Баланс возможностей

ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.

mainImg
Архитектор:
Александр Скокан
Дмитрий Гусев
Илья Ивлев
Проект:
ЖК «Новокрасково»
Россия, г.п. Красково, д.п. Красково, Егорьевское шоссе

Авторский коллектив:
А. Скокан (главный архитектор бюро), Д. Гусев (руководитель проекта), И. Ивлев (главный архитектор проекта), Е. Алексеенко, М. Елизарова, А. Старостин, К. Ивахненкова, С. Москалик, А. Кудимов, А. Кочуркин, В. Лысенкова,Т. Лапина, М. Матвеенко, А. Федорова, А. Бутусов. При участии: М. Воронков, Р. Кучуков, Н. Медведева, Ю. Плохов, В. Сальников, Т. Хворостяный. Авторский надзор: А. Волосатов. Фотографии: Д. Анненков

2014 — 2018 / 2016 — 2018

Заказчик: ООО «Тройка РЭД»
Смежники: ООО «Д куб»
Мы уже рассказывали о ЖК «Новокрасково»: в 2018 году было завершено строительство его первой очереди. Сейчас комплекс построен и можно оценить опыт его реализации полностью. Он расположен на месте военной части в Люберцах, недалеко от станции Коренёво Рязанской железной дороги (она обеспечивает наилучшую транспортную доступность, так как соседние шоссе чреваты пробками) и на берегу Новокрасковского карьера.
Вид на карьер в крыши 4 корпуса. ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

А главная задача состояла в том, чтобы наделить недорогой комплекс архитектурой. Цены на квартиры в ЖК «Новокрасково» невысоки, особенно по столичным меркам: колеблются в рамках от 120 000 р. в однокомнатной квартире и до 68 000 р. – в трехкомнатной. Трехкомнатную квартиру, в которой может нормально расположиться семья, здесь можно было купить за 6-9 млн рублей. Судя по cian.ru, все квартиры распроданы.

Из экономных решений: здесь нет подземных парковок, только наземные на внутренних бульварах, часть фасадов оштукатурена, часть покрыта облицовочным кирпичом – простым, красным, произведенным на Гжельском кирпичном заводе. Входные холлы очень небольшие – но в первых этажах есть велосипедные / колясочные, в которых можно оставить инвентарь. 
ЖК «Новокрасково». Место для хранения велосипедов
Фотография: Архи.ру

Комплекс организован в четыре замкнутых квартала с очень переменной этажностью, от 7 до 17 этажей, – отчего возникает сложный зубчато-ступенчатый контур, по-разному группирующий выступы и вырезы объемов по вертикали. Где-то – вдоль Егорьевского шоссе, с «парадной» городской стороны, три одинаковые башни выстраиваются в стройный ряд, напоминающий крепость. Где-то, в глубине, к внутреннему бульвару, высота нарастает ступенчато, крепостная кирпичная кожа «протаивает», открывая белые «айсберги» внутренностей.
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Получается довольно-таки контрастное, даже праздничное сочетание консервативной и респектабельной кирпичной поверхности с белой, яркой, как снег, по ощущениям – более современной. Сложный контур объемов дает ощутимый скульптурный эффект, разнообразие впечатлений при обходе; он же позволяет избежать эффекта замкнутой «китайской стены», – и открывает максимум света для освещения дворов. Белый цвет отражает и умножает свет, компенсируя замкнутость дворов – впрочем, они достаточно велики и больше похожи на площади, даже не самые маленькие; ощущения затесненности не возникает совсем.

Каждый квартал получил собственный дополнительный оттенок теплого тона – желтый, розовый, оранжевый – цвет применен, прежде всего, к ящикам для кондиционеров, но встречается также в переплетах эркеров и входных зонах. Вкрапления не слишком часты, пестроты не возникает, но они работают на интуитивную узнаваемость места и «эмоциональный позитив». В результате во дворах, как в своего рода пространственных линзах, аккумулируется свет и тепло, возникает некое даже курортное настроение, уютное и солнечное. 
ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

Его, это настроение, особенно поддерживают галереи. Их очень много – это тоже один из любимых «остоженских» приемов, опробованный, как и цвет на белом, еще в ЖК «Акварели» в Балашихе. Галереи меняют формат в зависимости от места, они то превращаются в высокие, в 2 этажа, портики-лоджии при входе во двор – то вытягиваются длинными вереницами с внутренней стороны корпусов.
ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

