Между креативом и идеалом

Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.

mainImg
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12
Россия, Москва, Кутузовский просп., 12

Авторский коллектив:
Генеральный директор: Ю.М. Матвеев
Руководитель архитектурной мастерской: А.Г. Бондаренко
Главный архитектор проекта: И.А. Анохин

2018

Заказчик: ООО «Дивинус иммобила»
«Апекс» – крупное проектное бюро, сейчас здесь работает 116 архитекторов. Такой большой ресурс позволяет выполнять одновременно значительный объем работ: сейчас на разных стадиях проектирования в бюро находятся 46 объектов. Как правило, задание сразу передают проектной группе во главе с ГАПом, так что зачастую сотрудники мало осведомлены о проектах, разрабатываемых их коллегами. Такого рода разделение ролей и иерархия – обычная особенность устройства архитектурной мастерской, она делает коллектив управляемым и сроки предсказуемыми, но зачастую сдерживает творческий потенциал из-за привычки к рутине. Не удивительно, что в последнее время – а в общем-то, уже начиная с 2000-х, разные бюро, особенно большие, начали развивать практику внутренних конкурсов: таких, когда все сотрудники могут поработать над концепцией.

В АПЕКСе практика внутренних конкурсов введена недавно, первый опыт, когда всем архитекторам, независимо от стажа и статуса, предложили поработать над фасадами ТПУ, оказался удачным, и руководители бюро решили предложить для внутреннего конкурса более сложный проект – комплексную жилую застройку на Кутузовском проспекте, 12, часть территории Бадаевского завода, рядом с территорией нашумевшего недавно проекта Herzog & de Meuron – сопровождением которого занимается также АПЕКС. В конкурсе поучаствовали 20 сотрудников, шестая, примерно, часть коллектива, что, по словам главы архитектурного подразделения бюро Антона Бондаренко, много – и такой интерес объясняется, вероятно, популярностью темы жилого строительства в целом. Хотя соседство с комплексом авторства мировых звезд также стало для стимулом для участия сотрудников в конкурсе.

Предыстория
Концепции развития территории Бадаевского завода разрабатывают не первый год: с ней работали ABD architects, «Остоженка», «ГРАН», – однако все они были сделаны еще до получения ГПЗУ. А вот когда оно было составлено, территория распалась на несколько независимых участков с проектами, реализуемыми в несколько этапов.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Схема расположения участка © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Опорный план © «Проектное бюро АПЕКС»


Участок, с которым АПЕКС работал методом внутреннего конкурса, примыкает к южной границе территории проекта Herzog & de Meuron и вдвое меньше его по площади – 3 га. Его сложносочиненные контуры в целом приближаются к треугольнику с острыми углами на западе и востоке. Острый западным угол выходит к Москве-реке, а изрезанная углами юго-восточная граница почти параллельна Кутузовскому, вторгаясь во двор «сталинского» дома номер 8. С этой стороны территория примыкает к еще одной стройке – здесь, за офисом продаж Lamborghini, возводится клубный дом с алюминиевыми колоннами, по проекту Цимайло и Ляшенко.

Словом, участок близок к Садовому, рядом с рекой, но расположен в глубине дворов и на красную линию проспекта нигде не выходит. Заказчик проекта – группа «Абсолют», попросил разработать архитектурную концепцию за два месяца.

Условия внутреннего конкурса
Итак, архитекторам-участникам конкурса предложили разместить на 3 га 107 000 м2 жилья с высотным ограничением в 75 м. Концепцию нужно было закончить за неделю.

Предполагается, что вся необходимая инфраструктура, в том числе ритейл и общественные пространства, будут сосредоточены на соседнем участке Бадаевского завода. В исходных данных присутствовали и другие ограничения, продиктованные существующей застройкой или партнерскими договоренностями с застройщиками соседних участков. 

Свобода выбора
Работа над концепцией не предполагала отрыва от текущего рабочего процесса. Предполагалось также, что автор выигравшей концепции, помимо денежного вознаграждения, получит возможность вести этот проект дальше.

У участников была свобода как в отношении собственно архитектуры – планировочных решений, фасадов, так и в подаче материала. Всего на конкурс представили 28 предложений, лишь одно из которых разрабатывалось в команде из трех человек, а остальные были созданы в индивидуальном порядке. Среди них – работы и студентов, проходящих стажировку в бюро, и молодых специалистов после института, и опытных архитекторов. Проекты отличаются разной степенью проработанности, отношением к подаче, анализу территории, расчетами квартирографии, соответствием ГПЗУ, составом проекта. Кто-то сосредоточился на «посадке» домов на участке, а кто-то подумал и над частными вариантами апартаментов (например, расположенных под скатной кровлей); проект мог быть представлен на одном листе или собран в альбом, а в одном случае концепция сопровождалась макетом.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 1. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 1. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»


«Мы не хотели ограничивать творческую фантазию участников, нам было важно получить свежий взгляд на территорию и новые идеи. Работы вчерашних выпускников часто не учитывали инсоляцию или квадратные метры площадей, но были интересны с точки зрения подхода к решению задачи – они были более концептуальны. Многие из них отличались красивой подачей», – комментирует разнообразие предложений Антон Бондаренко.

