English version

Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской слободы

В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Раис Баишев
София Каверина
Максимилиан Мосешвили
Мария Дехтяр
Проект:
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, участок от пер. Мельничный до Метромоста

Авторский коллектив:
Конкурсный проект на Концепцию Мастер-плана территории по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Победитель – АБ Остоженка. (Авторский коллектив: А. Скокан, Р. Баишев, М. Мосешвили, М. Дехтяр, С. Каверина, А. Таирова, А. Бутусов, С. Сунгатуллин, Н. Филимонов, Н. Гурьянов, К. Анохин)
Стадия «Проект» Многоквартирного жилого дома со встроенным паркингом и коммерческими помещениями (Здание 1.1.5 на генплане) по адресу: НН, улица Гаршина, 40. Автор – АБ Остоженка (Авторский коллектив: Р. Баишев, Е. Алексеенко, С. Исаченко, С. Каверина, О. Федорук)
Стадия «Мастер план» территории Благовещенской слободы по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Автор – АБ «Остоженка». (Авторский коллектив: Р. Баишев, С. Каверина). 
Визуально-ландшафтный анализ, историко-архитектурное исследование – «АС-студия».
Проект планировки территории – «Золотое сечение».
Стадия «Проект» застройки четырёх кластеров территории Благовещенской слободы. Авторы: кластер 1 – бюро ГОРА, кластер 2 и кластер 4 – бюро MIR, кластер 3 – бюро «Архстрой». (АБ Остоженка спроектировало лестницу, ведущую от Черниговской улицы – к церкви Иоанна Предтечи и начинало работу по кластеру 4, впоследствии продолженному бюро MIR)

2021 — 2023

Заказчик: ООО «Радиус»
Девелопер: GloraX
Мастер-план для Черниговской улицы в Нижнем Новгороде архитекторы «Остоженки» показывали, сравнительно недавно, на «Зодчестве», и в суете выставки это был один из самых приятных стендов. Но стенд, конечно, не главное.
Макет на выставке Зодчество 2023. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Важнее другое: задача мастер-плана – регенерировать городскую ткань, включить территорию, о которой пока что знает даже не каждый таксист, в жизнь центральной части Нижнего Новгорода, не повредив памятникам и сохранив морфологию, основанную на паттернах исторической застройки и истории места. Sapienti sat – это задача, подходящая для бюро «Остоженка», которое не просто интересуется темой, но и было создано больше 30 лет назад для решения подобной задачи в центре Москвы. Так что неудивительно, что 2 года назад ее архитекторы выиграли конкурс на концепцию мастер-плана.
cic =

Павел Гаврилов, вице-президент блока проектирования компании GloraX

Участок очень сложный, перепад высот на нем порядка 30 метров, и очень много ограничений, высотных и связанных с ландшафтно-визуальным анализом. Мы с самого начала знали, что так будет, – и хотели превратить ограничения в преимущество. Создать достойный фон для памятников, изучить историю… Мы, к примеру, прямо сейчас работаем над иммерсивным маршрутом, который через QR-коды будет рассказывать об истории места. 
 
Так что в ТЗ конкурса 2021 года мы закладывали пожелание мелкодисперсной застройки в исторической части – кто-то услышал эту рекомендацию, кто-то нет, но из трех участников именно архитекторы «Остоженки» решили эту задачу наиболее точно.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

В 2021 году конкурс проводили на территорию по обе стороны от Метромоста – сейчас речь об участке между ним и Канавинским мостом, сразу за Благовещенским монастырем.
  • zooming
    Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема положения участка в городе
    © АБ «Остоженка»

Монастырь – памятник XVII века, из первостепенных туристических точек города. Мост, наоборот, построили недавно, запустили в 2012 году. Так что территория разделяется на две очевидные части: высотную современную, которая тяготеет к мосту и составляет с ним композиционную пару, и историческую, ту самую, обремененную множеством ограничений, но зато и со всем правом наследующую морфологию застройки городского центра. 
Стадия «Мастер-план» территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Параметры застройки территориальных подзон ТОИ.5 и ТО-1.5
© АБ «Остоженка»

Помимо монастыря в исторической части сохранилась церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1725 и перестроенная в XIX веке, она стоит ближе к мельницам в относительно высокой позиции, на склоне и может служить ориентиром, если ее качественно восстановить. 
Макет. Внизу – Предтеченская церковь и лестницы, ведущие, согласно проекту, от нее в сторону реки. Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В Нижнем Новгороде проектированием для территории у Черниговской улицы занимаются 10 лет – и вариантов было достаточно, так что если посмотреть на проект суммарно вместе с его предысторией, то он похож на сумму «лессировок», как на картине старых мастеров, – уточнений и вариантов. Предшествующие концепции для Черниговской собраны здесь.

