English version

Видный дом

Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

09 Октября 2019
mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Россия, Санкт-Петербург, Наб. р. Мойки, д.102, лит. А

Авторский коллектив:
Архитекторы – Е.Л. Герасимов (рук. проекта), А.А. Юдин (ГАП), О.Я. Ольшанская (рук. группы), А.Г. Гвоздик, И.В. Припоров (ведущие архитекторы), А.С. Матияш, М.Р. Губайдуллина, Н.Е. Шабалин, А.С. Котов
Конструкторы – М.Я. Резниченко (гл. констр.), Д.А. Астапчик (зам. гл. констр), Е.А. Пантелеева (рук. группы), С.П. Ненашев, Е.Н. Пестова, Т.Р. Мустафина, А.С. Денисов
Генплан – Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова
Скульптор – В.А. Маначинский

2012 — 2013 / 2014 — 2019

Девелопер: компания «Охта Групп»
0 Клубный дом Art View House, расположившийся между Мариинским театром и Новой Голландией, был сдан в августе. Строительство заняло семь лет: уникальный участок наложил уникальные ограничения. Пришлось согласовывать некоторые решения не только с КГИОП, но и с министерством культуры, спорить с градозащитниками, искать технологии для подземного паркинга рядом с водой, а также проводить шумные строительные работы в соответствии с графиком музыкального училища по соседству. Но результат устроил многих: дом получил несколько наград, занял почетное место в портфолио бюро, а также замкнул важную городскую перспективу.
Клубный дом Art View House на набережной реки Мойки, 102, 2019
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Участок – примерно одна пятая часть квартала, протянувшегося от набережной реки Мойки до улицы Декабристов, который когда-то целиком занимал Литовский замок XVIII – начала XIX века. В замке квартировался Литовский мушкетерский полк, затем его перестроили под городскую тюрьму, во время Февральской революции сожгли, позднее снесли и руины. Выгодный со всех точек зрения участок открывал широкие возможности для решения градостроительных задач, но что-то, как говорится, пошло не так. Сначала на месте замка хотели возвести термы, но в итоге квартал лишь частично застроили домами для служащих Союзверфи, оставив лакуны (подробнее см. статью «Роковое место Санкт-Петербурга», с. 38). Чуть позднее здесь появилась типовая четырехэтажная школа, а в 1961 году, у места слияния Мойки и Крюкова канала, которое далеко просматривается с набережных, – детский сад. Уже в 2000-х он полюбился горожанам за яркую расцветку под Пита Мондриана и увитые плющом стены, но в конце концов его признали диссонирующим элементом: «кубик» не поддерживал масштаб и фасадный ритм застройки, выбивался из панорамы.
zooming
Литовский замок и типвой детский сад на участке, который теперь занимает дом Art View House
Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»

В новейшее время первый проект для ответственного участка, на котором стоял детский сад, разработал Эрик ван Эгераат. Но подчеркнуто современное здание с белой «волной» на фасаде не приняла общественность. Тогда к проектированию пригласили бюро Евгения Герасимова, которое выбрало безопасный, но проверенный подход, поставив в приоритет задачу восстановить пространственную структуру квартала. «Дом должен стоять настолько плотно, четко и уверенно, чтобы в нем не было никаких сомнений», – объясняет Евгений Герасимов.
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Стройка была приостановлена на два года ради археологических раскопок и исследования фундаментов Литовского замка силами специалистов Института Истории Материальной Культуры РАН; раскопки начались в 2014 году. Археологи нашли и задокументировали множество артефактов, некоторые – петровского времени; затем фундаменты вывезли.
  • zooming
    1 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 7
    Археологические раскопки, фундаменты Литовского замка
    Изображение предоставлено бюро «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    6 / 7
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Фундаменты Литовского замка
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Фундаменты Литовского замка
    © Евгений Герасимов и партнеры

Art View House – это еще одна многосоставная работа «в стилях», которые так удаются бюро. На стадии проекта мы подробно анализировали аллюзии и цитаты: «часть из них служит напоминанием о Литовском замке, часть – помогает вписать дом в строй набережной, а также (что немаловажно) обозначить его принадлежность к категории элитного жилья».

