English version

Силы магнетизма

«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.

mainImg
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Павел Журавлев
Проект:
ЖК «Крылатская 33»
Россия, Москва, ул. Крылатская, 33/1

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, П. Журавлев, Д. Воронкова, Э. Захарян, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, Е. Кондратьева, М. Кудряшов, А. Портнов, С. Родичкин, В. Сергеева, М. Серова, С. Сунгатуллин, А. Таирова, А. Талаева, А. Трибельская, К. Щербакова, О. Федорук, Г. Новикова, М. Мосешвили

2023 — 2024 / 2025

Девелопер: Капитал Групп; СЗ «Сияние»
Заказчик: «ПерсеяПрофи»
Район Крылатское мысленно связываешь с зеленью и спортом; тут холмы,  Серебряный бор, велотрек, гребной канал. Не совсем город или не только город. Еще в 1970-е здесь не планировали даже строить микрорайоны, но к середине 1980-х – построили, причем не простые, а экспериментальные, попроще, чем в Чертанове, но сразу с городской инфраструктурой, поликлиниками и магазинами. Тогда это было внове. Так что микрорайонные дома здесь сравнительно поздние, 17-этажные, расставлены вольготно, больше половины –  прямоугольными квартальными рамками. 
Ситуационный план. ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Ровно с юга на север от Рублевского шоссе тогда же, в 1980-е был проложен Осенний бульвар, прямой, как стрела, на 2 километра. Сложность в том, что местность пересеченная: перепад рельефа от склона Москвы-реки до шоссе здесь 40 метров; и до реки еще 20 метров. Место так и называлось Крылатская гора, в XII–XIV веках тут было укрепленное поселение. Бульвар 1980-х поэтому получился ступенчатым, с перепадами и лестницами, но пространственная ось-прострел, указывающая, проходя над Серебряным бором, аккурат на Троице-Лыково – все же есть. 

На нее-то и нанизан новый жилой комплекс «Крылатская 33», спроектированный архитекторами «Остоженки». В будущем – главный высотный акцент, он «ведет» за собой всю стаю здешних микрорайонов, замирая башнями перед перекрестком над Москвой-рекой. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Свободный участок на углу образовался из-за того, что здесь в 1970-е планировали перекресток будущего проспекта Маршала Жукова и линии метро. Проспект прошел в туннеле вдоль реки, метро восточнее, а прямоугольник на пересечении двух улиц долгое время служил открытой парковкой.

Форма сложилась не сразу – поначалу было довольно-таки много вариантов. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

В конце концов остановились на версии, которую сложно назвать ортодоксальной в контексте современных московских поисков. Предположу, что еще 10 лет назад здесь имел шанс появиться секционный квартал 100-метровой (ну, может быть, 70-метровой) высоты. Пять лет назад, вероятно, предпочтение бы отдали композиции из 3–4 башен, в плане близких к квадрату. 

А здесь смесь нескольких привычных типов крупномасштабного жилья. Квартал, в плане почти замкнутый. Но пространственно – раскрытый. В сторону жилых домов и недавно построенной церкви объемы постепенно ниспадают до «плеч», которые  находятся на одном уровне с многоэтажками 1980-х: от 43 до 55.5 метров. 
  • zooming
    Развертка по улице Осенняя. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Развертка по улице Крылатская. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Хочется себе представить комплекс в виде параллелепипеда, срезанного – посеченного плоскостью – от верхнего северо-западного угла к юго-восточному. Действительно, если провести линию по верхушкам, получится этакая, по образному выражению архитекторов, «юбка», или шлейф какой-нибудь дамы с позднеготической миниатюры. 

Но это вовсе не так, поскольку построение ступенчатое. На каждой ступени – террасы примыкающих к ним квартир, расположенных если не хаотически, то и не равномерно. Шаги то большие, то совсем маленькие, террасы тоже разного размера, иногда торцевые, иногда на углах. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Тут нет размеренной поступи, и нет очень уж значительного, размашистого простора; ступенчатый объем можно сравнить с геологическим образованием: оно развивается, шаг за шагом, как будто ледяные скалы или колония кристаллов столбик за столбиком «экструдируют себя» из земной поверхности. По определенным правилам, снизу вверх, строго вертикально – но с целым рядом живописных нюансов. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Принципиальным было создать доминанту, высотный акцент, на углу двух улиц; это логичный градостроительный прием – «закрепить» перекресток, обозначить его. 
 
Важным решением – оно возникло в процессе поиска итоговой формы – стало разделение угловой доминанты на две башни. Они поставлены достаточно близко друг к другу, чтобы образовать высотный силуэт, но в то же время это не единый гигантский объем-«обелиск». Между объемами возникают какие-то взаимоотношения, завязывается сюжет. Так что основным акцентом стали не башни, а расстояние между ними: как будто две пластины приблизились, но не сошлись до конца. Это самая энергоемкая часть – из-за прогала возникает некий магнетизм, так что главную роль в композиции играет не массив, а пространственная пауза.
 
