Королевство зеркал

На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

29 Сентября 2022
mainImg
0 Тридцатое по счету Зодчество демонстрирует критическое нарастание градуса юбилейности. N-летие новой российской архитектуры отмечают уже некоторое время, а теперь еще и фестивалю 30 лет, союзу архитекторов 90 лет, и страшно еще подумать, кому сколько. Цифры подстерегают на каждом шагу, начиная от входа.

Другая особенность это, конечно, расслоение реальности: выставка богатая, почти роскошная, – я сама не слышала, но говорят, Николай Шумаков на открытии то ли хвастался, то ли жаловался, что скольким-то потенциальным участникам коммерческой части пришлось отказать, – и в то же время, бродя тут, все время слышишь обрывки разговоров о другом, читаешь сообщения и комментарии в телефоне и очень-очень странно: что мы тут делаем? – что правда, то правда. В мозгу какие-то вспышки, с некоторыми объектами они входят в резонанс; другим противоречат.

Не спрашивайте меня больше, что такое когнитивный диссонанс.
На стенде Москомархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект нижегородских архитекторов. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Расслоение наблюдается и в экспозиции, впрочем, на Зодчестве это бывает всегда, параллельное существование слоев реальности – как существование параллельных миров, – давно перестало вызывать эстетические разногласия с фестивалем. Есть даже что-то любопытное в том, чтобы пройти через «слои» поперек: от журналов к коммерческим экспозициям, через мокап – модель кирпичного ЖК в Мытищах в натуральную величину – возвышающийся в центре. 

Параллелизм наблюдается и в дизайне выставки. Куратор ее некоммерческой программы, второй год подряд – Алексей Комов, а для него свойственна узнаваемая дизайнерская стилистка, обычно в ней много реек красного и белого цвета, причем белый играет, очевидно, подсобную роль. Поскольку на красных и белых делиться было, видимо, неспортивно, часть экспозиций выставки разделились на красных и синих, – причем если у красного в данном случае прочитываются совершенно определенные коннотации, то синий ассоциируется с костюмами, которые носят представители администраций. 

Не знаю, случайно ли, но два главных стенда, которые встречают нас на входе, как пропилеи: Москомархитектуры и Мособлархитектуры, – решены именно в этом цвете. Получились они убедительно, хорошо, и, как кажется, соперничают деликатно и на равных. Москва показывает «звезды» – архитектурные бюро, которые начали успешно работать в столице в период правления главного архитектора Сергея Кузнецова. Показывают только названия в виде проекции на потолке – но, говорят, что в списке больше ста героев, а полный перечень можно найти по приведенному рядом QR-коду. Зато на синем настиле можно лежать, а зеркало по контуру (дизайн стенда – Planet9) создает иллюзию пространственного разрыва и парения потолка.
Стенд Москомархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Область показывает результаты руководства главного архитектора Александры Кузьминой (см. интервью с ней) – но не имена, а проекты и постройки, отчего выглядит более материальной и даже реальной. Замечу, что стенд оказался удачным, сомасштабным и проекты на нем показаны крупно, многие известны и узнаваемы, и, в общем-то, кажется, удалось доказать, что хорошего спроектировано достаточно много. Здесь тоже есть зеркала: можно и на себя посмотреть, и проекты они отражают, поскольку стенд построен по принципу призматрона. 
Александра Кузьмина на стенде Мособлархитектуры. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один «синий» объект – выгородка Станислава Горшунова с неработающим (? в среду не работал) телевизором – находится в конце зала и он совершенно о другом, но каким-то образом композиционно (а может быть, и по смыслу?) поддерживает входные пропилеи. Апдейт: в четверг телевизор работал в качестве «зеркала». Что довольно символично: мы отражаемся в некоем устройстве из семидесятых. К чему бы это? 
Проект ГОРА. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В красно-решетчатой схеме Комова выступают многие проекты, особенно на входе: не только экспозиция «вигвамов» молодых архитекторов, достаточно любопытная и разнообразная по подбору городов и по содержанию – и похожая на палаточный (?) лагерь, но и Тотан Кузембаев с решеткой красной юрты, Юрий Аввакумов с красным стулом, студенты кафедры дизайна среды МАРХИ и студенты Влада Савинкина и Владимира Кузьмина – белые и желтые. Это вообще довольно распространенный способ подачи работ, особенно студенческих, на выставках. А получается, что со всех сторон то ли сети, то ли строительные леса. 
Входной знак XXX. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стул Юрия Аввакумова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
EDAS. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект А. Анисимова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Эдуард Кубенский склеил свой объект из листков издательства TATLIN – по его собственным словам, получилось около «36 кг макулатуры». 
Проект Э.Кубенского. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Илья Машков поместил меч из скульптурной композиции Вучетича в объемно-планировочную сетку Москвы – и, по его словам, объекту можно приписать до 15 смыслов. 
Проект И.Машкова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем, поскольку тема – «Отражение», – на выставке ощутимо много зеркал. С одной стороны, это приятно, с другой – они путают, сбивают с толку, то усиливают, то ослабляют эффекты. Зеркала на выставках – вообще распространенный прием, а здесь, видя очередное, автоматически отмечаешь про себя: ах, да, тема. 

