English version

Эстакада в акварели

К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Эстакада Ушаковской развязки
Россия, Санкт-Петербург, пересечение Ушаковской набережной с улицей академика Крылова

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Олег Харченко, Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, В.С. Васильковский

1998 — 1999 / 1999 — 2000

Конструкторы: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»
Инженерные сети: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»

Заказчик: АО «Трансмост»
0
Ушаковская развязка настолько «вросла» в окружающий ландшафт, что сложно представить, что когда-то ее не было. Сложно представить и масштаб автомобильных заторов на Каменноостровском и Приморском проспектах до ее возведения – сегодня это важный транспортный узел с редким для города бессветофорным движением, которое помогает потокам машин выезжать и возвращаться в спальный Приморский район, а в выходные – добираться до залива и озер Курортного района.
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Эстакаду в этом месте город планировал долго, едва ли не с конца 1980-х годов, рассматривая в том числе вариант тоннеля. Расположение у развязки не только стратегическое, но и семантическое: она служит границей между исторической частью города и районами новостроек. За ней заканчиваются гранитные набережные, пышные скверы, доходные дома и особняки, начинаются образцы панельного домостроения и современные массивные комплексы. Вид с Ушаковского моста на неоклассическую Военно-морскую академию, сад и особняк княгини Елизаветы Салтыковой – последний «исторический» в этом направлении, поэтому важно было не нарушить его, перекрывая перспективу инженерным сооружением. К слову, с развязкой Коломяжского путепровода, расположенного всего в километре от Ушаковского, город уже не церемонился – это просто дорога, такая же бетонная и заасфальтированная, как все ее окружение.  
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Генеральным проектировщиком развязки стал Ленгипроинжпроект, субподрядчиком выступил Институт транспорта, который и пригласил мастерскую Евгения Герасимова поучаствовать в архитектурной части проекта. Евгений Герасимов, в свою очередь, пригласил Владимира Васильковского – одного из авторов Ушаковского моста, деятельного архитектора, художника и керамиста, которому на тот момент было уже 78 лет.
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Над Ушаковским мостом Владимир Васильковский работал за полвека до Ушаковской развязки: в 1950-х деревянную переправу через Большую Невку заменили на металлическую, с массивными опорами в граните и разводным пролетом – павильон для разводки сейчас занимает часовня иконы «Всецарица» при церкви Рождества Иоанна Предтечи. Мост из Строганова переименовали в Ушаковский и украсили колоннами с пышным завершением из стягов и барельефных изображений флотоводцев, по чугунным перилам пустили орнамент с композицией из якоря, звезды и лавра. 
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Перед мастерской Евгения Герасимова стояла задача придать утилитарной конструкции эстетическое воплощение – найти запоминающийся и уместный образ, который не перетягивал бы на себя слишком много внимания. Поскольку развязка должна была стать частью сложившегося ансамбля, не было сомнений в том, что нужно развивать тему флота, которая присутствует и в топонимике, и в декоре Ушаковского моста и академии.

Чтобы облегчить конструкцию, архитекторы нарисовали фермы, отсылающие к дебаркадеру Витебского вокзала – они добавили ажурности и прозрачности.

Для акцентов же вариантов было много. Главный архитектор проекта Виктор Хиврич показывает эскизы, на которых он рисовал ротонды по подобию тех, что есть на Старо-Калинкином мосту или мосту Ломоносова, – от вполне классических до модернистских или совсем современных в духе стимпанка 2000-х. На другом листе рангоуты и такелаж в сочетании с балясинами ограды и конструктивными элементами перекрытий превращают эстакаду в подобие верфи. Десятки вариантов фонарей, штурвалы, якоря, мачты и геральдические элементы наглядно демонстрируют тот самый поиск, от которого будущих архитекторов планируют освободить, отменив творческий экзамен.
  • zooming
    1 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    12 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    13 / 13
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры

Евгений Герасимов, «Евгений Герасимов и партнеры»

Я считаю, что архитектор, который не умеет рисовать – не вполне архитектор. Компьютер сам ничего произвести не может, это только инструмент. У архитектора же должен быть тренированный глаз и тренированная рука, это достигается рисованием. Весь рабочий материал для проектов рождается через рисование, идея из головы отображается рукой на листе рисованием. Если есть навык, глаз и рука становятся одним целым – только тогда что-то получается.


