English version

Средовой пионер

В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.

mainImg
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 
 
Зона хаоса
Легендарная пестрота московской застройки – результат продолжавшейся многие столетия градостроительной карусели, на практике означавшей, что каждый собственник имел возможность по-своему трактовать заданные параметры будущих строений. В пределах, казалось бы, абсолютных величин «красных линий» и высотных регламентов всегда находился люфт, открывавший перед предприимчивым девелопером или амбициозным архитектором пути выхода из общего ряда. Примеров подобного «исхода» достаточно по всей Москве – от главных улиц до спальных районов. Что уж говорить о промышленных зонах, опоясывающих город между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Степень разношерстности структурной, высотной, функциональной и стилистической при общем преобладании типологии бараков зашкаливает. И сегодня эта градостроительная «каша» оказывается в фокусе самого пристального внимания девелоперов, что оборачивается новым хаосом, в котором престижные бизнес-центры, креативные кластеры и жилые комплексы соседствуют со складскими ангарами, промышленными корпусами, жилыми домами, подпольными автосервисами и руинами не переживших перестройку предприятий. Говорить в этой ситуации о контекстуальной архитектуре не приходится. Окружающая застройка не дает проектировщику никаких ориентиров, от которых можно было бы отталкиваться. Каждый находит свою собственную систему и способ противостоять хаосу при помощи архитектуры.​

Оптимистичные ассоциации
Северная часть Даниловского района Москвы, ограниченная Летниковской улицей и изгибом Москвы-реки, может служить прекрасным примером градостроительного хаоса столичного «ржавого пояса». Обширная территория, словно старинный паровоз, который нужно раскочегарить, прежде чем он стронется с места и потихоньку наберет ход, вот уже лет десять как начала меняться, но отдельные успешные проекты пока не могут кардинально изменить имидж «мира на задворках Павелецкого вокзала». Но такая ситуация продлится недолго. Преобразования, словно волна, идут от Садового кольца, и когда к ним добавится программа реконструкции набережных Москвы-реки, с пристанями и новыми зонами отдыха у воды, район превратится в один из самых престижных и быстро развивающихся. Неудивительно, что прозорливые девелоперы, видящие на двадцать и тридцать лет вперед, уже сейчас инициируют по обоим берегам реки новые проекты привилегированного класса, одним из которых стал клубный дом с апартаментами, спроектированный на улице Летниковской проектным бюро АПЕКС для компании Hutton Development, получивший название MITTE.​
Вид на комплекс апартаментов со стороны двора © Проектное бюро АПЕКС
Ситуационный план © Проектное бюро АПЕКС

Архитекторы увидели в районе, набирающем темпы конверсионных преобразований, аналог берлинского Митте – отсюда и название комплекса. Прославившийся на весь мир своей креативной, комфортной атмосферой и пестрой средой, где перемешаны жилые и офисные здания, торговые и развлекательные центры, район постепенно заполнил зияющие лакуны в застройке Восточного Берлина, все еще несущего в себе послевоенные и постсоциалистические отметины. Эти шрамы постепенно затягиваются под влиянием энергии, привнесенной сюда тысячами успешных, талантливых и свободных духом людей, для которых Берлин стал идеальным местом для бизнеса, творчества и образования. Архитекторы увидели в хаосе «Запавелечья» схожий потенциал и, веря в возможность московского повторения берлинского сценария (а почему нет?), предложили девелоперу дать дому это имя, символизирующее современные представления о качестве и комфорте жизни в мегаполисе.​

Краеугольный дом
Мечты о возможных перспективах Даниловского района и его нынешнее состояние – это две большие разницы. И если на соседней Дербеневской улице уже видна штрих-пунктирная разметка будущего полноценного городского квартала, то на Летниковской своеобычный градостроительный хаос кажется непоколебимым. Расположение зданий и их габариты варьируются самым причудливым образом.​
Сечения по Летниковской улице © Проектное бюро АПЕКС

