English version

Белое крыло

Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
Северо-западный дом 2 квартала «Садовых кварталов» – работа архитекторов АБ «Остоженка», и он составляет с юго-восточным крылом ТПО «Резерв» несколько асимметричную пару.

Казалось бы, все просто: контраст и подобие. Одно крыло черное, другое белое; оба достаточно большие, вытянутые к 3-й Фрунзенской улице, ступенчатые, и перекликаются – как будто переглядываются – между собой, рифмуя ступеньки и выступы. Оба соблюдают дизайн-код «Садовых кварталов», предложенный Сергеем Скуратовым, и в то же время оба – авторские высказывания, так и было задумано в 2007 году. Так что дело не только в контрасте и подобии: в каждой теме есть и более тонкие различия, наюнсы. Трактованы они в силу авторских убеждений в меру строго и сдержанно, без броской скульптурности, на балансе, что работает на цельность в рамках комплекса. Поди разберись. Но можно и понять, и разглядеть нюансы сходств и различий. 

Сам по себе квартал почти что замкнутый. Его двор, как все дворы «Садовых кварталов», и углубленный, и многоуровневый, что во 2 квартале усилено перепадом высот – именно здесь московский ландшафт плавно поднимается «в гору». Поэтому со стороны 3-й Фрунзенской на внешнем контуре «кварталов» образовалось небольшое общественное пространство – в дополнение к впечатляющей городской площади с прудом в их центре. Мне уже довелось определить это, отчасти внешнее, пространство как городской балкон. 

Правда, похоже на балкон. Даже два балкона.

Если выйти под мостиком в створе между четвертым и вторым кварталом и повернуть на углу черного дома направо, мы попадаем на бульвар с каменным мощением справа и довольно пышной, в том числе луговой, растительностью слева.
Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Мощение – пешеходная улица, и с нее можно свернуть, слегка спустившись, вправо: тут в разрывах между малоэтажными корпусами существуют две площадки со стеклянным ограждением и видом во двор 2 квартала, который от этого становится чуть менее закрытым от горожан. Одна площадка между черным и белым домом, другая между корпусами белого. В первой магазин, во второй кафе, там можно еще и посидеть, там не то чтобы закрытый, но тихий и укромный закуток с видом на двор с высоты. Ни дать ни взять балкон, оригинальное пространственное решение из породы разноуровневых, которые были фирменным приемом, чуть ли не credo «Садовых» с момента появления их проекта в информационном поле.
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны пешеходного бульвара 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Дому «Остоженки» отведено две трети «городского балкона», поскольку его маловысотная часть заходит к югу вдвое дальше. 

Сам дом – выше и объемнее соседа, в нем не три ступеньки, а две. Больший объем, стартуя от соседства с 17-этажным кирпичным домом Сергея Скуратова, тянется 14-этажным на две трети длины, объединяя 3 секции, после чего уступает только 2 этажа, до двенадцати, чтобы после поворота «уполовиниться» до шести этажей в двух объемах по 3-й Фрунзенской. 

Зато уступов и вырезов здесь больше, особенно в нижней части: большая, 5-этажной высоты, арка, один из любимых приемов «Остоженки», плюс сквозное «окно» в теле здания – там, где примыкает один из мостиков двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Если посмотреть на паттерн фасада, то он, отнюдь не следуя мерному шагу пяти секций, составляющих протяженный объем, превращается в пазл наподобие «тетриса»: как будто бы здесь состыкованы два объема – один отчасти зеркалирующий ступени дома «Резерва», но асимметрично и в обратном направлении. Сетка его фасадов заметно более материальна, поскольку использует откосы, расширяя простенки в каждом окне. Другой объем положен на него, как будто, сверху – сетка его простенков, наоборот, тонкая, объединяет окна по два по вертикали и, кроме того, «растворяется» к югу, поскольку камень градиентно-постепенно заменяют вставки черного металла. До какой-то степени – отражение более жесткого и размеренного черного корпуса, но не как в зеркале, а как в воде – не точно, даже не отражение, пересказ. Этакий диалог – не диалог. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

На внешнем фасаде тема повторена и, глядя на него, понимаем, что в формировании ступенчатости внутри двора принимают участие три рамки над витражами лобби. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Впрочем здесь на фасадах довольно-таки много подвижности. К примеру, на торце протяженного корпуса сетка в верхней части плавно теряет откосы – две темы, объемная и тонкокостная – ненавязчиво срастаются. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

А если мы посмотрим на малые корпуса, там каменной «материи» еще меньше. Со стороны двора их фасады превращаются в прямо-таки мондриановский рисунок, асимметричные «пятнашки». Снаружи были объемные, с откосами, внутри – двумерные, рисуночные. Это красиво, легко и хорошо рифмуется с темным корпусом «Резерва», тяготеющим к плоскостности. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Всего-то пара приемов: каменный скос, ступенька, черная металлическая вставка, – но вариаций «мелодии» много, с усилением то ритма, то объема, то плоскости и линии. Мне кажется, такое разнообразие стало возможным потому, что на фасадах дома, в отличие от соседнего, применен, в сущности, только один материал – стекло, стемалит и черный металл как фоновые участники не в счет – здесь «рулит» известняк, белый камень. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Что важно, поскольку основа дизайн-кода «Садовых кварталов»: кирпич и белый камень.

