалась еще и в советское время, когда края городов застраивали типовыми сериями, но она актуальна и сейчас. Veren Village дает пример противоположного подхода, поскольку это попытка продумать, нарисовать и реализовать пример «плавного» срастания – если не сказать «смычки» – города и деревни.

У этой задачи есть одно интересное последствие. Функциональное наполнение, благоустройство и прочие урбанистические идеалы теперь уже настолько навязли в зубах, что и упоминать не хочется, достаточно сказать, что они тут во многом реализованы. Интересно, как была решена в этих, довольно благоприятных, условиях пластическая, архитектурная задача. И мне кажется, что, поставив перед собой цель создать «градиент», этакий переход по Гауссу, между городской и природной средой, архитекторы попутно сформировали некий сплав идеалов модернизма и средового историзма, условно говоря, города-сада и провинциального североитальянского городка с его миксом готики и Ренессанса. А чего еще ждать от «Остоженки», которая начала с исследования принципов парцелляции исторического города XIX века и дала нам сколько-то примеров чистой современной формы. 
  • zooming
    1 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    6 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt

28 Октября 2022

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.