Единственным более или менее напоминающим уличный фронт отрезком является серия из трех домов начала 2000-х годов на четной стороне улицы, прямо напротив участка, предназначенного для строительства клубного дома MITTE, и это соседство дало архитекторам компании АПЕКС возможность создать модель будущей застройки, какой она представлялась им по аналогии с берлинским тезкой. Один или два дома, стоящих вдоль одной стороны улицы, – это еще не система. Нужно сформировать полноценный профиль улицы с определенным соотношением ее ширины вместе с тротуарами и высотами домов. Будущий клубный дом станет тем недостающим элементом, благодаря которому появится точка отсчета для следующих проектов – фактически станет средовым «краеугольным камнем». Вместе с домом напротив он образует своеобразный портал или пропилеи, открывающие путь в будущее города, который здесь вырастет, если реализуется оптимистичный сценарий развития района.​

Очевидная логика
Специфика участка существенно ограничивала диапазон планировочных и объемно-пространственных решений. Почти квадратный в плане участок по одной из боковых сторон срезался под небольшим углом из-за присутствующих на подоснове «красных линий», обозначающих не то намеченную в прежние годы трассировку будущей магистрали, не то эхо планов по прокладке коммуникаций.​
Ситуационный план и «красные линии» © Проектное бюро АПЕКС

Расположить на получившемся в результате трапециевидном участке дом можно было разными способами (в форме цилиндра, призмы со скругленными углами, трехгранного блока и т. п.), и все они были исследованы, но логический и рациональный подход возобладали. Выбор проектировщиков остановился на варианте Г-образного корпуса с одним скошенным углом, выходящим на несбывшуюся магистраль и образующим в объеме эффектный акцент в духе «дома-утюга».​
Варианты формообразования © Проектное бюро АПЕКС
Схема формообразования © Проектное бюро АПЕКС

Чтобы не терять полезную площадь, здание максимально приближено к границам участка. Лишь вдоль косой стороны пришлось отступить на 4,2 метра, чтобы обеспечить требуемый пожарный проезд. Еще один отступ от периметра, на этот раз на двух верхних этажах, на уровне, совпадающем с отметкой карниза расположенного напротив здания, потребовался для выстраивания более гармоничного градостроительного диалога.​

Максимальная комбинаторность
Планировочные решения Г-образного корпуса можно было бы считать достаточно традиционными, если бы архитекторы не включили в проект ряд решений, направленных на оптимизацию использования площади этажа и учитывающих изменившиеся запросы покупателей подобного рода недвижимости.​
План на отм. ±0.00 © Проектное бюро АПЕКС

Не сразу бросается в глаза оригинальный способ расположения лестниц внутри лестнично-лифтового узла. По требованиям безопасности в доме должно быть две лестницы, а на плане она вроде бы одна. На самом деле внутри одной лестничной клетки размещены две лестницы с перекрестными маршами, каждая из которых предназначена для обслуживания жителей одного из двух «крыльев». Редкий для Москвы и вообще России тип двухмаршевых лестниц тем не менее удалось согласовать и с девелопером (спасибо трехмерным визуализациям и аргументу об экономии площади), и с МЧС (спасибо действующим нормативам).​

Здесь же, в блоке лестнично-лифтового узла, во внутреннем углу дома размещен технический балкон, снаружи выглядящий как метровая щель в фасадной оболочке. Он предназначен для установки внешних блоков кондиционеров.​
План типового этажа © Проектное бюро АПЕКС
План 9-го этажа © Проектное бюро АПЕКС