Они выглядят несколько даже метафизично – добавляют во дворы люберецкого жилого комплекса окружение сродни итальянской городской площади. Конечно, полного превращения не может произойти и копирования, «подделки под Болонью», здесь отнюдь нет. Но ощущение от пространства двора, когда оно фланкировано галереями, оказывается совсем иным, нежели без них – как будто нас окружает не стена чужих квартир, а нечто промежуточное, городская «стоя» или «портик» – пространство для всех, в данном случае, жителей квартала.
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Так, внутренние галереи – это, с одной стороны, удобный пространственно-планировочный прием, а с другой – элемент латентной классики. Он поддержан высокими трехчастными «портиками» под башнями вдоль шоссе – мотивами, которые придают комплексу импозантность в глазах проезжающего мимо автомобилиста. Первый этаж соседнего, углового корпуса, впрочем, – отступающий вглубь стеклянный, модернистский, и между «лицами» соседних кварталов возникает диалог, в котором можно увидеть парафраз соседства зданий разной стилевой природы, которое мы нередко наблюдаем в городе, а значит – обобщенный образ городского фасада вообще.  
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Фасады внутри дворов тоже уподоблены исторически сформировавшемуся городу: они повышаются и понижаются, иногда, группируясь, поворачивают под углом. Корпус внутри самого большого квартала делит двор почти что пополам, превращая пространство в подковообразное. Нечто подобное можно найти в центре города второй половины XIX века. Однако! Разного рода уподобления многосекционного ЖК разновременной застройке в моде уже лет десять – вопрос в том, как эта тема решается. В данном случае – очень обобщенно. Разнообразие не превращается в пестроту, напротив, само высказывание несколько «приглушено» спокойствием форм и контуров, и объединено: снаружи кирпичом, внутри белым цветом. Белый, к тому же, вызывает ассоциации с застройкой средиземноморского города, где все домики разные, но покрашены в один цвет как их стены, так и ставни их окон. 
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
ЖК «Новокрасково»
Фотография: Архи.ру

Ритм окон внутри дворов также чередуется в живописном порядке: основную массу составляют фасады с крупными окнами и застекленными лоджиями и с ритмом, несколько колеблющимся в рамках общей сетки. Но на торцах плоскости стен занимают ощутимо больше места, окна расставлены в регулярном шахматном порядке, рисунок почти из 1920-х, хотя он перекликается с образностью городского брандмауэра конца XIX – начала XX века. Подобное же решение, но в кирпиче, видим и на кирпичных торцах башен у шоссе. При взгляде с разных точек варианты накладываются друг на друга, местами оживляясь остроугольными объемами стеклянных лоджий. 
ЖК «Новокрасково». Вид с кровли 4 корпуса
Фотография: Архи.ру
ЖК «Новокрасково». Вид с кровли 4 корпуса. Справа видно здание детского сада
Фотография: Архи.ру
ЖК «Новокрасково». Вид с кровли 4 корпуса
Фотография: Архи.ру

На территории ЖК построен, также по проекту «Остоженки», детский сад – белые штукатурные фасады которого получили раскраску «баухаусовскими» локальными цветами. Снаружи она достаточно предсказуемо соединяет окна в горизонтальные пары, а вот во дворе приобретает примечательный диагонально-шахматный ритм. 
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Кроме того, как «подарок девелопера городу», обустроена набережная карьера. О ней надо сказать отдельно.

Во-первых, объемная планировка комплекса решена в типологии, которая распространилась в Москве примерно к середине 2010-х годов: четыре квартала разделены крест-накрест бульварами, пересекающимися под прямым углом. Такой план уже стал своего рода классикой жанра. Дворы закрыты решетками, они только для жильцов и без машин, в первых этажах по фронту внешних улиц и отчасти бульваров – магазины, кафе и салоны красоты. Так возникает градация общественного пространства и внутри территории ЖК появляется территория – собственно бульвары – открытая для всех горожан. В комплексах подороже в Москве под всем комплексом прячут парковки, а бульвары делают пешеходными. В Новокрасково за отсутствием подземной парковки на бульварах еще и стоят машины. Но бульвар широкий, идти по нему комфортно и безопасно, сквозного движения нет, так что он спокойнее многих городских улиц. 
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Бульвар ведет к карьеру. Здесь вниз по крутому склону спускаются две деревянные лестницы на металлическом каркасе, они образуют кольцевой маршрут, можно спуститься с одной стороны и подняться с другой. Сама набережная – настил над водой с пирсами, несколькими беседками-домиками и парой прикрепленных к слону амфитеатров. Дерево – лиственница. Воду местами можно видеть не только с наружной стороны, но и со стороны склона, кажется, что идешь по мосткам над водой. Эта часть реализована достаточно просто и экономно, но впечатляет то, что общественного пространства получилось много: настил широкий и длинный, беседок несколько, даже амфитеатр не один. Набережная пользуется популярностью.
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Новокрасково», 2021
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Об истории проектирования мы уже рассказывали: первоначально планировалось засыпать значительную часть карьера и построить на полученной таким образом земле здание школы. Но карьер – популярное место отдыха, и местные жители воспротивились планам. В итоге карьер не тронули – а, как видим, построили набережную. Школу планируется построить рядом, на противоположной стороне Егорьевского шоссе. 

