English version

Силы магнетизма

«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.

mainImg
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Павел Журавлев
Проект:
ЖК «Крылатская 33»
Россия, Москва, ул. Крылатская, 33/1

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, П. Журавлев, Д. Воронкова, Э. Захарян, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, Е. Кондратьева, М. Кудряшов, А. Портнов, С. Родичкин, В. Сергеева, М. Серова, С. Сунгатуллин, А. Таирова, А. Талаева, А. Трибельская, К. Щербакова, О. Федорук, Г. Новикова, М. Мосешвили

2023 — 2024 / 2025

Девелопер: Капитал Групп; СЗ «Сияние»
Заказчик: «ПерсеяПрофи»
Район Крылатское мысленно связываешь с зеленью и спортом; тут холмы,  Серебряный бор, велотрек, гребной канал. Не совсем город или не только город. Еще в 1970-е здесь не планировали даже строить микрорайоны, но к середине 1980-х – построили, причем не простые, а экспериментальные, попроще, чем в Чертанове, но сразу с городской инфраструктурой, поликлиниками и магазинами. Тогда это было внове. Так что микрорайонные дома здесь сравнительно поздние, 17-этажные, расставлены вольготно, больше половины –  прямоугольными квартальными рамками. 
Ситуационный план. ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Ровно с юга на север от Рублевского шоссе тогда же, в 1980-е был проложен Осенний бульвар, прямой, как стрела, на 2 километра. Сложность в том, что местность пересеченная: перепад рельефа от склона Москвы-реки до шоссе здесь 40 метров; и до реки еще 20 метров. Место так и называлось Крылатская гора, в XII–XIV веках тут было укрепленное поселение. Бульвар 1980-х поэтому получился ступенчатым, с перепадами и лестницами, но пространственная ось-прострел, указывающая, проходя над Серебряным бором, аккурат на Троице-Лыково – все же есть. 

На нее-то и нанизан новый жилой комплекс «Крылатская 33», спроектированный архитекторами «Остоженки». В будущем – главный высотный акцент, он «ведет» за собой всю стаю здешних микрорайонов, замирая башнями перед перекрестком над Москвой-рекой. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Свободный участок на углу образовался из-за того, что здесь в 1970-е планировали перекресток будущего проспекта Маршала Жукова и линии метро. Проспект прошел в туннеле вдоль реки, метро восточнее, а прямоугольник на пересечении двух улиц долгое время служил открытой парковкой.

Форма сложилась не сразу – поначалу было довольно-таки много вариантов. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

В конце концов остановились на версии, которую сложно назвать ортодоксальной в контексте современных московских поисков. Предположу, что еще 10 лет назад здесь имел шанс появиться секционный квартал 100-метровой (ну, может быть, 70-метровой) высоты. Пять лет назад, вероятно, предпочтение бы отдали композиции из 3–4 башен, в плане близких к квадрату. 

А здесь смесь нескольких привычных типов крупномасштабного жилья. Квартал, в плане почти замкнутый. Но пространственно – раскрытый. В сторону жилых домов и недавно построенной церкви объемы постепенно ниспадают до «плеч», которые  находятся на одном уровне с многоэтажками 1980-х: от 43 до 55.5 метров. 
  • zooming
    Развертка по улице Осенняя. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Развертка по улице Крылатская. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Хочется себе представить комплекс в виде параллелепипеда, срезанного – посеченного плоскостью – от верхнего северо-западного угла к юго-восточному. Действительно, если провести линию по верхушкам, получится этакая, по образному выражению архитекторов, «юбка», или шлейф какой-нибудь дамы с позднеготической миниатюры. 

Но это вовсе не так, поскольку построение ступенчатое. На каждой ступени – террасы примыкающих к ним квартир, расположенных если не хаотически, то и не равномерно. Шаги то большие, то совсем маленькие, террасы тоже разного размера, иногда торцевые, иногда на углах. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Тут нет размеренной поступи, и нет очень уж значительного, размашистого простора; ступенчатый объем можно сравнить с геологическим образованием: оно развивается, шаг за шагом, как будто ледяные скалы или колония кристаллов столбик за столбиком «экструдируют себя» из земной поверхности. По определенным правилам, снизу вверх, строго вертикально – но с целым рядом живописных нюансов. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Принципиальным было создать доминанту, высотный акцент, на углу двух улиц; это логичный градостроительный прием – «закрепить» перекресток, обозначить его. 
 
Важным решением – оно возникло в процессе поиска итоговой формы – стало разделение угловой доминанты на две башни. Они поставлены достаточно близко друг к другу, чтобы образовать высотный силуэт, но в то же время это не единый гигантский объем-«обелиск». Между объемами возникают какие-то взаимоотношения, завязывается сюжет. Так что основным акцентом стали не башни, а расстояние между ними: как будто две пластины приблизились, но не сошлись до конца. Это самая энергоемкая часть – из-за прогала возникает некий магнетизм, так что главную роль в композиции играет не массив, а пространственная пауза.
 
