English version

Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской слободы

В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Раис Баишев
София Каверина
Максимилиан Мосешвили
Мария Дехтяр
Проект:
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, участок от пер. Мельничный до Метромоста

Авторский коллектив:
Конкурсный проект на Концепцию Мастер-плана территории по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Победитель – АБ Остоженка. (Авторский коллектив: А. Скокан, Р. Баишев, М. Мосешвили, М. Дехтяр, С. Каверина, А. Таирова, А. Бутусов, С. Сунгатуллин, Н. Филимонов, Н. Гурьянов, К. Анохин)
Стадия «Проект» Многоквартирного жилого дома со встроенным паркингом и коммерческими помещениями (Здание 1.1.5 на генплане) по адресу: НН, улица Гаршина, 40. Автор – АБ Остоженка (Авторский коллектив: Р. Баишев, Е. Алексеенко, С. Исаченко, С. Каверина, О. Федорук)
Стадия «Мастер план» территории Благовещенской слободы по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Автор – АБ «Остоженка». (Авторский коллектив: Р. Баишев, С. Каверина). 
Визуально-ландшафтный анализ, историко-архитектурное исследование – «АС-студия».
Проект планировки территории – «Золотое сечение».
Стадия «Проект» застройки четырёх кластеров территории Благовещенской слободы. Авторы: кластер 1 – бюро ГОРА, кластер 2 и кластер 4 – бюро MIR, кластер 3 – бюро «Архстрой». (АБ Остоженка спроектировало лестницу, ведущую от Черниговской улицы – к церкви Иоанна Предтечи и начинало работу по кластеру 4, впоследствии продолженному бюро MIR)

2021 — 2023

Заказчик: ООО «Радиус»
Девелопер: GloraX
Мастер-план для Черниговской улицы в Нижнем Новгороде архитекторы «Остоженки» показывали, сравнительно недавно, на «Зодчестве», и в суете выставки это был один из самых приятных стендов. Но стенд, конечно, не главное.
Макет на выставке Зодчество 2023. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Важнее другое: задача мастер-плана – регенерировать городскую ткань, включить территорию, о которой пока что знает даже не каждый таксист, в жизнь центральной части Нижнего Новгорода, не повредив памятникам и сохранив морфологию, основанную на паттернах исторической застройки и истории места. Sapienti sat – это задача, подходящая для бюро «Остоженка», которое не просто интересуется темой, но и было создано больше 30 лет назад для решения подобной задачи в центре Москвы. Так что неудивительно, что 2 года назад ее архитекторы выиграли конкурс на концепцию мастер-плана.
cic =

Павел Гаврилов, вице-президент блока проектирования компании GloraX

Участок очень сложный, перепад высот на нем порядка 30 метров, и очень много ограничений, высотных и связанных с ландшафтно-визуальным анализом. Мы с самого начала знали, что так будет, – и хотели превратить ограничения в преимущество. Создать достойный фон для памятников, изучить историю… Мы, к примеру, прямо сейчас работаем над иммерсивным маршрутом, который через QR-коды будет рассказывать об истории места. 
 
Так что в ТЗ конкурса 2021 года мы закладывали пожелание мелкодисперсной застройки в исторической части – кто-то услышал эту рекомендацию, кто-то нет, но из трех участников именно архитекторы «Остоженки» решили эту задачу наиболее точно.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

В 2021 году конкурс проводили на территорию по обе стороны от Метромоста – сейчас речь об участке между ним и Канавинским мостом, сразу за Благовещенским монастырем.
  • zooming
    Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема положения участка в городе
    © АБ «Остоженка»

Монастырь – памятник XVII века, из первостепенных туристических точек города. Мост, наоборот, построили недавно, запустили в 2012 году. Так что территория разделяется на две очевидные части: высотную современную, которая тяготеет к мосту и составляет с ним композиционную пару, и историческую, ту самую, обремененную множеством ограничений, но зато и со всем правом наследующую морфологию застройки городского центра. 
Стадия «Мастер-план» территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Параметры застройки территориальных подзон ТОИ.5 и ТО-1.5
© АБ «Остоженка»

Помимо монастыря в исторической части сохранилась церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1725 и перестроенная в XIX веке, она стоит ближе к мельницам в относительно высокой позиции, на склоне и может служить ориентиром, если ее качественно восстановить. 
Макет. Внизу – Предтеченская церковь и лестницы, ведущие, согласно проекту, от нее в сторону реки. Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Нижнем Новгороде проектированием для территории у Черниговской улицы занимаются 10 лет – и вариантов было достаточно, так что если посмотреть на проект суммарно вместе с его предысторией, то он похож на сумму «лессировок», как на картине старых мастеров, – уточнений и вариантов. Предшествующие концепции для Черниговской собраны здесь.

