Обратный отсчет

Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

26 Июня 2020
mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
Россия, Москва, Ленинградский проспект, вл. 34

Авторский коллектив:

Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главный архитектор проекта: З.В. Петрова
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Е.М. Осипова, А.В. Гвоздик, М. Орлова-Шейнер, И.В. Хухка, Т.В. Кузнецова, Т.А. Комалдинова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководитель группы конструкторов: Ю.И. Ильина
Конструкторы: А.Н. Смирнова, С.А. Двуреченский, Д.О. Григорьев, Е.В. Егорова
Генплан: Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова 



2014

Заказчик: ООО ФИРМА «ИНТАЙМ», Alcon Group
Башня Alcon, которую уже сейчас называют «восьмой сестрой», строится на пересечении Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта. Этот исключительно значимый перекресток на пути из Москвы в Петербург сейчас интенсивно развивается. Москва здесь быстро растет. Напротив участка башни к северу почти завершен ВТБ Арена парк, за ним маячит пиксельная «шапка» реконструированного стадиона «Динамо», который теперь носит название «ВТБ-Арена». По диагонали к северо-западу – завершен ЖК «Царская площадь», столичный масштаб которого поддержан тщательной прорисовкой разнообразных фасадов, среди которых преобладают кирпичные, но угловой – из светлого камня, украшенного орнаментальной резьбой, салютует «Ажурному дому» Андрея Бурова на противоположной стороне ТТК. За которым вдоль трассы возвышается первая здесь по времени высотная доминанта – «Дом авиаторов» Андрея Меерсона, лучший из московских «домов на ножках», украшенный овальными бруталистскими башнями. Чуть ближе к центру за ними – реконструированная фабрика «Большевик» с металлической «банкой» Музея Импрессионизма на ее территории. Словом, контекст исключительно оживленный, а о будущих видах из окон башни даже и говорить не стоит – список визуально доступных достопримечательностей стремится к бесконечности.
Виды из окон будущего комплекса апартаментов Alcon Tower
© Alcon Group
Виды из окон будущего комплекса апартаментов Alcon Tower
© Alcon Group

Словом, контекст здесь исключительно динамичный, только район к юго-западу от Новой Башиловки, застроенный пяти- и девятиэтажными жилыми домами, совершенно не меняется. Участок на его углу, на пересечении главных московских трасс, пустовал с тех самых пор, как в 1960-е годы здесь снесли здание усадьбы хозяина ресторана «Яръ». В 2013 году прошел закрытый конкурс: победил проект бюро ABD, который, однако, был отклонен Архсоветом (см. сообщение на сайте архсовета и наш репортаж). На заседании в ноябре 2013 года было сформулировано, что важному перекрестку больше подойдет башня, новая градостроительная доминанта; главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов согласовал это решение с мэром города Сергеем Собяниным. Подготовить концепцию пригласили бюро Евгения Герасимова, в случае убедительного предложения было решено изменить высотный регламент участка.
Ситуационный план. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
© Евгений Герасимов и партнеры

Евгений Герасимов представил проект башни в 2014 году, и оказался тогда первым петербуржцем, выступившим на московском архсовете. Выбранное направление – в духе сталинской архитектуры – бюро исследует давно и последовательно, его черты преобладают или прослеживаются в числе самых заметных проектов – жилом доме «Победы, 5», комплексе Futurist, домах «Верона» и Art View House.

Идея вновь обратиться к эпохе, предшествующей борьбе с излишествами, пришла из-за названия Ленинградского проспекта, который «отсылает к Ленинграду и Московскому проспекту с его знаменитой сталинской архитектурой». В не меньшей степени он, однако вписывается и в долгие московские поиски «новой версии сталинского ар-деко» – как иногда называют направление, исключительно популярное у столичных покупателей, а вслед за ними – и у маркетологов. Москва ищет свою версию ар-деко уже лет 20, если не все 25, балансируя на грани ностальгии и по жизни советской элиты, воспетой в фильмах Михалкова, и Нью-Йорку версии delirious, воспетому Ремом Колхасом, и милой сердцу поклонников харизме Дональда Трампа. Столичные высотки привлекают в этом свете всеобщее внимание – и экскурсантов, и заказчиков новых зданий. Да и Триумф-палас, расположенный в трех километрах по Ленинградке – один из первых примеров «новой московской высотки», сверху тоже будет отлично видно.

Итак, высотка Евгения Герасимова стала далеко не первой в череде всеобщих поисков ар-деко, подходящего для современной Москвы, – и получена, в отличие от всех прежних, в некотором роде по обмену, от Петербурга Москве, как вариант пропилей между двумя столицами. Так что задача была более чем сложной и ответственной.
  • zooming
    1 / 6
    Эскиз основного варианта. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Предварительные варианты. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Предварительные варианты. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Предварительные варианты. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Предварительные варианты. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Варианты объемного решения башни. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Евгений Герасимов и партнеры

Стремясь найти верные пропорции, архитекторы провели исследование, сравнив морфологию московских и нью-йоркских высоток разного времени. Выяснились общие черты: ярусное строение с постепенным сужением и облегчением масс, шпиль на высоком «барабане», по-готически вертикальное членение объемов, светлый облицовочный материал. Из визуального ряда видно, что Alcon Tower по силуэту ближе к американским «стройным» прототипам, которые, как правило, требовалось вписать в плотную и уже высотную застройку. Детали же и декор, которые опираются на контекст, сообщают башне по-настоящему московский дух – представить ее в Нью-Йорке или где бы то ни было еще затруднительно.
Сравнительный анализ высотных зданий.
© Евгений Герасимов и партнеры

Башня наделена достаточно сложной тектоникой: три основных яруса визуально умножены до шести благодаря перпендикулярно пересекающимся прямоугольным объемам разной высоты. Ступенчатая структура, таким образом, проявляется со всех четырех сторон здания, но два фасада более плоские, а другие два имеют более выраженную пластику.

