English version

Пропорциональный рост

Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».

mainImg
Архитектор:
Елена Струговец
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Россия, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

1.2024 — 5.2024 / 7.2024

Девелопер – ASTERUS
За процессом формирования новой городской ткани на бывшем Тушинском аэродроме – как за огнем, водой и работающим человеком – можно наблюдать долго. 

В западной половине «дольки», которую плавно огибает Москва-река, работает девелопер ASTERUS, и она запланирована принципиально многофункциональной: компания определяет свою концепцию как WORK.LIVE.PLAY.LEARN – район должен стать «полицентром», местом, где можно жить, учиться, гулять, заниматься спортом и работать, передвигаясь, преимущественно, пешком.

Позитивный и современный подход к развитию мегаполиса.
Жилой район ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Главный «узел» мест приложения труда – бизнес-парк «Ростех-Сити», реализованный по проекту SOM; они также разработали мастер-план всей территории. Одно из заметных спортивных сооружений – Чкалов Арена, реализовано по проекту АБ «Меерсон и Воронова». Ну а главное – здесь продолжают строиться жилые кварталы: I и II очереди реализованы, III очередь в процессе. Они разновысотные, комбинируют кирпич с серебристым и золотистым металл, который, благодаря рельефным откосам, дает отличные солнечные зайчики. 
   
 

Этим летом Москомархитектура согласовала проект IV очереди ÁLIA. 

Его авторы – архитекторы компании АПЕКС; они не впервые работают с районом ÁLIA, в частности, адаптировали концепцию SOM для бизнес-парка.
Четвертая очередь: местоположение в составе жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Однако сейчас проект нового квартала – их авторская работа, начиная от концепции. Работой руководила Елена Струговец. 
cic = 1

Елена Струговец, главный архитектор и партнер, Проектное бюро АПЕКС

Идея поиска гармонии между человеком и природой – не нова, но на эту тему всегда будет что сказать. Концепция жилого комплекса Алия – тому подтверждение. Представьте себе берег озера, усыпанный водяными лилиями, представьте этот цветок – одновременно прочный и хрупкий, плотный и нежный. Образное решение фасадов вдохновлено этим образом. Оттенки кирпича переходят от теплых до глубоких серых, создавая при этом лаконичное сочетание с природным окружением. 

Использование материалов с разными фактурами, таких как анодированный металл, стекло, бетонная плитка под кирпич, фибробетон, – позволяет добиться большего разнообразия фасадных и образных решений. Цветовая гамма теплых оттенков позволит людям чувствовать себя уютно в ритме жизни магаполиса.

Участок IV очереди расположен южнее Чкалов Арены, лучом вытянут параллельно его южному фасаду, от бизнес-парка в сторону реки и набережной. Пропорции – протяженные, с отношением сторон порядка 0.27. Такие площадки считаются сложными, требуют размышлений и идей. 

В данном случае идея состоит вот в чем: авторы превратили протяженный участок в «развертку», последовательно, шаг за шагом, разместив на нем разные типы застройки: от кирпичных кварталов до стеклянно-алюминиевых башен. Как будто отразили историю смены проектных предпочтений города Москвы в миниатюре. 

Ближе к центру территории – относительно невысокие, по 14 этажей, дома, соединены в квартальную рамку. Их фасады варьируют оттенки кирпича от бежевого до коричневого. Затем, примерно в середине, появляются две кирпичные башни: одна примыкает к северной перемычке квартала, а вторая, южная, поставлена отдельно.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Ближе всего к воде – две башни до 144 метров в высоту. 

Получается три шага с постепенным нарастанием высоты и два основных блока с приватными дворами: башни у реки класса бизнес, квартал и его башни – класса комфорт. Между ними – общественное, открытое для города пространство площади, причем на границе двора бизнес-класса появляется отдельный небольшой объем ресторана, с изогнутым планом, напоминающим фасолину или бумеранг. Войти в него можно будет как из двора, так и с площади. 
  • zooming
    Генплан. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Схема функционального деления. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Объем ресторана за стеклянной перегородкой у подножия «больших» башен. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Итак, дома восточной части – секционные, разных оттенков кирпича, поверхность лишь слегка оживляют белые балконы обтекаемой формы. Это фоновый подход – 70, а не 30 процентов из известной книги. 
  • zooming
    Дома восточной части. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Дома восточной части. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

В башнях средней части кирпич краснее; здесь появляются асимметричные вставки-пятна, выемки террас. Они – пропилеи восточного двора, они же служат «ступенькой», позволяющей нарастить высотность плавно: в одной 94 м, в другой классические 100 метров.
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
На разрезе хорошо видно, насколько поступательно нарастает высота. 
  • zooming
    Разрез 2-2. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Разрез 1-1. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

И наконец, – крещендо – стеклянно-алюминиевые башни. 

