English version

Пропорциональный рост

Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».

mainImg
Архитектор:
Елена Струговец
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Россия, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

1.2024 — 5.2024 / 7.2024

Девелопер – ASTERUS
За процессом формирования новой городской ткани на бывшем Тушинском аэродроме – как за огнем, водой и работающим человеком – можно наблюдать долго. 

В западной половине «дольки», которую плавно огибает Москва-река, работает девелопер ASTERUS, и она запланирована принципиально многофункциональной: компания определяет свою концепцию как WORK.LIVE.PLAY.LEARN – район должен стать «полицентром», местом, где можно жить, учиться, гулять, заниматься спортом и работать, передвигаясь, преимущественно, пешком.

Позитивный и современный подход к развитию мегаполиса.
Жилой район ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Главный «узел» мест приложения труда – бизнес-парк «Ростех-Сити», реализованный по проекту SOM; они также разработали мастер-план всей территории. Одно из заметных спортивных сооружений – Чкалов Арена, реализовано по проекту АБ «Меерсон и Воронова». Ну а главное – здесь продолжают строиться жилые кварталы: I и II очереди реализованы, III очередь в процессе. Они разновысотные, комбинируют кирпич с серебристым и золотистым металл, который, благодаря рельефным откосам, дает отличные солнечные зайчики. 
   
 

Этим летом Москомархитектура согласовала проект IV очереди ÁLIA. 

Его авторы – архитекторы компании АПЕКС; они не впервые работают с районом ÁLIA, в частности, адаптировали концепцию SOM для бизнес-парка.
Четвертая очередь: местоположение в составе жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Однако сейчас проект нового квартала – их авторская работа, начиная от концепции. Работой руководила Елена Струговец. 
cic = 1

Елена Струговец, главный архитектор и партнер, Проектное бюро АПЕКС

Идея поиска гармонии между человеком и природой – не нова, но на эту тему всегда будет что сказать. Концепция жилого комплекса Алия – тому подтверждение. Представьте себе берег озера, усыпанный водяными лилиями, представьте этот цветок – одновременно прочный и хрупкий, плотный и нежный. Образное решение фасадов вдохновлено этим образом. Оттенки кирпича переходят от теплых до глубоких серых, создавая при этом лаконичное сочетание с природным окружением. 

Использование материалов с разными фактурами, таких как анодированный металл, стекло, бетонная плитка под кирпич, фибробетон, – позволяет добиться большего разнообразия фасадных и образных решений. Цветовая гамма теплых оттенков позволит людям чувствовать себя уютно в ритме жизни магаполиса.

Участок IV очереди расположен южнее Чкалов Арены, лучом вытянут параллельно его южному фасаду, от бизнес-парка в сторону реки и набережной. Пропорции – протяженные, с отношением сторон порядка 0.27. Такие площадки считаются сложными, требуют размышлений и идей. 

В данном случае идея состоит вот в чем: авторы превратили протяженный участок в «развертку», последовательно, шаг за шагом, разместив на нем разные типы застройки: от кирпичных кварталов до стеклянно-алюминиевых башен. Как будто отразили историю смены проектных предпочтений города Москвы в миниатюре. 

Ближе к центру территории – относительно невысокие, по 14 этажей, дома, соединены в квартальную рамку. Их фасады варьируют оттенки кирпича от бежевого до коричневого. Затем, примерно в середине, появляются две кирпичные башни: одна примыкает к северной перемычке квартала, а вторая, южная, поставлена отдельно.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Ближе всего к воде – две башни до 144 метров в высоту. 

Получается три шага с постепенным нарастанием высоты и два основных блока с приватными дворами: башни у реки класса бизнес, квартал и его башни – класса комфорт. Между ними – общественное, открытое для города пространство площади, причем на границе двора бизнес-класса появляется отдельный небольшой объем ресторана, с изогнутым планом, напоминающим фасолину или бумеранг. Войти в него можно будет как из двора, так и с площади. 
  • zooming
    Генплан. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Схема функционального деления. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Объем ресторана за стеклянной перегородкой у подножия «больших» башен. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Итак, дома восточной части – секционные, разных оттенков кирпича, поверхность лишь слегка оживляют белые балконы обтекаемой формы. Это фоновый подход – 70, а не 30 процентов из известной книги. 
  • zooming
    Дома восточной части. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Дома восточной части. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

В башнях средней части кирпич краснее; здесь появляются асимметричные вставки-пятна, выемки террас. Они – пропилеи восточного двора, они же служат «ступенькой», позволяющей нарастить высотность плавно: в одной 94 м, в другой классические 100 метров.
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
На разрезе хорошо видно, насколько поступательно нарастает высота. 
  • zooming
    Разрез 2-2. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Разрез 1-1. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

И наконец, – крещендо – стеклянно-алюминиевые башни. 