По обе стороны от Г-образного коридора в центре корпуса расположены апартаменты, чья площадь варьируется от 27–28 м2 для студии, 45–48 м2 для двухкомнатного блока и чуть больше 60 м2 для трехкомнатного. Кроме того, покупатель волен приобретать несколько блоков и объединять их между собой. Самые большие апартаменты расположены вдоль Летниковской улицы и на верхних этажах, откуда открываются лучшие виды на архитектурные доминанты Даниловского района. Отличительной особенностью планировок жилых блоков является включение кухни в общие зоны, а в самых компактных апартаментах кухня располагается в проходном коридоре, ведущем из прихожей в гостиную. Пожертвовав отдельной кухней, архитекторы смогли выделить больше места для спальной зоны в виде алькова с полноценной кроватью. Еще совсем недавно такое распределение приоритетов могло шокировать и оттолкнуть покупателя, но для целевой аудитории дома MITTE значительно важнее хороший сон, чем кулинарные эксперименты у плиты, тем более что современное поколение деловых и активных предпочитает заказывать еду на дом.​
Разрез © Проектное бюро АПЕКС

Упорядоченный фасад
При всей рациональности подхода к градостроительным и планировочным решениям архитекторы позволили себе поэкспериментировать, и достаточно радикально, с фасадами будущего дома. Как это принято в АПЕКС, были апробированы несколько (на самом деле – больше 10) вариантов, исследующих возможности ритмической организации, пластической деформации и стилистической адаптации. Часть вариантов обыгрывала соседство с промышленными объектами с характерной для них краснокирпичной архитектурой; часть решалась в соответствии с современными тенденциями в оформлении клубных домов. Варьирующиеся размеры окон, французские балконы вместо лоджий, выверенное соотношение площади остекления и стены, высококлассные отделочные материалы и так далее, но основные усилия были направлены на поиски структуры или модуля, способного скорректировать визуальное восприятие почти кубического объема и придать ему элегантность с узнаваемой индивидуальностью, но без внешней аффектации, на стыке московской архитектурной традиции и стилистики новой берлинской застройки, кому-то кажущейся немного скучноватой, но при этом гарантированно формирующей гармоничную среду.​
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС

Главный архитектор проекта Сергей Сенкевич считает: «Мы во многих своих проектах стараемся использовать фасадную сетку. Возможно, так проявляется во мне школа Владимира Ионовича Плоткина, у которого я работал после института и которому безумно благодарен. И я уверен, что проектирование в одном модуле не ограничивает архитектора, а наоборот, дает ему свободу и одновременно гарантии качественного результата. Этот прием работает всегда, с любыми архитекторами, какая бы школа ни была у них за плечами».​
Фасад со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

В результате поисков сложилась интересная структура из двух оболочек: внешней – массивной решетки из кирпича – и внутренней витражной системы, облеченной в каркас из металлических ламелей под бронзу для защиты от солнца. Расстояние между внешними гранями обеих оболочек составляет всего 1,5 метра, но визуально кажется больше, за счет перспективных порталов из кирпича и их сдвоенной высоты. Кроме того, на восприятии сказывается увеличенная до 2 метров глубина открытых галерей на первом этаже, ведущих в общественные помещения. За счет получившегося навеса надобность в козырьках над подъездами отпала, за исключением одного, выполняющего роль акцента над парадным входом в клубный дом.​
Вид со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Получившаяся структура перекликается с фасадным решением стоящего напротив дома и отдаленно напоминает бетонные «каркасы» и анодированные витражи зданий, построенных в 70–90-е годы прошлого века. Благодаря этим ассоциациям восприятие дома меняется, его по-берлински сдержанная архитектура получает изрядную долю необходимой для контекста «московскости».​
Вид на главный вход со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Две оболочки, кирпичная и витражная, ведут джентльменскую борьбу за первенство на фасадах дома. На пяти фасадах из шести доминирует кирпичная оболочка. Тем не менее внутренний ажурный фасад все время прорывается сквозь массу кирпичной стены, то вертикальными ребрами, то тонкими линиями металлических переплетов окон и ограждений французских балконов, то поясами декоративных экранов, закрывающих межэтажные перекрытия, чтобы в итоге вырваться наружу на последних двух этажах и на скошенном углу во всем своем приглушенном блеске. Открывающийся за углом фасад полностью отдан на откуп стеклу и металлу, и лишь за следующим поворотом, на выходящих во внутренний двор стенах, вновь появляется массивная кирпичная кладка в немного упрощенном формате, без перспективных порталов. Чтобы сбить монотонность чередования проемов и простенков, архитекторы добавили «мяса», оставив пару глухих участков по бокам от дальнего торцевого фасада. Словно огромный белый плащ, кирпичная стена «оборачивает» весь дом, оставляя открытой лишь отблескивающую старым золотом «корону» верхних этажей.​
Фрагмент фасада с перспективными порталами © Проектное бюро АПЕКС

