English version

Дом-лестница

Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.

mainImg
Архитектор:
Раис Баишев
Михаил Копылов
Ирина Римашевская
Ольга Чубарова
Проект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Россия, Москва, ул. Харлампиева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: ​Р. Баишев 
ГАП: И. Римашевская,  М. Копылов 
ГИП: О. Чубарова 
Архитекторы: Е. Копытова, Е. Алексеенко, А. Бутусов, Е. Гарусова, М. Приходько, Э. Захарян, О. Каверина, Е. Кестер, С. Родичкин, Е. Харатьян, Е. Шаламова, К. Щербакова 
При участии: Б. Валеев, М. Бодров, Н. Гурьянов, В. Данчук, М. Дехтяр, М. Дьякова, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, М. Митерев, А. Талаева, А. Федорова, О. Федорук, Давит Антонян, Михаил Матвеенко, Никита Фомин
Визуализаторы: К. Анохин, Н. Смирнов

2023 / 2023

Заказчик: специализированный застройщик «МАРЬИНО»
Жилой комплекс «Детали» строится в Новой Москве в поселке Марьино. Рядом речка Незнайка, от Внуково его отделяет Валуевский лесопарк, другой парк, Марьино, благоустроен 3 года назад; до МКАДа здесь ближе, чем от Троицка. Словом, неудивительно, что новое строительство в Марьино идет интенсивно, дополняя коттеджные проселки и трехэтажки прошлых лет новым масштабом. 

Думаю не ошибусь, если скажу, что «Детали» среди новых проектов Марьино – самый интересный. Ну, хотя бы потому, что предметом вдохновения для его авторов, Раиса Баишева и архитекторов АБ «Остоженка», послужило не что-нибудь, а графика Маурица Эшера. Эшер – это такой Пиранези сюрреализма, один из самых увлекательных художников XX века, а для архитекторов так и вовсе находка, поскольку у него не только оптика и превращения миметических фигур в геометрические, но и, почти все время, очень много лестниц. Как в Хогвартсе. Кстати не факт, что Эшер не повлиял на идею передвигающихся лестниц школы магии, и в то же время готические колледжи и замки тоже могли повлиять на его пространства... 

Но вернемся в Новую Москву. Свою идею архитекторы иллюстрируют литографией «Цикл» 1938 года; там человечки бегут по лестнице, превращаясь с рисунок пола, из которого выбегают, опять же, человечки.
Лист с гравюрой-вдохновением. ЖК «Детали»
Из презентации проекта / АБ «Остоженка»

Достаточно острый образ цикличности. Хочется как-то его приземлить и понять как, хотя бы, образ бесконечной генерации общественных пространств, что неплохо совпадает с актуальной урбанистической повесткой – ведь бегут человечки, как будто бы, по амфитеатру. 

Но дело, конечно, не в амфитеатре. А в террасах, – для начала, в цикличности как таковой. Получив крупный участок с большими ТЭПами и с требованиями по инсоляции, архитекторы начали «лепить» его объем не абстрактно исходя из гармоничных пропорций, что тоже было бы неплохо, а ритмизуя свои усилия в рамках идеи. Что всегда интереснее. Поначалу получился «узел» в самом центре территории, затем на его месте образовалась пустота – к пустоте Раис Баишев относится с большим вниманием, а в данном случае приводит цитату Лао Цзы: «...полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты». 

В идеальном представлении на предварительном макете поиска формы – а такой метод работы Раис Баишев считает очень важным – дом, действительно, превращается в череду лестниц, ведущих вверх и вниз и сходящихся на площади в центре, там, где встречаются углами все четыре двора. 

Смотришь на фотографии предварительных макетов – ну, правда, Эшер. 
  • zooming
    Макет. ЖК «Детали»
    Макет. ЖК «Детали»
  • zooming
    Макет. ЖК «Детали»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сюрреализм и пространственные размышления, стартующие от теории вероятности, будучи положены в основу такой, в общем-то, обыденной вещи как жилой комплекс, – во-первых, заставляют как-то встряхнуться, оживляют все; во-вторых, формируют некий магнетизм, построенный на одновременной удаленности: где Эшер и где жилой комплекс? – и сближенности понятий: лестницы про пространство и архитектура дома тоже про пространство. Так авторам удается «подсадить» в стандартную задачу «червячка» свободной творческой мысли. И задать интригу: даже слова «не такой как все» в буклете перестают казаться натяжкой. 

