English version

Черное и красное

Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.

mainImg
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»
Хочется начать с того, что строить на улице Казакова – большая ответственность, поскольку до недавнего времени она была едва ли не единственной московской улицей, названной в честь архитектора, а именно главы архитектурного ведомства допожарной Москвы Матвея Федоровича Казакова, подписавшего практически все проекты города за определенный период.

Впрочем, достоверных построек с авторством Матвея Федоровича на улице нет, а особенности контекста, в котором появился новый клубный дом-«лофт», совершенно иные. Улица только начинается от замечательного памятника классицизма, церкви Вознесения на Гороховом поле, а приходит к заводу «Арма» и кирпичной застройке промышленного плана по сторонам железной дороги Горьковского направления. 
Ситуационный план. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Kazakov Grand Loft выходит на улицу Казакова самой короткой стороной своего неправильного пятиугольного плана – можно сказать, выглядывает. Сама улица здесь делает поворот под широким углом и превращается в мост: въезжаешь на него со стороны Садового кольца и сразу чувствуешь, что две башни нового дома «царят» над округой, будучи оттенены серым контуром простовато-брутального соседа – 17-этажной башни общежития института МИИГАиК (геодезии и картографии). 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
   
МИИГАиКу, к слову сказать, тут принадлежит и здание Дома Демидова в Гороховском переулке – вот его-то точно построил Матвей Федорович Казаков, это один из лучших примеров московского классицизма. Прямо рядом с общежитием. Тут, в округе, почти повсеместно так, практически что угодно можно отыскать, и все рядом.  

Но основное, ближайшее окружение – кирпичные промышленные постройки, и жилые, и заводские, исторически тяготевшие к железной дороге как к удобному транспорту. Неудивительно, что стилистика для проекта нового комплекса апартаментов премиум-класса была выбрана, согласно пожеланиям заказчика – лофтовая. 
Для компании Coldy, которая до этого занималась преимущественно реконструкциями, дом на улице Казакова, 7 был первым проектом, полностью построенным «с нуля». Отчасти поэтому, а еще, конечно же, потому, что тема промышленных аллюзий по-прежнему популярна, нас попросили сделать проект в духе «лофта». Поначалу даже рассматривали вариант с очень высокими потолками, но в конечном счете такими – то есть почти двухэтажными, остались только квартиры двух верхних этажей.

Мы согласились с «лофтовым» направлением, поскольку оно созвучно контексту, и охотно развили тему.
 
Работа с заказчиком была достаточно комфортной, в чем-то мы пошли навстречу, какие-то наши решения, с другой стороны, удалось обосновать и сохранить. К примеру, сейчас популярно делать одно большое лобби на весь квартал, – мы же сделали три лобби, так, чтобы у каждого подъезда был консьерж и свой набор почтовых ящиков… Для людей это удобнее.
 
Отдельная наша гордость – террасы, они здесь на трех уровнях, жители верхних квартир имеют туда доступ и с них открываются неожиданные, с новых точек, виды на окрестности. Получилось очень уютно, причем не только для тех, кто будет пользоваться террасами: при взгляде из двора наверху можно видеть людей, это создает совершенно иное ощущение обитаемости дома, пока еще не вполне характерное для Москвы.

  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Террасы, расположенные на кровлях 4, 5, 6, 9 и 11 этажей, и виды, которые открываются с них, действительно – одна из самых выигрышных находок этого дома. В окрестных панорамах встречаются настоящие жемчужины, как например барочная церковь Никиты Мученика на Старой Басманной, и в то же время виды «на прострел» открываются очень дальние, чтобы не сказать величественные. Башня общежития как-то не очень и мешает. Плюс еще в том, что отсюда мы видим город, во-первых, исторический, то есть действительно обладающий качественными и интересными вкраплениями, а, во-вторых, не с орлиного полета, а так, чтобы что-то можно было разглядеть. Подобные панорамы делали фотографы в начале XX века: на них глазу есть, за что зацепиться. 
  • zooming
    1 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Террасы разные: поскольку кровли ступенчатые, то на некоторые из них можно выйти прямо из квартиры через стеклянную дверь, на другие – через зенитные люки на крыше. Самые крупные люки расположены на самой высокой эксплуатируемой кровле 11 этажа, на башне. Террасы квартир отделены друг от друга ограждением из безимпостного стекла, – но вдоль них проходит еще и сквозная «галерея», она доступна всем жителям дома. 