Значимость предварительных исследований и обсуждений в процессе работы подчеркивает и руководитель проектной группы «Остоженки» Раис Баишев. 
Мы не первые, кто работает с этим участком, здесь еще до нас были определены и высоты, и параметры, и подходы. Кроме того проект рождался в многократных обсуждениях с коллегами, мы с большим уважением относимся к нижегородским архитекторам – нижегородской школе, все они наши друзья и отличные профессионалы, мы считаем их полноценными соавторами. Разумеется, мы учли и историко-архитектурное исследование, и данные визуально-ландшафтного анализа. Восстановили и развили историческую уличную сеть, сделали все для того, чтобы подхватить морфологию исторической застройки по модульности – так новая фоновая ткань не будет чужеродной. Развернули объемы под углами, чтобы создать больше ракурсов.

Башни у моста – другая история, они были нужны как контрапункт мощной горизонтали Метромоста – его длина около километра, здесь требовалось работать уже в другом масштабе.

Если коротко, то суть в следующем. Сначала Благовещенская слобода за монастырем развивалась как мещанская, то есть как жилой городской район. К середине XIX века здесь «поселились» мельницы с их пристанями, так как по Оке в то время было удобно привозить зерно и увозить муку. Слобода постепенно слилась с мельницами периода промышленной революции, их складами и прочими заведениями.  
  • zooming
    Вид на Благовещенскую слободу с пристани
    Открытка начала XX века / источник: pastvu.com
  • zooming
    Вид на Благовещенскую слободу с Оки
    Фотография начала XX века / источник: pastvu.com
Благовещенская слобода и ее окрестности. Карта 1859 года
Материалы выставки на Зодчестве 2023. Источник: retromap.ru

Затем деревянные здания, создававшие здесь значительную плотность застройки, постепенно исчезли, место стало полупустым. Остались монастырь, церковь Иоанна Предтечи и каменные дома вдоль Черниговской улицы – в общей сложности 3 здания со статусом ОКН – они заняты арендаторами и в непосредственный девелопмент не входят, но их фасады GloraX планирует реставрировать – как часть вклада компании в развитие места и города. 

От промышленного периода здесь осталось несколько краснокирпичных зданий, 4 из них со статусом ОКН. Самое крупное здание, собственно мельницы Башкирова, GloraX планирует отреставрировать под квартиры loft.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема генерального плана застройки
© АБ «Остоженка»
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Развёртка с высотными отметками зданий
© АБ «Остоженка»

Ниже него, у реки через Черниговскую улицу, Александр Дехтяр, но уже для другого заказчика, спроектировал реконструкцию заброшенного ангара под общественный центр с ресторанами. Южнее и выше, на бровке склона за мостом, планируется строительство большого учебного корпуса IT-кампуса Неймарк по проекту «Студии 44» – по заказу GloraX архитекторы KOSMOS уже сделали для этого места проект развития городской ткани, связывающий Черниговскую и кампус. И еще в сферу внимания проекта входит здание бывшего Ромодановского вокзала, псевдоренессанс 1904 года с другой стороны Метромоста, вокруг него тоже намечается место для прогулок. 

