English version

Белое крыло

Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
Северо-западный дом 2 квартала «Садовых кварталов» – работа архитекторов АБ «Остоженка», и он составляет с юго-восточным крылом ТПО «Резерв» несколько асимметричную пару.

Казалось бы, все просто: контраст и подобие. Одно крыло черное, другое белое; оба достаточно большие, вытянутые к 3-й Фрунзенской улице, ступенчатые, и перекликаются – как будто переглядываются – между собой, рифмуя ступеньки и выступы. Оба соблюдают дизайн-код «Садовых кварталов», предложенный Сергеем Скуратовым, и в то же время оба – авторские высказывания, так и было задумано в 2007 году. Так что дело не только в контрасте и подобии: в каждой теме есть и более тонкие различия, наюнсы. Трактованы они в силу авторских убеждений в меру строго и сдержанно, без броской скульптурности, на балансе, что работает на цельность в рамках комплекса. Поди разберись. Но можно и понять, и разглядеть нюансы сходств и различий. 

Сам по себе квартал почти что замкнутый. Его двор, как все дворы «Садовых кварталов», и углубленный, и многоуровневый, что во 2 квартале усилено перепадом высот – именно здесь московский ландшафт плавно поднимается «в гору». Поэтому со стороны 3-й Фрунзенской на внешнем контуре «кварталов» образовалось небольшое общественное пространство – в дополнение к впечатляющей городской площади с прудом в их центре. Мне уже довелось определить это, отчасти внешнее, пространство как городской балкон. 

Правда, похоже на балкон. Даже два балкона.

Если выйти под мостиком в створе между четвертым и вторым кварталом и повернуть на углу черного дома направо, мы попадаем на бульвар с каменным мощением справа и довольно пышной, в том числе луговой, растительностью слева.
Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Мощение – пешеходная улица, и с нее можно свернуть, слегка спустившись, вправо: тут в разрывах между малоэтажными корпусами существуют две площадки со стеклянным ограждением и видом во двор 2 квартала, который от этого становится чуть менее закрытым от горожан. Одна площадка между черным и белым домом, другая между корпусами белого. В первой магазин, во второй кафе, там можно еще и посидеть, там не то чтобы закрытый, но тихий и укромный закуток с видом на двор с высоты. Ни дать ни взять балкон, оригинальное пространственное решение из породы разноуровневых, которые были фирменным приемом, чуть ли не credo «Садовых» с момента появления их проекта в информационном поле.
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны пешеходного бульвара 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Дому «Остоженки» отведено две трети «городского балкона», поскольку его маловысотная часть заходит к югу вдвое дальше. 

Сам дом – выше и объемнее соседа, в нем не три ступеньки, а две. Больший объем, стартуя от соседства с 17-этажным кирпичным домом Сергея Скуратова, тянется 14-этажным на две трети длины, объединяя 3 секции, после чего уступает только 2 этажа, до двенадцати, чтобы после поворота «уполовиниться» до шести этажей в двух объемах по 3-й Фрунзенской. 

Зато уступов и вырезов здесь больше, особенно в нижней части: большая, 5-этажной высоты, арка, один из любимых приемов «Остоженки», плюс сквозное «окно» в теле здания – там, где примыкает один из мостиков двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Если посмотреть на паттерн фасада, то он, отнюдь не следуя мерному шагу пяти секций, составляющих протяженный объем, превращается в пазл наподобие «тетриса»: как будто бы здесь состыкованы два объема – один отчасти зеркалирующий ступени дома «Резерва», но асимметрично и в обратном направлении. Сетка его фасадов заметно более материальна, поскольку использует откосы, расширяя простенки в каждом окне. Другой объем положен на него, как будто, сверху – сетка его простенков, наоборот, тонкая, объединяет окна по два по вертикали и, кроме того, «растворяется» к югу, поскольку камень градиентно-постепенно заменяют вставки черного металла. До какой-то степени – отражение более жесткого и размеренного черного корпуса, но не как в зеркале, а как в воде – не точно, даже не отражение, пересказ. Этакий диалог – не диалог. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

На внешнем фасаде тема повторена и, глядя на него, понимаем, что в формировании ступенчатости внутри двора принимают участие три рамки над витражами лобби. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Впрочем здесь на фасадах довольно-таки много подвижности. К примеру, на торце протяженного корпуса сетка в верхней части плавно теряет откосы – две темы, объемная и тонкокостная – ненавязчиво срастаются. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

А если мы посмотрим на малые корпуса, там каменной «материи» еще меньше. Со стороны двора их фасады превращаются в прямо-таки мондриановский рисунок, асимметричные «пятнашки». Снаружи были объемные, с откосами, внутри – двумерные, рисуночные. Это красиво, легко и хорошо рифмуется с темным корпусом «Резерва», тяготеющим к плоскостности. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Всего-то пара приемов: каменный скос, ступенька, черная металлическая вставка, – но вариаций «мелодии» много, с усилением то ритма, то объема, то плоскости и линии. Мне кажется, такое разнообразие стало возможным потому, что на фасадах дома, в отличие от соседнего, применен, в сущности, только один материал – стекло, стемалит и черный металл как фоновые участники не в счет – здесь «рулит» известняк, белый камень. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Что важно, поскольку основа дизайн-кода «Садовых кварталов»: кирпич и белый камень.

