English version

Белое крыло

Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
Северо-западный дом 2 квартала «Садовых кварталов» – работа архитекторов АБ «Остоженка», и он составляет с юго-восточным крылом ТПО «Резерв» несколько асимметричную пару.

Казалось бы, все просто: контраст и подобие. Одно крыло черное, другое белое; оба достаточно большие, вытянутые к 3-й Фрунзенской улице, ступенчатые, и перекликаются – как будто переглядываются – между собой, рифмуя ступеньки и выступы. Оба соблюдают дизайн-код «Садовых кварталов», предложенный Сергеем Скуратовым, и в то же время оба – авторские высказывания, так и было задумано в 2007 году. Так что дело не только в контрасте и подобии: в каждой теме есть и более тонкие различия, наюнсы. Трактованы они в силу авторских убеждений в меру строго и сдержанно, без броской скульптурности, на балансе, что работает на цельность в рамках комплекса. Поди разберись. Но можно и понять, и разглядеть нюансы сходств и различий. 

Сам по себе квартал почти что замкнутый. Его двор, как все дворы «Садовых кварталов», и углубленный, и многоуровневый, что во 2 квартале усилено перепадом высот – именно здесь московский ландшафт плавно поднимается «в гору». Поэтому со стороны 3-й Фрунзенской на внешнем контуре «кварталов» образовалось небольшое общественное пространство – в дополнение к впечатляющей городской площади с прудом в их центре. Мне уже довелось определить это, отчасти внешнее, пространство как городской балкон. 

Правда, похоже на балкон. Даже два балкона.

Если выйти под мостиком в створе между четвертым и вторым кварталом и повернуть на углу черного дома направо, мы попадаем на бульвар с каменным мощением справа и довольно пышной, в том числе луговой, растительностью слева.
Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Мощение – пешеходная улица, и с нее можно свернуть, слегка спустившись, вправо: тут в разрывах между малоэтажными корпусами существуют две площадки со стеклянным ограждением и видом во двор 2 квартала, который от этого становится чуть менее закрытым от горожан. Одна площадка между черным и белым домом, другая между корпусами белого. В первой магазин, во второй кафе, там можно еще и посидеть, там не то чтобы закрытый, но тихий и укромный закуток с видом на двор с высоты. Ни дать ни взять балкон, оригинальное пространственное решение из породы разноуровневых, которые были фирменным приемом, чуть ли не credo «Садовых» с момента появления их проекта в информационном поле.
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса со стороны пешеходного бульвара 3-й Фрунзенской. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Вид на малые корпуса изнутри двора. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Дому «Остоженки» отведено две трети «городского балкона», поскольку его маловысотная часть заходит к югу вдвое дальше. 

Сам дом – выше и объемнее соседа, в нем не три ступеньки, а две. Больший объем, стартуя от соседства с 17-этажным кирпичным домом Сергея Скуратова, тянется 14-этажным на две трети длины, объединяя 3 секции, после чего уступает только 2 этажа, до двенадцати, чтобы после поворота «уполовиниться» до шести этажей в двух объемах по 3-й Фрунзенской. 

Зато уступов и вырезов здесь больше, особенно в нижней части: большая, 5-этажной высоты, арка, один из любимых приемов «Остоженки», плюс сквозное «окно» в теле здания – там, где примыкает один из мостиков двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Если посмотреть на паттерн фасада, то он, отнюдь не следуя мерному шагу пяти секций, составляющих протяженный объем, превращается в пазл наподобие «тетриса»: как будто бы здесь состыкованы два объема – один отчасти зеркалирующий ступени дома «Резерва», но асимметрично и в обратном направлении. Сетка его фасадов заметно более материальна, поскольку использует откосы, расширяя простенки в каждом окне. Другой объем положен на него, как будто, сверху – сетка его простенков, наоборот, тонкая, объединяет окна по два по вертикали и, кроме того, «растворяется» к югу, поскольку камень градиентно-постепенно заменяют вставки черного металла. До какой-то степени – отражение более жесткого и размеренного черного корпуса, но не как в зеркале, а как в воде – не точно, даже не отражение, пересказ. Этакий диалог – не диалог. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