Их парность рифмуется с парой кирпичных домов, но градостроительно и образно башни реагируют на воду реки. На фасадах преобладает стекло и вертикали. Рельефно выступающие пилоны, похожие и на модернистские ребра, и на готические контрфорсы, плавно вогнуты в духе стримлайна. Они серебристо-металлические, а по центральной оси прочерчены золотисто-латунным желобком. Внизу ребра шире и вперед выступают сильнее, по мере повышения плавно растворяются, становятся тоньше, уменьшают вынос – как у некоего металлического цветка. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Вверху силуэт каждой башни заметно скошен вниз, что придает паре сходство с кремлевским зубцом, но очень большим – и распределенным в пространстве. Тема, по понятным причинам, популярна в Москве: в новых проектах такого рода скос появляется все чаще. Думаю не ошибусь, если предположу, что одним из первых экспериментов по исследованию потенциала скошенного силуэта был Дом туриста на Ленинском проспекте.

Впрочем, там аналогия с «ласточкиным хвостом» не просматривалась, там скосы смотрят в одну сторону – а в данном случае форма приобретает дополнительные оттенки. Срединным башням-пропилеям «от кремлевской стены» достался кирпич, а речным башням – «зубец».

С другой стороны, башни смогут, вероятно, служить маяком в речной панораме, поскольку их высота – уже не около ста, а 144 метра. И силуэт не однозначен, в разных ракурсах он будет варьироваться, совмещаться и разделяться. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Однако самое интересное в стеклянно-алюминиевых башнях это не силуэт, – а расположение больших двухуровневых квартир: на уровне 12–16 и 15–16 этажей. Именно их террасы образуют золотистую перемычку-пояс обеих башен, самый яркий акцент их пластики.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

«Талия» террас – свежий для Москвы прием, и он заслуживает отдельного рассмотрения. На высоте 12 и 15 этажей по контуру каждой башни образовано углубление. Пилоны не прерываются, поскольку они «держат форму» визуально и конструктивно, образуя внешнюю часть несущего каркаса башен. Но за ними – глубокий балкон; внутри – стеклянная стена, высотой на два этажа, скошенная вверху – если посмотреть на разрез, то он раскрывается, как цветок. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Очевидно, что золотистость будет зависеть от включенного в двухъярусных квартирах электричества, чередуя свет и тень. Трактовка темы будет не столь уж определенной – что хорошо, в Москве в последние годы много экспериментируют с золотистыми оттенками, самое время переходить на нюансы, что мы, по-видимому, и наблюдаем. 

Высота гостиных в двухъярусных квартирах – 6.6 метра при высоте стандартного этажа 3.3, так что в глубине они разделяются на полноценные два яруса. Когда-то, говоря о доме в Коробейниковом переулке, Григорий Ревзин сравнил такие вкрапления с городскими виллами, встроенными прямо в объем дома, – и в данном случае сопоставление тоже актуально, только «виллы» выстроились  на своих этажах в регулярные ряды. 
  • zooming
    Схема 12 этажа. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Схема 13 этажа. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Премиальные двухуровневые квартиры в башнях. Аксонометрии.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Тем не менее светиться пояса, вероятно, будут, особенно ночью. 
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Продолжая разговор о гибкости, надо сказать, что книзу ребра башен закругляются, отчего тоже напоминают растение; между светящимся ярусом лобби и «талией» террас возникает перекличка – дома растут как металлические «цветы», но наглядность бионических ассоциаций сдержанна, не слишком акцентирована и не режет глаз, что тоже надо признать положительным моментом. Энергия некоего упругого роста ощущается, но башни не притворяются каким-нибудь лотосом или бамбуком, держатся в рамках скорее хайтека, нежели бионики. 
  • zooming
    1 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    2 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    3 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    4 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    5 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    6 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    7 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Итак, северо-западный «луч» новой очереди выстраивает разные виды застройки последовательно и иерархически: меняя класс и образность, развиваясь в сторону реки. Но дело не только в этом. Его структура еще и откликается на главный акцент всего района – Ростех-Сити, спроектированный SOM. 

Он, как мы помним, тоже решен как сумма представлений о современном городе: по центру стеклянная башня, вертикально-складчатая и блестящая – вокруг нее кирпичные кварталы с галереями. Город современного небоскреба окружен городом «Новой урбанистики»: многоликость собрана понятные с первого взгляда группы. В некотором роде бизнес-парк в Тушино можно понять как «икону» города XXI века – обобщенно-емкое высказывание на тему современных предпочтений. 

Новая очередь жилого района интерпретирует эту находку, «шагает» от нее: ближе к кварталам бизнес-парка тут – квартал, дальше – стеклянная башня. Растягивает, растворяет, выращивает в высоту. Но заметно реагирует. Так что и замысел понятен, и рифма считывается. 
Архитектор:
Елена Струговец
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Россия, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

1.2024 — 5.2024 / 7.2024

Девелопер – ASTERUS

22 Августа 2024

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.