English version

Ячейка мегаполиса

Комплекс «Аэробус» - редкий для Москвы пример элитного дома, не использующий привычную в этом жанре форму башни. Его архитектура прямо и честно, не скрываясь декором, обыгрывает тему гигантского жилого здания - составной части мегаполиса, что, однако, не исключает и художественных тонкостей

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
Россия, Москва, между ул. Академика Ильюшина и Кочновским проездом (Кочновский проезд, вл. 4)

Авторский коллектив:
В.И.Плоткин, С.А.Гусарев, С.А.Успенский, Е.В.Кузнецова, А.В.Бутусов

2004 — 4.2005 / 2005 — 2007

Девелопер: Capital Group
Две гигантские 35-этажные Г-образные пластины образуют огромный зигзаг, с высоты птичьего полета отдаленно напоминающий две руки, сцепленные кончиками пальцев. В месте «сцепления», где сближаются, но не соприкасаются углы двух корпусов, устроены переходы – арка, ведущая из северного двора в южный и закрытый переход между домами. Здесь же проходит продольная ось квартала, вдоль которой в одну линию выстраиваются нежилые постройки комплекса – трехэтажный фитнес-центр и шестиэтажное офисное здание.
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»

Архитектура комплекса поражает открытой честностью своих форм. Дома не скрывают присущей любому многоквартирному комплексу ячеистой природы хорошо организованного муравейника, напротив, эта черта подчеркнута и даже гипертрофирована. Дома очень большие и очень клетчатые. Фасады расчерчены ровной сеткой, которая в первом варианте была еще более однородной, чем сейчас (позднее девелоперы попросили увеличить пропорции ячеек, принадлежащих пентхаузам).
Генплан и план 12-го этажа
© ТПО «Резерв»

В сочетании с мелким модулем одинаковых «окошек» масштаб комплекса представляется еще более гигантским, чем он есть на самом деле, он открыто показывает свою основную особенность – это четко структурированный, снабженный всем необходимым и густонаселенный «город» внутри очень большого мегаполиса, составная часть, ясно выражающая суть целого. По словам самого Владимира Плоткина, «…если у нас десятимиллионный город, то это как-то должно выражаться в архитектуре».
Общий вид
© ТПО «Резерв»

Несложно заметить, что плоткинский комплекс идет вразрез со сложившейся за последнее десятилетие в Москве традицией элитного строительства, предпочитающего башни, ставшие символом жилищного благополучия. Башня может быть одна, или несколько, но все же, как ни крути, в глазахсовременного москвича дорогой дом – это башня, а дом-пластина неизбежно навевает воспоминания о типовом панельном строительстве. Эту конъюнктуру, спонтанно сложившуюся на волне противодействия советскому прошлому, – архитектор ее просто не замечает. Отдаленное сходство с пластинами панельных домов, всплывающее в сознании любого московского жителя, для Плоткина как бы не существует, и, рассматривая его дома подробнее, мы понимаем, что в данном случае – так и есть, это сходство – лишь внешнее.
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»

Прежде всего, в плоткинском доме клетки фасада хотя и соответствуют в общих чертах структуре внутренних помещений, но не зависят от них полностью, потому что внешний рисунок принадлежит «ширме» вентилируемого фасада. Расчерчивающие его белые линии – тонкие, гораздо больше стекла, а каждая «крупная» клетка внутри поделена еще дважды, все большие фасады расчерчены двумя пересекающимися линиями большей толщины, а пропорции приближены к золотому сечению. Жесткость геометрической сетки нарушается «случайными» вкраплениями – белыми пятнами, скрывающими блоки коммуникаций. Все вместе создает неоднозначный, многоуровневый ритм, исходящий из простого приема и время от времени «играющий» в нарушения собственных правил.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
© ТПО «Резерв»

Однако строгий геометрический рационализм присущ в этом ансамбле только крупным плоскостям. Малые элементы комплекса с успехом противостоят заорганизованности больших: торцевые фасады дробятся изломанными под углом плоскостями, кажется, что пластины домов отломаны какой-то сверхъестественной рукой от чего-то значительно большего, да так, с рваными краями, и воткнуты в землю. Вдоль продольной оси участка, прижимаясь к земле, тянутся пестрые здания фитнес-центра, обрамленные петляющими угловатыми дорожками. Итак, строго структурированный дом-квартал оказывается не чужд «украшениям», понятым не банально, в виде завитушек, а масштабно, в соответствии с размахом архитектурного и строительного замысла.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс «Аэробус»
Россия, Москва, между ул. Академика Ильюшина и Кочновским проездом (Кочновский проезд, вл. 4)

Авторский коллектив:
В.И.Плоткин, С.А.Гусарев, С.А.Успенский, Е.В.Кузнецова, А.В.Бутусов

2004 — 4.2005 / 2005 — 2007

Девелопер: Capital Group

05 Июня 2006

ТПО «Резерв»: другие проекты
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.