English version

Средовой пионер

В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.

mainImg
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 
 
Зона хаоса
Легендарная пестрота московской застройки – результат продолжавшейся многие столетия градостроительной карусели, на практике означавшей, что каждый собственник имел возможность по-своему трактовать заданные параметры будущих строений. В пределах, казалось бы, абсолютных величин «красных линий» и высотных регламентов всегда находился люфт, открывавший перед предприимчивым девелопером или амбициозным архитектором пути выхода из общего ряда. Примеров подобного «исхода» достаточно по всей Москве – от главных улиц до спальных районов. Что уж говорить о промышленных зонах, опоясывающих город между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Степень разношерстности структурной, высотной, функциональной и стилистической при общем преобладании типологии бараков зашкаливает. И сегодня эта градостроительная «каша» оказывается в фокусе самого пристального внимания девелоперов, что оборачивается новым хаосом, в котором престижные бизнес-центры, креативные кластеры и жилые комплексы соседствуют со складскими ангарами, промышленными корпусами, жилыми домами, подпольными автосервисами и руинами не переживших перестройку предприятий. Говорить в этой ситуации о контекстуальной архитектуре не приходится. Окружающая застройка не дает проектировщику никаких ориентиров, от которых можно было бы отталкиваться. Каждый находит свою собственную систему и способ противостоять хаосу при помощи архитектуры.​

Оптимистичные ассоциации
Северная часть Даниловского района Москвы, ограниченная Летниковской улицей и изгибом Москвы-реки, может служить прекрасным примером градостроительного хаоса столичного «ржавого пояса». Обширная территория, словно старинный паровоз, который нужно раскочегарить, прежде чем он стронется с места и потихоньку наберет ход, вот уже лет десять как начала меняться, но отдельные успешные проекты пока не могут кардинально изменить имидж «мира на задворках Павелецкого вокзала». Но такая ситуация продлится недолго. Преобразования, словно волна, идут от Садового кольца, и когда к ним добавится программа реконструкции набережных Москвы-реки, с пристанями и новыми зонами отдыха у воды, район превратится в один из самых престижных и быстро развивающихся. Неудивительно, что прозорливые девелоперы, видящие на двадцать и тридцать лет вперед, уже сейчас инициируют по обоим берегам реки новые проекты привилегированного класса, одним из которых стал клубный дом с апартаментами, спроектированный на улице Летниковской проектным бюро АПЕКС для компании Hutton Development, получивший название MITTE.​
Вид на комплекс апартаментов со стороны двора © Проектное бюро АПЕКС
Ситуационный план © Проектное бюро АПЕКС

Архитекторы увидели в районе, набирающем темпы конверсионных преобразований, аналог берлинского Митте – отсюда и название комплекса. Прославившийся на весь мир своей креативной, комфортной атмосферой и пестрой средой, где перемешаны жилые и офисные здания, торговые и развлекательные центры, район постепенно заполнил зияющие лакуны в застройке Восточного Берлина, все еще несущего в себе послевоенные и постсоциалистические отметины. Эти шрамы постепенно затягиваются под влиянием энергии, привнесенной сюда тысячами успешных, талантливых и свободных духом людей, для которых Берлин стал идеальным местом для бизнеса, творчества и образования. Архитекторы увидели в хаосе «Запавелечья» схожий потенциал и, веря в возможность московского повторения берлинского сценария (а почему нет?), предложили девелоперу дать дому это имя, символизирующее современные представления о качестве и комфорте жизни в мегаполисе.​

Краеугольный дом
Мечты о возможных перспективах Даниловского района и его нынешнее состояние – это две большие разницы. И если на соседней Дербеневской улице уже видна штрих-пунктирная разметка будущего полноценного городского квартала, то на Летниковской своеобычный градостроительный хаос кажется непоколебимым. Расположение зданий и их габариты варьируются самым причудливым образом.​
Сечения по Летниковской улице © Проектное бюро АПЕКС

