Силы магнетизма

«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.

mainImg
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Павел Журавлев
Проект:
ЖК «Крылатская 33»
Россия, Москва, ул. Крылатская, 33/1

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, П. Журавлев, Д. Воронкова, Э. Захарян, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, Е. Кондратьева, М. Кудряшов, А. Портнов, С. Родичкин, В. Сергеева, М. Серова, С. Сунгатуллин, А. Таирова, А. Талаева, А. Трибельская, К. Щербакова, О. Федорук, Г. Новикова, М. Мосешвили

2023 — 2024 / 2025

Девелопер: Капитал Групп; СЗ «Сияние»
Заказчик: «ПерсеяПрофи»
Район Крылатское мысленно связываешь с зеленью и спортом; тут холмы,  Серебряный бор, велотрек, гребной канал. Не совсем город или не только город. Еще в 1970-е здесь не планировали даже строить микрорайоны, но к середине 1980-х – построили, причем не простые, а экспериментальные, попроще, чем в Чертанове, но сразу с городской инфраструктурой, поликлиниками и магазинами. Тогда это было внове. Так что микрорайонные дома здесь сравнительно поздние, 17-этажные, расставлены вольготно, больше половины –  прямоугольными квартальными рамками. 
Ситуационный план. ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Ровно с юга на север от Рублевского шоссе тогда же, в 1980-е был проложен Осенний бульвар, прямой, как стрела, на 2 километра. Сложность в том, что местность пересеченная: перепад рельефа от склона Москвы-реки до шоссе здесь 40 метров; и до реки еще 20 метров. Место так и называлось Крылатская гора, в XII–XIV веках тут было укрепленное поселение. Бульвар 1980-х поэтому получился ступенчатым, с перепадами и лестницами, но пространственная ось-прострел, указывающая, проходя над Серебряным бором, аккурат на Троице-Лыково – все же есть. 

На нее-то и нанизан новый жилой комплекс «Крылатская 33», спроектированный архитекторами «Остоженки». В будущем – главный высотный акцент, он «ведет» за собой всю стаю здешних микрорайонов, замирая башнями перед перекрестком над Москвой-рекой. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Свободный участок на углу образовался из-за того, что здесь в 1970-е планировали перекресток будущего проспекта Маршала Жукова и линии метро. Проспект прошел в туннеле вдоль реки, метро восточнее, а прямоугольник на пересечении двух улиц долгое время служил открытой парковкой.

Форма сложилась не сразу – поначалу было довольно-таки много вариантов. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

В конце концов остановились на версии, которую сложно назвать ортодоксальной в контексте современных московских поисков. Предположу, что еще 10 лет назад здесь имел шанс появиться секционный квартал 100-метровой (ну, может быть, 70-метровой) высоты. Пять лет назад, вероятно, предпочтение бы отдали композиции из 3–4 башен, в плане близких к квадрату. 

А здесь смесь нескольких привычных типов крупномасштабного жилья. Квартал, в плане почти замкнутый. Но пространственно – раскрытый. В сторону жилых домов и недавно построенной церкви объемы постепенно ниспадают до «плеч», которые  находятся на одном уровне с многоэтажками 1980-х: от 43 до 55.5 метров. 
  • zooming
    Развертка по улице Осенняя. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Развертка по улице Крылатская. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Хочется себе представить комплекс в виде параллелепипеда, срезанного – посеченного плоскостью – от верхнего северо-западного угла к юго-восточному. Действительно, если провести линию по верхушкам, получится этакая, по образному выражению архитекторов, «юбка», или шлейф какой-нибудь дамы с позднеготической миниатюры. 

Но это вовсе не так, поскольку построение ступенчатое. На каждой ступени – террасы примыкающих к ним квартир, расположенных если не хаотически, то и не равномерно. Шаги то большие, то совсем маленькие, террасы тоже разного размера, иногда торцевые, иногда на углах. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Тут нет размеренной поступи, и нет очень уж значительного, размашистого простора; ступенчатый объем можно сравнить с геологическим образованием: оно развивается, шаг за шагом, как будто ледяные скалы или колония кристаллов столбик за столбиком «экструдируют себя» из земной поверхности. По определенным правилам, снизу вверх, строго вертикально – но с целым рядом живописных нюансов. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Принципиальным было создать доминанту, высотный акцент, на углу двух улиц; это логичный градостроительный прием – «закрепить» перекресток, обозначить его. 
 
