15.12.2006

Дом-«стелс»

Новый вариант здания «теннисного клуба» Владимира Плоткина наследует прежнему, но совершенно изменяет его архитектурный образ

информация:

Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Проект теннисного клуба на Ленинградском шоссе был в деталях разработан Владимиром Плоткиным еще в конце девяностых, но тогда строительство так и не началось. Теперь замысел реализуют уже в большем масштабе – вместо одного будет построено два комплекса, под общим именем Национального теннисного центра. Об одной, условно говоря, парадной его части, которая объединит демонстрационный корт с гостиницей, мы недавно писали. Вторая составляющая центра это спорткомплекс для тренировок теннисистов, непосредственный наследник проекта восьмилетней давности, поэтому особенно интересно наблюдать произошедшие с ним изменения.

После того, как по желанию заказчика из проекта был вынесен демонстрационный корт, здание стало прагматичнее. Одна его часть – это фактически ангар, вмещающий шесть тренировочных кортов. Внутри 56-метровый пролет перекрыт единой металлической фермой без дополнительных опор, поэтому при необходимости его можно будет превратить в один большой зал для соревнований, установив временные трибуны.

Во втором корпусе уместятся еще два корта, ресторан и фитнес. Кровля этого, меньшего объема – эксплуатируемая, наклонная, покрытая ровными уступами, широкими ступеньками, какие бывают в парках. Со стороны шоссе кровля снижается до земли, к водохранилищу – полого поднимается на высоту двух этажей. Соответственно для проезжающих машин она будет похожа на сквер, устроенный на невысокой горке. Кроме того, сейчас это пространство планируют время от времени использовать как актовый зал на открытом воздухе для мероприятий Федерации тенниса.

Идея спрятать здание за наклонной кровлей была основной темой прежнего проекта 90-х, где такая крыша предполагалась у обоих корпусов, покрытая травой, как крышка гигантского блиндажа, которую аккуратно приподняли, чтобы посмотреть на «озерный» пейзаж Химкинского водохранилища. По шутливому выражению Владимира Плоткина, это дом-«стелс», такой же невидимый.

Здесь было просчитано несколько точек зрения на ландшафт: первая для проезжающих мимо машин, которые в идеале могут не заметить строения, следовательно, оно не испортит им вид на зелень. Вторая – изнутри, красивый вид на воду. Третья для тех, кто не удержался, вышел на берег и возвращается – единственный парадный фасад комплекса.

Совмещение нескольких противоположных впечатлений, неизбежно делало образ здания «слоистым», даже контрастным. Теннисный центр 1998 года, скрываясь от шоссе под травяным склоном, с другой стороны был крайне активен – от захватывал пространство металлическими конструкциями, закручивал открытой винтовой лестницей, отражал водный пейзаж в больших панорамных окнах. Здание имело два лица – для прохожих оно было бы сквером, для приглашенных на соревнования или просто зашедших посмотреть с другой стороны – дворцом спорта. 

Новый проект решает «тему стеллса» иначе. Композиция двух корпусов сохранилась почти нетронутой, но совершенно изменился образ. Он стал очень цельным, обобщенным, только при малейшем ракурсе меняются нюансы – наклона, цвета, пересекающихся под непрямыми углами линий. Ломаные контуры объясняются достаточно просто – там, где это возможно, эти скосы уменьшают видимые габариты постройки. Если дорисовать все срезанные плоскости – рассказывает архитектор, здание станет ощутимо массивнее.

Однако, даже зная мотивы, сложно отделаться от ощущения, что дом упаковали, как оберточной бумагой, закутали маскировочной сеткой неизвестного производства и она как упала, так и легла – широкими, слегка ломающимися плоскостями: внизу оболочка «отражает» землю и становится темнее, со стороны озера-водохранилища расступается – совсем чуть-чуть тонкими полосами жалюзи освобождая окну ресторана красивый вид.

Но снаружи стеклянный блеск спрятан, что добавляет интриги – привычных окон у здания нет, хотя оно все время подглядывает: сквозь жалюзи или через узкие ленточные окна. Окон в традиционном понимании здесь нет вообще, ни прямоугольников, ни открытых витражей, что работает на образ природного объекта, большого камня, нейтрального к окружению или гигантского кокона. Цвет оболочки будет либо деревянным – из пластиковых панелей, очень похоже имитирующих дерево, либо серебристым. И тот, другой по-своему подчеркивают основную эмоцию, возникающую при разглядывании «объекта» снаружи – иррациональность, «скрытность». Как будто приземлился «стеллс» новой модели.
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного центра, первоначальный проект, 1998-1999
Спортивный комплекс теннисного центра, первоначальный проект, 1998-1999
Спортивный комплекс теннисного центра, первоначальный проект, 1998-1999
Спортивный комплекс теннисного центра, первоначальный проект, 1998-1999
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»
Спортивный комплекс теннисного клуба в составе Национального теннисного центра России имени Хуан Антонио Самаранча © ТПО «Резерв»

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Скокан
  • Владимир Плоткин
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Васильев
  • Михаил Канунников
  • Марк Сафронов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Скуратов
  • Олег Мединский
  • Александр Попов
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Зураб Басария
  • Всеволод Медведев
  • Валерия Преображенская
  • Никита Явейн
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Игорь Шварцман
  • Екатерина Кузнецова
  • Евгений Герасимов
  • Василий Крапивин
  • Иван Кожин
  • Сергей Сенкевич
  • Сергей Чобан
  • Рустам Керимов
  • Никита Токарев
  • Екатерина Грень
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Зайченко
  • Даниил Лоренц
  • Олег Карлсон
  • Юрий Сафронов
  • Полина Воеводина
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Анатолий Столярчук
  • Роман Леонидов
  • Николай Миловидов
  • Илья Уткин
  • Андрей Асадов
  • Олег Шапиро
  • Юлий Борисов
  • Антон Бондаренко
  • Константин Ходнев
  • Наталия Шилова
  • Иван Рубежанский
  • Арсений Леонович
  • Валерий Лукомский
  • Павел Андреев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства пешеходных зон и общественных пространств на намывных территориях Невской губы
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление»
  • Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
  • Концепция модернизации центрального парка в Красногорске
  • Театр Mercury в Барвиха Luxury Village
  • Архитектурно-градостроительная концепция развития села Кубенского
  • Проект реконструкции сельского клуба в культурный центр в селе Косаричи
  • Жилой комплекс «Стрижи»
  • Апарт-отель «Европа»

Технологии:

12.03.2019

Игра контрастов титан-цинка

История о превращении домика-стилизации в небольшой, но свежий пример современной архитектуры, в разговоре Леонида Голованова, директора российского представительства компании RHEINZINK, с ее авторами – архитекторами Алексеем Афоничкиным и Сергеем Марковым, партнерами Архитектурного бюро А4.
RHEINZINK
04.03.2019

Российский завод уникального кирпича ручной формовки «Донские Зори» приглашает в Крокус Экспо на MosBuild!

Посетителей ждут новые архитектурные каталоги, технические консультации и специальные скидки!
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
26.02.2019

«Братья» с разным характером клинкерного фасада

Различия между корпусами жилого комплекса «Братья Гершвин» в Амстердаме подчеркнуты насыщенными тонами клинкера Hagemeister.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.02.2019

Гладкая фактура и линейная разгранка: новые панели KMEW на российском рынке

Рассматриваем, каким образом американские и канадские архитекторы используют три самые популярные фактуры японских панелей из фиброцемента.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
другие статьи