Единственным более или менее напоминающим уличный фронт отрезком является серия из трех домов начала 2000-х годов на четной стороне улицы, прямо напротив участка, предназначенного для строительства клубного дома MITTE, и это соседство дало архитекторам компании АПЕКС возможность создать модель будущей застройки, какой она представлялась им по аналогии с берлинским тезкой. Один или два дома, стоящих вдоль одной стороны улицы, – это еще не система. Нужно сформировать полноценный профиль улицы с определенным соотношением ее ширины вместе с тротуарами и высотами домов. Будущий клубный дом станет тем недостающим элементом, благодаря которому появится точка отсчета для следующих проектов – фактически станет средовым «краеугольным камнем». Вместе с домом напротив он образует своеобразный портал или пропилеи, открывающие путь в будущее города, который здесь вырастет, если реализуется оптимистичный сценарий развития района.​

Очевидная логика
Специфика участка существенно ограничивала диапазон планировочных и объемно-пространственных решений. Почти квадратный в плане участок по одной из боковых сторон срезался под небольшим углом из-за присутствующих на подоснове «красных линий», обозначающих не то намеченную в прежние годы трассировку будущей магистрали, не то эхо планов по прокладке коммуникаций.​
Ситуационный план и «красные линии» © Проектное бюро АПЕКС

Расположить на получившемся в результате трапециевидном участке дом можно было разными способами (в форме цилиндра, призмы со скругленными углами, трехгранного блока и т. п.), и все они были исследованы, но логический и рациональный подход возобладали. Выбор проектировщиков остановился на варианте Г-образного корпуса с одним скошенным углом, выходящим на несбывшуюся магистраль и образующим в объеме эффектный акцент в духе «дома-утюга».​
Варианты формообразования © Проектное бюро АПЕКС
Схема формообразования © Проектное бюро АПЕКС

Чтобы не терять полезную площадь, здание максимально приближено к границам участка. Лишь вдоль косой стороны пришлось отступить на 4,2 метра, чтобы обеспечить требуемый пожарный проезд. Еще один отступ от периметра, на этот раз на двух верхних этажах, на уровне, совпадающем с отметкой карниза расположенного напротив здания, потребовался для выстраивания более гармоничного градостроительного диалога.​

Максимальная комбинаторность
Планировочные решения Г-образного корпуса можно было бы считать достаточно традиционными, если бы архитекторы не включили в проект ряд решений, направленных на оптимизацию использования площади этажа и учитывающих изменившиеся запросы покупателей подобного рода недвижимости.​
План на отм. ±0.00 © Проектное бюро АПЕКС

Не сразу бросается в глаза оригинальный способ расположения лестниц внутри лестнично-лифтового узла. По требованиям безопасности в доме должно быть две лестницы, а на плане она вроде бы одна. На самом деле внутри одной лестничной клетки размещены две лестницы с перекрестными маршами, каждая из которых предназначена для обслуживания жителей одного из двух «крыльев». Редкий для Москвы и вообще России тип двухмаршевых лестниц тем не менее удалось согласовать и с девелопером (спасибо трехмерным визуализациям и аргументу об экономии площади), и с МЧС (спасибо действующим нормативам).​

Здесь же, в блоке лестнично-лифтового узла, во внутреннем углу дома размещен технический балкон, снаружи выглядящий как метровая щель в фасадной оболочке. Он предназначен для установки внешних блоков кондиционеров.​
План типового этажа © Проектное бюро АПЕКС
План 9-го этажа © Проектное бюро АПЕКС

