Эстакада в акварели

К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Эстакада Ушаковской развязки
Россия, Санкт-Петербург, пересечение Ушаковской набережной с улицей академика Крылова

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Олег Харченко, Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, В.С. Васильковский

1998 — 1999 / 1999 — 2000

Конструкторы: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»
Инженерные сети: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»

Заказчик: АО «Трансмост»

Ушаковская развязка настолько «вросла» в окружающий ландшафт, что сложно представить, что когда-то ее не было. Сложно представить и масштаб автомобильных заторов на Каменноостровском и Приморском проспектах до ее возведения – сегодня это важный транспортный узел с редким для города бессветофорным движением, которое помогает потокам машин выезжать и возвращаться в спальный Приморский район, а в выходные – добираться до залива и озер Курортного района.
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Эстакаду в этом месте город планировал долго, едва ли не с конца 1980-х годов, рассматривая в том числе вариант тоннеля. Расположение у развязки не только стратегическое, но и семантическое: она служит границей между исторической частью города и районами новостроек. За ней заканчиваются гранитные набережные, пышные скверы, доходные дома и особняки, начинаются образцы панельного домостроения и современные массивные комплексы. Вид с Ушаковского моста на неоклассическую Военно-морскую академию, сад и особняк княгини Елизаветы Салтыковой – последний «исторический» в этом направлении, поэтому важно было не нарушить его, перекрывая перспективу инженерным сооружением. К слову, с развязкой Коломяжского путепровода, расположенного всего в километре от Ушаковского, город уже не церемонился – это просто дорога, такая же бетонная и заасфальтированная, как все ее окружение.  
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Генеральным проектировщиком развязки стал Ленгипроинжпроект, субподрядчиком выступил Институт транспорта, который и пригласил мастерскую Евгения Герасимова поучаствовать в архитектурной части проекта. Евгений Герасимов, в свою очередь, пригласил Владимира Васильковского – одного из авторов Ушаковского моста, деятельного архитектора, художника и керамиста, которому на тот момент было уже 78 лет.
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Над Ушаковским мостом Владимир Васильковский работал за полвека до Ушаковской развязки: в 1950-х деревянную переправу через Большую Невку заменили на металлическую, с массивными опорами в граните и разводным пролетом – павильон для разводки сейчас занимает часовня иконы «Всецарица» при церкви Рождества Иоанна Предтечи. Мост из Строганова переименовали в Ушаковский и украсили колоннами с пышным завершением из стягов и барельефных изображений флотоводцев, по чугунным перилам пустили орнамент с композицией из якоря, звезды и лавра. 
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Перед мастерской Евгения Герасимова стояла задача придать утилитарной конструкции эстетическое воплощение – найти запоминающийся и уместный образ, который не перетягивал бы на себя слишком много внимания. Поскольку развязка должна была стать частью сложившегося ансамбля, не было сомнений в том, что нужно развивать тему флота, которая присутствует и в топонимике, и в декоре Ушаковского моста и академии.

Чтобы облегчить конструкцию, архитекторы нарисовали фермы, отсылающие к дебаркадеру Витебского вокзала – они добавили ажурности и прозрачности.

Для акцентов же вариантов было много. Главный архитектор проекта Виктор Хиврич показывает эскизы, на которых он рисовал ротонды по подобию тех, что есть на Старо-Калинкином мосту или мосту Ломоносова, – от вполне классических до модернистских или совсем современных в духе стимпанка 2000-х. На другом листе рангоуты и такелаж в сочетании с балясинами ограды и конструктивными элементами перекрытий превращают эстакаду в подобие верфи. Десятки вариантов фонарей, штурвалы, якоря, мачты и геральдические элементы наглядно демонстрируют тот самый поиск, от которого будущих архитекторов планируют освободить, отменив творческий экзамен.
  • zooming
    1 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    12 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    13 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры

author photo

Евгений Герасимов, «Евгений Герасимов и партнеры»

Я считаю, что архитектор, который не умеет рисовать – не вполне архитектор. Компьютер сам ничего произвести не может, это только инструмент. У архитектора же должен быть тренированный глаз и тренированная рука, это достигается рисованием. Весь рабочий материал для проектов рождается через рисование, идея из головы отображается рукой на листе рисованием. Если есть навык, глаз и рука становятся одним целым – только тогда что-то получается.


