English version

Точка опоры

Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.

mainImg
Архитектор:
Раис Баишев
София Каверина
Проект:
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, улица Одесская, земельный участок 4

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Р.С. Баишев, ГАП: С.Н. Каверина. Архитекторы: К.А. Щербакова при участии: М. Хафизов, Н. Громова. Визуализации: К. Анохин, Н. Смирнов. Рисунки для лазерной резки: М. Хафизов

2023

Заказчик: ВЕРЕН ГРУПП
Нижний славится высокими берегами рек, до ста метров от уровня воды. Один из таких – правый берег Оки перед ее впадением в Волгу; в последние годы здесь много проектируют и строят, и под склоном, и на склоне, как здания с разлетом больших консолей, так и высотные. Жилой комплекс «Veren Place Одесская», названный по имени улицы, проходящей недалеко от бровки склона – один из высоких. Хотя и не слишком: 71 метр и 17 этажей, он вполне отвечает своему растущему окружению.
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Справа – герой нашей статьи, слева – ЖК Glorax Черниговская, где башни также спроектированы архитекторами «Остоженки»
© АБ «Остоженка»
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Развертка со стороны Оки
© АБ «Остоженка»

Однако проект интересен отнюдь не числом этажей, а экспериментами в области типологии и объемно-пространственного построения. Что в рутинной сфере современного жилого проектирования встречается достаточно редко.

Но в данном случае всё наоборот: дом привлекает необычностью. 

Во-первых, его сердцевина – прозрачная, это холл со стеклянными стенами: восточная открывает панораму города, западная – реки. Пассажирский лифт – тоже панорамный. То есть любоваться городом и простором тут можно будет на всем протяжении пути до собственной двери: этакий эмоционально-пространственный «аттракцион». 
  • zooming
    Западный фасад, обращенный к реке. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Торцы небольших коридоров – а объемы почти квадратные, квартир на этаже немного, от четырех до двух – тоже завершаются стеклянными стенами. Все общественные зоны получили в проекте естественный свет, и в центре композиции возникает своего рода «узел» прозрачности. 

Во взаимном расположении объемов можно увидеть принцип поворотной симметрии – они развернуты на 180°. Но принцип скорректирован: в частности, угловые террасы собраны в западной части, со стороны реки, панорамы и закатов, – тут уже вступает в дело обычная, зеркальная симметрия. Что не делает планы менее емкими и лаконичными.
  • zooming
    План 2–7 этажей. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 17 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

В свое время на меня произвел большое впечатление дом-«катамаран» Владимира Плоткина [дом в проезде Загорского], там два корпуса разделены пустотой, но соединены коммуникационными связями. 

Я считаю, что внутри жилого объема должна быть пустота, некая связующая пауза – в этом суть экспериментов, которые мы ведем, проектируя жилые дома. Тогда дом становится легким, чтобы не сказать воздушным, тогда открывается доступ для солнечного света. 

К примеру, в ЖК «Акварели» помещения, в которых как правило естественного света нет – коридоры, санузлы, – освещены благодаря тому, что их окна выходят в небольшие внутренние дворы, которыми «нашпигованы» протяженные крылья. Или в более новом по времени строительства ЖК Veren Village – сделанном для Veren Group, того же заказчика, что и наш нижегородский проект, – удалось соединить два лестнично-лифтовых узла в один: они используют общий лифт и получают солнечный свет через зенитные фонари. 

В «Одесской» у нас – не две башни, а один дом, разделенный пополам. То, что его разделяет, в то же время и соединяет, это главная, осевая часть, композиционный «хребет». 

К тому же нам удалось почти целиком освободить нижний ярус, создав в нем очень необычное общественное пространство.

Вообще говоря, решение нижнего яруса – самая яркая особенность архитектуры дома.

Он не просто поставлен на ноги – а приподнят очень высоко, на 4 этажа – то есть на 10 метров.
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Как мне рассказали, решение родилось, когда заказчик посетовал, что нижние этажи плохо продаются – в ответ архитекторы предложили их «попросту не строить». Хотя экономическая причина была бы слишком простой, к примеру, в книге Моисея Гинзбурга «Жилье» она перечислена среди аргументов в пользу домов на ножках лишь как одна из нескольких. Как о не менее важном там же говорится о проветривании на уровне земли.

Хотя все мы знаем, что главное достоинство домов на ножках – это эффект победы над гравитацией, восторг от реализации того, что на уровне банального сознания кажется невозможным. 

