NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Жилой комплекс NEVA HAUS – часть проекта редевелопмента территории между Петровским проспектом и Малой Невкой, где некогда располагался  пивоваренный завод «Бавария».  На бывших землях завода, поблизости от комплекса, сохранилось два объекта культурного наследия: солодовня и конторское здание, которые были построены в начале 20 века и имеют кирпичные фасады, типичные для промышленной архитектуры того времени.

Проект элитного ЖК был разработан бюро «Евгений Герасимов и партнеры». Участок, где расположился комплекс по своему уникален – он находится  в пешей доступности от слияния рек Малой Невки и Ждановки, садов Петровского и Крестовского островов, рядом с Васильевским островом и Петроградской стороной. Протяженное береговое пространство согласно проекту превращено в променад, откуда открываются красивые виды: источником вдохновения для этой пешеходной зоны стала набережная реки Ждановка.
  • zooming
    1 / 3
    Neva Haus
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 3
    Neva Haus
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 3
    Neva Haus
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Сам комплекс состоит из восьми корпусов, составленных из блокированных секций, которые скомпонованы вокруг благоустроенных дворов. 
«Северная Венеция» – Петербург с его каналами и реками, по мнению авторов проекта, не меньше чем Венеция итальянская заслуживает своих «резных сундуков», украшающих берега, поэтому акцент в проекте был сделан на декоре зданий, успешная реализация которого – заслуга  «ЛСР. Стеновые».  
 

Новая жизнь знакомого кирпича


Отличительной особенностью комплекса являются необычные фасады из кирпича, основная конструкция самих зданий – монолитная. Архитектурное бюро «Евгений Герасимов и партнеры» уже обращалось к кирпичу в проекте ЖК «Венеция» – элитном жилом комплексе “ЛСР групп”, в стиле венецианского палаццо, также возведенном  на берегу другой малой реки Санкт-Петербурга, Средней Невки.  Однако в случае с ЖК  NEVA HAUS жилые корпуса получили не классическое решение, а  модернистские формы: лапидарные прямоугольные объемы одеты в необычные фасады – каждый из корпусов имеет свой рисунок  крупной орнаментальной структуры. Таким образом, кирпич стал материалом, который подчеркивает их индивидуальность  и уникальность. 

В Санкт-Петербурге сохранилось немало примеров архитектуры «кирпичного стиля», но решение, предложенное архитекторами, не имеет аналогов. Оно едва ли следует рациональному «кирпичному стилю», встречающемуся в северной столице: стилистика фасадов NEVA HAUS – не лаконичный «пром», как вышеупомянутые здания завода «Бавария», и не витиеватая стилизация «а ля рюс» или готика; это некий «ковровый стиль», напоминающий кирпичную орнаментацию, использовавшуюся в Средней Азии X-XIV вв. 

Масштабированный на крупные объемы декор создает удивительно живую поверхность, в том числе благодаря использованию кирпича разных оттенков. Собственное производство  «ЛСР. Стеновые» позволило в полной мере осуществить непростой замысел архитекторов.
Кирпич в комплексе широко используется в фасадах, обращенных на улицу – дворовые фасады отделаны архитектурным бетоном в сочетании со вставками из кирпича. Через разность «одежд» фасадов  – парадный уличный наряд, смотрящий во вне, и более спокойный и уравновешенный вид частного пространства двора – подчеркивается их функциональное назначение. 
© Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

От архитектурной идеи к материалу


Сегодня, когда монолитное строительство позволяет строить быстро и качественно, кирпич, используемый в составе вентилируемых фасадов на монолитной конструкции, как традиционный материал, применяемый в строительстве испокон веков, создает атмосферу уюта и добавляет “человеческое” измерение в многоэтажном строительстве. Поэтому особенно важно какой кирпич используется в отделке – здесь имеет значение и тип кирпича, и его цвет, и размер. В эксплуатации значение имеет и долговечность материала, поэтому для отделки внешних фасадов NEVA HAUS был выбран клинкерный кирпич, имеющий многократное преимущество перед традиционным керамическим кирпичом и фасадной штукатуркой по таким параметрам, как прочность, водопоглощение и морозостойкость. Изобретенный в Нидерландах, клинкер надежно зарекомендовал себя в странах с холодным климатом и большим сезонным перепадом температур, поэтому наибольшее распространение он получил в  странах Скандинавии. 

