English version

Новая заря

В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Мастерская:
HADAA ARCHITECTS https://hadaa.ru/
Проект:
ДСК-500
Россия, Тюмень, Камчатская улица, 38А

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Георгий Тюгаев
ГАП: Михаил Шварцман
Архитекторы: Карина Улога, Анна Бухвалова, Дарья Фисенко, Анастасия Иванкина,  Владислав Рылько, Ирина Коваленко, Андрей Князев

5.2022

Заказчик: Агенство инфраструктурного развития  Тюменской области 
0 Международный конкурс на проект реновации ДСК 500 в Тюмени прошел летом 2022 года. Из десяти предложений финалистов жюри выбрало проект относительно молодого архитектурного бюро HADAA Георгия Тюгаева и Михаила Шварцмана. Сейчас начинается процесс реализации проекта. Концепцию планируют реализовать в несколько очередей, заказчик запустил процедуру выбора генпроектировщика, причем одни из требований – привлечь победившую команду к авторскому надзору.

Осенью концепция HADAA была отмечена «серебряным знаком» фестиваля «Зодчество».

Словом, проект заметный. 
ДСК-500. Центральное лобби блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS

А еще проект очень большой: пятно здания 600 х 200 метров, 12 га, площадь территории 28.3 га (архитекторы сопоставляют ее с тремя пирамидами Хеопса) – и еще он во многих отношениях нетипичный, причем это касается как исходных данных, так и сути предложения, сформулированного в победившем проекте. 
Конец 1980-х: комбинат деревянных домокомплектов
ДСК 500 был построен в конце 1980-х и оснащен по финской технологии. Он выпускал типовые дома – «домокомплекты» – из дерева. Комбинат недолго работал в полную силу: гигантское производство не вписалось в постсоветскую реальность. Расположен же он на восточной окраине Тюмени, за полосой «частного сектора» и недалеко от окружной дороги, в районе под названием Лесхоз, у которого в последние годы по понятным причинам сложилась, скажем так, не лучшая в городе репутация.

Сейчас, однако, район планируется развивать, но не в привычном для столиц формате, когда вместо заводов строят жилые районы, а в гибридном: к востоку сохраняются промзоны, к западу запланированы жилые дома по программе КРТ. С юга к территории примыкает озеро Песьяное, оно тоже очень большое, 2 км в длину, но после санации могло бы стать замечательной частью природного окружения. 
Начало 2020-х: самый большой технопарк
Сейчас здания и территорию комбината планируется превратить в самый большой промышленный технопарк России, рассчитанный на 50 компаний, и, кроме того, он должен стать едва ли не главным драйвером развития территории Лесхоза – ее превращения в то, что называют «полицентром»: внедрения новых функций, развития новых видов промышленности, дополнения будущего жилья офисами по соседству и возникновения новых общественных пространств. Чего только от него не ждут. 
ДСК-500. Многофункциональный бизенсс-инкубатор и гостиница
© HADAA ARCHITECTS

Особенности решения, предложенного консорциумом HADAA, это: гибкость структуры, плавное, «градиентное» взаимопроникновение пространств с разной функцией и типологией, разной степенью открытости и закрытости, причем не простое, а построенное с помощью модели Хаффа – «коммерческой модели гравитации», как поясняют авторы.
ДСК-500. Модель Хаффа
© HADAA ARCHITECTS

Модель помогает оценить уровень спроса коммерческого предприятия с учетом его площади и расположения. И да, в консорциум вошли экономисты – консалтинговая компания S.A. Ricchi, а также  петербургская Eggert Engineering, специализирующаяся на технологических решениях.

Но главную роль сыграли все же архитекторы. 
Я учился в МАРХИ на кафедре промышленной архитектуры. Мне интересна работа с промышленными объектами и я хотел бы подчеркнуть, что роль архитектора в работе с такого рода задачами вовсе не ограничивается «рисованием красивых картинок», как это нередко предполагают. Многие прорывные промышленные проекты в Германии и Швеции в 1960-е – 1980-е годы появились именно благодаря архитекторам. Взять к примеру завод Вольво в Кальмаре, где фордовский конвейер переделали по более эффективной схеме; это было сделано за счет связки архитекторов и технологов, но в первую очередь – архитекторов. Так что конкурс ДСК-500 нам показался очень интересным именно с точки зрения архитектурной задачи.
 