Важным решением – оно возникло в процессе поиска итоговой формы – стало разделение угловой доминанты на две башни. Они поставлены достаточно близко друг к другу, чтобы образовать высотный силуэт, но в то же время это не единый гигантский объем-«обелиск». Между объемами возникают какие-то взаимоотношения, завязывается сюжет. Так что основным акцентом стали не башни, а расстояние между ними: как будто две пластины приблизились, но не сошлись до конца. Это самая энергоемкая часть – из-за прогала возникает некий магнетизм, так что главную роль в композиции играет не массив, а пространственная пауза.
 
Я сейчас вижу, что в окончательной версии проекта мы приобрели и многое другое, прежде всего контур здания, вырастающий из окружающей застройки – художественно-случайной формы, как будто здесь капала соль и выросли кристаллы. Или произошло естественное выветривание, эрозия некоей «горы», где устойчивые пласты сохраняются, а мягкие породы уходят, и остаются террасы.
 
  • zooming
    Функциональная схема. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Разрез. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

cic = 1

Павел Журавлев, главный архитектор проекта, директор, АБ «Остоженка»

Мы начали с массинга, вылепили контуры исходя из положения объекта в городе – и, надо сказать, затем немалых усилий стоило удержать форму в проектно-планировочной работе: потребовалось много дополнительных проработок, конструктивных и инженерных решений. Хотя проект с самого начала не был «перегружен ТЭПами», в этом его большое достоинство, это позволило нам сохранить пространство и «воздух», достаточно свободно работать с пропорциями в рамках первоначальной максимальной высоты 150 метров. Нам даже не захотелось увеличить высоту башен, когда в Москве отменили ограничения.
 
Сама по себе «гибридная» типология, сочетающая квартальные секции и башни – в чем-то удобна, поскольку позволяет варьировать подходы. Один объем у нас ориентирован по Крылатской, другой по Осенней улице, в одном квартиры имеют удобную меридиональную ориентацию, другой состоит из широтных секций, с которыми работать как правило сложно. В конечном счете секция номер три, самая высокая, у нас получилась тонкой, там всего три квартиры на каждом этаже.

Так вот, планы – сродни силуэтам, разнообразны в рамках разумного. Или можно сказать иначе: «вылеплены» вместе с формой, прорисованы поштучно. Секция может завернуть за угол на ширину одной комнаты – и там состыковаться с соседней секцией. Тут можно разное найти, не зря авторы говорят о стараниях по вписыванию квартир в массинг. В общем-то, современные архитекторы в рамках крупного жилого строительства именно этим прежде всего и занимаются: формируют силуэт из набора планировок. Пластины фасадов выдвигаются вперед консолями, и образуют уступы: все не очень глубокие, но асимметричные. План вьется уступчатой змейкой, хотя и в рамках прямоугольного контура.
  • zooming
    План 1 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    Генплан. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 2 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    План 7 этажа. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Верхние этажи башен – тоже в результате пластических поисков – авторы превратили в «головы» со стеклянной «гармошкой» фасадов, составленной из, скажем так, линии прямоугольных треугольников без гипотенуз. Таким образом, не затронув конструктив, квартиры удалось осветить очень хорошо, «уловить» свет. Стоя в таком выступе, и впрямь, вероятно, можно почувствовать себя парящим над городом. 

