Второе открытое письмо Феликса Новикова

Публикуем поступившее в редакцию письмо Феликса Новикова главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову. Тема – строительство на территории Дворца пионеров на Воробьевых горах.

Феликс Новиков

Автор текста:
Феликс Новиков

mainImg
Текст открытого письма:

«Уважаемый Сергей Олегович!

Я познакомился с имеющимися в открытом доступе изображениями проекта нового здания штаб-квартиры Яндекса и с Вашей его оценкой, которую разделяю. Вместе с тем полагаю, что появление столь яркого объекта в панораме Дворца пионеров требует решительного пересмотра принятой ранее концепции реконструкции зданий, расположенных в парке Дворца. Если мы построим здесь что-либо подобное предложению Николая Переслегина, на фоне Яндекса это будет позорище. Замечу и то, что и мой собственный подход к проблеме, предлагающий построить новые здания в стилистике 60-х годов, также утрачивает актуальность. Яндекс несет в себе новый дух двадцатых годов ХХI века и требует иной концепции завершения комплекса Дворца пионеров. Как с ней определиться?
Штаб-квартира компании Яндекс, конкурсная концепция
© PLP Architecture

Кратко напомню историю проекта Дворца. Его проектировал Михаил Хажакян (Гипрокоммунстрой) и показал архсовету Москвы свое предложение в карандаше для предварительного согласования. Проект не понравился. И тогда главный архитектор Москвы Иосиф Игнатьевич Ловейко распорядился провести конкурс с участием трех молодежных команд Моспроекта. Проект, принятый за основу в итоге конкурса, был реализован. Я предлагаю провести конкурс на концепцию завершения комплекса Дворца, имея в виду ее композиционное и функциональное содержание.

Однако основное здание Дворца, имеющее статус объекта культурного наследия, требует особо ответственного подхода к проблеме и нам нужно быть уверенными в успешном итоге конкурса. Поэтому я предлагаю пригласить к участию в нем трех из самых уважаемых мной мастеров российской архитектуры: Юрия Григоряна, Владимира Плоткина и Сергея Скуратова. И мы получим три достойных предложения.

В первом конкурсе Дворца в качестве жюри выступили архсовет и президиум Правления Московского Союза Архитекторов. И теперь можно поступить таким образом. В конкурсе 1958 года не было премий. Победитель получал право реализации. И этот опыт можно повторить. Тогда проект делался на пустом месте и конкурсантам дали срок два месяца. Сегодня речь идет о 50 процентах территории – достаточно одного месяца. У Вас, Сергей Олегович, есть полное право объявить такой конкурс. Полагаю, что мэр Мо-сквы не будет этому препятствовать. И Вам это сделает честь.

Хочу отметить, что никто из трех участников конкурса не присутствовал на известном заседании Москомархитектуры 4 марта и не знаком с проектом, над которым мы с И. В. Заливухиным продолжали работать. Считаю должным доложить им наши предложения. Разумеется, это их ни к чему не обязывает. Но если кто-либо из них сочтет что-либо в нем разумным и обоснованным, может этим воспользоваться. Также надо объяснить, что имеется в виду под функциональным содежанием комплекса. В нынешнем состоянии он расчитан на 7 000 детей, а занимается в нем 10 000. Для исключения тесноты в пространствах зданий Дворцу необходимы дополнительно около 15 000 кв. м площади и с нашим предложением на этот счет участников конкурса также следует ознакомить.

Необходимо отметить, что без этой площади невозможна научная реставрация основного здания Дворца, в котором из-за тесноты заняты все холлы в корпусах кружковой работы, а в концепции Переслегина предлагаются перегородки в главной анфиладе 1-го корпуса. Это недопустимо. Интерьерам Дворца надо вернуть их главное достоинство – ощущение простора. И тогда детям Гагаринского района не будет в них тесно.

Наши реставраторы мастера возрождать древности, но не имеют опыта работы с архитектурой модернизма. Каждый из участников конкурса прекрасно в нем разбирается. Победителю надо будет патронировать проектирование реставрационных работ и сам ход реставрации.

Не сомневаюсь в том, что подобный конкурс вызовет живой общественный интерес и обеспечит лучшее решение всех проблем комплекса. Как и в том, что мои друзья – авторы Дворца – Виктор Егерев, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян, Юрий Ионов, кто раньше, кто позже, уже ушедшие из жизни, поддержали бы мое предложение. Надеюсь и Владимир Кубасов, отметивший недавно 90, тоже согласится со мной.

Спасите Дворец от архитектурной посредственности!»

Автор Дворца пионеров
zooming

10 Июля 2020

Феликс Новиков

Автор текста:

Феликс Новиков
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Манифест в «Манифесте»
Публикуем программный текст выставки Олега Манова, вошедшей в параллельную программу петербургской биеннале. Ее задача – «сформировать запрос общества на более сложную архитектуру».
Profanum vs Sakrum
Публикуем текст резолюции по итогам конференции Международного союза архитекторов “Sacrum – profanum – sacrum”.
Между прошлым и будущим
Публикуем кураторский манифест фестиваля «Зодчество», который пройдет 18–20 декабря в Гостином Дворе. Кураторы – Андрей и Никита Асадовы.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.