English version

Дом-лестница

Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.

mainImg
Архитектор:
Раис Баишев
Михаил Копылов
Ирина Римашевская
Ольга Чубарова
Проект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Россия, Москва, ул. Харлампиева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: ​Р. Баишев 
ГАП: И. Римашевская,  М. Копылов 
ГИП: О. Чубарова 
Архитекторы: Е. Копытова, Е. Алексеенко, А. Бутусов, Е. Гарусова, М. Приходько, Э. Захарян, О. Каверина, Е. Кестер, С. Родичкин, Е. Харатьян, Е. Шаламова, К. Щербакова 
При участии: Б. Валеев, М. Бодров, Н. Гурьянов, В. Данчук, М. Дехтяр, М. Дьякова, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, М. Митерев, А. Талаева, А. Федорова, О. Федорук, Давит Антонян, Михаил Матвеенко, Никита Фомин
Визуализаторы: К. Анохин, Н. Смирнов

2023 / 2023

Заказчик: специализированный застройщик «МАРЬИНО»
Жилой комплекс «Детали» строится в Новой Москве в поселке Марьино. Рядом речка Незнайка, от Внуково его отделяет Валуевский лесопарк, другой парк, Марьино, благоустроен 3 года назад; до МКАДа здесь ближе, чем от Троицка. Словом, неудивительно, что новое строительство в Марьино идет интенсивно, дополняя коттеджные проселки и трехэтажки прошлых лет новым масштабом. 

Думаю не ошибусь, если скажу, что «Детали» среди новых проектов Марьино – самый интересный. Ну, хотя бы потому, что предметом вдохновения для его авторов, Раиса Баишева и архитекторов АБ «Остоженка», послужило не что-нибудь, а графика Маурица Эшера. Эшер – это такой Пиранези сюрреализма, один из самых увлекательных художников XX века, а для архитекторов так и вовсе находка, поскольку у него не только оптика и превращения миметических фигур в геометрические, но и, почти все время, очень много лестниц. Как в Хогвартсе. Кстати не факт, что Эшер не повлиял на идею передвигающихся лестниц школы магии, и в то же время готические колледжи и замки тоже могли повлиять на его пространства... 

Но вернемся в Новую Москву. Свою идею архитекторы иллюстрируют литографией «Цикл» 1938 года; там человечки бегут по лестнице, превращаясь с рисунок пола, из которого выбегают, опять же, человечки.
Лист с гравюрой-вдохновением. ЖК «Детали»
Из презентации проекта / АБ «Остоженка»

Достаточно острый образ цикличности. Хочется как-то его приземлить и понять как, хотя бы, образ бесконечной генерации общественных пространств, что неплохо совпадает с актуальной урбанистической повесткой – ведь бегут человечки, как будто бы, по амфитеатру. 

Но дело, конечно, не в амфитеатре. А в террасах, – для начала, в цикличности как таковой. Получив крупный участок с большими ТЭПами и с требованиями по инсоляции, архитекторы начали «лепить» его объем не абстрактно исходя из гармоничных пропорций, что тоже было бы неплохо, а ритмизуя свои усилия в рамках идеи. Что всегда интереснее. Поначалу получился «узел» в самом центре территории, затем на его месте образовалась пустота – к пустоте Раис Баишев относится с большим вниманием, а в данном случае приводит цитату Лао Цзы: «...полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты». 

В идеальном представлении на предварительном макете поиска формы – а такой метод работы Раис Баишев считает очень важным – дом, действительно, превращается в череду лестниц, ведущих вверх и вниз и сходящихся на площади в центре, там, где встречаются углами все четыре двора. 

Смотришь на фотографии предварительных макетов – ну, правда, Эшер. 
  • zooming
    Макет. ЖК «Детали»
    Макет. ЖК «Детали»
  • zooming
    Макет. ЖК «Детали»
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Сюрреализм и пространственные размышления, стартующие от теории вероятности, будучи положены в основу такой, в общем-то, обыденной вещи как жилой комплекс, – во-первых, заставляют как-то встряхнуться, оживляют все; во-вторых, формируют некий магнетизм, построенный на одновременной удаленности: где Эшер и где жилой комплекс? – и сближенности понятий: лестницы про пространство и архитектура дома тоже про пространство. Так авторам удается «подсадить» в стандартную задачу «червячка» свободной творческой мысли. И задать интригу: даже слова «не такой как все» в буклете перестают казаться натяжкой. 

Из «червячка» прорастает красивая, даже очень красивая подача идеи: тут и объемы разной высоты подсвечены разным цветом и светом, и дерево на каждом уступе, большое количество зеленых плоскостей. Романтичный массинг – мы видим, как зеленая поверхность поднимается от земли кровлями, объем формируется этакими «столбиками», вырастающими из земли; майнкрафт и множество современных игр, в которых герою надо прыгать по платформам, прямо как тем человечкам 1938 года, – тоже вспоминается. 
  
