English version

Гребень Стрельны

Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.

mainImg
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt
Жюри фестиваля Зодчество присудило жилому комплексу Veren Village, спроектированному и реализованному архитекторами АБ «Остоженка» в Стрельне, высшую премию – Хрустальный Дедал. Как мы уже говорили, интересно в числе прочего то, что 3 года назад его проект уже был отмечен другой высшей наградой – премией Татлин. Вообще говоря фестиваль ежегодно раздает много дипломов, но главных премий у него всего две: одна за постройку, другая за проект. И Veren Village собрал их все. Кажется, это первый такой случай столь полного признания. Пользуемся информационным поводом, чтобы разобраться в проекте. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
Вид с противоположного берега ручья. ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Первая особенность комплекса – он малоэтажный. Причина – высотные ограничения до 10 метров, связанные с соседством федерального памятника ОКН, Константиновского дворца. Буквально через дорогу разрешены уже 15 м, а тут только 10, что дает не больше трех этажей. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Но малоэтажный в данном случае – лишь стартовая характеристика. Надо признать, что в нашем сознании существует устоявшийся образ малоэтажного ЖК: как чего-то простого и недорогого, чьи главные достоинства заключаются в невысокой плотности застройки, малой высотности и, пожалуй, всё. В данном случае это не так – попробуем разобраться, почему. 
Нам повезло – мы попали в зону, где действуют человеческие регламенты. Ограничения – очень позитивная вещь, благодаря им возникает «архитектура ниже деревьев». Должен сказать, что с малоэтажной застройкой удается поработать не так уж часто... Для нас это первый реализованный объект малоэтажного комплекса за много лет. Поэтому и задача показалась особенно интересной.

С одной стороны, мы восприняли ее как возможность поразмышлять о комфортной для человека городской среде – о ней так много говорится в последнее время. С другой стороны, формат позволил пойти на некоторые нестандартные решения. 

Не то чтобы проект был мега-экспериментальным из разряда таких, каких вовсе никогда не было. Набор современных решений предсказуем и узнаваем: кирпич ручной работы разного тона и черный фальцевый металл, террасы и камины, магазины-кафе, открытый амфитеатр и ФОК с бассейном, благоустройство дворов и берега ручья вне забора территории; дворы, разумеется, без машин. Все это – привычные составляющие «правильного» современного жилого комплекса, насыщенного вещами, привлекательными для покупателей, будущих жителей. Речь о нюансах, особенностях и находках. Их довольно много, сложно даже понять, с чего начать. Так что начнем изнутри. 

Архитекторы акцентируют внимание на структуре коммуникационных узлов в каждой секции. Во-первых, поскольку этажей – всего три, все лестницы удалось осветить дневным светом через зенитные фонари. Во-вторых – на пожелание заказчиков разместить на каждой площадке не больше пяти квартир авторы ответили специфической группировкой маршей: по две стороны от лифтовой вертикали. Лифты тоже открываются в две стороны, так что жители будут встречаться с ограниченным кругом соседей; потоки разведены, решение редкое, если не сказать, что в наших широтах уникальное, его корни – где-то в свойственном авангарду интересе к оптимальной организации внутренних пространств  . 
ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Зенитные фонари очень освежают впечатление: поднимаясь вверх, мы в буквальном смысле идем к свету. В самых крупных холлах лестницы слева и справа разделены «дождем» из подвесок, который зонирует пространство и отчасти работает как арт-объект. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тонкие белые лестничные марши в обрамлении черных металлических решеток то расходятся в стороны, то образуют барочный «прострел» вперед и вверх до третьего этажа. Пространство приобретает интригующую многоярусность, лестница из технического элемента становится способом организации впечатлений, эмоциональной составляющей. Ее полосатые обрамления рифмуются с рельефом стен; но меня больше всего очаровала белая мраморная галька под первым маршем, так и хочется запустить туда детей поиграть.