Я сейчас вижу, что в окончательной версии проекта мы приобрели и многое другое, прежде всего контур здания, вырастающий из окружающей застройки – художественно-случайной формы, как будто здесь капала соль и выросли кристаллы. Или произошло естественное выветривание, эрозия некоей «горы», где устойчивые пласты сохраняются, а мягкие породы уходят, и остаются террасы.
 
  • zooming
    Функциональная схема. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Разрез. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

cic = 1

Павел Журавлев, главный архитектор проекта, директор, АБ «Остоженка»

Мы начали с массинга, вылепили контуры исходя из положения объекта в городе – и, надо сказать, затем немалых усилий стоило удержать форму в проектно-планировочной работе: потребовалось много дополнительных проработок, конструктивных и инженерных решений. Хотя проект с самого начала не был «перегружен ТЭПами», в этом его большое достоинство, это позволило нам сохранить пространство и «воздух», достаточно свободно работать с пропорциями в рамках первоначальной максимальной высоты 150 метров. Нам даже не захотелось увеличить высоту башен, когда в Москве отменили ограничения.
 
Сама по себе «гибридная» типология, сочетающая квартальные секции и башни – в чем-то удобна, поскольку позволяет варьировать подходы. Один объем у нас ориентирован по Крылатской, другой по Осенней улице, в одном квартиры имеют удобную меридиональную ориентацию, другой состоит из широтных секций, с которыми работать как правило сложно. В конечном счете секция номер три, самая высокая, у нас получилась тонкой, там всего три квартиры на каждом этаже.

Так вот, планы – сродни силуэтам, разнообразны в рамках разумного. Или можно сказать иначе: «вылеплены» вместе с формой, прорисованы поштучно. Секция может завернуть за угол на ширину одной комнаты – и там состыковаться с соседней секцией. Тут можно разное найти, не зря авторы говорят о стараниях по вписыванию квартир в массинг. В общем-то, современные архитекторы в рамках крупного жилого строительства именно этим прежде всего и занимаются: формируют силуэт из набора планировок. Пластины фасадов выдвигаются вперед консолями, и образуют уступы: все не очень глубокие, но асимметричные. План вьется уступчатой змейкой, хотя и в рамках прямоугольного контура.
  • zooming
    План 1 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Генплан. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 2 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 7 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Верхние этажи башен – тоже в результате пластических поисков – авторы превратили в «головы» со стеклянной «гармошкой» фасадов, составленной из, скажем так, линии прямоугольных треугольников без гипотенуз. Таким образом, не затронув конструктив, квартиры удалось осветить очень хорошо, «уловить» свет. Стоя в таком выступе, и впрямь, вероятно, можно почувствовать себя парящим над городом. 

Стеклянные «зубья» верхних частей башен повернуты в направлении, противоположном скосам пилонов в основной части – так что «головы» должны быть заметны в силу иной освещенности поверхностей; ночью к этим отличиям добавится свечение изнутри. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Если «головы» стеклянные, то пилоны основной части – почти белые; на данный момент фасадный материал не определен окончательно, но планируется стеклофибробетон, похожий на камень. У пилонов – крупные ступенчатые, a-la Скарпа, края, и с эффектом утоньшения простенка снизу вверх. «Светлокаменные» фасады довольно существенно нависают над стилобатным уровнем, внизу их объединяет уступчатая горизонталь, вторящая верхнему контуру здания, но в более «материальном» срезе, позволяя прохожему почувствовать толщину дома. 
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Схема фрагмента фасада 1. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Схема фрагмента фасада 2. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Схема фрагмента фасада 3. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Схема фрагмента фасада 4. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Эффект углубления, отступа нижних ярусов особенно заметен в угловом двухэтажном объеме, который соединяет две башни наподобие шарнира. Второй этаж будет занят рестораном, в него ведет открытый марш лестницы из входного холла. Тем не менее снаружи это цельный объем, очень простой, стереометрический по форме и немного углубленный. Я бы сказала, он с модернистской скромностью отступает от красной линии; или наоборот, приоткрывает «внутреннюю материю» здания под- и между завесами фасадов, позволяя пешеходу непосредственно с ней взаимодействовать. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Лобби в нижнем ярусе комплекса – тоже большое, общей площадью 300 м2, так что оно носит гордое звание гранд-лобби; высота потолков от 5.5 до 7 метров; архитекторы сделали эскизные проекты интерьеров – только для того, чтобы понять, какие ощущения будет формировать это пространство. Пока что, до итогового декорирования – сдержанно-величественные. 
  