Квартиры комплекса – преимущественно небольшие, но благодаря его величине и квартальной планировке здесь присутствует некоторое количество расширяющих линейку трехкомнатных, площадью 80-90 м2. Присутствуют и некоторые нетиповые решения – к примеру, «полугалереи»: когда часть коридора – это стена с окнами и он освещен естественным светом. 
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Новокрасково». Генеральный план
    © АБ Остоженка
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Новокрасково»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Новокрасково». 1 этаж
    © АБ Остоженка
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Новокрасково». 5 этаж
    © АБ Остоженка
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Новокрасково». 14 этаж
    © АБ Остоженка
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Новокрасково». Продольный разрез, дом 3 © ЖК «Новокрасково»
    © АБ Остоженка
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Новокрасково». Продольный разрез, дом 4
    © АБ Остоженка
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Новокрасково». Продольный разрез, дом 5
    © АБ Остоженка

***

Итак, что мы видим по завершении строительства масштабного комплекса «Новокрасково», спроектированного в 2014 году. ЖК объединил целый ряд тенденций, бывших в середине 2010-х на пике актуальности: квартальную планировку, дворы без машин, городские бульвары, благоустройство общественного пространства над водой. Разновысотность, сложность силуэта, сочетание замкнутости с проницаемостью. В тот же ряд тенденций попадают и «респектабельные» кирпичные фасады, пусть, в данном случае, из недорогого кирпича.
ЖК «Новокрасково», 2021
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена АБ «Остоженка»

Надо сказать, что все эти идеи, пережившие взрывную популярность в Москве начала 2010-х, архитекторы «Остоженки» пестовали уже давно, отталкиваясь от развитой ими еще в 1990-е темы возвращения к типологии города, основанного на парцелляции участков, кварталах и дворах. Они, одними из первых, начали разговор об иерархии городских пространств с разной степенью приватности, о необходимости ритейла в первых этажах, преимуществах разновысотной застройки и цезур в объемах крупных зданий, о ценности квартальной планировки. В какой-то момент общемосковская повестка совпала с градостроительными исследованиями «Остоженки» и была ими поддержана. Впрочем, помимо актуальных сюжетов здесь просматривается и почерк собственно «Остоженки», начиная от рефлексов цвета на белом, до объемных прорезей и выстраивания целого ряда пространственных осей – опять же с иерархией доступности для входа, ветра и взгляда – как снаружи, так и внутри. 

В целом смысл проекта Новокрасково, как мне представляется, состоит прежде всего в непротиворечивой адаптации всей этой системы, опробованной на примере престижных столичных строек, к сравнительно недорогому жилью. Не социальному, но недорогому. Тема – очень актуальная, особенно если посмотреть на нее со стороны массового жилья в стране и фасадов реновации (проекты «Остоженки», в частности, победили на трех площадках московского конкурса). Сейчас много говорят о том, что в мегапроекте массового жилья хорошо бы, чтобы помимо проектов разной степени стандартизации, участвовали все же и архитекторы. Способные не только нарисовать фасады, но и осмыслить всю ситуацию и обусловленную ей форму в целом – не в сегменте ультра-люксового дизайна, а везде вообще, работая с, так сказать, конкретными элементами рукотворной среды. Надо думать, что Новокрасково может служить «живым», реализованным примером такого подхода. 
Архитектор:
Александр Скокан
Дмитрий Гусев
Илья Ивлев
Проект:
ЖК «Новокрасково»
Россия, г.п. Красково, д.п. Красково, Егорьевское шоссе

Авторский коллектив:
А. Скокан (главный архитектор бюро), Д. Гусев (руководитель проекта), И. Ивлев (главный архитектор проекта), Е. Алексеенко, М. Елизарова, А. Старостин, К. Ивахненкова, С. Москалик, А. Кудимов, А. Кочуркин, В. Лысенкова,Т. Лапина, М. Матвеенко, А. Федорова, А. Бутусов. При участии: М. Воронков, Р. Кучуков, Н. Медведева, Ю. Плохов, В. Сальников, Т. Хворостяный. Авторский надзор: А. Волосатов. Фотографии: Д. Анненков

2014 — 2018 / 2016 — 2018

Заказчик: ООО «Тройка РЭД»
Смежники: ООО «Д куб»

10 Декабря 2021

АБ «Остоженка»: другие проекты
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Похожие статьи
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.