Баланс возможностей

ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Дмитрий Гусев
Илья Ивлев
Проект:
ЖК «Новокрасково»
Россия, г.п. Красково, д.п. Красково, Егорьевское шоссе

Авторский коллектив:
А. Скокан (главный архитектор бюро), Д. Гусев (руководитель проекта), И. Ивлев (главный архитектор проекта), Е. Алексеенко, М. Елизарова, А. Старостин, К. Ивахненкова, С. Москалик, А. Кудимов, А. Кочуркин, В. Лысенкова,Т. Лапина, М. Матвеенко, А. Федорова, А. Бутусов. При участии: М. Воронков, Р. Кучуков, Н. Медведева, Ю. Плохов, В. Сальников, Т. Хворостяный. Авторский надзор: А. Волосатов. Фотографии: Д. Анненков

2014 — 2018 / 2016 — 2018

Заказчик: ООО «Тройка РЭД»
Смежники: ООО «Д куб»
Мы уже рассказывали о ЖК «Новокрасково»: в 2018 году было завершено строительство его первой очереди. Сейчас комплекс построен и можно оценить опыт его реализации полностью. Он расположен на месте военной части в Люберцах, недалеко от станции Коренёво Рязанской железной дороги (она обеспечивает наилучшую транспортную доступность, так как соседние шоссе чреваты пробками) и на берегу Новокрасковского карьера.
Вид на карьер в крыши 4 корпуса. ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

А главная задача состояла в том, чтобы наделить недорогой комплекс архитектурой. Цены на квартиры в ЖК «Новокрасково» невысоки, особенно по столичным меркам: колеблются в рамках от 120 000 р. в однокомнатной квартире и до 68 000 р. – в трехкомнатной. Трехкомнатную квартиру, в которой может нормально расположиться семья, здесь можно было купить за 6-9 млн рублей. Судя по cian.ru, все квартиры распроданы.

Из экономных решений: здесь нет подземных парковок, только наземные на внутренних бульварах, часть фасадов оштукатурена, часть покрыта облицовочным кирпичом – простым, красным, произведенным на Гжельском кирпичном заводе. Входные холлы очень небольшие – но в первых этажах есть велосипедные / колясочные, в которых можно оставить инвентарь. 
ЖК «Новокрасково». Место для хранения велосипедов
Фотография: Архи.ру

Комплекс организован в четыре замкнутых квартала с очень переменной этажностью, от 7 до 17 этажей, – отчего возникает сложный зубчато-ступенчатый контур, по-разному группирующий выступы и вырезы объемов по вертикали. Где-то – вдоль Егорьевского шоссе, с «парадной» городской стороны, три одинаковые башни выстраиваются в стройный ряд, напоминающий крепость. Где-то, в глубине, к внутреннему бульвару, высота нарастает ступенчато, крепостная кирпичная кожа «протаивает», открывая белые «айсберги» внутренностей.
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Получается довольно-таки контрастное, даже праздничное сочетание консервативной и респектабельной кирпичной поверхности с белой, яркой, как снег, по ощущениям – более современной. Сложный контур объемов дает ощутимый скульптурный эффект, разнообразие впечатлений при обходе; он же позволяет избежать эффекта замкнутой «китайской стены», – и открывает максимум света для освещения дворов. Белый цвет отражает и умножает свет, компенсируя замкнутость дворов – впрочем, они достаточно велики и больше похожи на площади, даже не самые маленькие; ощущения затесненности не возникает совсем.

Каждый квартал получил собственный дополнительный оттенок теплого тона – желтый, розовый, оранжевый – цвет применен, прежде всего, к ящикам для кондиционеров, но встречается также в переплетах эркеров и входных зонах. Вкрапления не слишком часты, пестроты не возникает, но они работают на интуитивную узнаваемость места и «эмоциональный позитив». В результате во дворах, как в своего рода пространственных линзах, аккумулируется свет и тепло, возникает некое даже курортное настроение, уютное и солнечное. 
ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

Его, это настроение, особенно поддерживают галереи. Их очень много – это тоже один из любимых «остоженских» приемов, опробованный, как и цвет на белом, еще в ЖК «Акварели» в Балашихе. Галереи меняют формат в зависимости от места, они то превращаются в высокие, в 2 этажа, портики-лоджии при входе во двор – то вытягиваются длинными вереницами с внутренней стороны корпусов.
ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

