Краеугольные преобразования

Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg

Архитектор:

Евгений Герасимов

Проект:

Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Е.Л. Герасимов (рук.), А.А. Штепа (рук. группы), А.А. Кутилина, А.А. Кузнецов
История «Красного Треугольника» примерно такая же, как у всего «серого пояса» Петербурга: некогда славная мануфактура, получившая монополию на производство резиновых изделий и разросшаяся до небольшого городка со своими улицами и устройством жизни, с течением лет устаревала, а после банкротства компании в начале 2000-х пришла в упадок, сохраняя очаги жизни в виде разномастных арендаторов.
Генплан
© Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    1 / 4
    Вид с пересечением наб. Обводного канала и Старо-Петергофской ул. на территории завода «Красный треугольник»
    Предоставлено Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 4
    Вид с Обводного канала на корпуса завода «Красный треугольник»
    Предоставлено Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 4
    Вид на здание цементного завода и корпуса завода «Красный треугольник»
    Предоставлено Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 4
    Вид со Старо-Петергофского проспекта на территорию завода «Красный треугольник»
    Предоставлено Евгений Герасимов и партнеры

Но есть у «Треугольника» и существенные отличия-особенности. Прежде всего – его размер. Территория обширная: 34 га (немногим больше Заячьего острова), 80 зданий-памятников, зачисленных в реестр КГИОП. Далее – расположение. Мало того, что Обводный канал считается южной границей исторического центра, у «Треугольника» еще и отличная транспортная доступность: рядом две станции метро с перспективой открытия дополнительного выхода, Балтийский вокзал, развязка ЗСД. А еще есть все коммуникации достаточных мощностей.
Ситуационная схема
© Евгений Герасимов и партнеры

Основная причина, по которой в «Треугольнике» до сих пор не начали работать крупные девелоперы – крайне запутанный имущественно-правовой статус большинства его объектов. В одном здании часть помещений может принадлежать государству, другая – арендаторам разной степени законности, а третья – вообще никому. Некоторые исторические корпуса не исследованы: нет технических паспортов, не пройдена историко-культурная экспертиза, поэтому не известно, что с ними можно делать, а что нельзя.
  • zooming
    1 / 7
    Завод «Красный треугольник», историческая фотография
    Источник: pastvu.com
  • zooming
    2 / 7
    Завод «Красный треугольник», историческая фотография
    Источник: pastvu.com
  • zooming
    3 / 7
    Завод «Красный треугольник», историческая фотография
    Источник: pastvu.com
  • zooming
    4 / 7
    Завод «Красный треугольник», историческая фотография
  • zooming
    5 / 7
    Завод «Красный треугольник», историческая фотография. На этой фотографии видно как приводились в движение все станки до появления электродвигателей
  • zooming
    6 / 7
    Завод «Красный треугольник», историческая фотография. Склады калош
  • zooming
    7 / 7

Западного угла «Треугольника» коснулась рука арендатора и реставратора: в нескольких корпусах располагается бизнес-центр, и здесь хорошо видна красота промышленной архитектуры – чугунные колонны, своды Монье. Но восточнее по большей части царит настоящая разруха: бывало, в девяностые оборудование выбрасывали прямо в лестничные проемы или окна, они проламывали конструкции до подвальных помещений, несколько раз случались пожары. Здесь и находиться опасно.
  • zooming
    1 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 11
    Завод «Красный треугольник», Петербург. Современное состояние
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Несколько подходов к освоению территории уже было: «Треугольник» хотели превратить в технопарк, спортивный кластер, музей блокады Ленинграда или центр мотокультуры, но дальше предложений дело не зашло. Тем временем из «серого пояса» возрождались яркие объекты: креативное пространство «Ткачи», Центральный музей Октябрьской железной дороги, газгольдер-планетарий, деловой комплекс «Обводный двор». Все это успешные примеры, но точечные. А вот «кейс» «Красного треугольника» действительно мог бы переломить ситуацию и запустить неповоротливый механизм преобразования огромного «серого пояса».

В 2017 году оператором «Треугольника» стал Фонд имущества, который сделал две важные вещи: заказал Институту урбанистики Университета ИТМО исследование арендаторов, а мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – концепцию развития территории.