Нам очень понравилось техзадание, оно было оформлено в виде книги, со справками о городе и о вероятных резидентах – достаточно подробное, но в то же время данное «общими мазками», не чрезмерно детализированное. Оно определяло границы, но не мешало нашей работе, давало достаточно свободы. 

Инициативе архитекторов концепция обязана и другой своей особенностью: она очень деликатно относится к существующему промышленному зданию конца 1980-х. 
Сохранение
Здание – ангар с тонкими, высокими и просторно расставленными  металлическими опорами, желтыми крестообразными растяжками между ними; с простыми, но тонкими фермами широкопролетных перекрытий и с перепадами высоты кровли, напоминающими о «нефах», так любимых в проме, но сейчас – без дополнительных световых лент в перепаде высот.

Зато в кровле из профнастила много зенитных фонарей, как прямоугольных, побольше, этаких «шедовых врезов», так и круглых отверстий совсем небольшого сечения. Стены и перегородки, напротив, неряшливые, бетонные, но тоже с витражными вертикалями и ленточными окнами по верху. Иными словами, внутри, даже сейчас, при всей разрухе – просторно, высоко, светло; да и атмосфера промышленного ангара в целом, конечно же, брутально-романтична. 
  • zooming
    1 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022
  • zooming
    2 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022
  • zooming
    3 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022
  • zooming
    4 / 4
    ДСК-500 в Тюмени. Существующее положение
    Фотография: предоставлена HADAA ARCHITECTS, 2022

В проекте HADAA существующие конструкции предложено сохранить на 90%. 

С другой стороны, архитекторы бережно, без радикальных вторжений и трансформаций, относятся и к исходной конфигурации здания. На месте существующих навесных переходов возникают новые, столь же полезные в тюменском климате. Стекла становится больше, но оно не преобладает, остается в рамках пятен-витражей или «ленточных» полос.

Металлическая поверхность из профнастила как будто «спускается» с кровли, заменяя собой бетонные стены: фасады легкие и, что тоже важно, экономичные. По словам архитекторов, если подобрать и правильно «разложить» столь простой материал, чередуя форматы его полосатой поверхности, объем получится и современным, и адекватным своей функции технопарка – серебристый металл в сочетании со стеклом вполне способен освежить образ без чрезмерного пафоса. 
ДСК-500. Входная площадь блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Центральное лобби блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS

Части старых конструкций авторы сохраняют как полезные, фоновые, но по-своему эффектные – к примеру, несущие кровлю фермы. Часть стен превращают в стеклянные – не только на внешних фасадах, но и в перепаде высоты кровли: так возникает еще один источник естественного света, «клеристорий», который тут, как кажется, был изначально задуман, но не реализован. 

Некоторые элементы старых конструкций ангара ДСК архитекторы трактуют как узнаваемые артефакты, отвечающие за «память места» (в проекте мы их видим намеренно состаренными, чтобы подчеркнуть замысел) – к примеру, это металлические опоры «клеристория» или желтые растяжки-крепления. Они соседствуют с ультра-новыми вкраплениями, такими, как, к примеру, серебристая винтовая лестница – ее присутствие, помимо прочего, подчеркивает соседство пространств разного масштаба: просторных двусветных атриумов и «антресольных» этажей. 
ДСК-500. Интерьер коворкинга в блоке основных производств
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Интерьер лобби блока основных производств
© HADAA ARCHITECTS

Тему «памяти места» продолжает еще одно вкрапление. На территории ангара существует железная дорога, которую использовали для доставки древесины и отправки домокомплектов. Пути принадлежат компании РЖД, получить разрешение на их разборку было бы непросто.

