English version

Точка опоры

Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.

mainImg
Архитектор:
Раис Баишев
София Каверина
Проект:
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, улица Одесская, земельный участок 4

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Р.С. Баишев, ГАП: С.Н. Каверина. Архитекторы: К.А. Щербакова при участии: М. Хафизов, Н. Громова. Визуализации: К. Анохин, Н. Смирнов. Рисунки для лазерной резки: М. Хафизов

2023

Заказчик: ВЕРЕН ГРУПП
Нижний славится высокими берегами рек, до ста метров от уровня воды. Один из таких – правый берег Оки перед ее впадением в Волгу; в последние годы здесь много проектируют и строят, и под склоном, и на склоне, как здания с разлетом больших консолей, так и высотные. Жилой комплекс «Veren Place Одесская», названный по имени улицы, проходящей недалеко от бровки склона – один из высоких. Хотя и не слишком: 71 метр и 17 этажей, он вполне отвечает своему растущему окружению.
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Справа – герой нашей статьи, слева – ЖК Glorax Черниговская, где башни также спроектированы архитекторами «Остоженки»
© АБ «Остоженка»
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Развертка со стороны Оки
© АБ «Остоженка»

Однако проект интересен отнюдь не числом этажей, а экспериментами в области типологии и объемно-пространственного построения. Что в рутинной сфере современного жилого проектирования встречается достаточно редко.

Но в данном случае всё наоборот: дом привлекает необычностью. 

Во-первых, его сердцевина – прозрачная, это холл со стеклянными стенами: восточная открывает панораму города, западная – реки. Пассажирский лифт – тоже панорамный. То есть любоваться городом и простором тут можно будет на всем протяжении пути до собственной двери: этакий эмоционально-пространственный «аттракцион». 
  • zooming
    Западный фасад, обращенный к реке. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Торцы небольших коридоров – а объемы почти квадратные, квартир на этаже немного, от четырех до двух – тоже завершаются стеклянными стенами. Все общественные зоны получили в проекте естественный свет, и в центре композиции возникает своего рода «узел» прозрачности. 

Во взаимном расположении объемов можно увидеть принцип поворотной симметрии – они развернуты на 180°. Но принцип скорректирован: в частности, угловые террасы собраны в западной части, со стороны реки, панорамы и закатов, – тут уже вступает в дело обычная, зеркальная симметрия. Что не делает планы менее емкими и лаконичными.
  • zooming
    План 2–7 этажей. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 17 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

В свое время на меня произвел большое впечатление дом-«катамаран» Владимира Плоткина [дом в проезде Загорского], там два корпуса разделены пустотой, но соединены коммуникационными связями. 

Я считаю, что внутри жилого объема должна быть пустота, некая связующая пауза – в этом суть экспериментов, которые мы ведем, проектируя жилые дома. Тогда дом становится легким, чтобы не сказать воздушным, тогда открывается доступ для солнечного света. 

К примеру, в ЖК «Акварели» помещения, в которых как правило естественного света нет – коридоры, санузлы, – освещены благодаря тому, что их окна выходят в небольшие внутренние дворы, которыми «нашпигованы» протяженные крылья. Или в более новом по времени строительства ЖК Veren Village – сделанном для Veren Group, того же заказчика, что и наш нижегородский проект, – удалось соединить два лестнично-лифтовых узла в один: они используют общий лифт и получают солнечный свет через зенитные фонари. 

В «Одесской» у нас – не две башни, а один дом, разделенный пополам. То, что его разделяет, в то же время и соединяет, это главная, осевая часть, композиционный «хребет». 

К тому же нам удалось почти целиком освободить нижний ярус, создав в нем очень необычное общественное пространство.

Вообще говоря, решение нижнего яруса – самая яркая особенность архитектуры дома.

Он не просто поставлен на ноги – а приподнят очень высоко, на 4 этажа – то есть на 10 метров.
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Как мне рассказали, решение родилось, когда заказчик посетовал, что нижние этажи плохо продаются – в ответ архитекторы предложили их «попросту не строить». Хотя экономическая причина была бы слишком простой, к примеру, в книге Моисея Гинзбурга «Жилье» она перечислена среди аргументов в пользу домов на ножках лишь как одна из нескольких. Как о не менее важном там же говорится о проветривании на уровне земли.

Хотя все мы знаем, что главное достоинство домов на ножках – это эффект победы над гравитацией, восторг от реализации того, что на уровне банального сознания кажется невозможным. 

