English version

Точка отсчета

Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Кондоминиум в Купчино
Россия, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 59

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, З.В Петрова
Конструктор: Е.П. Суворова
Инженерные разделы: Г.И. Шомракова, Л.М. Ширяева, В.Г. Иванов, Э.И. Визберг
Макет: В. Хиврич

1992 — 1994 / 1993 — 1995

Заказчики: АОЗТ «ИТУС» «РУССОБАЛТ»
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Россия, Санкт-Петербург, Крестовский остров, Константиновский пр., д. 26

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов, Олег Харченко
Главный архитектор проекта: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, С.Д. Меркушева, З.В. Петрова, Л.Н. Черноусова
Инженеры: Ю.А. Миньков, В.В. Журавлев

1996 — 1999 / 1999

ЗАО «СФК «Петроград»
Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – одно из старейших в городе, в этом году его первой постройке – кондоминиуму в Купчине, исполняется 25 лет. За последующую четверть века мастерская собрала портфолио, которое отличает внушительное многообразие: в нем есть элитные дома в красивейших точках города и масштабные общественные здания, реновация промышленных территорий и аккуратные жилые комплексы на периферии. Не ограничивается мастерская и одним стилем, полагаясь в большей степени на контекст и запрос времени, чем на модные веяния или раз и навсегда выбранный курс. Этот подход, характерный для «большого бюро», готового решать задачу любой сложности, разворачивается уже в первых работах, о которых и пойдет речь дальше.
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Здесь не обойтись без экскурса в «первичный бульон» 1990-х. Обратимся к сайту-энциклопедии «Российская архитектура. Новейшая эра» – вот они, значимые события десятилетия: указ «О свободе торговли», возможность свободно выезжать за рубеж для граждан России, создание нефтяной компании ЮКОС; «МММ», терроризм, дефолт; в быту – «Улицы разбитых фонарей», ваучеры, приставка Dendy, Майкл Джексон в «Лужниках»; в профессиональной сфере – первое «Зодчество» и первые статьи Григория Ревзина. Ключевые слова – свобода и отвага. 


1. Красный

Таунхаусы в Купчино
Кондоминиум на Бухарестской улице начали проектировать почти сразу после распада СССР, в 1992 году, а закончили строить в 1995. С этого заказа от концерна «Руссо-Балт» и началась история мастерской. Кумирами молодого архитектора Евгения Герасимова в то время были мастера постмодернизма, знакомые по библиотечным журналам, – Витторио Греготти, Майкл Грейвс, Альдо Росси, а на авторский надзор он ездил 25 трамваем до конечной, держа при себе на всякий случай газовый пистолет – «времена были пацанские».
  • zooming
    1 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры

Вместе с курсом доллара на фоне купчинских панельных домов постепенно вырастало нечто по тем временам фантастическое – не только по форме, но и по содержанию: замок с крепостными стенами и башней, а при ближайшем рассмотрении – коттеджи на манер американских, с небывалыми теплыми гаражами, кабинетами и террасами.

Архитектурный критик Елена Гонсалес писала по этому поводу в 2010 году:
cic =
Постперестроечная эпоха разделила сферу жилого строительства на два полюса: социальный и «элитный». Появление второго в 1990-х было спровоцировано обретением частной собственности – непонятно откуда и как появившиеся у свободных предпринимателей миллионы тут же стали конвертироваться в евроремонты и «кондоминиумы». … Что это означает на языке архитектуры? Стилистически речь идет о возрождении буржуазного «классицизма» в викторианском варианте: консервативной герметичной архитектуры, которую характеризуют мощная стена из красного кирпича, башенки и развитые цоколи. В планировке квартир настоящей революцией стало появление второго санузла – так называемого «гостевого».

Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Новую типологию для новой формации приходилось изобретать, не имея перед глазами аналогов и предшественников – только иллюстрации из журнала «Архитектура и строительство». Возможно, отсюда и яркая самобытность комплекса, который не дает равнодушно пройти мимо даже сегодня – его сравнивают то с баптистской церковью, то с тюрьмой, но не обратить внимание на него невозможно.