На внешнем фасаде тема повторена и, глядя на него, понимаем, что в формировании ступенчатости внутри двора принимают участие три рамки над витражами лобби. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Впрочем здесь на фасадах довольно-таки много подвижности. К примеру, на торце протяженного корпуса сетка в верхней части плавно теряет откосы – две темы, объемная и тонкокостная – ненавязчиво срастаются. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

А если мы посмотрим на малые корпуса, там каменной «материи» еще меньше. Со стороны двора их фасады превращаются в прямо-таки мондриановский рисунок, асимметричные «пятнашки». Снаружи были объемные, с откосами, внутри – двумерные, рисуночные. Это красиво, легко и хорошо рифмуется с темным корпусом «Резерва», тяготеющим к плоскостности. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Всего-то пара приемов: каменный скос, ступенька, черная металлическая вставка, – но вариаций «мелодии» много, с усилением то ритма, то объема, то плоскости и линии. Мне кажется, такое разнообразие стало возможным потому, что на фасадах дома, в отличие от соседнего, применен, в сущности, только один материал – стекло, стемалит и черный металл как фоновые участники не в счет – здесь «рулит» известняк, белый камень. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Что важно, поскольку основа дизайн-кода «Садовых кварталов»: кирпич и белый камень.

Но если так посмотреть, то кирпича в «кварталах» больше. А тут – только камень. В этом корпус «Остоженки» вторит двум домам Сергея Скуратова, фланкирующим здание Романа Клейна по улице Усачева. Их срезанные по косой фасады образуют по сторонам Клейна гигантский «портал», чему в меньшем масштабе вторят откосы из шершавого камня при гладкой внешней поверхности. Подобные откосы, в сопровождении каменных «ступенек», акцентирующих линии сетки, есть и в каменных домах Скуратова в составе 2 квартала, со стороны пруда. 

«Остоженка» берет и ступеньки, и откосы, но разделяет их: первое для тонкой сетки, второе для более плотной. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Два типа сетки – вертикальная и горизонтальная, тонкая и объемная – тоже откликаются на особенности двух соседей. Тонкая вертикальная использует характерный для «кварталов» и домов Сергея Скуратова градиент постепенного «растворения» массы (а иногда и цвета), широтная откликается на шахматный ритм дома Плоткина.  

Дом «Остоженки» объединяет и примиряет то и другое с помощью как материала, так и композиции. Как будто говорит: мы можем жить вместе... И правда: конечно, можем – нет никакого радикального противоречия между вертикальным и горизонтальным построением, когда они рядом – даже веселее.

Но интересно наблюдать, как чутко этот корпус реагирует на все особенности окружения, сохраняя – во многом благодаря материалу – цельность высказывания.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Тут хочется вернуться к упомянутому выше «мондриановскому рисунку» на внутренней стороне малых объемов – поскольку, если посмотреть на дом «Остоженки» в целом, в нем наблюдается развитие: от северо-восточного полюса, где он соседствует с кирпичным домом Скуратова, там сетка строгая, вертикальная – к южным домам, где она максимально «растягивается», как это бывает в трикотажном плетении, но более геометрично. И, наконец, во дворе уплощается, превращаясь в «абстрактную картину». 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

И – вырезы, они тут важны, не только разделяют дом на части «для проветривания», но и образуют оси, как минимум – две поперечные, через двор, вверху и внизу. Их форма вторит откосам окон: к примеру, верхние перемычки «арок» расширяются раструбами в сторону двора. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

В этих фасадах много движения, их хочется рассматривать, сравнивать части, задавать себе вопрос – почему так? Отвечать на него, идти дальше... Целый рассказ тут из фасадной сетки. 
  
