English version

Дом-лестница

Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.

mainImg
Архитектор:
Раис Баишев
Михаил Копылов
Ирина Римашевская
Ольга Чубарова
Проект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Россия, Москва, ул. Харлампиева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: ​Р. Баишев 
ГАП: И. Римашевская,  М. Копылов 
ГИП: О. Чубарова 
Архитекторы: Е. Копытова, Е. Алексеенко, А. Бутусов, Е. Гарусова, М. Приходько, Э. Захарян, О. Каверина, Е. Кестер, С. Родичкин, Е. Харатьян, Е. Шаламова, К. Щербакова 
При участии: Б. Валеев, М. Бодров, Н. Гурьянов, В. Данчук, М. Дехтяр, М. Дьякова, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, М. Митерев, А. Талаева, А. Федорова, О. Федорук, Давит Антонян, Михаил Матвеенко, Никита Фомин
Визуализаторы: К. Анохин, Н. Смирнов

2023 / 2023

Заказчик: специализированный застройщик «МАРЬИНО»
Жилой комплекс «Детали» строится в Новой Москве в поселке Марьино. Рядом речка Незнайка, от Внуково его отделяет Валуевский лесопарк, другой парк, Марьино, благоустроен 3 года назад; до МКАДа здесь ближе, чем от Троицка. Словом, неудивительно, что новое строительство в Марьино идет интенсивно, дополняя коттеджные проселки и трехэтажки прошлых лет новым масштабом. 

Думаю не ошибусь, если скажу, что «Детали» среди новых проектов Марьино – самый интересный. Ну, хотя бы потому, что предметом вдохновения для его авторов, Раиса Баишева и архитекторов АБ «Остоженка», послужило не что-нибудь, а графика Маурица Эшера. Эшер – это такой Пиранези сюрреализма, один из самых увлекательных художников XX века, а для архитекторов так и вовсе находка, поскольку у него не только оптика и превращения миметических фигур в геометрические, но и, почти все время, очень много лестниц. Как в Хогвартсе. Кстати не факт, что Эшер не повлиял на идею передвигающихся лестниц школы магии, и в то же время готические колледжи и замки тоже могли повлиять на его пространства... 

Но вернемся в Новую Москву. Свою идею архитекторы иллюстрируют литографией «Цикл» 1938 года; там человечки бегут по лестнице, превращаясь с рисунок пола, из которого выбегают, опять же, человечки.
Лист с гравюрой-вдохновением. ЖК «Детали»
Из презентации проекта / АБ «Остоженка»

Достаточно острый образ цикличности. Хочется как-то его приземлить и понять как, хотя бы, образ бесконечной генерации общественных пространств, что неплохо совпадает с актуальной урбанистической повесткой – ведь бегут человечки, как будто бы, по амфитеатру. 

Но дело, конечно, не в амфитеатре. А в террасах, – для начала, в цикличности как таковой. Получив крупный участок с большими ТЭПами и с требованиями по инсоляции, архитекторы начали «лепить» его объем не абстрактно исходя из гармоничных пропорций, что тоже было бы неплохо, а ритмизуя свои усилия в рамках идеи. Что всегда интереснее. Поначалу получился «узел» в самом центре территории, затем на его месте образовалась пустота – к пустоте Раис Баишев относится с большим вниманием, а в данном случае приводит цитату Лао Цзы: «...полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты». 

В идеальном представлении на предварительном макете поиска формы – а такой метод работы Раис Баишев считает очень важным – дом, действительно, превращается в череду лестниц, ведущих вверх и вниз и сходящихся на площади в центре, там, где встречаются углами все четыре двора. 

Смотришь на фотографии предварительных макетов – ну, правда, Эшер. 
  • zooming
    Макет. ЖК «Детали»
    Макет. ЖК «Детали»
  • zooming
    Макет. ЖК «Детали»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сюрреализм и пространственные размышления, стартующие от теории вероятности, будучи положены в основу такой, в общем-то, обыденной вещи как жилой комплекс, – во-первых, заставляют как-то встряхнуться, оживляют все; во-вторых, формируют некий магнетизм, построенный на одновременной удаленности: где Эшер и где жилой комплекс? – и сближенности понятий: лестницы про пространство и архитектура дома тоже про пространство. Так авторам удается «подсадить» в стандартную задачу «червячка» свободной творческой мысли. И задать интригу: даже слова «не такой как все» в буклете перестают казаться натяжкой. 