Надо ли говорить, что наличие частной террасы влияет на цену квартир, а они практически все уже раскуплены. 

Я спросила в управляющей компании, нет ли опасности остекления террас, появления на них стеклянных ящиков?  Меня заверили, что жители пока с пониманием относятся к запрету остекления, да и правила дома почти готовы, а когда их утвердят на собрании, архитектурному решению уже ничто не будет угрожать. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»

За образность «лофта» отвечает, конечно же, сочетание кирпича и металла.

Но только тут все немного наоборот. Обычно кирпич красный, металл черный, а здесь авторы поменяли их местами: кирпич черный, металл – красный. Получается одновременно и традиционно-контекстуально, опознаваемо, и свежо: ничего подобного рядом нет – хотя вокруг полно кирпича, как открытого, так и крашеного разными милыми красками, от желтой до розовой.
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что черно-серый цвет помогает отделить дом от его окружения и сделать акцентом. Небольшое исключение-перекличку ему может составить, пожалуй, только свежая пристройка к вагоноремонтному депо, которое сейчас заканчивают превращать в общественный центр по проекту Сергея Труханова; но оно, как водится, подтверждает правило: один из способов диалогично подойти к кирпичному стилю XIX века для современного архитектора – это выбрать материал потемнее.
Вид на здание бывшего вагоноремонтного депо на противоположной стороне улицы и железной дороги
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мы видим это и в газгольдерах «Армы», которые неплохо просматриваются с террас Kazakov Grand Loft. Однако и там, и там кирпич коричневый, а здесь – монохромный, серый. 

На фасадах дома по Казакова-7 кирпич заменен бетонной плиткой, что не всегда получается хорошо, но в данном случае выглядит удачно по нескольким причинам. Во-первых, простенки, особенно нижние, получили слоистую ступенчатую структуру, заимствованную современной Москвой из 1930-х и в данный момент очень актуальную – это прямо-таки писк моды – в клубных домах. Слоистость дает светотень, поверхность не плоская, следовательно, не все зависит от собственной фактуры кирпича. Во-вторых, модную ступенчатость как правило реализуют в чем-то респектабельно-бежевом, вроде известняка или фибробетона, а тут темно-серые матовые плитки, да еще с этакой характерной «сединой» – получается несколько более брутально, чем обычно, что снимает гламурный флер с актуального приема. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Фактура облицовки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И наконец, дело завершает прорисовка красным: как рамок всех окон, так и оконных рам вместе с французскими балконами-форточками, расставленными в строго шахматном порядке. Темный кирпич и красный – то терракотовый, то, особенно в ракурсе, бордово-медный, – оттенок поровну делят внимание зрителя, что идет на пользу тому и другому. Главным оказывается их непривычный контраст и линии, подчеркнутые тенями рельефа, а не тонкости каждого материала. Заметим, что первоначально Валерий Каняшин планировал использовать кортен, который впоследствии заменили на металл, окрашенный «под медь», и красные рамы. Парадоксальным образом это придало дому оригинальности.
  • zooming
    1 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Опять же удивительно, но как правило красные рамы вызывают раздражение, а здесь – нет. В сочетании с напоминающими двутавры, опять же красными, межэтажными тягами, которые особенно хороши в ракурсе, и с простенками верхнего яруса пентхаусов, «красная» тема превращается в полноценную часть сетки фасада со своим ритмом и законами.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Кажется, что металлическая решетка, наподобие некоего каркаса, раздвигает кирпичную поверхность фасада от нижних ярусов к верхним, освобождая больше места для стекол и постепенно приобретая все больше прав, «захватывая» фасад от низа – к полностью «медному» верху. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Замечу, что вся эта игра, в которой металл и стекло приобретают, с позиций эстетики, намного больше прав, чем в обычной исторической промышленной архитектуре, достаточно недвусмысленно указывает нам на то, что «лофт» в данном случае – именно тема, не более того.

