English version

Черное и красное

Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.

mainImg
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»
Хочется начать с того, что строить на улице Казакова – большая ответственность, поскольку до недавнего времени она была едва ли не единственной московской улицей, названной в честь архитектора, а именно главы архитектурного ведомства допожарной Москвы Матвея Федоровича Казакова, подписавшего практически все проекты города за определенный период.

Впрочем, достоверных построек с авторством Матвея Федоровича на улице нет, а особенности контекста, в котором появился новый клубный дом-«лофт», совершенно иные. Улица только начинается от замечательного памятника классицизма, церкви Вознесения на Гороховом поле, а приходит к заводу «Арма» и кирпичной застройке промышленного плана по сторонам железной дороги Горьковского направления. 
Ситуационный план. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Kazakov Grand Loft выходит на улицу Казакова самой короткой стороной своего неправильного пятиугольного плана – можно сказать, выглядывает. Сама улица здесь делает поворот под широким углом и превращается в мост: въезжаешь на него со стороны Садового кольца и сразу чувствуешь, что две башни нового дома «царят» над округой, будучи оттенены серым контуром простовато-брутального соседа – 17-этажной башни общежития института МИИГАиК (геодезии и картографии). 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
   
МИИГАиКу, к слову сказать, тут принадлежит и здание Дома Демидова в Гороховском переулке – вот его-то точно построил Матвей Федорович Казаков, это один из лучших примеров московского классицизма. Прямо рядом с общежитием. Тут, в округе, почти повсеместно так, практически что угодно можно отыскать, и все рядом.  

Но основное, ближайшее окружение – кирпичные промышленные постройки, и жилые, и заводские, исторически тяготевшие к железной дороге как к удобному транспорту. Неудивительно, что стилистика для проекта нового комплекса апартаментов премиум-класса была выбрана, согласно пожеланиям заказчика – лофтовая. 
Для компании Coldy, которая до этого занималась преимущественно реконструкциями, дом на улице Казакова, 7 был первым проектом, полностью построенным «с нуля». Отчасти поэтому, а еще, конечно же, потому, что тема промышленных аллюзий по-прежнему популярна, нас попросили сделать проект в духе «лофта». Поначалу даже рассматривали вариант с очень высокими потолками, но в конечном счете такими – то есть почти двухэтажными, остались только квартиры двух верхних этажей.

Мы согласились с «лофтовым» направлением, поскольку оно созвучно контексту, и охотно развили тему.
 
Работа с заказчиком была достаточно комфортной, в чем-то мы пошли навстречу, какие-то наши решения, с другой стороны, удалось обосновать и сохранить. К примеру, сейчас популярно делать одно большое лобби на весь квартал, – мы же сделали три лобби, так, чтобы у каждого подъезда был консьерж и свой набор почтовых ящиков… Для людей это удобнее.
 
Отдельная наша гордость – террасы, они здесь на трех уровнях, жители верхних квартир имеют туда доступ и с них открываются неожиданные, с новых точек, виды на окрестности. Получилось очень уютно, причем не только для тех, кто будет пользоваться террасами: при взгляде из двора наверху можно видеть людей, это создает совершенно иное ощущение обитаемости дома, пока еще не вполне характерное для Москвы.

  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Террасы, расположенные на кровлях 4, 5, 6, 9 и 11 этажей, и виды, которые открываются с них, действительно – одна из самых выигрышных находок этого дома. В окрестных панорамах встречаются настоящие жемчужины, как например барочная церковь Никиты Мученика на Старой Басманной, и в то же время виды «на прострел» открываются очень дальние, чтобы не сказать величественные. Башня общежития как-то не очень и мешает. Плюс еще в том, что отсюда мы видим город, во-первых, исторический, то есть действительно обладающий качественными и интересными вкраплениями, а, во-вторых, не с орлиного полета, а так, чтобы что-то можно было разглядеть. Подобные панорамы делали фотографы в начале XX века: на них глазу есть, за что зацепиться. 
  • zooming
    1 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Виды на город с открытых террас. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Террасы разные: поскольку кровли ступенчатые, то на некоторые из них можно выйти прямо из квартиры через стеклянную дверь, на другие – через зенитные люки на крыше. Самые крупные люки расположены на самой высокой эксплуатируемой кровле 11 этажа, на башне. Террасы квартир отделены друг от друга ограждением из безимпостного стекла, – но вдоль них проходит еще и сквозная «галерея», она доступна всем жителям дома. 