Композиция ЖК «Айвенго» – именно такое название получил кондоминиум некоторое время спустя – задумана симметричной. Комплекс состоит из четырех блоков по шесть коттеджей, которые соединяются в две параллельные Бухарестской улице «стены» и образуют закрытый прямоугольный двор. На поперечной оси двора располагается променад и крестообразный в плане корпус-доминанта с «обычными» квартирами и акцентом в виде дозорной башенки. Еще один блок, который к жилому комплексу уже не относится, но выдержан в той же стилистике – корпус Агентства занятости населения Фрунзенского района, от таунхаусов его отличают более привычные и дружелюбные «полноразмерные» окна. Исчерпывающее представление о довольно сложном устройстве комплекса можно получить благодаря макету.
Генплан. Кондоминиум в Купчино
© Евгений Герасимов и партнеры

Несколько вызывающая интровертность кондоминиума объясняется запросом времени: комфорт начинался прежде всего в безопасном, а значит закрытом от посторонних людей месте. Чтобы дополнительно отгородить жильцов от внешнего мира, приходящего вместе с утренним дребезжанием трамвая, архитекторы придумали шумозащитные планировки: к улице коттеджи обращены лишь окнами санузлов и лестниц, а спальни, детские и библиотеки выходят в тихий внутренний двор-сад.
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Также со стороны улицы находится въезд в гараж, откуда можно подняться в дом, а обычный вход располагается со стороны приподнятого двора. В каждом таунхаусе по шесть жилых комнат, кухня, две ванные комнаты и мансардный этаж, общая жилая площадь – 140 м2.

Квартиры в «донжоне» 4-6-комнатные, трехсторонние, с двумя ванными комнатами, также в доме есть подземный гараж. Башенка, внутри которой располагается лестница, единственная нарушает строгую симметрию: «восьмерик на четверике» смещен относительно ортогоналей на 45 градусов. По словам Евгения Герасимова, это «чувственное решение для богатства ракурса, смысловой нагрузки в нем нет».
  • zooming
    1 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

После многих лет серийного строительства проект стал вызовом для всех – архитекторов, исполнителей, горожан. Как уже было сказано, никто не слышал о паркинге, новостью была железная кровля, нельзя не назвать экспериментом и выбранный стиль. Если полосатость цокольных этажей, облицованных красивым разноцветным камнем, местами железистым и пористым, обширные кирпичные плоскости, окна-бойницы и «пропилеи» главных входов – история о доме-крепости, то геометричность чистых форм, колонны, карниз и кайма вокруг окон – от Марио Ботта. Все эти элементы столь же лаконичны, сколь и парадоксальны: разорванные карнизы с редкими гигантскими консолями, ампирные окна над парами вертикалей лестничных клеток (первоначально там планировались колонны «большого» ордера, а остался простенок).
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
Кондоминиум в Купчино
© Евгений Герасимов и партнеры

Достаточно очевидно, что пара колонн по сторонам прохода к поперечной аллее напоминает арку Новой Голландии, хотя арочного завершения и нет – разговор о контексте и даже о романтическом «замке» здесь идет очень простыми средствами, на раз-два. Это определенно не историзм, здесь нет конкретизированной детализации, – а именно постмодернизм, хотя уже лишенный иронии, но в целом свежий, не то чтобы похожий на последующую «стилистику девяностых».
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин


2. Зеленый


Первый элитный дом на Крестовском 

ЖК «Зеленый остров» построен чуть позднее, 1996–1999, типология и устройство здесь схожее: «периметр» из таунхаусов и акцентное здание с квартирами. Но если «поля» Купчино не были обременены контекстом и выдерживали любые постмодернистские эксперименты, то Крестовский остров потребовал внимания к своей истории.
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Перемена места чувствуется уже в генплане комплекса: его контуры следуют изгибам улиц, заботливо отступая там, где можно сохранить деревья. Текучесть напоминает о близости реки и «случайности» природных форм – до середины 1930-х годов Крестовский остров был преимущественно «дачным» и не приручался жесткой градостроительной сеткой. Сверху план комплекса похож на змею, «голова» которой – это уходящий во двор корпус с квартирами. Укусить себя за хвост «змее» не дает доходный дом 1909 года постройки, к которому новое здание примыкает вплотную, замыкая квартал, как это было принято в центральной части города.
Жилой комплекс «Зеленый остров». Реализация, 2000
Евгений Герасимов и партнеры.

Весь комплекс делится на пять жилых блоков, которые отличаются как фасадами, так и планировкой. Предложенное архитекторами разнообразие состоит из щипцов, сгруппированных попарно по сторонам каминных труб, шестигранных башен, постконструктивистских окон с колонной посередине и лоджий с колонной на углу, а также «одноногого» портика, которому в свое время удивлялся Григорий Ревзин.
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

На одном углу дом обращен к городу узкой трапецией фасада, живо напоминающего о «пяти углах». Но больше других хорош, пожалуй, обращенный во двор округлый фасад, глядя на который в какой-то момент думаешь, что перед нами «круглый» дом.
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Евгений Герасимов рассказывает, что проект вдохновлен петербургскими дачами начала XX века. В нем, действительно, много «дачного» – прежде всего высота: двух-трехэтажный комплекс меньше привычных питерских доходников XIX/XX века, и даже, если позволено будет сказать, напоминает формат московской застройки 150-летней давности, когда Москва не была столицей. Он, конечно, перерастает дачи периода модерна, но не так существенно, как это делают впоследствии другие дома новейшего времени на Крестовском, к примеру, «Верона» и «Венеция» самого Евгения Герасимова, которые относятся уже к совершенно другому периоду и направлению – домов-палаццо, очень серьезно работающих с историческими прообразами. С другой стороны, «Зеленый остров» стал первым примером в череде элитных домов, построенных на Крестовском в последующие годы.