Значимость предварительных исследований и обсуждений в процессе работы подчеркивает и руководитель проектной группы «Остоженки» Раис Баишев. 
Мы не первые, кто работает с этим участком, здесь еще до нас были определены и высоты, и параметры, и подходы. Кроме того проект рождался в многократных обсуждениях с коллегами, мы с большим уважением относимся к нижегородским архитекторам – нижегородской школе, все они наши друзья и отличные профессионалы, мы считаем их полноценными соавторами. Разумеется, мы учли и историко-архитектурное исследование, и данные визуально-ландшафтного анализа. Восстановили и развили историческую уличную сеть, сделали все для того, чтобы подхватить морфологию исторической застройки по модульности – так новая фоновая ткань не будет чужеродной. Развернули объемы под углами, чтобы создать больше ракурсов.

Башни у моста – другая история, они были нужны как контрапункт мощной горизонтали Метромоста – его длина около километра, здесь требовалось работать уже в другом масштабе.

Если коротко, то суть в следующем. Сначала Благовещенская слобода за монастырем развивалась как мещанская, то есть как жилой городской район. К середине XIX века здесь «поселились» мельницы с их пристанями, так как по Оке в то время было удобно привозить зерно и увозить муку. Слобода постепенно слилась с мельницами периода промышленной революции, их складами и прочими заведениями.  
  • zooming
    Вид на Благовещенскую слободу с пристани
    Открытка начала XX века / источник: pastvu.com
  • zooming
    Вид на Благовещенскую слободу с Оки
    Фотография начала XX века / источник: pastvu.com
Благовещенская слобода и ее окрестности. Карта 1859 года
Материалы выставки на Зодчестве 2023. Источник: retromap.ru

Затем деревянные здания, создававшие здесь значительную плотность застройки, постепенно исчезли, место стало полупустым. Остались монастырь, церковь Иоанна Предтечи и каменные дома вдоль Черниговской улицы – в общей сложности 3 здания со статусом ОКН – они заняты арендаторами и в непосредственный девелопмент не входят, но их фасады GloraX планирует реставрировать – как часть вклада компании в развитие места и города. 

От промышленного периода здесь осталось несколько краснокирпичных зданий, 4 из них со статусом ОКН. Самое крупное здание, собственно мельницы Башкирова, GloraX планирует отреставрировать под квартиры loft.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема генерального плана застройки
© АБ «Остоженка»
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Развёртка с высотными отметками зданий
© АБ «Остоженка»

Ниже него, у реки через Черниговскую улицу, Александр Дехтяр, но уже для другого заказчика, спроектировал реконструкцию заброшенного ангара под общественный центр с ресторанами. Южнее и выше, на бровке склона за мостом, планируется строительство большого учебного корпуса IT-кампуса Неймарк по проекту «Студии 44» – по заказу GloraX архитекторы KOSMOS уже сделали для этого места проект развития городской ткани, связывающий Черниговскую и кампус. И еще в сферу внимания проекта входит здание бывшего Ромодановского вокзала, псевдоренессанс 1904 года с другой стороны Метромоста, вокруг него тоже намечается место для прогулок. 

