Градсовет Петербурга 14.01.2022

На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.

mainImg

Новый главный архитектор Санкт-Петербурга и председатель Градостроительного совета Павел Соколов начал заседание с того, что представил новых членов совета. В прошлом году ушли из жизни Владимир Попов и Рафаэль Даянов, кроме того «в связи с изменением рода деятельности и служебных обязанностей» исключили Александра Карпова, который всегда помогал с анализом пешеходно-транспортных схем и норм по озеленению. Их место заняли: Георгий Снежкин из бюро «Хвоя», что довольно неожиданно, учитывая возраст архитектора, а также Максим Атаянц и первый заместитель председателя КГА Александр Тетерин. Предыдущий главный архитектор Владимир Григорьев теперь представляет на совете Академию художеств. 
 
Реконструкция станции метро «Фрунзенская» / повторно
Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 71, литера А
Проектировщик: «Единые Системные Технологии», «Архитектурное бюро А.С.+»
Заказчик: ГУП «Петербургский метрополитен»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Проект выносился на обсуждение второй раз: в сентябре 2021 года «за» проголосовали только 3 члена градсовета, «против» – 15. Напомним, что реконструкция вестибюля станции метро подразумевает прежде всего пристройку Единого диспетчерского центра. 
Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022
© Архитектурное бюро А.С.+

Александр Сохацкий учел пожелания петербургских коллег и представил переработанный проект. В плане и габаритах здание осталось прежним, однако изменились детали: фасад, по словам архитектора, стал менее помпезным и более сомасштабным. Полукруглая задняя часть здания действительно выглядит ясной и упорядоченной – Олег Харченко даже сравнил ее с работами Марио Ботта: «хохолок» и большие витражи заменил четкий ритм узких окон с широкими простенками, облицованными натуральным камнем теплого оттенка.
  • zooming
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022
    © Архитектурное бюро А.С.+
  • zooming
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра
    © Архитектурное бюро А.С.+

Фасад, выходящий на Московский проспект, к сожалению не получил такой качественной трансформации. К смущавшим экспертов порталам прибавились маленькие окошки и детали в межэтажных перекрытиях. В общей сложности Олег Харченко насчитал на фасаде пять «мелкотравчатых архитектурных тем», что показалось ему избыточным.    
  • zooming
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022
    © Архитектурное бюро А.С.+
  • zooming
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра
    © Архитектурное бюро А.С.+

Рецензент Михаил Мамошин отметил положительный сдвиг и уход от «циклопического тектонизма», который позволил органично встроиться в перспективу Московского проспекта. У других экспертов замечаний было больше. Евгений Герасимов удивился симметрии, заданной по оси стойки вместо проема, а Владимир Григорьев – смещению купола. Он также предложил поработать над «антаблементом», которому следует быть более массивным, чем колонны. Олегу Харченко больше всего не понравился портал с четырьмя арками: он назвал его ужасным, громоздким, не имеющим ни исторических отсылок, ни художественной ценности. Михаил Сарри обратил внимание на архитектурную подсветку, которая по-прежнему акцентирует первый этаж, при том что трехчастность здания осталась в прошлом. 

Итог: «за» проголосовали 16 члена градсовета, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик.
  • zooming
    1 / 4
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022. Генеральный план
    © Архитектурное бюро А.С.+
  • zooming
    2 / 4
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022
    © Архитектурное бюро А.С.+
  • zooming
    3 / 4
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022
    © Архитектурное бюро А.С.+
  • zooming
    4 / 4
    Реконструкция вестибюля станции метрополитена «Фрунзенская» с созданием Единого диспетчерского центра январь 2022
    © Архитектурное бюро А.С.+

Подробнее о проекте ->
МЖК «Морская резиденция»

Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., дом 103
Проектировщик: Архитектурное бюро «Литейная часть 91»
Заказчик: «УК «МЕРКУРИ КЭПИТАЛ ТРАСТ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Жилые кварталы планируют строить на месте выставочного комплекса «Ленэкспо», который располагается на старых намывных территориях Васильевского острова, на берегу Галерного ковша. Крупные мероприятия и выставки проходили здесь с 1960-х вплоть до 2014 года, когда на Пулковских высотах открылся конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум». В 2020 году в павильонах развернулся ковидный госпиталь. 

Год назад на противоположной от «Ленэкспо» стороне Галерного ковша был достроен деловой комплекс «Морская резиденция». Многофункциональный жилой комплекс, который рассматривал градсовет, – вторая очередь этого проекта, которую также разработало бюро «Литейная часть 91», основываясь на разработках своего бывшего руководителя Рафаэля Даянова. Стоит отметить, что проект планировки территории был утвержден в 2019 году. 
МФК «Морская резиденция»Ситуационный план. Проект 2021 г
© Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Архитектор Людмила Токарева подробно рассказала историю территории и представила проект, «продолжающий градостроительные традиции Петербурга». Группы домов размещаются на участке относительно свободно, занимая только 35% территории. Вдоль Наличной улицы располагаются секционные жилые дома и совмещенная с детским садом школа, по краям участка – общественные здания-доминанты. Со стороны Морского порта это будет трехзвездочная гостиница на 254 номера, со стороны Шкиперского протока – торгово-развлекательный комплекс.
Еще одна группа жилых домов небольшой этажности размещается на «мысе» на высоком стилобате, который полностью займут коммерческие помещения. Все здания комплекса выполнены в едином неоклассическом стиле. Примечательно, что архитекторы не используют разрешенную высоту в 40 метров по максимуму.
МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
© Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА

В недалеком будущем рядом должны открыться станции метро «Горная» и «Морской фасад», также появится съезд с ЗСД. Для тех, кто приезжает погулять, предусмотрена подземная двухярусная парковка, которая освобождает набережную от машин. Комплекс рассчитан на проживание 1719 человек.
МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
© Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Рецензент Сергей Орешкин положительно оценил деликатное использование разрешенных параметров, большие зеленые зоны и набережную, для которой предложил провести конкурс. Проект не вызвал у него отторжения: «Это крепкая архитектура, которая может быть. Подобная стилистика хорошо воспринимается жителями города как традиционно петербургская».