Интерпретированная современными средствами, сосредоточенная на пластическом осмыслении сюжетов, вдохновленных городским окружением, в поисках решения контекстуального, но заметного и исключительного.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

​Мне, к примеру, межэтажные двутавры – хотя это широко распространенный прием современных фасадов – в данном случае представляются намеком на соседство железной дороги. А асимметричная пятиугольная конфигурация квартала кажется перекликающейся с заостренным носом небольшого фабричного корпуса напротив, через улицу. 

Не менее, чем террасы и фасады, интересен двор. Он небольшой и какой-то внезапно очень тихий. 

Основная фасадная тема здесь реализована точно так же, как и снаружи, но, подчеркивая внутренний характер пространства, два нижних этажа, не потеряв слоистой структуры, стали терракотовыми. Они облицованы окрашенными бетонными панелями, их цвет несколько отличается от рамок и оконных рам, так что получается три близких, но разных оттенка. Это результат стечения обстоятельств, архитекторы стремились подобрать близкие цвета, но учитывая различие материалов, полностью «попасть» в оттенок не удалось. И опять же, как кажется, к лучшему. Теплый терракотовый цвет панелей уместен по дворе как внутреннем пространстве, он подчеркивает равномерную слоистость простенков – но одновременно, где-то на периферии сознания, сохраняется легкое удивление: такие поверхности встречаются нечасто и поэтому не банальны. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Находясь внутри, чувствуешь, насколько важной оказывается разноэтажность. Поскольку двор замкнутый, существенно то, что он не «колодец» – очень уместна небольшая высота четырехэтажных объемов-перемычек, к тому же разделение на два цвета: нижний терракотовый и верхний темно-серый, скрадывает масштаб. То, что вверху видны стеклянные ограждения террас, действительно, добавляет и городского уюта, и интриги, всегда ведь интересно, что там на крыше. К тому же контур двора не квадратный, стены повернуты под углом и воспринимаются в ракурсах. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

«Остоженка» не была бы «Остоженкой», если бы здесь, вдоль двух стен двора, не появились небольшие галереи на столбах, что тоже добавляет интриги. Одна, совсем небольшая, маскирует главное входное лобби, в другую выходят тыльные двери помещений первого этажа, часть которых уже заняли кафе. 

Отдельная тема – порталы, ведущие во двор. Их два и большие, они двухэтажной высоты, что хорошо работает на масштаб, – а установлены они по диагонали один напротив другого: главный со стороны улицы и дальний, рядом с рампой въезда в подземную парковку. 

Лично меня очень увлекли эти две арки. Первая и главная – трапециевидная и расширяется раструбом в сторону улицы так, что ее левая сторона прямо перпендикулярна западной части улицы Казакова, но выходит на нее в месте поворота – прямо-таки «улавливает» идущего мимо, ну или в последний момент обозначает свое присутствие. Правая сторона этой арки перпендикулярна стенам своей секции и одновременно восточной части улицы Казакова, той, что после поворота. Можно подумать, что арка в какой-то степени рефлексирует нетипичное положение дома в городе и его отношение к трассе улицы. 
Генплан и план 1 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Но в эмоциональном отношении больше впечатляет сама «арка», поскольку в ее перекрытии акцентированы объемные балки, целая сеть балок, продольных и поперечных, в двух уровнях. На боковых стенах раструба присутствуют все те же ступенчатые лопатки и красные переплеты, они подчеркивают принадлежность стен фасаду, – но из-за балок создается впечатление, что дом прорезали насквозь, раскрыв внутреннюю материю на срезе.

Показательно, что здесь-то, на входе, где дом презентует свои идеи, тема «лофта», брутального и сурового, особенно сильна, а присущий фасаду «ювелирный» оттенок, заданный поблескиванием металла и стекла, тут ослаблен: мы входим в глубокую затененную лоджию, почти пещеру, но даже с оттенком «вагоноремонтной» образности. 

