English version

Черное и красное

Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.

mainImg
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»
Хочется начать с того, что строить на улице Казакова – большая ответственность, поскольку до недавнего времени она была едва ли не единственной московской улицей, названной в честь архитектора, а именно главы архитектурного ведомства допожарной Москвы Матвея Федоровича Казакова, подписавшего практически все проекты города за определенный период.

Впрочем, достоверных построек с авторством Матвея Федоровича на улице нет, а особенности контекста, в котором появился новый клубный дом-«лофт», совершенно иные. Улица только начинается от замечательного памятника классицизма, церкви Вознесения на Гороховом поле, а приходит к заводу «Арма» и кирпичной застройке промышленного плана по сторонам железной дороги Горьковского направления. 
Ситуационный план. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Kazakov Grand Loft выходит на улицу Казакова самой короткой стороной своего неправильного пятиугольного плана – можно сказать, выглядывает. Сама улица здесь делает поворот под широким углом и превращается в мост: въезжаешь на него со стороны Садового кольца и сразу чувствуешь, что две башни нового дома «царят» над округой, будучи оттенены серым контуром простовато-брутального соседа – 17-этажной башни общежития института МИИГАиК (геодезии и картографии). 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
   
МИИГАиКу, к слову сказать, тут принадлежит и здание Дома Демидова в Гороховском переулке – вот его-то точно построил Матвей Федорович Казаков, это один из лучших примеров московского классицизма. Прямо рядом с общежитием. Тут, в округе, почти повсеместно так, практически что угодно можно отыскать, и все рядом.  

Но основное, ближайшее окружение – кирпичные промышленные постройки, и жилые, и заводские, исторически тяготевшие к железной дороге как к удобному транспорту. Неудивительно, что стилистика для проекта нового комплекса апартаментов премиум-класса была выбрана, согласно пожеланиям заказчика – лофтовая. 
Для компании Coldy, которая до этого занималась преимущественно реконструкциями, дом на улице Казакова, 7 был первым проектом, полностью построенным «с нуля». Отчасти поэтому, а еще, конечно же, потому, что тема промышленных аллюзий по-прежнему популярна, нас попросили сделать проект в духе «лофта». Поначалу даже рассматривали вариант с очень высокими потолками, но в конечном счете такими – то есть почти двухэтажными, остались только квартиры двух верхних этажей.

Мы согласились с «лофтовым» направлением, поскольку оно созвучно контексту, и охотно развили тему.
 
Работа с заказчиком была достаточно комфортной, в чем-то мы пошли навстречу, какие-то наши решения, с другой стороны, удалось обосновать и сохранить. К примеру, сейчас популярно делать одно большое лобби на весь квартал, – мы же сделали три лобби, так, чтобы у каждого подъезда был консьерж и свой набор почтовых ящиков… Для людей это удобнее.
 
Отдельная наша гордость – террасы, они здесь на трех уровнях, жители верхних квартир имеют туда доступ и с них открываются неожиданные, с новых точек, виды на окрестности. Получилось очень уютно, причем не только для тех, кто будет пользоваться террасами: при взгляде из двора наверху можно видеть людей, это создает совершенно иное ощущение обитаемости дома, пока еще не вполне характерное для Москвы.

  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Террасы, расположенные на кровлях 4, 5, 6, 9 и 11 этажей, и виды, которые открываются с них, действительно – одна из самых выигрышных находок этого дома. В окрестных панорамах встречаются настоящие жемчужины, как например барочная церковь Никиты Мученика на Старой Басманной, и в то же время виды «на прострел» открываются очень дальние, чтобы не сказать величественные. Башня общежития как-то не очень и мешает. Плюс еще в том, что отсюда мы видим город, во-первых, исторический, то есть действительно обладающий качественными и интересными вкраплениями, а, во-вторых, не с орлиного полета, а так, чтобы что-то можно было разглядеть. Подобные панорамы делали фотографы в начале XX века: на них глазу есть, за что зацепиться. 
  • zooming
    1 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Террасы разные: поскольку кровли ступенчатые, то на некоторые из них можно выйти прямо из квартиры через стеклянную дверь, на другие – через зенитные люки на крыше. Самые крупные люки расположены на самой высокой эксплуатируемой кровле 11 этажа, на башне. Террасы квартир отделены друг от друга ограждением из безимпостного стекла, – но вдоль них проходит еще и сквозная «галерея», она доступна всем жителям дома. 