Наконец, берегоукрепление и благоустройство набережной, которая занимает здесь широкую полосу у реки к западу от Черниговской улицы, планируется реализовать по городским программам, но в тесной связи с общественными пространствами нового района: так, у Предтеченской церкви должна появиться площадь, комплекс ресторанов, ближе к реке ярмарка – этакая поперечная ось городских общественных пространств с насыщенной жизнью, связывающая жилой район и прогулочную набережную. 
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы. Площадь и лестница, ведущая к церкви Иоанна Предтечи, кластер 4, версия АБ «Остоженка»
© АБ «Остоженка» / Визуализация © Framestudio
Стадия «Проект» разработки башен. Стадия «Мастер-план» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы
© АБ «Остоженка»

За мельницей Башкирова в советское время был построен зерновой элеватор высотой 75 м, но недавно его сломали, так как бетон стен признали непрочным, а идею реконструкции элеватора под жилье, тоже высказанную в нескольких проектах – неудачной. Сергей Попов характеризует те проекты как «в основном студенческие» (один из проектов с сохранением элеватора – здесь). Между тем элеватор определил значительную высотность будущей «доминанты» на его месте, а поддерживает ее Метромост, чья горизонталь километровой длины требует противовеса.
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»
Конкурсный проект разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / Фотография макета © Иван Бойко
Конкурсный проект разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / Фотография макета © Иван Бойко
Макет. Вид с юго-запада, со стороны Оки и Метромоста. Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка» / фотография макета © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Фотовстройка с Канавинского моста
© АБ «Остоженка»

Весь проект в целом призван «вдохнуть жизнь» в полузаброшенное сейчас место – когда-нибудь, говорит Сергей Попов, Черниговская станет частью большого сквозного маршрута по набережной, от Нижневолжской до парка «Швейцария». 
cic =

Сергей Попов, главный архитектор Нижегородской области (с 2011 года)

Территория Черниговской и Гаршина расположена в центре – и в то в то же время на отшибе. Но из-за того, что место тупиковое, здесь сохранилась историческая среда, впрочем только ее часть – каменные дома, а деревянные, которых тоже было немало, утрачены. Так что мы на архсовете с самого начала, в 2012–2013 годах, когда возникли первые попытки что-то предложить для участка, занятого хлебозаводом, настояли на том, чтобы рассматривать территорию вплоть до Мельничного переулка комплексно. Тогда появилась идея «спонтанной» застройки, подчиненной рельефу и сетке улиц, невысокой этажности, – поползновения к повышению высоты в центральной и северной части «приземлили». 
 
Я считаю, что концепция получилась удачная, если она будет реализована, в городе появится хорошее комфортное место, и прогулочная зона, и застройка, совмещающая исторический масштаб с современным. Общественный транспорт должен появиться, – участок будет полноценно вовлечен в городскую ткань.

Итак, часть предложений мастер-плана «Остоженки» мы уже описали и рассмотрели. Его ключевой особенностью кажется включенность, я бы так сказала, – «во всё»: в исторический контекст, в ландшафт, в историю, предысторию, так же как и чуткость к мнению профессионального сообщества. Чуткость ко всему. 

Отличие мастер-плана от всех других, более ранних проектов – в отмеченной выше пиксельности, тонкой и дробной лепке, поворотах и ракурсах объемов «исторической» части – она же премиальная, так как домов немного, они невысоки, благодаря перепаду высот не смотрят друг другу в окна, располагают террасами, балконами, видами на реку и на памятники. 
Стадия «Мастер-план» разработки территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема генплана с указанием этажности проектируемых зданий
© АБ «Остоженка»
Стадия «Мастер-план» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Функциональная схема застройки
© АБ «Остоженка»
zooming
Аэрофотосъемка 1943 года
Источник: retromap.ru

Впрочем как историк архитектуры замечу, что, хотя предложенная морфология действительно отвечает принципам старого города как такового, – ни в Нижнем, ни в других среднерусских городах такой застройки исторически не было и быть не могло. Среднерусские города, даже построенные на склонах, не лепились к ним так же, как итальянские с их садами на кровлях – у русских городов как правило было в запасе место, к примеру занятое хоздворами и огородами, – ресурс для развития несколько более размашистого. Поэтому соглашусь с мнением Александра Дехтяра, что получившиеся улочки чем-то напоминают средиземноморские, но только на мой взгляд дело не в белом цвете, как считает нижегородский архитектор, а в самом формате пластики. 