Из «червячка» прорастает красивая, даже очень красивая подача идеи: тут и объемы разной высоты подсвечены разным цветом и светом, и дерево на каждом уступе, большое количество зеленых плоскостей. Романтичный массинг – мы видим, как зеленая поверхность поднимается от земли кровлями, объем формируется этакими «столбиками», вырастающими из земли; майнкрафт и множество современных игр, в которых герою надо прыгать по платформам, прямо как тем человечкам 1938 года, – тоже вспоминается. 
  
 
Это правда эффектно, поскольку вызывает интерес и даже какие-то мечты об идеальном городе. Подача идеи – следующая «ступенька», на грани между гравюрой и реальным проектом. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

Но сама идея выросла не только из Эшера – к нему она, скорее, пришла, найдя в нем эстетическую, а может, и психологическую опору. 

Собственно проект – как это случается с крупными жилыми комплексами Москвы – развивался стремительно, в большим количеством изменений задачи в процессе, а следовательно, напряжением всех сил. «Сроки были короткими, объем работы большой, а исходные условия не один раз менялись», – говорит руководитель проекта Раис Баишев. – «Поэтому у нас необычный авторский коллектив, около двадцати участников. На мой взгляд, каждый участник – соавтор успеха».
Авторский коллектив проекта ЖК Детали
© АБ «Остоженка»

Не впервые я слышу истории о стремительной работе со многими неизвестными. В Москве и раньше так бывало, а теперь как будто становится нормой. Зачем, почему? Тем не менее мы видим, что архитекторы, отвечая на вызовы рынка, научились, в частности, собирать «летучие команды» и вообще быстро реагировать. Как в таких условиях задумываться об идее, раскладывать замысел на какие-то образные составляющие? А может быть, наоборот, помогает? Идея вполне может быть внутренним стрежнем. 

Тем не менее идея выросла не только из метафизической графики Эшера. А выросла она, на мой взгляд – помимо собственно «главной задачи» как-то интерпретировать значительный объем жилья – из трех вещей. Первая – современная любовь к уступчатым «выгрызам» – когда-то их пестовал Моше Сафди, потом MVRDV, но наилучшее ускорение теме придал Бьярке Ингельс. Теперь они «шагают по Москве». Вторая – собственно террасы; наконец и в Москве поняли их полезность. Третий источник заключается в том, что силуэты одной высоты – что кварталы, что вереницы башен, надоели всем до зубовного скрежета. 

«Остоженка» давно экспериментирует и с террасами – вспомним хотя бы первую очередь Ривер Парка (2013–2018), и с разнообразными «выгрызами» в объемах: только 10–15 лет назад выемки чаще были крупными «арками» или «арками наоборот», глубокими уступами в верхней части домов, Александр Скокан даже статью написал о «проемах, пустотах и дырах». В последние годы, следуя тенденциям, проемы чаще приобретают, вместо асимметрии, некоторую регулярную ступенчатость. Кажется, в «Деталях» мы видим именно это: поиск неназойливого силуэта, многовысотности, чередования повышений с паузами приведен к определенной регулярности. Графика Эшера, любителя регулярности наряду с парадоксальностью – его гравюры «метафизически» плотны и устойчивы, они как будто стремятся удержать свою странность в себе – такому решению вполне созвучна. То есть в проекте присутствует опыт деконструкции формы, основанный на уже почти 30-летней традиции, но деконструкция поставлена в рамки модульной структуры. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

Модуль – куб со стороной 4–5 этажей, около 15 метров. Он позволил сформировать уверенно-ступенчатый силуэт. И, поскольку дом большой, то модуль не диктует форму жестко, есть ступеньки и по 3 этажа; но общий контур задает. Контур «кубов» рисуется и на фасадах – рамками, с заметными паузами между ними, образующими крестообразную разгранку. Но только в основной части здания, поскольку внизу, до 7 этажа, господствует «базовая» горизонтальная лента с одним перепадом, вторящим перепаду рельефа, а он тут порядка 7 метров. 

