Архсовет Москвы–17

21 мая состоялся очередной архитектурный совет, в ходе которого все три вынесенные на рассмотрение проекта были одобрены.

mainImg
Проект гостиничного комплекса в Курсовом переулке
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Архитекторы бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» представили новый вариант гостиничного комплекса, который предполагается построить в районе Остоженки, на углу Курсового и Пожарского переулков. Предыдущая версия здания, разработанная компаниями Scott Brownrigg и ABV GROUP, уже рассматривалась на Архсовете, но одобрения не получила. В результате сменились проектировщики и  полностью изменился облик комплекса. Вместо остекленного кубического объема со смещенными этажами появился трапециевидный в плане монолитный дом из светлого камня с красиво утопленными проемами окон.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Были представлены два варианта проекта, однако один из них – с выступающими с торца балконами – на 4 метра превышал допустимые высотные параметры, поэтому члены совета решили поддержать версию, соответствующую выданному ГПЗУ.

Несколько смутило совет однообразное и одновременно претенциозное решение здания. Комплекс хорошо просматривается со стороны Пожарского переулка и, по мнению, большинства членов совета, притягивает к себе слишком много внимания. Андрей Гнездилов отметил высокое качество и уровень проработки проекта, но, по его словам, здание сделано даже слишком хорошо: «для контекста переулка такая монументальность – это слегка завышенная самооценка». Гнездилова поддержал и Евгений Асс, отметивший также некоторую незавершенность объема с окнами, уходящими в никуда.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1. Генплан © Цимайло Ляшенко и Партнеры

С этим утверждением не согласился Юрий Григорян. По его мнению, этот проект значительно лучше предыдущего, и если авторам удастся остановиться на высоте 24 метра, то вполне можно добиться хорошего качества строительства. Подобное же мнение высказали Сергей Чобан и Ханс Штимманн, уверенные, что с момента последнего рассмотрения были достигнуты очень хорошие результаты. Владимир Плоткин порекомендовал авторам подумать над дворовым фасадом, однако подчеркнул, что в целом здание весьма аккуратно встраивается в среду. «Дом сам по себе замечателен, – возразил на это Андрей Боков, – но к контексту он не имеет отношения. По крайней мере, авторам стоило бы внимательнее отнестись к его угловой части, расположенной на пересечении Пожарского и Курсового переулков. Сейчас она никак не обозначена».
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Еще одно серьезное замечание вызвал генеральный план участка: он не организует общественные пространства и прилегающие территории и не решает проблему взаимодействия с соседями. Если коснуться деталей, то ошибкой, по мнению Бокова, является расположение галереи вдоль двора: ее расположение с этой стороны здания не оправдано. Вполне достаточно одной галереи вдоль переулка. Кроме того, Бокова смутили балконы, которые, по его словам, не используются и в постоянном жилище, не говоря уже о временном.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1 © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Александр Кудрявцев был солидарен с большинством коллег по совету и отдал предпочтение 24-метровому варианту, однако и в случае соблюдения ограничений по высоте, с его точки зрения, объем кажется гипертрофированным – если рассматривать его как завершение перспективы. «На участке возникает довольно крупный 6-этажный монумент, который фактически меняет основные характеристики сложившейся городской среды, присущие ей черты заменяются совершенно новыми, а преимущество их перед прежними пока не очевидно,» – заключил Кудрявцев.
Комплекс в Курсовом переулке, вл. 10/1. Развертка © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Тем не менее, представленный проект решено было поддержать, рекомендовав авторам внимательнее отнестись к вопросу взаимодействия с соседними участками, артикулировать угол и доработать такие спорные решения, как галерея и балконы.
 
Гостинично-офисный комплекс на Ленинградском проспекте
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Новый вариант проекта комплекса, который ранее разрабатывался бюро ABD, членам совета представил его автор Евгений Герасимов, специально прибывший в столицу из Санкт-Петербурга на Архсовет. Согласно его предложению, на Ленинградском проспекте должна появиться 153-метровая башня, повторяющая стилистику сталинских высоток. Напомним, что по результатам предыдущего рассмотрения заказчику было рекомендовано проработать именно такой вариант – с высотной башней и в согласии с исторической застройкой проспекта. Комплекс перенимает черты знаменитых московских высоток и в силуэте, и в архитектурных деталях, и в отделочных материалах: используется преимущественно натуральный светлый камень. Высотка со шпилем чуть сдвинута вглубь от проспекта, а лаконичный и невысокий объем административного блока выходит прямо на ТТК. Башня и блок объединяются общим 2-этажным основанием, а между ними возникает существенный разрыв.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. Ситуационный план. «Евгений Герасимов и партнеры».

