Между модерном и неорусским стилем

Публикуем фрагмент из монографии «Архитектор Дмитрий Крыжановский», предоставленный Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

30 Декабря 2021
mainImg
0 Серия книг об архитекторах, выходящая в издательстве «Пропилеи», пополнилась вторым томом – на этот раз монография посвящена Дмитрию Крыжановскому. Идея и финансирование издания – Благотворительный фонд поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM: Евгений и Юлия Герасимовы. С помощью фонда в этом году удалось также организовать выставку графики Яна Антонышева и выставку литографий Ольги Васильевой
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Автор книги – Александр Чепель, краевед, кандидат исторических наук, член Совета ВООПИиК. Помимо биографии издание содержит описание наследия архитектора периода модерна, периода ретроспективизма и советского периода, а также каталог всех построек и проектов, в том числе неосуществленных. Особенно ценно представление широкой публике проектных материалов и документов, которые хранятся в архивах и музеях Санкт-Петербурга, Вологды и Пскова. Также в книге есть современные фотографии и кадры, снятые с квадрокоптера. Их авторы – Иван Смелов, Виктор Савик и Сергей Веснин.

На Дмитрия Крыжановского, как на героя очередной книги, выбор пал случайно и не случайно. О многих выдающихся архитекторах никогда не выходило печатных изданий, и нам кажется, что Дмитрий Крыжановский того заслуживает – он был профессионалом, многое сделал, не гнушался никакой работой. Мы каждый день ходим и ездим мимо его домов, любуемся. Как и Александр Лишневский, Крыжановский погиб в блокаду, но никто не знает, как именно он умер, где его могила – детей у него не было. Сыграло роль и сотрудничество с Александром Чепелем – он готовил книгу о Лишневском, увлечен работой и эпохой модерна.



Сейчас книгу можно купить в архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», предварительно согласовав визит по телефону, или в магазине «Подписные издания» на Литейном проспекте, дом 57. С любезного разрешения Благотворительного фонда поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM публикуем несколько фрагментов.
***
Знаменская церковь старообрядцев Поморского согласия 

1906–1907, Тверская улица, 8 

Строительство культовых зданий занимает в творчестве Д.А. Крыжановского хотя и не ведущее, но довольно заметное место. Об одной из ранних попыток зодчего испытать свои силы на поприще храмовой архитектуры свидетельствует разрез неизвестного пятиглавого православного храма, составленный архитектором в мае 1906 года. Шлемовидные купола на высоких барабанах, прорезанных узкими полуциркульными окнами-«бойницами», отсылают к образам белокаменных храмов Владимира и Суздаля. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