Большую часть путей HADAA используют для благоустройства внутри технопарка, накрывают конструкциями с озеленением.
Схема адаптации железнодорожных путей. ДСК-500
© HADAA ARCHITECTS

Но часть железной дороги – с южной стороны, там, где она подходит к крупному промышленному лоту – архитекторы предлагают использовать по прямому назначению, для погрузки-разгрузки: возродить их исходную функцию. К примеру, для «негабаритного технологического оборудования» – но вероятнее всего изредка, «один раз в несколько лет». Поэтому в проекте предусмотрен сборный-разборный механизм «встречи» поезда: со снятием фасадных панелей и демонтажом плит пола – то и другое можно будет затем поставить на место. Для разгрузки поезда предусмотрена кран-балка – механизм, скользящий по укрепленной балке под потолком; еще несколько кран-балок предусмотрены для других производственных помещений. 
ДСК-500
© HADAA ARCHITECTS
Градиент технопарка
Но вернемся к структуре технопарка и распределению функций и особенностей помещений. К западу – будущий жилой квартал, здесь вдоль главного здания со всем основанием возникает общественный бульвар, благоустройство, велодорожки, максимум стекла и открытых дверей. К востоку – сохраняется промзона, вдоль этой стены группируются предприятия, закрытые, иногда небезопасные, ну, или со своими особыми условиями. Между ними – нечто среднее, атриумы, коворкинги, офисы, лаборатории и прочее. Предполагается, что с запада войти можно, а ближе к востоку начинаются рестрикции. И все это градиентно. Таким образом – что достаточно интересно – авторы при помощи экономической теории распределяют пространство, не слишком-то изменяя здание, а лишь «моделируя» его, где-то – убирая опоры, где-то добавляя антресольный этаж и выигрывая метры площади, где-то открывая, где-то закрывая. 
ДСК-500. Формирование объемно-пространственных решений участка
© HADAA ARCHITECTS

Сказанное не означает какой-то размытости: на плане хорошо видно, что соотношение крупных / средних производств, офисов и коворкингов распределяется по очень ясной схеме. Однако диктует ее, похоже, именно градиент. 
ДСК-500. Блок основных производств. 1 этаж
© HADAA ARCHITECTS

Предложенное решение означает максимальную гибкость в освоении существующего строения. Город с одной стороны, промышленность с другой – их «скрещивание» происходит под крышей мини-города-технопарка. Что, может быть, стимулирует его роль как «драйвера», и в то же время делает возможным постепенность изменений, коррективы исходя из условий и требований. В нашей жизни, да с такой масштабной задачей, – это тоже важно. 
Новое и обновленное
Проект, конечно же, не ограничивается сохранением и раскрытием, в нем предусмотрено развитие, его больше всего к северу и югу от основного здания. К северу, со стороны подъезда из города по улице Домостроителей, – предсказуемо «парадная» часть, здесь встречают всех, и людей, и (слева) фуры. Два относительно небольших здания, существующих сейчас справа и слева от входа, превращаются в экспозиционные центры, конференц-залы, коворкинги с шоурумом под стеклянной кровлей на центральной оси. 
ДСК-500. Входная зона. Аксонометрия
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Входная зона
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Администативно-бытовой корпус со столовой
© HADAA ARCHITECTS

Больше всего трансформаций задумано в дальней, южной части, на берегу озера. Здесь – самое новое строительство, отнесенное к самым поздним очередям, и природа около пруда, о которой авторы сразу предупреждают: никакой «городской» набережной не нужно, здесь будут деревянные дорожки сравнительно «дикая» природа. Чем ближе к озеру, тем природнее – тоже, кстати, градиентом. 
ДСК-500. Зонирование территории
© HADAA ARCHITECTS

Итак, на трапециевидной территории между водой и ангаром архитекторы размещают самые новые строения: бизнес-инкубатор и гостиницу. Особенность последней не только в овальном плане объема и достаточно большой высоте, но и в том, что она задумана как перепрофилируемая – из гостиницы в офисы и наоборот, по этажам, в зависимости от потребностей. Это тоже гибко. 
ДСК-500. Благоустройство парковой зоны. Гостиница – небольшое черно-белое здание вверху по центру
© HADAA ARCHITECTS

Более важное здание – бизнес-инкубатор. Предполагается, что здесь будут размещаться стартапы, проходить лекции, конференции и прочее, что так необходимо для обмена опытом и профессионального роста. Одних может быть больше, других меньше. Поэтому пространство особенно гибкое: только по периметру стационарные помещения, в основной части – «острова», которые могут менять форму и функцию. 
ДСК-500. Бизнесс-инкубатор с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром. Пространственное устройство
© HADAA ARCHITECTS