За повышенную энергоэффективность в жилых корпусах отвечают не кирпичные стены, а “пирог”  вентилируемого фасада: в  NEVA HAUS толщина конструкции внешних стен составляет 460 мм: 200 мм – монолитная стена, 260 мм – утеплитель и облицовка клинкерным кирпичом. Благодаря разработанной системе NEVA HAUS стал первым элитным жилым комплексом в Санкт-Петербурге, официально получившим статус энергоэффективного, водоэффективного и экологичного объекта по системе GREEN ZOOM. 
  • zooming
    1 / 3
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 3
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 3
    ЛСР. Стеновые

Для облицовки фасадов  NEVA HAUS используется изготовленный на заводе «ЛСР. Стеновые» клинкерный кирпич нестандартного формата и оттенка с улучшенными свойствами: его кислотостойкость составляет не менее 95%, а водопоглощение не более 4%, что особенно важно в условиях Санкт-Петербурга. 

Модуль кирпича также необычен: 210 х 100 х 45 мм – именно такой размер соответствовал замыслу архитекторов для создания уникальной поверхности фасадов. Для реализации идеи  «ЛСР. Стеновые», имея собственные производственные мощности, запустила новую линию: закупила специальное оборудование – резательный стол «Фрейматик», который позволил производить резку кирпича размером 50 мм, формующую оснастку, оборудование для нанесения второго слоя ангоба при помощи распыляющих форсунок. Также было  разработано новое программное обеспечение для движения кирпича по транспортным системам, включая посадку и разгрузку кирпича с печного вагона. После создания опытного образца, стартовали работы непосредственно на объекте. 
Neva Haus. Девелопер: ООО «ЛСР. Недвижимость-СЗ»
Евгений Герасимов и партнеры

Таким образом, в содружестве с архитекторами бюро «Евгений Герасимов и партнеры», был разработан и запущен в производство абсолютно уникальный продукт для России – помимо формования нестандартных размеров клинкера, в линейке специально под проект  была создана собственная палитра оттенков и цветов кирпича. В общей сложности в фасадах используется более 40 видов клинкера!
  • zooming
    1 / 6
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 6
    Neva Haus
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 6
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    4 / 6
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    5 / 6
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    6 / 6
    Neva Haus
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Единство непохожих


По задумке архитекторов, восемь зданий комплекса, из которых на данный момент завершены пять корпусов, отличаются лаконичными формами, однако каждое имеет свой собственный неповторимый образ, в основном, благодаря фасаду из клинкерного кирпича, создающего разнообразные орнаменты и объемную рельефную кладку.
Neva Haus. Девелопер: ООО «ЛСР. Недвижимость-СЗ»
Евгений Герасимов и партнеры
Ориентализм
Первый корпус – замкнутый объем с обширным внутренним двором, обращенный коротким фасадом к Петровскому проспекту, а длинным – к саду Савиной, самой большой зеленой территории острова.
zooming
Neva Haus. Корпус 1. Визуализация
© Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Протяженные внешние фасады здания, выполненные в теплой охристой гамме, осложнены выступающими стеклянными объемами балконов, которые оживляют поверхность стены.
Внутренний двор имеет светлую отделку фасадов со вставками, напоминающими рисунок рельефа уличной стороны: эффект просторного двора, несмотря на его замкнутость, достигается использованием дворового покрытия в единой гамме с фасадами. 
  • zooming
    Neva Haus. Корпус 1. Внутренний двор
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    Neva Haus. Корпус 1. Внутренний двор. Отделка фасадов
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    1 / 3
    Neva Haus. Корпус 1.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 3
    Neva Haus. Корпус 1.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 3
    Neva Haus. Корпус 1.

Отделка корпуса отличается необычным орнаментом “плетенки” – массивная кирпичная цепь идет через все здание. Рельефный рисунок, напоминающий меандр, усложнен использованием пятнадцати различных видов кирпича, отличающихся друг от друга не только оттенками и цветами, но и фактурой поверхности. 
Neva Haus
© Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Помимо традиционного клинкера используется кирпич с посыпкой – он имеет едва заметные шероховатости, обеспечивающие натуральность и естественность облика, эстетическую привлекательность и мягкость подачи. 
Глянцевые вставки темного ангобированного клинкера в простенках между окнами подчеркивают тектонику здания за счет того, что  ангобированный кирпич обладает блестящей поверхностью, как и оконные стекла. Для его производства на обожженную поверхность наносят специальный ангоб, состоящий из измельченного стекла или специальной глины, и обжигают вторично. В результате на поверхности образуется стекловидный водонепроницаемый слой, хорошо сцепленный с основной массой кирпича.

