В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Помимо «ориентированности на деталь», в проектах студентов лаборатории можно выделить несколько подходов, которые помогли им ответить на вызовы темы. Прежде всего, это работа с контекстом через контрапункт: кто-то намеренно создавал диссонанс с окружением, чтобы акцентировать новую функцию, кто-то напротив – мягко вписывался в историческую ткань, цитируя ее элементы или масштаб. Второй сквозной прием – можно назвать «разрез»: здания буквально разрезали, чтобы сохранить сложившиеся пешеходные маршруты, или приподнимали объемы, возвращая городу ценное публичное пространство. Наконец, ключевой проблемой для всех стало наполнение абстрактной программы «клуба» конкретным сценарием, где архитектура не просто обслуживает функцию, а сама становится выразительным инструментом коммуникации.
Преподаватели: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов, Ани Погосян, Григорий Переслегин, Софья Кромина.
Комментарий преподавателей: «Первый проект – это знакомство со студентами, в котором мы хотели дать возможность каждому студенту сразу проявить свою индивидуальность. Стартом в проекте была архитектурная прогулка по Басманному району с целью прочувствовать, как каждый из элементов среды разного масштаба формирует пространство и создает историю и дух места. Басманный район всегда нас привлекал архитектурной сложностью и богатством наслоений. Клуб – это проект небольшого общественного здания, в котором очень ценна возможность дойти до проработки мельчайших деталей, чтобы в течение проекта ответить на вопрос: как через маленькую деталь осязать городское пространство. Так мы их учим быть крутыми архитекторами».
Описание проектов предоставлено авторами
Клуб «Пента»
Егор Трофимов
1 / 3
Клуб «Пента»
Егор Трофимов
2 / 3
Клуб «Пента»
Егор Трофимов
3 / 3
Клуб «Пента»
Егор Трофимов
Изучая Басманный район Москвы, нельзя не заметить большую концентрацию вузов. Моей задачей стало объединить студентов в одном месте для передачи опыта, новых знакомств и, самое главное, дать пространство для работы и досуга. Логично, что выбранный участок должен находиться равноудаленно от учебных заведений: им стало пересечение Денисовского переулка и Доброслободской улицы.
В процессе было решено разъединить клуб на два корпуса, расположенные по разные стороны улицы: досуговую зону с концертным залом и рабочую с мастерскими и библиотекой. Для связи и беспрепятственного доступа улица была понята до уровня тротуара, образуя небольшую площадь. Получившаяся форма напоминает провинциальные торговые ряды, конструктивная основа которых – крестовый свод, образованный арками. Взяв это на вооружение, я создал на основе свода модульную арочную ячейку, которая является пространствообразующим элементом клуба.
Пересечения линий имеют важную формообразующую функцию – в одном случае это внутренний сад, в другом – зрительный зал. Корпус с мастерскими выстроен вокруг сада, который работает как досуговая зона, где можно погулять и выдохнуть.
«Каменный городок»
Елизавета Ефанова, Софья Киселева
1 / 5
Клуб «Каменный городок»
Елизавета Ефанова, Софья Киселева
2 / 5
Клуб «Каменный городок»
Елизавета Ефанова, Софья Киселева
3 / 5
Клуб «Каменный городок»
Елизавета Ефанова, Софья Киселева
4 / 5
Клуб «Каменный городок»
Елизавета Ефанова, Софья Киселева
5 / 5
Клуб «Каменный городок»
Елизавета Ефанова, Софья Киселева
Проект «Каменный городок» представляет собой единый архитектурный ансамбль, внешне напоминающий группу скал. Два на первый взгляд разных объекта – ремесленные мастерские для работ с камнем и спортивный клуб скалолазания – имеют много общего: они связаны единой внутренней логикой и обращаются к образу гор. Резьба по камню, как и скалолазание, в своём стремлении к вершине, требует мастерства, физической силы и совершенствования навыков. Резчик взаимодействует со структурой камня, убирает всё лишнее, придавая ему нужную форму. Скалолаз создаёт свой путь, прокладывает маршрут, также контактируя с камнем.
