А главная задача состояла в том, чтобы наделить недорогой комплекс архитектурой. Цены на квартиры в ЖК «Новокрасково» невысоки, особенно по столичным меркам: колеблются в рамках от 120 000 р. в однокомнатной квартире и до 68 000 р. – в трехкомнатной. Трехкомнатную квартиру, в которой может нормально расположиться семья, здесь можно было купить за 6-9 млн рублей. Судя по cian.ru, все квартиры распроданы.
Из экономных решений: здесь нет подземных парковок, только наземные на внутренних бульварах, часть фасадов оштукатурена, часть покрыта облицовочным кирпичом – простым, красным, произведенным на Гжельском кирпичном заводе. Входные холлы очень небольшие – но в первых этажах есть велосипедные / колясочные, в которых можно оставить инвентарь.
Комплекс организован в четыре замкнутых квартала с очень переменной этажностью, от 7 до 17 этажей, – отчего возникает сложный зубчато-ступенчатый контур, по-разному группирующий выступы и вырезы объемов по вертикали. Где-то – вдоль Егорьевского шоссе, с «парадной» городской стороны, три одинаковые башни выстраиваются в стройный ряд, напоминающий крепость. Где-то, в глубине, к внутреннему бульвару, высота нарастает ступенчато, крепостная кирпичная кожа «протаивает», открывая белые «айсберги» внутренностей.
Получается довольно-таки контрастное, даже праздничное сочетание консервативной и респектабельной кирпичной поверхности с белой, яркой, как снег, по ощущениям – более современной. Сложный контур объемов дает ощутимый скульптурный эффект, разнообразие впечатлений при обходе; он же позволяет избежать эффекта замкнутой «китайской стены», – и открывает максимум света для освещения дворов. Белый цвет отражает и умножает свет, компенсируя замкнутость дворов – впрочем, они достаточно велики и больше похожи на площади, даже не самые маленькие; ощущения затесненности не возникает совсем.
Каждый квартал получил собственный дополнительный оттенок теплого тона – желтый, розовый, оранжевый – цвет применен, прежде всего, к ящикам для кондиционеров, но встречается также в переплетах эркеров и входных зонах. Вкрапления не слишком часты, пестроты не возникает, но они работают на интуитивную узнаваемость места и «эмоциональный позитив». В результате во дворах, как в своего рода пространственных линзах, аккумулируется свет и тепло, возникает некое даже курортное настроение, уютное и солнечное.
Его, это настроение, особенно поддерживают галереи. Их очень много – это тоже один из любимых «остоженских» приемов, опробованный, как и цвет на белом, еще в ЖК «Акварели» в Балашихе. Галереи меняют формат в зависимости от места, они то превращаются в высокие, в 2 этажа, портики-лоджии при входе во двор – то вытягиваются длинными вереницами с внутренней стороны корпусов.
Они выглядят несколько даже метафизично – добавляют во дворы люберецкого жилого комплекса окружение сродни итальянской городской площади. Конечно, полного превращения не может произойти и копирования, «подделки под Болонью», здесь отнюдь нет. Но ощущение от пространства двора, когда оно фланкировано галереями, оказывается совсем иным, нежели без них – как будто нас окружает не стена чужих квартир, а нечто промежуточное, городская «стоя» или «портик» – пространство для всех, в данном случае, жителей квартала.
Так, внутренние галереи – это, с одной стороны, удобный пространственно-планировочный прием, а с другой – элемент латентной классики. Он поддержан высокими трехчастными «портиками» под башнями вдоль шоссе – мотивами, которые придают комплексу импозантность в глазах проезжающего мимо автомобилиста. Первый этаж соседнего, углового корпуса, впрочем, – отступающий вглубь стеклянный, модернистский, и между «лицами» соседних кварталов возникает диалог, в котором можно увидеть парафраз соседства зданий разной стилевой природы, которое мы нередко наблюдаем в городе, а значит – обобщенный образ городского фасада вообще.
Фасады внутри дворов тоже уподоблены исторически сформировавшемуся городу: они повышаются и понижаются, иногда, группируясь, поворачивают под углом. Корпус внутри самого большого квартала делит двор почти что пополам, превращая пространство в подковообразное. Нечто подобное можно найти в центре города второй половины XIX века. Однако! Разного рода уподобления многосекционного ЖК разновременной застройке в моде уже лет десять – вопрос в том, как эта тема решается. В данном случае – очень обобщенно. Разнообразие не превращается в пестроту, напротив, само высказывание несколько «приглушено» спокойствием форм и контуров, и объединено: снаружи кирпичом, внутри белым цветом. Белый, к тому же, вызывает ассоциации с застройкой средиземноморского города, где все домики разные, но покрашены в один цвет как их стены, так и ставни их окон.
Ритм окон внутри дворов также чередуется в живописном порядке: основную массу составляют фасады с крупными окнами и застекленными лоджиями и с ритмом, несколько колеблющимся в рамках общей сетки. Но на торцах плоскости стен занимают ощутимо больше места, окна расставлены в регулярном шахматном порядке, рисунок почти из 1920-х, хотя он перекликается с образностью городского брандмауэра конца XIX – начала XX века. Подобное же решение, но в кирпиче, видим и на кирпичных торцах башен у шоссе. При взгляде с разных точек варианты накладываются друг на друга, местами оживляясь остроугольными объемами стеклянных лоджий.
