English version

Черное и красное

Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.

mainImg
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»
Хочется начать с того, что строить на улице Казакова – большая ответственность, поскольку до недавнего времени она была едва ли не единственной московской улицей, названной в честь архитектора, а именно главы архитектурного ведомства допожарной Москвы Матвея Федоровича Казакова, подписавшего практически все проекты города за определенный период.

Впрочем, достоверных построек с авторством Матвея Федоровича на улице нет, а особенности контекста, в котором появился новый клубный дом-«лофт», совершенно иные. Улица только начинается от замечательного памятника классицизма, церкви Вознесения на Гороховом поле, а приходит к заводу «Арма» и кирпичной застройке промышленного плана по сторонам железной дороги Горьковского направления. 
Ситуационный план. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Kazakov Grand Loft выходит на улицу Казакова самой короткой стороной своего неправильного пятиугольного плана – можно сказать, выглядывает. Сама улица здесь делает поворот под широким углом и превращается в мост: въезжаешь на него со стороны Садового кольца и сразу чувствуешь, что две башни нового дома «царят» над округой, будучи оттенены серым контуром простовато-брутального соседа – 17-этажной башни общежития института МИИГАиК (геодезии и картографии). 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
   
МИИГАиКу, к слову сказать, тут принадлежит и здание Дома Демидова в Гороховском переулке – вот его-то точно построил Матвей Федорович Казаков, это один из лучших примеров московского классицизма. Прямо рядом с общежитием. Тут, в округе, почти повсеместно так, практически что угодно можно отыскать, и все рядом.  

Но основное, ближайшее окружение – кирпичные промышленные постройки, и жилые, и заводские, исторически тяготевшие к железной дороге как к удобному транспорту. Неудивительно, что стилистика для проекта нового комплекса апартаментов премиум-класса была выбрана, согласно пожеланиям заказчика – лофтовая. 
Для компании Coldy, которая до этого занималась преимущественно реконструкциями, дом на улице Казакова, 7 был первым проектом, полностью построенным «с нуля». Отчасти поэтому, а еще, конечно же, потому, что тема промышленных аллюзий по-прежнему популярна, нас попросили сделать проект в духе «лофта». Поначалу даже рассматривали вариант с очень высокими потолками, но в конечном счете такими – то есть почти двухэтажными, остались только квартиры двух верхних этажей.

Мы согласились с «лофтовым» направлением, поскольку оно созвучно контексту, и охотно развили тему.
 
Работа с заказчиком была достаточно комфортной, в чем-то мы пошли навстречу, какие-то наши решения, с другой стороны, удалось обосновать и сохранить. К примеру, сейчас популярно делать одно большое лобби на весь квартал, – мы же сделали три лобби, так, чтобы у каждого подъезда был консьерж и свой набор почтовых ящиков… Для людей это удобнее.
 
Отдельная наша гордость – террасы, они здесь на трех уровнях, жители верхних квартир имеют туда доступ и с них открываются неожиданные, с новых точек, виды на окрестности. Получилось очень уютно, причем не только для тех, кто будет пользоваться террасами: при взгляде из двора наверху можно видеть людей, это создает совершенно иное ощущение обитаемости дома, пока еще не вполне характерное для Москвы.

  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Террасы, расположенные на кровлях 4, 5, 6, 9 и 11 этажей, и виды, которые открываются с них, действительно – одна из самых выигрышных находок этого дома. В окрестных панорамах встречаются настоящие жемчужины, как например барочная церковь Никиты Мученика на Старой Басманной, и в то же время виды «на прострел» открываются очень дальние, чтобы не сказать величественные. Башня общежития как-то не очень и мешает. Плюс еще в том, что отсюда мы видим город, во-первых, исторический, то есть действительно обладающий качественными и интересными вкраплениями, а, во-вторых, не с орлиного полета, а так, чтобы что-то можно было разглядеть. Подобные панорамы делали фотографы в начале XX века: на них глазу есть, за что зацепиться. 
  • zooming
    1 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Террасы разные: поскольку кровли ступенчатые, то на некоторые из них можно выйти прямо из квартиры через стеклянную дверь, на другие – через зенитные люки на крыше. Самые крупные люки расположены на самой высокой эксплуатируемой кровле 11 этажа, на башне. Террасы квартир отделены друг от друга ограждением из безимпостного стекла, – но вдоль них проходит еще и сквозная «галерея», она доступна всем жителям дома. 