К 1906 году интерес зодчих и их заказчиков уверенно сместился от нарядных цветастых «старых ярославских храмов» XVII столетия к культовой архитектуре более древних эпох. «На смену увлечению декоративными приёмами, выработанными московской и ярославской школами, постепенно пришёл более глубокий интерес к архитектуре Владимиро-Суздальской земли, древних Новгорода и Пскова, к памятникам деревянного зодчества Севера, обстоятельно изученным исследователями». 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Д. А. Крыжановскому первому удалось осуществить в Петербурге строительство храма в «неорусском стиле», ставшего подлинным шедевром столичной архитектуры начала XX столетия. Эта честь по праву принадлежит Знаменской церкви старообрядцев Поморского согласия на Тверской улице. 17 апреля 1905 года вышел указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», ставший отправной точкой к выходу старообрядцев «из подполья» и началу строительства ими в Петербурге собственного храма. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Д.А. Крыжановский не сразу нашёл осуществлённый в натуре архитектурный образ здания. Первоначальный вариант 1906 года демонстрирует сложное ступенчато-пирамидальное построение храма. «Необычные, сильно вытянутые щипцы, прорезанные стрельчатыми проёмами, обступали глухой восьмерик многолепесткового очертания. Поднимавшиеся уступами объёмы оканчивались низким барабаном с частыми окнами и пологим шлемовидным куполом. Венчание храма выглядело мелким, как бы сплющенным, будто воспринималось в сильном перспективном сокращении». Очевидно, что архитектор фантазировал, а фантазия, стремление к созданию сказочных образов при проектировании здания «неорусского стиля» – закономерное явление. Практически все мастера, работавшие в стилистике неорусского направления в архитектуре, стремились воплотить в камне образы допетровского, подлинно русского зодчества. Теоретический фундамент для этих поисков подвёл архитектор А. В. Щусев, который призывал проектировать без «рабского» следования прототипам, «сочинять храм». Приступая к работе над проектом старообрядческой Знаменской церкви, Д.А. Крыжановский следовал этой методе, шаг за шагом оттачивая приёмы, отказываясь от противоречивых, недостаточно выверенных решений, добиваясь в архитектурном облике своего храма искомого идеала.
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Перед началом работы над проектом Знаменской старообрядческой церкви Д. А. Крыжановский, очевидно, имел перед глазами работы архитектора В.А. Покровского, связанные главным образом с культовыми постройками. В.А. Покровский – бесспорный лидер «неорусского стиля», и именно ему «по праву принадлежит ведущее место в выработке приёмов, которыми охотно пользовались вслед за ним многие сторонники нового национального направления в отечественной архитектуре». В.А. Покровский ещё в 1902 году выработал пропущенную сквозь горнило модерна идею экспрессивного, пластически выразительного крестообразного в плане церковного здания с асимметрично поставленной звонницей. От этого объёмно-планировочного решения, а также от других новаторских приёмов В. А. Покровского и отталкивался Д.А. Крыжановский, разрабатывая собственную версию православного храма эпохи петербургского Серебряного века. Сложный поиск идеального решения храма был связан с тем, что проект делался для старообрядцев, сохранявших на протяжении столетий верность древнейшей православной традиции, существовавшей на Руси задолго до Раскола Русской церкви. С середины XVII века лишённые возможности строить свои храмы, теперь старообрядцы стремились получить действительно идеальное церковное здание. Оно должно было продолжить традицию храмового строительства, ориентироваться на белоснежные церкви Северной Руси, где после Раскола обосновались многие старообрядцы. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Продолжая работу над проектом старообрядческой Знаменской церкви, Д.А. Крыжановский отошёл от одноглавого завершения храма и стал экспериментировать с пятью церковными главками. Теперь вместо беспокойных, наползающих друг на друга объёмов сердцевиной здания стал монументальный четверик. Из четверика вырастал весомый центральный, прорезанный щелевидными окнами барабан с луковичным венчанием, а малые глухие главки были посажены на массивные трёхлопастные объёмы, обступающие храм с четырёх сторон. 

В итоговом варианте четыре малых главки были поставлены на четверик, тесно обступив центральный барабан. Построенное здание в целом соответствует этому варианту, разве что вместо трёхлопастного покрытия выступов архитектор вернулся к килевидному кокошнику, представленному на первоначальном чертеже. «Крыжановскому удалось добиться зрелищного эффекта. Церковь и примыкающие к ней строения приковывают внимание экспрессией и динамикой архитектурных масс, сложным живописным силуэтом. Объёмы нарастают слева направо: у приземистого флигеля поднимается звонница, ещё выше выгибаются щипцы храма, над которыми возносится стройное пятиглавие. Разные по функции части комплекса чётко разграничены выступами и заглублениями, перепадами высот. Тем самым острее выявлена выразительная пластика многообъёмной структуры. Декор использован скупо, объединяющим началом служат обширные светлые поверхности стен». На фоне белоснежных стен яркими пятнами выделяются полихромные майоликовые вставки с изображением растительных орнаментов. Храм несколько отступает от красной линии застройки и отделяется от улицы невысокой глухой каменной оградой. Такая в определённом смысле закрытость, отрешённость от городской суеты создают вокруг Знаменской церкви старообрядцев Поморского согласия и относящихся к ней строений атмосферу северного скита или монастырской обители. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Стилизованная под средневековую постройку церковь была рационально возведена с использованием новейших по тем временам железобетонных конструкций системы Геннебик, выполненных Черноморским строительным обществом «Железобетон». 