На территории ЖК построен, также по проекту «Остоженки», детский сад – белые штукатурные фасады которого получили раскраску «баухаусовскими» локальными цветами. Снаружи она достаточно предсказуемо соединяет окна в горизонтальные пары, а вот во дворе приобретает примечательный диагонально-шахматный ритм.
Кроме того, как «подарок девелопера городу», обустроена набережная карьера. О ней надо сказать отдельно.
Во-первых, объемная планировка комплекса решена в типологии, которая распространилась в Москве примерно к середине 2010-х годов: четыре квартала разделены крест-накрест бульварами, пересекающимися под прямым углом. Такой план уже стал своего рода классикой жанра. Дворы закрыты решетками, они только для жильцов и без машин, в первых этажах по фронту внешних улиц и отчасти бульваров – магазины, кафе и салоны красоты. Так возникает градация общественного пространства и внутри территории ЖК появляется территория – собственно бульвары – открытая для всех горожан. В комплексах подороже в Москве под всем комплексом прячут парковки, а бульвары делают пешеходными. В Новокрасково за отсутствием подземной парковки на бульварах еще и стоят машины. Но бульвар широкий, идти по нему комфортно и безопасно, сквозного движения нет, так что он спокойнее многих городских улиц.
Бульвар ведет к карьеру. Здесь вниз по крутому склону спускаются две деревянные лестницы на металлическом каркасе, они образуют кольцевой маршрут, можно спуститься с одной стороны и подняться с другой. Сама набережная – настил над водой с пирсами, несколькими беседками-домиками и парой прикрепленных к слону амфитеатров. Дерево – лиственница. Воду местами можно видеть не только с наружной стороны, но и со стороны склона, кажется, что идешь по мосткам над водой. Эта часть реализована достаточно просто и экономно, но впечатляет то, что общественного пространства получилось много: настил широкий и длинный, беседок несколько, даже амфитеатр не один. Набережная пользуется популярностью.
Об истории проектирования мы уже рассказывали: первоначально планировалось засыпать значительную часть карьера и построить на полученной таким образом земле здание школы. Но карьер – популярное место отдыха, и местные жители воспротивились планам. В итоге карьер не тронули – а, как видим, построили набережную. Школу планируется построить рядом, на противоположной стороне Егорьевского шоссе.
Квартиры комплекса – преимущественно небольшие, но благодаря его величине и квартальной планировке здесь присутствует некоторое количество расширяющих линейку трехкомнатных, площадью 80-90 м2. Присутствуют и некоторые нетиповые решения – к примеру, «полугалереи»: когда часть коридора – это стена с окнами и он освещен естественным светом.
***
Итак, что мы видим по завершении строительства масштабного комплекса «Новокрасково», спроектированного в 2014 году. ЖК объединил целый ряд тенденций, бывших в середине 2010-х на пике актуальности: квартальную планировку, дворы без машин, городские бульвары, благоустройство общественного пространства над водой. Разновысотность, сложность силуэта, сочетание замкнутости с проницаемостью. В тот же ряд тенденций попадают и «респектабельные» кирпичные фасады, пусть, в данном случае, из недорогого кирпича.Надо сказать, что все эти идеи, пережившие взрывную популярность в Москве начала 2010-х, архитекторы «Остоженки» пестовали уже давно, отталкиваясь от развитой ими еще в 1990-е темы возвращения к типологии города, основанного на парцелляции участков, кварталах и дворах. Они, одними из первых, начали разговор об иерархии городских пространств с разной степенью приватности, о необходимости ритейла в первых этажах, преимуществах разновысотной застройки и цезур в объемах крупных зданий, о ценности квартальной планировки. В какой-то момент общемосковская повестка совпала с градостроительными исследованиями «Остоженки» и была ими поддержана. Впрочем, помимо актуальных сюжетов здесь просматривается и почерк собственно «Остоженки», начиная от рефлексов цвета на белом, до объемных прорезей и выстраивания целого ряда пространственных осей – опять же с иерархией доступности для входа, ветра и взгляда – как снаружи, так и внутри.
В целом смысл проекта Новокрасково, как мне представляется, состоит прежде всего в непротиворечивой адаптации всей этой системы, опробованной на примере престижных столичных строек, к сравнительно недорогому жилью. Не социальному, но недорогому. Тема – очень актуальная, особенно если посмотреть на нее со стороны массового жилья в стране и фасадов реновации (проекты «Остоженки», в частности, победили на трех площадках московского конкурса). Сейчас много говорят о том, что в мегапроекте массового жилья хорошо бы, чтобы помимо проектов разной степени стандартизации, участвовали все же и архитекторы. Способные не только нарисовать фасады, но и осмыслить всю ситуацию и обусловленную ей форму в целом – не в сегменте ультра-люксового дизайна, а везде вообще, работая с, так сказать, конкретными элементами рукотворной среды. Надо думать, что Новокрасково может служить «живым», реализованным примером такого подхода.