Заданное массами движение вверх усиливается за счет фасадной сетки: если периферийные части здания глухие и напоминают мощные контрфорсы, то к центру окна становятся крупнее, площадь стекла увеличивается, а простенки получают вертикальную ориентацию. В этом заключена одна из примет современности – в сталинских высотках панорамных окон не существовало. В верхних ярусах горизонтальные членения постепенно сходят на нет, поверхности становятся гладкими, формы кристаллизуются. Вместо звезды – осколок льда, словно отмечающий понижение температуры в верхних слоях атмосферы, до которых дотягивается шпиль.

В отличие от верхних ярусов фактура нижних очень насыщенна – их должно быть интересно разглядывать и проходя мимо, и стоя в пробке. Стилизованный портик, руст из натурального камня, выраженные горизонтальные членения – все это отклик на окружающую застройку, который в масштабе улицы придает зданию толику камерности и теплоты.
  • zooming
    1 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    2 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    3 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    4 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    5 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    6 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    7 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    8 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    9 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    10 / 10
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group

Высота башни со шпилем – 168 метров: в ряду семи сталинских высоток она была бы пятой по высоте после МГУ, гостиницы «Украина», дома на Котельнической и здания МИДа. Апартаменты начинаются с пятого этажа, на последних 28-31 этажах располагаются пентхаусы площадью до 255 м2 с видом на все стороны света. Четвертый этаж технический, а в первых трех располагается просторное лобби, ресторан, фитнес-центр, переговорные и прочая инфраструктура, которая превращает здание в маленький город.
Функциональная схема здания, предварительный вариант. Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
© Евгений Герасимов и партнеры

Объем бизнес-центра, расположенный ближе к перекрестку, по масштабу созвучен как «брежневским» девятиэтажкам вдоль Новой Башиловки, так и зданию отеля «Советский», который построили в начале 1950-х как правительственную гостиницу на месте знаменитого «Яра». Пластинчатый объем и филенчатый фасад бизнес-центра отсылают нас уже в большей мере к постконструктивистским опытам Ильи Голосова 1930-х, чем к послевоенным высоткам – он несколько сдержаннее башни.
  • zooming
    1 / 3
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    2 / 3
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    3 / 3
    Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
    © Alcon Group

Благодаря выбору высотной типологии в северной части территории, со стороны жилых домов по Башиловке, удалось освободить место для благоустройства: по оси портика отеля «Советский» запланирован бульвар и пешеходная аллея, возможно, с фонтаном.

Архсовет одобрил проект и даже признал его лучшим объектом общественного назначения 2015 года. Сергей Кузнецов охарактеризовал решение совета так: «мы не должны стесняться продолжать московские традиции. И высотный объем, и предложенная композиция вполне уместны». Отмечая рубеж Третьего транспортного кольца, Alcon Tower встанет в ряд высотных доминант Москвы – и в этом смысле будет аналогом Сити и Большого Сити, которые также тяготеют к Третьему кольцу, почти как высотки начала 1950-х.

С другой стороны, опыт Евгения Герасимова в проектировании и реализации зданий в данной стилистике, также как и умение бюро добиваться высокого качеств работ, не оставляет сомнений в том, что башня, несмотря на свой масштаб, обогатит не только силуэт города, но и пространство улицы.

К настоящему времени полностью возведена подземная часть, почти закончены два первых этажа. Завершить стройку планируют в 2022 году. 
  • zooming
    1 / 3
    Строительство комплекса апартаментов Alcon Tower и многофункционального комплекса Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    2 / 3
    Строительство комплекса апартаментов Alcon Tower и многофункционального комплекса Alcon III
    © Alcon Group
  • zooming
    3 / 3
    Строительство комплекса апартаментов Alcon Tower и многофункционального комплекса Alcon III
    © Alcon Group


Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Комплекс апартаментов Alcon Tower и многофункциональный комплекс Alcon III
Россия, Москва, Ленинградский проспект, вл. 34

Авторский коллектив:

Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главный архитектор проекта: З.В. Петрова
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Е.М. Осипова, А.В. Гвоздик, М. Орлова-Шейнер, И.В. Хухка, Т.В. Кузнецова, Т.А. Комалдинова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководитель группы конструкторов: Ю.И. Ильина
Конструкторы: А.Н. Смирнова, С.А. Двуреченский, Д.О. Григорьев, Е.В. Егорова
Генплан: Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова 



2014

Заказчик: ООО ФИРМА «ИНТАЙМ», Alcon Group

26 Июня 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.