Исцеление красотой

«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.

mainImg
Автор статьи не претендует на искусствоведческую глубину анализа увиденного, так как не является искусствоведом, историком или архитектором. Но благодаря общей насмотренности и давней влюбленности в Узбекистан (и в Бухару особенно), смеет судить, что городу очень и очень повезло принять яркий фестиваль, где за формой стоит нетривиальное содержание.

Гений места

В Бухаре сохранилось более 100 архитектурных памятников – от бань до дворцов и мечетей. Город с X века служил важной торговой точкой Великого Шелкового пути; здесь были в чести культура, торговля, ремесла, декоративно-прикладные искусства. И – редкий случай: преемственность ремесленных традиций удалось сберечь через поколения, а сохранность построек позволила их подреставрировать и открыть в дни биеннале для размещения арт-объектов, художественных инсталляций, видеоарта, игровых пространств, зон мастер-классов и отдыха. 

К биеннале в оборот вернули караван-сараи, медресе, мечети, которые в Старом городе многие годы пустовали и стояли заколоченными. Пешеходный центр превратился в одну большую галерею, где чередуются открытые и закрытые пространства.

Основные точки концентрации яркого современного искусства: ансамбль Ходжа-Гавкушон, комплекс из четырех караван-сараев: Фотхулладжон, Айозжон, Ахмаджон и Улугбек Тамакифуруш, медресе Рашид и Алам, а также мечеть Ходжа Калон. За ревитализацию и приспособление исторических зданий, находящихся под охраной ЮНЕСКО, отвечало дубайско-токийское архитектурное бюро waiwai, главным архитектором проекта стал Ваэль Аль-Авар. Спокойный, бежево-песчаный цвет построек – отличный фон для разнообразных работ, создававшихся под конкретные точки.

Комплексы караван-сараев – средневековых гостиниц с местами для торговли – устроены крайне удобно для размещения искусства. Закрытый периметр позволяет сконцентрироваться на том, что происходит внутри стен – в огороженном, разделенном на отдельные ячейки пространстве с объединяющим центром.

Яркие интервенции современных сценариев в исторические пространства – мозаичная площадь-ковер посреди экс-караван-сарая, авторства художницы из Сан-Паулу Марины Перес в коллаборации с местным мастером Бахтияром Бабамурадовым; pop-up библиотека в здании бывшей мечети Поччокул Ходжа XIX века от архитектурного бюро из СПб – ludi_architects, где для новой функции в интерьере использовали легкие деревянные элементы. 
  • zooming
    Марина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Марина Перес, Сан Паулу. Площадь-ковер. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Pop-up библиотека. Ludi_architects. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Pop-up библиотека. Ludi_architects. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

Важная точка – pop-up «Кафе Ошкозон» (ошкозон – желудок на узбекском, прим. авт.), где над входом висит соответствующая мозаика авторства местных художников Ойжон Хайруллаевой и Абдурауфа Тахирова. На экспериментальной площадке по особым дням шеф-повара со всего света предлагают свои интерпретации связей между едой и эмоциями. А в остальные дни подают сеты, созданные по гайдам датского ресторана Brutalisten, с блюдами-мозаиками: 5 видов помидоров, 5 видов моркови или хурмы, из специй только соль – неожиданный контраст с традиционно пряной узбекской кухней. Впрочем, специй хватало в составе некоторых арт-объектов, рассчитанных и на обонятельное восприятие.
  • zooming
    Pop-up кафе «Ошкозон». I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Pop-up кафе «Ошкозон». I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

К биеннале также обновили общественные пространства, соседствующие с основными точками размещения экспозиций. Над руинами положили мостки, по которым удобно пересекать образовавшуюся гигантскую площадь, в центре которой в дни биеннале – работа индийского художника Субодха Гупта (Индия) в сотрудничестве с шеф-поваром Павлом Георгановым (Узбекистан). Внешние стены павильона – из советских кастрюль в цветочек, внутри – узорчатые узбекские тарелки. 

А еще к биеннале обновили Художественный музей в историческом здании 1912 года, где когда-то располагался фирменный магазин Саввы Морозова. В сюжетах выставленных картин – Узбекистан. 
  • zooming
    1 / 5
    I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    2 / 5
    I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    3 / 5
    I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    4 / 5
    I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    5 / 5
    I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

В самой древней мечети Бухары – Магоки Аттори – памятнике средневековой архитектуры на площади Ляби Хауз – разместилась цифровая инсталляция, рассказывающая об истории города.

