English version

Точка отсчета

Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

29 Октября 2020
mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Кондоминиум в Купчино
Россия, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 59

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, З.В Петрова
Конструктор: Е.П. Суворова
Инженерные разделы: Г.И. Шомракова, Л.М. Ширяева, В.Г. Иванов, Э.И. Визберг
Макет: В. Хиврич

1992 — 1994 / 1993 — 1995

Заказчики: АОЗТ «ИТУС» «РУССОБАЛТ»
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Россия, Санкт-Петербург, Крестовский остров, Константиновский пр., д. 26

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов, Олег Харченко
Главный архитектор проекта: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, С.Д. Меркушева, З.В. Петрова, Л.Н. Черноусова
Инженеры: Ю.А. Миньков, В.В. Журавлев

1996 — 1999 / 1999

ЗАО «СФК «Петроград»
Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – одно из старейших в городе, в этом году его первой постройке – кондоминиуму в Купчине, исполняется 25 лет. За последующую четверть века мастерская собрала портфолио, которое отличает внушительное многообразие: в нем есть элитные дома в красивейших точках города и масштабные общественные здания, реновация промышленных территорий и аккуратные жилые комплексы на периферии. Не ограничивается мастерская и одним стилем, полагаясь в большей степени на контекст и запрос времени, чем на модные веяния или раз и навсегда выбранный курс. Этот подход, характерный для «большого бюро», готового решать задачу любой сложности, разворачивается уже в первых работах, о которых и пойдет речь дальше.
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Здесь не обойтись без экскурса в «первичный бульон» 1990-х. Обратимся к сайту-энциклопедии «Российская архитектура. Новейшая эра» – вот они, значимые события десятилетия: указ «О свободе торговли», возможность свободно выезжать за рубеж для граждан России, создание нефтяной компании ЮКОС; «МММ», терроризм, дефолт; в быту – «Улицы разбитых фонарей», ваучеры, приставка Dendy, Майкл Джексон в «Лужниках»; в профессиональной сфере – первое «Зодчество» и первые статьи Григория Ревзина. Ключевые слова – свобода и отвага. 


1. Красный

Таунхаусы в Купчино
Кондоминиум на Бухарестской улице начали проектировать почти сразу после распада СССР, в 1992 году, а закончили строить в 1995. С этого заказа от концерна «Руссо-Балт» и началась история мастерской. Кумирами молодого архитектора Евгения Герасимова в то время были мастера постмодернизма, знакомые по библиотечным журналам, – Витторио Греготти, Майкл Грейвс, Альдо Росси, а на авторский надзор он ездил 25 трамваем до конечной, держа при себе на всякий случай газовый пистолет – «времена были пацанские».
  • zooming
    1 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    © Евгений Герасимов и партнеры

Вместе с курсом доллара на фоне купчинских панельных домов постепенно вырастало нечто по тем временам фантастическое – не только по форме, но и по содержанию: замок с крепостными стенами и башней, а при ближайшем рассмотрении – коттеджи на манер американских, с небывалыми теплыми гаражами, кабинетами и террасами.

Архитектурный критик Елена Гонсалес писала по этому поводу в 2010 году:
author photo

Постперестроечная эпоха разделила сферу жилого строительства на два полюса: социальный и «элитный». Появление второго в 1990-х было спровоцировано обретением частной собственности – непонятно откуда и как появившиеся у свободных предпринимателей миллионы тут же стали конвертироваться в евроремонты и «кондоминиумы». … Что это означает на языке архитектуры? Стилистически речь идет о возрождении буржуазного «классицизма» в викторианском варианте: консервативной герметичной архитектуры, которую характеризуют мощная стена из красного кирпича, башенки и развитые цоколи. В планировке квартир настоящей революцией стало появление второго санузла – так называемого «гостевого».

Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Новую типологию для новой формации приходилось изобретать, не имея перед глазами аналогов и предшественников – только иллюстрации из журнала «Архитектура и строительство». Возможно, отсюда и яркая самобытность комплекса, который не дает равнодушно пройти мимо даже сегодня – его сравнивают то с баптистской церковью, то с тюрьмой, но не обратить внимание на него невозможно.

