Градсовет удаленно 2.07.2020

Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

03 Июля 2020
mainImg
Продолжение ЖК Ligovsky City

Лиговский проспект, Тосина улица, Касимовская улица, Бухарестская улица, полоса отвода железной
дороги
Проектировщик: Архитектурное бюро «А.Лен», KCAP+ORANGE Architects, «ЛЕННИИПРОЕКТ», «СМУ-19»
Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Лиговский сити»
Обсуждали: эскиз проекта планировки территории

Вид со стороны Витебского проспекта. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Компания Glorax Development последние несколько лет осваивает территорию серого пояса рядом с железнодорожной станицей «Боровая», где строит микрорайон Ligovsky City. Первые очереди, комплексы «Первый квартал» и «Второй квартал», уже близятся к завершению, а градсовет рассматривал продолжение этого проекта – эскиз планировки территории бывшей Товарно-Витебской железнодорожной станции, который подготовило бюро «А.лен» в консорциуме с KCAP+ORANGE Architects. Этот же дуэт, напомним, проектировал ЖК Golden City на намыве Васильевского острова.

Территория бывшей контейнерной площадки по форме напоминает лепесток, и площадь ее огромна – около 30 га, что примерно равно Летнему саду и Марсову полю, вместе взятыми. Через несколько лет рядом должна открыться станция метро «Боровая».
Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Патрик Мейерс и Рююрд Гитема из KCAP+ORANGE Architects не подключились к трансляции, зато рассказали о концепции в заранее записанном видеообращении. Архитекторы решили сохранить дух места и память о его прошлом, что отразилось на композиции: рельсы превращаются в зеленые линейные парки, а на месте платформ вырастают дома высотой от 4 до 16 этажей, составленные из объемов разной конфигурации. Поскольку из объектов культурного наследия на территории сохранился только домик смотрителя, автор которого – Станислав Бржозовский, спроектировавший Витебский вокзал, часть железнодорожного полотна, столбы, пакгаузы сохранят или восстановят и интегрируют в общую среду. На севере территории, расположенной ближе к метро и историческому центру, появится приглашающая площадь и точки притяжения для жителей города, часть парков, пронизывающих комплекс, будут общедоступными. К югу участок сужается, а застройка растет вверх, увенчиваясь «короной» из трех башен.

Новый микрорайон рассчитан на 8600 человек, не влияет на панорамы города, с шумом железной дороги будут бороться с помощью планировок и специального остекления.
  • zooming
    1 / 5
    Лиговский сити
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
  • zooming
    2 / 5
    Вид с внутридворовой аллеи. Лиговский сити
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
  • zooming
    3 / 5
    Лиговский сити
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
  • zooming
    4 / 5
    Генеральный план. Лиговский сити
    © А.Лен, KCAP Architects & Planners, Orange Architects
  • zooming
    5 / 5
    Лиговский сити
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Похожая интенция сохранить красивые линии железной дороги была и в конкурсном предложении «Студии-44», разработанном для преобразования серого пояса несколько лет назад. Руководитель студии Никита Явейн, одобрил концепцию: «Нехорошо, когда промышленные территории застраиваются обычным квартальным способом. Здесь архитекторы вышли на другой композиционный принцип, который вытекает из истории и контекста. Это создает реальное разнообразие форм. Будет неприятно, если серый пояс окажется застроен так, как будто здесь всегда была жилая застройка. Идеологически мне проект очень нравится».

Эксперты в целом единодушно приняли проект, отметив необычный градостроительный подход и композицию, замечания касались в основном нехватки зеленых насаждений общего пользования. Неожиданный итог подвел Владимир Григорьев: «Потихоньку у нас возрождается интернациональное проектирование. Для восстановления имиджа мы должны оберегать прохождение проектов иностранцев, внимательно и с пиететом относиться к их идеям. Концепция интересна и заслуживает одобрения, технические же вопросы будут отработаны в рамках согласования ППТ».

Legenda Васильевского острова
Санкт-Петербург, 20-я линия В.О., дом 19
Проектировщик: Евгений Герасимов и партнеры
Заказчик: ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «ЛЕГЕНДА БОЛЬШОГО ПРОСПЕКТА В.О.»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Вид с перекрестка 20-й линии и Большого проспекта Васильевского острова. Legenda Большого проспекта В. О.
© Евгений Герасимов и партнеры

Евгений Герасимов всю трансляцию градсовета провел в маске и снял ее только для своего выступления. Новый жилой комплекс по проекту мастерской будет строиться на месте бывшего хлебозавода, под который переоборудовали манеж лейб-гвардии Финляндского полка. Из-за многочисленных перестроек двухэтажное здание середины XIX века утратило первоначальный облик и не обладает признаками объекта культурного наследия. Археологическая экспертиза также не нашла ценных фрагменты.
Фотофиксация. Legenda Большого проспекта В. О.
© Евгений Герасимов и партнеры