Наконец, берегоукрепление и благоустройство набережной, которая занимает здесь широкую полосу у реки к западу от Черниговской улицы, планируется реализовать по городским программам, но в тесной связи с общественными пространствами нового района: так, у Предтеченской церкви должна появиться площадь, комплекс ресторанов, ближе к реке ярмарка – этакая поперечная ось городских общественных пространств с насыщенной жизнью, связывающая жилой район и прогулочную набережную. 
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы. Площадь и лестница, ведущая к церкви Иоанна Предтечи, кластер 4, версия АБ «Остоженка»
© АБ «Остоженка» / Визуализация © Framestudio
Стадия «Проект» разработки башен. Стадия «Мастер-план» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы
© АБ «Остоженка»

За мельницей Башкирова в советское время был построен зерновой элеватор высотой 75 м, но недавно его сломали, так как бетон стен признали непрочным, а идею реконструкции элеватора под жилье, тоже высказанную в нескольких проектах – неудачной. Сергей Попов характеризует те проекты как «в основном студенческие» (один из проектов с сохранением элеватора – здесь). Между тем элеватор определил значительную высотность будущей «доминанты» на его месте, а поддерживает ее Метромост, чья горизонталь километровой длины требует противовеса.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»
Конкурсный проект разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / Фотография макета © Иван Бойко
Конкурсный проект разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / Фотография макета © Иван Бойко
Макет. Вид с юго-запада, со стороны Оки и Метромоста. Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / фотография макета © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Фотовстройка с Канавинского моста
© АБ «Остоженка»

Весь проект в целом призван «вдохнуть жизнь» в полузаброшенное сейчас место – когда-нибудь, говорит Сергей Попов, Черниговская станет частью большого сквозного маршрута по набережной, от Нижневолжской до парка «Швейцария». 
cic =

Сергей Попов, главный архитектор Нижегородской области (с 2011 года)

Территория Черниговской и Гаршина расположена в центре – и в то в то же время на отшибе. Но из-за того, что место тупиковое, здесь сохранилась историческая среда, впрочем только ее часть – каменные дома, а деревянные, которых тоже было немало, утрачены. Так что мы на архсовете с самого начала, в 2012–2013 годах, когда возникли первые попытки что-то предложить для участка, занятого хлебозаводом, настояли на том, чтобы рассматривать территорию вплоть до Мельничного переулка комплексно. Тогда появилась идея «спонтанной» застройки, подчиненной рельефу и сетке улиц, невысокой этажности, – поползновения к повышению высоты в центральной и северной части «приземлили». 
 
Я считаю, что концепция получилась удачная, если она будет реализована, в городе появится хорошее комфортное место, и прогулочная зона, и застройка, совмещающая исторический масштаб с современным. Общественный транспорт должен появиться, – участок будет полноценно вовлечен в городскую ткань.

Итак, часть предложений мастер-плана «Остоженки» мы уже описали и рассмотрели. Его ключевой особенностью кажется включенность, я бы так сказала, – «во всё»: в исторический контекст, в ландшафт, в историю, предысторию, так же как и чуткость к мнению профессионального сообщества. Чуткость ко всему. 

Отличие мастер-плана от всех других, более ранних проектов – в отмеченной выше пиксельности, тонкой и дробной лепке, поворотах и ракурсах объемов «исторической» части – она же премиальная, так как домов немного, они невысоки, благодаря перепаду высот не смотрят друг другу в окна, располагают террасами, балконами, видами на реку и на памятники. 
Стадия «Мастер-план» разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема генплана с указанием этажности проектируемых зданий
© АБ «Остоженка»
Стадия «Мастер-план» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Функциональная схема застройки
© АБ «Остоженка»
zooming
Аэрофотосъемка 1943 года
Источник: retromap.ru

Впрочем как историк архитектуры замечу, что, хотя предложенная морфология действительно отвечает принципам старого города как такового, – ни в Нижнем, ни в других среднерусских городах такой застройки исторически не было и быть не могло. Среднерусские города, даже построенные на склонах, не лепились к ним так же, как итальянские с их садами на кровлях – у русских городов как правило было в запасе место, к примеру занятое хоздворами и огородами, – ресурс для развития несколько более размашистого. Поэтому соглашусь с мнением Александра Дехтяра, что получившиеся улочки чем-то напоминают средиземноморские, но только на мой взгляд дело не в белом цвете, как считает нижегородский архитектор, а в самом формате пластики. 

Но это не хорошо и не плохо. Дело в том, что современные требования к застройке иные и погрузить ее полностью в «ретроразвитие» невозможно и не нужно. Представим себе регенерацию объемов паровой мельницы, которая работала здесь, на плотно застроенной территории, в 1943 году.
Стадия «Конкурс на концепцию мастер-плана». Вид с улицы Гаршина на церковь Иоанна Предтечи
© АБ «Остоженка»

Строго говоря, можно было бы повторить все эти протяженные сараи и маловыразительные закутки один в один, – но это не будет премиальным жилым кварталом. Сейчас, в новых условиях и с новыми требованиями, предложенная террасная застройка со стилобатами вдоль улиц, дворами на их кровлях, авторскими ракурсами фасадов и парковками, углубленными в землю – здравое решение. Оно основано на масштабе исторической застройки, но оно новое и современное, не копирует старую морфологию, а развивает ее. 

Еще одна особенность дизайн-кода, предложенного «Остоженкой» – белый цвет, или «все оттенки белого», как их называет Раис Баишев, сравнивая это решение с «рукавишной штукатуркой» стен монастыря: техника средневековая, простая, а выглядит такая стена как драгоценность, – добавляет автор проекта. Белый цвет не исключает материальности и фактуры, к примеру, кирпичной кладки простой или полосатой, камня, фибробетона и так далее, но он должен объединить все новые объемы северной части в общий, карабкающийся по горе террасами, фон – для разноцветных исторических и даже псевдоисторических домов первой линии Черниговской, так же как и красно-кирпичного прома. 
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Развёртка вдоль Оки с выделением ОКН
© АБ «Остоженка»

У этого решения есть сторонники и противники. Александр Дехтяр, автор нескольких более ранних проектов для Черниговской, уверен, что преобладающим тоном новой застройки Черниговской должны быть «все оттенки земли», от терракотового до желтого и коричневого, свойственного существующим домам – тогда церковь и монастырь будут лучше выделяться на общем фоне. А белый цвет архитектор считает несвойственным нижегородской архитектуре, слишком «приморским». 

Впрочем, уже на стадии мастер-плана белизна уже не была абсолютной. 
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Фрагменты фасадных решений
© НПО «Архстрой»

Южные ноты нам тоже удалось разглядеть в проекте – см. выше, не в цвете, а в форме. И с цветом в проекте развивается интересная история, но для начала надо сказать, что правы оба архитектора, поскольку и памятники архитектуры здесь присутствуют оттенков: земляного-терракотового – и белого. К первому относятся городские усадьбы и заводские корпуса, ко второму церкви. То есть если не делать новую застройку целиком, к примеру, меднозеленой или черной, – то надо просто выбрать, с какой частью истории слиться, а от какой дистанцироваться в колористическом отношении. «Архстрой» в свое время склонился к терракотовому, «Остоженка» сейчас к белому – в этом и есть нюансы авторских решений. Но, как мы увидим дальше, не все так просто. 

Но вернемся в мелкодисперсной части мастер-плана. В стилобаты встроено 2 детских сада, а школа, по решению города, к району приписана расположенная наверху, южнее. Продуманы разноформатные планировки квартир, помельче и покрупнее, виды из окон, связь с террасами, выходы во дворы и подземные пространства. В склон в основном вкопаны парковки, а исходя из инсоляции в стилобатах расположено либо жилье, либо магазины и салоны, обращенные к улицам. 
  

Мне в этом проекте больше всего нравятся многомаршевые лестницы, они не только выстраивают поперечные связи, спуски и подъемы – но и придают иное, импозантное измерение пространству, позволяют ощутить величие горы. Позволю себе заметить, из-за них район становится, опять же, каким-то «римским». Не спорю, в Нижнем есть свои лестницы, вот например, Чкаловская, – но первая аналогия, которая приходит в голову, когда смотришь на церковь Иоанна Предтечи и ее лестницу – почему-то даже не San Miniato, a Trinita dei monti с ее Испанской лестницей.
Стадия «Конкурс на концепцию мастер-плана» территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Другая особенность мастер-плана – развитие уличной сети, и проезжей, и пешеходной. Сейчас здесь только одна сквозная артерия, Черниговская улица вдоль набережной, к ней спускается Мельничный переулок за монастырем, а верхняя улица Гаршина заканчивается тупиком у церкви. Но если посмотреть на старые карты, то исторически так не было: Предтеченская, она же Гаршина, шла до оврага и только там спускалась к Черниговской; помимо Мельничного переулка между ними существовало три (!) поперечные связи, сейчас целиком утраченные. 

Базируясь на истории места, архитекторы делают всю территорию более связной: продлевают улицу Гаршина до моста, внутри застройки над ней и под ней находят место для двух внутренних улиц. В какой-то момент предполагалось, что они могут стать пешеходными, но открытыми для горожан, однако в конечном счете внутренние улицы стали приватными дворами и будут доступны только для спецтехники. 
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема транспортной организации территории
© АБ «Остоженка»
Стадия «Мастер-план». Схема пешеходных связей территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»
Проект планировки территории (ППТ) Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© «Золотое сечение»

Третья особенность, или скорее даже принципиальная составляющая проекта – башни. Как уже было сказано, они составляют пару Метромосту: он длинный, они высокие, и наследуют высотность сломанного советского элеватора с небольшой поправкой – его высота была 75 м, сейчас разрешено 100 м, хотя поговаривают, что если бы разрешить высоту побольше, получилось бы еще лучше. Между тем 100 м – еще и оптимальная высота с точки зрения экономики. И еще это будут первые 100-метровые башни Нижнего; технически их высота 99.9 м.

И авторы, и архсовет, рассматривали последовательно несколько вариантов башен, все – из двух объемов, с парковкой, рестораном и магазином с многоярусном стилобате и двором на его кровле. Итоговым вариантом стали башни-пластины с белой вертикальной решеткой фасадов и пилонад стилобата и объемно-ступенчатыми стеклянными срезами, зеркалирующими друг друга – как будто в створе между башнями кто-то прошелся очень большой и крупной пилой. Цвета были выбраны «фирменные» компании GloraX – белый и золотой, так что зависимости от положения солнца разрывы и торцы должны были казаться либо золотистыми, либо рельефно-объемными.
  • zooming
    Стадия «Проект» разработки башен. Варианты фасадов. Вид со стороны Оки
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Стадия «Проект» разработки башен. Варианты фасадов. Вид со стороны Оки
    © АБ «Остоженка»

Высота большей башни 99.9 м,  меньшей 86 м. На высоте 26 этажа башни были соединены золотистой же перемычкой, с фермой, которая, недвусмысленно перекликаясь с Метромостом, подчеркивала его композиционную связь с башнями: как будто здесь, на большой высоте, тоже есть мост.
Стадия «Проект» разработки башен. Вид со стороны Метромоста
© АБ «Остоженка»
Стадия «Проект» разработки башен. Вид со стороны улицы Гаршина
© АБ «Остоженка»
 
Если посмотреть на будущий район со стороны Ярмарки, видно, как объемы, очень постепенно, нарастают в сторону моста, прежде всего за счет исторических зданий, мельницы и даже церкви высоко на склоне – и затем «выстреливают» двумя башнями, обозначая начало другой части города. 
Стадия «Проект» разработки башен. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Вид со стороны Оки
© АБ «Остоженка»

Белый цвет, между тем объединял все части проекта, служил общей базой при различии высот, пластики и материала – фасады башен планировались алюминиевые, в среднеэтажной части должны преобладать натуральные материалы. 

Мастер-план утвержден, как и ППТ на его основе, а также АГО башен.

Между тем, еще работая над проектом, архитекторы «Остоженки», по согласованию с заказчиком, внесли в него еще один нюанс – предложили разделить склон на 5 частей и пригласить для работы над стадией Проект, в рамках мастер-плана, нижегородских архитекторов. Так в проект вернулся «Архстрой» и Александр Дехтяр, уже неоднократно работавший с этим местом.
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема кластеров
© АБ «Остоженка»

Работа над стадией Проект в преддверии получения АГО приближается к завершению, все параметры, в том числе высоты и инсоляцию, уточняют, где-то, по замечаниям архсовета, еще немного уменьшают высоту – те рендеры отдельных кластеров, которые мы показываем здесь, относятся не к стадии Проект, а к мастер-плану 2023 года.

