English version

Бинарная оппозиция

Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 Тверская улица, которая соединяет Таврический сад и сад Смольного – одна из первых, с которой начало работать бюро Евгения Герасимова: карандашные наброски для этого места появились уже в 1991 году, в год основания мастерской. Интересно, что сначала архитекторам виделось здесь здание в стиле а-ля рюсс, мечту о котором удалось воплотить много позже. Но постепенно в обсуждениях с заказчиком, который владел сразу двумя участками на одной улице, концепция изменилась. Первым в 2004 году построили модернистское здание на Тверской, 6, через пять лет почти ровно напротив появился сосед в стиле северного модерна. В их сравнении открываются некоторые закономерности в работе бюро. 
Жилой дом на Тверской улице, 6
© Евгений Герасимов и партнеры
Смелость заявлять о себе
Два дома на Тверской – два ответа на вопрос о том, как строить в историческом центре. Один путь – быть отчетливо современным и противопоставлять традиционному окружению новые формы и материалы. Второй – заговорив на языке предшественников, переосмыслить их наследие. Оба подхода, как известно, имеют своих сторонников и противников.  

Тверская улица – удачное место, чтобы экспериментировать, поскольку район невероятно насыщен архитектурными стилями: в радиусе пятисот метров можно найти петровское барокко, классицизм, эклектику, северный модерн, а также представителей советской архитектуры от каждого десятилетия. Закрывая две лакуны в этом постперестроечном городском «коллаже», архитекторы пробовали разные подходы и искали границы возможного.
 

Но, несмотря на очевидную непохожесть двух домов, есть вещи, которые их объединяют.

Эти два дома роднит бескомпромиссное рисование выбранной темы. Они совершенно не стесняются самих себя. Эффект мимикрии – не этот случай. Они заявляют: я вот такой, нравлюсь вам – спасибо, а не нравлюсь – проходите дальше. Можно сказать, что они соперничают за внимание. Как у Достоевского в «Белых ночах», помните?



Напомним на всякий случай:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». Или: «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку». Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался» и т. д.».  

То есть оба дома, что будет верно и для многих других работ бюро, – при очевидном уважении к авторитету предшественников, не стремятся стать излишне «толерантной» фоновой застройкой, не растворяются в окружении, а с чувством собственного достоинства вступают в диалог и проявляют свой характер.  

Рассмотрим каждый чуть подробнее.
Слияние и поглощение
Дом на Тверской, 6, – узнаваемый памятник своего времени, а ведь вместо хай-тека – Евгений Герасимов категорически отказывается признавать термин «капром» из-за слишком размытых границ – здесь вполне мог появиться «уголок русской старины». Первый эскиз с «белокаменными» стенами и романтичными башенками навеян, вероятно, соседством со старообрядческой церковью Знамения Пресвятой Богородицы. Но в нулевые, как кажется теперь, дом в стиле а-ля рюсс был не такой хорошей маркетинговой идеей, как в случае с «Русским домом», появившимся через 15 лет. Кроме того, участок со стороны двора граничит с Архивом историко-политических документов и Архивом кинофотодокументов, и соединять поздесоветскую архитектуру с древнерусскими мотивами было бы довольно эпатажно. Поэтому заказчик и архитекторы остановили свой выбор на брутальных формах, стекле и металле.
  • zooming
    Жилой дом на Тверской улице, 6. Эскиз
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    Жилой дом на Тверской улице, 6. Эскиз
    © Евгений Герасимов и партнеры

До прихода мастерской на участке ничего не было, кажется, не было давно – если только небольшой деревянный дом. Тем не менее композиция Тверской-6 такова, словно архитекторы восстанавливают структуру улицы и надстраивают некий «утраченный» дом новыми объемами. Прием прироста традиционной архитектуры современными формами вполне узнаваем, и в 2000-е, на которые пришлось проектирование и строительство, был все еще широко распространен. 
Жилой дом на Тверской улице, 6
© Евгений Герасимов и партнеры