Они выглядят несколько даже метафизично – добавляют во дворы люберецкого жилого комплекса окружение сродни итальянской городской площади. Конечно, полного превращения не может произойти и копирования, «подделки под Болонью», здесь отнюдь нет. Но ощущение от пространства двора, когда оно фланкировано галереями, оказывается совсем иным, нежели без них – как будто нас окружает не стена чужих квартир, а нечто промежуточное, городская «стоя» или «портик» – пространство для всех, в данном случае, жителей квартала.
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Так, внутренние галереи – это, с одной стороны, удобный пространственно-планировочный прием, а с другой – элемент латентной классики. Он поддержан высокими трехчастными «портиками» под башнями вдоль шоссе – мотивами, которые придают комплексу импозантность в глазах проезжающего мимо автомобилиста. Первый этаж соседнего, углового корпуса, впрочем, – отступающий вглубь стеклянный, модернистский, и между «лицами» соседних кварталов возникает диалог, в котором можно увидеть парафраз соседства зданий разной стилевой природы, которое мы нередко наблюдаем в городе, а значит – обобщенный образ городского фасада вообще.  
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Фасады внутри дворов тоже уподоблены исторически сформировавшемуся городу: они повышаются и понижаются, иногда, группируясь, поворачивают под углом. Корпус внутри самого большого квартала делит двор почти что пополам, превращая пространство в подковообразное. Нечто подобное можно найти в центре города второй половины XIX века. Однако! Разного рода уподобления многосекционного ЖК разновременной застройке в моде уже лет десять – вопрос в том, как эта тема решается. В данном случае – очень обобщенно. Разнообразие не превращается в пестроту, напротив, само высказывание несколько «приглушено» спокойствием форм и контуров, и объединено: снаружи кирпичом, внутри белым цветом. Белый, к тому же, вызывает ассоциации с застройкой средиземноморского города, где все домики разные, но покрашены в один цвет как их стены, так и ставни их окон. 
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

Ритм окон внутри дворов также чередуется в живописном порядке: основную массу составляют фасады с крупными окнами и застекленными лоджиями и с ритмом, несколько колеблющимся в рамках общей сетки. Но на торцах плоскости стен занимают ощутимо больше места, окна расставлены в регулярном шахматном порядке, рисунок почти из 1920-х, хотя он перекликается с образностью городского брандмауэра конца XIX – начала XX века. Подобное же решение, но в кирпиче, видим и на кирпичных торцах башен у шоссе. При взгляде с разных точек варианты накладываются друг на друга, местами оживляясь остроугольными объемами стеклянных лоджий. 
ЖК «Новокрасково». Вид с кровли 4 корпуса
Фотография: Архи.ру
ЖК «Новокрасково». Вид с кровли 4 корпуса. Справа видно здание детского сада
Фотография: Архи.ру
ЖК «Новокрасково». Вид с кровли 4 корпуса
Фотография: Архи.ру

На территории ЖК построен, также по проекту «Остоженки», детский сад – белые штукатурные фасады которого получили раскраску «баухаусовскими» локальными цветами. Снаружи она достаточно предсказуемо соединяет окна в горизонтальные пары, а вот во дворе приобретает примечательный диагонально-шахматный ритм. 
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Кроме того, как «подарок девелопера городу», обустроена набережная карьера. О ней надо сказать отдельно.

Во-первых, объемная планировка комплекса решена в типологии, которая распространилась в Москве примерно к середине 2010-х годов: четыре квартала разделены крест-накрест бульварами, пересекающимися под прямым углом. Такой план уже стал своего рода классикой жанра. Дворы закрыты решетками, они только для жильцов и без машин, в первых этажах по фронту внешних улиц и отчасти бульваров – магазины, кафе и салоны красоты. Так возникает градация общественного пространства и внутри территории ЖК появляется территория – собственно бульвары – открытая для всех горожан. В комплексах подороже в Москве под всем комплексом прячут парковки, а бульвары делают пешеходными. В Новокрасково за отсутствием подземной парковки на бульварах еще и стоят машины. Но бульвар широкий, идти по нему комфортно и безопасно, сквозного движения нет, так что он спокойнее многих городских улиц. 
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Бульвар ведет к карьеру. Здесь вниз по крутому склону спускаются две деревянные лестницы на металлическом каркасе, они образуют кольцевой маршрут, можно спуститься с одной стороны и подняться с другой. Сама набережная – настил над водой с пирсами, несколькими беседками-домиками и парой прикрепленных к слону амфитеатров. Дерево – лиственница. Воду местами можно видеть не только с наружной стороны, но и со стороны склона, кажется, что идешь по мосткам над водой. Эта часть реализована достаточно просто и экономно, но впечатляет то, что общественного пространства получилось много: настил широкий и длинный, беседок несколько, даже амфитеатр не один. Набережная пользуется популярностью.
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Об истории проектирования мы уже рассказывали: первоначально планировалось засыпать значительную часть карьера и построить на полученной таким образом земле здание школы. Но карьер – популярное место отдыха, и местные жители воспротивились планам. В итоге карьер не тронули – а, как видим, построили набережную. Школу планируется построить рядом, на противоположной стороне Егорьевского шоссе. 

Квартиры комплекса – преимущественно небольшие, но благодаря его величине и квартальной планировке здесь присутствует некоторое количество расширяющих линейку трехкомнатных, площадью 80-90 м2. Присутствуют и некоторые нетиповые решения – к примеру, «полугалереи»: когда часть коридора – это стена с окнами и он освещен естественным светом. 
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Новокрасково». Генеральный план
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Новокрасково»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Новокрасково». 1 этаж
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Новокрасково». 5 этаж
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Новокрасково». 14 этаж
    © АБ Остоженка
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Новокрасково». Продольный разрез, дом 3 © ЖК «Новокрасково»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Новокрасково». Продольный разрез, дом 4
    © АБ Остоженка
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Новокрасково». Продольный разрез, дом 5
    © АБ Остоженка

***

Итак, что мы видим по завершении строительства масштабного комплекса «Новокрасково», спроектированного в 2014 году. ЖК объединил целый ряд тенденций, бывших в середине 2010-х на пике актуальности: квартальную планировку, дворы без машин, городские бульвары, благоустройство общественного пространства над водой. Разновысотность, сложность силуэта, сочетание замкнутости с проницаемостью. В тот же ряд тенденций попадают и «респектабельные» кирпичные фасады, пусть, в данном случае, из недорогого кирпича.
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Надо сказать, что все эти идеи, пережившие взрывную популярность в Москве начала 2010-х, архитекторы «Остоженки» пестовали уже давно, отталкиваясь от развитой ими еще в 1990-е темы возвращения к типологии города, основанного на парцелляции участков, кварталах и дворах. Они, одними из первых, начали разговор об иерархии городских пространств с разной степенью приватности, о необходимости ритейла в первых этажах, преимуществах разновысотной застройки и цезур в объемах крупных зданий, о ценности квартальной планировки. В какой-то момент общемосковская повестка совпала с градостроительными исследованиями «Остоженки» и была ими поддержана. Впрочем, помимо актуальных сюжетов здесь просматривается и почерк собственно «Остоженки», начиная от рефлексов цвета на белом, до объемных прорезей и выстраивания целого ряда пространственных осей – опять же с иерархией доступности для входа, ветра и взгляда – как снаружи, так и внутри. 

В целом смысл проекта Новокрасково, как мне представляется, состоит прежде всего в непротиворечивой адаптации всей этой системы, опробованной на примере престижных столичных строек, к сравнительно недорогому жилью. Не социальному, но недорогому. Тема – очень актуальная, особенно если посмотреть на нее со стороны массового жилья в стране и фасадов реновации (проекты «Остоженки», в частности, победили на трех площадках московского конкурса). Сейчас много говорят о том, что в мегапроекте массового жилья хорошо бы, чтобы помимо проектов разной степени стандартизации, участвовали все же и архитекторы. Способные не только нарисовать фасады, но и осмыслить всю ситуацию и обусловленную ей форму в целом – не в сегменте ультра-люксового дизайна, а везде вообще, работая с, так сказать, конкретными элементами рукотворной среды. Надо думать, что Новокрасково может служить «живым», реализованным примером такого подхода. 
Архитектор:
Александр Скокан
Дмитрий Гусев
Илья Ивлев
Проект:
ЖК «Новокрасково»
Россия, г.п. Красково, д.п. Красково, Егорьевское шоссе

Авторский коллектив:
А. Скокан (главный архитектор бюро), Д. Гусев (руководитель проекта), И. Ивлев (главный архитектор проекта), Е. Алексеенко, М. Елизарова, А. Старостин, К. Ивахненкова, С. Москалик, А. Кудимов, А. Кочуркин, В. Лысенкова,Т. Лапина, М. Матвеенко, А. Федорова, А. Бутусов. При участии: М. Воронков, Р. Кучуков, Н. Медведева, Ю. Плохов, В. Сальников, Т. Хворостяный. Авторский надзор: А. Волосатов. Фотографии: Д. Анненков

2014 — 2018 / 2016 — 2018

Заказчик: ООО «Тройка РЭД»
Смежники: ООО «Д куб»

10 Декабря 2021

АБ «Остоженка»: другие проекты
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Активация методом мелиорации
Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.
Похожие статьи
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.