English version

Белое крыло

Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
Северо-западный дом 2 квартала «Садовых кварталов» – работа архитекторов АБ «Остоженка», и он составляет с юго-восточным крылом ТПО «Резерв» несколько асимметричную пару.

Казалось бы, все просто: контраст и подобие. Одно крыло черное, другое белое; оба достаточно большие, вытянутые к 3-й Фрунзенской улице, ступенчатые, и перекликаются – как будто переглядываются – между собой, рифмуя ступеньки и выступы. Оба соблюдают дизайн-код «Садовых кварталов», предложенный Сергеем Скуратовым, и в то же время оба – авторские высказывания, так и было задумано в 2007 году. Так что дело не только в контрасте и подобии: в каждой теме есть и более тонкие различия, наюнсы. Трактованы они в силу авторских убеждений в меру строго и сдержанно, без броской скульптурности, на балансе, что работает на цельность в рамках комплекса. Поди разберись. Но можно и понять, и разглядеть нюансы сходств и различий. 

Сам по себе квартал почти что замкнутый. Его двор, как все дворы «Садовых кварталов», и углубленный, и многоуровневый, что во 2 квартале усилено перепадом высот – именно здесь московский ландшафт плавно поднимается «в гору». Поэтому со стороны 3-й Фрунзенской на внешнем контуре «кварталов» образовалось небольшое общественное пространство – в дополнение к впечатляющей городской площади с прудом в их центре. Мне уже довелось определить это, отчасти внешнее, пространство как городской балкон. 

Правда, похоже на балкон. Даже два балкона.

Если выйти под мостиком в створе между четвертым и вторым кварталом и повернуть на углу черного дома направо, мы попадаем на бульвар с каменным мощением справа и довольно пышной, в том числе луговой, растительностью слева.
Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Мощение – пешеходная улица, и с нее можно свернуть, слегка спустившись, вправо: тут в разрывах между малоэтажными корпусами существуют две площадки со стеклянным ограждением и видом во двор 2 квартала, который от этого становится чуть менее закрытым от горожан. Одна площадка между черным и белым домом, другая между корпусами белого. В первой магазин, во второй кафе, там можно еще и посидеть, там не то чтобы закрытый, но тихий и укромный закуток с видом на двор с высоты. Ни дать ни взять балкон, оригинальное пространственное решение из породы разноуровневых, которые были фирменным приемом, чуть ли не credo «Садовых» с момента появления их проекта в информационном поле.
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны пешеходного бульвара 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Дому «Остоженки» отведено две трети «городского балкона», поскольку его маловысотная часть заходит к югу вдвое дальше. 

Сам дом – выше и объемнее соседа, в нем не три ступеньки, а две. Больший объем, стартуя от соседства с 17-этажным кирпичным домом Сергея Скуратова, тянется 14-этажным на две трети длины, объединяя 3 секции, после чего уступает только 2 этажа, до двенадцати, чтобы после поворота «уполовиниться» до шести этажей в двух объемах по 3-й Фрунзенской. 

Зато уступов и вырезов здесь больше, особенно в нижней части: большая, 5-этажной высоты, арка, один из любимых приемов «Остоженки», плюс сквозное «окно» в теле здания – там, где примыкает один из мостиков двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Если посмотреть на паттерн фасада, то он, отнюдь не следуя мерному шагу пяти секций, составляющих протяженный объем, превращается в пазл наподобие «тетриса»: как будто бы здесь состыкованы два объема – один отчасти зеркалирующий ступени дома «Резерва», но асимметрично и в обратном направлении. Сетка его фасадов заметно более материальна, поскольку использует откосы, расширяя простенки в каждом окне. Другой объем положен на него, как будто, сверху – сетка его простенков, наоборот, тонкая, объединяет окна по два по вертикали и, кроме того, «растворяется» к югу, поскольку камень градиентно-постепенно заменяют вставки черного металла. До какой-то степени – отражение более жесткого и размеренного черного корпуса, но не как в зеркале, а как в воде – не точно, даже не отражение, пересказ. Этакий диалог – не диалог. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

На внешнем фасаде тема повторена и, глядя на него, понимаем, что в формировании ступенчатости внутри двора принимают участие три рамки над витражами лобби. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Впрочем здесь на фасадах довольно-таки много подвижности. К примеру, на торце протяженного корпуса сетка в верхней части плавно теряет откосы – две темы, объемная и тонкокостная – ненавязчиво срастаются. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

А если мы посмотрим на малые корпуса, там каменной «материи» еще меньше. Со стороны двора их фасады превращаются в прямо-таки мондриановский рисунок, асимметричные «пятнашки». Снаружи были объемные, с откосами, внутри – двумерные, рисуночные. Это красиво, легко и хорошо рифмуется с темным корпусом «Резерва», тяготеющим к плоскостности. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Всего-то пара приемов: каменный скос, ступенька, черная металлическая вставка, – но вариаций «мелодии» много, с усилением то ритма, то объема, то плоскости и линии. Мне кажется, такое разнообразие стало возможным потому, что на фасадах дома, в отличие от соседнего, применен, в сущности, только один материал – стекло, стемалит и черный металл как фоновые участники не в счет – здесь «рулит» известняк, белый камень. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Что важно, поскольку основа дизайн-кода «Садовых кварталов»: кирпич и белый камень.