Я сейчас вижу, что в окончательной версии проекта мы приобрели и многое другое, прежде всего контур здания, вырастающий из окружающей застройки – художественно-случайной формы, как будто здесь капала соль и выросли кристаллы. Или произошло естественное выветривание, эрозия некоей «горы», где устойчивые пласты сохраняются, а мягкие породы уходят, и остаются террасы.
 
  • zooming
    Функциональная схема. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Разрез. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

cic = 1

Павел Журавлев, главный архитектор проекта, директор, АБ «Остоженка»

Мы начали с массинга, вылепили контуры исходя из положения объекта в городе – и, надо сказать, затем немалых усилий стоило удержать форму в проектно-планировочной работе: потребовалось много дополнительных проработок, конструктивных и инженерных решений. Хотя проект с самого начала не был «перегружен ТЭПами», в этом его большое достоинство, это позволило нам сохранить пространство и «воздух», достаточно свободно работать с пропорциями в рамках первоначальной максимальной высоты 150 метров. Нам даже не захотелось увеличить высоту башен, когда в Москве отменили ограничения.
 
Сама по себе «гибридная» типология, сочетающая квартальные секции и башни – в чем-то удобна, поскольку позволяет варьировать подходы. Один объем у нас ориентирован по Крылатской, другой по Осенней улице, в одном квартиры имеют удобную меридиональную ориентацию, другой состоит из широтных секций, с которыми работать как правило сложно. В конечном счете секция номер три, самая высокая, у нас получилась тонкой, там всего три квартиры на каждом этаже.

Так вот, планы – сродни силуэтам, разнообразны в рамках разумного. Или можно сказать иначе: «вылеплены» вместе с формой, прорисованы поштучно. Секция может завернуть за угол на ширину одной комнаты – и там состыковаться с соседней секцией. Тут можно разное найти, не зря авторы говорят о стараниях по вписыванию квартир в массинг. В общем-то, современные архитекторы в рамках крупного жилого строительства именно этим прежде всего и занимаются: формируют силуэт из набора планировок. Пластины фасадов выдвигаются вперед консолями, и образуют уступы: все не очень глубокие, но асимметричные. План вьется уступчатой змейкой, хотя и в рамках прямоугольного контура.
  • zooming
    План 1 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Генплан. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 2 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 7 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Верхние этажи башен – тоже в результате пластических поисков – авторы превратили в «головы» со стеклянной «гармошкой» фасадов, составленной из, скажем так, линии прямоугольных треугольников без гипотенуз. Таким образом, не затронув конструктив, квартиры удалось осветить очень хорошо, «уловить» свет. Стоя в таком выступе, и впрямь, вероятно, можно почувствовать себя парящим над городом. 

Стеклянные «зубья» верхних частей башен повернуты в направлении, противоположном скосам пилонов в основной части – так что «головы» должны быть заметны в силу иной освещенности поверхностей; ночью к этим отличиям добавится свечение изнутри. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Если «головы» стеклянные, то пилоны основной части – почти белые; на данный момент фасадный материал не определен окончательно, но планируется стеклофибробетон, похожий на камень. У пилонов – крупные ступенчатые, a-la Скарпа, края, и с эффектом утоньшения простенка снизу вверх. «Светлокаменные» фасады довольно существенно нависают над стилобатным уровнем, внизу их объединяет уступчатая горизонталь, вторящая верхнему контуру здания, но в более «материальном» срезе, позволяя прохожему почувствовать толщину дома. 
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Схема фрагмента фасада 1. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Схема фрагмента фасада 2. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Схема фрагмента фасада 3. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Схема фрагмента фасада 4. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Эффект углубления, отступа нижних ярусов особенно заметен в угловом двухэтажном объеме, который соединяет две башни наподобие шарнира. Второй этаж будет занят рестораном, в него ведет открытый марш лестницы из входного холла. Тем не менее снаружи это цельный объем, очень простой, стереометрический по форме и немного углубленный. Я бы сказала, он с модернистской скромностью отступает от красной линии; или наоборот, приоткрывает «внутреннюю материю» здания под- и между завесами фасадов, позволяя пешеходу непосредственно с ней взаимодействовать. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Лобби в нижнем ярусе комплекса – тоже большое, общей площадью 300 м2, так что оно носит гордое звание гранд-лобби; высота потолков от 5.5 до 7 метров; архитекторы сделали эскизные проекты интерьеров – только для того, чтобы понять, какие ощущения будет формировать это пространство. Пока что, до итогового декорирования – сдержанно-величественные. 
  