Мастерскую, особенно теперь, с концепцией «Треугольника» в портфолио, уверенно можно назвать главной в городе по работе с бывшими промышленными территориями. Компания работала с проектами преобразования территорий Левашовского завода и заводов Химволокно и Пластополимер. Как примеры успешной джентрификации с участием архитекторов бюро Евгения Герасимова можно привести ЖК Европа-Сити«Царская столица» и "Невскую ратушу" – она построена на месте бывшего трамвайного парка и стала настоящим драйвером джентрификации для своего района. В 2016 году проект, совместный с бюро SPEECH, получил первое место в международном конкурсе на концепцию преобразования всего «серого пояса».
Перспективный вид 1
© Евгений Герасимов и партнеры

Главная идея мастерской – сделать территорию полифункциональной. Создать комфортную среду с продуманной планировочной структурой, в которую будут интегрированы жилые здания. Как только «Красный треугольник» станет доступным, безопасным и удобным, он притянет деньги и людей, повлечет за собой развитие соседних участков и сформирует, таким образом, условия для развития бизнеса.

Архитекторы приняли решение рассмотреть несколько большую территорию: от площади Стачек до Обводного канала, от Старопетергофского проспекта до улиц Розенштейна и Ивана Черных. Под нее попадает ряд других промышленных построек, действующих и заброшенных: например, комплекс Гальванопластического заведения герцога Лейхтенбергского, ЗАО «Железобетонные конструкции и детали» и другие.
Опорный план
© Евгений Герасимов и партнеры

Согласно концепции, все исторические корпуса с охранным статусом, а также другие «хоть сколько-нибудь красивые или ценные» здания сохранят, освободят от позднейших наслоений, отреставрируют. В них можно разместить что угодно: от экологически чистого производства до творческих резиденций, разнообразные музеи, офисы, мастерские, спортивные центры. Здания, которые ценности не имеют и только замусоривают пространство – снести.
Схема существующих зданий и строений
© Евгений Герасимов и партнеры
Принцип реставрации объектов культурного наследия
© Евгений Герасимов и партнеры
Принцип реставрации объектов культурного наследия. Схема
© Евгений Герасимов и партнеры

Чтобы оформить границы территории, превратить ее из рыхлой и полузаброшенной в городскую, лакуны по контуру «треугольника» – застроить жильем. Где жилье, там и детские сады со школами. А в «сердце» поместить большой парк и площадь. Так возникает полный набор функций: рабочая, жилая и общественная, что делает территорию активной круглые сутки. Это тоже является важным отличием и прецедентом.
Функциональная схема развития территории «Красный треугольник»
© Евгений Герасимов и партнеры

Концептуальную схему мастерская преподносит в полюбившейся форме супрематической композиции – подобный подход был и в проекте для территории Левашовского хлебозавода. Однако за красивой картинкой есть логичное и стройное обоснование, как за красивой математической формулой – истина.
Концептуальная схема
© Евгений Герасимов и партнеры

Сотрудники мастерской проследили за развитием территории: как появились нарезы земли на месте бывшего парка, как закипела жизнь рядом с артерией Обводного канала, и как потом засыпали часть реки Таракановки. У промышленной территории была своя логика развития, свои коммуникации, и концепция во многом – об их восстановлении.

Самый, пожалуй, важный для города элемент – эллипс, большой парк площадью около 7,5 га. Архитекторы видят его «постиндустриальным»: остатки рельсовых путей, одноколеек, разворотных площадок, кран-балки и прочие свидетельства промышленного прошлого сохранят и сделают частью ландшафта. По внешнему контуру эллипса проходит дорога, которая соединит все части будущего комплекса – новые жилые дома, а также школу и детский сад. Всего предполагается шесть жилых корпусов высотой от 28 до 40 метров с классической прямоугольной структурой, осевой композицией и закрытыми дворами. (На генплане новые жилые дома выделены белым цветом).

