Новое воспоминание

«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.

Автор текста:
Алёна Кузнецова

02 Августа 2019
mainImg

Архитектор:

Евгений Герасимов

Проект:

Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке
Россия, Санкт-Петербург, Басков переулок, участок 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.

2015 – 2018

Заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»
Маркетологи, как им в общем-то и положено, не стесняясь называют «Русский дом» на пересечении Баскова переулка и улицы Короленко новой достопримечательностью, и с этим трудно не согласиться. Жилой комплекс ввели в эксплуатацию год назад, сейчас почти все квартиры в нем раскуплены – осталось 32 из 350. За семь лет существования проекта его постоянно обсуждали: на первых этапах строительства было много критиков, но ближе к реализации становилось все больше поклонников. Дом получает призы на профессиональных конкурсах, мелькает на фотографиях горожан и туристов, а в «народном» рейтинге портала «Канонер» за него проголосовало 87,5% респондентов. Редкий пример новостройки в центре города, которую не встретили в штыки, а скорее приняли.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Несмотря на выбранное направление – а историзм явно популярнее у горожан, чем модернизм – назвать такой результат предсказуемым нельзя. «Русский дом» начался с утраты – «Группа ЛСР» снесла постройки артиллерийских казарм начала XX века. Собственно проект стал экспериментом архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» по воссозданию прерванного больше века назад архитектурного направления, в большей степени нео-, чем псевдо-русского; среди коллег-модернистов каждая такая попытка предсказуемо вызывает острое неприятие, и даже неоклассики, каждый из которых привержен своей версии возрождения вечной античности, «эклектику» не приемлют. И даже среди опытов современного историзма неорусская архитектура встречается реже всего, если исключить храмовое направление и нечастые примеры ритейла, то, признаемся, в жилой архитектура неорюса почти нет. По словам Евгения Герасимова, риск был очевиден, архитекторы очень боялись уйти в кич, но в итоге авторы уверены, что баланс удалось соблюсти и дом получился интересным. Попытаемся разобраться в довольно сложной структуре получившегося здания и причинах его успеха.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
«Русский дом» – прежде всего петербургский. Если пытаться «разворачивать» творческий процесс в обратную сторону, то, вероятно, первый шаг, который сделали архитекторы – взяли за основу доходный дом с курдонером. Прообразов приводят множество: дом Первого российского страхового общества, дом на Пестеля 13-15, дом на Моховой 27-29, Толстовский дом.

Композиция стремится к симметрии: главная ось проходит по центру курдонера, справа и слева от него два почти одинаковых крыла с замкнутыми дворами; башни, эркеры и прочие элементы тоже строго упорядочены. Единственное существенное отличие – масштаб дома, который по площади и иногда по высоте превосходит предшественников почти в два раза.
  • zooming
    1 / 6
    Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке. Проект, 2013. План 1 этажа
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 6
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 6
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    5 / 6
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    6 / 6
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Следующая задача – совместить традиционную планиметрию петербургского доходного дома с «белокаменными палатами»: древнерусской архитектурой XVI-XVII веков. И здесь вспоминают немало аналогов: дом на Чкаловском, 31, дом на Старорусской, 2, дом на Колокольной, 11, дома на Фурштатской 11 и 20, собор Федоровской иконы Божией Матери, Федоровский городок в Царском селе.

Евгений Герасимов объясняет выбор направления «а-ля рюс» тем, что это интересная задача и вызов: переосмысление допетровской архитектуры в Петербурге было всегда, но этим давно никто не занимался. Между тем архитекторы отказалась от пути «орнаментального» модернизма, решили провести эксперимент в чистоте, а именно: вместо «подкрашенного трупа модернизма пуститься во все тяжкие и сделать «живой» а-ля рюс, с башенками, щипцами, крышами в ромбик», – поясняет Евгений Герасимов.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Евгений Герасимов уже работал в допетровской стилистике: выиграл конкурс «Царев сад» в Москве; его идеи развиты в «Русском доме». Заметим, что Евгений Герасимов входил в состав попечительского совета по возрождению Федоровского собора, в образе которого присутствуют ростовские, владимирские, псковские и суздальские мотивы.