Но если так посмотреть, то кирпича в «кварталах» больше. А тут – только камень. В этом корпус «Остоженки» вторит двум домам Сергея Скуратова, фланкирующим здание Романа Клейна по улице Усачева. Их срезанные по косой фасады образуют по сторонам Клейна гигантский «портал», чему в меньшем масштабе вторят откосы из шершавого камня при гладкой внешней поверхности. Подобные откосы, в сопровождении каменных «ступенек», акцентирующих линии сетки, есть и в каменных домах Скуратова в составе 2 квартала, со стороны пруда. 

«Остоженка» берет и ступеньки, и откосы, но разделяет их: первое для тонкой сетки, второе для более плотной. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Два типа сетки – вертикальная и горизонтальная, тонкая и объемная – тоже откликаются на особенности двух соседей. Тонкая вертикальная использует характерный для «кварталов» и домов Сергея Скуратова градиент постепенного «растворения» массы (а иногда и цвета), широтная откликается на шахматный ритм дома Плоткина.  

Дом «Остоженки» объединяет и примиряет то и другое с помощью как материала, так и композиции. Как будто говорит: мы можем жить вместе... И правда: конечно, можем – нет никакого радикального противоречия между вертикальным и горизонтальным построением, когда они рядом – даже веселее.

Но интересно наблюдать, как чутко этот корпус реагирует на все особенности окружения, сохраняя – во многом благодаря материалу – цельность высказывания.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут хочется вернуться к упомянутому выше «мондриановскому рисунку» на внутренней стороне малых объемов – поскольку, если посмотреть на дом «Остоженки» в целом, в нем наблюдается развитие: от северо-восточного полюса, где он соседствует с кирпичным домом Скуратова, там сетка строгая, вертикальная – к южным домам, где она максимально «растягивается», как это бывает в трикотажном плетении, но более геометрично. И, наконец, во дворе уплощается, превращаясь в «абстрактную картину». 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

И – вырезы, они тут важны, не только разделяют дом на части «для проветривания», но и образуют оси, как минимум – две поперечные, через двор, вверху и внизу. Их форма вторит откосам окон: к примеру, верхние перемычки «арок» расширяются раструбами в сторону двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

В этих фасадах много движения, их хочется рассматривать, сравнивать части, задавать себе вопрос – почему так? Отвечать на него, идти дальше... Целый рассказ тут из фасадной сетки. 
  
  

Двухъярусные квартиры в доме «Остоженки» собраны в верхней части всех корпусов, в том числе малых, шестиэтажных. Во всех них есть камины, а в малых корпусах камины предусмотрены в каждой квартире на всех этажах. У двухъярусных квартир имеются также и террасы: в малых объемах они смотрят на пешеходный бульвар 3-й Фрунзенской улицы, а в квартирах, сгруппированных вдоль внутреннего контура протяженного корпуса – в сторону двора. 

Надо заметить, что в доме «Остоженки» террасы снаружи полностью замаскированы: скорее это патио, открытые к небу и закрытые со всех четырех сторон, в том числе и с внешней – окном. Без предварительного знания догадаться о сложном устройстве верхней части дома невозможно. При том что именно она, а не фасад, по признанию архитекторов, стала «настоящим тетрисом». Как видим, он успешно составился. 
  • zooming
    1 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 14 этажа на отм. +46.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 1-1 и 3-3
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 7 этажа на отм. +21.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 13 этажа на отм. +43.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 12 этажа на отм. +39.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 11 этажа на отм. +36.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 6 этажа на отм. +18.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 5 этажа на отметке +14.400
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 2 этажа на отм. +3.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 3 этажа на отм. +7.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    11 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 4 этажа на отм. +10.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    12 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    13 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10.
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    14 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 2-2
    © АБ «Остоженка»

Интерьеры лобби, а в «Садовых кварталах» авторы всех домов делали проекты своих лобби – высоких, двусветных – сами, в данном случае, как и фасады, балансируют на грани перекличек с соседями и собственного высказывания. 

Во-первых, в них появляются золотистые треугольники – мотив, который хочется назвать прямо-таки символом нашего времени. Тем не менее их не используют для создания гибкой формы, ограничиваясь фоном стены. Зато среди треугольников есть как гладкие, так и рельефные – что кажется перекличкой с решением фасадов, где известняк шершавый (шлифованный) в основной плоскости, и гладкий (полированный) в откосах. Кстати сказать, полированные откосы благодаря такому приему – темнее, и на них видны срезы доисторических раковин. 
Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»

«Основной идеей интерьеров входных групп было – связать все вестибюли «золотой лентой», – говорит Ксения Бердникова, главный архитектор проекта. 

Действительно, входные группы – просторные рамки со стеклянной стеной, их пространство, особенно вечером, светится теплым золотистым светом. Камень с фасадов заходит внутрь, черные элементы перекликаются с черными вставками снаружи; хотя в интерьере их роль активнее, нежели фоновая. 
zooming
Первый эскиз интерьеров входных групп, 2016 год.
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Самый яркий элемент лобби в доме «Остоженки» – черная винтовая лестница. Вечный, практически не устаревающий прием эффектной организации пространства. 
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

Таким образом оба авторских дома, один «Резерва», другой «Остоженки», завершают длительную – 18-летнюю! – эпопею строительства знакового московского комплекса «в самой середине» элитных Хамовников. Комплекс этот стал ядром, своего рода «стержнем», смысловым и пластическим, и в истории московского жилого строительства последних десятилетий, и в пространстве города. Этакий он «гвоздь программы». А два авторских дома, каждый по-своему, завершают его. Переговариваясь между собой, но не забывая и о собственном характере, индивидуальности высказывания. 

«Остоженский» дом в получившемся разговоре – более диалогичен. 
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

26 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Похожие статьи
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.