Помощниками Д. А. Крыжановского на строительстве старообрядческого храма были студент-старшекурсник Института гражданских инженеров В.В. Кралин и ответственный за железобетонные работы («производитель железобетонных работ») студент Института путей сообщения В.А. Бушков. Новые технологии позволили без дополнительных опор перекрыть обширное внутреннее пространство, которое, подобно экстерьеру храма, отличается ясной простотой и цельностью пропорций. «Интерьер храма также наделён монументальной силой. Глубокие арки и тяжеловесные угловые массивы образуют единое крестовидное пространство. Чистоту крупных лаконичных форм подчёркивает аскетичная белизна стен и сводов». На этом фоне выделялись три резных пятиярусных иконостаса из серого дуба с иконами старинного письма. Иконостасы были изготовлены в мебельно-столярной мастерской потомственного почётного гражданина Д.В. Дудакова по проектам Д.А. Крыжановского. Хоругви и паникадила изготовила фабрика Оловянишникова по рисункам С. И. Вашкова и Д. А. Крыжановского. Переплёты, заполнявшие узкие и высокие по своим пропорциям оконные проёмы, были изготовлены из металла, а массивные деревянные двери обиты железом и красной медью. 

Старообрядцы отказались от электрического освещения в храме. Оно оставалось исключительно свечным. По этой причине гигантские паникадила получили специальные механизмы противовесов. Они позволяли легко опускать паникадила из-под сводов для замены восковых свечей. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Осторожное отношение старообрядческой общины к техническому прогрессу, однако, не помешало устроить в храме современную систему центрального водяного отопления. Работы по её установке осуществило акционерное общество «Држевецкий и Езиоранский», занимавшееся постройкой машин и санитарных сооружений. Котёл, камера нагревания и увлажнения воздуха были установлены в подвале, а кондиционирование воздуха осуществлялось через специальные вытяжки, выведенные на фасад по сторонам центральной главки. 

Практически всё внутреннее убранство храма и принадлежавшая ему церковная утварь были утрачены в 1930-е годы. Тогда сам храм разделили на три этажа и приспособили под мастерские. Лишь в 2007 году старообрядческая Знаменская церковь вновь открылась для верующих. Ещё через два года завершилась реставрация, в ходе которой, помимо фасадов, восстановили интерьеры, заново создали иконостас и паникадило. Проект реставрации был разработан ООО «Архитектурная мастерская И.А. Солодовникова» (архитектор-реставратор Д.А. Бутырин), работы осуществили специалисты компании ООО «Пассим». 
 
Доходный дом П.М. Станового
1908–1909 , Мытнинская улица, 5 / Старорусская улица, 2 

Не случайно Д.А. Крыжановский, включив в отделку дома Н.М. Гвоздева и А.М. Бардиной отдельные неорусские мотивы, не стал распространять их на все элементы фасадных решений. Здесь мы не найдём таких характерных для допетровского зодчества деталей, как узкие подслеповатые окна или тяжеловесные «красные крыльца» на пузатых столбах-«кубышках». В период модерна в архитектурной периодике высказывались соображения, что «старый русский стиль со своими приземистыми формами и малыми окнами» совершенно не подходит для многоэтажных зданий. Маловероятным и неэффективным считалось «применять этот стиль к городским постройкам». Ведь узкие маленькие окна домов «очень поэтичны и декоративны, но весьма неудобны для обитания», так как пропускают мало света. В условиях дефицита в Петербурге инсоляции делался неутешительный вывод: «на семиэтажном доме бойницы и башни смысла не имеют». 