Надо ли говорить, что наличие частной террасы влияет на цену квартир, а они практически все уже раскуплены. 

Я спросила в управляющей компании, нет ли опасности остекления террас, появления на них стеклянных ящиков?  Меня заверили, что жители пока с пониманием относятся к запрету остекления, да и правила дома почти готовы, а когда их утвердят на собрании, архитектурному решению уже ничто не будет угрожать. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»

За образность «лофта» отвечает, конечно же, сочетание кирпича и металла.

Но только тут все немного наоборот. Обычно кирпич красный, металл черный, а здесь авторы поменяли их местами: кирпич черный, металл – красный. Получается одновременно и традиционно-контекстуально, опознаваемо, и свежо: ничего подобного рядом нет – хотя вокруг полно кирпича, как открытого, так и крашеного разными милыми красками, от желтой до розовой.
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что черно-серый цвет помогает отделить дом от его окружения и сделать акцентом. Небольшое исключение-перекличку ему может составить, пожалуй, только свежая пристройка к вагоноремонтному депо, которое сейчас заканчивают превращать в общественный центр по проекту Сергея Труханова; но оно, как водится, подтверждает правило: один из способов диалогично подойти к кирпичному стилю XIX века для современного архитектора – это выбрать материал потемнее.
Вид на здание бывшего вагоноремонтного депо на противоположной стороне улицы и железной дороги
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мы видим это и в газгольдерах «Армы», которые неплохо просматриваются с террас Kazakov Grand Loft. Однако и там, и там кирпич коричневый, а здесь – монохромный, серый. 

На фасадах дома по Казакова-7 кирпич заменен бетонной плиткой, что не всегда получается хорошо, но в данном случае выглядит удачно по нескольким причинам. Во-первых, простенки, особенно нижние, получили слоистую ступенчатую структуру, заимствованную современной Москвой из 1930-х и в данный момент очень актуальную – это прямо-таки писк моды – в клубных домах. Слоистость дает светотень, поверхность не плоская, следовательно, не все зависит от собственной фактуры кирпича. Во-вторых, модную ступенчатость как правило реализуют в чем-то респектабельно-бежевом, вроде известняка или фибробетона, а тут темно-серые матовые плитки, да еще с этакой характерной «сединой» – получается несколько более брутально, чем обычно, что снимает гламурный флер с актуального приема. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Фактура облицовки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И наконец, дело завершает прорисовка красным: как рамок всех окон, так и оконных рам вместе с французскими балконами-форточками, расставленными в строго шахматном порядке. Темный кирпич и красный – то терракотовый, то, особенно в ракурсе, бордово-медный, – оттенок поровну делят внимание зрителя, что идет на пользу тому и другому. Главным оказывается их непривычный контраст и линии, подчеркнутые тенями рельефа, а не тонкости каждого материала. Заметим, что первоначально Валерий Каняшин планировал использовать кортен, который впоследствии заменили на металл, окрашенный «под медь», и красные рамы. Парадоксальным образом это придало дому оригинальности.
  • zooming
    1 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Опять же удивительно, но как правило красные рамы вызывают раздражение, а здесь – нет. В сочетании с напоминающими двутавры, опять же красными, межэтажными тягами, которые особенно хороши в ракурсе, и с простенками верхнего яруса пентхаусов, «красная» тема превращается в полноценную часть сетки фасада со своим ритмом и законами.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Кажется, что металлическая решетка, наподобие некоего каркаса, раздвигает кирпичную поверхность фасада от нижних ярусов к верхним, освобождая больше места для стекол и постепенно приобретая все больше прав, «захватывая» фасад от низа – к полностью «медному» верху. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Замечу, что вся эта игра, в которой металл и стекло приобретают, с позиций эстетики, намного больше прав, чем в обычной исторической промышленной архитектуре, достаточно недвусмысленно указывает нам на то, что «лофт» в данном случае – именно тема, не более того.

