В АПЕКСе практика внутренних конкурсов введена недавно, первый опыт, когда всем архитекторам, независимо от стажа и статуса, предложили поработать над фасадами ТПУ, оказался удачным, и руководители бюро решили предложить для внутреннего конкурса более сложный проект – комплексную жилую застройку на Кутузовском проспекте, 12, часть территории Бадаевского завода, рядом с территорией нашумевшего недавно проекта Herzog & de Meuron – сопровождением которого занимается также АПЕКС. В конкурсе поучаствовали 20 сотрудников, шестая, примерно, часть коллектива, что, по словам главы архитектурного подразделения бюро Антона Бондаренко, много – и такой интерес объясняется, вероятно, популярностью темы жилого строительства в целом. Хотя соседство с комплексом авторства мировых звезд также стало для стимулом для участия сотрудников в конкурсе.
Предыстория
Концепции развития территории Бадаевского завода разрабатывают не первый год: с ней работали ABD architects, «Остоженка», «ГРАН», – однако все они были сделаны еще до получения ГПЗУ. А вот когда оно было составлено, территория распалась на несколько независимых участков с проектами, реализуемыми в несколько этапов.Участок, с которым АПЕКС работал методом внутреннего конкурса, примыкает к южной границе территории проекта Herzog & de Meuron и вдвое меньше его по площади – 3 га. Его сложносочиненные контуры в целом приближаются к треугольнику с острыми углами на западе и востоке. Острый западным угол выходит к Москве-реке, а изрезанная углами юго-восточная граница почти параллельна Кутузовскому, вторгаясь во двор «сталинского» дома номер 8. С этой стороны территория примыкает к еще одной стройке – здесь, за офисом продаж Lamborghini, возводится клубный дом с алюминиевыми колоннами, по проекту Цимайло и Ляшенко.
Словом, участок близок к Садовому, рядом с рекой, но расположен в глубине дворов и на красную линию проспекта нигде не выходит. Заказчик проекта – группа «Абсолют», попросил разработать архитектурную концепцию за два месяца.
Условия внутреннего конкурса
Итак, архитекторам-участникам конкурса предложили разместить на 3 га 107 000 м2 жилья с высотным ограничением в 75 м. Концепцию нужно было закончить за неделю.Предполагается, что вся необходимая инфраструктура, в том числе ритейл и общественные пространства, будут сосредоточены на соседнем участке Бадаевского завода. В исходных данных присутствовали и другие ограничения, продиктованные существующей застройкой или партнерскими договоренностями с застройщиками соседних участков.
Свобода выбора
Работа над концепцией не предполагала отрыва от текущего рабочего процесса. Предполагалось также, что автор выигравшей концепции, помимо денежного вознаграждения, получит возможность вести этот проект дальше.У участников была свобода как в отношении собственно архитектуры – планировочных решений, фасадов, так и в подаче материала. Всего на конкурс представили 28 предложений, лишь одно из которых разрабатывалось в команде из трех человек, а остальные были созданы в индивидуальном порядке. Среди них – работы и студентов, проходящих стажировку в бюро, и молодых специалистов после института, и опытных архитекторов. Проекты отличаются разной степенью проработанности, отношением к подаче, анализу территории, расчетами квартирографии, соответствием ГПЗУ, составом проекта. Кто-то сосредоточился на «посадке» домов на участке, а кто-то подумал и над частными вариантами апартаментов (например, расположенных под скатной кровлей); проект мог быть представлен на одном листе или собран в альбом, а в одном случае концепция сопровождалась макетом.
«Мы не хотели ограничивать творческую фантазию участников, нам было важно получить свежий взгляд на территорию и новые идеи. Работы вчерашних выпускников часто не учитывали инсоляцию или квадратные метры площадей, но были интересны с точки зрения подхода к решению задачи – они были более концептуальны. Многие из них отличались красивой подачей», – комментирует разнообразие предложений Антон Бондаренко.
Варианты
Уже в названиях проектов в той или иной степени отражается их содержание: например, название «Вобла» обыгрывает форму участка и расстановку домов, напоминающую в плане скелет рыбы, а в Shift-city планировочное решение стало реакцией на морфотип существующей и перспективной застройки.Мегаструктуры, блочные дома и даже таунхаузы в сочетании с многоэтажками – каждый из предложенных генпланов был основан на изучении связей с соседними участками и видовыми раскрытиями.