Организатор Международной биеннале – Фонд развития культуры и искусства Узбекистана под управления дочки президента страны Гаяне Умеровой. Выбор города, который принял заметный международный проект, по словам комиссара биеннале, был сделан не из ностальгии, а из уверенности, что Бухара 2000 лет была центром новых идей, культуры и ремесел и имеет потенциал для восстановления этого статуса.

Когда ремесла приравниваются к искусству

Куратор и художественный руководитель Биеннале – американка Диана Кэмбелл, много работавшая на Востоке, в том числе в Бангладеш. Ее подход – любопытство и бережность к традициям места. Она предложила участникам экспозиции, работающим с различными медиумами, а также зрителям-соучастникам исследовать пути душевной боли и способов ее преодоления.

Биеннале для жителей Бухары «своя». По экспозициям гуляют не только понаехавшие любители искусства со всего мира, но и большие местные семьи, компании. Каждый встреченный таксист, хозяева гостиниц – да все, с кем мы заговаривали, были рады пришедшему в город фестивалю и ни по одному разу разглядели все его чудеса.
Куратор Диана Кэмпбэлл ведёт экскурсию. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
Фотография © Юлия Зинкевич

Все работы – а их более 70 – готовили год. И каждая из них – коллаборация. В равноправные тандемы объединились художники из разных стран, в том числе с мировой известностью, и местные художники, мастера, простые жители Бухары. Важно, что ремесленничество в помощь реализации идей художников чаще всего остается безымянным, здесь же все соавторы – полноправные и проявленные участники совместных творческих процессов.

Слово «рецепты» в названии биеннале отсылает и буквально – к рецептам пищи и убежденности ученого Ибн Сины (Авиценны), доказывавшего, что психическое состояние влияет на физическое самочувствие. По легенде, рецепт плова – ключевого узбекского блюда, был им создан для исцеления разбитого сердца принца, влюбившегося в простолюдинку.

Про то, что созерцание красоты лечит не хуже пищи, Авиценна вроде не говорил, но мы-то знаем, что это самый верный способ поддержания себя в деятельном состоянии.

Вышивка, бирюзовая керамика, текстиль, резьба по дереву – как основные техники передачи замысла. Тактильное, теплое, живое, органичное месту. Задействованы и ассоциации со вкусами. Запахи специй возведены в разряд художественных приёмов. Пирамида с запахом куркумы, павильон из кристаллов традиционного узбекского сахара (нават), созданный египтянкой Лайлой Гоар, киоски с сухофруктами и каталогами биеннале в виде пирамидок, чьи стенки покрыты чаинками и лечебными травами.

Декоративно-прикладное разнообразие: вышивка


К огромным вышитым коврам хочется возвращаться снова и снова, разглядывать, поглаживать ладонью – на биеннале все можно трогать, на всем сидеть, взаимодействовать с объектами любым, безопасным для сохранности искусства, образом.

Так вот, ковры. Один – от Хадима Али (Австралия, Пакистан, Афганистан) в коллаборации с местными мастерами. Сюжет  работы Healer of Broken Hearts с крылатыми демонами – рефлексия художника на бомбежку, унесшую жизнь его матери. И второй гигантский ковер-красавчик – что-то про Космологию (свойства Вселенной) и знаки Зодиака. Автор – Сама Хиджави (Иордания, Бельгия) в коллаборации с местными мастерами.

Керамика

Вавилонские башни из керамических телефонов с погасшими экранами – целых две – возвела художница Юн Чой (Южная Корея) в коллаборации с местными мастерами. Назвала инсталляцию довольно апокалиптично Dark Age is Better, Desert is the Future («Темные времена лучше, пустыня – будущее»?).
  • zooming
    Dark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Dark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Dark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Dark Age is Better, Desert is the Future. Юн Чой. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

Голубая комната, где и пол, и стены, и потолок в бывшем молитвенном зале медресе выложены бирюзовой плиткой. Главный хит Биеннале. Совершенно медитативное пространство от художников из Бухары, для создания которого было задействовано 1600 керамических плиток, выполненных вручную. Самый нарядный и распространенный в Узбекистане цвет для отделки куполов и минаретов – цвет неба в мусульманстве.  Автор – Абдулвахид Каримов/ Бухорий. Псевдоним переводится как Бухарский. Последовательно возрождая школу керамики, утраченную в пост-советские годы, мастер подчеркивает происхождение техники и локальных художественных традиций. Его напарником по созданию тотальной инсталляции стал мастер, работающий с латунью. Джурабек Сиддиков разместил под потолком Голубой комнаты люстру с образами рыб из древних целительных ритуалов. Оказалось, у Голубой комнаты есть сюжет – сожаление о высохшем – лет 40 назад – Аральском море.