Большая часть нарисованных элементов не вошла в финальный проект, что, впрочем, вполне естественно – идея кристаллизуется только после предварительной работы и в достаточной степени накопленной «фактуры». Эскизы – это та самая подводная часть айсберга, которую не видит, но чувствует зритель. Качество исполнения, впрочем, не позволяет говорить о них как о черновиках – это вполне самостоятельные произведения архитектурной графики. Особый трепет в духе «так уже не делают» вызывают подачи Владимира Васильковского – с акварельными лессировками и каллиграфическими подписями, даже там, где повод вполне бытовой – о том, что заболел, и вот мой номер телефона. В этом чувствуется невероятное удовольствие от работы и плодотворность того состояния, когда умеешь никуда не торопиться.
  • zooming
    1 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры

Обилие идей по настоянию главного тогда архитектора города Олега Харченко пришлось несколько «успокоить»: ротонды, мачты и стелы закрыли бы вид на Военно-морскую академию. Тогда родилась идея украсить эстакаду корабельными пушками – это элемент небольшой и спокойный по очертаниям, но в то же время достаточно выразительный. Детали для пушек изготовили на заводе «Вулкан», внутри они пустотелые, прообразом послужила модель, увиденная в Артиллерийским музее. Пушки стоят на гранитных опорах, полосатость которых должна напоминать тельняшки. Металлические кронштейны, поддерживающие пилоны, украшены орнаментом в виде чешуи. Фланкируя центральный пролет эстакады, пушки и опоры стали главным акцентом всего сооружения.   
  • zooming
    1 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Ирина Бахорина / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    12 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    13 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    14 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    15 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    16 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    17 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры

По эскизам Владимира Васильковского для украшения двусторонних фонарей изготовили шлемы и рыб – немного сказочные и ироничные, вполне в духе мастера. По воспоминаниям архитекторов, Владимир Васильковский даже в преклонном возрасте «фонтанировал идеями», сохранял удивительную крепость руки и ясность ума. Из прочих задумок не был реализован, например, круглый щит с аллегорией вечно борющихся в Петербурге стихий – земли и воды. А фонари стали главным акцентом для тех, кто проезжает по самой эстакаде.
  • zooming
    1 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Ушаковская развязка по сравнению с эскизами выглядит сдержанной, кажется, что деталей осталось мало, но в итоге каждый конструктивный элемент получил художественное осмысление и «перевязал» эстакаду с окружением настолько, что она стала месту родной. Десятки эскизов, как представляется, заставляли концентрироваться и размышлять о месте, тем самым его гений проник на бумагу и воплотился в новых городских духах – таких же родных и одушевленных, как кариатиды и мефистофели. 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Эстакада Ушаковской развязки
Россия, Санкт-Петербург, пересечение Ушаковской набережной с улицей академика Крылова

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Олег Харченко, Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, В.С. Васильковский

1998 — 1999 / 1999 — 2000

Конструкторы: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»
Инженерные сети: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»

Заказчик: АО «Трансмост»

11 Июня 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Скорее метафорически, чем буквально
В Петербурге спорят: можно ли строить новое крыло музея Достоевского современной архитектуры, или все, что дозволено – восстановить утраченный по соседству доходный дом? Рассматриваем предварительную концепцию здания музея.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Евгений Герасимов: «Архитектура – это срез общества»
Одна из секций Санкт-Петербургского культурного форума – «Креативная среда и урбанистика» – будет посвящена проблемам современной архитектуры. В преддверии события Евгений Герасимов рассказал, почему социальная функция архитектуры – утопия, и когда пора начинать экономить.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Столичная последовательность
Жилой комплекс «Царская столица» – один из крупнейших проектов по освоению промышленных территорий в центре Петербурга. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» удалось не только превратить заброшенный участок в полный жизни микрорайон, но и создать градостроительно выверенную единицу.
На границе времен
Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» спроектировало один из лотов первой очереди жилого комплекса ЗилАрт. Жилой дом с замкнутым пространством внутреннего двора получился ярким, но на фоне «соседей» выглядит традиционным – ровно таким, чтобы полностью соответствовать своему назначению.
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
Евгений Герасимов: «Хорошая архитектура за хорошие...
Говорим с архитектором по случаю 25-летия бюро «Евгений Герасимов и партнёры»: о составе мастерской, разнообразии задач, специфике рабочего процесса, партнёрстве с Сергеем Чобаном, советской и постсоветской архитектуре.
Похожие статьи
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Цвет в бетоне и кирпиче
Жилой дом 11-19 Jane Street в Нью-Йорке по проекту бюро Дэвида Чипперфильда развивает архитектурные мотивы исторического района Гринвич-Виллидж.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Своды и лестницы
В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
На соевой траве
Площадь Линкольн-центра в Нью-Йорке превратилась в лужайку из эко-газона: новое общественное пространство станет «главной сценой» для постепенного открытия Метрополитен-оперы, New York City Ballet и Филармонии после карантина.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.