Стеклянные «зубья» верхних частей башен повернуты в направлении, противоположном скосам пилонов в основной части – так что «головы» должны быть заметны в силу иной освещенности поверхностей; ночью к этим отличиям добавится свечение изнутри. 
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Если «головы» стеклянные, то пилоны основной части – почти белые; на данный момент фасадный материал не определен окончательно, но планируется стеклофибробетон, похожий на камень. У пилонов – крупные ступенчатые, a-la Скарпа, края, и с эффектом утоньшения простенка снизу вверх. «Светлокаменные» фасады довольно существенно нависают над стилобатным уровнем, внизу их объединяет уступчатая горизонталь, вторящая верхнему контуру здания, но в более «материальном» срезе, позволяя прохожему почувствовать толщину дома. 
  • zooming
    1 / 5
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 5
    Схема фрагмента фасада 1. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 5
    Схема фрагмента фасада 2. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 5
    Схема фрагмента фасада 3. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 5
    Схема фрагмента фасада 4. ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Эффект углубления, отступа нижних ярусов особенно заметен в угловом двухэтажном объеме, который соединяет две башни наподобие шарнира. Второй этаж будет занят рестораном, в него ведет открытый марш лестницы из входного холла. Тем не менее снаружи это цельный объем, очень простой, стереометрический по форме и немного углубленный. Я бы сказала, он с модернистской скромностью отступает от красной линии; или наоборот, приоткрывает «внутреннюю материю» здания под- и между завесами фасадов, позволяя пешеходу непосредственно с ней взаимодействовать. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Лобби в нижнем ярусе комплекса – тоже большое, общей площадью 300 м2, так что оно носит гордое звание гранд-лобби; высота потолков от 5.5 до 7 метров; архитекторы сделали эскизные проекты интерьеров – только для того, чтобы понять, какие ощущения будет формировать это пространство. Пока что, до итогового декорирования – сдержанно-величественные. 
  
 

Под комплексом – 2 яруса подземной парковки, сваи и стену в грунте планируется соорудить глубокими, до 40 метров в глубину. Приватный двор располагается на кровле паркинга, проект ландшафта тоже предложен «Остоженкой». Особенности – в зонировании. Во-первых, двор запланирован уровнем ниже тротуара улицы Осенней, отделен от нее пилонадой и лестницей, ведущей вниз. 
ЖК «Крылатская 33», проект
© АБ «Остоженка»

Во-вторых, с противоположной стороны двора, там, где южная секция поворачивает к востоку – его продолжает одноярусный объем технического блока, где, в частности, размещена закрытая камера для сбора мусора – пока что не частое для Москвы явление. На кровле техблока со стороны двора архитекторы предложили пышную альпийскую горку. В восточную секцию встроен детский сад. 
  • zooming
    1 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    2 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    3 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    4 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    5 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    6 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    7 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    8 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»
  • zooming
    9 / 9
    ЖК «Крылатская 33», проект
    © АБ «Остоженка»

Работа над проектом «Крылатской 33» велась в 2022–2024 по заказу девелопера Капитал Групп. Но затем заказчик проекта сменился, теперь строительством и продажами комплекса занимается  СЗ «Сияние». 
cic = 1

Антон Чугунов, заместитель директора по проектированию, СЗ «Сияние»

Мы получили этот проект на финальной стадии, когда он уже находился в экспертизе. Считаем, что задачи, поставленные перед проектной группой – Капитал Групп и архитектурным бюро «Остоженка», – выполнены на высоком уровне: ТЭПы, концепция, «посадка» комплекса… Он гармонично вписывался в окружающую застройку. Мы продолжаем работу с коллегами и планируем реализовать проект в установленные сроки – ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2027 года. Если потребуется уточнение технических решений, в частности по фасадам, мы будем согласовывать их с архитекторами.
 
Что касается реакции местных жителей, естественно, при любом новом строительстве есть как сторонники, так и те, кто воспринимает изменения настороженно. Однако проведенный нами неформальный опрос показал, многие жители Крылатского ждали открытия продаж, чтобы рассмотреть возможность приобретения жилья в новом комплексе. В районе – нехватка качественных предложений: последние «точечные» проекты были реализованы в конце 1990-х – начале 2000-х, в основном ближе к Рублевскому шоссе. А Крылатское – район с особой атмосферой, окруженный парками, что формирует устойчивую локальную идентичность жителей. Многие стремятся сохранить связь с районом, особенно при расширении семей. Новый проект – фактически единственное предложение в сложившейся застройке, и мы видим устойчивый интерес к нему со стороны местных жителей.