По обе стороны от Г-образного коридора в центре корпуса расположены апартаменты, чья площадь варьируется от 27–28 м2 для студии, 45–48 м2 для двухкомнатного блока и чуть больше 60 м2 для трехкомнатного. Кроме того, покупатель волен приобретать несколько блоков и объединять их между собой. Самые большие апартаменты расположены вдоль Летниковской улицы и на верхних этажах, откуда открываются лучшие виды на архитектурные доминанты Даниловского района. Отличительной особенностью планировок жилых блоков является включение кухни в общие зоны, а в самых компактных апартаментах кухня располагается в проходном коридоре, ведущем из прихожей в гостиную. Пожертвовав отдельной кухней, архитекторы смогли выделить больше места для спальной зоны в виде алькова с полноценной кроватью. Еще совсем недавно такое распределение приоритетов могло шокировать и оттолкнуть покупателя, но для целевой аудитории дома MITTE значительно важнее хороший сон, чем кулинарные эксперименты у плиты, тем более что современное поколение деловых и активных предпочитает заказывать еду на дом.​
Разрез © Проектное бюро АПЕКС

Упорядоченный фасад
При всей рациональности подхода к градостроительным и планировочным решениям архитекторы позволили себе поэкспериментировать, и достаточно радикально, с фасадами будущего дома. Как это принято в АПЕКС, были апробированы несколько (на самом деле – больше 10) вариантов, исследующих возможности ритмической организации, пластической деформации и стилистической адаптации. Часть вариантов обыгрывала соседство с промышленными объектами с характерной для них краснокирпичной архитектурой; часть решалась в соответствии с современными тенденциями в оформлении клубных домов. Варьирующиеся размеры окон, французские балконы вместо лоджий, выверенное соотношение площади остекления и стены, высококлассные отделочные материалы и так далее, но основные усилия были направлены на поиски структуры или модуля, способного скорректировать визуальное восприятие почти кубического объема и придать ему элегантность с узнаваемой индивидуальностью, но без внешней аффектации, на стыке московской архитектурной традиции и стилистики новой берлинской застройки, кому-то кажущейся немного скучноватой, но при этом гарантированно формирующей гармоничную среду.​
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС

Главный архитектор проекта Сергей Сенкевич считает: «Мы во многих своих проектах стараемся использовать фасадную сетку. Возможно, так проявляется во мне школа Владимира Ионовича Плоткина, у которого я работал после института и которому безумно благодарен. И я уверен, что проектирование в одном модуле не ограничивает архитектора, а наоборот, дает ему свободу и одновременно гарантии качественного результата. Этот прием работает всегда, с любыми архитекторами, какая бы школа ни была у них за плечами».​
Фасад со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

В результате поисков сложилась интересная структура из двух оболочек: внешней – массивной решетки из кирпича – и внутренней витражной системы, облеченной в каркас из металлических ламелей под бронзу для защиты от солнца. Расстояние между внешними гранями обеих оболочек составляет всего 1,5 метра, но визуально кажется больше, за счет перспективных порталов из кирпича и их сдвоенной высоты. Кроме того, на восприятии сказывается увеличенная до 2 метров глубина открытых галерей на первом этаже, ведущих в общественные помещения. За счет получившегося навеса надобность в козырьках над подъездами отпала, за исключением одного, выполняющего роль акцента над парадным входом в клубный дом.​
Вид со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Получившаяся структура перекликается с фасадным решением стоящего напротив дома и отдаленно напоминает бетонные «каркасы» и анодированные витражи зданий, построенных в 70–90-е годы прошлого века. Благодаря этим ассоциациям восприятие дома меняется, его по-берлински сдержанная архитектура получает изрядную долю необходимой для контекста «московскости».​
Вид на главный вход со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Две оболочки, кирпичная и витражная, ведут джентльменскую борьбу за первенство на фасадах дома. На пяти фасадах из шести доминирует кирпичная оболочка. Тем не менее внутренний ажурный фасад все время прорывается сквозь массу кирпичной стены, то вертикальными ребрами, то тонкими линиями металлических переплетов окон и ограждений французских балконов, то поясами декоративных экранов, закрывающих межэтажные перекрытия, чтобы в итоге вырваться наружу на последних двух этажах и на скошенном углу во всем своем приглушенном блеске. Открывающийся за углом фасад полностью отдан на откуп стеклу и металлу, и лишь за следующим поворотом, на выходящих во внутренний двор стенах, вновь появляется массивная кирпичная кладка в немного упрощенном формате, без перспективных порталов. Чтобы сбить монотонность чередования проемов и простенков, архитекторы добавили «мяса», оставив пару глухих участков по бокам от дальнего торцевого фасада. Словно огромный белый плащ, кирпичная стена «оборачивает» весь дом, оставляя открытой лишь отблескивающую старым золотом «корону» верхних этажей.​
Фрагмент фасада с перспективными порталами © Проектное бюро АПЕКС