Но это не хорошо и не плохо. Дело в том, что современные требования к застройке иные и погрузить ее полностью в «ретроразвитие» невозможно и не нужно. Представим себе регенерацию объемов паровой мельницы, которая работала здесь, на плотно застроенной территории, в 1943 году.
Стадия «Конкурс на концепцию мастер-плана». Вид с улицы Гаршина на церковь Иоанна Предтечи
© АБ «Остоженка»

Строго говоря, можно было бы повторить все эти протяженные сараи и маловыразительные закутки один в один, – но это не будет премиальным жилым кварталом. Сейчас, в новых условиях и с новыми требованиями, предложенная террасная застройка со стилобатами вдоль улиц, дворами на их кровлях, авторскими ракурсами фасадов и парковками, углубленными в землю – здравое решение. Оно основано на масштабе исторической застройки, но оно новое и современное, не копирует старую морфологию, а развивает ее. 

Еще одна особенность дизайн-кода, предложенного «Остоженкой» – белый цвет, или «все оттенки белого», как их называет Раис Баишев, сравнивая это решение с «рукавишной штукатуркой» стен монастыря: техника средневековая, простая, а выглядит такая стена как драгоценность, – добавляет автор проекта. Белый цвет не исключает материальности и фактуры, к примеру, кирпичной кладки простой или полосатой, камня, фибробетона и так далее, но он должен объединить все новые объемы северной части в общий, карабкающийся по горе террасами, фон – для разноцветных исторических и даже псевдоисторических домов первой линии Черниговской, так же как и красно-кирпичного прома. 
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Развёртка вдоль Оки с выделением ОКН
© АБ «Остоженка»

У этого решения есть сторонники и противники. Александр Дехтяр, автор нескольких более ранних проектов для Черниговской, уверен, что преобладающим тоном новой застройки Черниговской должны быть «все оттенки земли», от терракотового до желтого и коричневого, свойственного существующим домам – тогда церковь и монастырь будут лучше выделяться на общем фоне. А белый цвет архитектор считает несвойственным нижегородской архитектуре, слишком «приморским». 

Впрочем, уже на стадии мастер-плана белизна уже не была абсолютной. 
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Фрагменты фасадных решений
© НПО «Архстрой»

Южные ноты нам тоже удалось разглядеть в проекте – см. выше, не в цвете, а в форме. И с цветом в проекте развивается интересная история, но для начала надо сказать, что правы оба архитектора, поскольку и памятники архитектуры здесь присутствуют оттенков: земляного-терракотового – и белого. К первому относятся городские усадьбы и заводские корпуса, ко второму церкви. То есть если не делать новую застройку целиком, к примеру, меднозеленой или черной, – то надо просто выбрать, с какой частью истории слиться, а от какой дистанцироваться в колористическом отношении. «Архстрой» в свое время склонился к терракотовому, «Остоженка» сейчас к белому – в этом и есть нюансы авторских решений. Но, как мы увидим дальше, не все так просто. 

Но вернемся в мелкодисперсной части мастер-плана. В стилобаты встроено 2 детских сада, а школа, по решению города, к району приписана расположенная наверху, южнее. Продуманы разноформатные планировки квартир, помельче и покрупнее, виды из окон, связь с террасами, выходы во дворы и подземные пространства. В склон в основном вкопаны парковки, а исходя из инсоляции в стилобатах расположено либо жилье, либо магазины и салоны, обращенные к улицам. 
  

Мне в этом проекте больше всего нравятся многомаршевые лестницы, они не только выстраивают поперечные связи, спуски и подъемы – но и придают иное, импозантное измерение пространству, позволяют ощутить величие горы. Позволю себе заметить, из-за них район становится, опять же, каким-то «римским». Не спорю, в Нижнем есть свои лестницы, вот например, Чкаловская, – но первая аналогия, которая приходит в голову, когда смотришь на церковь Иоанна Предтечи и ее лестницу – почему-то даже не San Miniato, a Trinita dei monti с ее Испанской лестницей.
Стадия «Конкурс на концепцию мастер-плана» территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Другая особенность мастер-плана – развитие уличной сети, и проезжей, и пешеходной. Сейчас здесь только одна сквозная артерия, Черниговская улица вдоль набережной, к ней спускается Мельничный переулок за монастырем, а верхняя улица Гаршина заканчивается тупиком у церкви. Но если посмотреть на старые карты, то исторически так не было: Предтеченская, она же Гаршина, шла до оврага и только там спускалась к Черниговской; помимо Мельничного переулка между ними существовало три (!) поперечные связи, сейчас целиком утраченные. 

Базируясь на истории места, архитекторы делают всю территорию более связной: продлевают улицу Гаршина до моста, внутри застройки над ней и под ней находят место для двух внутренних улиц. В какой-то момент предполагалось, что они могут стать пешеходными, но открытыми для горожан, однако в конечном счете внутренние улицы стали приватными дворами и будут доступны только для спецтехники. 
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема транспортной организации территории
© АБ «Остоженка»
Стадия «Мастер-план». Схема пешеходных связей территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»
Проект планировки территории (ППТ) Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© «Золотое сечение»

Третья особенность, или скорее даже принципиальная составляющая проекта – башни. Как уже было сказано, они составляют пару Метромосту: он длинный, они высокие, и наследуют высотность сломанного советского элеватора с небольшой поправкой – его высота была 75 м, сейчас разрешено 100 м, хотя поговаривают, что если бы разрешить высоту побольше, получилось бы еще лучше. Между тем 100 м – еще и оптимальная высота с точки зрения экономики. И еще это будут первые 100-метровые башни Нижнего; технически их высота 99.9 м.

И авторы, и архсовет, рассматривали последовательно несколько вариантов башен, все – из двух объемов, с парковкой, рестораном и магазином с многоярусном стилобате и двором на его кровле. Итоговым вариантом стали башни-пластины с белой вертикальной решеткой фасадов и пилонад стилобата и объемно-ступенчатыми стеклянными срезами, зеркалирующими друг друга – как будто в створе между башнями кто-то прошелся очень большой и крупной пилой. Цвета были выбраны «фирменные» компании GloraX – белый и золотой, так что зависимости от положения солнца разрывы и торцы должны были казаться либо золотистыми, либо рельефно-объемными.
  • zooming
    Стадия «Проект» разработки башен. Варианты фасадов. Вид со стороны Оки
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Стадия «Проект» разработки башен. Варианты фасадов. Вид со стороны Оки
    © АБ «Остоженка»

Высота большей башни 99.9 м,  меньшей 86 м. На высоте 26 этажа башни были соединены золотистой же перемычкой, с фермой, которая, недвусмысленно перекликаясь с Метромостом, подчеркивала его композиционную связь с башнями: как будто здесь, на большой высоте, тоже есть мост.
Стадия «Проект» разработки башен. Вид со стороны Метромоста
© АБ «Остоженка»
Стадия «Проект» разработки башен. Вид со стороны улицы Гаршина
© АБ «Остоженка»
 
Если посмотреть на будущий район со стороны Ярмарки, видно, как объемы, очень постепенно, нарастают в сторону моста, прежде всего за счет исторических зданий, мельницы и даже церкви высоко на склоне – и затем «выстреливают» двумя башнями, обозначая начало другой части города. 
Стадия «Проект» разработки башен. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Вид со стороны Оки
© АБ «Остоженка»

Белый цвет, между тем объединял все части проекта, служил общей базой при различии высот, пластики и материала – фасады башен планировались алюминиевые, в среднеэтажной части должны преобладать натуральные материалы. 

Мастер-план утвержден, как и ППТ на его основе, а также АГО башен.

Между тем, еще работая над проектом, архитекторы «Остоженки», по согласованию с заказчиком, внесли в него еще один нюанс – предложили разделить склон на 5 частей и пригласить для работы над стадией Проект, в рамках мастер-плана, нижегородских архитекторов. Так в проект вернулся «Архстрой» и Александр Дехтяр, уже неоднократно работавший с этим местом.
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Схема кластеров
© АБ «Остоженка»

Работа над стадией Проект в преддверии получения АГО приближается к завершению, все параметры, в том числе высоты и инсоляцию, уточняют, где-то, по замечаниям архсовета, еще немного уменьшают высоту – те рендеры отдельных кластеров, которые мы показываем здесь, относятся не к стадии Проект, а к мастер-плану 2023 года.