Итак, дом держится на легком росчерке кортеновых опор, они одновременно и колонны, и конструкция фермы. Внутри вес объемов поддерживают четыре опоры круглого сечения и, конечно, коммуникационный узел. 
  • zooming
    План 1 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Разрез 3–3. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Получившееся пространство легче всего сопоставить с модернистскими корбюзеанскими домами: принцип тот же, но колонны повыше, что соответствует возможностям современных строительных технологий. 

Но архитекторы также сравнивают его и с лоджиями – Деи Ланци во Флоренции, Дель Капитаньо в Виченце, – общественными пространствами, похожими на гигантские и очень объемные портики. Они дополняли городские площади Италии в период готики и Ренессанса; служили и для городских собраний, и для установки скульптур. Это важное сравнение, поскольку крытые дворы-лоджии популярны в современных жилых комплексах и как важное дополнение общественной программы дома, и как нетипичное пространство с особенными эмоциональными характеристиками.

В данном же случае оно занимает большую часть пятна под домами и становится не просто дополнением, а своего рода мега-лоджией. Какой ни у кого другого нет. 
cic = 1

София Каверина, ГАП проекта, «АБ «Остоженка»»

Для меня в этом решении главное – прозрачность и легкость. Такой подъем нижнего этажа практически никогда не встречается в жилых домах. Тут с Одесской улицы можно будет на просвет наблюдать закат над Окой, да и речной воздух можно будет ощутить даже наверху, из города.
 
В то же время мы помним о том, что в Нижнем бывает очень ветрено, и лоджия под домом позволяет выстроить иерархию пространств, последовательный, постепенный переход от открытого к защищенному, – в конечном счете, к своей «крепости»-квартире; на каждом этапе такого перехода человек будет видеть и город, и реку.

ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»

Кирпич фасадов продолжает тему, начатую парной композицией объемов, цвет тоже решен «на раз-два»: со стороны реки он белый, со стороны города черный. Кирпич уже подобран, и в обоих случаях он покрыт ангобом и слегка поблескивает, напоминая плитку модерна, но в чуть более «шершавом» живописном варианте. 

Но кирпича не так много, поскольку тут не очень много стен. В основном – вертикальные простенки-пилоны, по ощущениям «готические», довольно объемные и пустотелые внутри, на фасад они выходят широким желобком, в который планируется встроить подсветку.
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Вся фасадная решетка очень объемная – и пилоны, и межэтажные тяги. Последние имеют вынос 60 см, благодаря чему удалось спроектировать окна «в пол», избежав пресловутого вертикального простенка высотой 120 см, так как большой горизонтальный вынос «отсекает» огонь. На выносах установлены мини-балкончики, которые могут быть использованы и для кондиционеров, и для «одинокого курильщика»; к тому же они дополняют ритм вертикальных пилонов регулярным шахматным ритмом. Ну а рельефность фасада, состоящего из стекла и тяг, тоже дает своей эстетический результат. 

Тем не менее кирпич – фон, а главный герой тут – кортен. Из него сделаны межэтажные тяги, им же облицованы и круглые колонны внутри, и зигзаг колонн внешнего контура. 

И пояс технического этажа над колоннами, в основании жилых этажей. 
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Его архитекторы, отчасти в шутку, называют триглифно-метопным: через паузы «триглифов», чьи оси совпадают с осями фасадных пилонов, размещены «метопы» с изображениями из прорезного кортена. Темы заимствованы из деревянной резьбы домов Нижегородской губернии, в частности Городца, их авторы подобрали в книге Владимира Горячева о городецкой резьбе. А надо сказать, что, так как оба города – поволжские, то в них долго сохранялась рельефная резьба, воспринятая еще в начале XVIII века от кораблей петровского и последующего флота. Как и мотивы. На самом деле мифологическое, хотя на вид сказочные. 

Вот из этих-то мотивов архитекторы «Остоженки» и выбрали: трехглавого «Змея Горыныча» или птицу Сирин, например. И разбавили их вездесущими в деревянной резьбе орнаментальными розетками солярных знаков.  
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Деталь. Перфорация фриза, облицованного атмосфероустойчивой сталью
© АБ «Остоженка»

Кортен – красивый и популярный современный материал, он хорошо подходит и для фермы высотой 10 метров, и для орнаментов. Но отмечу еще один, отчасти парадоксальный, эффект: вся конструкция нижней части дома получилась, по ощущениям, «деревянной». Рыжевато-коричневый цвет характерен не только для ржавчины, но и для дерева, особенно если оно проолифлено, а потом немного «пожило», но еще не стало серым... Как у корабля. Тут вспоминаем, что рядом – с одной стороны пристани Оки, а с другой деревянные дома мещанской застройки, еще сохранившиеся от конца XIX – начала XX века. И еще что дерево хорошо сочетается с подобными, решетчато-прозрачными, конструкциями. 