Заметим, что разгранка фасадов сформирована белыми решетчатыми лентами, скрывающими блоки для кондиционеров. Это, как и ступеньки, достаточно новый тренд: ритмически организовывать на фасадах «ящики» уже не принято, а ленты отвлекают внимание от прагматики – в данном случае они уверенно расчерчивают массу суперграфикой, которая, напомним, помогает проявить идею мега-лестниц, составленных из мега-кубиков. Прорисовать ее на некотором расстоянии от основной плоскости, что дает тень, да и саму основу, составленную из стекла и сероголубой полированной материи, делает не столь внушительной, «расслаивая» фасад. 
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

Ступенчатое устройство силуэтов работает и на перспективу – в некоторых ракурсах за счет понижения кажется, что улица «убегает вдаль» как-то очень быстро. Что тоже способствует лепке пространства и облегчению силуэта. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

План – квартальный, по внешнему контуру около 200 х 200 м, это примерно как сталинские кварталы на Кутузовском проспекте. Сталинские кварталы были очень большими, в середину их дворов нередко что-то встраивали, то школу, то местную администрацию, то просто еще один парцеллирующий дом. Это был классичный подход. Здесь похожий, но отчасти, вторя парадоксам исходной идеи, обратный: внутренние корпуса не тяготеют к центру, они, наоборот – отходят от внешних корпусов внутрь, а середину оставляют пустой. Напомню, для Раиса Баишева и архитекторов «Остоженки» пустота имеет большое значение. Здесь – получается даже всего рода «поклон пустоте», так все внутренние корпуса своими ступеньками к центру спускаются. Расчерчивая внутри дворы современного масштаба, меньше «сталинских» и больше, чем было принято в период историзма, от 40 до 90 м под одной стороне. Как например в Level Причальном той же «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3). Ситуационный план
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3). Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории
    © АБ «Остоженка»

Поскольку участок не квадратный, а «генетический код» замысла построен на квадратах, то идея приспосабливается, проявляет гибкость: квадраты вытягиваются в прямоугольники, как это происходит и с частью уступов, а там, где корпуса подходят близко к дороге, срезающей контур по косой, они тоже получают срезы. За внешними корпусами расположена наземная многоярусная парковка и два детских сада, «северный» и «южный», вот они уже не ортогональные, а вытянуты по дуге и контекстуально перекликаются с трехэтажными домами, составляющими окружение комплекса. 
  • zooming
    ДОУ Южная (1 этап)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ДОУ Южная (1 этап)
    © АБ «Остоженка»

Есть и наземная парковка, большая, полосатая, ребристая. Все «здания сопровождения», надо сказать, решены лаконично, без избыточного декорирования. 
  • zooming
    Паркинг ЖК Детали (этап 5)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Паркинг ЖК Детали (этап 5)
    © АБ «Остоженка»

Если говорить о формате жилого комплекса, то, помимо идеи связать дом с графикой Эшера, дом предлагает «гибридный» формат квартала. Он квартал, но не совсем. Разновысотный, но это не квартал с башнями. Наконец, строго говоря, это и не дом с террасами – с мыслью о зеленых кровлях пришлось расстаться на «мечтательной» стадии развития замысла. Хотелось бы, конечно, ее оставить... Но, вероятно, в следующий раз.   

В итоге дом – «играет» с современными и доступными форматами «в кубики». Миксует, приводит к какому-то собственному знаменателю. Такого рода игра не может дать принципиального и явно прорыва сквозь обыденность, но она заметно подкупает: решимостью оперировать, наряду с доступными средствами, внутренне смелыми идеями. Которые, будучи заложены в основу проекта на самой ранней стадии, читаются на фасадах и ощущаются в силуэте. Квартал с повышенными объемами прижился в Москве в 2010-е годы. А тут мы видим его подвид: квартал с равномерными повышениями – дом-лестницу. 
  
  
  
Архитектор:
Раис Баишев
Михаил Копылов
Ирина Римашевская
Ольга Чубарова
Проект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Россия, Москва, ул. Харлампиева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: ​Р. Баишев 
ГАП: И. Римашевская,  М. Копылов 
ГИП: О. Чубарова 
Архитекторы: Е. Копытова, Е. Алексеенко, А. Бутусов, Е. Гарусова, М. Приходько, Э. Захарян, О. Каверина, Е. Кестер, С. Родичкин, Е. Харатьян, Е. Шаламова, К. Щербакова 
При участии: Б. Валеев, М. Бодров, Н. Гурьянов, В. Данчук, М. Дехтяр, М. Дьякова, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, М. Митерев, А. Талаева, А. Федорова, О. Федорук, Давит Антонян, Михаил Матвеенко, Никита Фомин
Визуализаторы: К. Анохин, Н. Смирнов

2023 / 2023

Заказчик: специализированный застройщик «МАРЬИНО»

21 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.