English version

Пропорциональный рост

Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».

mainImg
Архитектор:
Елена Струговец
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Россия, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

1.2024 — 5.2024 / 7.2024

Девелопер – ASTERUS
За процессом формирования новой городской ткани на бывшем Тушинском аэродроме – как за огнем, водой и работающим человеком – можно наблюдать долго. 

В западной половине «дольки», которую плавно огибает Москва-река, работает девелопер ASTERUS, и она запланирована принципиально многофункциональной: компания определяет свою концепцию как WORK.LIVE.PLAY.LEARN – район должен стать «полицентром», местом, где можно жить, учиться, гулять, заниматься спортом и работать, передвигаясь, преимущественно, пешком.

Позитивный и современный подход к развитию мегаполиса.
Жилой район ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Главный «узел» мест приложения труда – бизнес-парк «Ростех-Сити», реализованный по проекту SOM; они также разработали мастер-план всей территории. Одно из заметных спортивных сооружений – Чкалов Арена, реализовано по проекту АБ «Меерсон и Воронова». Ну а главное – здесь продолжают строиться жилые кварталы: I и II очереди реализованы, III очередь в процессе. Они разновысотные, комбинируют кирпич с серебристым и золотистым металл, который, благодаря рельефным откосам, дает отличные солнечные зайчики. 
   
 

Этим летом Москомархитектура согласовала проект IV очереди ÁLIA. 

Его авторы – архитекторы компании АПЕКС; они не впервые работают с районом ÁLIA, в частности, адаптировали концепцию SOM для бизнес-парка.
Четвертая очередь: местоположение в составе жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Однако сейчас проект нового квартала – их авторская работа, начиная от концепции. Работой руководила Елена Струговец. 
cic = 1

Елена Струговец, главный архитектор и партнер, Проектное бюро АПЕКС

Идея поиска гармонии между человеком и природой – не нова, но на эту тему всегда будет что сказать. Концепция жилого комплекса Алия – тому подтверждение. Представьте себе берег озера, усыпанный водяными лилиями, представьте этот цветок – одновременно прочный и хрупкий, плотный и нежный. Образное решение фасадов вдохновлено этим образом. Оттенки кирпича переходят от теплых до глубоких серых, создавая при этом лаконичное сочетание с природным окружением. 

Использование материалов с разными фактурами, таких как анодированный металл, стекло, бетонная плитка под кирпич, фибробетон, – позволяет добиться большего разнообразия фасадных и образных решений. Цветовая гамма теплых оттенков позволит людям чувствовать себя уютно в ритме жизни магаполиса.

Участок IV очереди расположен южнее Чкалов Арены, лучом вытянут параллельно его южному фасаду, от бизнес-парка в сторону реки и набережной. Пропорции – протяженные, с отношением сторон порядка 0.27. Такие площадки считаются сложными, требуют размышлений и идей. 

В данном случае идея состоит вот в чем: авторы превратили протяженный участок в «развертку», последовательно, шаг за шагом, разместив на нем разные типы застройки: от кирпичных кварталов до стеклянно-алюминиевых башен. Как будто отразили историю смены проектных предпочтений города Москвы в миниатюре. 

Ближе к центру территории – относительно невысокие, по 14 этажей, дома, соединены в квартальную рамку. Их фасады варьируют оттенки кирпича от бежевого до коричневого. Затем, примерно в середине, появляются две кирпичные башни: одна примыкает к северной перемычке квартала, а вторая, южная, поставлена отдельно.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Ближе всего к воде – две башни до 144 метров в высоту. 

Получается три шага с постепенным нарастанием высоты и два основных блока с приватными дворами: башни у реки класса бизнес, квартал и его башни – класса комфорт. Между ними – общественное, открытое для города пространство площади, причем на границе двора бизнес-класса появляется отдельный небольшой объем ресторана, с изогнутым планом, напоминающим фасолину или бумеранг. Войти в него можно будет как из двора, так и с площади. 
  • zooming
    Генплан. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Схема функционального деления. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Объем ресторана за стеклянной перегородкой у подножия «больших» башен. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Итак, дома восточной части – секционные, разных оттенков кирпича, поверхность лишь слегка оживляют белые балконы обтекаемой формы. Это фоновый подход – 70, а не 30 процентов из известной книги. 
  • zooming
    Дома восточной части. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Дома восточной части. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

В башнях средней части кирпич краснее; здесь появляются асимметричные вставки-пятна, выемки террас. Они – пропилеи восточного двора, они же служат «ступенькой», позволяющей нарастить высотность плавно: в одной 94 м, в другой классические 100 метров.
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
На разрезе хорошо видно, насколько поступательно нарастает высота. 
  • zooming
    Разрез 2-2. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Разрез 1-1. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

И наконец, – крещендо – стеклянно-алюминиевые башни. 