Надо ли говорить, что наличие частной террасы влияет на цену квартир, а они практически все уже раскуплены. 

Я спросила в управляющей компании, нет ли опасности остекления террас, появления на них стеклянных ящиков?  Меня заверили, что жители пока с пониманием относятся к запрету остекления, да и правила дома почти готовы, а когда их утвердят на собрании, архитектурному решению уже ничто не будет угрожать. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»

За образность «лофта» отвечает, конечно же, сочетание кирпича и металла.

Но только тут все немного наоборот. Обычно кирпич красный, металл черный, а здесь авторы поменяли их местами: кирпич черный, металл – красный. Получается одновременно и традиционно-контекстуально, опознаваемо, и свежо: ничего подобного рядом нет – хотя вокруг полно кирпича, как открытого, так и крашеного разными милыми красками, от желтой до розовой.
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что черно-серый цвет помогает отделить дом от его окружения и сделать акцентом. Небольшое исключение-перекличку ему может составить, пожалуй, только свежая пристройка к вагоноремонтному депо, которое сейчас заканчивают превращать в общественный центр по проекту Сергея Труханова; но оно, как водится, подтверждает правило: один из способов диалогично подойти к кирпичному стилю XIX века для современного архитектора – это выбрать материал потемнее.
Вид на здание бывшего вагоноремонтного депо на противоположной стороне улицы и железной дороги
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мы видим это и в газгольдерах «Армы», которые неплохо просматриваются с террас Kazakov Grand Loft. Однако и там, и там кирпич коричневый, а здесь – монохромный, серый. 

На фасадах дома по Казакова-7 кирпич заменен бетонной плиткой, что не всегда получается хорошо, но в данном случае выглядит удачно по нескольким причинам. Во-первых, простенки, особенно нижние, получили слоистую ступенчатую структуру, заимствованную современной Москвой из 1930-х и в данный момент очень актуальную – это прямо-таки писк моды – в клубных домах. Слоистость дает светотень, поверхность не плоская, следовательно, не все зависит от собственной фактуры кирпича. Во-вторых, модную ступенчатость как правило реализуют в чем-то респектабельно-бежевом, вроде известняка или фибробетона, а тут темно-серые матовые плитки, да еще с этакой характерной «сединой» – получается несколько более брутально, чем обычно, что снимает гламурный флер с актуального приема. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Фактура облицовки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И наконец, дело завершает прорисовка красным: как рамок всех окон, так и оконных рам вместе с французскими балконами-форточками, расставленными в строго шахматном порядке. Темный кирпич и красный – то терракотовый, то, особенно в ракурсе, бордово-медный, – оттенок поровну делят внимание зрителя, что идет на пользу тому и другому. Главным оказывается их непривычный контраст и линии, подчеркнутые тенями рельефа, а не тонкости каждого материала. Заметим, что первоначально Валерий Каняшин планировал использовать кортен, который впоследствии заменили на металл, окрашенный «под медь», и красные рамы. Парадоксальным образом это придало дому оригинальности.
  • zooming
    1 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Опять же удивительно, но как правило красные рамы вызывают раздражение, а здесь – нет. В сочетании с напоминающими двутавры, опять же красными, межэтажными тягами, которые особенно хороши в ракурсе, и с простенками верхнего яруса пентхаусов, «красная» тема превращается в полноценную часть сетки фасада со своим ритмом и законами.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Кажется, что металлическая решетка, наподобие некоего каркаса, раздвигает кирпичную поверхность фасада от нижних ярусов к верхним, освобождая больше места для стекол и постепенно приобретая все больше прав, «захватывая» фасад от низа – к полностью «медному» верху. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Замечу, что вся эта игра, в которой металл и стекло приобретают, с позиций эстетики, намного больше прав, чем в обычной исторической промышленной архитектуре, достаточно недвусмысленно указывает нам на то, что «лофт» в данном случае – именно тема, не более того.