Действительно, «Крылатская 33» станет здесь едва ли не первым новым жилым комплексом, и уж как минимум – первым крупным, построенным по стандартам, утвердившимся в Москве за последние 5–10 лет: двор без машин, сложное функциональное наполнение стилобатного яруса... Сами террасы и панорамные окна – уже хороший плюс, в таком-то природном окружении. Оно, окружение, во многом служит основанием для позиционирования проекта как экологичного. В тот же перечень можно вписать закрытую площадку для сбора мусора и приточно-вытяжную вентиляцию и VRF-системы кондиционирования. 

Но вернемся к образности. На что он, все-таки, похож? Как уже было сказано, в типологическом отношении комплекс «гибридный», в нем «слиты» квартал, секции и башни. А данные намеком аллюзии на ар-деко, прежде всего ступенчатые края пилонов, с одной стороны, растворяются в стеклянно-металлическом фоне, а с другой, нивелируются крупным форматом всего квартала. 

Крупная штриховка-частокол организует стеклянную массу, как будто удерживает ее в некоей «корзинке». Чей силуэт, на мой взгляд, раскрывает тему «деконструкции высотки». В некоторых ракурсах – особенно если представить себе, что плывешь по Москве-реке вниз по течению, например, на сап-бордах, новый комплекс будет именно таким: ступенчато-пирамидальным. Поворачиваешь – и понимаешь, что «пирамида» не целая, в ней не только есть разрыв, она еще и состоит из двух плоскостей. Как будто здесь, на склоне реки и «в начале» Москвы нам показывают некий «спойлер»: бело-стеклянный абрис высотных зданий, узнаваемых символов города, выстроенных по Садовому кольцу, так же как и ниже по реке, на Воробьевых горах. Но только силуэт – заметно более лаконичен, сдержан в духе языка модернистской архитектуры, в котором были выстроены «старые» панельные дома Крылатского. 

Архитекторы «Остоженки» известны как контекстуалисты с внимательным отношением к городу. Но вырастить призрак высотки из крови и плоти микрорайонной стилистики – это надо уметь так погрузиться в контекст. 
Архитектор:
Андрей Гнездилов
Павел Журавлев
Проект:
ЖК «Крылатская 33»
Россия, Москва, ул. Крылатская, 33/1

Авторский коллектив:
А. Гнездилов, П. Журавлев, Д. Воронкова, Э. Захарян, И. Ивлев, С. Исаченко, Е. Казурова-Скороход, Е. Кондратьева, М. Кудряшов, А. Портнов, С. Родичкин, В. Сергеева, М. Серова, С. Сунгатуллин, А. Таирова, А. Талаева, А. Трибельская, К. Щербакова, О. Федорук, Г. Новикова, М. Мосешвили

2023 — 2024 / 2025

Девелопер: Капитал Групп; СЗ «Сияние»
Заказчик: «ПерсеяПрофи»

21 Февраля 2025

АБ «Остоженка»: другие проекты
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
Дом-лестница
Проектируя ЖК «Детали» в Новой Москве, Раис Баишев привил популярной московской теме дома-квартала идею из сюрреалистической графики Маурица Эшера – увидел в силуэтах ступенчатых повышений и спусков метафизическую мега-лестницу, сформировал внутри двора некую ключевую пустоту. Что дало проекту внутренний «стержень»: идея ощущается и в силуэте, и на фасадах.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Цвет города, или размышления на склоне подмонастырской...
В 2022 году архитекторы АБ «Остоженка» выиграли конкурс, а в 2023 разработали и утвердили мастер-план застройки Черниговской улицы для девелопера GloraX. Проект учитывает 10-летнюю историю предшествующих проработок, сделан в сотрудничестве с нижегородскими архитекторами, и продолжает развиваться сейчас. Рассмотрели внимательно, со всеми поговорили, многое узнали.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Баланс возможностей
ЖК «Новокрасково» в Люберцах можно понять как пример баланса максимума авторских усилий, вложенных в осмысление объема и пространства в ключе современных градостроительных принципов – и небольшого, в целом, бюджета проекта. Результат – комплекс совсем не похож на своих привычных подмосковных «сородичей». И продан был очень быстро.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Город в пригороде
Закончено строительство первой очереди микрорайона «Новокрасково». Два квартала задают совершенно иной ритм окружающему пространству поселка: более крупный, но сложный, развитый и пластичный. Городской.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.