Но мы поговорили со всеми участниками работы 
над застройкой Черниговской, и попросили каждого прокомментировать свои решения. 
cic =

Александр Дехтяр, «Архстрой»

Территорию мы знаем хорошо, несколько лет назад работали здесь над проектами застройки. Пристально рассматривали участок хлебозавода, но изучали его в связи со всей территорией в целом – в статусе предварительных проработок. В наших проектах плотность среднеэтажной части была несколько меньше, а морфология ее построения строже и несколько жестче: планы были в виде буквы Ш, раскрытые на реку. А цвет у нас – наоборот, был более живописным, адаптивно погруженным в «земляную» гамму кирпича и штукатурки. Я по-прежнему считаю, что белыми должны оставаться только церковь Иоанна Предтечи и монастырь, так они лучше выделяются на фоне застройки, и старой, и новой. Белые дома мне кажутся… происходящими не из наших широт, что ли, из какого-то приморского городка,– я говорил об этом и на архсовете, и авторам тоже говорил.
 
Но сейчас мы работаем в направлении, заданном «Остоженкой», в рамках мастер-плана, поэтому наша гамма тоже светло-серая, условно-белокаменная. А текстура фасадов – кирпичная, в двух вариантах: просто кирпичная поверхность и рельефно-полосатая, рассчитанная на косой свет. Кроме того мы предложили добавить рельефные, скорее всего фиброцементные, вставки – чтобы выстроить переклички с XVII веком и с Благовещенским монастырем. Вероятно, здесь были бы уместны даже изразцы.
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 3, вид со стороны Оки
© НПО «Архстрой»

Первым участком, ответственным и маловысотным из-за близкого соседства с монастырем, занимается бюро ГОРА Станислава Горшунова. Один из детских садов встроен здесь, в самой северной части комплекса.  
cic =

Станислав Горшунов, «Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА»

Я считаю этот проект уместным, он корректно вписался в существующую застройку, и не согласен с теми, кто выступает против какой-то либо застройки территории Черниговской и Гаршина в принципе. Мне кажется, эту территорию надо осваивать, делать ее лучше и для жителей, и для туристов.
 
Наш участок – в западной части, рядом с Благовещенским монастырем, так что мы пытались удержаться на грани между минималистичностью архитектурного решения и некими, очень легкими «древнерусскими» аллюзиями. Корпус рядом с монастырем, со встроенным детским садом – светлокирпичный с широкими откосами, для соседнего мы предложили мотив, подобный открытым ставням – поперечными вставками. Дальше все растворяется, становится более современным. Мы не отходили от предложения «Остоженки», старались оставаться в рамках мастер-плана. Я бы так сказал, было чуть больше определенности, чем обычно.
Кластер 1. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ ГОРА / Визуализация © Framestudio

Теперь, на стадии Проект, примерно половиной всего комплекса: кластерами 2, 4, так же как и башнями, занимается московское бюро MIR Аркадия Смирнова.
cic =

Аркадий Смирнов, «MIR»

В работе мы столкнулись с множеством вызовов.
Предстояла комплексная проработка сложного участка и нестандартного композиционного решения.

Во всей застройке мы стремились к реализации перехода от истории к современности, используя актуальные материалы и решения, но сохраняя пропорции и приемы, свойственные исторической среде.

Альтернативный вариант фасадов Башен решен в двух материалах – керамические и алюминиевые панели. Терракота как дань историческому контексту, алюминий как современный и технологичный ответ.

Кварталы 2 и 4 расположены в южной части территории, ближе к мельницам и будущим башням. Их территория включает и Предтеченскую церковь, и городскую площадь перед ней с поперечной связью – спуском в сторону набережной, и еще один из двух встроенных детских садов. Насколько мне удалось понять, фасады MIR не будут очень похожи на предварительные наработки мастер-плана, но объемы и структура функций будет приблизительно той же, с поправкой на доработку и корректировки. 
  • zooming
    Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 2 слева и кластер 3 справа
    © АБ MIR / © НПО «Архстрой» / Визуализация © Framestudio
  • zooming
    Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 2 слева и кластер 3 справа
    © АБ MIR / © НПО «Архстрой» / Визуализация © Framestudio

История башен развивалась, в свою очередь, так: заказчик попросил Аркадия Смирнова сделать еще один «подход» к их фасадам, и предпочел красный цвет фасадов с переходом к металлическому серому. 