Обобщая, можно сказать, что это новое слово после того, как лестницы перестали помещать у стеклянных стен, а начали прятать в глубину жилых корпусов, экономя световой фронт для квартир. 
  • zooming
    1 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 8
    Входная группа. ЖЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
 
Не менее важна структура комплекса в целом. Главная идея состоит в том, что он развивается градиентно: от прямого, замкнутого и в большей степени «городского» продольного корпуса на севере – к открытому «природному» контуру на юге, где территория граничит с запруженным ручьем Стрелка. Раис Баишев определяет этот вариант композиции как «гребенку». Только ряды ее «зубчиков» – вытянутые меридионально, с севера на юг, жилые корпуса – трижды сдвинуты в шахматном порядке, что позволяет соблюсти баланс замкнутости / открытости пространства. Дома ограждают и формируют дворы-скверы, но не замыкают их, оставляя визуальные «прострелы» и «воздух». Воздух, надо сказать, здесь курсирует свежайший. 
Ситуационный план. ЖК «Veren Village». Проект, 2017
© АБ Остоженка

Северный продольный корпус нарисован прямо по линейке. С этой стороны проходят пути старого, когда-то «дачного», трамвая, на котором можно приехать из Петербурга. Параллельно путям Veren Village сформировал новую улицу – городскую, с помещениями для кафе и магазинов вдоль нее: трамвай, улица, витрины – именно что городское сочетание. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Ритейл сгруппирован по внешней границе северного корпуса, который в целом можно определить как единственный стилобатный: его «хребет» составляет один ярус надземной парковки. Парковка заглублена на несколько ступенек в землю, у нее высокий потолок и элегантное черное пространство, тонкие плоские опоры его почти не затесняют. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 1 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ритмично, на равном расстоянии друг от друга, в протяженную «балку» стилобата встроены жилые секции. Между ними на кровле парковки устроены дворы – своего рода патио, куда можно попасть из квартир 2 этажа. От внешней улицы, с севера они прикрыты стенкой техпомещений ритейла и парковки, с южной стороны подступают торцы следующего ряда жилых домов – но они не закрывают контуры патио целиком, как северные секции не закрывают полностью торцы «больших» дворов-скверов. 
План на уровне 2 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
Вид сверху на часть северного корпуса. Видны дворы на кровле парковки и стенка техпомещений, которая отгораживает их с севера. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
Двор-патио во втором уровне, на кровле парковки. ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

По внутреннему контуру корпуса-стилобата устроен ряд кладовок для жителей.

Здесь расположены и входы в северный ряд домов – все они трактованы как лоджии-пилонады, очень глубокие, метров пять – в них не только можно запросто спрятаться от дождя, снега и солнца, это еще один вид пространства: полуоткрытого, с подсветкой по вечерам. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Заметим, что такого рода галереи, типологически восходящие к античным портикам, стоям и дворикам монастырей и палаццо, – любимый прием архитекторов «Остоженки» в целом и Раиса Баишева в частности, он почти обязательно присутствует, в том или ином виде, во многих спроектированных ими жилых комплексах, больших и малых. Присутствует в разных видах, то как асимметричное вкрапление, то как фрагмент перед входом, иногда снаружи, но чаще – внутри, обогащает пространство дворов. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

В данном случае решение скорее регулярное, «античное», его можно понять как что-то среднее между портиком дома и «разорванной» городской галереей. Последнее особенно ощущается там, где пилонада самой восточной секции оформляет мини-площадь на входе/въезде, с амфитеатром на гипотенузе треугольного газона с крупной елкой, которую будет так сподручно наряжать на Новый год. Есть в этой площади что-то от метафизики де Кирико. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Входная площадь с амфитеатром, вид сверху. ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что северный корпус-стилобат, действительно, формирует «городскую» тему, но двумя разными способами: на внешнем фасаде витринами магазинов, на внутреннем – пилонадами. 