У остальных членов градсовета проект вызвал сплошные вопросы. Несколько экспертов безуспешно пытались добиться от авторов рефлексии по поводу сноса всех объектов «Ленэкспо», включая здание Давида Бурышкина, построенное в 1940-е годы, которое можно было бы приспособить, сохранив тем самым память места. Но отсутствие охранного статуса не позволило авторам увидеть в нем ценность, приспособление они посчитали бессмысленным из-за плохого состояния здания. 

Большие сомнения вызвала, как выразился Вячеслав Ухов, «обескураживающая стилистическая монотонность», которая не позволяет даже определить типологию того или иного здания. 
МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
© Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Многие отметили «провал» вдоль Наличной улицы, где вместо «скобки» дома образовался окруженный дорогами зеленый участок. Представители муниципального округа «Гавань» переживали за сохранность старых тополей и листвениц вдоль Наличной улицы, спрашивали о площадках для выгула собак, а также доступе к набережной, который значительно перекроет стилобатная часть комплекса. Михаил Кондиайн предположил, что во дворах все будет «свистеть» от ветра.

Александр Кононов призвал градсовет воспользоваться всеми компетенциями, чтобы рекомендовать подготовку нового варианта проекта с сохранением павильона Давида Бурышкина. 

Итог: «за» проголосовали 7 члена градсовета, «против» – 15. Решено доработать архитектурно-градостроительный облик и рассмотреть возможность сохранения здания Давида Бурышкина.
  • zooming
    1 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    2 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    3 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    4 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    5 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    6 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    7 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    8 / 8
    МФК «Морская резиденция». Проект 2021 г
    © Литейная часть-91 / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Подробнее о проекте ->
ЖК Легенда Сампсониевского
Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, дом 32, земельный участок 10
Проектировщик: «Евгений Герасимов и партнеры»
Заказчик: «СЗ «ЛЕГЕНДА САМПСОНИЕВСКОГО»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик


Евгений Герасимов представлял проект вместе с новым партнером мастерской и главным архитектором жилого комплекса Кареном Смирновым. 

Новая Legenda будет строиться в квартале между Выборгской набережной и Большим Сампсониевским проспектом, рядом с Сампсониевским собором. Районы вдоль правого берега Большой Невки в последние годы развиваются с невероятной интенсивностью – бывшие заводы и промышленные зоны превращаются в жилые кварталы, и Legenda – часть этой джентрификации. Участок относится к бывшей ткацко-прядильной фабрике. Помимо собора рядом находится производственный цех завода «Людвиг Нобель», а также памятник Петру I.
Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
© Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Здание плотно усаживается среди производственных корпусов и значительно превосходит их по высоте. Однако переменная этажность дает вохдух и силуэт, а к соборной площади комплекс подходит шестиэтажным корпусом со спокойными фасадами. Угол улицы Фокина и Большого Сапсониевского проспекта из-за инсоляционных ограничений превратился в акцент – архитекторы решили его в виде каскада террас со скрытыми водостоками, на которых можно устанавливать кадки с деревьями. 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Рецензент Михаил Кондиайн отметил проработанность проекта и правильную расстановку акцентов, при которой колокольня собора остается доминантой, но и само здание не теряется. В целом эксперты высоко оценили работу мастерской, критические высказывания касались в основном соседства с собором.

Михаил Мамошин запросил соотношение высоты здания и ширины улицы, согласование КГИОП, а также более выраженную площадь рядом с памятником Петру I. Архитектор признался, что ему нравится Legenda «в чистом поле», но не в исторической части города: «аура и ментальность Большого Сампсониевского проспекта важнее, чем коньюктурный мейнстрим современного рынка». «Приняв положительное решение, мы уничтожаем проспект»,  – заключил Михаил Мамошин. 
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
    © Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Сергей Орешкин назвал решение инсоляционой проблемы виртуозным, но меньший корпус с отличающейся фасадной трактовкой он нашел спорным, а также отметил ощущение избыточности, которое вызывает дом. Вячеслав Ухов предложил понизить корпус у собора на один этаж. Сергей Макаров высказался в пользу проекта и отметил, что корпуса, которые КГИОП просил понизить – понижены. Михаил Сарри заметил, что в акцентной части комплекса есть «одиозные» комнаты, у которых холодный периметр составляет 80%. 
Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
© Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА

Для Владимира Линова решение угла оказалось «на уровне лучших мировых архитектурных находок». Анатолий Столярчук предположил, что благодаря тандему заказчика и архитектора появилось еще одно яркое событие для города и отметил, что на сложном участке удалось виртуозно разместить большой по объему комплекс.

Александр Кононов преложил рассмотреть проект на Совете по культурному наследию, поскольку «несмотря на все усилия пока нельзя назвать ситуацию чистой», как, например, в Ковенском переулке

Итог: «за» проголосовали 15 члена градсовета, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик.

Подробнее о проекте ->
 

17 Января 2022

Похожие статьи
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.