Реабилитация белого
Использование белого цвета на фасаде клубного дома в противовес все набирающей обороты моде на темные оттенки – это отчасти дань образу «берлинского гостя» и отголосок средовой переклички с соседним домом. Цветовой нонконформизм поддерживается еще более радикальным экспериментом по выбору материала для отделки фасада – архитекторы остановились на кирпиче. Казалось бы, белый кирпич в России безнадежно дискредитирован огромным количеством сооружений из его силикатной версии, украшенных творчеством безымянных кладочников в виде старательно выложенных надписей «Миру – Мир», узоров типа «шашечка», «елочка» и прочих «цветочков» на фронтонах. Но в случае с клубным домом MITTE и архитекторы, и девелопер сделали ставку на качество конкретного кирпича ручной формовки, произведенного по технологии Wasserstrich, и его уникальные особенности. Благодаря смачиванию водой на этапе формовки кирпич приобретает легкую фактурность и «живость» внешней поверхности. Кладка из него получается очень ровной, но при этом не монотонной. Особенно эффектно этот кирпич, по замыслу архитекторов, будет работать на перспективных порталах оконных проемов на главном фасаде дома. Общее восприятие дома будет точно соответствовать его классу. Качество материалов (кирпич и анодированный алюминий под бронзу) будет нивелировать стилистические отсылы к советскому модернизму, создавая образ одновременно по-европейски сдержанной и по-московски богатой архитектуры для покупателей, научившихся ценить не только локацию, но действительно классный продукт.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

Бонусы
Для тех же искушенных покупателей архитекторы придумали еще два оригинальных бонуса, которые в перспективе могут претендовать на статус нового тренда московской недвижимости. Маленькое (всего 90 м2) пространство внутреннего двора архитекторы предложили использовать как общественную гостиную и зону отдыха.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

А на крыше продолжить эту историю и разбить небольшой сад, устроить места для отдыха, амфитеатр и разместить оборудование для просмотра кинофильмов на выдвижном экране.​
zooming
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Конечно, Москва – не Берлин, не Барселона и не Милан, но какие-то элементарные радости жизни в городе должны быть доступны и москвичам. Так почему бы не сделать нормой общение между соседями или с семьей и друзьями в уютном внутреннем дворе с небольшим садом и беседкой с зоной барбекю, которую можно было бы забронировать на определенное время и не беспокоиться о бытовых мелочах? Не сделать обычной практикой просмотр кино или вечеринки на крыше? Способ проведения досуга, который стал так популярен благодаря кинотеатрам под открытым небом в парках Москвы, может «прийти» к вам домой и стать еще одним прекрасным поводом для общения между соседями.​
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Сложно сейчас сказать наверняка, сбудутся ли мечты архитекторов о возрождении этого района. Единственное, что внушает оптимизм, – они сделали все для того, чтобы возможное будущее получило свое воплощение хотя бы в одном отдельно взятом доме. За первым успешным опытом есть шанс, что подтянутся и другие проекты. Так начинались истории десятков процветающих кварталов и районов во многих городах и мегаполисах мира. Может быть, пришло время создать свой Mitte в Москве? 
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 

25 Января 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Красные модули
Бюро MVRDV победило в закрытом конкурсе на проект жилого комплекса в Москве: на углу проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Заказчик – ГК «Основа».
Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.