«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»

У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Как мы знаем из обсуждения на декабрьском заседании Градостроительного совета Петербурга, проект жилого комплекса на месте Мытного двора поменял владельца, класс жилья и архитектора. Теперь это жилье класса de luxe, автор – Евгений Герасимов. Кроме того, территория «консолидировалась», и если в проекте Никиты Явейна на углу улицы была пауза, пустота, по всей видимости связанная с границами владений, – то теперь на этом углу появился «дом с башней и часами», рустованными арками, балюстрадой с «шишечками хмеля» – градостроительный акцент в духе неоренессанса, собравший максимальное количество отсылок к историзму, «салютующий» кирпичному зданию XIX века на другом углу Мытного двора.

И обозначающий комплекс в перспективе проспекта. 
ЖК «Евгеньевский»
© Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Но скажем пару слов о том, что такое Мытный двор. Он существовал со второй половины XVIII века как часть системы столичной торговли, но особенная часть – здесь собирали «мыто», то есть пошлину. Так что Мытный двор получился несколько меньше, чем Гостиные дворы, но тоже занял значительную территорию, хотя застраивался частями вплоть до конца XIX века. В 1990-е самую неприметную часть построек разобрали, но теперь – это же Петербург! – в обязательства девелопера входит ее восстановление в прежних параметрах. Как и реставрация двух сохранных частей вдоль проспекта, ампирной и эклектической. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Плюс сохранение видов на церковь Шестоковской Богоматери конца XIX века, плюс высотные ограничения. 

Но главная особенность новейшей истории Мытного двора – он 30, примерно, лет, остается долгостроем за забором, инертной территорией, ожидающей своей судьбы, и в городе, кажется, многие рады любому движению по его ревитализации. Сложно сказать, плюс это или минус, но расположение между двумя зелеными зонами в рамках исторического центра Петербурга (причем один из них, Освянниковский сад, открыт для горожан, и девелопер планирует его улучшение) – это определенно большой плюс. 

Попробуем суммировать изменения, произошедшие в новом проекте Евгения Герасимова. Помимо появления углового дома, планировка изменилась и стала более компактной: одно каре внутри другого. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Разнообразие материалов в рамках нейтрально-современной стилистики с акцентами в виде круглых тумбообразных полуколонн сменилось разнообразием стилистики в рамках одного материала. Преимущественно бежевого, преимущественно камня, что соответствует заявленному направлению на аристократизм и люксовому классу комплекса. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Здесь в «каменной гризайли», в одном тоне, но в разных корпусах изображены: банковский историзм начала XX века, ренессанс и классицизм (из-за каменной поверхности более дорогой, нежели привыкли в Петербурге, какой-то парижский), а также стримлайн и «русский стиль», живо напоминающий нам о «Русском доме» того же автора.
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

По части отсылок к историческим стилям, подчас точным, подчас вольным, бюро Евгения Герасимова в Петербурге, пожалуй, равных нет. Так что получился «дворянский бал», с большим количеством воспоминаний и аллюзий, как пластических, так и к конкретным историческим личностям. 

Но тут мы предоставим слово представителям девелопера. Они ведь играют очень важную, даже ключевую, роль в формировании проектов, так же как и в их преобразованиях, в том числе таких радикальных, в рамках защитных зон, как в «Евгеньевском». Что побудило изменить проект и обратиться к другому архитектору? Как теперь устроена территория? Почему столько стилей? Отвечают представители девелоперской компании Formula City. 

Денис Лола,
заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу Formula City
zooming

Петербург непростой город для современного девелопмента. Особенно в исторической части, а она очень большая, и ваш нынешний проект находится в ее границах. Какой подход к работе в исторической среде вы считаете оптимальным?
 
Путь максимальной ревитализации среды. Это главная цель девелоперского проекта. И сделать это с уважением к истории и архитектурному образу города. Я всем коллегам постоянно говорю слово «беспрецедентно», потому что верю в беспрецедентность нашего проекта. У нас не точечная застройка, мы строим целый квартал класса делюкс, такого опыта еще не было в Петербурге. Уникальная локация, которая давно нуждается в редевелопменте. Мы привлекаем лучших экспертов для проработки концепции и проверки гипотез, на этапе проектирования прорабатываем каждую функцию, движение транспортных и человеческих потоков, планировки, интерьеры, все детали, чтобы понимать не только как будет выглядеть объект, но и как он будет жить, функционировать в долгосрочной перспективе.  

Почему ваша компания приняла решение о смене автора и полном перепроектировании территории бывшего Мытного двора? Ведь предыдущий проект был готов и согласован. Что именно привлекло вас в творчестве Евгения Герасимова?
 
Новый собственник – компания Formula City – приняла решение об изменении класса проекта и концепции развития. Соответственно, изменились требования к  приватности и безопасности, планировкам жилых и коммерческих помещений, общественным пространствам. Депрессивная, запущенная территория в центре города годы ждала трансформации. С позиции урбанистики расточительно было исторический квартал с ОКН использовать под штрафстоянку. Новый архитектурный проект сначала отобрали на уровне концепции, выбор остановили на решении архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнеры», который предложил истинно петербургское планировочное решение квартала. Один из ярких акцентов, традиционных для Петербурга – архитектурная доминанта в виде восьмигранной башни с интегрированными в фасад часами на углу Евгеньевской улицы. Она станет не только ярким акцентом делюкс-квартала, но и достопримечательностью, особенностью всего района. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский». План 1 этажа
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Кому принадлежит идея «воссоздания атмосферы «новой аристократии» в доме на Евгеньевской? В чем ее суть, чем она мотивирована – повышением класса жилья?
 
В том числе. В прошлом году в Москве было продано порядка 100 лотов общей площадью 15 000 м2 в элитных проектах с ОКН, в Петербурге – 90 лотов  или 10 300 м2. В Петербурге предложение значительно ниже, чем в Москве, при примерно сходном уровне спроса. Особенно не хватает качественных элитных проектов в центре. Эта локация совершенно точно подходит для создания высокобюджетного проекта, который, в свою очередь, повлияет на изменение этого района, запустит процессы ревитализации.
 
Идея воссоздания атмосферы «новой аристократии» родилась из амбиций создать по-настоящему элегантный, петербургский проект, достойный «золотого треугольника» Северной столицы, сформировать «платиновую милю», а еще под впечатлением авторской экскурсии, которую специально для нас подготовили и провели эксперты «Дома культуры Льва Лурье». Здесь и благородные проекты принцессы Ольденбургской, и труд Общества Святой Евгении, и истории салона Ольги Снегиной, где пел Федор Шаляпин, бывали Илья Репин, Леонид Андреев, Саша Черный и Сергей Есенин.
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Расскажите историю про княжну Евгению Максимилиановну Романовскую (в замужестве Ольденбургскую), как она связана с домом?
 
Евгения Ольденбургская была настоящим визионером своего века, ее называли первой деловой женщиной в императорской семье. Это не просто номинальная покровительница Общества Святой Евгении, в честь которого названа Евгеньевская улица. Евгении Ольденбургской принадлежит большая работа по популяризации искусства в России через печать картин знаменитых художников на почтовых открытках. Благодаря этому простому решению работы великих русских мастеров узнали в самых отдаленных городах. Она много занималась развитием женского образования, лично участвовала в создании первых художественных школ в Петербурге. Содействовала изданию профильной медицинской литературы для обучения медицинских сестер. Провела реновацию убыточного предприятия в своем воронежском имении, механизировала его, а затем наладила производство сахара и конфет, которые поставляла по всей стране. Построила дороги и дома для рабочих, общежитие для приглашенных инженеров, школу. Рассказывать о ней можно долго, но именно в ней мы увидели собирательный образ подлинной аристократичности. Деятельной, умной, интеллигентной. Человека созидающего, ценящего красоту и несущего пользу обществу.
 
В работе над интерьерами и концепцией благоустройства вы решили привлечь BABAYANTS ARCHITECTS и UNK landscape. Чем объясняется выбор?
 
Мы выбираем опытных партнеров с созвучным подходом и философией. Команда московского бюро BABAYANTS ARCHITECTS будет работать над  проектированием и дизайном общественных пространств, а специалисты UNK landscape создадут концепцию благоустройства  под названием «Галерея». Нам понравилось их решение, вдохновленное планировкой Мытного двора 1785 года. Этот проект предполагал устройство галереи по периметру квартала и должен был завершить комплексное архитектурное решение застройки, но так и не был реализован. Теперь идея найдет отражение в благоустройстве жилого квартала «Евгеньевский».
 
Вы, по-видимому, придерживаетесь позиции разделения полномочий между авторами архитектурного проекта в целом, интерьеров и прочих элементов. Как много команд работает над «Евгеньевским»? И почему не поручить всю творческую работу, к примеру, одной команде?
 