Надо ли говорить, что наличие частной террасы влияет на цену квартир, а они практически все уже раскуплены. 

Я спросила в управляющей компании, нет ли опасности остекления террас, появления на них стеклянных ящиков?  Меня заверили, что жители пока с пониманием относятся к запрету остекления, да и правила дома почти готовы, а когда их утвердят на собрании, архитектурному решению уже ничто не будет угрожать. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»

За образность «лофта» отвечает, конечно же, сочетание кирпича и металла.

Но только тут все немного наоборот. Обычно кирпич красный, металл черный, а здесь авторы поменяли их местами: кирпич черный, металл – красный. Получается одновременно и традиционно-контекстуально, опознаваемо, и свежо: ничего подобного рядом нет – хотя вокруг полно кирпича, как открытого, так и крашеного разными милыми красками, от желтой до розовой.
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Так что черно-серый цвет помогает отделить дом от его окружения и сделать акцентом. Небольшое исключение-перекличку ему может составить, пожалуй, только свежая пристройка к вагоноремонтному депо, которое сейчас заканчивают превращать в общественный центр по проекту Сергея Труханова; но оно, как водится, подтверждает правило: один из способов диалогично подойти к кирпичному стилю XIX века для современного архитектора – это выбрать материал потемнее.
Вид на здание бывшего вагоноремонтного депо на противоположной стороне улицы и железной дороги
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Мы видим это и в газгольдерах «Армы», которые неплохо просматриваются с террас Kazakov Grand Loft. Однако и там, и там кирпич коричневый, а здесь – монохромный, серый. 

На фасадах дома по Казакова-7 кирпич заменен бетонной плиткой, что не всегда получается хорошо, но в данном случае выглядит удачно по нескольким причинам. Во-первых, простенки, особенно нижние, получили слоистую ступенчатую структуру, заимствованную современной Москвой из 1930-х и в данный момент очень актуальную – это прямо-таки писк моды – в клубных домах. Слоистость дает светотень, поверхность не плоская, следовательно, не все зависит от собственной фактуры кирпича. Во-вторых, модную ступенчатость как правило реализуют в чем-то респектабельно-бежевом, вроде известняка или фибробетона, а тут темно-серые матовые плитки, да еще с этакой характерной «сединой» – получается несколько более брутально, чем обычно, что снимает гламурный флер с актуального приема. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Фактура облицовки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И наконец, дело завершает прорисовка красным: как рамок всех окон, так и оконных рам вместе с французскими балконами-форточками, расставленными в строго шахматном порядке. Темный кирпич и красный – то терракотовый, то, особенно в ракурсе, бордово-медный, – оттенок поровну делят внимание зрителя, что идет на пользу тому и другому. Главным оказывается их непривычный контраст и линии, подчеркнутые тенями рельефа, а не тонкости каждого материала. Заметим, что первоначально Валерий Каняшин планировал использовать кортен, который впоследствии заменили на металл, окрашенный «под медь», и красные рамы. Парадоксальным образом это придало дому оригинальности.
  • zooming
    1 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Опять же удивительно, но как правило красные рамы вызывают раздражение, а здесь – нет. В сочетании с напоминающими двутавры, опять же красными, межэтажными тягами, которые особенно хороши в ракурсе, и с простенками верхнего яруса пентхаусов, «красная» тема превращается в полноценную часть сетки фасада со своим ритмом и законами.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Кажется, что металлическая решетка, наподобие некоего каркаса, раздвигает кирпичную поверхность фасада от нижних ярусов к верхним, освобождая больше места для стекол и постепенно приобретая все больше прав, «захватывая» фасад от низа – к полностью «медному» верху. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Замечу, что вся эта игра, в которой металл и стекло приобретают, с позиций эстетики, намного больше прав, чем в обычной исторической промышленной архитектуре, достаточно недвусмысленно указывает нам на то, что «лофт» в данном случае – именно тема, не более того.