Но мы поговорили со всеми участниками работы 
над застройкой Черниговской, и попросили каждого прокомментировать свои решения. 
cic =

Александр Дехтяр, Архстрой

Территорию мы знаем хорошо, несколько лет назад работали здесь над проектами застройки. Пристально рассматривали участок хлебозавода, но изучали его в связи со всей территорией в целом – в статусе предварительных проработок. В наших проектах плотность среднеэтажной части была несколько меньше, а морфология ее построения строже и несколько жестче: планы были в виде буквы Ш, раскрытые на реку. А цвет у нас – наоборот, был более живописным, адаптивно погруженным в «земляную» гамму кирпича и штукатурки. Я по-прежнему считаю, что белыми должны оставаться только церковь Иоанна Предтечи и монастырь, так они лучше выделяются на фоне застройки, и старой, и новой. Белые дома мне кажутся… происходящими не из наших широт, что ли, из какого-то приморского городка,– я говорил об этом и на архсовете, и авторам тоже говорил.
 
Но сейчас мы работаем в направлении, заданном «Остоженкой», в рамках мастер-плана, поэтому наша гамма тоже светло-серая, условно-белокаменная. А текстура фасадов – кирпичная, в двух вариантах: просто кирпичная поверхность и рельефно-полосатая, рассчитанная на косой свет. Кроме того мы предложили добавить рельефные, скорее всего фиброцементные, вставки – чтобы выстроить переклички с XVII веком и с Благовещенским монастырем. Вероятно, здесь были бы уместны даже изразцы.
Стадия «Проект» застройки четырех кластеров Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 3, вид со стороны Оки
© НПО «Архстрой»

Первым участком, ответственным и маловысотным из-за близкого соседства с монастырем, занимается бюро ГОРА Станислава Горшунова. Один из детских садов встроен здесь, в самой северной части комплекса.  
cic =

Станислав Горшунов, Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА

Я считаю этот проект уместным, он корректно вписался в существующую застройку, и не согласен с теми, кто выступает против какой-то либо застройки территории Черниговской и Гаршина в принципе. Мне кажется, эту территорию надо осваивать, делать ее лучше и для жителей, и для туристов.
 
Наш участок – в западной части, рядом с Благовещенским монастырем, так что мы пытались удержаться на грани между минималистичностью архитектурного решения и некими, очень легкими «древнерусскими» аллюзиями. Корпус рядом с монастырем, со встроенным детским садом – светлокирпичный с широкими откосами, для соседнего мы предложили мотив, подобный открытым ставням – поперечными вставками. Дальше все растворяется, становится более современным. Мы не отходили от предложения «Остоженки», старались оставаться в рамках мастер-плана. Я бы так сказал, было чуть больше определенности, чем обычно.
Кластер 1. Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
© АБ ГОРА / Визуализация © Framestudio

Теперь, на стадии Проект, примерно половиной всего комплекса: кластерами 2, 4, так же как и башнями, занимается московское бюро MIR Аркадия Смирнова.
cic =

Аркадий Смирнов, MIR

В работе мы столкнулись с множеством вызовов.
Предстояла комплексная проработка сложного участка и нестандартного композиционного решения.

Во всей застройке мы стремились к реализации перехода от истории к современности, используя актуальные материалы и решения, но сохраняя пропорции и приемы, свойственные исторической среде.

Альтернативный вариант фасадов Башен решен в двух материалах – керамические и алюминиевые панели. Терракота как дань историческому контексту, алюминий как современный и технологичный ответ.

Кварталы 2 и 4 расположены в южной части территории, ближе к мельницам и будущим башням. Их территория включает и Предтеченскую церковь, и городскую площадь перед ней с поперечной связью – спуском в сторону набережной, и еще один из двух встроенных детских садов. Насколько мне удалось понять, фасады MIR не будут очень похожи на предварительные наработки мастер-плана, но объемы и структура функций будет приблизительно той же, с поправкой на доработку и корректировки. 
  • zooming
    Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 2 слева и кластер 3 справа
    © АБ MIR / © НПО «Архстрой» / Визуализация © Framestudio
  • zooming
    Стадия «Проект» застройки четырех кластеров территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде. Кластер 2 слева и кластер 3 справа
    © АБ MIR / © НПО «Архстрой» / Визуализация © Framestudio

История башен развивалась, в свою очередь, так: заказчик попросил Аркадия Смирнова сделать еще один «подход» к их фасадам, и предпочел красный цвет фасадов с переходом к металлическому серому. 