Итак, дом держится на легком росчерке кортеновых опор, они одновременно и колонны, и конструкция фермы. Внутри вес объемов поддерживают четыре опоры круглого сечения и, конечно, коммуникационный узел. 
  • zooming
    План 1 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Разрез 3–3. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Получившееся пространство легче всего сопоставить с модернистскими корбюзеанскими домами: принцип тот же, но колонны повыше, что соответствует возможностям современных строительных технологий. 

Но архитекторы также сравнивают его и с лоджиями – Деи Ланци во Флоренции, Дель Капитаньо в Виченце, – общественными пространствами, похожими на гигантские и очень объемные портики. Они дополняли городские площади Италии в период готики и Ренессанса; служили и для городских собраний, и для установки скульптур. Это важное сравнение, поскольку крытые дворы-лоджии популярны в современных жилых комплексах и как важное дополнение общественной программы дома, и как нетипичное пространство с особенными эмоциональными характеристиками.

В данном же случае оно занимает большую часть пятна под домами и становится не просто дополнением, а своего рода мега-лоджией. Какой ни у кого другого нет. 
cic = 1

София Каверина, ГАП проекта, «АБ «Остоженка»»

Для меня в этом решении главное – прозрачность и легкость. Такой подъем нижнего этажа практически никогда не встречается в жилых домах. Тут с Одесской улицы можно будет на просвет наблюдать закат над Окой, да и речной воздух можно будет ощутить даже наверху, из города.
 
В то же время мы помним о том, что в Нижнем бывает очень ветрено, и лоджия под домом позволяет выстроить иерархию пространств, последовательный, постепенный переход от открытого к защищенному, – в конечном счете, к своей «крепости»-квартире; на каждом этапе такого перехода человек будет видеть и город, и реку.

ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»

Кирпич фасадов продолжает тему, начатую парной композицией объемов, цвет тоже решен «на раз-два»: со стороны реки он белый, со стороны города черный. Кирпич уже подобран, и в обоих случаях он покрыт ангобом и слегка поблескивает, напоминая плитку модерна, но в чуть более «шершавом» живописном варианте. 

Но кирпича не так много, поскольку тут не очень много стен. В основном – вертикальные простенки-пилоны, по ощущениям «готические», довольно объемные и пустотелые внутри, на фасад они выходят широким желобком, в который планируется встроить подсветку.
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Вся фасадная решетка очень объемная – и пилоны, и межэтажные тяги. Последние имеют вынос 60 см, благодаря чему удалось спроектировать окна «в пол», избежав пресловутого вертикального простенка высотой 120 см, так как большой горизонтальный вынос «отсекает» огонь. На выносах установлены мини-балкончики, которые могут быть использованы и для кондиционеров, и для «одинокого курильщика»; к тому же они дополняют ритм вертикальных пилонов регулярным шахматным ритмом. Ну а рельефность фасада, состоящего из стекла и тяг, тоже дает своей эстетический результат. 

Тем не менее кирпич – фон, а главный герой тут – кортен. Из него сделаны межэтажные тяги, им же облицованы и круглые колонны внутри, и зигзаг колонн внешнего контура. 

И пояс технического этажа над колоннами, в основании жилых этажей. 
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
© АБ «Остоженка»

Его архитекторы, отчасти в шутку, называют триглифно-метопным: через паузы «триглифов», чьи оси совпадают с осями фасадных пилонов, размещены «метопы» с изображениями из прорезного кортена. Темы заимствованы из деревянной резьбы домов Нижегородской губернии, в частности Городца, их авторы подобрали в книге Владимира Горячева о городецкой резьбе. А надо сказать, что, так как оба города – поволжские, то в них долго сохранялась рельефная резьба, воспринятая еще в начале XVIII века от кораблей петровского и последующего флота. Как и мотивы. На самом деле мифологическое, хотя на вид сказочные. 

Вот из этих-то мотивов архитекторы «Остоженки» и выбрали: трехглавого «Змея Горыныча» или птицу Сирин, например. И разбавили их вездесущими в деревянной резьбе орнаментальными розетками солярных знаков.  
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Деталь. Перфорация фриза, облицованного атмосфероустойчивой сталью
© АБ «Остоженка»

Кортен – красивый и популярный современный материал, он хорошо подходит и для фермы высотой 10 метров, и для орнаментов. Но отмечу еще один, отчасти парадоксальный, эффект: вся конструкция нижней части дома получилась, по ощущениям, «деревянной». Рыжевато-коричневый цвет характерен не только для ржавчины, но и для дерева, особенно если оно проолифлено, а потом немного «пожило», но еще не стало серым... Как у корабля. Тут вспоминаем, что рядом – с одной стороны пристани Оки, а с другой деревянные дома мещанской застройки, еще сохранившиеся от конца XIX – начала XX века. И еще что дерево хорошо сочетается с подобными, решетчато-прозрачными, конструкциями. 

