English version

Видный дом

Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Россия, Санкт-Петербург, Наб. р. Мойки, д.102, лит. А

Авторский коллектив:
Архитекторы – Е.Л. Герасимов (рук. проекта), А.А. Юдин (ГАП), О.Я. Ольшанская (рук. группы), А.Г. Гвоздик, И.В. Припоров (ведущие архитекторы), А.С. Матияш, М.Р. Губайдуллина, Н.Е. Шабалин, А.С. Котов
Конструкторы – М.Я. Резниченко (гл. констр.), Д.А. Астапчик (зам. гл. констр), Е.А. Пантелеева (рук. группы), С.П. Ненашев, Е.Н. Пестова, Т.Р. Мустафина, А.С. Денисов
Генплан – Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова
Скульптор – В.А. Маначинский

2012 — 2013 / 2014 — 2019

Девелопер: компания «Охта Групп»
Клубный дом Art View House, расположившийся между Мариинским театром и Новой Голландией, был сдан в августе. Строительство заняло семь лет: уникальный участок наложил уникальные ограничения. Пришлось согласовывать некоторые решения не только с КГИОП, но и с министерством культуры, спорить с градозащитниками, искать технологии для подземного паркинга рядом с водой, а также проводить шумные строительные работы в соответствии с графиком музыкального училища по соседству. Но результат устроил многих: дом получил несколько наград, занял почетное место в портфолио бюро, а также замкнул важную городскую перспективу.
Клубный дом Art View House на набережной реки Мойки, 102, 2019
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Участок – примерно одна пятая часть квартала, протянувшегося от набережной реки Мойки до улицы Декабристов, который когда-то целиком занимал Литовский замок XVIII – начала XIX века. В замке квартировался Литовский мушкетерский полк, затем его перестроили под городскую тюрьму, во время Февральской революции сожгли, позднее снесли и руины. Выгодный со всех точек зрения участок открывал широкие возможности для решения градостроительных задач, но что-то, как говорится, пошло не так. Сначала на месте замка хотели возвести термы, но в итоге квартал лишь частично застроили домами для служащих Союзверфи, оставив лакуны (подробнее см. статью «Роковое место Санкт-Петербурга», с. 38). Чуть позднее здесь появилась типовая четырехэтажная школа, а в 1961 году, у места слияния Мойки и Крюкова канала, которое далеко просматривается с набережных, – детский сад. Уже в 2000-х он полюбился горожанам за яркую расцветку под Пита Мондриана и увитые плющом стены, но в конце концов его признали диссонирующим элементом: «кубик» не поддерживал масштаб и фасадный ритм застройки, выбивался из панорамы.
zooming
Литовский замок и типвой детский сад на участке, который теперь занимает дом Art View House
Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»

В новейшее время первый проект для ответственного участка, на котором стоял детский сад, разработал Эрик ван Эгераат. Но подчеркнуто современное здание с белой «волной» на фасаде не приняла общественность. Тогда к проектированию пригласили бюро Евгения Герасимова, которое выбрало безопасный, но проверенный подход, поставив в приоритет задачу восстановить пространственную структуру квартала. «Дом должен стоять настолько плотно, четко и уверенно, чтобы в нем не было никаких сомнений», – объясняет Евгений Герасимов.
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Стройка была приостановлена на два года ради археологических раскопок и исследования фундаментов Литовского замка силами специалистов Института Истории Материальной Культуры РАН; раскопки начались в 2014 году. Археологи нашли и задокументировали множество артефактов, некоторые – петровского времени; затем фундаменты вывезли.
  • zooming
    1 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    6 / 7
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Фундаменты Литовского замка
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Фундаменты Литовского замка
    © Евгений Герасимов и партнеры

Art View House – это еще одна многосоставная работа «в стилях», которые так удаются бюро. На стадии проекта мы подробно анализировали аллюзии и цитаты: «часть из них служит напоминанием о Литовском замке, часть – помогает вписать дом в строй набережной, а также (что немаловажно) обозначить его принадлежность к категории элитного жилья».

Сам Евгений Герасимов на вопрос о том, что же было важнее – вспомнить о Литовском замке или подстроиться под окружение, отвечает: ни то, ни другое. «В основе реминисценции – неоклассика 1910-х годов, которая в свою очередь «перерабатывала» и ампир, и предшествующий ей северный модерн. Это ориентир, и он легко считывается. Если пройтись по улице Восстания, Некрасова или Радищева – можно увидеть несколько схожих зданий: серые, неоклассические доходные дома».
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Современным, по словам Евгения Герасимова, дом делает хотя бы тот факт, что он построен сегодня. А признаками XXI века архитектор называет вещи скорее технического порядка, чем художественного: двухэтажный подземный паркинг, систему пожаротушения, открытые планировки, материал – железобетон с вентфасадом вместо кирпича. Фасад, к слову, на 90% сделан из натурального гранита и юрского мрамора. Остальные десять – это декоративные элементы, отлитые из архитектурного бетона по моделям скульптора Владислава Маначинского.
  • zooming
    1 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Илья Припоров / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Илья Припоров / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Законченный дом действительно встроился в панораму Мойки и Большой Морской «как родной», даже несмотря на тот факт, что стоит обособлено, а не является частью характерной для Петербурга «сплошной» застройки. Если обойти его кругом, попутно обращая внимание на соседние дома, без труда найдутся «переклички». Серый цвет, высокие пилястры и фронтон есть у неоклассического музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, закругленный торец, напоминающий замковую башню, и барельефы – у домов Судоверфи, похожие ритмичные карнизы – у Крюковских казарм. Само место – очень петербургское, тут есть вода, мосты, фонари, рядовая застройка разных лет и знаковые здания. С этой точки за раз можно объять основные эпохи: от петровской Новой Голландии до новой сцены Мариинского театра времен губернатора Полтавченко. Дом на Мойке входит в резонанс со всем окружением.
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