Хуже всего зеркало, пожалуй, использовано на самом большом из «губернских» стендов – Башкортостана.
Стенд Башкортостана. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Зеркало кривое и мутное, но зато здесь показано много проектов, в том числе довольно интересных. Но мы, в частности, узнаём, что проект Евразийской библиотеки, с которым архитекторы пытались поспорить методом сбора подписей в апреле 2022 года, остался в силе. Или вот – макет университетского кампуса, в числе прочего пребывающий на стенде, в первый день удалось показать главе Минстроя Иреку Файзуллину с целью попросить у него федеральное финансирование. Тут мы понимаем, что фестиваль работает не только и не столько на архитектуру. На некоторых стендах стендах устроены переговорные, внутри которых происходит совсем иная – скорее чиновничья, может быть, довольно продуктивная жизнь. 
Проект кампуса в УФе. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем очень креативно зеркала использовали Studio TA: расставили во всему пространству выставки стелы с цитатами знаменитых архитекторов. Удобный способ напоминать посетителям о себе постоянно – и в то же время стелы, встречаясь на пути, скорее радуют. Ближе к центру Гостиного двора установлена «база» – круглая рамка, объясняющая смысл проекта. 
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект Studio TA. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но лучше всего, пожалуй, на этот раз получилось пространство фестиваля BIF под кураторством Бориса Уборевича-Боровского. Оно помещается в самом конце, перед амфитеатром, и состоит из крупных ячеек, отданных разным авторам, среди которых есть интересные. Хороши проект VOX Бориса Воскобойникова, со «стеклянным глазом».
BIF 2022. Проект VOX. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

И объект Алексея Розенберга, где ванна с цветами обозначает «скрытый сад», католический hortus conclusus, и одновременно, по словам автора, тени неслучившейся любви.
  • zooming
    BIF 2022. Проект «Скрытый сад». Алексей Розенберг. Фестиваль Зодчество 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    BIF 2022. Проект «Скрытый сад». Алексей Розенберг. Фестиваль Зодчество 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не менее хороши «этажерка» Владимира Кузьмина, собранная из двух инновационных материалов: деревянных CLT-панелей и пластиковых скульптур, напечатанных на 3D-принтере.
BIF 2022. Проект Владимира Кузьмина. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

И – рядом, еще один скрытый сад Николая Лызлова: автор предлагает нам скамейку, сидя на которой, можно сколько угодно и в относительной тишине смотреть на себя в зеркало. Идеальная, прямо скажем, инсталляция. BIF, надо думать, впервые выступил так ярко. 
BIF 2022. Проект Николая Лызлова. Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
BIF 2022. Проект Бориса Уборевича-Боровского (куратора BIF 2022). Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Неплохи и стенды конкурсов Зодчества – впервые их разместили на прозрачных конструкциях и нет ощущения, что идешь сквозь строй или крадешься по задворкам. Впрочем без задворок не обошлось, на них, справа от входа, почему-то поместилась самая важная часть конкурса, постройки. Но мы привыкли искать планшеты конкурса на Зодчестве, так что в конечном счете, кажется, нашли все. 

После поисков, в конце все того же правого нефа с планшетами построек, можно отдохнуть на стенде бюро «Остоженка»: архитекторы организовали небольшой кинотеатр и показывают четыре новых здания. 
Стенд АБ «Остоженка». Фестиваль Зодчество 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Объявлять «Делала» и вручать другие награды Зодчество планирует вечером в пятницу, 30 сентября. 

29 Сентября 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Гребень Стрельны
Разбираем «по косточкам» проект, награжденный Хрустальным Дедалом – ЖК «Veren Village» в Стрельне от АБ «Остоженка». Малоэтажный формат стал в нем триггером для типологических и формальных экспериментов – вроде бы перед нами узнаваемые современные подходы, но в то же время множество нюансов, в которые интересно вникать. Изучив его, думаем, что справедливо дали премию.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Технологии и материалы
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Сейчас на главной
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.