То есть у нас тут, в некотором роде, дом стоит на «деревянной» перголе, только она выросла раза примерно в три-четыре. 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

С «перголой» неплохо сочетается идея террас над рекой – впрочем террасы, как и дворы-лоджии, это тоже один из популярных элементов современного жилья. Еще не так давно, лет 10–15 назад, считалось, что «в нашем климате» они скорее лишние и никому не нужны, а теперь рынок вдруг узнал, что как раз наоборот – они роскошные, что квартиры с террасами, будучи дороже, продаются почему-то быстрее... Тут можно вспомнить, что архитекторы «Остоженки» экспериментируют с террасами над водой достаточно давно: к примеру, ступеньки террас есть на спроектированных ими в 2013 (!) году корпусах первой очереди «Ривер Парка» в Москве. 

Здесь террасы – на углах белой части башен, со стороны реки, спускаются ступеньками от 17 до 15 этажа, доходя до гипотенузы и нарезая два внешних угла «кубиками». 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

Архитекторы продумали, в числе прочего, отвод воды с террас – тоже отдельная задача: так высота 16 этажа стала больше других, 4.5 метра, поскольку над частью пространств прошел зигзагообразный канал для отвода воды. У будущих жителей появилась возможность спроектировать в высокой части своих квартир антресоли. 
  • zooming
    План 16 этажа. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 16 этажа: техэтаж. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»

И благоустройство, и проект интерьеров общественных зон здесь делали те же авторы, что существенно, поскольку мы уже знаем, насколько в данном случае важно соотношение внешнего и внутреннего. 

Дом буквально построен на популярной в архитектуре модернизма и даже его предшественника модерна идее связи и взаимопроникновения внешнего и внутреннего. 

Как мы могли видеть выше, он максимально раскрыт: к панорамам, свету, даже речному воздуху. Поэтому для авторов было важно выстроить – даже не интерьеры как продолжение фасадов – а интерьеры общественных зон и решение фасадов как одно целое. Из тех же материалов, «входящих» внутрь или «выходящих» изнутри – как посмотреть. 

В этом смысле ключевой узел это интерьеры лоджии под домами. Они, напомним, проветриваются, но, так как забор был все же необходим, авторы предложили стеклянный, из триплекса, примерно 2-метровой высоты. Он задуман в основании колонн со стороны города – как самое прозрачное решение. Подобную стеклянную перегородку мы видели у «Остоженки» в недавно завершенном доме на улице Казакова. Отчасти стекло защитит и от нижегородских ветров.
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Все остальные материалы ведут себя так, как будто стекла нет в помине: землю под ногами планируется выложить темным клинкером и внутри, и снаружи – мостовая будет цельной. Колонны каркаса, как и потолок, как и цветочные кадки, облицованы кортеном, он здесь повсюду. 
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
© АБ «Остоженка»

Черно-белая композиция с преобладанием ржаво-рыжих поверхностей оттенена натуральными растениями «зеленого сада» с кадках и деревянными скамьями; в лобби за стеклом оттенку кортена вторит коричнево-бежевая обивка кожаной мебели. 

Под цвет подобран также и металл: матово-полированная нержавеющая сталь для почтовых ящиков и лифтовых дверей, причем розово-золотистый оттенок сочетается с кортеном, а черный – с черным кирпичом. 

Между тем кирпич, черный и белый, смело «входя» в интерьер с фасадов, трансформируется в складчатые поверхности: они так хорошо реагируют на косой и свет и в то же время насыщают пространство пластикой, настолько, что другой декор, кроме разве что живых растений и видов города за окном, не требуется. 
  • zooming
    Складчатая поверхность кирпича в нижнем ярусе «лоджии» перед входом. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Складчатая поверхность кирпича в лифтовом холле – и панорамное окно там же. ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Любопытно, что прием кирпичей, поставленных под углом, достаточно широко популярен в наше время, но складчатые «каннелюры», полученные методом простого поворота кирпичного бруска, еще будучи исполнены в розовом кирпиче, распространились и прижились еще в 1980-е годы. Но как правило этот прием используется как фасадный. В данном же случае – опять-таки наоборот, он входит в интерьер. Авторы сравнивают зубчатые кирпичные поверхности со складками портьер, а я бы сказала, тут может подойти сопоставление с актуальной в наше время плиссированной тканью. 