Может показаться, что если убрать стеклянные объемы, останется дом, который вполне мог быть спроектирован и сегодня: торговая галерея, шесть этажей, трехчастная схема, складка вполне в духе раннего модерна и благородный материал облицовки – идеальный пример тех «70-ти», о которых говорит Сергей Чобан. Но впечатление от фотографий, как ни странно, обманчиво – стоя на Тверской улице, ничего случайного или навязанного в доме не видишь, только тонкую балансировку форм, масс и материалов.
Жилой дом на Тверской улице, 6
© Евгений Герасимов и партнеры

Подобный прием слияния – слияния более традиционной по масштабу и структуре части здания с модернистскими стеклянными формами – Евгений Герасимов использовал еще несколько раз: в «Новой звезде» на Песочной набережной, в доме «Ле Гранд» на Невском, 152. Но к концу первой декады 2000-х прием уже исчерпал себя и стал неактуальным. Чего не скажешь об историзме. 
  • zooming
    Жилой дом «Ле Гранд»
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    Жилой комплекс «Новая звезда»
    © Евгений Герасимов и партнеры. Фотография К. Смирнов
Многослойный историзм 
Тверская-1 – переосмысление северного модерна, путь историзма, наиболее понятный и приятный петербуржцам вчера, сегодня и, наверное, всегда. Это направление бюро продолжает исследовать и оттачивать не один десяток лет.



Напротив – сразу два дома в стиле модерн, причем угловой серый – первая постройка Алексея Бубыря, к творчеству которого неравнодушны многие современные архитекторы, а терракотовый спроектировал инженер Дмитрий Устругов. Еще один угловой дом, ближайший сосед Тверской-1 – сочетание эклектики и опять же модерна, он известен тем, что в его башне в квартире Вячеслава Иванова проходил один самых известных литературно-художественных салонов своего времени: здесь бывали Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев, в белые ночи чтения могли продолжаться на крыше. Новый дом подхватывает настроения этой части улицы и являет миру суровый романтический фасад, способный справиться с любой петербургской вьюгой.
Жилой дом на Тверской улице, 1
Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры

Подробно прототипы и отсылки к северному модерну мы обсуждали здесь. Повторимся лишь, что, работая в исторических стилях, Евгений Герасимов не остается в рамках одного направления, и, как в хорошей книге, в его фасадах за основной сюжетной линией можно обнаружить еще один слой. В данном случае, насмотревшись как следует на шершавую шубу руста и трапеции окон с мелкой расстекловкой, мы заметим, что тектоническая логика перевернута и соответствует скорее модернизму, линии эркеров ближе к конструктивизму, а «кокошники» над окнами предпоследнего этажа сообщают образу что-то египетское.
Детали и тактильность
Еще одна максима, которой придерживается бюро и которая объединяет дома – выразительность деталей и тактильность. Евгений Герасимов не раз подчеркивал, что стремится к тому, чтобы его дома людям хотелось не только рассмотреть поближе, но и потрогать. На Тверской контраст в этом отношении работает на общую пользу: если один дом шершавый и матовый, то второй на его фоне еще более гладкий, глянцевый и полированный. Для Тверской-1 использовали украинский Покостовский гранит, который затесывался вручную – тот редкий случай, когда двух одинаковых камней на современном фасаде нет. Контраст материалов и выразительная фактура, которую подчеркивает солнце и вечерняя подсветка, в данном случае с успехом заменяют декоративные элементы.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой дом на Тверской улице, 1
    Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Жилой дом на Тверской улице, 1
    Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Жилой дом на Тверской улице, 1
    Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Жилой дом на Тверской улице, 1
    Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Жилой дом на Тверской улице, 1
    Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры
Зеркало или оправа
Как уже упоминалось, одно из значимых действующих лиц Тверской улицы – комплекс Знаменской церкви старообрядцев за авторством Дмитрия Крыжановского, которую реставрировали примерно в те же годы, что и строились новые дома. На церковь Тверская-6 реагирует большим отражающим «экраном» – широкой дугой эллипса с лоджиями.
Жилой дом на Тверской улице, 6
© Евгений Герасимов и партнеры

В последующие годы мастерской довелось поработать и с другими участками, где тон задавала церковь – как жемчужина, требующая достойной оправы. Так, дом в Ковенском переулке отступает от стен костела Лурдской Богоматери, тем самым формируя пьяцетту и открывая западный фасад храма. Отражающие поверхности, к слову, есть и там. В «Царской столице» Федоровский собор вообще определяет планировку комплекса – его центральное положение отмечено полукруглой площадью и лучами улиц, открывающих перспективу на храм с дальних точек.

