Клубный дом Art View House на набережной реки Мойки, 102, 2019
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
Участок – примерно одна пятая часть квартала, протянувшегося от набережной реки Мойки до улицы Декабристов, который когда-то целиком занимал Литовский замок XVIII – начала XIX века. В замке квартировался Литовский мушкетерский полк, затем его перестроили под городскую тюрьму, во время Февральской революции сожгли, позднее снесли и руины. Выгодный со всех точек зрения участок открывал широкие возможности для решения градостроительных задач, но что-то, как говорится, пошло не так. Сначала на месте замка хотели возвести термы, но в итоге квартал лишь частично застроили домами для служащих Союзверфи, оставив лакуны (подробнее см. статью «Роковое место Санкт-Петербурга», с. 38). Чуть позднее здесь появилась типовая четырехэтажная школа, а в 1961 году, у места слияния Мойки и Крюкова канала, которое далеко просматривается с набережных, – детский сад. Уже в 2000-х он полюбился горожанам за яркую расцветку под Пита Мондриана и увитые плющом стены, но в конце концов его признали диссонирующим элементом: «кубик» не поддерживал масштаб и фасадный ритм застройки, выбивался из панорамы.
Литовский замок и типвой детский сад на участке, который теперь занимает дом Art View House
Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
В новейшее время первый проект для ответственного участка, на котором стоял детский сад, разработал Эрик ван Эгераат. Но подчеркнуто современное здание с белой «волной» на фасаде не приняла общественность. Тогда к проектированию пригласили бюро Евгения Герасимова, которое выбрало безопасный, но проверенный подход, поставив в приоритет задачу восстановить пространственную структуру квартала. «Дом должен стоять настолько плотно, четко и уверенно, чтобы в нем не было никаких сомнений», – объясняет Евгений Герасимов.
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
Стройка была приостановлена на два года ради археологических раскопок и исследования фундаментов Литовского замка силами специалистов Института Истории Материальной Культуры РАН; раскопки начались в 2014 году. Археологи нашли и задокументировали множество артефактов, некоторые – петровского времени; затем фундаменты вывезли.
Art View House – это еще одна многосоставная работа «в стилях», которые так удаются бюро. На стадии проекта мы подробно анализировали аллюзии и цитаты: «часть из них служит напоминанием о Литовском замке, часть – помогает вписать дом в строй набережной, а также (что немаловажно) обозначить его принадлежность к категории элитного жилья».
Сам Евгений Герасимов на вопрос о том, что же было важнее – вспомнить о Литовском замке или подстроиться под окружение, отвечает: ни то, ни другое. «В основе реминисценции – неоклассика 1910-х годов, которая в свою очередь «перерабатывала» и ампир, и предшествующий ей северный модерн. Это ориентир, и он легко считывается. Если пройтись по улице Восстания, Некрасова или Радищева – можно увидеть несколько схожих зданий: серые, неоклассические доходные дома».
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
Современным, по словам Евгения Герасимова, дом делает хотя бы тот факт, что он построен сегодня. А признаками XXI века архитектор называет вещи скорее технического порядка, чем художественного: двухэтажный подземный паркинг, систему пожаротушения, открытые планировки, материал – железобетон с вентфасадом вместо кирпича. Фасад, к слову, на 90% сделан из натурального гранита и юрского мрамора. Остальные десять – это декоративные элементы, отлитые из архитектурного бетона по моделям скульптора Владислава Маначинского.
Законченный дом действительно встроился в панораму Мойки и Большой Морской «как родной», даже несмотря на тот факт, что стоит обособлено, а не является частью характерной для Петербурга «сплошной» застройки. Если обойти его кругом, попутно обращая внимание на соседние дома, без труда найдутся «переклички». Серый цвет, высокие пилястры и фронтон есть у неоклассического музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, закругленный торец, напоминающий замковую башню, и барельефы – у домов Судоверфи, похожие ритмичные карнизы – у Крюковских казарм. Само место – очень петербургское, тут есть вода, мосты, фонари, рядовая застройка разных лет и знаковые здания. С этой точки за раз можно объять основные эпохи: от петровской Новой Голландии до новой сцены Мариинского театра времен губернатора Полтавченко. Дом на Мойке входит в резонанс со всем окружением.