Басманный район Москвы – место с богатой историей, где камень зачастую играет не последнюю роль. А резьба по камню – это традиционное ремесло, которое веками помогало украшать здания, создавать скульптуры и предметы быта. Размещение скалодрома в историческом квартале создаёт контраст, привлекающий внимание и вносящий новую атмосферу.
Клуб “Труба”
Семён Самсонов
1 / 3
Клуб “Труба”
Самсонов Семён
2 / 3
Клуб “Труба”
Самсонов Семён
3 / 3
Клуб “Труба”
Самсонов Семён
Основная задача при проектировании клуба заключалась в совмещении образа с историческим смысловым контекстом, создании архитектурной доминанты, которая отсылает к индустриальному наследию района.
Клуб находится на территории усадьбы Демидовых – династии русских промышленников и меценатов, превративших металл в символ созидания. Участок имеет крупный внутренний двор: проект становится его началом и открывает доступ с главной улицы. Его цель заключается в собрании всех общественных пространств в вертикальную структуру для минимизации площади основания. Так появляется яркий образ, схожий с трубой. Рядом с историческим зданием, здание клуба переосмысляет индустриальное наследие как современное пространство культуры, философии и созидания.
Граффити-лабиринт
София Симонян
1 / 3
Граффити-лабиринт
София Симонян
2 / 3
Граффити-лабиринт
София Симонян
3 / 3
Граффити-лабиринт
София Симонян
Моей целью являлось создание уникального пространства, легализующего и интегрирующего творчество уличных художников в городскую среду. Проект создавался для участка с высокой социальной активностью – бывшей промышленной территории, ставшей точкой притяжения для молодых художников и граффитистов Москвы. Основная задача заключалась в создании клуба, который не только легализует уличное искусство, но и выработает новые сценарии его взаимодействия с архитектурой и городом.
Особенности моей идеи: – Акцент на «лабиринтность» пространства – Граффити-галерея – Открытые мастерские – Интерактивная «разрушительная» комната
В основе решения – противопоставление интерьера и экстерьера: наружные стены клуба остаются абсолютно белыми и нетронутыми, выступая как символ “чистого листа”, оттеняя уже существующие классические архитектурные формы, как, например, усадьба Разумовского. А интерьеры всех помещений, напротив, выполнены в виде галереи ярких авторских граффити, иллюстрирующих разнообразие уличной визуальной культуры. Таким образом, белый внешний периметр становится метафорой городской толерантности и открытости новым смыслам, а насыщенные, контрастные интерьеры – отражением непрерывной художественной интервенции в городской жизни.
Выбор работ для внутренних росписей стен макета был обусловлен граффити в Басманном районе, каждый рисунок был взят с уже существующих расписанных стен (кроме маленькой зарисовки церки Покрова на Нерли). В моем проекте эта церковь как раз отсылает к идее «чистого листа», некоему эталону, к которому всегда стремятся, и куда всегда хочется возвращаться за поиском новых идей и духовного наполнения.
Клуб рекреации
Дарья Смяткина
1 / 3
Клуб рекреации
Дарья Смяткина
2 / 3
Клуб рекреации
Дарья Смяткина
3 / 3
Клуб рекреации
Дарья Смяткина
Перед выполнением основного задания перед нами была поставлена задача – изучить конкретный участок Басманного района и найти место с четкой проблемой. Мой выбор пал на большую пустую площадь парковки между двумя бизнес-центрами. На данном участке не было расположено никаких архитектурных объектов, мафов или объектов благоустройства, и моей основной задачей стало вписать клуб в данный участок.
Клуб рекреации находится на уровне 7 метров над землей, что освобождает территорию под ним для ландшафтных решений, высадки большого количества растений, открытых рекреационных пространств. В самом клубе расположен большой сад-атриум, проходящий через все его пространство.
На высоте клуб рекреации коридорами соединен с лестничными площадками соседних бизнес-центров, что позволяет разрядить рабочую обстановку и объединить сотрудников разных отраслей, дать им возможность досуга и рекреаций вблизи офиса.
Все фасады остеклены, на каждом этаже расположены террасы, на эксплуатируемых кровлях высажены растения.
