Словом, контекст здесь исключительно динамичный, только район к юго-западу от Новой Башиловки, застроенный пяти- и девятиэтажными жилыми домами, совершенно не меняется. Участок на его углу, на пересечении главных московских трасс, пустовал с тех самых пор, как в 1960-е годы здесь снесли здание усадьбы хозяина ресторана «Яръ». В 2013 году прошел закрытый конкурс: победил проект бюро ABD, который, однако, был отклонен Архсоветом (см. сообщение на сайте архсовета и наш репортаж). На заседании в ноябре 2013 года было сформулировано, что важному перекрестку больше подойдет башня, новая градостроительная доминанта; главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов согласовал это решение с мэром города Сергеем Собяниным. Подготовить концепцию пригласили бюро Евгения Герасимова, в случае убедительного предложения было решено изменить высотный регламент участка.
Евгений Герасимов представил проект башни в 2014 году, и оказался тогда первым петербуржцем, выступившим на московском архсовете. Выбранное направление – в духе сталинской архитектуры – бюро исследует давно и последовательно, его черты преобладают или прослеживаются в числе самых заметных проектов – жилом доме «Победы, 5», комплексе Futurist, домах «Верона» и Art View House.
Идея вновь обратиться к эпохе, предшествующей борьбе с излишествами, пришла из-за названия Ленинградского проспекта, который «отсылает к Ленинграду и Московскому проспекту с его знаменитой сталинской архитектурой». В не меньшей степени он, однако вписывается и в долгие московские поиски «новой версии сталинского ар-деко» – как иногда называют направление, исключительно популярное у столичных покупателей, а вслед за ними – и у маркетологов. Москва ищет свою версию ар-деко уже лет 20, если не все 25, балансируя на грани ностальгии и по жизни советской элиты, воспетой в фильмах Михалкова, и Нью-Йорку версии delirious, воспетому Ремом Колхасом, и милой сердцу поклонников харизме Дональда Трампа. Столичные высотки привлекают в этом свете всеобщее внимание – и экскурсантов, и заказчиков новых зданий. Да и Триумф-палас, расположенный в трех километрах по Ленинградке – один из первых примеров «новой московской высотки», сверху тоже будет отлично видно.
Итак, высотка Евгения Герасимова стала далеко не первой в череде всеобщих поисков ар-деко, подходящего для современной Москвы, – и получена, в отличие от всех прежних, в некотором роде по обмену, от Петербурга Москве, как вариант пропилей между двумя столицами. Так что задача была более чем сложной и ответственной.
Стремясь найти верные пропорции, архитекторы провели исследование, сравнив морфологию московских и нью-йоркских высоток разного времени. Выяснились общие черты: ярусное строение с постепенным сужением и облегчением масс, шпиль на высоком «барабане», по-готически вертикальное членение объемов, светлый облицовочный материал. Из визуального ряда видно, что Alcon Tower по силуэту ближе к американским «стройным» прототипам, которые, как правило, требовалось вписать в плотную и уже высотную застройку. Детали же и декор, которые опираются на контекст, сообщают башне по-настоящему московский дух – представить ее в Нью-Йорке или где бы то ни было еще затруднительно.
Башня наделена достаточно сложной тектоникой: три основных яруса визуально умножены до шести благодаря перпендикулярно пересекающимся прямоугольным объемам разной высоты. Ступенчатая структура, таким образом, проявляется со всех четырех сторон здания, но два фасада более плоские, а другие два имеют более выраженную пластику.
Заданное массами движение вверх усиливается за счет фасадной сетки: если периферийные части здания глухие и напоминают мощные контрфорсы, то к центру окна становятся крупнее, площадь стекла увеличивается, а простенки получают вертикальную ориентацию. В этом заключена одна из примет современности – в сталинских высотках панорамных окон не существовало. В верхних ярусах горизонтальные членения постепенно сходят на нет, поверхности становятся гладкими, формы кристаллизуются. Вместо звезды – осколок льда, словно отмечающий понижение температуры в верхних слоях атмосферы, до которых дотягивается шпиль.
В отличие от верхних ярусов фактура нижних очень насыщенна – их должно быть интересно разглядывать и проходя мимо, и стоя в пробке. Стилизованный портик, руст из натурального камня, выраженные горизонтальные членения – все это отклик на окружающую застройку, который в масштабе улицы придает зданию толику камерности и теплоты.
Высота башни со шпилем – 168 метров: в ряду семи сталинских высоток она была бы пятой по высоте после МГУ, гостиницы «Украина», дома на Котельнической и здания МИДа. Апартаменты начинаются с пятого этажа, на последних 28-31 этажах располагаются пентхаусы площадью до 255 м2 с видом на все стороны света. Четвертый этаж технический, а в первых трех располагается просторное лобби, ресторан, фитнес-центр, переговорные и прочая инфраструктура, которая превращает здание в маленький город.
Объем бизнес-центра, расположенный ближе к перекрестку, по масштабу созвучен как «брежневским» девятиэтажкам вдоль Новой Башиловки, так и зданию отеля «Советский», который построили в начале 1950-х как правительственную гостиницу на месте знаменитого «Яра». Пластинчатый объем и филенчатый фасад бизнес-центра отсылают нас уже в большей мере к постконструктивистским опытам Ильи Голосова 1930-х, чем к послевоенным высоткам – он несколько сдержаннее башни.
Благодаря выбору высотной типологии в северной части территории, со стороны жилых домов по Башиловке, удалось освободить место для благоустройства: по оси портика отеля «Советский» запланирован бульвар и пешеходная аллея, возможно, с фонтаном.
Архсовет одобрил проект и даже признал его лучшим объектом общественного назначения 2015 года. Сергей Кузнецов охарактеризовал решение совета так: «мы не должны стесняться продолжать московские традиции. И высотный объем, и предложенная композиция вполне уместны». Отмечая рубеж Третьего транспортного кольца, Alcon Tower встанет в ряд высотных доминант Москвы – и в этом смысле будет аналогом Сити и Большого Сити, которые также тяготеют к Третьему кольцу, почти как высотки начала 1950-х.
С другой стороны, опыт Евгения Герасимова в проектировании и реализации зданий в данной стилистике, также как и умение бюро добиваться высокого качеств работ, не оставляет сомнений в том, что башня, несмотря на свой масштаб, обогатит не только силуэт города, но и пространство улицы.
К настоящему времени полностью возведена подземная часть, почти закончены два первых этажа. Завершить стройку планируют в 2022 году.