Но если так посмотреть, то кирпича в «кварталах» больше. А тут – только камень. В этом корпус «Остоженки» вторит двум домам Сергея Скуратова, фланкирующим здание Романа Клейна по улице Усачева. Их срезанные по косой фасады образуют по сторонам Клейна гигантский «портал», чему в меньшем масштабе вторят откосы из шершавого камня при гладкой внешней поверхности. Подобные откосы, в сопровождении каменных «ступенек», акцентирующих линии сетки, есть и в каменных домах Скуратова в составе 2 квартала, со стороны пруда. 

«Остоженка» берет и ступеньки, и откосы, но разделяет их: первое для тонкой сетки, второе для более плотной. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Два типа сетки – вертикальная и горизонтальная, тонкая и объемная – тоже откликаются на особенности двух соседей. Тонкая вертикальная использует характерный для «кварталов» и домов Сергея Скуратова градиент постепенного «растворения» массы (а иногда и цвета), широтная откликается на шахматный ритм дома Плоткина.  

Дом «Остоженки» объединяет и примиряет то и другое с помощью как материала, так и композиции. Как будто говорит: мы можем жить вместе... И правда: конечно, можем – нет никакого радикального противоречия между вертикальным и горизонтальным построением, когда они рядом – даже веселее.

Но интересно наблюдать, как чутко этот корпус реагирует на все особенности окружения, сохраняя – во многом благодаря материалу – цельность высказывания.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут хочется вернуться к упомянутому выше «мондриановскому рисунку» на внутренней стороне малых объемов – поскольку, если посмотреть на дом «Остоженки» в целом, в нем наблюдается развитие: от северо-восточного полюса, где он соседствует с кирпичным домом Скуратова, там сетка строгая, вертикальная – к южным домам, где она максимально «растягивается», как это бывает в трикотажном плетении, но более геометрично. И, наконец, во дворе уплощается, превращаясь в «абстрактную картину». 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

И – вырезы, они тут важны, не только разделяют дом на части «для проветривания», но и образуют оси, как минимум – две поперечные, через двор, вверху и внизу. Их форма вторит откосам окон: к примеру, верхние перемычки «арок» расширяются раструбами в сторону двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

В этих фасадах много движения, их хочется рассматривать, сравнивать части, задавать себе вопрос – почему так? Отвечать на него, идти дальше... Целый рассказ тут из фасадной сетки. 
  
  

Двухъярусные квартиры в доме «Остоженки» собраны в верхней части всех корпусов, в том числе малых, шестиэтажных. Во всех них есть камины, а в малых корпусах камины предусмотрены в каждой квартире на всех этажах. У двухъярусных квартир имеются также и террасы: в малых объемах они смотрят на пешеходный бульвар 3-й Фрунзенской улицы, а в квартирах, сгруппированных вдоль внутреннего контура протяженного корпуса – в сторону двора. 

Надо заметить, что в доме «Остоженки» террасы снаружи полностью замаскированы: скорее это патио, открытые к небу и закрытые со всех четырех сторон, в том числе и с внешней – окном. Без предварительного знания догадаться о сложном устройстве верхней части дома невозможно. При том что именно она, а не фасад, по признанию архитекторов, стала «настоящим тетрисом». Как видим, он успешно составился. 
  • zooming
    1 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 14 этажа на отм. +46.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 1-1 и 3-3
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 7 этажа на отм. +21.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 13 этажа на отм. +43.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 12 этажа на отм. +39.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 11 этажа на отм. +36.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 6 этажа на отм. +18.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 5 этажа на отметке +14.400
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 2 этажа на отм. +3.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 3 этажа на отм. +7.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    11 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 4 этажа на отм. +10.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    12 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    13 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10.
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    14 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 2-2
    © АБ «Остоженка»

Интерьеры лобби, а в «Садовых кварталах» авторы всех домов делали проекты своих лобби – высоких, двусветных – сами, в данном случае, как и фасады, балансируют на грани перекличек с соседями и собственного высказывания. 

Во-первых, в них появляются золотистые треугольники – мотив, который хочется назвать прямо-таки символом нашего времени. Тем не менее их не используют для создания гибкой формы, ограничиваясь фоном стены. Зато среди треугольников есть как гладкие, так и рельефные – что кажется перекличкой с решением фасадов, где известняк шершавый (шлифованный) в основной плоскости, и гладкий (полированный) в откосах. Кстати сказать, полированные откосы благодаря такому приему – темнее, и на них видны срезы доисторических раковин. 
Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»

«Основной идеей интерьеров входных групп было – связать все вестибюли «золотой лентой», – говорит Ксения Бердникова, главный архитектор проекта. 

Действительно, входные группы – просторные рамки со стеклянной стеной, их пространство, особенно вечером, светится теплым золотистым светом. Камень с фасадов заходит внутрь, черные элементы перекликаются с черными вставками снаружи; хотя в интерьере их роль активнее, нежели фоновая. 
zooming
Первый эскиз интерьеров входных групп, 2016 год.
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Самый яркий элемент лобби в доме «Остоженки» – черная винтовая лестница. Вечный, практически не устаревающий прием эффектной организации пространства. 
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

Таким образом оба авторских дома, один «Резерва», другой «Остоженки», завершают длительную – 18-летнюю! – эпопею строительства знакового московского комплекса «в самой середине» элитных Хамовников. Комплекс этот стал ядром, своего рода «стержнем», смысловым и пластическим, и в истории московского жилого строительства последних десятилетий, и в пространстве города. Этакий он «гвоздь программы». А два авторских дома, каждый по-своему, завершают его. Переговариваясь между собой, но не забывая и о собственном характере, индивидуальности высказывания. 

«Остоженский» дом в получившемся разговоре – более диалогичен. 
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

26 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Похожие статьи
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.