Из «червячка» прорастает красивая, даже очень красивая подача идеи: тут и объемы разной высоты подсвечены разным цветом и светом, и дерево на каждом уступе, большое количество зеленых плоскостей. Романтичный массинг – мы видим, как зеленая поверхность поднимается от земли кровлями, объем формируется этакими «столбиками», вырастающими из земли; майнкрафт и множество современных игр, в которых герою надо прыгать по платформам, прямо как тем человечкам 1938 года, – тоже вспоминается. 
  
 
Это правда эффектно, поскольку вызывает интерес и даже какие-то мечты об идеальном городе. Подача идеи – следующая «ступенька», на грани между гравюрой и реальным проектом. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

Но сама идея выросла не только из Эшера – к нему она, скорее, пришла, найдя в нем эстетическую, а может, и психологическую опору. 

Собственно проект – как это случается с крупными жилыми комплексами Москвы – развивался стремительно, в большим количеством изменений задачи в процессе, а следовательно, напряжением всех сил. «Сроки были короткими, объем работы большой, а исходные условия не один раз менялись», – говорит руководитель проекта Раис Баишев. – «Поэтому у нас необычный авторский коллектив, около двадцати участников. На мой взгляд, каждый участник – соавтор успеха».
Авторский коллектив проекта ЖК Детали
© АБ «Остоженка»

Не впервые я слышу истории о стремительной работе со многими неизвестными. В Москве и раньше так бывало, а теперь как будто становится нормой. Зачем, почему? Тем не менее мы видим, что архитекторы, отвечая на вызовы рынка, научились, в частности, собирать «летучие команды» и вообще быстро реагировать. Как в таких условиях задумываться об идее, раскладывать замысел на какие-то образные составляющие? А может быть, наоборот, помогает? Идея вполне может быть внутренним стрежнем. 

Тем не менее идея выросла не только из метафизической графики Эшера. А выросла она, на мой взгляд – помимо собственно «главной задачи» как-то интерпретировать значительный объем жилья – из трех вещей. Первая – современная любовь к уступчатым «выгрызам» – когда-то их пестовал Моше Сафди, потом MVRDV, но наилучшее ускорение теме придал Бьярке Ингельс. Теперь они «шагают по Москве». Вторая – собственно террасы; наконец и в Москве поняли их полезность. Третий источник заключается в том, что силуэты одной высоты – что кварталы, что вереницы башен, надоели всем до зубовного скрежета. 

«Остоженка» давно экспериментирует и с террасами – вспомним хотя бы первую очередь Ривер Парка (2013–2018), и с разнообразными «выгрызами» в объемах: только 10–15 лет назад выемки чаще были крупными «арками» или «арками наоборот», глубокими уступами в верхней части домов, Александр Скокан даже статью написал о «проемах, пустотах и дырах». В последние годы, следуя тенденциям, проемы чаще приобретают, вместо асимметрии, некоторую регулярную ступенчатость. Кажется, в «Деталях» мы видим именно это: поиск неназойливого силуэта, многовысотности, чередования повышений с паузами приведен к определенной регулярности. Графика Эшера, любителя регулярности наряду с парадоксальностью – его гравюры «метафизически» плотны и устойчивы, они как будто стремятся удержать свою странность в себе – такому решению вполне созвучна. То есть в проекте присутствует опыт деконструкции формы, основанный на уже почти 30-летней традиции, но деконструкция поставлена в рамки модульной структуры. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

Модуль – куб со стороной 4–5 этажей, около 15 метров. Он позволил сформировать уверенно-ступенчатый силуэт. И, поскольку дом большой, то модуль не диктует форму жестко, есть ступеньки и по 3 этажа; но общий контур задает. Контур «кубов» рисуется и на фасадах – рамками, с заметными паузами между ними, образующими крестообразную разгранку. Но только в основной части здания, поскольку внизу, до 7 этажа, господствует «базовая» горизонтальная лента с одним перепадом, вторящим перепаду рельефа, а он тут порядка 7 метров. 