В случае Тверской взаимодействие с церковью более активное и напористое, что происходит прежде всего за счет особенностей участка: дом фактически угловой, а объемы церковного комплекса нарастают в противоположную от него сторону. 
  • zooming
    1 / 5
    Жилой дом на Тверской улице, 6
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Жилой дом в Ковенском переулке
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    Жилой дом в Ковенском переулке
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    ЖК «Царская столица». Существующее положение, вид с квадрокоптера
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    ЖК «Царская столица»
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
Другие пары
В завершение отметим, что подобные пары домов, расположенных неподалеку друг от друга, но представляющих совершенно разные подходы, есть у мастерской и в других частях города. Самый очевидный пример – дом в Ковенском переулке и «Русский дом», чуть с большей натяжкой можно назвать дома на Невском 137 и 152. Что, собственно, лишний раз подтверждает универсальность мастерской, а также слова самого Евгения Герасимова: «Я бы умер от тоски, если бы мне сказали, что я всю жизнь буду рисовать только пилястры».
  • zooming
    Жилой дом на Тверской улице, 1
    Фотография © А. Народицкий / Предоставлена Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    Жилой дом на Тверской улице, 6
    © Евгений Герасимов и партнеры

22 Марта 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Похожие статьи
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Здесь будет город-сад
Институт Генплана работает над проектом-исследованием территории площадью больше тысячи га в районе Вороново. Результат сравним с идеальным городом, причем идеи «города-сада» и компактной урбанизированной, но малоэтажной застройки с красными линиями, улицами, площадями пешеходной доступностью функций он совмещает в равных пропорциях.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
«Отшлифованный образ»
Завод по переработке овса по проекту бюро IDOM стоит среди живописного пейзажа Наварры и потому получил «отполированный» облик, не нарушающий окружение.
Зеленые углы
Офисная башня NION во Франкфурте по проекту UNStudio станет одним из самых экологичных зданий Германии.
Культура каменной кладки
Словацкое бюро BEEF Architekti попробовало переосмыслить типологию классической средиземноморской виллы, основываясь на исторических строительных технологиях и традиционных материалах.
Церемониальный вок
Свадебная часовня «Парящий занавес» по проекту say architects эксплуатирует форму приподнятых полукруглых ручек вока, характерную для традиционной жилой архитектуры Китая.
На стыке двух миров
Небольшое здание муниципального бассейна в чешском Лоуни бюро dkarchitekti представило как «живую рекламную витрину» водных видов спорта и отдыха.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Эстетика гусиного пуха
В объемном рисунке фасадов новой штаб-квартиры компании BSH в Шаосине архитекторы бюро Greater Dog Architects визуально отразили специфику деятельности заказчика — производство подушек и одеял из гусиного пуха.
Коридор над водой
Деревянный мост, спроектированный бюро LUO studio, соединил две части водного курорта «Береговая линия Гулоу». Его защищенное металлическими пластинами внутреннее пространство носит торжественный, почти сакральный характер.
Рыжие арки
Проект виллы в индийском штате Раджастан по проекту Sanjay Puri Architects учитывает крайне жаркий и сухой местный климат.
Коллекция домиков
Вилла в штате Мичиган продолжает местную традицию «многосоставных» сельских домов. Авторы проекта – Iannuzzi Studio.
Игра с восприятием
Детский сад на западе Индии по проекту Shanmugam Associates кажется крупнее благодаря продуманно расположенным «карнизам», которые также помогают затенять фасад.
Лес энергоэффективности
Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.