Интерпретированная современными средствами, сосредоточенная на пластическом осмыслении сюжетов, вдохновленных городским окружением, в поисках решения контекстуального, но заметного и исключительного.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

​Мне, к примеру, межэтажные двутавры – хотя это широко распространенный прием современных фасадов – в данном случае представляются намеком на соседство железной дороги. А асимметричная пятиугольная конфигурация квартала кажется перекликающейся с заостренным носом небольшого фабричного корпуса напротив, через улицу. 

Не менее, чем террасы и фасады, интересен двор. Он небольшой и какой-то внезапно очень тихий. 

Основная фасадная тема здесь реализована точно так же, как и снаружи, но, подчеркивая внутренний характер пространства, два нижних этажа, не потеряв слоистой структуры, стали терракотовыми. Они облицованы окрашенными бетонными панелями, их цвет несколько отличается от рамок и оконных рам, так что получается три близких, но разных оттенка. Это результат стечения обстоятельств, архитекторы стремились подобрать близкие цвета, но учитывая различие материалов, полностью «попасть» в оттенок не удалось. И опять же, как кажется, к лучшему. Теплый терракотовый цвет панелей уместен по дворе как внутреннем пространстве, он подчеркивает равномерную слоистость простенков – но одновременно, где-то на периферии сознания, сохраняется легкое удивление: такие поверхности встречаются нечасто и поэтому не банальны. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Находясь внутри, чувствуешь, насколько важной оказывается разноэтажность. Поскольку двор замкнутый, существенно то, что он не «колодец» – очень уместна небольшая высота четырехэтажных объемов-перемычек, к тому же разделение на два цвета: нижний терракотовый и верхний темно-серый, скрадывает масштаб. То, что вверху видны стеклянные ограждения террас, действительно, добавляет и городского уюта, и интриги, всегда ведь интересно, что там на крыше. К тому же контур двора не квадратный, стены повернуты под углом и воспринимаются в ракурсах. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

«Остоженка» не была бы «Остоженкой», если бы здесь, вдоль двух стен двора, не появились небольшие галереи на столбах, что тоже добавляет интриги. Одна, совсем небольшая, маскирует главное входное лобби, в другую выходят тыльные двери помещений первого этажа, часть которых уже заняли кафе. 

Отдельная тема – порталы, ведущие во двор. Их два и большие, они двухэтажной высоты, что хорошо работает на масштаб, – а установлены они по диагонали один напротив другого: главный со стороны улицы и дальний, рядом с рампой въезда в подземную парковку. 

Лично меня очень увлекли эти две арки. Первая и главная – трапециевидная и расширяется раструбом в сторону улицы так, что ее левая сторона прямо перпендикулярна западной части улицы Казакова, но выходит на нее в месте поворота – прямо-таки «улавливает» идущего мимо, ну или в последний момент обозначает свое присутствие. Правая сторона этой арки перпендикулярна стенам своей секции и одновременно восточной части улицы Казакова, той, что после поворота. Можно подумать, что арка в какой-то степени рефлексирует нетипичное положение дома в городе и его отношение к трассе улицы. 
Генплан и план 1 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Но в эмоциональном отношении больше впечатляет сама «арка», поскольку в ее перекрытии акцентированы объемные балки, целая сеть балок, продольных и поперечных, в двух уровнях. На боковых стенах раструба присутствуют все те же ступенчатые лопатки и красные переплеты, они подчеркивают принадлежность стен фасаду, – но из-за балок создается впечатление, что дом прорезали насквозь, раскрыв внутреннюю материю на срезе.

Показательно, что здесь-то, на входе, где дом презентует свои идеи, тема «лофта», брутального и сурового, особенно сильна, а присущий фасаду «ювелирный» оттенок, заданный поблескиванием металла и стекла, тут ослаблен: мы входим в глубокую затененную лоджию, почти пещеру, но даже с оттенком «вагоноремонтной» образности. 

