«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»

У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Как мы знаем из обсуждения на декабрьском заседании Градостроительного совета Петербурга, проект жилого комплекса на месте Мытного двора поменял владельца, класс жилья и архитектора. Теперь это жилье класса de luxe, автор – Евгений Герасимов. Кроме того, территория «консолидировалась», и если в проекте Никиты Явейна на углу улицы была пауза, пустота, по всей видимости связанная с границами владений, – то теперь на этом углу появился «дом с башней и часами», рустованными арками, балюстрадой с «шишечками хмеля» – градостроительный акцент в духе неоренессанса, собравший максимальное количество отсылок к историзму, «салютующий» кирпичному зданию XIX века на другом углу Мытного двора.

И обозначающий комплекс в перспективе проспекта. 
ЖК «Евгеньевский»
© Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Но скажем пару слов о том, что такое Мытный двор. Он существовал со второй половины XVIII века как часть системы столичной торговли, но особенная часть – здесь собирали «мыто», то есть пошлину. Так что Мытный двор получился несколько меньше, чем Гостиные дворы, но тоже занял значительную территорию, хотя застраивался частями вплоть до конца XIX века. В 1990-е самую неприметную часть построек разобрали, но теперь – это же Петербург! – в обязательства девелопера входит ее восстановление в прежних параметрах. Как и реставрация двух сохранных частей вдоль проспекта, ампирной и эклектической. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Плюс сохранение видов на церковь Шестоковской Богоматери конца XIX века, плюс высотные ограничения. 

Но главная особенность новейшей истории Мытного двора – он 30, примерно, лет, остается долгостроем за забором, инертной территорией, ожидающей своей судьбы, и в городе, кажется, многие рады любому движению по его ревитализации. Сложно сказать, плюс это или минус, но расположение между двумя зелеными зонами в рамках исторического центра Петербурга (причем один из них, Освянниковский сад, открыт для горожан, и девелопер планирует его улучшение) – это определенно большой плюс. 

Попробуем суммировать изменения, произошедшие в новом проекте Евгения Герасимова. Помимо появления углового дома, планировка изменилась и стала более компактной: одно каре внутри другого. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Разнообразие материалов в рамках нейтрально-современной стилистики с акцентами в виде круглых тумбообразных полуколонн сменилось разнообразием стилистики в рамках одного материала. Преимущественно бежевого, преимущественно камня, что соответствует заявленному направлению на аристократизм и люксовому классу комплекса. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Здесь в «каменной гризайли», в одном тоне, но в разных корпусах изображены: банковский историзм начала XX века, ренессанс и классицизм (из-за каменной поверхности более дорогой, нежели привыкли в Петербурге, какой-то парижский), а также стримлайн и «русский стиль», живо напоминающий нам о «Русском доме» того же автора.
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

По части отсылок к историческим стилям, подчас точным, подчас вольным, бюро Евгения Герасимова в Петербурге, пожалуй, равных нет. Так что получился «дворянский бал», с большим количеством воспоминаний и аллюзий, как пластических, так и к конкретным историческим личностям. 

Но тут мы предоставим слово представителям девелопера. Они ведь играют очень важную, даже ключевую, роль в формировании проектов, так же как и в их преобразованиях, в том числе таких радикальных, в рамках защитных зон, как в «Евгеньевском». Что побудило изменить проект и обратиться к другому архитектору? Как теперь устроена территория? Почему столько стилей? Отвечают представители девелоперской компании Formula City. 

Денис Лола,
заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу Formula City
zooming

Петербург непростой город для современного девелопмента. Особенно в исторической части, а она очень большая, и ваш нынешний проект находится в ее границах. Какой подход к работе в исторической среде вы считаете оптимальным?
 
Путь максимальной ревитализации среды. Это главная цель девелоперского проекта. И сделать это с уважением к истории и архитектурному образу города. Я всем коллегам постоянно говорю слово «беспрецедентно», потому что верю в беспрецедентность нашего проекта. У нас не точечная застройка, мы строим целый квартал класса делюкс, такого опыта еще не было в Петербурге. Уникальная локация, которая давно нуждается в редевелопменте. Мы привлекаем лучших экспертов для проработки концепции и проверки гипотез, на этапе проектирования прорабатываем каждую функцию, движение транспортных и человеческих потоков, планировки, интерьеры, все детали, чтобы понимать не только как будет выглядеть объект, но и как он будет жить, функционировать в долгосрочной перспективе.  

Почему ваша компания приняла решение о смене автора и полном перепроектировании территории бывшего Мытного двора? Ведь предыдущий проект был готов и согласован. Что именно привлекло вас в творчестве Евгения Герасимова?
 
Новый собственник – компания Formula City – приняла решение об изменении класса проекта и концепции развития. Соответственно, изменились требования к  приватности и безопасности, планировкам жилых и коммерческих помещений, общественным пространствам. Депрессивная, запущенная территория в центре города годы ждала трансформации. С позиции урбанистики расточительно было исторический квартал с ОКН использовать под штрафстоянку. Новый архитектурный проект сначала отобрали на уровне концепции, выбор остановили на решении архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнеры», который предложил истинно петербургское планировочное решение квартала. Один из ярких акцентов, традиционных для Петербурга – архитектурная доминанта в виде восьмигранной башни с интегрированными в фасад часами на углу Евгеньевской улицы. Она станет не только ярким акцентом делюкс-квартала, но и достопримечательностью, особенностью всего района. 
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский». План 1 этажа
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Кому принадлежит идея «воссоздания атмосферы «новой аристократии» в доме на Евгеньевской? В чем ее суть, чем она мотивирована – повышением класса жилья?
 
В том числе. В прошлом году в Москве было продано порядка 100 лотов общей площадью 15 000 м2 в элитных проектах с ОКН, в Петербурге – 90 лотов  или 10 300 м2. В Петербурге предложение значительно ниже, чем в Москве, при примерно сходном уровне спроса. Особенно не хватает качественных элитных проектов в центре. Эта локация совершенно точно подходит для создания высокобюджетного проекта, который, в свою очередь, повлияет на изменение этого района, запустит процессы ревитализации.
 
Идея воссоздания атмосферы «новой аристократии» родилась из амбиций создать по-настоящему элегантный, петербургский проект, достойный «золотого треугольника» Северной столицы, сформировать «платиновую милю», а еще под впечатлением авторской экскурсии, которую специально для нас подготовили и провели эксперты «Дома культуры Льва Лурье». Здесь и благородные проекты принцессы Ольденбургской, и труд Общества Святой Евгении, и истории салона Ольги Снегиной, где пел Федор Шаляпин, бывали Илья Репин, Леонид Андреев, Саша Черный и Сергей Есенин.
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    ЖК «Евгеньевский»
    © Евгений Герасимов и партнеры / предоставлено пресс-службой КГА

Расскажите историю про княжну Евгению Максимилиановну Романовскую (в замужестве Ольденбургскую), как она связана с домом?
 
Евгения Ольденбургская была настоящим визионером своего века, ее называли первой деловой женщиной в императорской семье. Это не просто номинальная покровительница Общества Святой Евгении, в честь которого названа Евгеньевская улица. Евгении Ольденбургской принадлежит большая работа по популяризации искусства в России через печать картин знаменитых художников на почтовых открытках. Благодаря этому простому решению работы великих русских мастеров узнали в самых отдаленных городах. Она много занималась развитием женского образования, лично участвовала в создании первых художественных школ в Петербурге. Содействовала изданию профильной медицинской литературы для обучения медицинских сестер. Провела реновацию убыточного предприятия в своем воронежском имении, механизировала его, а затем наладила производство сахара и конфет, которые поставляла по всей стране. Построила дороги и дома для рабочих, общежитие для приглашенных инженеров, школу. Рассказывать о ней можно долго, но именно в ней мы увидели собирательный образ подлинной аристократичности. Деятельной, умной, интеллигентной. Человека созидающего, ценящего красоту и несущего пользу обществу.
 
В работе над интерьерами и концепцией благоустройства вы решили привлечь BABAYANTS ARCHITECTS и UNK landscape. Чем объясняется выбор?
 
Мы выбираем опытных партнеров с созвучным подходом и философией. Команда московского бюро BABAYANTS ARCHITECTS будет работать над  проектированием и дизайном общественных пространств, а специалисты UNK landscape создадут концепцию благоустройства  под названием «Галерея». Нам понравилось их решение, вдохновленное планировкой Мытного двора 1785 года. Этот проект предполагал устройство галереи по периметру квартала и должен был завершить комплексное архитектурное решение застройки, но так и не был реализован. Теперь идея найдет отражение в благоустройстве жилого квартала «Евгеньевский».
 
Вы, по-видимому, придерживаетесь позиции разделения полномочий между авторами архитектурного проекта в целом, интерьеров и прочих элементов. Как много команд работает над «Евгеньевским»? И почему не поручить всю творческую работу, к примеру, одной команде?
 
Точное количество назвать пока не могу – мы в процессе формирования команды, но это будут сильные профессиональные коллективы с релевантным опытом. Разделение полномочий, во-первых, позволит сконцентрироваться на задаче и более качественно проработать все детали, а во-вторых, мы работаем над проектом квартальной застройки. Только общественные пространства занимают площадь порядка 2000 м2, площадь благоустройства квартала составит 1,13 га. У каждого из наших партнеров масштабная и весьма непростая задача.
 
Как устроена общественная городская инфраструктура проекта? 

Наш проект отличается особой приватностью, территория жилого квартала будет доступна только для резидентов и их гостей. Впрочем, раньше этот участок также был закрыт для доступа. Строительство элитного жилого комплекса и восстановление объекта культурного наследия визуально преобразят весь район. Запланирован и отдельный проект для города. Formula City примет участие в благоустройстве Овсянниковского сада. Мы ведем эту работу совместно с администрацией Центрального района. 

Даниил Бабийчук,
креативный директор Formula City
zooming
 
Насколько изменилась планировка комплекса в новом проекте? Менялись ли параметры ограничений?
 
Все изменения связаны со сменой класса проекта и его концепции. Новая планировка обеспечивает приватность deluxe-квартала и одновременно позволяет реализовать тот объем жилых и коммерческих помещений, который необходим – более 30 000 м2 жилой и коммерческой недвижимости, подземный паркинг и благоустроенное приватное пространство внутреннего двора.
 
Отдельно хочу обратить внимание, что наш проект выполняет роль  восстановления градостроительного пробела – мы воссоздаем ядро окружающей застройки и домов. Жилой квартал «Евгеньевский» – это не только про комфортную жизнь его жителей – это про обновление района, появление «точки притяжения» в Петербурге.
 
Как будет решена пешеходная проницаемость внутреннего пространства? Куда смогут попасть горожане, куда – только жители, куда – жители отдельных секций или корпусов?
 
Внешнюю и внутреннюю логистику жилого квартала и движения человеческих потоков будут проектировать опытные консультанты. Вместе с ними мы прорабатываем возможные сценарии повседневных перемещений и жизни будущих жителей с учетом городского контекста и привычек. Транспортные потоки, прогулочные зоны и общественные пространства для тихого отдыха, доступ в жилые, коммерческие и общественные помещения в комплексе, а также максимально изолированные сервисные и служебные маршруты – все получит четкое описание после тестирования и проработки гипотез. Мы хотим создать условия для комфортного передвижения, но сохранить статус и атмосферу безопасного приватного пространства, куда могут попасть только резиденты. Но, вместе с этим, мы разрабатываем проектные решения, которые позволят улучшить пешеходную и дорожную инфраструктуры вокруг наших зданий по внешнему периметру, чтобы улучшить возможность доступа к достопримечательностям района.
 
В новом проекте бюро «Евгений Герасимов и Партнеры» я вижу разнообразие цвета на исторических зданиях, объектах культурного наследия, и единство материалов во всех новых корпусах, облицованных известняком. Это была ваша идея, или идея архитектурного бюро, или требование заказчика? Почему так?
 
Это результат совместной работы с коллективом «Евгений Герасимов и партнеры». Использование натурального камня и керамики в светлых тонах продиктовано любовью к рассеянному свету в нашем городе и небесному цвету. Особенно эффектно эти решения  выглядят на белом фоне.
 
Новый проект, определенно, больше склонен к «эклектике», смешению разных стилей и направлений, выраженных тем не менее, вполне ясно. Тут есть то, что можно сопоставить с неоренессансом, нео-грек, нео-ампиром, и две самые современные разновидности фасадов: стримлайн и неорюс. Сочетание этих стилистик – как родилась такая идея? Кому она принадлежит?
 
Я боюсь такого обилия терминов и классификации стилей. Начнем с того, что вся периметральная застройка, за исключением сегмента вдоль Евгеньевской улицы, – это реставрация существующих строений Мытного двора, построенных в первой и второй половинах XIX века, и воссоздание взамен утраченных. Вы знаете, какой бережный подход в нашем городе к таким объектам – и здесь не могло быть другого решения. Авторское исполнение корпусов по улице Евгеньевская и внутреннего каре продиктовано как геометрическими условиями участка, так и стремлением создать красивый и комфортный жилой проект, соответствующий своему классу. Идея дать каждому корпусу свой собственный дизайн-код привела к применению разных стилей. Они формируют единое пространство, но вместе с тем привносят разнообразие и индивидуальность.
   
 
 
 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/

07 Марта 2025

Похожие статьи
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.