Надо сказать, со времени фантастической башни Татлина архитекторы нечасто балуют Москву наклоненными, как Пизанская башня, зданиями - «танцующие дома» пока что были не для нас. Владимир Плоткин корректирует эту ситуацию аккуратно, но настойчиво. Легкий наклон каждой башни зрительно усилен с помощью графического приема, знакомого большинству людей по сборникам шарад и загадок: по фасадам проведены вертикали с еще большим углом наклона, многократно усиливающие эффект. То, что наклонные линии «лицевых» фасадов параллельны друг другу, слегка завораживает глаз, заставляя на время поверить в несуществующее движение, и прямо указывает на источник приема – оп-арт, или искусство, основанное на зрительной иллюзии.
Если рассуждать, следуя обычной логике модернистского небоскреба, мы должны будем предположить, что таким же образом, то есть сильнее, чем внешние стены, склонены внутренние опоры – но, разумеется, это не так. Линейный прием не соответствует внутренней структуре зданий, а наложен на нее, поддерживая несильный, в сущности, крен обеих башен. Этой же цели служит разная направленность наклона – контраст усиливает угол и акцентирует динамику линий, которые в какой-то момент начинают казаться не параллельными, а расходящимися, открывая какие-то свои, непротиворечивые, но совершенно очевидно особые отношения, сложившиеся у этих небоскребов не только с законом гравитации, но и с привычной нам прямой перспективой.
Комплекс офисных зданий в Бумажном проезде © ТПО «Резерв»
Комплекс офисных зданий в Бумажном проезде © ТПО «Резерв»
Комплекс офисных зданий в Бумажном проезде © ТПО «Резерв»
Комплекс офисных зданий в Бумажном проезде © ТПО «Резерв»
Комплекс офисных зданий в Бумажном проезде © ТПО «Резерв»