Дальше происходит, согласно определению Раиса Баишева, постепенное «растворение». Так, во втором ряду домов, и более протяженных многосекционных, входы уже отмечены не пилонадами, а уступами под консолями ризалитов. 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Вереницы жилых секций прорезает внутренняя улица – ее изгиб нарисован как «среднее арифметическое» между прямой линией северного корпуса и живым контуром берега ручья: улица слегка поворачивает, формируя благодаря этому ракурсы сродни тем, которые так интригуют нас в небольших европейских городах.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
План на уровне 3 этажа. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

В то же время архитекторы акцентируют тему «разреза»: если внутренние фасады северных секций выглядят завершенными и отчасти «парадными», хотя бы из-за симметрии ризалитов – то вдоль улицы вереницы секций как будто рассечены, дома обращены сюда силуэтами, напоминающими брандмауэры (к примеру, в Москве на Боровицкой площади можно найти один похожий брандамауэр с отсеченными углами, сейчас на нем нарисован Кутузов). 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Южный ряд домов выходит к ручью «пилой» треугольных выступов, раскрывающих торцевым квартирам максимум видов на воду и поле. И, конечно, террасами. 

Вдоль берега проходит общественная тропинка, а над водой по оси каждого двора-бульвара устроены деревянные пирсы. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Архитектурная «ткань» жилых домов изменяется-«растворяется» от городской улицы к берегу прудов примерно по той же логике, что градостроительная. Северный ряд домов выстроен в жесткий, несколько даже брутальный, ряд: силуэт внешней улицы напоминает крупные зубцы, металлические мансарды третьих этажей, вынесенные крупными консолями, тоже симметрично-зубчаты. Можно даже подумать, что они отражают планировочную «гребенку» в объеме – в то же время пластика здесь, с северной стороны кажется серьезной, даже суровой. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
На этой фотографии, сделанной при южном положении солнца, объемные зубцы мансард отбрасывают зубчатую тень вправо, тогда как планировочная «гребенка» уходит влево. Они как будто зеркалируют друг друга. ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
Развертки: вверху – внешнему северному фасаду, внизу – по южному фасаду внутренней улицы. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка

Ряды секций, уходящие вглубь, отмечены большей асимметрией, сложностью и кажущейся непредсказуемостью чередования уступов-выступов, трех цветов кирпича, стеклянных, обрамленных черным металлом лоджий. Асимметричны и металлические рамки эркеров там, где они появляются на срезах фасадов вдоль внутренней улицы. Так что если северный объем ориентирован на симметрию и ритмическую повторяемость, все остальные дома во внутреннем пространстве комплекса как будто слегка «раскачиваются», они менее «напряжены» – в этом тоже есть и пластический, и эмоциональный нюанс. 
План кровли. ЖК «Veren Village»
© АБ Остоженка
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Все эти живописные тонкости, подчас не сразу осознаваемые на месте, взвешены и просчитаны. 
cic =

Елена Копытова, главный архитектор проекта Veren Village, АБ «Остоженка»

Это один из любимых наших проектов, и работали мы над ним тщательно, в несколько этапов: поэтому в авторском коллективе три списка. Уточняли, прорисовывали. 

Разнообразие впечатлений было одной из наших задач. Мы аккуратно чередовали оттенки кирпича – вначале планировалось, что кирпич будет более ярким, красным, белым и черным, но потом остановились на более сдержанных естественных оттенках и рукотворной фактуре. К примеру, если один двор у нас замкнут светло-бежевым домом, то другой красным, терракотовым, следующий темным, и так далее. На фасадах протяженных секций цвета также чередуются. 

Достаточно много внимания уделено благоустройству: во всех дворах у нас разные детские площадки – и разные деревья. Деревья не повторяются, так что можно говорить «двор клена», «двор сосен», берез... 

Деревья действительно разные, хотя им еще требуется разрастись. Впрочем, благоустройство тоже аккуратно прорисовано и радует само по себе. Для него, к слову, характерно отсутствие извилистых дорожек, а вот пересекающихся под углом прямых довольно много. 
ЖК «Veren Village»
Фотография: предоставлена Veren Group
ЖК «Veren Village»
Фотография © компания Veren / предоставлена АБ «Остоженка»