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
У дома четыре фасада, все – разные. Главный выходит на набережную реки Мойки: симметричный, парадный, с фронтоном, размеренным шагом эркеров и двумя окулюсами по бокам от входа. Со стороны Крюкова канала из-за особенностей участка получилась «складка»: дом шагнул вглубь, осталось больше свободного пространства, отчего с этой стороны здание выглядит мощнее и торжественнее, в пилястрах появляется напряжение плотно натянутой струны, а из-за отсутствия эркеров фасад воспринимается как более «вертикальный». В тесном переулке Матвеева, где вместо машин слышно гаммы и переливы настраиваемых инструментов, ощутимо заметна ступенчатость здания, здесь фасад упрощается, подходя к «дворовой» части, которая тоже небезынтересна: между двумя мощными брандмауэрами, напоминающими толстые крепостные стены, – нежная «сердцевина» со множеством окон, в которых щедро отражается небо.
Art View House, как и большинство других построек бюро, получился именно таким, как задумывался. Евгений Герасимов главную заслугу в этом вопросе отдает застройщику, в данном случае, «Охта Групп», сравнивая его с продюсером кино: «Должно сойтись все – мастерство режиссера, сценариста, актера, художника по костюму, гримера и композитора, оператора, пиротехника и так далее. Но «Оскара» за лучший фильм дают не режиссеру, а продюсеру. Всех объединяет главная фигура – тот, кто вкладывает деньги, а без него все рассыпается. Так же и в архитектуре: с сегодняшним уровнем компьютеризации нарисовать можно любой проект, технические возможности тоже выросли. Но какие бы ни были талантливые архитекторы, без воли и желания заказчика тратить деньги и делать хорошую архитектуру – невозможно».
Дом компактный – шестой этаж с прилегающих улиц рассмотреть не удается, здание целиком умещается в объектив, что редкость. Квартиры «штучные»: их всего 24, из каждой открывается классический вид, а то и не один: на Мариинский театр, Новую Голландию, Исаакиевский собор. Планировки открытые, площадь растет от 99 до 219 м2.
Еще один признак элитного дома – центральное лобби в 125 м2, напоминающее холл звездной гостиницы. Интерьерами общественных пространств занималась лондонская студия Project Orange, которая также использовала натуральные материалы: мрамор, гранит, латунь, драгоценные породы дерева, муранское стекло.
Построить под домом двухуровневый подземный паркинг, без которого не обойтись дому с таким статусом, оказалось непросто. Близость к Мойке и Крюкову каналу, влажные грунты оказались не единственными составляющими инженерной задачи, требовалось позаботиться о соседних зданиях. Соседний дом по набережной Мойки находился в аварийном состоянии, а трансформаторная будка со стороны улицы Декабристов, питающая новую сцену Мариинского театра, – вновь выявленный объект культурного наследия. Это означает, что осадки должны были быть не больше 2 см. Коэффициент сложности увеличил также аварийный канализационный коллектор, пролегавший в 5 метрах от ограждения котлована вдоль Крюкова канала на глубине 11 м.
Ведущий инженер-конструктор бюро Сергей Ненашев рассказал, что перед тем, как рыть котлован, пробурили шесть скважин глубиной 45 метров для исследования грунта, а затем еще около тысячи – чтобы закрепить его ниже отметки проектирования по технологии струйной цементации jet grouting. Что позволило закрепить котлован и предотвратить подвижность грунта под домом и на близлежащих участках. Эскалацию грунта делали по не очень пока распространенной у нас технологии top&down, при которой здание растет вверх и вниз одновременно. Дом на Мойке, 104 укрепили щадящим способом, после окончания строительства городские власти починили коллектор. В конечном счете осадки оказались ниже допустимых.
Дом на Мойке, таким образом, становится ярким примером профессионализма мастерской, которой удается материализовать свои идеи даже при сложных обстоятельствах и технических условиях. Вписавшись в строгие правила петербургского контекста, при беглом взгляде он кажется стоящим здесь давно, хотя и предоставляет своим обитателям все преимущества совершенно нового, современного жилья – наравне с уютом жизни в масштабе и окружении исторического города.