Заметим, что разгранка фасадов сформирована белыми решетчатыми лентами, скрывающими блоки для кондиционеров. Это, как и ступеньки, достаточно новый тренд: ритмически организовывать на фасадах «ящики» уже не принято, а ленты отвлекают внимание от прагматики – в данном случае они уверенно расчерчивают массу суперграфикой, которая, напомним, помогает проявить идею мега-лестниц, составленных из мега-кубиков. Прорисовать ее на некотором расстоянии от основной плоскости, что дает тень, да и саму основу, составленную из стекла и сероголубой полированной материи, делает не столь внушительной, «расслаивая» фасад. 
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

Ступенчатое устройство силуэтов работает и на перспективу – в некоторых ракурсах за счет понижения кажется, что улица «убегает вдаль» как-то очень быстро. Что тоже способствует лепке пространства и облегчению силуэта. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

План – квартальный, по внешнему контуру около 200 х 200 м, это примерно как сталинские кварталы на Кутузовском проспекте. Сталинские кварталы были очень большими, в середину их дворов нередко что-то встраивали, то школу, то местную администрацию, то просто еще один парцеллирующий дом. Это был классичный подход. Здесь похожий, но отчасти, вторя парадоксам исходной идеи, обратный: внутренние корпуса не тяготеют к центру, они, наоборот – отходят от внешних корпусов внутрь, а середину оставляют пустой. Напомню, для Раиса Баишева и архитекторов «Остоженки» пустота имеет большое значение. Здесь – получается даже всего рода «поклон пустоте», так все внутренние корпуса своими ступеньками к центру спускаются. Расчерчивая внутри дворы современного масштаба, меньше «сталинских» и больше, чем было принято в период историзма, от 40 до 90 м под одной стороне. Как например в Level Причальном той же «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3). Ситуационный план
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3). Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории
    © АБ «Остоженка»

Поскольку участок не квадратный, а «генетический код» замысла построен на квадратах, то идея приспосабливается, проявляет гибкость: квадраты вытягиваются в прямоугольники, как это происходит и с частью уступов, а там, где корпуса подходят близко к дороге, срезающей контур по косой, они тоже получают срезы. За внешними корпусами расположена наземная многоярусная парковка и два детских сада, «северный» и «южный», вот они уже не ортогональные, а вытянуты по дуге и контекстуально перекликаются с трехэтажными домами, составляющими окружение комплекса. 
  • zooming
    ДОУ Южная (1 этап)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ДОУ Южная (1 этап)
    © АБ «Остоженка»

Есть и наземная парковка, большая, полосатая, ребристая. Все «здания сопровождения», надо сказать, решены лаконично, без избыточного декорирования. 
  • zooming
    Паркинг ЖК Детали (этап 5)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Паркинг ЖК Детали (этап 5)
    © АБ «Остоженка»

Если говорить о формате жилого комплекса, то, помимо идеи связать дом с графикой Эшера, дом предлагает «гибридный» формат квартала. Он квартал, но не совсем. Разновысотный, но это не квартал с башнями. Наконец, строго говоря, это и не дом с террасами – с мыслью о зеленых кровлях пришлось расстаться на «мечтательной» стадии развития замысла. Хотелось бы, конечно, ее оставить... Но, вероятно, в следующий раз.   

В итоге дом – «играет» с современными и доступными форматами «в кубики». Миксует, приводит к какому-то собственному знаменателю. Такого рода игра не может дать принципиального и явно прорыва сквозь обыденность, но она заметно подкупает: решимостью оперировать, наряду с доступными средствами, внутренне смелыми идеями. Которые, будучи заложены в основу проекта на самой ранней стадии, читаются на фасадах и ощущаются в силуэте. Квартал с повышенными объемами прижился в Москве в 2010-е годы. А тут мы видим его подвид: квартал с равномерными повышениями – дом-лестницу. 
  
  
  
Архитектор:
Раис Баишев
Михаил Копылов
Ирина Римашевская
Ольга Чубарова
Проект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Россия, Москва, ул. Харлампиева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: ​Р. Баишев 
ГАП: И. Римашевская,  М. Копылов 
ГИП: О. Чубарова 
Архитекторы: Е. Копытова, Е. Алексеенко, А. Бутусов, Е. Гарусова, М. Приходько, Э. Захарян, О. Каверина, Е. Кестер, С. Родичкин, Е. Харатьян, Е. Шаламова, К. Щербакова 
При участии: Б. Валеев, М. Бодров, Н. Гурьянов, В. Данчук, М. Дехтяр, М. Дьякова, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, М. Митерев, А. Талаева, А. Федорова, О. Федорук, Давит Антонян, Михаил Матвеенко, Никита Фомин
Визуализаторы: К. Анохин, Н. Смирнов

2023 / 2023

Заказчик: специализированный застройщик «МАРЬИНО»

21 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.