Башни опять стали красными, проект, после ухода архитекторов «Остоженки», вновь повернул в сторону, многократно исследованную в предыдущих предложениях: в частности, в башнях Евгения Герасимова 2018 года. Даже ферма, ставшая стеклянной перемычкой, отдаленно напоминает стеклянную горизонталь в проекте Герасимова. Оттенок – насколько можно судить по рендерам, скорее пурпурный, а не терракотовый, однако башни стали заметнее перекликаться с мельницей Башкирова, слились с ней в один ряд.
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR
  • zooming
    ЖК Glorax Черниговская, вид на башни и мельницу Башкирова
    © АБ MIR / Glorax
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR

Ну а свой уход из проекта Благовещенской слободы архитекторы «Остоженки» мне объяснили так: «мы сделали свою работу и мирно расстались»). 

***

Между тем интересен не очередной поворот поисков, а весь проект в целом – в нем очень сильно проявлена череда наслоений, обсуждений, противоречивые мнения: одному не нравится одно, другому – другое, кто-то «тянет» в свою сторону сильнее, кто-то нет... Кто-то сомневается в реализуемости, кто-то рад, что история, наконец-то, сдвинулась с места. Не так ли развивается, собственно, город – почти всегда? Коды трансформируются, идеи перерабатываются, их ядро – ну, по крайней мере какое-то время – сохраняется и берет на себя объединяющую роль. Но все постоянно куда-то движется, не застывает.

В последние 15, а может быть и 25 лет стало ужасно модным имитировать естественное развитие города в новых проектах. Особенно потому, что сами эти новые проекты стали такими огромными, что постоянно рискуют утратить человеческое измерение. Вот и интегрируют в них разнообразие – и подчас доходит до отчаянной пестроты, к примеру, в разноцветных секциях. Иногда приглашают разных авторов, чтобы «руки» были естественнее, это тоже тренд. Проект Черниговской попадает в этот створ предпочтений, но отличается, на мой взгляд, двумя вещами. Во-первых, в нем с самого начала было заложено не только стремление к разнообразию, но и пути его  объединения в цельное решение. А во-вторых, он настолько интегрирован «в саму жизнь» со всеми его ограничениями, проработками и обсуждениями, что разнообразие тут оказывается более чем естественным следствием стечения большого количества обстоятельств. 

Интересно, что в конечном счете получится. Сейчас начато строительство первой очереди – башен у моста с жильем бизнес-класса, второй очередью будет приспособление мельницы Башкирова. 
Архитектор:
Александр Скокан
Раис Баишев
София Каверина
Максимилиан Мосешвили
Мария Дехтяр
Проект:
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, участок от пер. Мельничный до Метромоста

Авторский коллектив:
Конкурсный проект на Концепцию Мастер-плана территории по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Победитель – АБ Остоженка. (Авторский коллектив: А. Скокан, Р. Баишев, М. Мосешвили, М. Дехтяр, С. Каверина, А. Таирова, А. Бутусов, С. Сунгатуллин, Н. Филимонов, Н. Гурьянов, К. Анохин)
Стадия «Проект» Многоквартирного жилого дома со встроенным паркингом и коммерческими помещениями (Здание 1.1.5 на генплане) по адресу: НН, улица Гаршина, 40. Автор – АБ Остоженка (Авторский коллектив: Р. Баишев, Е. Алексеенко, С. Исаченко, С. Каверина, О. Федорук)
Стадия «Мастер план» территории Благовещенской слободы по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Автор – АБ «Остоженка». (Авторский коллектив: Р. Баишев, С. Каверина). 
Визуально-ландшафтный анализ, историко-архитектурное исследование – «АС-студия».
Проект планировки территории – «Золотое сечение».
Стадия «Проект» застройки четырёх кластеров территории Благовещенской слободы. Авторы: кластер 1 – бюро ГОРА, кластер 2 и кластер 4 – бюро MIR, кластер 3 – бюро «Архстрой». (АБ Остоженка спроектировало лестницу, ведущую от Черниговской улицы – к церкви Иоанна Предтечи и начинало работу по кластеру 4, впоследствии продолженному бюро MIR)

2021 — 2023

Заказчик: ООО «Радиус»
Девелопер: GloraX

26 Декабря 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Активация методом мелиорации
Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.
Похожие статьи
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Балконы на Дунае
Комплекс муниципального жилья в Вене по проекту querkraft architekten максимально использует длинный участок вдоль берега Дуная.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Технологии и материалы
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
Сейчас на главной
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.