  

Двухъярусные квартиры в доме «Остоженки» собраны в верхней части всех корпусов, в том числе малых, шестиэтажных. Во всех них есть камины, а в малых корпусах камины предусмотрены в каждой квартире на всех этажах. У двухъярусных квартир имеются также и террасы: в малых объемах они смотрят на пешеходный бульвар 3-й Фрунзенской улицы, а в квартирах, сгруппированных вдоль внутреннего контура протяженного корпуса – в сторону двора. 

Надо заметить, что в доме «Остоженки» террасы снаружи полностью замаскированы: скорее это патио, открытые к небу и закрытые со всех четырех сторон, в том числе и с внешней – окном. Без предварительного знания догадаться о сложном устройстве верхней части дома невозможно. При том что именно она, а не фасад, по признанию архитекторов, стала «настоящим тетрисом». Как видим, он успешно составился. 
  • zooming
    1 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 14 этажа на отм. +46.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 1-1 и 3-3
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 7 этажа на отм. +21.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 13 этажа на отм. +43.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 12 этажа на отм. +39.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 11 этажа на отм. +36.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 6 этажа на отм. +18.000
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 5 этажа на отметке +14.400
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 2 этажа на отм. +3.600
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 3 этажа на отм. +7.200
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    11 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. План 4 этажа на отм. +10.800
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    12 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    13 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10.
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    14 / 14
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10. Разрез 2-2
    © АБ «Остоженка»

Интерьеры лобби, а в «Садовых кварталах» авторы всех домов делали проекты своих лобби – высоких, двусветных – сами, в данном случае, как и фасады, балансируют на грани перекличек с соседями и собственного высказывания. 

Во-первых, в них появляются золотистые треугольники – мотив, который хочется назвать прямо-таки символом нашего времени. Тем не менее их не используют для создания гибкой формы, ограничиваясь фоном стены. Зато среди треугольников есть как гладкие, так и рельефные – что кажется перекличкой с решением фасадов, где известняк шершавый (шлифованный) в основной плоскости, и гладкий (полированный) в откосах. Кстати сказать, полированные откосы благодаря такому приему – темнее, и на них видны срезы доисторических раковин. 
Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»

«Основной идеей интерьеров входных групп было – связать все вестибюли «золотой лентой», – говорит Ксения Бердникова, главный архитектор проекта. 

Действительно, входные группы – просторные рамки со стеклянной стеной, их пространство, особенно вечером, светится теплым золотистым светом. Камень с фасадов заходит внутрь, черные элементы перекликаются с черными вставками снаружи; хотя в интерьере их роль активнее, нежели фоновая. 
zooming
Первый эскиз интерьеров входных групп, 2016 год.
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
© АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Самый яркий элемент лобби в доме «Остоженки» – черная винтовая лестница. Вечный, практически не устаревающий прием эффектной организации пространства. 
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Проект лобби. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
    © АБ «Остоженка»

Таким образом оба авторских дома, один «Резерва», другой «Остоженки», завершают длительную – 18-летнюю! – эпопею строительства знакового московского комплекса «в самой середине» элитных Хамовников. Комплекс этот стал ядром, своего рода «стержнем», смысловым и пластическим, и в истории московского жилого строительства последних десятилетий, и в пространстве города. Этакий он «гвоздь программы». А два авторских дома, каждый по-своему, завершают его. Переговариваясь между собой, но не забывая и о собственном характере, индивидуальности высказывания. 

«Остоженский» дом в получившемся разговоре – более диалогичен. 
Архитектор:
Александр Скокан
Ксения Бердникова
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,7-2,10
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Архитектура: А. Скокан, К. Бердникова, М. Елизарова, Т. Лапина; при участии:
А. Федорова, Н. Гурьянов, О. Федорук. Интерьеры: К. Бердникова, М. Мосешвили, М. Елизарова, С. Каверина

2007 — 2019 / 2020 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

26 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.