Контраст, создаваемый сочетанием стеклянных поверхностей и стен между окнами, отделанных ангобом, усиливает рисунок созданного в теплой охристой цветовой гамме “меандра” первого корпуса.
Тонкими стежками
Второй корпус – компактный объем, обращенный в сторону реки. В отличии от первого, где каждый фасад имеет индивидуальный характер, его фасады одинаковы со всех сторон, а колорит более сдержан – акцент сделан на серых, более холодных, оттенках. Фактура стен создается за счет сочетания рельефной кладки светлого кирпича на темную поверхность. Межэтажные перекрытия подчеркнуты сплошными линиями, а простенки отмечены прерывистым пунктиром – все это создает вибрирующую поверхность, словно вышитую стежками, где вместо нити используется клинкер, и в целом, дом, благодаря этому, выглядит словно инкрустированная шкатулка. 
  • zooming
    1 / 3
    Neva Haus. Корпус 2
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 3
    Neva Haus. Корпус 2. Деталь фасада
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 3
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Пространство между корпусами  подчеркнуто правильной геометрией цветников и аккуратной расшивкой тротуарного покрытия.
Под прямым углом

Третий корпус, стоящий на набережной, отличается классической планировкой в виде замкнутого каре с обширным двором. Одной узкой стороной корпус обращен к реке, а вторая распахивается широким порталом  в сторону площади, вокруг которой скомпонован сам комплекс, и к корпусу строящейся школы.
Простая форма параллелепипеда усложнена спускающимися к реке террасами верхних этажей. Также как и в первом корпусе, основу рисунка фасадов составляет плетенка, но со своим “характером”, подчеркивающим уступы ступенчатого объема. 
  • zooming
    1 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    4 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    5 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    6 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    7 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    8 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    9 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    10 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    11 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    12 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    13 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    14 / 14
    Neva Haus. Корпус 2.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Г-образный рельефный орнамент выполнен из светлого кирпича и подчеркивает ритм оконных проемов. Взаимодействие теплых охристых поверхностей, выложенного клинкером разных близких по оттенку цветов,  и контрастного рельефа, создает интересную игру, основанную на светотени. Окна слегка заглублены и обрамлены своеобразными наличниками, что придает фасаду большую живость. 
Иллюзия объема
Корпус под номером 4 – один из самых небольших в комплексе, однако его образ, пожалуй, один из самых запоминающихся. Благодаря тщательно продуманной раскладке кирпича создается эффект перспективных откосов с  углубленными  окнами, и созданный образ отсылает к чикагской школе архитектуры начала 20 века, которая также широко использовала кирпич.
  • zooming
    1 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    4 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    5 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    6 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    7 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    8 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    9 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    10 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    11 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    12 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    13 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    14 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    15 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    16 / 16
    Neva Haus. Корпус 4.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые

Отсутствие традиционных для этого архитектурного направления, уже ставшего классикой, далеко вынесенного завершающего карниза и аттика говорит о современности здания, в декорировании которого используются отдельные мотивы исторического стиля. 
Фактура и цвет
Пятый корпус, в целом, повторяет композицию третьего, но в нем сделан акцент на вертикалях и разнообразии фактур, передаваемых клинкером трех основных цветов: белого, темного, и оранжевого. Верткальные полосы срифмованные в шахматном порядке, пронизывают два этажа. Темные, образующие гладкие плоскости, сочетаются с с 3D-кладкой белого и цветного клинкера. 
Объемные узоры  кладки образованы выдвинутыми кирпичами за пределы плоскости стены: в одном случае – целыми рядами, а в другом – в разбежку.
Подобное сочетание цветов и фактур рождает дает игру света и тени, благодаря чему дом выглядит по-разному в зависимости от освещенности. 
  • zooming
    1 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    2 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    3 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    4 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    5 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    6 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    7 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    8 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    9 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    10 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    11 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    12 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    13 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    14 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    15 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    16 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые
  • zooming
    17 / 17
    Neva Haus. Корпус 5.
    © Изображение предоставлено ЛСР. Стеновые


NEVA HAUS – комплекс, который демонстрирует широкий спектр приемов работы с кирпичом и практически неограниченные возможности клинкера для создания различных декоративных эффектов, которые помогают установить диалог между городом, его архитектурой и горожанами. 

16 Августа 2022

Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».