 
Это правда эффектно, поскольку вызывает интерес и даже какие-то мечты об идеальном городе. Подача идеи – следующая «ступенька», на грани между гравюрой и реальным проектом. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

Но сама идея выросла не только из Эшера – к нему она, скорее, пришла, найдя в нем эстетическую, а может, и психологическую опору. 

Собственно проект – как это случается с крупными жилыми комплексами Москвы – развивался стремительно, в большим количеством изменений задачи в процессе, а следовательно, напряжением всех сил. «Сроки были короткими, объем работы большой, а исходные условия не один раз менялись», – говорит руководитель проекта Раис Баишев. – «Поэтому у нас необычный авторский коллектив, около двадцати участников. На мой взгляд, каждый участник – соавтор успеха».
Авторский коллектив проекта ЖК Детали
© АБ «Остоженка»

Не впервые я слышу истории о стремительной работе со многими неизвестными. В Москве и раньше так бывало, а теперь как будто становится нормой. Зачем, почему? Тем не менее мы видим, что архитекторы, отвечая на вызовы рынка, научились, в частности, собирать «летучие команды» и вообще быстро реагировать. Как в таких условиях задумываться об идее, раскладывать замысел на какие-то образные составляющие? А может быть, наоборот, помогает? Идея вполне может быть внутренним стрежнем. 

Тем не менее идея выросла не только из метафизической графики Эшера. А выросла она, на мой взгляд – помимо собственно «главной задачи» как-то интерпретировать значительный объем жилья – из трех вещей. Первая – современная любовь к уступчатым «выгрызам» – когда-то их пестовал Моше Сафди, потом MVRDV, но наилучшее ускорение теме придал Бьярке Ингельс. Теперь они «шагают по Москве». Вторая – собственно террасы; наконец и в Москве поняли их полезность. Третий источник заключается в том, что силуэты одной высоты – что кварталы, что вереницы башен, надоели всем до зубовного скрежета. 

«Остоженка» давно экспериментирует и с террасами – вспомним хотя бы первую очередь Ривер Парка (2013–2018), и с разнообразными «выгрызами» в объемах: только 10–15 лет назад выемки чаще были крупными «арками» или «арками наоборот», глубокими уступами в верхней части домов, Александр Скокан даже статью написал о «проемах, пустотах и дырах». В последние годы, следуя тенденциям, проемы чаще приобретают, вместо асимметрии, некоторую регулярную ступенчатость. Кажется, в «Деталях» мы видим именно это: поиск неназойливого силуэта, многовысотности, чередования повышений с паузами приведен к определенной регулярности. Графика Эшера, любителя регулярности наряду с парадоксальностью – его гравюры «метафизически» плотны и устойчивы, они как будто стремятся удержать свою странность в себе – такому решению вполне созвучна. То есть в проекте присутствует опыт деконструкции формы, основанный на уже почти 30-летней традиции, но деконструкция поставлена в рамки модульной структуры. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

Модуль – куб со стороной 4–5 этажей, около 15 метров. Он позволил сформировать уверенно-ступенчатый силуэт. И, поскольку дом большой, то модуль не диктует форму жестко, есть ступеньки и по 3 этажа; но общий контур задает. Контур «кубов» рисуется и на фасадах – рамками, с заметными паузами между ними, образующими крестообразную разгранку. Но только в основной части здания, поскольку внизу, до 7 этажа, господствует «базовая» горизонтальная лента с одним перепадом, вторящим перепаду рельефа, а он тут порядка 7 метров. 

Заметим, что разгранка фасадов сформирована белыми решетчатыми лентами, скрывающими блоки для кондиционеров. Это, как и ступеньки, достаточно новый тренд: ритмически организовывать на фасадах «ящики» уже не принято, а ленты отвлекают внимание от прагматики – в данном случае они уверенно расчерчивают массу суперграфикой, которая, напомним, помогает проявить идею мега-лестниц, составленных из мега-кубиков. Прорисовать ее на некотором расстоянии от основной плоскости, что дает тень, да и саму основу, составленную из стекла и сероголубой полированной материи, делает не столь внушительной, «расслаивая» фасад. 
ЖК Детали (этап 2,3)
© АБ «Остоженка»

Ступенчатое устройство силуэтов работает и на перспективу – в некоторых ракурсах за счет понижения кажется, что улица «убегает вдаль» как-то очень быстро. Что тоже способствует лепке пространства и облегчению силуэта. 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3)
    © АБ «Остоженка»