Подчеркну, что входная надпись Kazakov Grand Loft – черная и помещена не на первом фризе, а на второй балке, в глубине. Это отличная идея. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
Структура балок внутри арки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Арка аркой, композиционно она главный вход, но войти через нее нельзя, что тоже парадокс. Нельзя в нее и въехать, проем закрыт стеклянной перегородкой, а спецтранспорт попадает во двор через решетку тыльного проезда. Действующий главный вход из города, ведущий в том числе и во двор, расположен слева, в двусветном лобби на углу. Арка же – всего лишь площадь перед ним, импозантная защита от дождя (очень удобное место, я видела, как там прячутся курьеры) и способ организации пространства. Вполне впечатляющий. 

Решительную брутальность горизонтальных балок уравновешивает стеклянная перегородка, та самая, что отделяет двор от города. Стекла надежно и в нескольких разных позициях, то ближе, то дальше, закреплены на металлических опорах, они создают непреодолимую преграду, но не для глаз: заглянуть во двор можно, и стекло, надо заметить, раздражает намного меньше, чем металлические решетки. К тому же на стекло, – возвращая нас к мыслям об улице Казакова и красотах московского классицизма – методом шелкографии нанесены обобщенные контуры фронтонов, окон, балюстрад и капителей. Что дает новый смысловой акцент, заставляя, по меньшей мере, догадываться, что с террас дома можно увидеть и барочную церковь Никиты Мученика, и даже крышу «Золотого дома» Ивана Ивановича Демидова. 
  • zooming
    1 / 3
    Стекло, закрывающее вход во двор. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок на стекле – прием современного выставочного и паркового дизайна, к тому же он создает вполне отчетливую многослойность. 

На той же теме решены и интерьеры лобби – напомним, их три: одно, при главном входе, то, что пропускает нас во двор, побольше и двусветное, в нем помимо кресел и стойки ресепшна установлен шкаф с книгами для буккроссинга. Интерьеры всех лобби продолжают тему, заданную стеклом входной арки, здесь либо неглубоким рельефом, либо на стекле изображены архитектурные композиции в духе стилизованных панорам Басманного района. Но, по словам архитекторов, они задали идею, а дорабатывали ее другие авторы, поэтому интерьер как-то выпадает из обсуждения. 

***

Но в завершение хочется вернуться к другому: к проскользнувшей здесь вначале мысли о сходстве дома с крепостью. Он, правда, со своими двумя башнями и огромными воротами, сквозь которые нельзя пройти, а идти надо через охрану, напоминает – отдаленно, конечно, что-то из Гвельфов и Гибеллинов. Ступенчатые лопатки тогда кажутся готической пучковой колонной, а совсем небольшие выступы в верхней части медных пилонов верха – почти пинаклями или даже зубцами. И тут мы вспоминаем, что для промышленной кирпичной архитектуры рубежа XIX–XX веков, из которой сейчас принято делать «лофты», была свойственна романтическая нота, разного рода стилизации замков и крепостей.

Тогда все становится на свои места и звучит довольно логично. Раскрывая тему, авторы Kazakov Grand Loft не просто произвели цветовую рокировку характерных материалов, увеличили высоту верхних этажей и разделили этажи двутаврами, – они еще и предложили собственную, освеженную современным подходом и материалами, версию главной темы, этакого Винтерфелла. Тут становится понятна и логична необходимость ходить по кровлям малых объемов, как по стенам, в галереях изнутри двора проявляется какой-то новый смысл, а объезд/обход здания, окруженный с двух сторон кирпичной стеной, а с третьей пластиковым экраном, приобретает сходство не столько с новой городской улочкой, сколько с осушенным крепостным рвом. Но это все, конечно, игра воображения, не верьте мне. 

Удивительно вспоминать, что в 2015 году архсовет отверг проект вот такого здания на том же месте. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Изображение с сайта Архитектурной премии Москвы © АБ Остоженка
  • zooming
    План 2 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»

30 Августа 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.