Соответственно, новый корпус перекрыт деревянной кровлей с крупными глубокими кессонами на веерных опорах: их нижние железобетонные части одной высоты, вверху они расходятся разновеликими металлическими «ветвями». Соответственно, и кровля разной высоты – она изгибается, поднимается подобием покрывала или плавной волны, чего в старом здании, конечно, быть не могло. Но интерьер воздушный и эффектный. Обилие дерева – оммаж «древесному» прошлому комбината.
ДСК-500. Интерьер бизнесс-инкубатора с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS

Фасады, в свою очередь, в новом здании тоже чуть дороже, чем в основном, старом. Вероятно, здесь можно будет использовать темный, почти черный фибробетон. Но стилистика та же: очень простая, протяженная, стеклянные ленты вторят лейтмотиву основного корпуса. Зенитные фонари здесь также унаследованы, но они крупнее и все круглые. 
ДСК-500. Бизнесс-инкубатор с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Бизнесс-инкубатор с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS
ДСК-500. Площадь перед бизнес-инкубатором с выставочной зоной, спортивным и торговым ядром
© HADAA ARCHITECTS

Кровли – отдельная тема. HADAA предлагают установить на кровле главного корпуса «поля» солнечных батарей, которые питали бы, хотя бы отчасти, технопарк и его дата-центр. Все же поверхность кровли – 13 га. 
ДСК-500. Вид с юга, со стороны озера Песьяное
© HADAA ARCHITECTS

Зенитные фонари, новые и обновленные, тоже составляют значительную часть образности «пятого фасада». Его панорама и сдержанная, и космически-выразительная, напоминает и ташкентские бани, и классику модернизма. Днем фонари собирать свет для внутренних пространств, ночью – светиться. Что важно, поскольку об эксплуатируемых кровлях с садами на них архитекторы тоже не забыли.
ДСК-500. Вид с кровли блока основных производств в сторону озера. Слева – новое здание бизнес-инкубатора
© HADAA ARCHITECTS

***

Во всем этом чувствуется и лиричность, и практичность – не то чтобы привычное сочетание. Проект детально продуман, в одном только альбоме 140 страниц, но в нем нет ярких wow-жестов, кроме тех, которое авторы извлекают из контекста, подчеркивая протяженность, просторность, светоносность исходного здания и вторя ему в в предлагаемых нововведениях. Так что подход хорош не только интеллигентностью взгляда на промышленную архитектуру недавнего времени как на ценность, но и, конечно, реализуемостью. Мы иногда забываем, что сохранение – это еще и экономия; правило, актуальное вплоть до середины XX века, в последние десятилетия много раз подвергали сомнению. В данном же случае – на краю промышленной Тюмени, ради проекта значительных амбиций, но нельзя сказать, чтобы безграничного бюджета – предложенный «градиентный» подход, основанный на сбережении ресурсов: конструктивного, природного и прочих –  кажется и красивым, и оптимальным.
Мастерская:
HADAA ARCHITECTS https://hadaa.ru/
Проект:
ДСК-500
Россия, Тюмень, Камчатская улица, 38А

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Георгий Тюгаев
ГАП: Михаил Шварцман
Архитекторы: Карина Улога, Анна Бухвалова, Дарья Фисенко, Анастасия Иванкина,  Владислав Рылько, Ирина Коваленко, Андрей Князев

5.2022

Заказчик: Агенство инфраструктурного развития  Тюменской области 

03 Февраля 2023

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Точка сборки
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию общественно-делового кластера и жилых кварталов с парком впечатлений в Химках, показываем выбранный проект.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Ковчег из космоса
Рассказываем о втором проекте, победившем в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Проект архитектора Айвара Саттарова вдохновлен образом ковчега Нуха.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.
Растворение цвета
В дизайне обновленных пространств для офисов Райффайзен банка архитекторы VOX не просто использовали фирменный желтый цвет в качестве основного акцента – это было почти неизбежно – они «зажгли» его множеством оттенков, отразили, растворили и заставили сиять. Похоже на солнечных зайчиков на стене.
Семейное гнездо
Дом для семьи архитектора Никиты Капитурова, основателя бюро Snegiri Architects, совмещает сруб, фахверк и деревянный каркас. Его вид и структура отражает семейные ценности: связь поколений, стремление к естественности и любовь к искусству. Внутри «лесного домика» нашлось место для коллекции предметов дизайна.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.