Композиция ЖК «Айвенго» – именно такое название получил кондоминиум некоторое время спустя – задумана симметричной. Комплекс состоит из четырех блоков по шесть коттеджей, которые соединяются в две параллельные Бухарестской улице «стены» и образуют закрытый прямоугольный двор. На поперечной оси двора располагается променад и крестообразный в плане корпус-доминанта с «обычными» квартирами и акцентом в виде дозорной башенки. Еще один блок, который к жилому комплексу уже не относится, но выдержан в той же стилистике – корпус Агентства занятости населения Фрунзенского района, от таунхаусов его отличают более привычные и дружелюбные «полноразмерные» окна. Исчерпывающее представление о довольно сложном устройстве комплекса можно получить благодаря макету.
Генплан. Кондоминиум в Купчино
© Евгений Герасимов и партнеры

Несколько вызывающая интровертность кондоминиума объясняется запросом времени: комфорт начинался прежде всего в безопасном, а значит закрытом от посторонних людей месте. Чтобы дополнительно отгородить жильцов от внешнего мира, приходящего вместе с утренним дребезжанием трамвая, архитекторы придумали шумозащитные планировки: к улице коттеджи обращены лишь окнами санузлов и лестниц, а спальни, детские и библиотеки выходят в тихий внутренний двор-сад.
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Также со стороны улицы находится въезд в гараж, откуда можно подняться в дом, а обычный вход располагается со стороны приподнятого двора. В каждом таунхаусе по шесть жилых комнат, кухня, две ванные комнаты и мансардный этаж, общая жилая площадь – 140 м2.

Квартиры в «донжоне» 4-6-комнатные, трехсторонние, с двумя ванными комнатами, также в доме есть подземный гараж. Башенка, внутри которой располагается лестница, единственная нарушает строгую симметрию: «восьмерик на четверике» смещен относительно ортогоналей на 45 градусов. По словам Евгения Герасимова, это «чувственное решение для богатства ракурса, смысловой нагрузки в нем нет».
  • zooming
    1 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 4
    Кондоминиум в Купчино
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

После многих лет серийного строительства проект стал вызовом для всех – архитекторов, исполнителей, горожан. Как уже было сказано, никто не слышал о паркинге, новостью была железная кровля, нельзя не назвать экспериментом и выбранный стиль. Если полосатость цокольных этажей, облицованных красивым разноцветным камнем, местами железистым и пористым, обширные кирпичные плоскости, окна-бойницы и «пропилеи» главных входов – история о доме-крепости, то геометричность чистых форм, колонны, карниз и кайма вокруг окон – от Марио Ботта. Все эти элементы столь же лаконичны, сколь и парадоксальны: разорванные карнизы с редкими гигантскими консолями, ампирные окна над парами вертикалей лестничных клеток (первоначально там планировались колонны «большого» ордера, а остался простенок).
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
Кондоминиум в Купчино
© Евгений Герасимов и партнеры

Достаточно очевидно, что пара колонн по сторонам прохода к поперечной аллее напоминает арку Новой Голландии, хотя арочного завершения и нет – разговор о контексте и даже о романтическом «замке» здесь идет очень простыми средствами, на раз-два. Это определенно не историзм, здесь нет конкретизированной детализации, – а именно постмодернизм, хотя уже лишенный иронии, но в целом свежий, не то чтобы похожий на последующую «стилистику девяностых».
Кондоминиум в Купчино
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин


2. Зеленый


Первый элитный дом на Крестовском 

ЖК «Зеленый остров» построен чуть позднее, 1996–1999, типология и устройство здесь схожее: «периметр» из таунхаусов и акцентное здание с квартирами. Но если «поля» Купчино не были обременены контекстом и выдерживали любые постмодернистские эксперименты, то Крестовский остров потребовал внимания к своей истории.
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Перемена места чувствуется уже в генплане комплекса: его контуры следуют изгибам улиц, заботливо отступая там, где можно сохранить деревья. Текучесть напоминает о близости реки и «случайности» природных форм – до середины 1930-х годов Крестовский остров был преимущественно «дачным» и не приручался жесткой градостроительной сеткой. Сверху план комплекса похож на змею, «голова» которой – это уходящий во двор корпус с квартирами. Укусить себя за хвост «змее» не дает доходный дом 1909 года постройки, к которому новое здание примыкает вплотную, замыкая квартал, как это было принято в центральной части города.
Жилой комплекс «Зеленый остров». Реализация, 2000
Евгений Герасимов и партнеры.