Детский клуб
Ульяна Симанова
Детский клуб
Ульяна Симанова
Детский клуб
Ульяна Симанова
Участок для проекта был выбран с особым вниманием: его площадь достаточно велика, но за территорией расположен Лефортовский дворец, чья красота не должна быть скрыта. Важно было создать проект, который гармонично впишется в архитектурный контекст этого исторического здания. Поэтому основным элементом стали арки, отсылающие к архитектуре дворца и акведуков.
Стеклянный купол (шар) – доминирующий элемент конструкции. Он выполнен из прозрачного материала, создаёт ощущение лёгкости и современности, контрастирует с классическими арками. Купол символизирует инновационный подход и служит световым акцентом, наполняя внутренние помещения естественным светом. Композиция фасада – это «путешествие сквозь века» в одном здании: от классики до авангарда.
Клуб предназначен для детей из расположенной неподалёку школы. Здесь будут проводиться занятия по различным направлениям: компьютерные технологии, музыкальные инструменты и другие творческие кружки. Пространство спроектировано так, чтобы стать привлекательным и комфортным местом для досуга и развития детей.
Клуб-сад
Левина Мария
1 / 4
Клуб-сад
Мария Левина
2 / 4
Клуб-сад
Мария Левина
3 / 4
Клуб-сад
Мария Левина
4 / 4
Клуб-сад
Мария Левина
В условиях высокой плотности Басманного района концепция клуба-сада предлагает компенсацию дефицита озелененных пространств через создание городского оазиса.
Ключевой особенностью участка является его «проходимость» – на этом месте ранее стояло здание, после сноса которого образовался новый маршрут. Горожане стали использовать эту тропу, чтобы сократить путь. Важным принципом в проекте стала интеграция этого маршрута и проницаемость первого этажа.
Итак, чтобы компенсировать градостроительный дефицит зелени и качественных общественных пространств, осмыслить пешеходные потоки и сформировать интересный фронт застройки, было предложено следующее решение: сформировать сад прямо в здании. Фасад представляет собой выступающие глухие блоки, контрастирующие с проницаемыми стеклянными вставками, через которые видно сад.
Ремесленный клуб
Елизавета Бульбова
1 / 3
Ремесленный клуб
Елизавета Бульбова
2 / 3
Ремесленный клуб
Елизавета Бульбова
3 / 3
Ремесленный клуб
Елизавета Бульбова
Тема ремесленного клуба была выбрана как отсылка к исторической идентичности Басманной слободы, переосмысленная через призму современного городского творчества. Участок на Новой Басманной представляет собой уникальное объединение эпох в одном месте – от классицизма и модерна до советского конструктивизма. Эта «многослойность» и стала отправной точкой для концепции.
Басманный цех – клуб ремесленных практик, ориентированных на работу с наследием Басманного района. Цель проекта: создание среды, где наследие становится активным участником современного культурного процесса, а ремесло выступает инструментом его осмысления и актуализации. Проект материализует идею «вечной реставрации» через три ключевых элемента:
– Стены-артефакты. Фрагменты и декоративные элементы домов старой Москвы, интегрированные в современные плоскости. Это документальные свидетельства – материальные носители памяти места, требующие тактильного изучения. – Современные стены. Лаконичные плоскости создают нейтральный фон для диалога с историческими фрагментами. Выполняют роль музейного паспарту для артефактов. – Метафорические леса. Внешний металлический каркас – не строительная оснастка, а архитектурный жест. Визуализирует идею непрерывного исследования. В клубе «Басманный цех» традиционные мастерские (столярная, керамическая, гончарная) становятся инструментом активации культурного кода территории. Синтез производственных, выставочных и образовательных пространств создает среду, где наследие превращается в активного участника современного культурного процесса.
Таким образом, проект не просто предлагает новую функцию, но и формирует механизм осмысленного взаимодействия с историческим контекстом, где архитектура, ремесло и сообщество образуют неразрывную связь.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Реконструкция без бальзамирования
Бывшее Центральное отделение почты и телеграфа в Тбилиси превращено в гостиницу The Telegraph Hotel 5* по проекту шанхайского бюро Neri&Hu.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.