Евгений Герасимов: «Градостроительная целесообразность принесена в жертву политической»

Говорим с архитектором Судебного квартала о градостроительной судьбе Тучкова буяна: череде конкурсов и концепций, недостатках будущего парка и все еще возможной альтернативе.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Судебный квартал
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д.14

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Менеджер проекта: М.Е. Орлова-Шейнер

Здание Верховного суда РФ
ГАП: В.Ф. Хиврич
Руководитель группы: И.М. Минниев, Е.М. Осипова
Ведущие архитекторы: О.В. Головко, И.В. Филимонова, А.Г. Гвоздик
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.И. Кочуков, И.В. Хухка, А.А. Бородина, А.В. Соловьев, И.В. Припоров, Е.П. Мартынюк

Здание Судебного департамента
ГАП: А.А. Юдин
Руководитель группы: О.Я. Ольшанская
Архитекторы: Н.Е. Шабалин, П.Л. Похальчук, Е.И. Янанец, И.Ю. Савченко, А.В. Половинкина

Жилой комплекс
Руководители группы: А.С. Орлов, Д.А. Зайцев
ГАП: З.В. Петрова, О.В. Каверин
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.И. Лаврентьева, Д.С. Толстова, Н.К. Пальникова, М.П. Борисюк, Е.В. Луканина, А.В. Лесникова

Интерьеры здания Верховного суда и судебного департамента
Руководитель группы: В.А. Дашков
Архитекторы: А.А. Поправко, Л.В. Монич, И.И. Агапова, В. Молчанова, М.И. Кузнецов

Здание Дворца Танцев Б.Я. Эйфмана – SPEECH
С.Э.Чобан, А.М.Перлич, ГАП: А.Хмеленина, А. Абрамов, Л. Белашова

Конструкторы
Главный конструктор: Резниченко М.Я.
Заместитель главного конструктора: Д.А. Астапчик
Руководители группы: Ю.И. Ильина, Д.О. Григорьев
Конструкторы: С.А. Двуреченский, А.Н. Смирнова, А.К. Богданов, Е.А. Пантелеева, М.А. Кокшарова, П.С. Култышев, С.П. Ненашев, М.А. Елизарьев, А.Д. Балакина, Т.Ф. Касумов, Т.Л. Лебедева, Е.Н. Выгодина, С.А. Перепелкин, Е.В. Пастушкова, В.Ю. Антонов

Генплан
Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова

Смежники
ООО «ПроектСервис»
ГИП: А.Л. Акимов, А.В. Таборский

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации
Архи.ру:
Архитектурные конкурсы на застройку Тучкова буяна проводятся уже больше ста лет, и все еще безрезультатно. Расскажите о вашей первой работе для этой территории – жилом квартале «Набережная Европы». Для 2009 года это было необычное предложение – привлечь десяток иностранных бюро для работы над фасадами.

Евгений Герасимов:
Это был международный конкурс, организованный «ВТБ-Девелопмент» совместно с городом. Участвовали Хосе Рафаэль Монео, Дэвид Чипперфилд, Марио Ботта, «Студия-44», «Земцов, Кондиайн и партнеры». Наш с nps tchoban voss консорциум выиграл с идеей комплекса, нарисованного не одной рукой: мастер-план подразумевал участие разных архитекторов, что и было выполнено – мы пригласили ряд западных коллег, в продолжение традиции, согласно которой Петербург строили во многом иностранные архитекторы. Мы с Сергеем Чобаном убежденные сторонники такого подхода. Например в комплексе «Европа-Сити» мы раздали пяти молодым архитекторам десять внутренних «точек». Я и сейчас считаю, что «Набережная Европы» – идеальный для этого места проект, к тому же самоокупаемый, с пешеходной набережной, обращенной на юг, площадью и театром. На который тогда проводился отдельный конкурс, в котором победило бюро UNStudio.
«Набережная Европы»
«Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
«Набережная Европы»
«Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    1 / 15
    «Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса 2009 года
    © «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    2 / 15
    «Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
    © «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    3 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    4 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    5 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    6 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    7 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    8 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    9 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    10 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    11 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    12 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    13 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    14 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    15 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss

Как произошла смена курса на Судебный квартал? Так же, как недавно с парком?