Их парность рифмуется с парой кирпичных домов, но градостроительно и образно башни реагируют на воду реки. На фасадах преобладает стекло и вертикали. Рельефно выступающие пилоны, похожие и на модернистские ребра, и на готические контрфорсы, плавно вогнуты в духе стримлайна. Они серебристо-металлические, а по центральной оси прочерчены золотисто-латунным желобком. Внизу ребра шире и вперед выступают сильнее, по мере повышения плавно растворяются, становятся тоньше, уменьшают вынос – как у некоего металлического цветка. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Вверху силуэт каждой башни заметно скошен вниз, что придает паре сходство с кремлевским зубцом, но очень большим – и распределенным в пространстве. Тема, по понятным причинам, популярна в Москве: в новых проектах такого рода скос появляется все чаще. Думаю не ошибусь, если предположу, что одним из первых экспериментов по исследованию потенциала скошенного силуэта был Дом туриста на Ленинском проспекте.

Впрочем, там аналогия с «ласточкиным хвостом» не просматривалась, там скосы смотрят в одну сторону – а в данном случае форма приобретает дополнительные оттенки. Срединным башням-пропилеям «от кремлевской стены» достался кирпич, а речным башням – «зубец».

С другой стороны, башни смогут, вероятно, служить маяком в речной панораме, поскольку их высота – уже не около ста, а 144 метра. И силуэт не однозначен, в разных ракурсах он будет варьироваться, совмещаться и разделяться. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Однако самое интересное в стеклянно-алюминиевых башнях это не силуэт, – а расположение больших двухуровневых квартир: на уровне 12–16 и 15–16 этажей. Именно их террасы образуют золотистую перемычку-пояс обеих башен, самый яркий акцент их пластики.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

«Талия» террас – свежий для Москвы прием, и он заслуживает отдельного рассмотрения. На высоте 12 и 15 этажей по контуру каждой башни образовано углубление. Пилоны не прерываются, поскольку они «держат форму» визуально и конструктивно, образуя внешнюю часть несущего каркаса башен. Но за ними – глубокий балкон; внутри – стеклянная стена, высотой на два этажа, скошенная вверху – если посмотреть на разрез, то он раскрывается, как цветок. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Очевидно, что золотистость будет зависеть от включенного в двухъярусных квартирах электричества, чередуя свет и тень. Трактовка темы будет не столь уж определенной – что хорошо, в Москве в последние годы много экспериментируют с золотистыми оттенками, самое время переходить на нюансы, что мы, по-видимому, и наблюдаем. 

Высота гостиных в двухъярусных квартирах – 6.6 метра при высоте стандартного этажа 3.3, так что в глубине они разделяются на полноценные два яруса. Когда-то, говоря о доме в Коробейниковом переулке, Григорий Ревзин сравнил такие вкрапления с городскими виллами, встроенными прямо в объем дома, – и в данном случае сопоставление тоже актуально, только «виллы» выстроились  на своих этажах в регулярные ряды. 
  • zooming
    Схема 12 этажа. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Схема 13 этажа. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Премиальные двухуровневые квартиры в башнях. Аксонометрии.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Тем не менее светиться пояса, вероятно, будут, особенно ночью. 
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Продолжая разговор о гибкости, надо сказать, что книзу ребра башен закругляются, отчего тоже напоминают растение; между светящимся ярусом лобби и «талией» террас возникает перекличка – дома растут как металлические «цветы», но наглядность бионических ассоциаций сдержанна, не слишком акцентирована и не режет глаз, что тоже надо признать положительным моментом. Энергия некоего упругого роста ощущается, но башни не притворяются каким-нибудь лотосом или бамбуком, держатся в рамках скорее хайтека, нежели бионики. 
  • zooming
    1 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    2 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    3 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    4 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    5 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    6 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    7 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Итак, северо-западный «луч» новой очереди выстраивает разные виды застройки последовательно и иерархически: меняя класс и образность, развиваясь в сторону реки. Но дело не только в этом. Его структура еще и откликается на главный акцент всего района – Ростех-Сити, спроектированный SOM. 

Он, как мы помним, тоже решен как сумма представлений о современном городе: по центру стеклянная башня, вертикально-складчатая и блестящая – вокруг нее кирпичные кварталы с галереями. Город современного небоскреба окружен городом «Новой урбанистики»: многоликость собрана понятные с первого взгляда группы. В некотором роде бизнес-парк в Тушино можно понять как «икону» города XXI века – обобщенно-емкое высказывание на тему современных предпочтений. 

Новая очередь жилого района интерпретирует эту находку, «шагает» от нее: ближе к кварталам бизнес-парка тут – квартал, дальше – стеклянная башня. Растягивает, растворяет, выращивает в высоту. Но заметно реагирует. Так что и замысел понятен, и рифма считывается. 
Архитектор:
Елена Струговец
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Россия, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

1.2024 — 5.2024 / 7.2024

Девелопер – ASTERUS

22 Августа 2024

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Призмеляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.