Детские площадки тоже разные, что даст возможность гулять между дворами, поскольку внутри, для жителей, все открыто. Горка-«слон» во дворе с каштанами, кажется, вне конкуренции...
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Хочется сказать еще о двух особенностях. Первая – балконы и террасы, разного рода промежуточные пространства, дополняющие собственно квартиры. Их здесь прямо-таки неожиданно много, всех видов. В наше время популярны палисадники при квартирах первых этажей, но как правило если их делают, то фрагментарно, не везде. В Veren Village палисадники превратились в слегка приподнятые над уровнем двора террасы, то есть обитателям квартир не потребуется стричь свою траву или разводить цветы. Зато такие террасы – повсюду, везде, практически, где можно выйти из первого этажа. Их деревянные ограждения перемежаются габионами, они обрамляют дворы, существенно влияют на восприятие пространства. У квартир вторых этажей, которые выходят на патио на кровле стилобата, тоже есть такие собственные террасы. 

Далее – стеклянные вертикали «финских балконов» выдвинуты на полтора метра вперед, к ним примыкают решетки открытых балконов, во 2 этаже больших, в 3 совсем маленьких.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Из любой квартиры куда-нибудь, да можно выйти, и в то же время стеклянные вертикали – иногда они доходят до земли, иногда нет, иногда отчеркнуты боковой стенкой, стенкой, иногда нет, – формируют вместе с ризалитами-консолями очень не-плоские, активные фасады: их материя почти целиком состоит из уступов и выступов, как будто стремится сделать шаг «дальше, дальше...». 
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Что балкон – это средство пластический выразительности, гибридное пространство между внутри и снаружи, архитекторы поняли давно. Но, кажется, давно их не использовали с такой полной выкладкой.  

Другая тема – мансарды. Известно, что заказчики их любят, а архитекторы не очень, из-за сходства с «османовским» бидермайером. Еще известно, что в малоэтажке лет уже 10 как принято облицовывать нижние этажи кирпичом, верхние фальцевым металлом, чаще черным, ну или зеленым цвета окисленной меди. Те, кто не боится бидермайера или даже стремится к нему, делают форму мансард обычной: внизу крутой, почти вертикальный скат, вверху пологая двускатная крыша, как в Париже. Другие облицовывают мансардную часть вертикально, как стену, только металлическую.

Здесь предложен третий вариант, он исходит их трех предпосылок: 1. одним из условий, записанных в ПЗЗ было наличие в проекте скатных кровель; 2. из третьих этажей лучшие виды, а еще там – дровяные камины, это лучшие квартиры, площадь в них было бы правильно сделать побольше; 3. «Остоженка» не очень любит скатные кровли.

Из стечения этих обстоятельств получилось вот что. Третьи этажи в некоторых секциях, особенно на севере, вынесены консолями. Они черные, металлические, брутально очерчены и напоминают грибы-чаги, этакие наросты на респектабельном теле кирпичных домов. «Мансардные» окна вынесены вперед: на севере к общей консоли, в остальных домах вместе с выступами стеклянных объемов; в других местах металлическая плоскость выведена заподлицо с фасадом. Во всех случаях перепады между скатными кровлями и выносами «мансардных окон» очень энергичные, они дают все ту же «гребенку в объеме» – и совершенно чужды османовской «милоты». Мне кажется, здесь найден несколько новый, скульптурный и брутальный подход в к мансардным этажам, и он опирается не столько на исторические прообразы, сколько на более жесткую образность, которую дает фальцевый металл. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И еще металл ведет себя по-разному, следуя все той же идее градиентного растворения: на севере нависает консолями, в центральной части чередуется и наползает, иногда, на фасады пятнами, прорастает эркерами, а на юге над ручьем отступает от края балконами. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