У дома четыре фасада, все – разные. Главный выходит на набережную реки Мойки: симметричный, парадный, с фронтоном, размеренным шагом эркеров и двумя окулюсами по бокам от входа. Со стороны Крюкова канала из-за особенностей участка получилась «складка»: дом шагнул вглубь, осталось больше свободного пространства, отчего с этой стороны здание выглядит мощнее и торжественнее, в пилястрах появляется напряжение плотно натянутой струны, а из-за отсутствия эркеров фасад воспринимается как более «вертикальный». В тесном переулке Матвеева, где вместо машин слышно гаммы и переливы настраиваемых инструментов, ощутимо заметна ступенчатость здания, здесь фасад упрощается, подходя к «дворовой» части, которая тоже небезынтересна: между двумя мощными брандмауэрами, напоминающими толстые крепостные стены, – нежная «сердцевина» со множеством окон, в которых щедро отражается небо.
  • zooming
    1 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Art View House, как и большинство других построек бюро, получился именно таким, как задумывался. Евгений Герасимов главную заслугу в этом вопросе отдает застройщику, в данном случае, «Охта Групп», сравнивая его с продюсером кино: «Должно сойтись все – мастерство режиссера, сценариста, актера, художника по костюму, гримера и композитора, оператора, пиротехника и так далее. Но «Оскара» за лучший фильм дают не режиссеру, а продюсеру. Всех объединяет главная фигура – тот, кто вкладывает деньги, а без него все рассыпается. Так же и в архитектуре: с сегодняшним уровнем компьютеризации нарисовать можно любой проект, технические возможности тоже выросли. Но какие бы ни были талантливые архитекторы, без воли и желания заказчика тратить деньги и делать хорошую архитектуру – невозможно».
  • zooming
    1 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры

Дом компактный – шестой этаж с прилегающих улиц рассмотреть не удается, здание целиком умещается в объектив, что редкость. Квартиры «штучные»: их всего 24, из каждой открывается классический вид, а то и не один: на Мариинский театр, Новую Голландию, Исаакиевский собор. Планировки открытые, площадь растет от 99 до 219 м2.

Еще один признак элитного дома – центральное лобби в 125 м2, напоминающее холл звездной гостиницы. Интерьерами общественных пространств занималась лондонская студия Project Orange, которая также использовала натуральные материалы: мрамор, гранит, латунь, драгоценные породы дерева, муранское стекло.

Построить под домом двухуровневый подземный паркинг, без которого не обойтись дому с таким статусом, оказалось непросто. Близость к Мойке и Крюкову каналу, влажные грунты оказались не единственными составляющими инженерной задачи, требовалось позаботиться о соседних зданиях. Соседний дом по набережной Мойки находился в аварийном состоянии, а трансформаторная будка со стороны улицы Декабристов, питающая новую сцену Мариинского театра, – вновь выявленный объект культурного наследия. Это означает, что осадки должны были быть не больше 2 см. Коэффициент сложности увеличил также аварийный канализационный коллектор, пролегавший в 5 метрах от ограждения котлована вдоль Крюкова канала на глубине 11 м.

Ведущий инженер-конструктор бюро Сергей Ненашев рассказал, что перед тем, как рыть котлован, пробурили шесть скважин глубиной 45 метров для исследования грунта, а затем еще около тысячи – чтобы закрепить его ниже отметки проектирования по технологии струйной цементации jet grouting. Что позволило закрепить котлован и предотвратить подвижность грунта под домом и на близлежащих участках. Эскалацию грунта делали по не очень пока распространенной у нас технологии top&down, при которой здание растет вверх и вниз одновременно. Дом на Мойке, 104 укрепили щадящим способом, после окончания строительства городские власти починили коллектор. В конечном счете осадки оказались ниже допустимых.
  • zooming
    1 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Устройство форшахты
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Устройство форшахты
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Подземный паркинг
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Экскавация грунта котлована через временные технологические проемы
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Исследование грунта
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Разрез
    © Евгений Герасимов и партнеры

Дом на Мойке, таким образом, становится ярким примером профессионализма мастерской, которой удается материализовать свои идеи даже при сложных обстоятельствах и технических условиях. Вписавшись в строгие правила петербургского контекста, при беглом взгляде он кажется стоящим здесь давно, хотя и предоставляет своим обитателям все преимущества совершенно нового, современного жилья – наравне с уютом жизни в масштабе и окружении исторического города.
 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Россия, Санкт-Петербург, Наб. р. Мойки, д.102, лит. А

Авторский коллектив:
Архитекторы – Е.Л. Герасимов (рук. проекта), А.А. Юдин (ГАП), О.Я. Ольшанская (рук. группы), А.Г. Гвоздик, И.В. Припоров (ведущие архитекторы), А.С. Матияш, М.Р. Губайдуллина, Н.Е. Шабалин, А.С. Котов
Конструкторы – М.Я. Резниченко (гл. констр.), Д.А. Астапчик (зам. гл. констр), Е.А. Пантелеева (рук. группы), С.П. Ненашев, Е.Н. Пестова, Т.Р. Мустафина, А.С. Денисов
Генплан – Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова
Скульптор – В.А. Маначинский

2012 — 2013 / 2014 — 2019

Девелопер: компания «Охта Групп»

09 Октября 2019

«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Похожие статьи
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...