Весь комплекс делится на пять жилых блоков, которые отличаются как фасадами, так и планировкой. Предложенное архитекторами разнообразие состоит из щипцов, сгруппированных попарно по сторонам каминных труб, шестигранных башен, постконструктивистских окон с колонной посередине и лоджий с колонной на углу, а также «одноногого» портика, которому в свое время удивлялся Григорий Ревзин.
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

На одном углу дом обращен к городу узкой трапецией фасада, живо напоминающего о «пяти углах». Но больше других хорош, пожалуй, обращенный во двор округлый фасад, глядя на который в какой-то момент думаешь, что перед нами «круглый» дом.
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Евгений Герасимов рассказывает, что проект вдохновлен петербургскими дачами начала XX века. В нем, действительно, много «дачного» – прежде всего высота: двух-трехэтажный комплекс меньше привычных питерских доходников XIX/XX века, и даже, если позволено будет сказать, напоминает формат московской застройки 150-летней давности, когда Москва не была столицей. Он, конечно, перерастает дачи периода модерна, но не так существенно, как это делают впоследствии другие дома новейшего времени на Крестовском, к примеру, «Верона» и «Венеция» самого Евгения Герасимова, которые относятся уже к совершенно другому периоду и направлению – домов-палаццо, очень серьезно работающих с историческими прообразами. С другой стороны, «Зеленый остров» стал первым примером в череде элитных домов, построенных на Крестовском в последующие годы.

Дом «Зеленый остров», в отличие от краснокирпичного ЖК «Айвенго», оштукатурен, что дает нам еще одну аналогию – с упомянутым выше постконструктивизмом, жилыми районами 1930-х годов, еще не утратившими конструктивистскую смелость, но уже ощутившими радость работы с колонной. До некоторой степени он перекликается и с домами, которые строили после войны в советских городах пленные немцы, иногда по немецким проектам: двух-трехэтажные, они как правило снабжены фронтонами, вырастающими из стен без карниза, как щипцы; впрочем, похожие районы тогда строились и по проектам «сталинских» архитекторов, особенно в районах, далеких от парадных проспектов.

Здесь тот город как будто взят для примера и «спрессован», уплотнен, отчего щипцы стали острее, эркеры выросли в башни, в результате дом в целом воспринимается как неклассический и – сложный, активный, меняющий ракурсы при рассмотрении его с разных сторон. К слову сказать, эта непредсказуемость, асимметрия и интерес к башням были свойственны и Каменностровским дачам, так что их прототип, пожалуй, прочитывается – разве что «дачи» здесь выстроили в ряд, получив их гибрид с городской застройкой.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Зеленый остров»
    Евгений Герасимов и партнеры. Фотограф © Андрей Белимов-Гущин

Два дома, о которых мы сейчас вспоминаем – через 20-25 лет после завершения строительства, – объединяет не только время проектирования и схожие приемы. Прежде всего их роднит невысокий масштаб, смешанная типология квартиры+таунхаусы, наличие прямых входов в жильё с улицы и палисадников. Впоследствии формат таунхаусов развивался в двух направлениях: удешевления и удорожания, но так и не стал в нашей стране распространенным, что, вероятно, жаль. Конечно, в экспериментах девяностых было много того, что давно отвергнуто авторами как неактуальное; но между тем в них было много интересного – того, что, за редкими исключениями, не получило развития. В частности, невысокий масштаб и интерес к смешанной типологии и экспериментам. 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Кондоминиум в Купчино
Россия, Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 59

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов
ГАП: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, З.В Петрова
Конструктор: Е.П. Суворова
Инженерные разделы: Г.И. Шомракова, Л.М. Ширяева, В.Г. Иванов, Э.И. Визберг
Макет: В. Хиврич

1992 — 1994 / 1993 — 1995

Заказчики: АОЗТ «ИТУС» «РУССОБАЛТ»
Жилой комплекс «Зеленый остров»
Россия, Санкт-Петербург, Крестовский остров, Константиновский пр., д. 26