Большая часть нарисованных элементов не вошла в финальный проект, что, впрочем, вполне естественно – идея кристаллизуется только после предварительной работы и в достаточной степени накопленной «фактуры». Эскизы – это та самая подводная часть айсберга, которую не видит, но чувствует зритель. Качество исполнения, впрочем, не позволяет говорить о них как о черновиках – это вполне самостоятельные произведения архитектурной графики. Особый трепет в духе «так уже не делают» вызывают подачи Владимира Васильковского – с акварельными лессировками и каллиграфическими подписями, даже там, где повод вполне бытовой – о том, что заболел, и вот мой номер телефона. В этом чувствуется невероятное удовольствие от работы и плодотворность того состояния, когда умеешь никуда не торопиться.
  • zooming
    1 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 10
    Эскиз Владимира Васильковского. Эстакада Ушаковской развязки
    © Евгений Герасимов и партнеры

Обилие идей по настоянию главного тогда архитектора города Олега Харченко пришлось несколько «успокоить»: ротонды, мачты и стелы закрыли бы вид на Военно-морскую академию. Тогда родилась идея украсить эстакаду корабельными пушками – это элемент небольшой и спокойный по очертаниям, но в то же время достаточно выразительный. Детали для пушек изготовили на заводе «Вулкан», внутри они пустотелые, прообразом послужила модель, увиденная в Артиллерийским музее. Пушки стоят на гранитных опорах, полосатость которых должна напоминать тельняшки. Металлические кронштейны, поддерживающие пилоны, украшены орнаментом в виде чешуи. Фланкируя центральный пролет эстакады, пушки и опоры стали главным акцентом всего сооружения.   
  • zooming
    1 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Ирина Бахорина / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    12 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    13 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    14 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    15 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    16 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    17 / 17
    Эстакада Ушаковской развязки
    © Виктор Хирвич / предоставлено бюро Евгений Герасимов и партнеры

По эскизам Владимира Васильковского для украшения двусторонних фонарей изготовили шлемы и рыб – немного сказочные и ироничные, вполне в духе мастера. По воспоминаниям архитекторов, Владимир Васильковский даже в преклонном возрасте «фонтанировал идеями», сохранял удивительную крепость руки и ясность ума. Из прочих задумок не был реализован, например, круглый щит с аллегорией вечно борющихся в Петербурге стихий – земли и воды. А фонари стали главным акцентом для тех, кто проезжает по самой эстакаде.
  • zooming
    1 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 3
    Эстакада Ушаковской развязки. Постройка, 2000
    Фотография © Евгений Герасимов и партнеры

Ушаковская развязка по сравнению с эскизами выглядит сдержанной, кажется, что деталей осталось мало, но в итоге каждый конструктивный элемент получил художественное осмысление и «перевязал» эстакаду с окружением настолько, что она стала месту родной. Десятки эскизов, как представляется, заставляли концентрироваться и размышлять о месте, тем самым его гений проник на бумагу и воплотился в новых городских духах – таких же родных и одушевленных, как кариатиды и мефистофели. 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Эстакада Ушаковской развязки
Россия, Санкт-Петербург, пересечение Ушаковской набережной с улицей академика Крылова

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Олег Харченко, Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, В.С. Васильковский

1998 — 1999 / 1999 — 2000

Конструкторы: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»
Инженерные сети: АО «Трансмост», «Гипроинжпроект»

Заказчик: АО «Трансмост»

11 Июня 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Похожие статьи
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
Сбалансированное решение
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Деревянный треугольник
Новая штаб-квартира чешской деревообрабатывающей компании Kloboucká lesní от бюро Mjölk наглядно демонстрирует экологически безопасный подход к ведению подобного рода бизнеса в современном мире.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
«Устойчивая» жизнь
В Нанкине строится многофункциональный комплекс по проекту UNStudio, где собраны вместе офисы, жилье, филиал знаменитого арт-центра и общественные пространства у воды.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Библиотека-базилика
Бюро Wutopia Lab превратило недостроенное здание по проекту Дэвида Чипперфильда в самую популярную библиотеку в Шанхае.
Занавес на парижском «болоте»
Жак Муссафир реконструировал небольшое здание 1970-х в историческом квартале Марэ в Париже: банальный уличный фасад получил подвижный многосоставный занавес с древовидным рисунком от нидерландской студии Inside Outside.
Грот многоликий
Небольшое, на первый взгляд невзрачное, полуразрушевшееся и даже не очень древнее здание – Грот в Саду имени Баумана – АБ «Народный архитектор» отреставрировало со всей тщательностью, применимой к памятнику наследия. Сохранили романтическую привлекательность руины, добавили медийное содержание, исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось полностью сохранился. Это целая история, рассказываем.
Первый среди равных
Здание детского сада в Белоярском – не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно, расположен он на Крайнем Севере, и еще он государственный, подчиняется нормативам, и на стройке пришлось экономить (ну да это как всегда). Но форма получилась актуальной, планировки современными, по ощущениям – он очень свеж. Проект планируют тиражировать.
Дворец под фонтаном
Завершилась реконструкция дворца-музея Лоо в нидерландском Апелдорне: бюро KAAN разместило под центральным двором торжественные залы, не уступающие историческим, а во дворе – фонтан.
Технологии и материалы
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Сейчас на главной
Шпайхеры на Преголи
В Калининграде завершилось строительство жилого комплекса «Рыбная деревня 2». Рассказываем о трансформации проекта от конкурсного эскиза до реализации.
Гараж-гараж
Вчера в Москве перезентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.