Интерпретированная современными средствами, сосредоточенная на пластическом осмыслении сюжетов, вдохновленных городским окружением, в поисках решения контекстуального, но заметного и исключительного.
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Алексей Народицкий, 2022 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

​Мне, к примеру, межэтажные двутавры – хотя это широко распространенный прием современных фасадов – в данном случае представляются намеком на соседство железной дороги. А асимметричная пятиугольная конфигурация квартала кажется перекликающейся с заостренным носом небольшого фабричного корпуса напротив, через улицу. 

Не менее, чем террасы и фасады, интересен двор. Он небольшой и какой-то внезапно очень тихий. 

Основная фасадная тема здесь реализована точно так же, как и снаружи, но, подчеркивая внутренний характер пространства, два нижних этажа, не потеряв слоистой структуры, стали терракотовыми. Они облицованы окрашенными бетонными панелями, их цвет несколько отличается от рамок и оконных рам, так что получается три близких, но разных оттенка. Это результат стечения обстоятельств, архитекторы стремились подобрать близкие цвета, но учитывая различие материалов, полностью «попасть» в оттенок не удалось. И опять же, как кажется, к лучшему. Теплый терракотовый цвет панелей уместен по дворе как внутреннем пространстве, он подчеркивает равномерную слоистость простенков – но одновременно, где-то на периферии сознания, сохраняется легкое удивление: такие поверхности встречаются нечасто и поэтому не банальны. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

Находясь внутри, чувствуешь, насколько важной оказывается разноэтажность. Поскольку двор замкнутый, существенно то, что он не «колодец» – очень уместна небольшая высота четырехэтажных объемов-перемычек, к тому же разделение на два цвета: нижний терракотовый и верхний темно-серый, скрадывает масштаб. То, что вверху видны стеклянные ограждения террас, действительно, добавляет и городского уюта, и интриги, всегда ведь интересно, что там на крыше. К тому же контур двора не квадратный, стены повернуты под углом и воспринимаются в ракурсах. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»

«Остоженка» не была бы «Остоженкой», если бы здесь, вдоль двух стен двора, не появились небольшие галереи на столбах, что тоже добавляет интриги. Одна, совсем небольшая, маскирует главное входное лобби, в другую выходят тыльные двери помещений первого этажа, часть которых уже заняли кафе. 

Отдельная тема – порталы, ведущие во двор. Их два и большие, они двухэтажной высоты, что хорошо работает на масштаб, – а установлены они по диагонали один напротив другого: главный со стороны улицы и дальний, рядом с рампой въезда в подземную парковку. 

Лично меня очень увлекли эти две арки. Первая и главная – трапециевидная и расширяется раструбом в сторону улицы так, что ее левая сторона прямо перпендикулярна западной части улицы Казакова, но выходит на нее в месте поворота – прямо-таки «улавливает» идущего мимо, ну или в последний момент обозначает свое присутствие. Правая сторона этой арки перпендикулярна стенам своей секции и одновременно восточной части улицы Казакова, той, что после поворота. Можно подумать, что арка в какой-то степени рефлексирует нетипичное положение дома в городе и его отношение к трассе улицы. 
Генплан и план 1 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
© АБ «Остоженка»

Но в эмоциональном отношении больше впечатляет сама «арка», поскольку в ее перекрытии акцентированы объемные балки, целая сеть балок, продольных и поперечных, в двух уровнях. На боковых стенах раструба присутствуют все те же ступенчатые лопатки и красные переплеты, они подчеркивают принадлежность стен фасаду, – но из-за балок создается впечатление, что дом прорезали насквозь, раскрыв внутреннюю материю на срезе.

Показательно, что здесь-то, на входе, где дом презентует свои идеи, тема «лофта», брутального и сурового, особенно сильна, а присущий фасаду «ювелирный» оттенок, заданный поблескиванием металла и стекла, тут ослаблен: мы входим в глубокую затененную лоджию, почти пещеру, но даже с оттенком «вагоноремонтной» образности. 