Башни опять стали красными, проект, после ухода архитекторов «Остоженки», вновь повернул в сторону, многократно исследованную в предыдущих предложениях: в частности, в башнях Евгения Герасимова 2018 года. Даже ферма, ставшая стеклянной перемычкой, отдаленно напоминает стеклянную горизонталь в проекте Герасимова. Оттенок – насколько можно судить по рендерам, скорее пурпурный, а не терракотовый, однако башни стали заметнее перекликаться с мельницей Башкирова, слились с ней в один ряд.
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR
  • zooming
    ЖК Glorax Черниговская, вид на башни и мельницу Башкирова
    © АБ MIR / Glorax
  • zooming
    Башни у Метромоста: вариант фасадов, 2023
    © АБ MIR

Ну а свой уход из проекта Благовещенской слободы архитекторы «Остоженки» мне объяснили так: «мы сделали свою работу и мирно расстались»). 

***

Между тем интересен не очередной поворот поисков, а весь проект в целом – в нем очень сильно проявлена череда наслоений, обсуждений, противоречивые мнения: одному не нравится одно, другому – другое, кто-то «тянет» в свою сторону сильнее, кто-то нет... Кто-то сомневается в реализуемости, кто-то рад, что история, наконец-то, сдвинулась с места. Не так ли развивается, собственно, город – почти всегда? Коды трансформируются, идеи перерабатываются, их ядро – ну, по крайней мере какое-то время – сохраняется и берет на себя объединяющую роль. Но все постоянно куда-то движется, не застывает.

В последние 15, а может быть и 25 лет стало ужасно модным имитировать естественное развитие города в новых проектах. Особенно потому, что сами эти новые проекты стали такими огромными, что постоянно рискуют утратить человеческое измерение. Вот и интегрируют в них разнообразие – и подчас доходит до отчаянной пестроты, к примеру, в разноцветных секциях. Иногда приглашают разных авторов, чтобы «руки» были естественнее, это тоже тренд. Проект Черниговской попадает в этот створ предпочтений, но отличается, на мой взгляд, двумя вещами. Во-первых, в нем с самого начала было заложено не только стремление к разнообразию, но и пути его  объединения в цельное решение. А во-вторых, он настолько интегрирован «в саму жизнь» со всеми его ограничениями, проработками и обсуждениями, что разнообразие тут оказывается более чем естественным следствием стечения большого количества обстоятельств. 

Интересно, что в конечном счете получится. Сейчас начато строительство первой очереди – башен у моста с жильем бизнес-класса, второй очередью будет приспособление мельницы Башкирова. 
Архитектор:
Александр Скокан
Раис Баишев
София Каверина
Максимилиан Мосешвили
Мария Дехтяр
Проект:
Комплексное развитие территории Благовещенской слободы в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, участок от пер. Мельничный до Метромоста

Авторский коллектив:
Конкурсный проект на Концепцию Мастер-плана территории по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Победитель – АБ Остоженка. (Авторский коллектив: А. Скокан, Р. Баишев, М. Мосешвили, М. Дехтяр, С. Каверина, А. Таирова, А. Бутусов, С. Сунгатуллин, Н. Филимонов, Н. Гурьянов, К. Анохин)
Стадия «Проект» Многоквартирного жилого дома со встроенным паркингом и коммерческими помещениями (Здание 1.1.5 на генплане) по адресу: НН, улица Гаршина, 40. Автор – АБ Остоженка (Авторский коллектив: Р. Баишев, Е. Алексеенко, С. Исаченко, С. Каверина, О. Федорук)
Стадия «Мастер план» территории Благовещенской слободы по улице Черниговская: участка от переулка Мельничный до Метромоста. Автор – АБ «Остоженка». (Авторский коллектив: Р. Баишев, С. Каверина). 
Визуально-ландшафтный анализ, историко-архитектурное исследование – «АС-студия».
Проект планировки территории – «Золотое сечение».
Стадия «Проект» застройки четырёх кластеров территории Благовещенской слободы. Авторы: кластер 1 – бюро ГОРА, кластер 2 и кластер 4 – бюро MIR, кластер 3 – бюро «Архстрой». (АБ Остоженка спроектировало лестницу, ведущую от Черниговской улицы – к церкви Иоанна Предтечи и начинало работу по кластеру 4, впоследствии продолженному бюро MIR)

2021 — 2023

Заказчик: ООО «Радиус»
Девелопер: GloraX

26 Декабря 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».