По словам Евгения Герасимова, Васильевский остров – это место, где уживаются конструктивизм, модерн, сталинская неоклассика, а трехэтажные особнячки соседствуют с доходными домами повыше. Новый дом буквально пытается вобрать в себя все это многообразие.
Примеры рядовой застройки линий Васильевского острова. Legenda Большого проспекта В. О.
© Евгений Герасимов и партнеры

Соответственно высотному регламенту, на Большой проспект Васильевского острова выходит корпус высотой в четыре этажа, а на 20-ю линию – 9-этажный объем. И если меньший корпус – это неоклассика, то больший – «компиляция» из четырех стилей: «модерн, конструктивизм, архитектура 1960-х и рациональный модерн». При этом каждая секция «симметрична, стабильна, спокойна, без прыгающих линий». Для отделки используется кирпич, керамика, каменные панели или архитектурный бетон.
  • zooming
    1 / 7
    Панорамный вид. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 7
    Вид с перекрестка 20-й линии и Большого проспекта Васильевского острова. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Вид с 20-й линии Васильевского острова. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Вид с Большого проспекта Васильевского острова. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Вид с перекрестка 22-й линии и Большого проспекта Васильевского острова. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Развертки. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Генплан. Legenda Большого проспекта В. О.
    © Евгений Герасимов и партнеры

Коллеги работу хвалили и вносили небольшие предложения: сделать малоэтажный корпус полегче, понизить этажность одной из секций, чтобы усилить архитектурный прием, подумать над брандмауэром. Михаил Мамошин предостерег об опасности имитаций и призвал делать современность узнаваемой.

Владимир Григорьев к такой оценке отнесся со скепсисом: «отрадно видеть единодушие членов градсовета, комплиментарный, товарищеский и позитивный подход ко всему, что делается. Я выставил проект на обсуждение, потому что искренне считаю, что прием имитации разнохарактерной исторической застройки, которая морфологически связана с разными участками, и имеет естественную разницу в высоте и трактовке фасадов, не уместна. Это все равно, что красить дом в разные цвета».

Реконструкция фонтана у РНБ
Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 165, корпус 2, сооружение 1, литера Г
Проектировщик: Архитектурная мастерская А. Мельниченко
Заказчик: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Обсуждали: эскизный проект

Вариант 1. Фонтан «Знания-Наука». Реконструкция существующих чаш с демонтажем ваз-фонтанов
© Архитектурная мастерская А.Мельниченко

Обсуждение фонтана на площади перед зданием Российской национальной библиотеки напротив станции метро «Парк победы» не задалось с самого начала. Александра Мельниченко было плохо слышно и видно, задавать вопросы и отвечать на них тоже не получалось.

Фонтан, как и здание, был спроектирован Владимиром Щербиным и предназначался для охлаждения систем и кондиционирования библиотеки. Сейчас надобность в такой функции отпала, «Водоканал» решил фонтан реконструировать. Архитекторы взяли чуть шире и дали свои предложения по благоустройству всей площади, которая «не получила законченного развития, ее знаковость и парадность не доработаны». Площадь действительно мало используется и большую часть времени выглядит пустынной – проветриться, почитать или съесть мороженое сюда редко кто приходит.
  • zooming
    1 / 5
    Вариант 1. Фонтан «Знания-Наука». Реконструкция существующих чаш.
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    2 / 5
    Вариант 1. Фонтан «Знания-Наука». Реконструкция существующих чаш.Схема генплана.
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    3 / 5
    Вариант 1. Фонтан «Знания-Наука». Реконструкция существующих чаш с сохранением ваз-фонтанов
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    4 / 5
    Вариант 1. Фонтан «Знания-Наука». Реконструкция существующих чаш с сохранением ваз-фонтанов
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    5 / 5
    Вариант 1. Фонтан «Знания-Наука». Реконструкция существующих чаш с сохранением ваз-фонтанов
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко

Владимир Григорьев попросил экспертов высказываться по двум вопросам: имеем ли мы право менять фонтан, вторгаясь в авторский замысел, и есть ли смысл благоустраивать площадь?

Авторы предложили около десятка вариантов фонтана и водных сценариев, но, как выяснилось в процессе дебатов, напоминающих сломанный телефон, в сопроводительных материалах не оказалось очевидного – чертежей существующего фонтана Щербина и предложения по его полному сохранению. На этом Владимир Григорьев заседание закрыл.
  • zooming
    1 / 4
    Варианты 1-3 реконструкции существующих чаш.
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    2 / 4
    Варианты реконструкции
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    3 / 4
    Варианты реконструкции
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко
  • zooming
    4 / 4
    Варианты реконструкции
    © Архитектурная мастерская А.Мельниченко


03 Июля 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.