Один из проектов предлагал генплан-отражение силуэта соседнего квартала через зеркало бульвара. Именно этот вариант стал фаворитом заказчика.
Участники были внимательны к благоустройству и озеленению территорий: один из проектов представлял собой вариацию «вертикального леса» Боери, а в основе проекта лежала форма бактерии Salinella Salve.
Объемные решения варьировались от биорганических до простейших форм: приоритет отдавался последним, да и в целом проекты объединил – не исключено, что из-за соседства с великими – интерес к современной голландской архитектуре с ее любовью к гладким поверхностям и склонностью к лаконизму.
К каждому из фасадных решений архитекторы также подходили обстоятельно, заимствуя фактуры поверхностей у соседних зданий: светло-коричневую гамму сталинских домов, красный кирпич Бадаевского завода, белый цвет Херцога и де Мерона; или же апеллируя к водной глади Москвы-реки.
Отбор
На защиту проекта отводилось 10 минут, в течение которых надо было обосновать свое решение и прокомментировать презентацию перед жюри из руководства компании. Выбрали 12 предложений для дальнейшей работы – 6 вариантов с наибольшей степенью проработки, и 6 с нестандартными идеями, которые предстояло представить заказчику.
Для итогового альбома отобранные предложения было необходимо привести к единообразию. Также провели голосование внутри бюро с призом зрительских симпатий – его результаты не совпали с мнением жюри, которое руководствовалось, прежде всего, практическими задачами. К примеру варианты, в которых высота здания не проходит по нормам инсоляции или с домами, где много острых углов, невыгодных с точки зрения экономики, жюри отклонило сразу же.
По словам Антона Бондаренко, «в какой-то степени для сотрудников это был тренинг – как продать идею заказчику. Причем важно, чтобы и ТЭПы были соблюдены, и ГПЗУ, и подача была соответствующая, и обоснование проекта убедительно. В обычных условиях это делает группа архитекторов под руководством ГАПа, целенаправленно прорабатывая один-два варианта концепции, а здесь у каждого, даже начинающего архитектора, был шанс попробовать себя в этой роли».
Итоги
Если в конкурсных работах учитывались отдельные аспекты окружения, в основном связанные с близостью московских достопримечательностей, например гостиницы «Украина» , то концепциям в итоговом альбоме предшествовал глубокий анализ территории и окружения. Подобное исследование, рассматривающее совершенно различные факторы, влияющие на проект, по итогам которого формируется SWOT территории, уже становится распространенной практикой, позволяющей лучше вникнуть в пространственный контекст и связать проект с городом.Шесть отобранных реалистичных вариантов предлагали комплексную жилую застройку домами от 8 до 15 этажей с открытыми и полуоткрытыми дворами, или вариант псевдокварталов. Проницаемость микрорайона и связи с окружением – еще одно достоинство выигравших проектов. После объявления результатов конкурса архитекторы доработали их для альбома в едином ключе: для представления проекта заказчику на отдельных листах оформлялись схема генплана, аксонометрия, раскрытие идеи, принципиальные схемы, фасады, причем авторы работали в разных программах, но с использованием общего шрифта и принципов компоновки.
В итоговой презентации в сокращенном варианте также были представлены и «непроходные» варианты с террасами, скатными кровлями, модульными блоками.
«Группа под руководством ГАПа, работающая над проектом целенаправленно, более эффективна с точки зрения скорости решения поставленных задач, но, проводя внутренний конкурс, мы понимали, что к семи архитекторам не придет столько идей, сколько придет к двадцати восьми. Заказчику важен наш интерес к проекту, а несколько вариантов решений помогают понять собственные желания или уточнить их, поэтому одной из целей конкурса было выявление отношения заказчику к той или иной идеи. Именно поэтому мы представили на рассмотрение и те концепции, которые в каких-то моментах не учитывали техзадание, но давали свежий взгляд на территорию и раскрывали ее возможности».
В АПЕКС собираются продолжить практику внутренних конкурсов, считая несомненным плюсом возможность архитекторов уйти на время от рутинной работы и «переключить» мозги с рабочей документации на творчество: «Для понимания работы с будущими площадками важно мыслить не только цифрами, объемами, площадями, но и уметь анализировать, думать другими категориями».