Интерпретированная современными средствами, сосредоточенная на пластическом осмыслении сюжетов, вдохновленных городским окружением, в поисках решения контекстуального, но заметного и исключительного.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

​Мне, к примеру, межэтажные двутавры – хотя это широко распространенный прием современных фасадов – в данном случае представляются намеком на соседство железной дороги. А асимметричная пятиугольная конфигурация квартала кажется перекликающейся с заостренным носом небольшого фабричного корпуса напротив, через улицу. 

Не менее, чем террасы и фасады, интересен двор. Он небольшой и какой-то внезапно очень тихий. 

Основная фасадная тема здесь реализована точно так же, как и снаружи, но, подчеркивая внутренний характер пространства, два нижних этажа, не потеряв слоистой структуры, стали терракотовыми. Они облицованы окрашенными бетонными панелями, их цвет несколько отличается от рамок и оконных рам, так что получается три близких, но разных оттенка. Это результат стечения обстоятельств, архитекторы стремились подобрать близкие цвета, но учитывая различие материалов, полностью «попасть» в оттенок не удалось. И опять же, как кажется, к лучшему. Теплый терракотовый цвет панелей уместен по дворе как внутреннем пространстве, он подчеркивает равномерную слоистость простенков – но одновременно, где-то на периферии сознания, сохраняется легкое удивление: такие поверхности встречаются нечасто и поэтому не банальны. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Находясь внутри, чувствуешь, насколько важной оказывается разноэтажность. Поскольку двор замкнутый, существенно то, что он не «колодец» – очень уместна небольшая высота четырехэтажных объемов-перемычек, к тому же разделение на два цвета: нижний терракотовый и верхний темно-серый, скрадывает масштаб. То, что вверху видны стеклянные ограждения террас, действительно, добавляет и городского уюта, и интриги, всегда ведь интересно, что там на крыше. К тому же контур двора не квадратный, стены повернуты под углом и воспринимаются в ракурсах. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

«Остоженка» не была бы «Остоженкой», если бы здесь, вдоль двух стен двора, не появились небольшие галереи на столбах, что тоже добавляет интриги. Одна, совсем небольшая, маскирует главное входное лобби, в другую выходят тыльные двери помещений первого этажа, часть которых уже заняли кафе. 

Отдельная тема – порталы, ведущие во двор. Их два и большие, они двухэтажной высоты, что хорошо работает на масштаб, – а установлены они по диагонали один напротив другого: главный со стороны улицы и дальний, рядом с рампой въезда в подземную парковку. 

Лично меня очень увлекли эти две арки. Первая и главная – трапециевидная и расширяется раструбом в сторону улицы так, что ее левая сторона прямо перпендикулярна западной части улицы Казакова, но выходит на нее в месте поворота – прямо-таки «улавливает» идущего мимо, ну или в последний момент обозначает свое присутствие. Правая сторона этой арки перпендикулярна стенам своей секции и одновременно восточной части улицы Казакова, той, что после поворота. Можно подумать, что арка в какой-то степени рефлексирует нетипичное положение дома в городе и его отношение к трассе улицы. 
Генплан и план 1 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Но в эмоциональном отношении больше впечатляет сама «арка», поскольку в ее перекрытии акцентированы объемные балки, целая сеть балок, продольных и поперечных, в двух уровнях. На боковых стенах раструба присутствуют все те же ступенчатые лопатки и красные переплеты, они подчеркивают принадлежность стен фасаду, – но из-за балок создается впечатление, что дом прорезали насквозь, раскрыв внутреннюю материю на срезе.

Показательно, что здесь-то, на входе, где дом презентует свои идеи, тема «лофта», брутального и сурового, особенно сильна, а присущий фасаду «ювелирный» оттенок, заданный поблескиванием металла и стекла, тут ослаблен: мы входим в глубокую затененную лоджию, почти пещеру, но даже с оттенком «вагоноремонтной» образности. 