 

Под комплексом – 2 яруса подземной парковки, сваи и стену в грунте планируется соорудить глубокими, до 40 метров в глубину. Приватный двор располагается на кровле паркинга, проект ландшафта тоже предложен «Остоженкой». Особенности – в зонировании. Во-первых, двор запланирован уровнем ниже тротуара улицы Осенней, отделен от нее пилонадой и лестницей, ведущей вниз. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Во-вторых, с противоположной стороны двора, там, где южная секция поворачивает к востоку – его продолжает одноярусный объем технического блока, где, в частности, размещена закрытая камера для сбора мусора – пока что не частое для Москвы явление. На кровле техблока со стороны двора архитекторы предложили пышную альпийскую горку. В восточную секцию встроен детский сад. 
  • zooming
    1 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Работа над проектом «Крылатской 33» велась в 2022–2024 по заказу девелопера Капитал Групп. Но затем заказчик проекта сменился, теперь строительством и продажами комплекса занимается  СЗ «Сияние». 
cic = 1

Антон Чугунов, заместитель директора по проектированию, СЗ «Сияние»

Мы получили этот проект на финальной стадии, когда он уже находился в экспертизе. Считаем, что задачи, поставленные перед проектной группой – Капитал Групп и архитектурным бюро «Остоженка», – выполнены на высоком уровне: ТЭПы, концепция, «посадка» комплекса… Он гармонично вписывался в окружающую застройку. Мы продолжаем работу с коллегами и планируем реализовать проект в установленные сроки – ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2027 года. Если потребуется уточнение технических решений, в частности по фасадам, мы будем согласовывать их с архитекторами.
 
Что касается реакции местных жителей, естественно, при любом новом строительстве есть как сторонники, так и те, кто воспринимает изменения настороженно. Однако проведенный нами неформальный опрос показал, многие жители Крылатского ждали открытия продаж, чтобы рассмотреть возможность приобретения жилья в новом комплексе. В районе – нехватка качественных предложений: последние «точечные» проекты были реализованы в конце 1990-х – начале 2000-х, в основном ближе к Рублевскому шоссе. А Крылатское – район с особой атмосферой, окруженный парками, что формирует устойчивую локальную идентичность жителей. Многие стремятся сохранить связь с районом, особенно при расширении семей. Новый проект – фактически единственное предложение в сложившейся застройке, и мы видим устойчивый интерес к нему со стороны местных жителей.

Действительно, «Крылатская 33» станет здесь едва ли не первым новым жилым комплексом, и уж как минимум – первым крупным, построенным по стандартам, утвердившимся в Москве за последние 5–10 лет: двор без машин, сложное функциональное наполнение стилобатного яруса... Сами террасы и панорамные окна – уже хороший плюс, в таком-то природном окружении. Оно, окружение, во многом служит основанием для позиционирования проекта как экологичного. В тот же перечень можно вписать закрытую площадку для сбора мусора и приточно-вытяжную вентиляцию и VRF-системы кондиционирования. 

Но вернемся к образности. На что он, все-таки, похож? Как уже было сказано, в типологическом отношении комплекс «гибридный», в нем «слиты» квартал, секции и башни. А данные намеком аллюзии на ар-деко, прежде всего ступенчатые края пилонов, с одной стороны, растворяются в стеклянно-металлическом фоне, а с другой, нивелируются крупным форматом всего квартала. 

Крупная штриховка-частокол организует стеклянную массу, как будто удерживает ее в некоей «корзинке». Чей силуэт, на мой взгляд, раскрывает тему «деконструкции высотки». В некоторых ракурсах – особенно если представить себе, что плывешь по Москве-реке вниз по течению, например, на сап-бордах, новый комплекс будет именно таким: ступенчато-пирамидальным. Поворачиваешь – и понимаешь, что «пирамида» не целая, в ней не только есть разрыв, она еще и состоит из двух плоскостей. Как будто здесь, на склоне реки и «в начале» Москвы нам показывают некий «спойлер»: бело-стеклянный абрис высотных зданий, узнаваемых символов города, выстроенных по Садовому кольцу, так же как и ниже по реке, на Воробьевых горах. Но только силуэт – заметно более лаконичен, сдержан в духе языка модернистской архитектуры, в котором были выстроены «старые» панельные дома Крылатского. 

Архитекторы «Остоженки» известны как контекстуалисты с внимательным отношением к городу. Но вырастить призрак высотки из крови и плоти микрорайонной стилистики – это надо уметь так погрузиться в контекст. 
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Павел Журавлев
Проект:
ЖК «Крылатская 33»
Россия, Москва, ул. Крылатская, 33/1

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, П. Журавлев, Д. Воронкова, Э. Захарян, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, Е. Кондратьева, М. Кудряшов, А. Портнов, С. Родичкин, В. Сергеева, М. Серова, С. Сунгатуллин, А. Таирова, А. Талаева, А. Трибельская, К. Щербакова, О. Федорук, Г. Новикова, М. Мосешвили

2023 — 2024 / 2025

Девелопер: Капитал Групп; СЗ «Сияние»
Заказчик: «ПерсеяПрофи»

21 Февраля 2025

АБ «Остоженка»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Похожие статьи
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.