То есть у нас тут, в некотором роде, дом стоит на «деревянной» перголе, только она выросла раза примерно в три-четыре. 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

С «перголой» неплохо сочетается идея террас над рекой – впрочем террасы, как и дворы-лоджии, это тоже один из популярных элементов современного жилья. Еще не так давно, лет 10–15 назад, считалось, что «в нашем климате» они скорее лишние и никому не нужны, а теперь рынок вдруг узнал, что как раз наоборот – они роскошные, что квартиры с террасами, будучи дороже, продаются почему-то быстрее... Тут можно вспомнить, что архитекторы «Остоженки» экспериментируют с террасами над водой достаточно давно: к примеру, ступеньки террас есть на спроектированных ими в 2013 (!) году корпусах первой очереди «Ривер Парка» в Москве. 

Здесь террасы – на углах белой части башен, со стороны реки, спускаются ступеньками от 17 до 15 этажа, доходя до гипотенузы и нарезая два внешних угла «кубиками». 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Архитекторы продумали, в числе прочего, отвод воды с террас – тоже отдельная задача: так высота 16 этажа стала больше других, 4.5 метра, поскольку над частью пространств прошел зигзагообразный канал для отвода воды. У будущих жителей появилась возможность спроектировать в высокой части своих квартир антресоли. 
  • zooming
    План 16 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 16 этажа: техэтаж. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

И благоустройство, и проект интерьеров общественных зон здесь делали те же авторы, что существенно, поскольку мы уже знаем, насколько в данном случае важно соотношение внешнего и внутреннего. 

Дом буквально построен на популярной в архитектуре модернизма и даже его предшественника модерна идее связи и взаимопроникновения внешнего и внутреннего. 

Как мы могли видеть выше, он максимально раскрыт: к панорамам, свету, даже речному воздуху. Поэтому для авторов было важно выстроить – даже не интерьеры как продолжение фасадов – а интерьеры общественных зон и решение фасадов как одно целое. Из тех же материалов, «входящих» внутрь или «выходящих» изнутри – как посмотреть. 

В этом смысле ключевой узел это интерьеры лоджии под домами. Они, напомним, проветриваются, но, так как забор был все же необходим, авторы предложили стеклянный, из триплекса, примерно 2-метровой высоты. Он задуман в основании колонн со стороны города – как самое прозрачное решение. Подобную стеклянную перегородку мы видели у «Остоженки» в недавно завершенном доме на улице Казакова. Отчасти стекло защитит и от нижегородских ветров.
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Все остальные материалы ведут себя так, как будто стекла нет в помине: землю под ногами планируется выложить темным клинкером и внутри, и снаружи – мостовая будет цельной. Колонны каркаса, как и потолок, как и цветочные кадки, облицованы кортеном, он здесь повсюду. 
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»

Черно-белая композиция с преобладанием ржаво-рыжих поверхностей оттенена натуральными растениями «зеленого сада» с кадках и деревянными скамьями; в лобби за стеклом оттенку кортена вторит коричнево-бежевая обивка кожаной мебели. 

Под цвет подобран также и металл: матово-полированная нержавеющая сталь для почтовых ящиков и лифтовых дверей, причем розово-золотистый оттенок сочетается с кортеном, а черный – с черным кирпичом. 

Между тем кирпич, черный и белый, смело «входя» в интерьер с фасадов, трансформируется в складчатые поверхности: они так хорошо реагируют на косой и свет и в то же время насыщают пространство пластикой, настолько, что другой декор, кроме разве что живых растений и видов города за окном, не требуется. 
  • zooming
    Складчатая поверхность кирпича в нижнем ярусе «лоджии» перед входом. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Складчатая поверхность кирпича в лифтовом холле – и панорамное окно там же. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Любопытно, что прием кирпичей, поставленных под углом, достаточно широко популярен в наше время, но складчатые «каннелюры», полученные методом простого поворота кирпичного бруска, еще будучи исполнены в розовом кирпиче, распространились и прижились еще в 1980-е годы. Но как правило этот прием используется как фасадный. В данном же случае – опять-таки наоборот, он входит в интерьер. Авторы сравнивают зубчатые кирпичные поверхности со складками портьер, а я бы сказала, тут может подойти сопоставление с актуальной в наше время плиссированной тканью. 