Сам Евгений Герасимов на вопрос о том, что же было важнее – вспомнить о Литовском замке или подстроиться под окружение, отвечает: ни то, ни другое. «В основе реминисценции – неоклассика 1910-х годов, которая в свою очередь «перерабатывала» и ампир, и предшествующий ей северный модерн. Это ориентир, и он легко считывается. Если пройтись по улице Восстания, Некрасова или Радищева – можно увидеть несколько схожих зданий: серые, неоклассические доходные дома».
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Современным, по словам Евгения Герасимова, дом делает хотя бы тот факт, что он построен сегодня. А признаками XXI века архитектор называет вещи скорее технического порядка, чем художественного: двухэтажный подземный паркинг, систему пожаротушения, открытые планировки, материал – железобетон с вентфасадом вместо кирпича. Фасад, к слову, на 90% сделан из натурального гранита и юрского мрамора. Остальные десять – это декоративные элементы, отлитые из архитектурного бетона по моделям скульптора Владислава Маначинского.
  • zooming
    1 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Илья Припоров / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    9 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Илья Припоров / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    10 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    11 / 11
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Законченный дом действительно встроился в панораму Мойки и Большой Морской «как родной», даже несмотря на тот факт, что стоит обособлено, а не является частью характерной для Петербурга «сплошной» застройки. Если обойти его кругом, попутно обращая внимание на соседние дома, без труда найдутся «переклички». Серый цвет, высокие пилястры и фронтон есть у неоклассического музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, закругленный торец, напоминающий замковую башню, и барельефы – у домов Судоверфи, похожие ритмичные карнизы – у Крюковских казарм. Само место – очень петербургское, тут есть вода, мосты, фонари, рядовая застройка разных лет и знаковые здания. С этой точки за раз можно объять основные эпохи: от петровской Новой Голландии до новой сцены Мариинского театра времен губернатора Полтавченко. Дом на Мойке входит в резонанс со всем окружением.
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

У дома четыре фасада, все – разные. Главный выходит на набережную реки Мойки: симметричный, парадный, с фронтоном, размеренным шагом эркеров и двумя окулюсами по бокам от входа. Со стороны Крюкова канала из-за особенностей участка получилась «складка»: дом шагнул вглубь, осталось больше свободного пространства, отчего с этой стороны здание выглядит мощнее и торжественнее, в пилястрах появляется напряжение плотно натянутой струны, а из-за отсутствия эркеров фасад воспринимается как более «вертикальный». В тесном переулке Матвеева, где вместо машин слышно гаммы и переливы настраиваемых инструментов, ощутимо заметна ступенчатость здания, здесь фасад упрощается, подходя к «дворовой» части, которая тоже небезынтересна: между двумя мощными брандмауэрами, напоминающими толстые крепостные стены, – нежная «сердцевина» со множеством окон, в которых щедро отражается небо.
  • zooming
    1 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

Art View House, как и большинство других построек бюро, получился именно таким, как задумывался. Евгений Герасимов главную заслугу в этом вопросе отдает застройщику, в данном случае, «Охта Групп», сравнивая его с продюсером кино: «Должно сойтись все – мастерство режиссера, сценариста, актера, художника по костюму, гримера и композитора, оператора, пиротехника и так далее. Но «Оскара» за лучший фильм дают не режиссеру, а продюсеру. Всех объединяет главная фигура – тот, кто вкладывает деньги, а без него все рассыпается. Так же и в архитектуре: с сегодняшним уровнем компьютеризации нарисовать можно любой проект, технические возможности тоже выросли. Но какие бы ни были талантливые архитекторы, без воли и желания заказчика тратить деньги и делать хорошую архитектуру – невозможно».
  • zooming
    1 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    7 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    8 / 8
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки
    © Евгений Герасимов и партнеры

Дом компактный – шестой этаж с прилегающих улиц рассмотреть не удается, здание целиком умещается в объектив, что редкость. Квартиры «штучные»: их всего 24, из каждой открывается классический вид, а то и не один: на Мариинский театр, Новую Голландию, Исаакиевский собор. Планировки открытые, площадь растет от 99 до 219 м2.

Еще один признак элитного дома – центральное лобби в 125 м2, напоминающее холл звездной гостиницы. Интерьерами общественных пространств занималась лондонская студия Project Orange, которая также использовала натуральные материалы: мрамор, гранит, латунь, драгоценные породы дерева, муранское стекло.