Дом «Зеленый остров», в отличие от краснокирпичного ЖК «Айвенго», оштукатурен, что дает нам еще одну аналогию – с упомянутым выше постконструктивизмом, жилыми районами 1930-х годов, еще не утратившими конструктивистскую смелость, но уже ощутившими радость работы с колонной. До некоторой степени он перекликается и с домами, которые строили после войны в советских городах пленные немцы, иногда по немецким проектам: двух-трехэтажные, они как правило снабжены фронтонами, вырастающими из стен без карниза, как щипцы; впрочем, похожие районы тогда строились и по проектам «сталинских» архитекторов, особенно в районах, далеких от парадных проспектов.

Здесь тот город как будто взят для примера и «спрессован», уплотнен, отчего щипцы стали острее, эркеры выросли в башни, в результате дом в целом воспринимается как неклассический и – сложный, активный, меняющий ракурсы при рассмотрении его с разных сторон. К слову сказать, эта непредсказуемость, асимметрия и интерес к башням были свойственны и Каменностровским дачам, так что их прототип, пожалуй, прочитывается – разве что «дачи» здесь выстроили в ряд, получив их гибрид с городской застройкой.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Два дома, о которых мы сейчас вспоминаем – через 20-25 лет после завершения строительства, – объединяет не только время проектирования и схожие приемы. Прежде всего их роднит невысокий масштаб, смешанная типология квартиры+таунхаусы, наличие прямых входов в жильё с улицы и палисадников. Впоследствии формат таунхаусов развивался в двух направлениях: удешевления и удорожания, но так и не стал в нашей стране распространенным, что, вероятно, жаль. Конечно, в экспериментах девяностых было много того, что давно отвергнуто авторами как неактуальное; но между тем в них было много интересного – того, что, за редкими исключениями, не получило развития. В частности, невысокий масштаб и интерес к смешанной типологии и экспериментам. 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Кондоминиум в Купчино
Россия, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 59

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, З.В Петрова
Конструктор: Е.П. Суворова
Инженерные разделы: Г.И. Шомракова, Л.М. Ширяева, В.Г. Иванов, Э.И. Визберг
Макет: В. Хиврич

1992 — 1994 / 1993 — 1995

Заказчики: АОЗТ «ИТУС» «РУССОБАЛТ»
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Россия, Санкт-Петербург, Крестовский остров, Константиновский пр., д. 26

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов, Олег Харченко
Главный архитектор проекта: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, С.Д. Меркушева, З.В. Петрова, Л.Н. Черноусова
Инженеры: Ю.А. Миньков, В.В. Журавлев

1996 — 1999 / 1999

ЗАО «СФК «Петроград»

29 Октября 2020

Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Похожие статьи
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Под одеялом ландшафта
Военную базу времен Второй мировой архитекторы MVRDV и ландшафтная студия Buro Harro превратили в жилой комплекс, вернув при этом в природное окружение.
Крыша-листок
Архитекторы BIG представили проект трансформации здания супермаркета на севере Дании в Музей бумажного искусства.
Идеализация цилиндра
Студенческое общежитие Hoso в городе Порту по проекту местного бюро OODA удалось построить всего за 14 месяцев, причем на монтаж каждого из этажей уходило по неделе.
Инфраструктурный луг
По замыслу архитекторов C.F. Møller, ливневые воды в датском городе Раннерс собирают и очищают на заболоченной территории у реки, одновременно играющей роль заповедника и рекреационной зоны.
Холм как монумент
Памятником экономических и политических перемен, начавшихся в КНР в конце 1970-х, стали музей и парк в Шэньчжэне по проекту бюро Urbanus.
Искусство под холмами
Арт-лаборатории Хампи по проекту Sameep Padora & Associates – комплекс мастерских и жилья для художников в индийском штате Карнатака.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кирпичная энергетика
В Вантаа под Хельсинки бюро Kivinen Rusanen Architects построило новый корпус электроподстанции: его фактурные кирпичные фасады ведут диалог с соседним историческим зданием.
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Технологии и материалы
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Пресса: Почему здание СЭВа надо не сносить, а признать памятником
Здание-книжку СЭВа на Новом Арбате собрались комплексно реконструировать. За эвфемизмами скрывается одно — здание с большой степенью вероятности собираются снести. А ведь оно — высшая точка послевоенного советского модернизма, и его надо признать объектом культурного наследия.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.