Коридорам неплохо пришлась тема контраста, заданная на фасадах, все развивается логично и опять же, рифмуется и снаружи, и внутри: одна половина черная, другая белая, и нет никаких сомнений, какие фасады где – вроде бы мелочь, в практическом отношении несущественная, но ведь интересно, когда все так имманентно логично. Можно было бы и гостям рассказать. Больше того, можно подойти к стеклянному торцу коридора, посмотреть, убедиться, да, слева белые, справа черные. 
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Интерьеры общественных пространств
    © АБ «Остоженка»

Подсветка здесь, как и на фасадах, спрятана и светит отраженным светом, отделяя верх и низ и акцентируя места встречи стен и пола уступом. Во-первых, комфортно, когда под ногами не только керамогранит, похожий на светлое дерево, но и свет, а во-вторых – интерьер как будто формируется у нас на глазах из объемов, слегка левитирующих и наделенных разными свойствами. При всем лаконизме мы чувствуем на уровне ощущений работу этого конструктора: пола-стен-потолка. Это вам не пластмассовые аканты дешевых карнизов, а их противоположность, вместо маскирующего декора – работа пространства и объема, каждого элемента. 

Участок дома – прямоугольный, одним из торцов он примыкает к Одесской улице и тянется в сторону реки, но перепад высот здесь еще не очень большой по сравнению со 100-метровым склоном, который начинается недалеко за западной границей территории. Между тем он есть – 3.5 метра. Дома стоят ближе к Одесской улице, но весь прямоугольник занят одним ярусом подземной парковки, на кровле которой, как на большой террасе, запланирован двор с игровой площадкой и воркаутом, геопластикой, кустами и злаками, даже с небольшим амфитеатром – еще одним местом для наблюдения за закатами и общения. Амфитеатр вписан в обваловку, скрывающую техпомещение, а въезд в подземную парковку использует естественный перепад высот; кроме того, он замаскирован и поддержан стенкой из белого кирпича, откликающегося на фасады речной части дома и выложенного решетчатой бразильской кладкой.  

Словом, дом довольно занятный – как минимум по количеству нетипичных, но приятных для будущих жителей решений, поскольку в нем режиссура общественных пространств, о которой так много говорят вокруг, присутствует не на словах, а на деле. Что сильно повышает «градус уникальности». Опять же, все вокруг кричат об уникальности, которой нет, а здесь – как минимум целый набор решений, как минимум редких в жилом строительстве наших дней.

Несложно заметить, что многие из них восходят к поискам послевоенного модернизма, который был по части объемно-пространственного построения намного более смел, чем наши современники, нередко за деталями не видящие целого. Как следствие, в проекте на Одесской привлекают две ключевые вещи: с одной стороны, он очень четко и логично выстроен, начиная от геометрии плана, структуры интерьера и заканчивая мотивацией этого построения. С другой стороны, тут нет прямых заимствований: эксперименты, укорененные где-то в семидесятых, получают вполне современное развитие: если ноги, то 10 метров, кортен и триплекс, если кирпич, то глазурованный, если панорамы и проницаемость – то во все стороны. Почему-то не отпускает мысль, что только в Нижнем возможна такая свобода. Хотя я могу ошибаться. 

Проект одобрен градсоветом Нижнего Новгорода, получил положительное заключение экспертизы, так же как и разрешение на строительство, которое уже началось. 
  • zooming
    1 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде. Благоустройство
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    10 / 10
    ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
    © АБ «Остоженка»
Архитектор:
Раис Баишев
София Каверина
Проект:
ЖК на Одесской улице в Нижнем Новгороде
Россия, Нижний Новгород, улица Одесская, земельный участок 4

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Р.С. Баишев, ГАП: С.Н. Каверина. Архитекторы: К.А. Щербакова при участии: М. Хафизов, Н. Громова. Визуализации: К. Анохин, Н. Смирнов. Рисунки для лазерной резки: М. Хафизов

2023

Заказчик: ВЕРЕН ГРУПП

20 Мая 2024

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.