Да, буквально по щелчку. Мы разработали стадию «проект», без трат бюджетных средств был выведен вреднейший ГИПХ (Государственный институт прикладной химии, – прим. ред.), рекультивирована земля. Затем последовало политическое решение строить комплекс Верховного суда. С ВТБ государство рассчиталось – насколько я помню порядок суммы, это было около 11 млрд рублей.
  • zooming
    1 / 5
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    2 / 5
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    3 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»

Расскажите, как случилось так, что вместо Максима Атаянца проектировать Судебный квартал стала ваша мастерская?

Был объявлен новый конкурс – обычный российский конкурс без иностранных членов жюри и иностранных архитекторов в финале. Выиграл Максим Атаянц. Не оспариваю решение жюри, но надо отдавать себе отчет, что из профессиональных архитекторов за Атаянца не голосовал никто. Это был выбор чиновников, артистов, писателей и общественных деятелей. Большинство проголосовало за Атаянца, с чем я его и поздравил. Мы с Сергеем Чобаном сделали вывод, что для нас эта история закончена. Совершенно расслабились на эту тему.

А потом сменилась команда в Управлении делами президента, которой было поручено всю эту затею воплощать в жизнь. И через какое-то время они обратились ко мне с вопросом: не возьмемся ли мы с Сергеем Чобаном разрабатывать проект по конкурсной концепции Атаянца. Мы отказались, поскольку такими вещами не занимаемся. Я поинтересовался, почему встал такой вопрос. На что получил ответ: у бюро Атаянца нет производственных мощностей, чтобы выпустить проектно-сметную документацию, поручать подобную работу бюро без соответствующего опыта генпроектирования никто не будет. И мы опять забыли об этой истории.

Прошло еще примерно полгода, к нам обратилась московская компания «Сатурн», назначенная генпроектировщиком Судебного квартала, с предложением быстро подготовить новую концепцию. На вопрос, что происходит, будет ли воплощаться конкурсная документация Атаянца, получили ответ – нет, не будет. Мы подготовили новую концепцию исходя из новых пожеланий и соображений. Всех, кто принимал решение по этому вопросу, она устроила. И под руководством «Сатурна» мы начали трудиться. В рекордные сроки была закончена стадия «проект», которая с первого раза прошла Главгосэкспертизу в Москве. Проект был согласован Градсоветом. Затем была полностью сделана рабочая документация и началось строительство, которое продолжается до сих пор.
  • zooming
    1 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    Проект Судебного квартала, актуальный на весну 2019 года
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»

Почему ваша итоговая концепция Судебного квартала отличается от конкурсной? Изменилось техническое задание и бюджет?

Просто прошло время, наши воззрения и воззрения заказчика изменились. После разборки ГИПХа между стрелкой Васильевского острова и колокольней Князь-Владимирского собора появилась визуальная ось. Этой перспективы никогда не было, собор всегда что-то закрывало – винные склады или заводы, потом ГИПХ. Стало жалко терять этот вид, концепция построена под него. Мы максимально компактно сгруппировали здания, создав визуальный коридор и высвободив четыре гектара под парк.
Театр танца Бориса Эйфмана
SPEECH

Можно ли сказать, что вложенные в «Набережную Европу» и Судебный квартал деньги не пропали даром? Все-таки из центра города вывели ГИПХ, почву очистили, к началу реализации парка по сути будет выполнен нулевой цикл.

Подготовительные работы проделаны не зря. Но забито 5000 свай, сделаны колонны и стены подвалов, перекрытия. Все цокольные этажи готовы. И опять политическое решение по щелчку: перед выборами господина Беглова объявили о новой инициативе вместо Судебного квартала сделать арт-парк.

Почему ваше бюро не стало участвовать в конкурсе на концепцию парка?

Мы не подавали заявку, так как посчитали, что это странная затея. И самая большая странность в ней – театр Бориса Эйфмана на углу парка. В комплексе неоклассических зданий этот архитектурный микс смотрелся как часть целого. Но сейчас можно сказать смело – это градостроительная ошибка. Градостроительная целесообразность принесена в жертву политической.
  • zooming
    1 / 4
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 4
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 4
    Проект Судебного квартала, актуальный на весну 2019 года
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 4
    Новое предложение Евгения Герасимова для Тучкова буяна: сокращение, но сохранение Судебного квартала на Ватном острове
    © «Евгений Герасимов и партнеры»

Сам конкурс очень странный: странный организатор, странный выбор финалистов, отсюда и результат – выбрать нечего. Я считаю, что уместно было бы делать на этом месте аналог Таврического сада. Пригласить Комитет по благоустройству и на этом закончить разбазаривание народных денег. Мне кажется, на Петроградской стороне достаточно зеленых пространств. Лучше привести в порядок то, что есть – Александровский парк, например. А полноценный парк на месте Судебного квартала уже не получится. Сто километров свай забетонировано.