Икат

Аралу посвящена и работа, задействовавшая пару километров ткани, напоминающей традиционный икат. Она натянута над арыками по всему маршруту Биеннале. Узор на полотне меняется от бирюзово-синего к розовому – это снимки высыхающего моря из космоса. Работа индийского-британского дуэта Hylosic/Desires – Химали Сингх Соина и Дэвида Соин Таппезера, созданная в сотрудничестве с мастером Расулжоном Мирзаахмедовым и узбекским Центром развития ремесел Маргилана, называется «Тоска».
  • zooming
    Hylosic/Desires. Химали Сингх Соин и Дэвид Соин Таппезера. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Hylosic/Desires. Химали Сингх Соин и Дэвид Соин Таппезера. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

Искусство кройки и шитья

«Дом надежды» от модного fashion-дизайнера из Ташкента Жени Ким в коллаборации с местными мастерами – три комнаты, обтянутые от пола до потолка текстилем с цветочным принтом, по центру – металлические скульптуры аистов, их форма отсылает к традиционным для Бухары ножницам для рукоделия. Раньше гнезда аистов дополняли городской пейзаж. Отлично смотрелись – шапками, нахлобученными на минареты. В связи с ухудшением экологии птицы покинули эти края.
  • zooming
    Дом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Дом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Дом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Дом надежды. Евгения Ким. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

Панбархат

Шикарный «бархатный» фасад приобрел один из кластеров биеннале. Редкой красоты инсталляция получилась, обозначающая вход в медресе Рашид -  фрагмент работы «Исцеление настоящего» (The Healing of Present). Автор – художница Гульнур Мукажанова (Казахстан) в коллаборации с местными мастерами.
  • zooming
    Исцеление настоящего. Гульнур Мукаджанова. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

«Мраморная бумага» эбру

Инсталляция «Семь цветов неба» узбекского мастера Давлата Тошева в коллаборации с его собственными учениками создана в медитативной технике эбру, которая, по некоторым источникам, зародилась в Бухаре. Стены и потолки одной из медресе покрыты «мраморной» бумагой разных оттенков с аппликациями из бумажных гранатов. Результат завораживает. А ведь в эбру ты никогда не знаешь точно, что получится – просто отдаешься процессу.

Пряности как главные краски инсталляции

Ярко-желтая пирамида – павильон «Тень Земли» – результат коллаборации художника из Колумбии Делси Морелоса и  торговца специями Абдулнабила Камалова (Узбекистан). Внешние стены ее покрыты смесью земли, песка и пряностей – корицы, гвоздики, куркумы. А тень, созданная пирамидой, призвана оберегать прохожих от палящего солнца. Какой цвет! А запах! Внутри в солнечный день – спецэффекты не хуже, чем в «Сарае» от Юрия Григоряна в Никола-Ленивце.

Ювелирное серебро и другие металлы

Не менее, чем сдающееся на милость пустыни Аральское море, художников – скорее художниц– волнует тема «женской доли» на Востоке. Много работ в художественной форме описывают несправедливость тяжелого труда-служения, «незаметности», унизительного отсутствия собственных средств.

В работах Таус Махачевой, художницы из Дагестана, заявленной как автор из России и ОАЭ, для Бухары все, на этот раз, вывернуто наизнанку.

Работ две, и обе они – про несправедливость, которую женщины востока ощущают особенно остро. 

Первая история – про то, как неработающие жены не имеют своих денег и их единственный независимый ресурс – украшения, которые они получают в приданом и продают по мере необходимости. В интерпретации Таус, браслеты вывернуты камнями-шипами внутрь.
Таус Махачева. Браслеты. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
Фотография © Юлия Зинкевич

Вторая работа – заметная и многочастная – «Перевернутые фрукты» – большие, тоже словно вывернутые наизнанку, вишни, груши, украшают площадь перед кафе, помещены в центр водоема. Эти арт-объекты выполнены совместно с художницами Анель Улумбековой, Аделиной Узьяковой, Анастасией Ким, Ольгой Ким, Татевик Карапетян и женским Центром «Ойдин Нур».
  • zooming
    Фрукты наизнанку. Таус Махачева. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Фрукты наизнанку. Таус Махачева. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

Алые платки

«Тысяча молитв» от художницы Жазгуль Мадазимовой из Кыргызстана – мощная инсталляция. Гигантский пурпурно-алый дракон, оживающий от ветра, собран из сотен платков жительниц Бухары всех оттенков красного. По завершении биеннале их разберут в рамках перформанса. Чтобы дух этого рукотворного существа смог «ожить и мирно исчезнуть, подобно ветру, несущему молитву всему сущему».