И наконец, участок скошенной формы, образованный изгибом ручья в сочетании с ортогональной, в целом, планировкой жилых домов занимает ФОК с бассейном, спортзалом, стадионом на кровле и детскими секциями. Предполагается, что он будет открыт не только для жителей. Его здание определенно берет на себя роль «знакового уникального объекта» – оно разительно отличается от всех жилых секций. Они раздроблены балконами и ризалитами, на 2/3 покрыты кирпичом естественных оттенков ручной работы – объем ФОКа образован широкими плоскостями под углом и подчинен вертикальным ламелям. Раис Баишев как-то навал его «дом-стелс», вспомнив, вероятно, этот. Но вспоминается и Luxury Village.
ЖК «Veren Village»
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут главное – цельная скульптурная форма. Она контрастна жилым домам, оттеняет их, подчеркивает отличие функции и насыщенность среды, как впечатлениями, так и типологически. Сразу ощущаешь, что пространство не деревенское, а именно городское, если в нем может присутствовать такой объект. 
  • zooming
    1 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 7
    Фасад ФОКа. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    7 / 7
    ФОК. ЖК «Veren Village»
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена АБ «Остоженка»

Кортеновые фасады – решение не архитекторов, а заказчиков. Первоначально предполагалось, что поверхность ФОКа будет имитировать дерево и перекликаться как с деревянными заборчиками террас, так и со вставками фасадов. В итоге заборчики остались, кортеновую облицовку архитекторы приняли – даже одобрили. А деревянные вставки фасадов, тоже по решению девелопера, заменили цементом с фактурной рукотворной имитацией дерева. Авторам этот вариант нравится меньше запланированных первоначально композитных панелей – но мне кажется, что он неплох, немного перекликается даже с рельефами советского модернизма. 
ЖК «Veren Village»
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Обобщая, повторим: Veren Village на первый взгляд может показаться «очередной малоэтажкой», выполненной согласно правилам современной урбанистики – в удачном тихом месте, с правильным набором функций и радостей жизни, таких как террасы, камины, двухъярусные квартиры, речка, пирсы, магазины, даже трамвай; все в шаговой доступности. Между тем в проекте можно увидеть образцовый вариант развития среды из «пригородной» в «городскую», ненавязчивый, переходный, не такой громкий и крупный, как большинство новых ЖК. Одна из проблем современной застройки края города – в ее жесткой контрастности, когда на месте деревенской среды сразу появляется высокоплотная, 14-ти, если не 22-этажные кварталы, этакие ящики, за которыми, сразу – поле. Эта проблема обсуждалась еще и в советское время, когда края городов застраивали типовыми сериями, но она актуальна и сейчас. Veren Village дает пример противоположного подхода, поскольку это попытка продумать, нарисовать и реализовать пример «плавного» срастания – если не сказать «смычки» – города и деревни.

У этой задачи есть одно интересное последствие. Функциональное наполнение, благоустройство и прочие урбанистические идеалы теперь уже настолько навязли в зубах, что и упоминать не хочется, достаточно сказать, что они тут во многом реализованы. Интересно, как была решена в этих, довольно благоприятных, условиях пластическая, архитектурная задача. И мне кажется, что, поставив перед собой цель создать «градиент», этакий переход по Гауссу, между городской и природной средой, архитекторы попутно сформировали некий сплав идеалов модернизма и средового историзма, условно говоря, города-сада и провинциального североитальянского городка с его миксом готики и Ренессанса. А чего еще ждать от «Остоженки», которая начала с исследования принципов парцелляции исторического города XIX века и дала нам сколько-то примеров чистой современной формы. 
  • zooming
    1 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 6
    Фасад. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    6 / 6
    Узлы фасадов. ЖК «Veren Village»
    © АБ Остоженка
Проект:
ЖК «Veren Village»
Россия, Санкт-Петербург, п. Стрельна, Красносельское шоссе, участок 46

Авторский коллектив:
1 стадия. Градостроительная концепция. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова
2 стадия. Архитектурная концепция-1. А.А. Скокан, Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова, С.А. Помелов, Ю.В. Плохов, Л.Р. Сабирова, М.Г. Мосишвилли
3 стадия. Архитектурная концепция-2. Р.С. Баишев, Е.Н. Копытова,  Е.В. Алексеенко
4 стадия. Проектная документация (архитектурные решения). Баишев Р.С. Копытова Е.Н., А.В. Бутусов

2016 — 2017 / 2019 — 8.2022

Девелопер: «VEREN GROUP»
Рабочая документация: SmartProekt

28 Октября 2022

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.