Построить под домом двухуровневый подземный паркинг, без которого не обойтись дому с таким статусом, оказалось непросто. Близость к Мойке и Крюкову каналу, влажные грунты оказались не единственными составляющими инженерной задачи, требовалось позаботиться о соседних зданиях. Соседний дом по набережной Мойки находился в аварийном состоянии, а трансформаторная будка со стороны улицы Декабристов, питающая новую сцену Мариинского театра, – вновь выявленный объект культурного наследия. Это означает, что осадки должны были быть не больше 2 см. Коэффициент сложности увеличил также аварийный канализационный коллектор, пролегавший в 5 метрах от ограждения котлована вдоль Крюкова канала на глубине 11 м.

Ведущий инженер-конструктор бюро Сергей Ненашев рассказал, что перед тем, как рыть котлован, пробурили шесть скважин глубиной 45 метров для исследования грунта, а затем еще около тысячи – чтобы закрепить его ниже отметки проектирования по технологии струйной цементации jet grouting. Что позволило закрепить котлован и предотвратить подвижность грунта под домом и на близлежащих участках. Эскалацию грунта делали по не очень пока распространенной у нас технологии top&down, при которой здание растет вверх и вниз одновременно. Дом на Мойке, 104 укрепили щадящим способом, после окончания строительства городские власти починили коллектор. В конечном счете осадки оказались ниже допустимых.
  • zooming
    1 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Устройство форшахты
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Устройство форшахты
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Подземный паркинг
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Экскавация грунта котлована через временные технологические проемы
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Исследование грунта
    © Евгений Герасимов и партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Клубный дом Art View House на набережной Мойки. Разрез
    © Евгений Герасимов и партнеры

Дом на Мойке, таким образом, становится ярким примером профессионализма мастерской, которой удается материализовать свои идеи даже при сложных обстоятельствах и технических условиях. Вписавшись в строгие правила петербургского контекста, при беглом взгляде он кажется стоящим здесь давно, хотя и предоставляет своим обитателям все преимущества совершенно нового, современного жилья – наравне с уютом жизни в масштабе и окружении исторического города.
 
Архитектор:
Евгений Герасимов
Проект:
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Россия, Санкт-Петербург, Наб. р. Мойки, д.102, лит. А

Авторский коллектив:
Архитекторы – Е.Л. Герасимов (рук. проекта), А.А. Юдин (ГАП), О.Я. Ольшанская (рук. группы), А.Г. Гвоздик, И.В. Припоров (ведущие архитекторы), А.С. Матияш, М.Р. Губайдуллина, Н.Е. Шабалин, А.С. Котов
Конструкторы – М.Я. Резниченко (гл. констр.), Д.А. Астапчик (зам. гл. констр), Е.А. Пантелеева (рук. группы), С.П. Ненашев, Е.Н. Пестова, Т.Р. Мустафина, А.С. Денисов
Генплан – Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова
Скульптор – В.А. Маначинский

2012 — 2013 / 2014 — 2019

Девелопер: компания «Охта Групп»

09 Октября 2019

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Между прошлым и будущим
ЖК Futurist балансирует на грани постконструктивизма и ар-деко, аккуратно вписываясь в респектабельную застройку Петроградской стороны. Но основная его задача – раскрыть здание Левашовского хлебозавода и тем самым вдохнуть в него жизнь.
Градсовет Петербурга 3.10.2018
Обсуждение концепции расширения музея Достоевского вылилось в дискуссию о праве современной архитектуры соседствовать с исторической застройкой Петербурга.
Евгений Герасимов: «В каждом участке заложена потребность...
На Крестовском острове закончено строительство дома «Верона» мастерской Евгения Герасимова. Говорим с архитектором о том, почему ему нравится строить здания в исторических стилях и как удается делать это столь качественно.
Пороховые кварталы
На территории бывших заводов «Химволокно» и «Пластополимер» по замыслу архитекторов бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и SPEECH появятся жилые кварталы с продуманной планировочной структурой, в которую будут включены исторические здания и рекреационные зоны. Рассматриваем эскиз застройки.
Скорее метафорически, чем буквально
В Петербурге спорят: можно ли строить новое крыло музея Достоевского современной архитектуры, или все, что дозволено – восстановить утраченный по соседству доходный дом? Рассматриваем предварительную концепцию здания музея.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Евгений Герасимов: «Архитектура – это срез общества»
Одна из секций Санкт-Петербургского культурного форума – «Креативная среда и урбанистика» – будет посвящена проблемам современной архитектуры. В преддверии события Евгений Герасимов рассказал, почему социальная функция архитектуры – утопия, и когда пора начинать экономить.
Похожие статьи
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Технологии и материалы
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.