Помимо образного решения, которое, по словам архитектора, возвращает нас к традициям московского строительства, башня позволила существенно сократить площадь застройки, освободив большое пространство между проектируемым комплексом, соседствующим с ним жилым домом и гостиницей «Советская». На этой территории предлагается создать зеленый бульвар с фонтанами, а вдоль фасадов зданий устроить проезды для автомобилей. Кроме того, решено было сдвинуть объем комплекса от красной линии, чтобы организовать перед ним широкий пешеходный променад.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. Генплан. «Евгений Герасимов и партнеры».

Юрий Григорян сразу задал авторам прямой вопрос по поводу эксплуатации образа сталинских высоток. По его мнению, выбранная стилистика в некотором смысле пародирует образ «семи сестер», пытаясь встать с ними в один ряд. В связи с этим возникает опасность повторения истории с башней Донстроя, которая стала большой травмой для города. Сейчас другая эпоха, но авторы проекта пытаются вернуться к прошлому, обесценивая оригинальную Москву. По мнению Григоряна, обращаться к традициям можно, но не так буквально.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. Бульвар. «Евгений Герасимов и партнеры».

«Подходить к проектированию надо очень ответственно, – возразил на это Евгений Герасимов. – Все, что строится сегодня – и есть современная архитектура. Мы не пытаемся пародировать прошлое, но делаем шаг навстречу традициям. Это не отменяет эволюционного пути развития».

Михаил Посохин также не согласился с Григоряном. Он уверен, что предложив пересмотреть ГПЗУ, совет не совершил ошибки. В результате появления выразительного высотного объема город получит новый акцент и ориентир. Кроме того, настоящий проект не пытается имитировать прошлое, в нем множество элементов современной архитектуры.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Андрей Боков одобрил саму идею пригласить в Москву архитекторов из Санкт-Петербурга. По его словам, такой опыт открыл массу новых возможностей и показал иной взгляд на работу внутри столицы. Например, решение отодвинуть башню от ТТК никогда не пришло бы в голову московскому архитектору, но здесь оно выглядит более чем уместно. Другого мнения придерживается Ханс Штимманн: с градостроительной точки зрения неправильно располагать высотку таким образом, это противоречит морфологии города; куда логичнее было бы продолжить линию проспекта. Кроме того, Штимману показалось непонятным решение с административным блоком, который не примыкает к башни, а странно от нее отодвинут: в Берлине же часто используется прием, когда башня вырастает из блока.
zooming
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Евгений Герасимов объяснил, что такое решение связано с восприятием объема. С дальних перспектив совершенно неважно, с какой стороны стоит башня, а вот вблизи она значительно уместнее выглядит в правой части комплекса, перекликаясь с домом Бурова и не «заглушая» узкую часть со стороны ТТК.

Блок административного здания у членов совета вызвал много вопросов. Такое решение категорически не понравилось Михаилу Посохину, который предложил объединить его с башней хотя бы атриумом. Андрей Гнездилов высказал опасение, что, даже если на этапе строительства просвет между объемами и сохранится, то в ближайшем будущем его все равно попытаются застроить.

Евгений Асс заметил, что данный проект принадлежит к типологии скорее нью-йоркских высоток, нежели московских. Сталинские башни, как правило, размещались на площади, занимая главенствующее положение в городе, в этом случае был оправдан и отступ от красной линии, чего нельзя сказать о ситуации на Ленинградке. Язык тектонических московских высоток оказывается встроенным в нехарактерные для них условия. Асс предложил отказаться от идеи проведения параллелей с семью высотками, но сделать комплекс частью новой эпохи.
Проект гостинично-офисного комплекса на Ленинградском проспекте, вл. 34. «Евгений Герасимов и партнеры».

Из небольших замечаний члены совета обратили внимание на несколько просевший, как в гостинице «Пекин», шпиль башни, предложили убрать проезды с внутреннего бульвара, обеспечив прямой доступ к зданиям, а также высказали идею устроить в вершине высотки видовой ресторан.

В целом, проект был поддержан с определенными поправками и рекомендациями по проведению дальнейшей работы.
 
Статус комплекса зданий консерватории

Еще один вопрос Архсовета был посвящен присвоению статуса уникального комплексу зданий Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского на Большой Никитской улице. Здесь никаких расхождений во мнениях у собравшихся не было, и идею единодушно поддержали.
 

22 Мая 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Сейчас на главной
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.