Подчеркну, что входная надпись Kazakov Grand Loft – черная и помещена не на первом фризе, а на второй балке, в глубине. Это отличная идея. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
Структура балок внутри арки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Арка аркой, композиционно она главный вход, но войти через нее нельзя, что тоже парадокс. Нельзя в нее и въехать, проем закрыт стеклянной перегородкой, а спецтранспорт попадает во двор через решетку тыльного проезда. Действующий главный вход из города, ведущий в том числе и во двор, расположен слева, в двусветном лобби на углу. Арка же – всего лишь площадь перед ним, импозантная защита от дождя (очень удобное место, я видела, как там прячутся курьеры) и способ организации пространства. Вполне впечатляющий. 

Решительную брутальность горизонтальных балок уравновешивает стеклянная перегородка, та самая, что отделяет двор от города. Стекла надежно и в нескольких разных позициях, то ближе, то дальше, закреплены на металлических опорах, они создают непреодолимую преграду, но не для глаз: заглянуть во двор можно, и стекло, надо заметить, раздражает намного меньше, чем металлические решетки. К тому же на стекло, – возвращая нас к мыслям об улице Казакова и красотах московского классицизма – методом шелкографии нанесены обобщенные контуры фронтонов, окон, балюстрад и капителей. Что дает новый смысловой акцент, заставляя, по меньшей мере, догадываться, что с террас дома можно увидеть и барочную церковь Никиты Мученика, и даже крышу «Золотого дома» Ивана Ивановича Демидова. 
  • zooming
    1 / 3
    Стекло, закрывающее вход во двор. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок на стекле – прием современного выставочного и паркового дизайна, к тому же он создает вполне отчетливую многослойность. 

На той же теме решены и интерьеры лобби – напомним, их три: одно, при главном входе, то, что пропускает нас во двор, побольше и двусветное, в нем помимо кресел и стойки ресепшна установлен шкаф с книгами для буккроссинга. Интерьеры всех лобби продолжают тему, заданную стеклом входной арки, здесь либо неглубоким рельефом, либо на стекле изображены архитектурные композиции в духе стилизованных панорам Басманного района. Но, по словам архитекторов, они задали идею, а дорабатывали ее другие авторы, поэтому интерьер как-то выпадает из обсуждения. 

***

Но в завершение хочется вернуться к другому: к проскользнувшей здесь вначале мысли о сходстве дома с крепостью. Он, правда, со своими двумя башнями и огромными воротами, сквозь которые нельзя пройти, а идти надо через охрану, напоминает – отдаленно, конечно, что-то из Гвельфов и Гибеллинов. Ступенчатые лопатки тогда кажутся готической пучковой колонной, а совсем небольшие выступы в верхней части медных пилонов верха – почти пинаклями или даже зубцами. И тут мы вспоминаем, что для промышленной кирпичной архитектуры рубежа XIX–XX веков, из которой сейчас принято делать «лофты», была свойственна романтическая нота, разного рода стилизации замков и крепостей.

Тогда все становится на свои места и звучит довольно логично. Раскрывая тему, авторы Kazakov Grand Loft не просто произвели цветовую рокировку характерных материалов, увеличили высоту верхних этажей и разделили этажи двутаврами, – они еще и предложили собственную, освеженную современным подходом и материалами, версию главной темы, этакого Винтерфелла. Тут становится понятна и логична необходимость ходить по кровлям малых объемов, как по стенам, в галереях изнутри двора проявляется какой-то новый смысл, а объезд/обход здания, окруженный с двух сторон кирпичной стеной, а с третьей пластиковым экраном, приобретает сходство не столько с новой городской улочкой, сколько с осушенным крепостным рвом. Но это все, конечно, игра воображения, не верьте мне. 

Удивительно вспоминать, что в 2015 году архсовет отверг проект вот такого здания на том же месте. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Изображение с сайта Архитектурной премии Москвы © АБ Остоженка
  • zooming
    План 2 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»

30 Августа 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Активация методом мелиорации
Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.
Типичная аномалия
Оригинальный фасад из стеклянных ламелей принес проекту делового центра на Садовом кольце от бюро «Остоженка» заслуженную победу на конкурсе ArchGlass 2018.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.