Точное количество назвать пока не могу – мы в процессе формирования команды, но это будут сильные профессиональные коллективы с релевантным опытом. Разделение полномочий, во-первых, позволит сконцентрироваться на задаче и более качественно проработать все детали, а во-вторых, мы работаем над проектом квартальной застройки. Только общественные пространства занимают площадь порядка 2000 м2, площадь благоустройства квартала составит 1,13 га. У каждого из наших партнеров масштабная и весьма непростая задача.
 
Как устроена общественная городская инфраструктура проекта? 

Наш проект отличается особой приватностью, территория жилого квартала будет доступна только для резидентов и их гостей. Впрочем, раньше этот участок также был закрыт для доступа. Строительство элитного жилого комплекса и восстановление объекта культурного наследия визуально преобразят весь район. Запланирован и отдельный проект для города. Formula City примет участие в благоустройстве Овсянниковского сада. Мы ведем эту работу совместно с администрацией Центрального района. 

Даниил Бабийчук,
креативный директор Formula City
zooming
 
Насколько изменилась планировка комплекса в новом проекте? Менялись ли параметры ограничений?
 
Все изменения связаны со сменой класса проекта и его концепции. Новая планировка обеспечивает приватность deluxe-квартала и одновременно позволяет реализовать тот объем жилых и коммерческих помещений, который необходим – более 30 000 м2 жилой и коммерческой недвижимости, подземный паркинг и благоустроенное приватное пространство внутреннего двора.
 
Отдельно хочу обратить внимание, что наш проект выполняет роль  восстановления градостроительного пробела – мы воссоздаем ядро окружающей застройки и домов. Жилой квартал «Евгеньевский» – это не только про комфортную жизнь его жителей – это про обновление района, появление «точки притяжения» в Петербурге.
 
Как будет решена пешеходная проницаемость внутреннего пространства? Куда смогут попасть горожане, куда – только жители, куда – жители отдельных секций или корпусов?
 
Внешнюю и внутреннюю логистику жилого квартала и движения человеческих потоков будут проектировать опытные консультанты. Вместе с ними мы прорабатываем возможные сценарии повседневных перемещений и жизни будущих жителей с учетом городского контекста и привычек. Транспортные потоки, прогулочные зоны и общественные пространства для тихого отдыха, доступ в жилые, коммерческие и общественные помещения в комплексе, а также максимально изолированные сервисные и служебные маршруты – все получит четкое описание после тестирования и проработки гипотез. Мы хотим создать условия для комфортного передвижения, но сохранить статус и атмосферу безопасного приватного пространства, куда могут попасть только резиденты. Но, вместе с этим, мы разрабатываем проектные решения, которые позволят улучшить пешеходную и дорожную инфраструктуры вокруг наших зданий по внешнему периметру, чтобы улучшить возможность доступа к достопримечательностям района.
 
В новом проекте бюро «Евгений Герасимов и Партнеры» я вижу разнообразие цвета на исторических зданиях, объектах культурного наследия, и единство материалов во всех новых корпусах, облицованных известняком. Это была ваша идея, или идея архитектурного бюро, или требование заказчика? Почему так?
 
Это результат совместной работы с коллективом «Евгений Герасимов и партнеры». Использование натурального камня и керамики в светлых тонах продиктовано любовью к рассеянному свету в нашем городе и небесному цвету. Особенно эффектно эти решения  выглядят на белом фоне.
 
Новый проект, определенно, больше склонен к «эклектике», смешению разных стилей и направлений, выраженных тем не менее, вполне ясно. Тут есть то, что можно сопоставить с неоренессансом, нео-грек, нео-ампиром, и две самые современные разновидности фасадов: стримлайн и неорюс. Сочетание этих стилистик – как родилась такая идея? Кому она принадлежит?
 
Я боюсь такого обилия терминов и классификации стилей. Начнем с того, что вся периметральная застройка, за исключением сегмента вдоль Евгеньевской улицы, – это реставрация существующих строений Мытного двора, построенных в первой и второй половинах XIX века, и воссоздание взамен утраченных. Вы знаете, какой бережный подход в нашем городе к таким объектам – и здесь не могло быть другого решения. Авторское исполнение корпусов по улице Евгеньевская и внутреннего каре продиктовано как геометрическими условиями участка, так и стремлением создать красивый и комфортный жилой проект, соответствующий своему классу. Идея дать каждому корпусу свой собственный дизайн-код привела к применению разных стилей. Они формируют единое пространство, но вместе с тем привносят разнообразие и индивидуальность.
   
 
 
 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/

07 Марта 2025

Похожие статьи
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?