Реабилитация белого
Использование белого цвета на фасаде клубного дома в противовес все набирающей обороты моде на темные оттенки – это отчасти дань образу «берлинского гостя» и отголосок средовой переклички с соседним домом. Цветовой нонконформизм поддерживается еще более радикальным экспериментом по выбору материала для отделки фасада – архитекторы остановились на кирпиче. Казалось бы, белый кирпич в России безнадежно дискредитирован огромным количеством сооружений из его силикатной версии, украшенных творчеством безымянных кладочников в виде старательно выложенных надписей «Миру – Мир», узоров типа «шашечка», «елочка» и прочих «цветочков» на фронтонах. Но в случае с клубным домом MITTE и архитекторы, и девелопер сделали ставку на качество конкретного кирпича ручной формовки, произведенного по технологии Wasserstrich, и его уникальные особенности. Благодаря смачиванию водой на этапе формовки кирпич приобретает легкую фактурность и «живость» внешней поверхности. Кладка из него получается очень ровной, но при этом не монотонной. Особенно эффектно этот кирпич, по замыслу архитекторов, будет работать на перспективных порталах оконных проемов на главном фасаде дома. Общее восприятие дома будет точно соответствовать его классу. Качество материалов (кирпич и анодированный алюминий под бронзу) будет нивелировать стилистические отсылы к советскому модернизму, создавая образ одновременно по-европейски сдержанной и по-московски богатой архитектуры для покупателей, научившихся ценить не только локацию, но действительно классный продукт.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

Бонусы
Для тех же искушенных покупателей архитекторы придумали еще два оригинальных бонуса, которые в перспективе могут претендовать на статус нового тренда московской недвижимости. Маленькое (всего 90 м2) пространство внутреннего двора архитекторы предложили использовать как общественную гостиную и зону отдыха.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

А на крыше продолжить эту историю и разбить небольшой сад, устроить места для отдыха, амфитеатр и разместить оборудование для просмотра кинофильмов на выдвижном экране.​
zooming
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Конечно, Москва – не Берлин, не Барселона и не Милан, но какие-то элементарные радости жизни в городе должны быть доступны и москвичам. Так почему бы не сделать нормой общение между соседями или с семьей и друзьями в уютном внутреннем дворе с небольшим садом и беседкой с зоной барбекю, которую можно было бы забронировать на определенное время и не беспокоиться о бытовых мелочах? Не сделать обычной практикой просмотр кино или вечеринки на крыше? Способ проведения досуга, который стал так популярен благодаря кинотеатрам под открытым небом в парках Москвы, может «прийти» к вам домой и стать еще одним прекрасным поводом для общения между соседями.​
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Сложно сейчас сказать наверняка, сбудутся ли мечты архитекторов о возрождении этого района. Единственное, что внушает оптимизм, – они сделали все для того, чтобы возможное будущее получило свое воплощение хотя бы в одном отдельно взятом доме. За первым успешным опытом есть шанс, что подтянутся и другие проекты. Так начинались истории десятков процветающих кварталов и районов во многих городах и мегаполисах мира. Может быть, пришло время создать свой Mitte в Москве? 
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 

25 Января 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».