Потому-то в многоэтажном городском домостроении «неорусский стиль», считавшийся нерациональным, для такого типа построек, применялся довольно редко. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Однако в 1908–1909 годах Д.А. Крыжановский, как бы отвечая критикам национальных мотивов в домостроении, всё же рискнул построить в Петербурге по канонам «неорусского стиля» дом П.М. Станового, который стал первым столичным доходным домом, оформленным в духе этого художественного направления. 
Угловой шестиэтажный доходный дом выходца из новгородских крестьян, потомственного почётного гражданина Павла Михайловича Станового – словно увеличенный в размерах новгородский терем, крепость или монастырь. В створе Полтавской и продолжающей её Мытнинской улицы дом великолепно просматривается с Невского проспекта – с расстояния более полукилометра. Увенчанный шлемовидным куполом угловой полуциркульный в плане ризалит создаёт иллюзию неприступной крепостной башни. «Гладкие фасады, прорезанные различными по форме окнами, скупой „выемчатый“ орнамент и „бровки“ над проёмами указывают на стилистическую близость этой постройки Крыжановского памятникам древнего Новгорода». Стилистически «неорусский» дом П.М. Станового демонстрирует пример «скрещения» с архитектурными формами северного модерна. «В целом здание можно отнести к неорусскому стилю, но и здесь, безусловно, проявилось влияние балтийских мотивов – орнамент из шишек в деревянном дверном заполнении и совы, фланкирующие дверной проём». На обступающие угловую башню щипцы асимметрично наложены эркеры со шлемовидными покрытиями – такое распределение архитектурных масс характерно для северного модерна. Интересно, что приём динамичного сочетания на фасаде дома щипцов и эркеров родился уже в ходе строительства: на проектных чертежах эркеры указаны по центральной оси щипцов. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Здание составлено из двух лицевых корпусов и стягивающего их надворного флигеля. Их планировка традиционна для доходных домов, возводившихся на угловых участках. Разные по площадям и количеству помещений квартиры имеют выходы на чёрные и парадные лестницы, некоторые из которых поставлены так, чтобы одна лестница обслуживала сразу два корпуса. Здесь образ дома-крепости, заданный на его фасадах, поддерживается и в интерьере парадной лестницы, напоминающей винтовую лестницу средневекового замка. Её объём вписан в угловую часть здания и имеет оригинальную форму. Здесь парадная и чёрная лестницы как бы нанизаны на одну ось и получают естественное освещение из замкнутого между ними дворового пространства, имеющего каплевидную в плане форму. Подобная форма придана и помещению парадной лестницы. Чтобы создать ощущение, что винтовая лестница, установленная на вмонтированных в стену консолях, парит в воздухе, архитектор расположил лифтовую шахту не в середине лестничного проёма, как это обычно делалось в петербургских домах конца XIX – начала XX века, а задвинул её вместе с подъёмной машиной в дальний угол лестничной клетки. 

В отделку гладких стен лестничной клетки включён выемчатый декор, составленный из стилизованных растительных и геометрических мотивов. Они образуют фризовые ленты, на которых разыграны вариации орнаментов, составленных из ёлочек, цветочных стеблей, а также обращённых вершиной вниз треугольников, напоминающих популярный древнерусский узор «волчий зуб». 

Один из ранних обитателей дома П.М. Станового, литературовед и педагог В.А. Келтуяла, как будто специально подбирал себе квартиру именно в этом доме, который своим обликом соответствовал роду занятий жильца. В. А. Келтуяла свои важнейшие работы посвятил устному народному творчеству Руси и древнерусской литературе. Он подготовил курсы лекций и пособие для самообразования по истории литературного наследия Древней Руси; занимался исследованиями важнейшего литературного памятника – «Слова о полку Игореве». 

По рассказам жильцов, во время блокады одна из бомб упала так близко, что дом как будто подскочил, а затем вновь осел, с чем связывают проявляющиеся и ныне трещины. Но добротно построенное здание устояло. После блокадных дней одним из жильцов бывшего дома П.М. Станового стала Л.А. Кирилловская, впоследствии – автор книги воспоминаний «В одном дворе на Песках...». Судьба её героя тесно связана с домом Станового: «Может быть, сам того не ведая, стоя в ночном подъезде, он инстинктивно впитывал ту особую живительную силу старого дома детства, основательную и спокойную, которую сполна отдавали ему казавшиеся ещё более широкими в ночи пологие ступени, и мерцавшие в электрическом свете мраморные плиты площадки, и кованая лестничная решётка, как бы сплетённая из чугунных лилий, и стрельчатые окна с затейливыми переплётами, много раз битые футбольными мячами и давно расставшиеся по этой причине с цветными стеклами...». В этом описании узнаваемы и скруглённые по параболе («стрельчатые») окна с мелкой расстекловкой, и металлическое ограждение лестницы, сотканное из динамично изогнутых полос, напоминающих тычинки лилий. 

К началу XXI века дом растерял не только разноцветные стекла, но и часть декора. Со своих насестов на дверях парадных «улетело» большинство деревянных сов, осыпалась штукатурка. Ремонт был запланирован только на 2023 год. Однако благодаря усилиям неравнодушных жильцов этого дома городские власти выделили средства на аварийный ремонт фасада. Обновлённый старый дом словно расправил плечи и достойно встретил свой 110-й день рождения. 