Подчеркну, что входная надпись Kazakov Grand Loft – черная и помещена не на первом фризе, а на второй балке, в глубине. Это отличная идея. 
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Даниил Анненков, 2023 / предоставлена АБ «Остоженка»
Структура балок внутри арки. Комплекс апартаментов на улице Казакова
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Арка аркой, композиционно она главный вход, но войти через нее нельзя, что тоже парадокс. Нельзя в нее и въехать, проем закрыт стеклянной перегородкой, а спецтранспорт попадает во двор через решетку тыльного проезда. Действующий главный вход из города, ведущий в том числе и во двор, расположен слева, в двусветном лобби на углу. Арка же – всего лишь площадь перед ним, импозантная защита от дождя (очень удобное место, я видела, как там прячутся курьеры) и способ организации пространства. Вполне впечатляющий. 

Решительную брутальность горизонтальных балок уравновешивает стеклянная перегородка, та самая, что отделяет двор от города. Стекла надежно и в нескольких разных позициях, то ближе, то дальше, закреплены на металлических опорах, они создают непреодолимую преграду, но не для глаз: заглянуть во двор можно, и стекло, надо заметить, раздражает намного меньше, чем металлические решетки. К тому же на стекло, – возвращая нас к мыслям об улице Казакова и красотах московского классицизма – методом шелкографии нанесены обобщенные контуры фронтонов, окон, балюстрад и капителей. Что дает новый смысловой акцент, заставляя, по меньшей мере, догадываться, что с террас дома можно увидеть и барочную церковь Никиты Мученика, и даже крышу «Золотого дома» Ивана Ивановича Демидова. 
  • zooming
    1 / 3
    Стекло, закрывающее вход во двор. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок на стекле – прием современного выставочного и паркового дизайна, к тому же он создает вполне отчетливую многослойность. 

На той же теме решены и интерьеры лобби – напомним, их три: одно, при главном входе, то, что пропускает нас во двор, побольше и двусветное, в нем помимо кресел и стойки ресепшна установлен шкаф с книгами для буккроссинга. Интерьеры всех лобби продолжают тему, заданную стеклом входной арки, здесь либо неглубоким рельефом, либо на стекле изображены архитектурные композиции в духе стилизованных панорам Басманного района. Но, по словам архитекторов, они задали идею, а дорабатывали ее другие авторы, поэтому интерьер как-то выпадает из обсуждения. 

***

Но в завершение хочется вернуться к другому: к проскользнувшей здесь вначале мысли о сходстве дома с крепостью. Он, правда, со своими двумя башнями и огромными воротами, сквозь которые нельзя пройти, а идти надо через охрану, напоминает – отдаленно, конечно, что-то из Гвельфов и Гибеллинов. Ступенчатые лопатки тогда кажутся готической пучковой колонной, а совсем небольшие выступы в верхней части медных пилонов верха – почти пинаклями или даже зубцами. И тут мы вспоминаем, что для промышленной кирпичной архитектуры рубежа XIX–XX веков, из которой сейчас принято делать «лофты», была свойственна романтическая нота, разного рода стилизации замков и крепостей.

Тогда все становится на свои места и звучит довольно логично. Раскрывая тему, авторы Kazakov Grand Loft не просто произвели цветовую рокировку характерных материалов, увеличили высоту верхних этажей и разделили этажи двутаврами, – они еще и предложили собственную, освеженную современным подходом и материалами, версию главной темы, этакого Винтерфелла. Тут становится понятна и логична необходимость ходить по кровлям малых объемов, как по стенам, в галереях изнутри двора проявляется какой-то новый смысл, а объезд/обход здания, окруженный с двух сторон кирпичной стеной, а с третьей пластиковым экраном, приобретает сходство не столько с новой городской улочкой, сколько с осушенным крепостным рвом. Но это все, конечно, игра воображения, не верьте мне. 

Удивительно вспоминать, что в 2015 году архсовет отверг проект вот такого здания на том же месте. 
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    Изображение с сайта Архитектурной премии Москвы © АБ Остоженка
  • zooming
    План 2 этажа. Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Комплекс апартаментов на улице Казакова
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Валерий Каняшин
Проект:
Комплекс апартаментов на улице Казакова
Россия, Москва, улица Казакова, 7

Авторский коллектив:
В. Каняшин, О. Климачева, В. Сергеева, Т. Лапина, М. Мосешвили, С. Турчин, А. Московченко, О. Федорук

2019 / 2022

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик Прайминвест»

30 Августа 2023

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.