Их парность рифмуется с парой кирпичных домов, но градостроительно и образно башни реагируют на воду реки. На фасадах преобладает стекло и вертикали. Рельефно выступающие пилоны, похожие и на модернистские ребра, и на готические контрфорсы, плавно вогнуты в духе стримлайна. Они серебристо-металлические, а по центральной оси прочерчены золотисто-латунным желобком. Внизу ребра шире и вперед выступают сильнее, по мере повышения плавно растворяются, становятся тоньше, уменьшают вынос – как у некоего металлического цветка. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Вверху силуэт каждой башни заметно скошен вниз, что придает паре сходство с кремлевским зубцом, но очень большим – и распределенным в пространстве. Тема, по понятным причинам, популярна в Москве: в новых проектах такого рода скос появляется все чаще. Думаю не ошибусь, если предположу, что одним из первых экспериментов по исследованию потенциала скошенного силуэта был Дом туриста на Ленинском проспекте.

Впрочем, там аналогия с «ласточкиным хвостом» не просматривалась, там скосы смотрят в одну сторону – а в данном случае форма приобретает дополнительные оттенки. Срединным башням-пропилеям «от кремлевской стены» достался кирпич, а речным башням – «зубец».

С другой стороны, башни смогут, вероятно, служить маяком в речной панораме, поскольку их высота – уже не около ста, а 144 метра. И силуэт не однозначен, в разных ракурсах он будет варьироваться, совмещаться и разделяться. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Однако самое интересное в стеклянно-алюминиевых башнях это не силуэт, – а расположение больших двухуровневых квартир: на уровне 12–16 и 15–16 этажей. Именно их террасы образуют золотистую перемычку-пояс обеих башен, самый яркий акцент их пластики.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

«Талия» террас – свежий для Москвы прием, и он заслуживает отдельного рассмотрения. На высоте 12 и 15 этажей по контуру каждой башни образовано углубление. Пилоны не прерываются, поскольку они «держат форму» визуально и конструктивно, образуя внешнюю часть несущего каркаса башен. Но за ними – глубокий балкон; внутри – стеклянная стена, высотой на два этажа, скошенная вверху – если посмотреть на разрез, то он раскрывается, как цветок. 
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Очевидно, что золотистость будет зависеть от включенного в двухъярусных квартирах электричества, чередуя свет и тень. Трактовка темы будет не столь уж определенной – что хорошо, в Москве в последние годы много экспериментируют с золотистыми оттенками, самое время переходить на нюансы, что мы, по-видимому, и наблюдаем. 

Высота гостиных в двухъярусных квартирах – 6.6 метра при высоте стандартного этажа 3.3, так что в глубине они разделяются на полноценные два яруса. Когда-то, говоря о доме в Коробейниковом переулке, Григорий Ревзин сравнил такие вкрапления с городскими виллами, встроенными прямо в объем дома, – и в данном случае сопоставление тоже актуально, только «виллы» выстроились  на своих этажах в регулярные ряды. 
  • zooming
    Схема 12 этажа. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    Схема 13 этажа. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
Премиальные двухуровневые квартиры в башнях. Аксонометрии.
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Тем не менее светиться пояса, вероятно, будут, особенно ночью. 
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
© АПЕКС / ASTERUS

Продолжая разговор о гибкости, надо сказать, что книзу ребра башен закругляются, отчего тоже напоминают растение; между светящимся ярусом лобби и «талией» террас возникает перекличка – дома растут как металлические «цветы», но наглядность бионических ассоциаций сдержанна, не слишком акцентирована и не режет глаз, что тоже надо признать положительным моментом. Энергия некоего упругого роста ощущается, но башни не притворяются каким-нибудь лотосом или бамбуком, держатся в рамках скорее хайтека, нежели бионики. 
  • zooming
    1 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    2 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    3 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    4 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    5 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    6 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS
  • zooming
    7 / 7
    Фрагмент фасада. Материалы и конструкции. Четвертая очередь жилого района ÁLIA
    © АПЕКС / ASTERUS

Итак, северо-западный «луч» новой очереди выстраивает разные виды застройки последовательно и иерархически: меняя класс и образность, развиваясь в сторону реки. Но дело не только в этом. Его структура еще и откликается на главный акцент всего района – Ростех-Сити, спроектированный SOM. 

Он, как мы помним, тоже решен как сумма представлений о современном городе: по центру стеклянная башня, вертикально-складчатая и блестящая – вокруг нее кирпичные кварталы с галереями. Город современного небоскреба окружен городом «Новой урбанистики»: многоликость собрана понятные с первого взгляда группы. В некотором роде бизнес-парк в Тушино можно понять как «икону» города XXI века – обобщенно-емкое высказывание на тему современных предпочтений. 

Новая очередь жилого района интерпретирует эту находку, «шагает» от нее: ближе к кварталам бизнес-парка тут – квартал, дальше – стеклянная башня. Растягивает, растворяет, выращивает в высоту. Но заметно реагирует. Так что и замысел понятен, и рифма считывается. 
Архитектор:
Елена Струговец
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Четвертая очередь жилого района ÁLIA
Россия, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Покровское-Стрешнево, ул. Лётная

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Елена Струговец, ГАП – Светлана Пискунова, руководители группы архитекторов: Дария Козлова, Вера Животовская, ведущие архитекторы: Ирина Сердюкова, Юлия Лобова, Георгий Шустров

1.2024 — 5.2024 / 7.2024

Девелопер – ASTERUS

22 Августа 2024

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.