К концу первого десятилетия XX века Д. А. Крыжановский стал одним из самых плодовитых и авторитетных столичных зодчих. Будучи принят в 1902 году в Петербургское общество архитекторов, он избирался в правление Общества, в качестве судьи и соискателя участвовал в устраиваемых Обществом архитектурных конкурсах, входил в различные комиссии по техническим, художественным, организационным вопросам. Так, в 1903 году Д.А. Крыжановский в роли эксперта входил в комиссию по определению ответственности строящихся домовладельцев за повреждение смежных зданий, в 1905 году готовил материалы для выработки положения о правилах возведения мансард, избирался делегатом для взаимодействия с Союзом инженеров, был делегирован на съезд цементных техников и заводчиков, в 1907 году входил в комиссию по выработке правил оценки незастроенной («пустопорожней») или слабо застроенной городской земли. 

Количество возводимых им построек неуклонно возрастало. Пользовавшийся высокой репутацией в строительном бизнесе Д.А. Крыжановский даже завёл именной печатный бланк. Зодчему не было стыдно за свою работу, он ни разу не был замечен в каких-либо махинациях, на его постройках не пострадал ни один рабочий, ни разу не случалось и строительных катастроф. 

Д. А. Крыжановский чутко реагировал на многие профессиональные проблемы, стремился предлагать пути их разрешения. Чтобы вовремя получать навыки в применении входящих в оборот строительных материалов и технологий, важно было расширять профессиональное общение, и выпускники Академии художеств, стремясь преодолеть разобщённость в своих рядах, в 1903 году создали Общество архитекторов-художников, девиз которого звучал так: «Нравственная, техническая и материальная взаимопомощь»; Д. А. Крыжановский незамедлительно стал членом этого объединения. 

Д. А. Крыжановский живо интересовался качеством архитектурного образования, и в 1909 году предлагал замещать должности в Высшем художественном училище при Академии художеств путём конкурсов с целью привлечения к преподаванию «лучших сил»: «Как бывший академист, принимая близко к сердцу интересы учащихся в архитектурном отделении и зная по опыту, с каким огромным интересом ученики относятся к делу ведения преподавания в архитектурном классе и к делу выборов своих новых профессоров, я не могу не позволить себе сделать настоящее заявление. В данное время стоит на очереди вопрос о замещении открывшейся вакансии профессора в общих классах архитектурного отделения. Во многих учреждениях ответственные должности уже замещаются путём конкурсов..., и только почти в одном Высшем художественном училище конкурсы по замещению кафедр не устраиваются, хотя, казалось бы, что деликатное дело выбора руководителей художественного образования в России должно бы было коснуться наивозможно широких кругов, особенно принимая в соображение, что не всегда личные художественные дарования отвечают дарованиям педагогическим». 

Часто входя в жюри конкурсов и участвуя в них в качестве конкурсанта, Д.А. Крыжановский вникал в конкурсную «кухню», стремясь усовершенствовать механизмы этих соревнований. Так, по итогам конкурса проектов доходного дома Э.Л. Петерсена (1905 год), Д.А. Крыжановский (вспомним, что в этом конкурсе он участвовал, но остался без премии) обратился в конкурсное жюри с «рацпредложением»: «Ваш отчёт по конкурсу дома Петерсен не обладает статистическими данными, являющимися важным фактором при оценке проектов доходных домов. Важно указать: площадь застройки участка; количество квартир в этажах; количество лестниц, которые отнимают много места от полезной площади и дорого стоят. Постоянно приходится сталкиваться с подобными вопросами». Впоследствии, возможно, благодаря этому предложению Д.А. Крыжановского, в отзывах жюри статистические данные стали занимать достойное место. 

В 1903–1910 годах Д.А. Крыжановский, помимо всех прочих занятий, служил архитектором Петропавловской больницы, откуда уволился по причине избрания в число депутатов Санкт-Петербургской городской думы. Это избрание хронологически совпало с изменением вектора развития русской архитектуры: господствующее положение стремительно переходило к ретроспективизму.
Доходный дом Р.И. Берштейна
1910–1911, Каменноостровский проспект, 54 / улица Профессора Попова, 31 

В 1910 году торговец «готовым платьем» купец Рафаил Берштейн купил обширный участок на углу Каменноостровского проспекта и Песочной улицы (ныне улица Профессора Попова), на котором находились двухэтажный дом, возведённый в стилистике «безордерного» классицизма, и служебные постройки. Новый владелец задумал построить здесь доходный дом, позволявший стабильно получать доход от сдачи квартир внаём. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

В 1910–1911 годах Д. А. Крыжановский выполнил пожелания домовладельца, построив масштабное шестиэтажное жилое здание, имеющее эффектное объёмно-планировочное решение. Сложный зигзагообразный план здания, определённый угловым положением участка, позволил архитектору создать выразительные композиции фасадов вдоль обеих магистралей. Глубокий курдонёр живописно разрывает сплошную линию застройки по улице Профессора Попова, тогда как фасадные решения корпуса по Каменноостровскому проспекту, акцентированного живописным силуэтом башни, имеют петербургский строгий, стройный стан. 

Созданный Д. А. Крыжановским открытый двор со стороны Песочной улицы – вполне в тренде санитарно-гигиенических идей начала XX века. Передовые зодчие и социально ответственные домовладельцы стремились отказаться от закрытых дворов, чтобы максимально насытить жилища светом и воздухом. Однако в доме Р. И. Берштейна не удалось совсем отказаться от замкнутых дворов, избежать которых без потери доходности было непростой задачей. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Сохранившиеся проектные чертежи фасадов демонстрируют художественное решение, отличающееся от осуществлённого в натуре. Первоначально архитектор подал в Городскую управу комплект чертежей с фасадом лишь по Каменноостровскому проспекту. Угловая его часть здесь срезана и никак не акцентирована, к ней примыкает портал в форме экседры, под сводом которой устроен вход в парадную. Над порталом – гранёный в плане эркер, над ним – усложнённой формы аттик-щипец, поддерживаемый с обеих сторон пучками строенных колонн. По сторонам эркера в нишах установлены скульптурные изображения Адама и Евы в полный рост. В отдалённой от угла части фасада акцентом служит вознесённая на уровень двух последних этажей трёхчастная аркатура, опирающаяся на сдвоенные колонны, удерживающие массивную аттиковую надстройку барочных очертаний. Помимо описанных пластических акцентов, другого декора на проектном чертеже фасада не имеется. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Рассматривая проект, Городская управа посчитала необходимым дополнить его рисунком фасада по Песочной улице, о чём была сделана помета непосредственно на представленных чертежах. Их вернули на доработку. Определённо в условиях спешки Д.А. Крыжановский наскоро вычертил требуемый фасад по Песочной улице, не включив в его отделку вообще никаких декоративных элементов. Вероятно, на этом этапе в работе над проектом принимал участие архитектор Э. И. Кох. 

Дополнение приняли, проект утвердили, дом был построен – но совершенно в другом виде. Угловую часть увенчали гранёным высоким покрытием с фонариком-бельведером и шпилем, стены на уровне первого яруса затянули грубоколотыми гранитными блоками, добавили балконы, декоративные вставки, высокие щипцы, отделанные искусственным камнем. 

Монументальные щипцы, со стороны Каменноостровского проспекта акцентированные пучками гранёных полуколонн, прорезанные узкими щелевидными оконцами-бойницами, своим силуэтом напоминают гигантский церковный орган. 

Со стороны Песочной улицы согласно проекту устроен обширный парадный двор. Фасады курдонёра также получили богатую отделку. Щипцы с треугольным завершением, огибающие углы открытого двора со стороны Песочной улицы, также воскрешают в памяти готические мотивы. Их поле фланкировано тонкими рёбрами, характерными для фахверковых построек средневековых европейских городов, а «валунная» кладка из искусственного камня в основании этих щипцов придаёт им фортификационную основательность. Как видно, купец-домовладелец раскошелился на дорогостоящую облицовку из натурального и искусственного камня, и зодчий умело использовал эти материалы, придавшие постройке характерный для северного модерна облик, к которому добавлены мотивы, заимствованные, главным образом, из арсеналов готической архитектуры. О композиционных приёмах северного модерна напоминают и примыкающие к башне плавно очерченные щипцы с асимметрично наложенными на них скруглёнными эркерами. 

Двор отделён от улицы металлической оградой с фонарями на гранитных столбах, а входы в парадные оформлены в виде основательных гранитных тамбуров-порталов с полуциркульными окнами. 
Фрагмент книги «Архитектор Дмитрий Крыжановский»
© изображение предоставлено Благотворительным фондом поддержки культуры и искусства DICTUM FACTUM

Со стороны Каменноостровского проспекта вход в парадную был выполнен, как и предусмотрено в проекте, в виде монументальной ниши-экседры. Такой заглублённый портал стал не только выразительным элементом фасадного убранства, но он играет также важную функциональную роль, защищая прохожих и жильцов от капризов петербургского климата. За этим облицованным гранитом порталом находится вестибюль, пол которого выложен цветной керамической плиткой, а стены отделаны декором в стилистике неоклассицизма – вазоны, гирлянды, кессоны. Деревянный тамбур добавляет дому представительности. Сохранившиеся квартирные двери дополняют эту картину. 

В 1912 году доходный дом Р.И. Берштейна был отмечен серебряной медалью на  конкурсе фасадов. Вскоре после завершения строительства в одной из квартир дома поселился его создатель, архитектор Д. А. Крыжановский, который ещё в 1901 году, стремясь «достичь бόльшей художественности фасадов столичных домов», выступил с инициативой премировать лучшие фасады построенных в Петербурге зданий. 

Домовладелец, купец Р. И. Берштейн, также обосновался в своём новом доме на Каменноостровском проспекте, здесь же жил один из его сыновей, Михаил, который, по всей вероятности, был наследником отцовского бизнеса. Второй сын, Илья, выбрал иную стезю: он выучился на инженера-технолога и руководил меднолитейным заводом.  