Коридорам неплохо пришлась тема контраста, заданная на фасадах, все развивается логично и опять же, рифмуется и снаружи, и внутри: одна половина черная, другая белая, и нет никаких сомнений, какие фасады где – вроде бы мелочь, в практическом отношении несущественная, но ведь интересно, когда все так имманентно логично. Можно было бы и гостям рассказать. Больше того, можно подойти к стеклянному торцу коридора, посмотреть, убедиться, да, слева белые, справа черные. 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Подсветка здесь, как и на фасадах, спрятана и светит отраженным светом, отделяя верх и низ и акцентируя места встречи стен и пола уступом. Во-первых, комфортно, когда под ногами не только керамогранит, похожий на светлое дерево, но и свет, а во-вторых – интерьер как будто формируется у нас на глазах из объемов, слегка левитирующих и наделенных разными свойствами. При всем лаконизме мы чувствуем на уровне ощущений работу этого конструктора: пола-стен-потолка. Это вам не пластмассовые аканты дешевых карнизов, а их противоположность, вместо маскирующего декора – работа пространства и объема, каждого элемента. 

Участок дома – прямоугольный, одним из торцов он примыкает к Одесской улице и тянется в сторону реки, но перепад высот здесь еще не очень большой по сравнению со 100-метровым склоном, который начинается недалеко за западной границей территории. Между тем он есть – 3.5 метра. Дома стоят ближе к Одесской улице, но весь прямоугольник занят одним ярусом подземной парковки, на кровле которой, как на большой террасе, запланирован двор с игровой площадкой и воркаутом, геопластикой, кустами и злаками, даже с небольшим амфитеатром – еще одним местом для наблюдения за закатами и общения. Амфитеатр вписан в обваловку, скрывающую техпомещение, а въезд в подземную парковку использует естественный перепад высот; кроме того, он замаскирован и поддержан стенкой из белого кирпича, откликающегося на фасады речной части дома и выложенного решетчатой бразильской кладкой.  

Словом, дом довольно занятный – как минимум по количеству нетипичных, но приятных для будущих жителей решений, поскольку в нем режиссура общественных пространств, о которой так много говорят вокруг, присутствует не на словах, а на деле. Что сильно повышает «градус уникальности». Опять же, все вокруг кричат об уникальности, которой нет, а здесь – как минимум целый набор решений, как минимум редких в жилом строительстве наших дней.

Несложно заметить, что многие из них восходят к поискам послевоенного модернизма, который был по части объемно-пространственного построения намного более смел, чем наши современники, нередко за деталями не видящие целого. Как следствие, в проекте на Одесской привлекают две ключевые вещи: с одной стороны, он очень четко и логично выстроен, начиная от геометрии плана, структуры интерьера и заканчивая мотивацией этого построения. С другой стороны, тут нет прямых заимствований: эксперименты, укорененные где-то в семидесятых, получают вполне современное развитие: если ноги, то 10 метров, кортен и триплекс, если кирпич, то глазурованный, если панорамы и проницаемость – то во все стороны. Почему-то не отпускает мысль, что только в Нижнем возможна такая свобода. Хотя я могу ошибаться. 

Проект одобрен градсоветом Нижнего Новгорода, получил положительное заключение экспертизы, так же как и разрешение на строительство, которое уже началось. 
  • zooming
    1 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Раис Баишев
София Каверина
Проект:
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, улица Одесская, земельный участок 4

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Р.С. Баишев, ГАП: С.Н. Каверина. Архитекторы: К.А. Щербакова при участии: М. Хафизов, Н. Громова. Визуализации: К. Анохин, Н. Смирнов. Рисунки для лазерной резки: М. Хафизов

2023

Заказчик: ВЕРЕН ГРУПП

20 Мая 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Активация методом мелиорации
Интереснейшая идея пилотного проекта реновации бюро «Остоженка» и Института экономики города – парковки под улицами, совмещенные с коллекторами. Кроме того суть проекта в сохранении ценной зелени, проявлении новой главной улицы и дополнительных улиц-вен.
Типичная аномалия
Оригинальный фасад из стеклянных ламелей принес проекту делового центра на Садовом кольце от бюро «Остоженка» заслуженную победу на конкурсе ArchGlass 2018.
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.