Но если так посмотреть, то кирпича в «кварталах» больше. А тут – только камень. В этом корпус «Остоженки» вторит двум домам Сергея Скуратова, фланкирующим здание Романа Клейна по улице Усачева. Их срезанные по косой фасады образуют по сторонам Клейна гигантский «портал», чему в меньшем масштабе вторят откосы из шершавого камня при гладкой внешней поверхности. Подобные откосы, в сопровождении каменных «ступенек», акцентирующих линии сетки, есть и в каменных домах Скуратова в составе 2 квартала, со стороны пруда. 

«Остоженка» берет и ступеньки, и откосы, но разделяет их: первое для тонкой сетки, второе для более плотной. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Два типа сетки – вертикальная и горизонтальная, тонкая и объемная – тоже откликаются на особенности двух соседей. Тонкая вертикальная использует характерный для «кварталов» и домов Сергея Скуратова градиент постепенного «растворения» массы (а иногда и цвета), широтная откликается на шахматный ритм дома Плоткина.  

Дом «Остоженки» объединяет и примиряет то и другое с помощью как материала, так и композиции. Как будто говорит: мы можем жить вместе... И правда: конечно, можем – нет никакого радикального противоречия между вертикальным и горизонтальным построением, когда они рядом – даже веселее.

Но интересно наблюдать, как чутко этот корпус реагирует на все особенности окружения, сохраняя – во многом благодаря материалу – цельность высказывания.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут хочется вернуться к упомянутому выше «мондриановскому рисунку» на внутренней стороне малых объемов – поскольку, если посмотреть на дом «Остоженки» в целом, в нем наблюдается развитие: от северо-восточного полюса, где он соседствует с кирпичным домом Скуратова, там сетка строгая, вертикальная – к южным домам, где она максимально «растягивается», как это бывает в трикотажном плетении, но более геометрично. И, наконец, во дворе уплощается, превращаясь в «абстрактную картину». 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

И – вырезы, они тут важны, не только разделяют дом на части «для проветривания», но и образуют оси, как минимум – две поперечные, через двор, вверху и внизу. Их форма вторит откосам окон: к примеру, верхние перемычки «арок» расширяются раструбами в сторону двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

В этих фасадах много движения, их хочется рассматривать, сравнивать части, задавать себе вопрос – почему так? Отвечать на него, идти дальше... Целый рассказ тут из фасадной сетки. 
  
  

Двухъярусные квартиры в доме «Остоженки» собраны в верхней части всех корпусов, в том числе малых, шестиэтажных. Во всех них есть камины, а в малых корпусах камины предусмотрены в каждой квартире на всех этажах. У двухъярусных квартир имеются также и террасы: в малых объемах они смотрят на пешеходный бульвар 3-й Фрунзенской улицы, а в квартирах, сгруппированных вдоль внутреннего контура протяженного корпуса – в сторону двора. 

Надо заметить, что в доме «Остоженки» террасы снаружи полностью замаскированы: скорее это патио, открытые к небу и закрытые со всех четырех сторон, в том числе и с внешней – окном. Без предварительного знания догадаться о сложном устройстве верхней части дома невозможно. При том что именно она, а не фасад, по признанию архитекторов, стала «настоящим тетрисом». Как видим, он успешно составился. 
  • zooming
    1 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 14 этажа на отм. +46.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 1-1 и 3-3
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 7 этажа на отм. +21.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 13 этажа на отм. +43.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 12 этажа на отм. +39.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 11 этажа на отм. +36.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 6 этажа на отм. +18.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 5 этажа на отметке +14.400
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 2 этажа на отм. +3.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 3 этажа на отм. +7.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    11 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 4 этажа на отм. +10.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    12 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    13 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10.
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    14 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 2-2
    © АБ «Остоженка»

Интерьеры лобби, а в «Садовых кварталах» авторы всех домов делали проекты своих лобби – высоких, двусветных – сами, в данном случае, как и фасады, балансируют на грани перекличек с соседями и собственного высказывания. 

Во-первых, в них появляются золотистые треугольники – мотив, который хочется назвать прямо-таки символом нашего времени. Тем не менее их не используют для создания гибкой формы, ограничиваясь фоном стены. Зато среди треугольников есть как гладкие, так и рельефные – что кажется перекличкой с решением фасадов, где известняк шершавый (шлифованный) в основной плоскости, и гладкий (полированный) в откосах. Кстати сказать, полированные откосы благодаря такому приему – темнее, и на них видны срезы доисторических раковин. 
Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»

«Основной идеей интерьеров входных групп было – связать все вестибюли «золотой лентой», – говорит Ксения Бердникова, главный архитектор проекта. 

Действительно, входные группы – просторные рамки со стеклянной стеной, их пространство, особенно вечером, светится теплым золотистым светом. Камень с фасадов заходит внутрь, черные элементы перекликаются с черными вставками снаружи; хотя в интерьере их роль активнее, нежели фоновая. 
zooming
Первый эскиз интерьеров входных групп, 2016 год.
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Самый яркий элемент лобби в доме «Остоженки» – черная винтовая лестница. Вечный, практически не устаревающий прием эффектной организации пространства. 
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

Таким образом оба авторских дома, один «Резерва», другой «Остоженки», завершают длительную – 18-летнюю! – эпопею строительства знакового московского комплекса «в самой середине» элитных Хамовников. Комплекс этот стал ядром, своего рода «стержнем», смысловым и пластическим, и в истории московского жилого строительства последних десятилетий, и в пространстве города. Этакий он «гвоздь программы». А два авторских дома, каждый по-своему, завершают его. Переговариваясь между собой, но не забывая и о собственном характере, индивидуальности высказывания. 

«Остоженский» дом в получившемся разговоре – более диалогичен. 
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

26 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.