 

Под комплексом – 2 яруса подземной парковки, сваи и стену в грунте планируется соорудить глубокими, до 40 метров в глубину. Приватный двор располагается на кровле паркинга, проект ландшафта тоже предложен «Остоженкой». Особенности – в зонировании. Во-первых, двор запланирован уровнем ниже тротуара улицы Осенней, отделен от нее пилонадой и лестницей, ведущей вниз. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Во-вторых, с противоположной стороны двора, там, где южная секция поворачивает к востоку – его продолжает одноярусный объем технического блока, где, в частности, размещена закрытая камера для сбора мусора – пока что не частое для Москвы явление. На кровле техблока со стороны двора архитекторы предложили пышную альпийскую горку. В восточную секцию встроен детский сад. 
  • zooming
    1 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Работа над проектом «Крылатской 33» велась в 2022–2024 по заказу девелопера Капитал Групп. Но затем заказчик проекта сменился, теперь строительством и продажами комплекса занимается  СЗ «Сияние». 
cic = 1

Антон Чугунов, заместитель директора по проектированию, СЗ «Сияние»

Мы получили этот проект на финальной стадии, когда он уже находился в экспертизе. Считаем, что задачи, поставленные перед проектной группой – Капитал Групп и архитектурным бюро «Остоженка», – выполнены на высоком уровне: ТЭПы, концепция, «посадка» комплекса… Он гармонично вписывался в окружающую застройку. Мы продолжаем работу с коллегами и планируем реализовать проект в установленные сроки – ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2027 года. Если потребуется уточнение технических решений, в частности по фасадам, мы будем согласовывать их с архитекторами.
 
Что касается реакции местных жителей, естественно, при любом новом строительстве есть как сторонники, так и те, кто воспринимает изменения настороженно. Однако проведенный нами неформальный опрос показал, многие жители Крылатского ждали открытия продаж, чтобы рассмотреть возможность приобретения жилья в новом комплексе. В районе – нехватка качественных предложений: последние «точечные» проекты были реализованы в конце 1990-х – начале 2000-х, в основном ближе к Рублевскому шоссе. А Крылатское – район с особой атмосферой, окруженный парками, что формирует устойчивую локальную идентичность жителей. Многие стремятся сохранить связь с районом, особенно при расширении семей. Новый проект – фактически единственное предложение в сложившейся застройке, и мы видим устойчивый интерес к нему со стороны местных жителей.

Действительно, «Крылатская 33» станет здесь едва ли не первым новым жилым комплексом, и уж как минимум – первым крупным, построенным по стандартам, утвердившимся в Москве за последние 5–10 лет: двор без машин, сложное функциональное наполнение стилобатного яруса... Сами террасы и панорамные окна – уже хороший плюс, в таком-то природном окружении. Оно, окружение, во многом служит основанием для позиционирования проекта как экологичного. В тот же перечень можно вписать закрытую площадку для сбора мусора и приточно-вытяжную вентиляцию и VRF-системы кондиционирования. 

Но вернемся к образности. На что он, все-таки, похож? Как уже было сказано, в типологическом отношении комплекс «гибридный», в нем «слиты» квартал, секции и башни. А данные намеком аллюзии на ар-деко, прежде всего ступенчатые края пилонов, с одной стороны, растворяются в стеклянно-металлическом фоне, а с другой, нивелируются крупным форматом всего квартала. 

Крупная штриховка-частокол организует стеклянную массу, как будто удерживает ее в некоей «корзинке». Чей силуэт, на мой взгляд, раскрывает тему «деконструкции высотки». В некоторых ракурсах – особенно если представить себе, что плывешь по Москве-реке вниз по течению, например, на сап-бордах, новый комплекс будет именно таким: ступенчато-пирамидальным. Поворачиваешь – и понимаешь, что «пирамида» не целая, в ней не только есть разрыв, она еще и состоит из двух плоскостей. Как будто здесь, на склоне реки и «в начале» Москвы нам показывают некий «спойлер»: бело-стеклянный абрис высотных зданий, узнаваемых символов города, выстроенных по Садовому кольцу, так же как и ниже по реке, на Воробьевых горах. Но только силуэт – заметно более лаконичен, сдержан в духе языка модернистской архитектуры, в котором были выстроены «старые» панельные дома Крылатского. 

Архитекторы «Остоженки» известны как контекстуалисты с внимательным отношением к городу. Но вырастить призрак высотки из крови и плоти микрорайонной стилистики – это надо уметь так погрузиться в контекст. 
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Павел Журавлев
Проект:
ЖК «Крылатская 33»
Россия, Москва, ул. Крылатская, 33/1

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, П. Журавлев, Д. Воронкова, Э. Захарян, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, Е. Кондратьева, М. Кудряшов, А. Портнов, С. Родичкин, В. Сергеева, М. Серова, С. Сунгатуллин, А. Таирова, А. Талаева, А. Трибельская, К. Щербакова, О. Федорук, Г. Новикова, М. Мосешвили

2023 — 2024 / 2025

Девелопер: Капитал Групп; СЗ «Сияние»
Заказчик: «ПерсеяПрофи»

21 Февраля 2025

АБ «Остоженка»: другие проекты
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Похожие статьи
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро TOTAN и SAGA предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.