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Евгений Герасимов, Олег Харченко
Главный архитектор проекта: В.Ф. Хиврич
Архитекторы: И.Г. Бахорина, Т.В. Кузнецова, С.Д. Меркушева, З.В. Петрова, Л.Н. Черноусова
Инженеры: Ю.А. Миньков, В.В. Журавлев

1996 — 1999 / 1999

ЗАО «СФК «Петроград»

29 Октября 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Скорее метафорически, чем буквально
В Петербурге спорят: можно ли строить новое крыло музея Достоевского современной архитектуры, или все, что дозволено – восстановить утраченный по соседству доходный дом? Рассматриваем предварительную концепцию здания музея.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Евгений Герасимов: «Архитектура – это срез общества»
Одна из секций Санкт-Петербургского культурного форума – «Креативная среда и урбанистика» – будет посвящена проблемам современной архитектуры. В преддверии события Евгений Герасимов рассказал, почему социальная функция архитектуры – утопия, и когда пора начинать экономить.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Столичная последовательность
Жилой комплекс «Царская столица» – один из крупнейших проектов по освоению промышленных территорий в центре Петербурга. Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» удалось не только превратить заброшенный участок в полный жизни микрорайон, но и создать градостроительно выверенную единицу.
На границе времен
Бюро «Евгений Герасимов и партнеры» спроектировало один из лотов первой очереди жилого комплекса ЗилАрт. Жилой дом с замкнутым пространством внутреннего двора получился ярким, но на фоне «соседей» выглядит традиционным – ровно таким, чтобы полностью соответствовать своему назначению.
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
Евгений Герасимов: «Хорошая архитектура за хорошие...
Говорим с архитектором по случаю 25-летия бюро «Евгений Герасимов и партнёры»: о составе мастерской, разнообразии задач, специфике рабочего процесса, партнёрстве с Сергеем Чобаном, советской и постсоветской архитектуре.
Подсчёт по осени
Прошедшей осенью и в конце лета 2016 издано шесть монографий известных архитектурных мастерских: ADM, UNK project, Wowhaus, Арт-Бля, бюро Евгения Герасимова, Цимайло & Ляшенко. Рассказываем обо всех.
Похожие статьи
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Возвышение двора
Жилой комплекс «Реноме» состоит из двух корпусов: современного каменного дома и краснокирпичного фабричного здания конца XIX века, реконструированного по обмерам и чертежам. Их соединяет двор-горка – редкий для Москвы вариант геопластики, плавно поднимающейся на кровлю магазинов, выстроенных вдоль пешеходной улицы.
Поликарбонат над рекой
Студенческий центр Powerhouse для Белойтского колледжа в штате Висконсин – реконструированная по проекту Studio Gang историческая электростанция.
Расслышать мелодию прошлого
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в сквере у Новодевичьего монастыря задуман в 2012 году в честь 200-летия победы над Наполеоном. Однако вместо декламационного размаха и «фанфар» архитектором Ильей Уткиным предъявлен сосредоточенно-молитвенный настрой и деликатное отношение к архитектуре ордерного шатрового храма. В подвальном этаже – музей раскопок, проведенных на месте церкви.
Новое внутри старого
В ходе реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене KAAN Architecten полностью скрыли современное крыло внутри исторического здания, чтобы не нарушать его облик.
Мост на 14 000 «лампочек»
Пешеходный мост близ Штутгарта получил эффектный облик благодаря единству пролетного строения и опорной конструкции. Проект разработан инженерами schlaich bergermann partner.
Водная стихия
Плавучий павильон Teahouse Ø по проекту бюро PAN- PROJECTS «обживает» каналы Копенгагена как общественное пространство.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Дуэт в Филях
Вторая очередь жилого комплекса Filicity, спроектированная бюро ADM, основана на контрасте стеклянного 57-этажного 200-метрового небоскреба и 11-этажного кирпичного дома. Высотка утверждает футуристичный вектор в московской жилой архитектуре.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Стена и башня
Архитекторы ОСА в поисках решений, которые можно противопоставить среде малоэтажной застройки в центре Хабаровска, а также возможности вставить новое слово в разговор о массовом жилье.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни