English version

Средовой пионер

В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.

mainImg
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 
 
Зона хаоса
Легендарная пестрота московской застройки – результат продолжавшейся многие столетия градостроительной карусели, на практике означавшей, что каждый собственник имел возможность по-своему трактовать заданные параметры будущих строений. В пределах, казалось бы, абсолютных величин «красных линий» и высотных регламентов всегда находился люфт, открывавший перед предприимчивым девелопером или амбициозным архитектором пути выхода из общего ряда. Примеров подобного «исхода» достаточно по всей Москве – от главных улиц до спальных районов. Что уж говорить о промышленных зонах, опоясывающих город между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Степень разношерстности структурной, высотной, функциональной и стилистической при общем преобладании типологии бараков зашкаливает. И сегодня эта градостроительная «каша» оказывается в фокусе самого пристального внимания девелоперов, что оборачивается новым хаосом, в котором престижные бизнес-центры, креативные кластеры и жилые комплексы соседствуют со складскими ангарами, промышленными корпусами, жилыми домами, подпольными автосервисами и руинами не переживших перестройку предприятий. Говорить в этой ситуации о контекстуальной архитектуре не приходится. Окружающая застройка не дает проектировщику никаких ориентиров, от которых можно было бы отталкиваться. Каждый находит свою собственную систему и способ противостоять хаосу при помощи архитектуры.​

Оптимистичные ассоциации
Северная часть Даниловского района Москвы, ограниченная Летниковской улицей и изгибом Москвы-реки, может служить прекрасным примером градостроительного хаоса столичного «ржавого пояса». Обширная территория, словно старинный паровоз, который нужно раскочегарить, прежде чем он стронется с места и потихоньку наберет ход, вот уже лет десять как начала меняться, но отдельные успешные проекты пока не могут кардинально изменить имидж «мира на задворках Павелецкого вокзала». Но такая ситуация продлится недолго. Преобразования, словно волна, идут от Садового кольца, и когда к ним добавится программа реконструкции набережных Москвы-реки, с пристанями и новыми зонами отдыха у воды, район превратится в один из самых престижных и быстро развивающихся. Неудивительно, что прозорливые девелоперы, видящие на двадцать и тридцать лет вперед, уже сейчас инициируют по обоим берегам реки новые проекты привилегированного класса, одним из которых стал клубный дом с апартаментами, спроектированный на улице Летниковской проектным бюро АПЕКС для компании Hutton Development, получивший название MITTE.​
Вид на комплекс апартаментов со стороны двора © Проектное бюро АПЕКС
Ситуационный план © Проектное бюро АПЕКС

Архитекторы увидели в районе, набирающем темпы конверсионных преобразований, аналог берлинского Митте – отсюда и название комплекса. Прославившийся на весь мир своей креативной, комфортной атмосферой и пестрой средой, где перемешаны жилые и офисные здания, торговые и развлекательные центры, район постепенно заполнил зияющие лакуны в застройке Восточного Берлина, все еще несущего в себе послевоенные и постсоциалистические отметины. Эти шрамы постепенно затягиваются под влиянием энергии, привнесенной сюда тысячами успешных, талантливых и свободных духом людей, для которых Берлин стал идеальным местом для бизнеса, творчества и образования. Архитекторы увидели в хаосе «Запавелечья» схожий потенциал и, веря в возможность московского повторения берлинского сценария (а почему нет?), предложили девелоперу дать дому это имя, символизирующее современные представления о качестве и комфорте жизни в мегаполисе.​

Краеугольный дом
Мечты о возможных перспективах Даниловского района и его нынешнее состояние – это две большие разницы. И если на соседней Дербеневской улице уже видна штрих-пунктирная разметка будущего полноценного городского квартала, то на Летниковской своеобычный градостроительный хаос кажется непоколебимым. Расположение зданий и их габариты варьируются самым причудливым образом.​
Сечения по Летниковской улице © Проектное бюро АПЕКС

Единственным более или менее напоминающим уличный фронт отрезком является серия из трех домов начала 2000-х годов на четной стороне улицы, прямо напротив участка, предназначенного для строительства клубного дома MITTE, и это соседство дало архитекторам компании АПЕКС возможность создать модель будущей застройки, какой она представлялась им по аналогии с берлинским тезкой. Один или два дома, стоящих вдоль одной стороны улицы, – это еще не система. Нужно сформировать полноценный профиль улицы с определенным соотношением ее ширины вместе с тротуарами и высотами домов. Будущий клубный дом станет тем недостающим элементом, благодаря которому появится точка отсчета для следующих проектов – фактически станет средовым «краеугольным камнем». Вместе с домом напротив он образует своеобразный портал или пропилеи, открывающие путь в будущее города, который здесь вырастет, если реализуется оптимистичный сценарий развития района.​

Очевидная логика
Специфика участка существенно ограничивала диапазон планировочных и объемно-пространственных решений. Почти квадратный в плане участок по одной из боковых сторон срезался под небольшим углом из-за присутствующих на подоснове «красных линий», обозначающих не то намеченную в прежние годы трассировку будущей магистрали, не то эхо планов по прокладке коммуникаций.​
Ситуационный план и «красные линии» © Проектное бюро АПЕКС

Расположить на получившемся в результате трапециевидном участке дом можно было разными способами (в форме цилиндра, призмы со скругленными углами, трехгранного блока и т. п.), и все они были исследованы, но логический и рациональный подход возобладали. Выбор проектировщиков остановился на варианте Г-образного корпуса с одним скошенным углом, выходящим на несбывшуюся магистраль и образующим в объеме эффектный акцент в духе «дома-утюга».​
Варианты формообразования © Проектное бюро АПЕКС
Схема формообразования © Проектное бюро АПЕКС

Чтобы не терять полезную площадь, здание максимально приближено к границам участка. Лишь вдоль косой стороны пришлось отступить на 4,2 метра, чтобы обеспечить требуемый пожарный проезд. Еще один отступ от периметра, на этот раз на двух верхних этажах, на уровне, совпадающем с отметкой карниза расположенного напротив здания, потребовался для выстраивания более гармоничного градостроительного диалога.​

Максимальная комбинаторность
Планировочные решения Г-образного корпуса можно было бы считать достаточно традиционными, если бы архитекторы не включили в проект ряд решений, направленных на оптимизацию использования площади этажа и учитывающих изменившиеся запросы покупателей подобного рода недвижимости.​
План на отм. ±0.00 © Проектное бюро АПЕКС

Не сразу бросается в глаза оригинальный способ расположения лестниц внутри лестнично-лифтового узла. По требованиям безопасности в доме должно быть две лестницы, а на плане она вроде бы одна. На самом деле внутри одной лестничной клетки размещены две лестницы с перекрестными маршами, каждая из которых предназначена для обслуживания жителей одного из двух «крыльев». Редкий для Москвы и вообще России тип двухмаршевых лестниц тем не менее удалось согласовать и с девелопером (спасибо трехмерным визуализациям и аргументу об экономии площади), и с МЧС (спасибо действующим нормативам).​

Здесь же, в блоке лестнично-лифтового узла, во внутреннем углу дома размещен технический балкон, снаружи выглядящий как метровая щель в фасадной оболочке. Он предназначен для установки внешних блоков кондиционеров.​
План типового этажа © Проектное бюро АПЕКС
План 9-го этажа © Проектное бюро АПЕКС

По обе стороны от Г-образного коридора в центре корпуса расположены апартаменты, чья площадь варьируется от 27–28 м2 для студии, 45–48 м2 для двухкомнатного блока и чуть больше 60 м2 для трехкомнатного. Кроме того, покупатель волен приобретать несколько блоков и объединять их между собой. Самые большие апартаменты расположены вдоль Летниковской улицы и на верхних этажах, откуда открываются лучшие виды на архитектурные доминанты Даниловского района. Отличительной особенностью планировок жилых блоков является включение кухни в общие зоны, а в самых компактных апартаментах кухня располагается в проходном коридоре, ведущем из прихожей в гостиную. Пожертвовав отдельной кухней, архитекторы смогли выделить больше места для спальной зоны в виде алькова с полноценной кроватью. Еще совсем недавно такое распределение приоритетов могло шокировать и оттолкнуть покупателя, но для целевой аудитории дома MITTE значительно важнее хороший сон, чем кулинарные эксперименты у плиты, тем более что современное поколение деловых и активных предпочитает заказывать еду на дом.​
Разрез © Проектное бюро АПЕКС

Упорядоченный фасад
При всей рациональности подхода к градостроительным и планировочным решениям архитекторы позволили себе поэкспериментировать, и достаточно радикально, с фасадами будущего дома. Как это принято в АПЕКС, были апробированы несколько (на самом деле – больше 10) вариантов, исследующих возможности ритмической организации, пластической деформации и стилистической адаптации. Часть вариантов обыгрывала соседство с промышленными объектами с характерной для них краснокирпичной архитектурой; часть решалась в соответствии с современными тенденциями в оформлении клубных домов. Варьирующиеся размеры окон, французские балконы вместо лоджий, выверенное соотношение площади остекления и стены, высококлассные отделочные материалы и так далее, но основные усилия были направлены на поиски структуры или модуля, способного скорректировать визуальное восприятие почти кубического объема и придать ему элегантность с узнаваемой индивидуальностью, но без внешней аффектации, на стыке московской архитектурной традиции и стилистики новой берлинской застройки, кому-то кажущейся немного скучноватой, но при этом гарантированно формирующей гармоничную среду.​
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС

Главный архитектор проекта Сергей Сенкевич считает: «Мы во многих своих проектах стараемся использовать фасадную сетку. Возможно, так проявляется во мне школа Владимира Ионовича Плоткина, у которого я работал после института и которому безумно благодарен. И я уверен, что проектирование в одном модуле не ограничивает архитектора, а наоборот, дает ему свободу и одновременно гарантии качественного результата. Этот прием работает всегда, с любыми архитекторами, какая бы школа ни была у них за плечами».​
Фасад со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

В результате поисков сложилась интересная структура из двух оболочек: внешней – массивной решетки из кирпича – и внутренней витражной системы, облеченной в каркас из металлических ламелей под бронзу для защиты от солнца. Расстояние между внешними гранями обеих оболочек составляет всего 1,5 метра, но визуально кажется больше, за счет перспективных порталов из кирпича и их сдвоенной высоты. Кроме того, на восприятии сказывается увеличенная до 2 метров глубина открытых галерей на первом этаже, ведущих в общественные помещения. За счет получившегося навеса надобность в козырьках над подъездами отпала, за исключением одного, выполняющего роль акцента над парадным входом в клубный дом.​
Вид со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Получившаяся структура перекликается с фасадным решением стоящего напротив дома и отдаленно напоминает бетонные «каркасы» и анодированные витражи зданий, построенных в 70–90-е годы прошлого века. Благодаря этим ассоциациям восприятие дома меняется, его по-берлински сдержанная архитектура получает изрядную долю необходимой для контекста «московскости».​
Вид на главный вход со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Две оболочки, кирпичная и витражная, ведут джентльменскую борьбу за первенство на фасадах дома. На пяти фасадах из шести доминирует кирпичная оболочка. Тем не менее внутренний ажурный фасад все время прорывается сквозь массу кирпичной стены, то вертикальными ребрами, то тонкими линиями металлических переплетов окон и ограждений французских балконов, то поясами декоративных экранов, закрывающих межэтажные перекрытия, чтобы в итоге вырваться наружу на последних двух этажах и на скошенном углу во всем своем приглушенном блеске. Открывающийся за углом фасад полностью отдан на откуп стеклу и металлу, и лишь за следующим поворотом, на выходящих во внутренний двор стенах, вновь появляется массивная кирпичная кладка в немного упрощенном формате, без перспективных порталов. Чтобы сбить монотонность чередования проемов и простенков, архитекторы добавили «мяса», оставив пару глухих участков по бокам от дальнего торцевого фасада. Словно огромный белый плащ, кирпичная стена «оборачивает» весь дом, оставляя открытой лишь отблескивающую старым золотом «корону» верхних этажей.​
Фрагмент фасада с перспективными порталами © Проектное бюро АПЕКС

Реабилитация белого
Использование белого цвета на фасаде клубного дома в противовес все набирающей обороты моде на темные оттенки – это отчасти дань образу «берлинского гостя» и отголосок средовой переклички с соседним домом. Цветовой нонконформизм поддерживается еще более радикальным экспериментом по выбору материала для отделки фасада – архитекторы остановились на кирпиче. Казалось бы, белый кирпич в России безнадежно дискредитирован огромным количеством сооружений из его силикатной версии, украшенных творчеством безымянных кладочников в виде старательно выложенных надписей «Миру – Мир», узоров типа «шашечка», «елочка» и прочих «цветочков» на фронтонах. Но в случае с клубным домом MITTE и архитекторы, и девелопер сделали ставку на качество конкретного кирпича ручной формовки, произведенного по технологии Wasserstrich, и его уникальные особенности. Благодаря смачиванию водой на этапе формовки кирпич приобретает легкую фактурность и «живость» внешней поверхности. Кладка из него получается очень ровной, но при этом не монотонной. Особенно эффектно этот кирпич, по замыслу архитекторов, будет работать на перспективных порталах оконных проемов на главном фасаде дома. Общее восприятие дома будет точно соответствовать его классу. Качество материалов (кирпич и анодированный алюминий под бронзу) будет нивелировать стилистические отсылы к советскому модернизму, создавая образ одновременно по-европейски сдержанной и по-московски богатой архитектуры для покупателей, научившихся ценить не только локацию, но действительно классный продукт.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

Бонусы
Для тех же искушенных покупателей архитекторы придумали еще два оригинальных бонуса, которые в перспективе могут претендовать на статус нового тренда московской недвижимости. Маленькое (всего 90 м2) пространство внутреннего двора архитекторы предложили использовать как общественную гостиную и зону отдыха.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

А на крыше продолжить эту историю и разбить небольшой сад, устроить места для отдыха, амфитеатр и разместить оборудование для просмотра кинофильмов на выдвижном экране.​
zooming
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Конечно, Москва – не Берлин, не Барселона и не Милан, но какие-то элементарные радости жизни в городе должны быть доступны и москвичам. Так почему бы не сделать нормой общение между соседями или с семьей и друзьями в уютном внутреннем дворе с небольшим садом и беседкой с зоной барбекю, которую можно было бы забронировать на определенное время и не беспокоиться о бытовых мелочах? Не сделать обычной практикой просмотр кино или вечеринки на крыше? Способ проведения досуга, который стал так популярен благодаря кинотеатрам под открытым небом в парках Москвы, может «прийти» к вам домой и стать еще одним прекрасным поводом для общения между соседями.​
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Сложно сейчас сказать наверняка, сбудутся ли мечты архитекторов о возрождении этого района. Единственное, что внушает оптимизм, – они сделали все для того, чтобы возможное будущее получило свое воплощение хотя бы в одном отдельно взятом доме. За первым успешным опытом есть шанс, что подтянутся и другие проекты. Так начинались истории десятков процветающих кварталов и районов во многих городах и мегаполисах мира. Может быть, пришло время создать свой Mitte в Москве? 
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 

25 Января 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.