Не вырастут деревья?

Конечно. Покажите мне хотя бы один проект, где на насыпном холме выросла сосна – трава с трудом растет. Нам рассказывают, что деревья на бетонных паркингах вырастут через 30 лет, и я считаю, что это обман публики. Но наказывать будет уже некого, на это и расчет.

Также предлагается сделать оранжерею. Но у нас уже есть две оранжереи – в Таврическом и Ботаническом садах. Они что, в идеальном состоянии? Нам мало оранжерей? Можно просто поручить работу Ларисе Викторовне Канунниковой – единственному ландшафтному специалисту в нашем городе, у кого есть хоть какой-то опыт положительный – благоустройство набережной Карповки. Там хотя бы все более-менее разумно.

У вас было предложение «сократить» суды и расширить парк – такой вариант все еще может случиться?

Да. Поскольку весь нулевой цикл под театр и судебный департамент сделан, я предлагаю их построить. Верховный суд перенести на место жилого квартала, а жилье судьям купить у девелоперов на соседнем Петровском острове. Сделать логичную градостроительную композицию и понятный пейзажный парк наподобие Таврического сада. Из 9 га территории парку остается 5,5 га, что вполне достаточно для этого места. И не нужно будет искать новые территории для судов, вырубать где-то зелень.

Что значит весь этот опыт для вашего бюро?

Финансовых потерь больших не было. С нами расплатились и «ВТБ-Девелопмент», и Управделами президента. Десять лет работы, которая не кончилась ничем – это не здорово, для нашего бюро не характерно работать в корзину, но для нас и для меня лично это не является катастрофой. Так бывает. Такая страна. У нас, слава Богу, много проектов, и есть чем гордиться. Мне за державу обидно, как говорил герой кинофильма «Белое солнце пустыни». Вместо здравого коммерческого проекта народные деньги потрачены на компенсацию затрат ВТБ, затем на эпопею с судом, а сейчас тратятся в третий раз на парк.
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Судебный квартал
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д.14

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Менеджер проекта: М.Е. Орлова-Шейнер

Здание Верховного суда РФ
ГАП: В.Ф. Хиврич
Руководитель группы: И.М. Минниев, Е.М. Осипова
Ведущие архитекторы: О.В. Головко, И.В. Филимонова, А.Г. Гвоздик
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.И. Кочуков, И.В. Хухка, А.А. Бородина, А.В. Соловьев, И.В. Припоров, Е.П. Мартынюк

Здание Судебного департамента
ГАП: А.А. Юдин
Руководитель группы: О.Я. Ольшанская
Архитекторы: Н.Е. Шабалин, П.Л. Похальчук, Е.И. Янанец, И.Ю. Савченко, А.В. Половинкина

Жилой комплекс
Руководители группы: А.С. Орлов, Д.А. Зайцев
ГАП: З.В. Петрова, О.В. Каверин
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.И. Лаврентьева, Д.С. Толстова, Н.К. Пальникова, М.П. Борисюк, Е.В. Луканина, А.В. Лесникова

Интерьеры здания Верховного суда и судебного департамента
Руководитель группы: В.А. Дашков
Архитекторы: А.А. Поправко, Л.В. Монич, И.И. Агапова, В. Молчанова, М.И. Кузнецов

Здание Дворца Танцев Б.Я. Эйфмана – SPEECH
С.Э.Чобан, А.М.Перлич, ГАП: А.Хмеленина, А. Абрамов, Л. Белашова

Конструкторы
Главный конструктор: Резниченко М.Я.
Заместитель главного конструктора: Д.А. Астапчик
Руководители группы: Ю.И. Ильина, Д.О. Григорьев
Конструкторы: С.А. Двуреченский, А.Н. Смирнова, А.К. Богданов, Е.А. Пантелеева, М.А. Кокшарова, П.С. Култышев, С.П. Ненашев, М.А. Елизарьев, А.Д. Балакина, Т.Ф. Касумов, Т.Л. Лебедева, Е.Н. Выгодина, С.А. Перепелкин, Е.В. Пастушкова, В.Ю. Антонов

Генплан
Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова

Смежники
ООО «ПроектСервис»
ГИП: А.Л. Акимов, А.В. Таборский

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации

18 Декабря 2020

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.