30 Декабря 2021

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
Теоретик небоскреба
В Strelka Press выпущено второе издание книги Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Впервые на русском языке она вышла в этом издательстве в 2013. Публикуем отрывок о «визуализаторе» Манхэттена 1920-х Хью Феррисе, более влиятельном, чем его заказчики-архитекторы.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Башни и коробки. Краткая история массового жилья
Публикуем фрагмент из новой книги Strelka Press «Башни и коробки. Краткая история массового жилья» Флориана Урбана о том, как в 1960-е западногерманская пресса создавала негативный образ новых жилых массивов ФРГ и модернизма в целом.
Новейшая эра
В июне в Музее архитектуры презентована книга-исследование, посвященная ближайшим тридцати годам развития российской архитектуры. Публикуем фрагмент книги.
Партизанские указатели
Публикуем главу из новой книги Strelka Press «Тактический урбанизм» Энтони Гарсиа и Майка Лайдона: о самодельных указателях с расстоянием до важных объектов и временем, чтобы дойти туда пешком, побудивших жителей города Роли меньше пользоваться автомобилями.
Штаб-квартира «Гаража»
Публикуем одну из глав книги, посвященной реконструкции штаб-квартиры музея «Гараж» в парке Горького и исследованию этого многослойного здания. Авторы реконструкции – бюро FORM.
Город-музей
Город-музей возникает, когда «в утопию перестают верить, а от традиции открещиваются»: фрагмент из книги «Город-коллаж» – хрестоматийного труда Колина Роу и Фреда Кеттера, изданного на русском языке издательством Strelka Press.
Технологии и материалы
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр встраивается в среду московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой древесины. Наличники окон, разработанные по историческим аналогам из различных регионов России, дополняют образ.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Инновационная сантехника. Новинки подвесных монолитных...
Последняя революция в сантехнике произошла недавно, когда оборудование для ванных комнат приобрело монолитную форму. Следуя мировым трендам, специалисты Cersanit создали новые модели подвесных унитазов CREA SQUARE и CITY OVAL. Спрятали крепления и колено под корпус, добились ещё большей эстетики, гигиеничности и простоты в уходе. Что ещё нужно знать дизайнеру о новинках?
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
3D-узоры из кирпича
Объемная кладка – один из способов переосмыслить традиционный кирпич и сделать здание современным и контекстуальным одновременно. Разбираемся, что такое 3D-кладка и как ее возможно реализовать.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Знак качества
Регулярно в мире проходят тысячи архитектурных конкурсов, но не более десятка являются авторитетными площадками демонстрации или проводниками новых идей. В их числе – A+Awards, которую присуждает архитектурный портал Architizer. Среди лауреатов Девятой премии – сразу два проекта, в которых используются фиброцементные панели EQUITONE.
Андрей Кузьменков, Digital Guru: «С общественным мнением...
Агентство Digital Guru занимается управлением репутацией и исследованиями пользовательских мнений в социальных медиа – так называемым social listening, а также геоаналитическими исследованиями. О том, как эти методы могут использоваться архитекторами и застройщиками на стадии подготовки и планирования общественно значимых проектов, мы поговорили с директором Digital Guru – Андреем Кузьменковым.
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Коллекция светодиодного искусства
Выбрать идеальный светильник под определенный интерьер легко! Главное, влюбиться в светильник с первого взгляда и представить его в интерьере своей гостиной, кухни, спальни или офиса.
Потолки-фрагменты – ключ к адаптивным пространствам
Они позволяют ощутить проницаемость поверхности и высоту пространства, сохраняя звукоизолирующие свойства, и гибко зонировать помещение, что сейчас особенно актуально. Потолки-фрагменты Armstrong от Knauf Ceiling Solutions – адаптивное и современное решение.
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Сейчас на главной
Гуманизм при растущем уровне моря
Международную премию RIBA, на которую может претендовать сооружение в любой точке планеты, получила больница на юго-западе Бангладеш по проекту Кашефа Чаудхури и его бюро Urbana.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Научное открытие
В Петербурге прошел форсайт «Среда стрелки: Научный квартал». Участники искали способ сделать научные учреждения, сосредоточенные на стрелке Васильевского острова, более открытыми и интересными горожанам.
Фильм в зачет
Андрей Киселев и Сергей Шестопалов приглашают посмотреть фильм экспериментальной проектной студии РАНХиГС, который стал итогом семестра, посвященного навыкам самопрезентации.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Двор для «Неба»
Проект двора ЖК «Небо» разработала британская компания Gillespies. Авторы сделали акцент на равномерном сочетании развитого озеленения и строгих выгородок, что вполне соответствует духу самого комплекса.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Проницаемые структуры
В башне Zuiderzicht в Антверпене по проекту архитекторов KCAP и evr-architecten жильцы сами решают, что будет в выбранной квартире: балкон, остекленная или открытая терраса.
Москва зеленая и тихая
Разрабатывая концепцию малоэтажной застройки в Новой Москве, бюро GAFA попыталось сформулировать новую для России типологию загородного жилья: с разноформатными домами, развитой инфраструктурой и привлекательными сценариями повседневной жизни.
Большая волна в Гаосюне
В Тайване открылся центр поп-музыки стоимостью более 100 млн евро. Автор проекта, испанский архитектор Мануэль Монтесерин Лаос, эксплуатирует морские мотивы и сотовую структуру детской мозаики.
Промежуточная типология
В норвежском Ульвике по проекту мастерской Rever & Drage построили гостевой дом-«сарай». Этим минималистичным коттеджем архитекторы попытались выразить свою признательность «архитектуре проселочных дорог».
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Балтийский эскапизм
Успевший стать знаменитым спа-комплекс в Янтарном расширяется – рядом появятся гостевые домики, придуманные в коллаборации с норвежцем Рейульфом Рамстадом.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Мечта мальчика Кая
Архитекторы Zone of Utopia и Mathieu Forest Architecte вспомнили детскую игру и сложили культурно-выставочный центр в китайском Синьсяне из девяти полностью стеклянных «замороженных» кубов.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Поднимаясь над окружением
Бюро А4 придумало новую типологию благоустройства – городской балкон. Небольшая смотровая площадка позволяет по-новому взглянуть на привычные городские панорамы. Первые три балкона появились на московских набережных напротив Кремля и Зарядья.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Зеленая ДНК лыжника
Супертехнологичный жилой комплекс «Тао Чжу Инь Юань», построенный Vincent Callebaut Architectures в Тайбэе, не просто безопасен для экологии планеты, он поглощает углекислый газ и борется с глобальным потеплением.
Приятный вид
Небольшая смотровая площадка в Красноярске стала новой точкой притяжения: панорамы города, Енисея и тайги дополнили минималистичные дорожки, амфитеатр и удобная парковка.