План – квартальный, по внешнему контуру около 200 х 200 м, это примерно как сталинские кварталы на Кутузовском проспекте. Сталинские кварталы были очень большими, в середину их дворов нередко что-то встраивали, то школу, то местную администрацию, то просто еще один парцеллирующий дом. Это был классичный подход. Здесь похожий, но отчасти, вторя парадоксам исходной идеи, обратный: внутренние корпуса не тяготеют к центру, они, наоборот – отходят от внешних корпусов внутрь, а середину оставляют пустой. Напомню, для Раиса Баишева и архитекторов «Остоженки» пустота имеет большое значение. Здесь – получается даже всего рода «поклон пустоте», так все внутренние корпуса своими ступеньками к центру спускаются. Расчерчивая внутри дворы современного масштаба, меньше «сталинских» и больше, чем было принято в период историзма, от 40 до 90 м под одной стороне. Как например в Level Причальном той же «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3). Ситуационный план
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК Детали (этап 2,3). Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории
    © АБ «Остоженка»

Поскольку участок не квадратный, а «генетический код» замысла построен на квадратах, то идея приспосабливается, проявляет гибкость: квадраты вытягиваются в прямоугольники, как это происходит и с частью уступов, а там, где корпуса подходят близко к дороге, срезающей контур по косой, они тоже получают срезы. За внешними корпусами расположена наземная многоярусная парковка и два детских сада, «северный» и «южный», вот они уже не ортогональные, а вытянуты по дуге и контекстуально перекликаются с трехэтажными домами, составляющими окружение комплекса. 
  • zooming
    ДОУ Южная (1 этап)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ДОУ Южная (1 этап)
    © АБ «Остоженка»

Есть и наземная парковка, большая, полосатая, ребристая. Все «здания сопровождения», надо сказать, решены лаконично, без избыточного декорирования. 
  • zooming
    Паркинг ЖК Детали (этап 5)
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Паркинг ЖК Детали (этап 5)
    © АБ «Остоженка»

Если говорить о формате жилого комплекса, то, помимо идеи связать дом с графикой Эшера, дом предлагает «гибридный» формат квартала. Он квартал, но не совсем. Разновысотный, но это не квартал с башнями. Наконец, строго говоря, это и не дом с террасами – с мыслью о зеленых кровлях пришлось расстаться на «мечтательной» стадии развития замысла. Хотелось бы, конечно, ее оставить... Но, вероятно, в следующий раз.   

В итоге дом – «играет» с современными и доступными форматами «в кубики». Миксует, приводит к какому-то собственному знаменателю. Такого рода игра не может дать принципиального и явно прорыва сквозь обыденность, но она заметно подкупает: решимостью оперировать, наряду с доступными средствами, внутренне смелыми идеями. Которые, будучи заложены в основу проекта на самой ранней стадии, читаются на фасадах и ощущаются в силуэте. Квартал с повышенными объемами прижился в Москве в 2010-е годы. А тут мы видим его подвид: квартал с равномерными повышениями – дом-лестницу. 
  
  
  
Архитектор:
Раис Баишев
Михаил Копылов
Ирина Римашевская
Ольга Чубарова
Проект:
ЖК Детали (этап 2,3)
Россия, Москва, ул. Харлампиева

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: ​Р. Баишев 
ГАП: И. Римашевская,  М. Копылов 
ГИП: О. Чубарова 
Архитекторы: Е. Копытова, Е. Алексеенко, А. Бутусов, Е. Гарусова, М. Приходько, Э. Захарян, О. Каверина, Е. Кестер, С. Родичкин, Е. Харатьян, Е. Шаламова, К. Щербакова 
При участии: Б. Валеев, М. Бодров, Н. Гурьянов, В. Данчук, М. Дехтяр, М. Дьякова, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, М. Митерев, А. Талаева, А. Федорова, О. Федорук, Давит Антонян, Михаил Матвеенко, Никита Фомин
Визуализаторы: К. Анохин, Н. Смирнов

2023 / 2023

Заказчик: специализированный застройщик «МАРЬИНО»

21 Августа 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Активация методом мелиорации
Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.
Похожие статьи
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Балконы на Дунае
Комплекс муниципального жилья в Вене по проекту querkraft architekten максимально использует длинный участок вдоль берега Дуная.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Сейчас на главной
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Металлическая скорлупа
Все детали для паркового павильона по проекту XISUI Design на востоке Китая изготовлены с помощью станков с цифровым управлением, что позволило обойтись без сварки и сделать монтаж и демонтаж быстрее и проще.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Из моря на равнину
Мини-дом площадью 30 м2 бюро Piglova architects спроектировало на базе морского контейнера. Фасады облицованы планкеном, а внутри есть все для круглогодичного проживания двух человек. По мнению авторов, дом лучше всего смотрится на равнине – например, среди виноградников Краснодарского края.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Чудеса комбинаторики
Токийское бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в родном городе поразительно компактный многоквартирный дом. Площадь участка под застройку составила чуть больше 34 м2.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.