Следующая фигура – треугольная площадь, главное пространство для различных событий, от крупных фестивалей до кинопоказов под открытым небом. На площади предлагают сохранить в качестве арт-объекта трубу, краснокирпичное здание, которое сейчас занимает фотостудия, а также корпус цементного завода, который можно было бы превратить в подобие Музея современного искусства в Кейптауне.

Прямоугольник поменьше – променад герцога Лихтенбергского, пешеходный бульвар, своеобразный вход на площадь.
  • zooming
    1 / 5
    Музей современного африканского искусства Цайца © Iwan Baan
  • zooming
    2 / 5
    Музей современного африканского искусства Цайца © Iwan Baan
  • zooming
    3 / 5
    Музей современного африканского искусства Цайца © Iwan Baan
  • zooming
    4 / 5
    Музей современного африканского искусства Цайца © Iwan Baan
  • zooming
    5 / 5
    Музей современного африканского искусства Цайца © Iwan Baan

Все вместе соединяет бульвар, проложенный по бывшему руслу Таракановки, которая начиналась от Фонтанки – эту линию на картах сейчас хорошо видно по очертаниям бульвара вдоль улицы Циолковского – протекала через нынешнюю площадь Стачек и впадала в Екатерингофку. Архитекторы поэтично называют его «зеленой рекой». Здесь получает воплощение желанная идея непрерывного зеленого каркаса: линейный бульвар Циолковского перетекает в «постиндустриальный» парк «Трегольника», от которого рукой подать до пейзажного Екатерингофа.
Историческая карта 1905 года территории завода «Красный треугольник»
Предоставлено Евгений Герасимов и партнеры
Историческая карта 1933 года территории завода «Красный треугольник»
Предоставлено Евгений Герасимов и партнеры

Концепция, таким образом, увязывает интересы многих сторон: города, бизнеса, обычных жителей. Чтобы сделать ее еще более жизнеспособной, архитекторы предлагают дробить территорию на «этапы освоения» и внимательнее рассматривать каждую, корректировать, сохраняя общий посыл.

Учитывая, что сейчас над территорией «Красного треугольника» впервые работают комплексно, разрабатывая не только архитектурную концепцию, но и бизнес-план, и механизм консолидации нынешних и будущих арендаторов, есть надежда, что этот вариант, наконец, последний, и скоро «Треугольник» вновь станет частью городской жизни.

Архитектор:

Евгений Герасимов

Проект:

Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
Россия, Санкт-Петербург

Авторский коллектив:
Е.Л. Герасимов (рук.), А.А. Штепа (рук. группы), А.А. Кутилина, А.А. Кузнецов

22.4.2019

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.
Baumit Klima: чистый воздух в вашем доме
Продукты линейки Baumit Klima на натуральной известковой основе очищают воздух в помещении, не содержат вредных примесей и поддерживают влажность на оптимальном уровне.

Сейчас на главной

МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой студенты 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.
Пресса: Как город соединит виртуальное с реальным
Интернет, как мы уже тут неоднократно обсудили, лишает город многих его преимуществ перед не-городом, но он же сделает города центрами своего всевластия и всеведения.
Холм в кольце
Смотровая терраса по проекту архитекторов WaterScales у средневекового замка на юге Испании помещает посетителей в контекст исторического ландшафта.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.
Архи-события: 23–29 сентября
Открытие лекционного сезона в Музее архитектуры, мероприятия «Открытого города», новый учебный год в Ре-школе и экскурсия на курорт «ПИРогово».
Материальность модулей
Центр искусств Aranya на китайском курорте Циньхуандао по проекту бюро Neri&Hu получил «орнаментальный» фасад из стеклофибробетонных модулей.
Единый язык
Квартал Polaris в Нанте по мастерплану бюро LAN объединил колледж гостинично-ресторанного бизнеса, доступное жилье и офисы.
Красота: возвращение отвергнутой
«Красота имеет значение» – так звучит тема V Таллинской архитектурной биеннале. Серьезный разговор о роли архитектуры в возрождении красоты, о новой эстетике, примирении природы и машин, интуиции как способе познания, поддержан обилием VR-реальности и компьютерных моделей: старое понятие красоты возрождают при посредстве новейших технологий.