English version

Эстакада в акварели

К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Эстакада Ушаковской развязки
Россия, Санкт-Петербург, пересечение Ушаковской набережной с улицей академика Крылова

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Олег Харченко, Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, В.С. Васильковский

1998 — 1999 / 1999 — 2000

Конструкторы: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»
Инженерные сети: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»

Заказчик: АО «Трансмост»

Ушаковская развязка настолько «вросла» в окружающий ландшафт, что сложно представить, что когда-то ее не было. Сложно представить и масштаб автомобильных заторов на Каменноостровском и Приморском проспектах до ее возведения – сегодня это важный транспортный узел с редким для города бессветофорным движением, которое помогает потокам машин выезжать и возвращаться в спальный Приморский район, а в выходные – добираться до залива и озер Курортного района.
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Эстакаду в этом месте город планировал долго, едва ли не с конца 1980-х годов, рассматривая в том числе вариант тоннеля. Расположение у развязки не только стратегическое, но и семантическое: она служит границей между исторической частью города и районами новостроек. За ней заканчиваются гранитные набережные, пышные скверы, доходные дома и особняки, начинаются образцы панельного домостроения и современные массивные комплексы. Вид с Ушаковского моста на неоклассическую Военно-морскую академию, сад и особняк княгини Елизаветы Салтыковой – последний «исторический» в этом направлении, поэтому важно было не нарушить его, перекрывая перспективу инженерным сооружением. К слову, с развязкой Коломяжского путепровода, расположенного всего в километре от Ушаковского, город уже не церемонился – это просто дорога, такая же бетонная и заасфальтированная, как все ее окружение.  
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Генеральным проектировщиком развязки стал Ленгипроинжпроект, субподрядчиком выступил Институт транспорта, который и пригласил мастерскую Евгения Герасимова поучаствовать в архитектурной части проекта. Евгений Герасимов, в свою очередь, пригласил Владимира Васильковского – одного из авторов Ушаковского моста, деятельного архитектора, художника и керамиста, которому на тот момент было уже 78 лет.
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Над Ушаковским мостом Владимир Васильковский работал за полвека до Ушаковской развязки: в 1950-х деревянную переправу через Большую Невку заменили на металлическую, с массивными опорами в граните и разводным пролетом – павильон для разводки сейчас занимает часовня иконы «Всецарица» при церкви Рождества Иоанна Предтечи. Мост из Строганова переименовали в Ушаковский и украсили колоннами с пышным завершением из стягов и барельефных изображений флотоводцев, по чугунным перилам пустили орнамент с композицией из якоря, звезды и лавра. 
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Перед мастерской Евгения Герасимова стояла задача придать утилитарной конструкции эстетическое воплощение – найти запоминающийся и уместный образ, который не перетягивал бы на себя слишком много внимания. Поскольку развязка должна была стать частью сложившегося ансамбля, не было сомнений в том, что нужно развивать тему флота, которая присутствует и в топонимике, и в декоре Ушаковского моста и академии.

Чтобы облегчить конструкцию, архитекторы нарисовали фермы, отсылающие к дебаркадеру Витебского вокзала – они добавили ажурности и прозрачности.

Для акцентов же вариантов было много. Главный архитектор проекта Виктор Хиврич показывает эскизы, на которых он рисовал ротонды по подобию тех, что есть на Старо-Калинкином мосту или мосту Ломоносова, – от вполне классических до модернистских или совсем современных в духе стимпанка 2000-х. На другом листе рангоуты и такелаж в сочетании с балясинами ограды и конструктивными элементами перекрытий превращают эстакаду в подобие верфи. Десятки вариантов фонарей, штурвалы, якоря, мачты и геральдические элементы наглядно демонстрируют тот самый поиск, от которого будущих архитекторов планируют освободить, отменив творческий экзамен.
  • zooming
    1 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    12 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    13 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры

Я считаю, что архитектор, который не умеет рисовать – не вполне архитектор. Компьютер сам ничего произвести не может, это только инструмент. У архитектора же должен быть тренированный глаз и тренированная рука, это достигается рисованием. Весь рабочий материал для проектов рождается через рисование, идея из головы отображается рукой на листе рисованием. Если есть навык, глаз и рука становятся одним целым – только тогда что-то получается.


Большая часть нарисованных элементов не вошла в финальный проект, что, впрочем, вполне естественно – идея кристаллизуется только после предварительной работы и в достаточной степени накопленной «фактуры». Эскизы – это та самая подводная часть айсберга, которую не видит, но чувствует зритель. Качество исполнения, впрочем, не позволяет говорить о них как о черновиках – это вполне самостоятельные произведения архитектурной графики. Особый трепет в духе «так уже не делают» вызывают подачи Владимира Васильковского – с акварельными лессировками и каллиграфическими подписями, даже там, где повод вполне бытовой – о том, что заболел, и вот мой номер телефона. В этом чувствуется невероятное удовольствие от работы и плодотворность того состояния, когда умеешь никуда не торопиться.
  • zooming
    1 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры

Обилие идей по настоянию главного тогда архитектора города Олега Харченко пришлось несколько «успокоить»: ротонды, мачты и стелы закрыли бы вид на Военно-морскую академию. Тогда родилась идея украсить эстакаду корабельными пушками – это элемент небольшой и спокойный по очертаниям, но в то же время достаточно выразительный. Детали для пушек изготовили на заводе «Вулкан», внутри они пустотелые, прообразом послужила модель, увиденная в Артиллерийским музее. Пушки стоят на гранитных опорах, полосатость которых должна напоминать тельняшки. Металлические кронштейны, поддерживающие пилоны, украшены орнаментом в виде чешуи. Фланкируя центральный пролет эстакады, пушки и опоры стали главным акцентом всего сооружения.   
  • zooming
    1 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Ирина Бахорина / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    12 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    13 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    14 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    15 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    16 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    17 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры

По эскизам Владимира Васильковского для украшения двусторонних фонарей изготовили шлемы и рыб – немного сказочные и ироничные, вполне в духе мастера. По воспоминаниям архитекторов, Владимир Васильковский даже в преклонном возрасте «фонтанировал идеями», сохранял удивительную крепость руки и ясность ума. Из прочих задумок не был реализован, например, круглый щит с аллегорией вечно борющихся в Петербурге стихий – земли и воды. А фонари стали главным акцентом для тех, кто проезжает по самой эстакаде.
  • zooming
    1 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Ушаковская развязка по сравнению с эскизами выглядит сдержанной, кажется, что деталей осталось мало, но в итоге каждый конструктивный элемент получил художественное осмысление и «перевязал» эстакаду с окружением настолько, что она стала месту родной. Десятки эскизов, как представляется, заставляли концентрироваться и размышлять о месте, тем самым его гений проник на бумагу и воплотился в новых городских духах – таких же родных и одушевленных, как кариатиды и мефистофели. 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Эстакада Ушаковской развязки
Россия, Санкт-Петербург, пересечение Ушаковской набережной с улицей академика Крылова

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Олег Харченко, Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, В.С. Васильковский

1998 — 1999 / 1999 — 2000

Конструкторы: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»
Инженерные сети: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»

Заказчик: АО «Трансмост»

11 Июня 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Скорее метафорически, чем буквально
В Петербурге спорят: можно ли строить новое крыло музея Достоевского современной архитектуры, или все, что дозволено – восстановить утраченный по соседству доходный дом? Рассматриваем предварительную концепцию здания музея.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Евгений Герасимов: «Архитектура – это срез общества»
Одна из секций Санкт-Петербургского культурного форума – «Креативная среда и урбанистика» – будет посвящена проблемам современной архитектуры. В преддверии события Евгений Герасимов рассказал, почему социальная функция архитектуры – утопия, и когда пора начинать экономить.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Столичная последовательность
Жилой комплекс «Царская столица» – один из крупнейших проектов по освоению промышленных территорий в центре Петербурга. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» удалось не только превратить заброшенный участок в полный жизни микрорайон, но и создать градостроительно выверенную единицу.
На границе времен
Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» спроектировало один из лотов первой очереди жилого комплекса ЗилАрт. Жилой дом с замкнутым пространством внутреннего двора получился ярким, но на фоне «соседей» выглядит традиционным – ровно таким, чтобы полностью соответствовать своему назначению.
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
Евгений Герасимов: «Хорошая архитектура за хорошие...
Говорим с архитектором по случаю 25-летия бюро «Евгений Герасимов и партнёры»: о составе мастерской, разнообразии задач, специфике рабочего процесса, партнёрстве с Сергеем Чобаном, советской и постсоветской архитектуре.
Похожие статьи
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Старое и новое с коммерческим интересом
Реставрация и реконструкция исторического универмага La Samaritaine в центре Парижа повысила его «ценовую категорию», но дополнила его 96 социальными квартирами и яслями на 80 малышей. Новую часть комплекса спроектировало бюро SANAA.
Код пяти столетий
Старейшее существующее социальное жилье в мире, квартал Фуггерай в Аугсбурге, отмечает 500-летие: бюро MVRDV спроектировало для него юбилейный павильон и займется поисками «кода Фуггерай» для доступного жилья будущего.
Острые профили
На фасадах жилого дома в Иокогаме тонкие панели из преднапряженного бетона защищают интерьер от солнца, разделяют балконы соседних квартир и кадрируют виды города. Авторы проекта – Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects.
«Любимый пациент»
В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Стальные грани
В музее Ордрупгор в пригороде Копенгагена открылось для публики подземное крыло по проекту бюро Snøhetta: его перекрытия покрыты многогранным стальным «кожухом», который преломляет и отражает свет.
Кортеновая спираль
Смотровая башня Marsk Tower по проекту BIG открывает любителям природы виды датского национального парка «Ваттовое море».
Архитектурная реабилитация
Исправительное учреждение Anstalten в Гренландии по проекту бюро Schmidt Hammer Lassen и Friis & Moltke расположено на берегу моря; окна – без решеток, и из них открываются виды фьорда.
Экологичный поворот
История о том, как планы прокладки дороги по границе парка превратились в планы по сохранению экосистемы и благоустройства прогулочных маршрутов.
Обтекаемые формы
В Германии сдан в эксплуатацию первый дом, напечатанный на 3D-принтере. Авторы проекта – MENSE-KORTE ingenieure+architekten, за печать отвечали PERI AG.
Казимир из Кемерова
Проект филиала Русского музея для Сибирского кластера искусств основан на идеях супрематизма: первофигурах, динамизме цвета и формы.
«Технологический оптимизм»
Бюро AL_A представило проект первой в мире электростанции на термоядерном синтезе: она заработает недалеко от Оксфорда в 2025. Технология разработана канадской компанией General Fusion.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Сейчас на главной
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.