Тут будет уместно рассказать о взаимодействии работ между собой – совершенно магическая «многослойность». Только представьте: алый дракон из платков на заднем плане, оазис с деликатным островком зелени среди песчаных холмов пустыни, инсталляция знаменитого английского художника Энтони Гормли –лабиринт из человеческих фигур, потом ярко-желтая пирамида, пахнущая куркумой, ну и обрамляют все это стены мечети... Роскошество!

Саманные кирпичи

Знаменитый британский художник Энтони Гормли представил на биеннале в руинах мечети Ходжа Калон XVI века масштабную инсталляцию «Близко».  (Прочитала, что художник уже пытался приехать в Узбекистан несколько десятков лет назад – тогда не впустили, зато сейчас хорошо получилось – работа его эффектная и завораживающая). Лабиринт из 104 условных человеческих тел, собранных, как конструктор, из крупных саманных кирпичей – глина да солома – англичанин создавал в коллаборации с бухарским реставратором Темуром Джумаевым. Человеческое тело – часто встречающийся у художника образ – «инструмент познания мира и карта внутреннего опыта».
  • zooming
    Близко. Энтони Гормли. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич
  • zooming
    Близко. Энтони Гормли. I международная биеннале современного искусства в Бухаре
    Фотография © Юлия Зинкевич

Полиэтиленовые пакеты как повод для творчества

Великолепная «дворовая» картинная галерея демонстрирует несколько изображений танцующих людей. Материалом для полупрозрачных работ послужили обычные полиэтиленовые пакеты, собранные жителями Бухары по просьбе художницы из Казахстана Сауле Сулейменовой. Она уже десять лет  работает над серией «Целлофановая живопись», выбирая для неё разные социальные сюжеты. На этот раз в работе с условным названием «Наука быть счастливым» изображены танцующие участницы народного ансамбля Shiru Shakar. Активно выступая, в том числе на площадках биеннале, зажигательные женщины стараются своим примером противостоять вытеснению пожилых из зоны «видимости» обществом.

Послевкусие

Вернулась из Бухары уже десять дней назад, а биеннале не отпускает. За три дня прививки цвета и вкусотерапии, кажется, отдохнула как за неделю отпуска в Венеции.

В чем супер-отличие нынешнего фестиваля – маршрут очень здорово проложен только по одной части многослойного города, по Старому пешеходному тихому центру. Компактно, в нескольких локациях, между которыми 5–10 минут хода. Ты следуешь по маршруту, не уставая и не теряя нить. Это единое повествование, в которое тебя погружают авторы. Они обращаются ко всем органам твоего тела и ко всем твоим чувствам сразу. Отрада глаз, запахи, звуки, сюжеты. Некоторые работы так органичны месту, что очень жаль, что их разберут и отдадут коллекционерам. По плану организаторов – все работы продать и запускать следующие проекты по ревитализации Бухары и всего Узбекистана, который в последние несколько лет вызывает все возрастающий интерес.

13 Ноября 2025

Похожие статьи
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Спокойствие, только спокойствие
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга Александра Змеула «Большая кольцевая линия. Новейшая история московского метро». Ее автор – историк архитектуры и знаток подземки – разобрал грандиозный проект БКЛ в подробностях, но главное – сохранил спокойную и взвешенную позицию. С равным сочувствием он рассказал о работе всех вовлеченных в строительство архитекторов, сосредоточившись на их профессиональном вкладе и вне зависимости от их творческих разногласий.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Мир бинарных оппозиций
Относительно новой книги Андрея Бокова не хочется и не следует повторять общепринятую формулу нашего времени: «прочитали за вас». Прочитали, но «за вас» в данном случае не работает. Книга не содержит принципиально новых сведений, на то она и теория самого стратосферного пошиба. Однако ее хочется разобрать на цитаты и выучить наизусть. Настолько некоторые места, по-эпичному, точны и емки. Но ее главное достоинство в другом – текст с элегантной непринужденностью даже не заставляет, а – провоцирует – читателя _думать_. Динамизирует мышление. А вот это уже важно.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.