«Русский дом», как и многие другие постройки бюро – это «третья производная» первоисточника, «пере-переосмысление принципов допетровской архитектуры», наслоения и реинкарнация стилей в одном объекте. Очень подробно стилевую принадлежность мы разбирали в этой статье, и тогда дифференцировали в «Русском доме» пять направлений: псевдорусское, неорусское и современное как основные, а также черты модерна и сталинского ампира.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Благодаря обилию отсылок, которые считываются неосознанно, «чувствуются кожей», дом становится универсальным, емким, и даже в рамках казалось бы специфической темы вызывает разные ассоциации: с теремом, псковской церковью, романтическим замком, заставляет вспомнить сказки с иллюстрациями Ивана Билибина, град Китеж, школьные путешествия.

Все это позволяет говорить о выработавшемся почерке. Взять, к примеру, дом «Венеция» – совершенно другой, и все же близкий: по масштабу, «переборке» стилей, щедрости в деталях, материалу, рождаемых смыслах.
  • zooming
    1 / 2
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 2
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Размер «Русского дома», к слову, дает неочевидный плюс, поскольку жилой комплекс превращается в ансамбль – опять же редкий случай в новой архитектуре. Участки в центре города, как правило, небольшие, и поделены между разными застройщиками и архитекторами, которые едва ли согласовывают свои планы друг с другом. Это, согласно терминологии Владимира Фролова, дает благодатную почву для суперэклектики: стили и приемы перемешиваются как в рамках одного дома, так и в рамках квартала или улицы. Ярким примером служит улица Мира, где соседствуют три здания современных архитекторов – Анатолия Столярчука, Евгения Подгорнова и Сергея Орешкина, разных не только по выбранному стилю, но и высоте, тектонике, пластике.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
«Русский дом» же являет собой большой и цельный фрагмент города, который крепко «усаживается» в старой части города. Любопытно, что Евгений Герасимов не считает его доминантой, а относит к «средовой» архитектуре – как, например, расположенный неподалеку жилой комплекс в Ковенском переулке.
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Евгений Герасимов констатирует, что современная архитектура более стандартизирована по сравнению с прошлой. Меняются материалы – не найти высококачественной штукатурки и даже мастеров, способных с ней работать, да и это будет очень дорого, меняется и тектоника, и социальная структура здания: если раньше «барским» считался этаж над торговой галереей, то сейчас самые просторные и дорогие квартиры располагаются в мансардном этаже.

И все же «Русский дом» очаровывает именно деталями, пусть и заводского серийного происхождения. Рисунки для барельефов делал графический дизайнер Михаил Иванов – «по мотивам», определенного размера и количества, «чтобы не перебрать, и чтобы не было скучно». Задача: чтобы дом хотелось рассматривать с 200 метров, с 20 и с двух, чтобы его хотелось потрогать. И действительно, пузатые колонны и львы с кринами собирают массу желающих сфотографироваться – чтобы проверить это, достаточно выбрать в Инстаграме геотег «Русский дом».
  • zooming
    1 / 5
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 5
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 5
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 5
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    5 / 5
    Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин
Как отмечает Евгений Герасимов, «все истосковались по ощущению хенд-мейда, человеческому теплу. Кто подойдет ближе к конструктивизму? Все восхищаются смелостью форм, прием понятен издалека, но на тактильное взаимодействие от не провоцирует».

Примерно о том же говорит и Вадим Басс: мы часто ходим по городу, не поднимая головы, не обращая внимания на композицию, пропорции, зато с удовольствием и своего рода умилением рассматриваем маскароны, пальметты, всяких сов и атлантов. «Детали – это такой ближний, на расстоянии вытянутой руки, тактильный слой архитектуры. Который во многом и определяет наш комфорт, качество повседневного существования». Возможно, из-за них мы и едем из спальных районов в центр города, именно деталей нам не хватает в современной архитектуре.

Кажется, «Русский дом» – довольно чуткий ответ на запрос общества, впрочем, без всякого заигрывания: немного русофильства, эскапическая романтика и новые гении места.

Архитектор:

Евгений Герасимов

Проект:

Многоквартирный дом со встроенными помещениями в Басковом переулке
Россия, Санкт-Петербург, Басков переулок, участок 5

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Герасимов Е.Л.
Главный архитектор проекта: Меркушева С.Д.
Руководитель архитектурной группы: Яковлева А.Ю.
Архитекторы: Апполонова Е.П., Будылина Е.Н., Бурдонская С.И., Сморыгин А.В., Горюнова Е.А., Леушина О.С.

2015 – 2018

Заказчик: ООО «ЛСР. Недвижимость – СЗ»

02 Августа 2019

Автор текста:

Алёна Кузнецова

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.