Подчеркну, что входная надпись Kazakov Grand Loft – черная и помещена не на первом фризе, а на второй балке, в глубине. Это отличная идея. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
Структура балок внутри арки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Арка аркой, композиционно она главный вход, но войти через нее нельзя, что тоже парадокс. Нельзя в нее и въехать, проем закрыт стеклянной перегородкой, а спецтранспорт попадает во двор через решетку тыльного проезда. Действующий главный вход из города, ведущий в том числе и во двор, расположен слева, в двусветном лобби на углу. Арка же – всего лишь площадь перед ним, импозантная защита от дождя (очень удобное место, я видела, как там прячутся курьеры) и способ организации пространства. Вполне впечатляющий. 

Решительную брутальность горизонтальных балок уравновешивает стеклянная перегородка, та самая, что отделяет двор от города. Стекла надежно и в нескольких разных позициях, то ближе, то дальше, закреплены на металлических опорах, они создают непреодолимую преграду, но не для глаз: заглянуть во двор можно, и стекло, надо заметить, раздражает намного меньше, чем металлические решетки. К тому же на стекло, – возвращая нас к мыслям об улице Казакова и красотах московского классицизма – методом шелкографии нанесены обобщенные контуры фронтонов, окон, балюстрад и капителей. Что дает новый смысловой акцент, заставляя, по меньшей мере, догадываться, что с террас дома можно увидеть и барочную церковь Никиты Мученика, и даже крышу «Золотого дома» Ивана Ивановича Демидова. 
  • zooming
    1 / 3
    Стекло, закрывающее вход во двор. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок на стекле – прием современного выставочного и паркового дизайна, к тому же он создает вполне отчетливую многослойность. 

На той же теме решены и интерьеры лобби – напомним, их три: одно, при главном входе, то, что пропускает нас во двор, побольше и двусветное, в нем помимо кресел и стойки ресепшна установлен шкаф с книгами для буккроссинга. Интерьеры всех лобби продолжают тему, заданную стеклом входной арки, здесь либо неглубоким рельефом, либо на стекле изображены архитектурные композиции в духе стилизованных панорам Басманного района. Но, по словам архитекторов, они задали идею, а дорабатывали ее другие авторы, поэтому интерьер как-то выпадает из обсуждения. 

***

Но в завершение хочется вернуться к другому: к проскользнувшей здесь вначале мысли о сходстве дома с крепостью. Он, правда, со своими двумя башнями и огромными воротами, сквозь которые нельзя пройти, а идти надо через охрану, напоминает – отдаленно, конечно, что-то из Гвельфов и Гибеллинов. Ступенчатые лопатки тогда кажутся готической пучковой колонной, а совсем небольшие выступы в верхней части медных пилонов верха – почти пинаклями или даже зубцами. И тут мы вспоминаем, что для промышленной кирпичной архитектуры рубежа XIX–XX веков, из которой сейчас принято делать «лофты», была свойственна романтическая нота, разного рода стилизации замков и крепостей.

Тогда все становится на свои места и звучит довольно логично. Раскрывая тему, авторы Kazakov Grand Loft не просто произвели цветовую рокировку характерных материалов, увеличили высоту верхних этажей и разделили этажи двутаврами, – они еще и предложили собственную, освеженную современным подходом и материалами, версию главной темы, этакого Винтерфелла. Тут становится понятна и логична необходимость ходить по кровлям малых объемов, как по стенам, в галереях изнутри двора проявляется какой-то новый смысл, а объезд/обход здания, окруженный с двух сторон кирпичной стеной, а с третьей пластиковым экраном, приобретает сходство не столько с новой городской улочкой, сколько с осушенным крепостным рвом. Но это все, конечно, игра воображения, не верьте мне. 

Удивительно вспоминать, что в 2015 году архсовет отверг проект вот такого здания на том же месте. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Изображение с сайта Архитектурной премии Москвы © АБ Остоженка
  • zooming
    План 2 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»

30 Августа 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Похожие статьи
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Технологии и материалы
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Сейчас на главной
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.