Варианты
Уже в названиях проектов в той или иной степени отражается их содержание: например, название «Вобла» обыгрывает форму участка и расстановку домов, напоминающую в плане скелет рыбы, а в Shift-city планировочное решение стало реакцией на морфотип существующей и перспективной застройки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Принципиальные схемы. Рабочее название проекта «Вобла», автор А. Пивень. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Визуализация. Рабочее название проекта «Вобла», автор А. Пивень. © «Проектное бюро АПЕКС»


Мегаструктуры, блочные дома и даже таунхаузы в сочетании с многоэтажками – каждый из предложенных генпланов был основан на изучении связей с соседними участками и видовыми раскрытиями.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Формирование идеи. Рабочее название проекта O.A.S.I.S., автор В. Пепанян. © «Проектное бюро АПЕКС»


Один из проектов предлагал генплан-отражение силуэта соседнего квартала через зеркало бульвара. Именно этот вариант стал фаворитом заказчика.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Авторы: И. Дудко, С. Хазова, Т. Романова. Конкурсное предложение. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Поиск идей (вариант 10). Лист с проектом И. Дудко, С. Хазовой, Т. Романовой, вошедший в конечный альбом. © «Проектное бюро АПЕКС»


Участники были внимательны к благоустройству и озеленению территорий: один из проектов представлял собой вариацию «вертикального леса» Боери, а в основе проекта лежала форма бактерии Salinella Salve.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Схема генплана. Автор: А. Ахметишина © «Проектное бюро АПЕКС».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Объем. Автор: А. Ахметишина © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Фасад. Автор: А. Ахметишина. © «Проектное бюро АПЕКС»


Объемные решения варьировались от биорганических до простейших форм: приоритет отдавался последним, да и в целом проекты объединил – не исключено, что из-за соседства с великими – интерес к современной голландской архитектуре с ее любовью к гладким поверхностям и склонностью к лаконизму.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 6. Виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 6. Принципиальные схемы © «Проектное бюро АПЕКС»


К каждому из фасадных решений архитекторы также подходили обстоятельно, заимствуя фактуры поверхностей у соседних зданий: светло-коричневую гамму сталинских домов, красный кирпич Бадаевского завода, белый цвет Херцога и де Мерона; или же апеллируя к водной глади Москвы-реки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 4. Поиск идеи © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 4. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»

Отбор

На защиту проекта отводилось 10 минут, в течение которых надо было обосновать свое решение и прокомментировать презентацию перед жюри из руководства компании. Выбрали 12 предложений для дальнейшей работы – 6 вариантов с наибольшей степенью проработки, и 6 с нестандартными идеями, которые предстояло представить заказчику.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Варианты объемно-пространственных решений © «Проектное бюро АПЕКС»

Для итогового альбома отобранные предложения было необходимо привести к единообразию. Также провели голосование внутри бюро с призом зрительских симпатий – его результаты не совпали с мнением жюри, которое руководствовалось, прежде всего, практическими задачами. К примеру варианты, в которых высота здания не проходит по нормам инсоляции или с домами, где много острых углов, невыгодных с точки зрения экономики, жюри отклонило сразу же.

По словам Антона Бондаренко, «в какой-то степени для сотрудников это был тренинг – как продать идею заказчику. Причем важно, чтобы и ТЭПы были соблюдены, и ГПЗУ, и подача была соответствующая, и обоснование проекта убедительно. В обычных условиях это делает группа архитекторов под руководством ГАПа, целенаправленно прорабатывая один-два варианта концепции, а здесь у каждого, даже начинающего архитектора, был шанс попробовать себя в этой роли».

Итоги
Если в конкурсных работах учитывались отдельные аспекты окружения, в основном связанные с близостью московских достопримечательностей, например гостиницы «Украина» , то концепциям в итоговом альбоме предшествовал глубокий анализ территории и окружения. Подобное исследование, рассматривающее совершенно различные факторы, влияющие на проект, по итогам которого формируется SWOT территории, уже становится распространенной практикой, позволяющей лучше вникнуть в пространственный контекст и связать проект с городом.


Шесть отобранных реалистичных вариантов предлагали комплексную жилую застройку домами от 8 до 15 этажей с открытыми и полуоткрытыми дворами, или вариант псевдокварталов. Проницаемость микрорайона и связи с окружением – еще одно достоинство выигравших проектов. После объявления результатов конкурса архитекторы доработали их для альбома в едином ключе: для представления проекта заказчику на отдельных листах оформлялись схема генплана, аксонометрия, раскрытие идеи, принципиальные схемы, фасады, причем авторы работали в разных программах, но с использованием общего шрифта и принципов компоновки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Ключевые принципы. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Принципиальные схемы. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Макет. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев. © «Проектное бюро АПЕКС»


В итоговой презентации в сокращенном варианте также были представлены и «непроходные» варианты с террасами, скатными кровлями, модульными блоками.

«Группа под руководством ГАПа, работающая над проектом целенаправленно, более эффективна с точки зрения скорости решения поставленных задач, но, проводя внутренний конкурс, мы понимали, что к семи архитекторам не придет столько идей, сколько придет к двадцати восьми. Заказчику важен наш интерес к проекту, а несколько вариантов решений помогают понять собственные желания или уточнить их, поэтому одной из целей конкурса было выявление отношения заказчику к той или иной идеи. Именно поэтому мы представили на рассмотрение и те концепции, которые в каких-то моментах не учитывали техзадание, но давали свежий взгляд на территорию и раскрывали ее возможности».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Поиск идей (вариант 11). Автор К. Ашитко. © «Проектное бюро АПЕКС»

В АПЕКС собираются продолжить практику внутренних конкурсов, считая несомненным плюсом возможность архитекторов уйти на время от рутинной работы и «переключить» мозги с рабочей документации на творчество: «Для понимания работы с будущими площадками важно мыслить не только цифрами, объемами, площадями, но и уметь анализировать, думать другими категориями».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 3. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Визуализация © «Проектное бюро АПЕКС»
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12
Россия, Москва, Кутузовский просп., 12

Авторский коллектив:
Генеральный директор: Ю.М. Матвеев
Руководитель архитектурной мастерской: А.Г. Бондаренко
Главный архитектор проекта: И.А. Анохин

2018

Заказчик: ООО «Дивинус иммобила»

15 Апреля 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.