WAF: «Оскар», но архитектурный

Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.

mainImg
0 В прошедшем 2019 году в число российских номинантов, прошедших отбор в категории премии WAF, было рекордным. Три представленных проекта: Парк будущих поколений в Якутске от российского бюро ATRIUM, ЖК «Комфорт Таун» киевской «Архиматики», проектирующей в Украине, России, США и других странах, и концепция застройки Бадаевского пивзавода в Москве от швейцарского Herzog & de Meuron, получили награды WAF, причем два проекта из трех были отмечены несколько раз, что довольно примечательно.
Мы задали всем трем победителям схожие, но немного разные вопросы, и получилась серия небольших интервью о победивших проектах и фестивале, которые и представляем вашему вниманию. Итак, вот три разговора о трех проектах: 
«Комфорт Таун» отмечен специальной наградой за использование цвета.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика

Бадаевский завод стал победителем в категории Проект / Жилье, он же получил highly commended за мастерплан.
zooming
Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Изображение
© Herzog & de Meuron

Парк будущих поколений получил highly commended в категории образование, и он же стал победителем в конкурсе визуализаций за ролик, представленный ниже.

***



zooming

Антон Надточий, ATRIUM /|\



Вы представляли проект Парка будущих поколений в Якутскев категории Образование/Проект. Как вы это обосновывали? 

Да, это была непростая задача. Дело в том, что у WAF для проектов в категории Future projects нет номинации «Ландшафт». Поэтому мы выбрали образовательные пространства: во-первых, согласно концепции, в нашем парке много закрытых отапливаемых помещений, в которых размещена образовательная функция. Мы уверены, что существенная пропорция закрытых помещений необходима для общественных пространств в условиях сурового климата – людям надо периодически иметь возможность быстро попасть в помещение, погреться или, наоборот, охладиться, чтобы потом опять выйти на улицу. В таком случае создается единая система общественных пространств, открытых и закрытых, которые органично взаимодействуют между собой. Все это свойственно урбанизированному парку – новой типологии, которая развивается в городах с повышенной плотностью застройки или в местах повышенной концентрации людей.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+
  • zooming
    2 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+
  • zooming
    3 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+
  • zooming
    4 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+

Во-вторых, наша территория примыкает к Университету, где учится 17 000 человек, и парк ориентирован на молодежь и образование – отсюда и название «Парк будущих поколений САХА Z» (нейминг САХА Z мы придумали сами). На этапе конкурса мы провели анализ и выяснили, что в Якутске мало функций дополнительного образования. Традиционного образования – школ, колледжей, институтов и университетов – достаточно. Но в современном мире все активнее развивается самообразование и дополнительное образование: кружки, секции, лекции, мастер-классы и пр. – вот таких предложений в городе не хватает, и мы решили это исправить.

Поэтому в функциональном отношении мы трактовали парк через призму образовательных пространств: здесь есть амфитеатры снаружи и внутри, разнообразные классы и тематические площадки на открытом воздухе. В частности, в нашем проекте запланирован многофункциональный выставочный зал с открытым амфитеатром для локальных мероприятий; многофункциональный зрительный зал с трансформируемыми креслами и возможностью выгораживания отдельных помещений – в том случае, когда необходимо закрытое или темное пространство, к примеру, для кинопросмотра; коворкинг, зоны для мастерских и детских студий и другие общественные пространства. Также предусмотрен книжный магазин-библиотека в современном микс-формате с медиа и музыкой (наподобие «Республики»), кафе и помещение проката спортивного инвентаря с раздевалками и т.д. Система автономных входов и выходов с разных уровней – верхнего уровня холмов и нижнего уровня земли – позволяет реализовывать различные функциональные сценарии.

В другом блоке – спортивно-артистический уклон, там сосредоточены пространства для различных занятий: арт-студии, любые кружки, спорт, презентации и пр. Преподаватель может арендовать здесь пространство и вести свои секции – это работает, как своего рода Дом пионеров. Третий павильон поменьше, туристической направленности: городской инфопойнт, сувениры, турагентство, айдентика и др.
  • zooming
    1 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+
  • zooming
    2 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+
  • zooming
    3 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+
  • zooming
    4 / 4
    Концепция территории «Парка будущих поколений» в Якутске
    © ATRIUM, Восток+

В какой стадии проект сейчас? 

Мы разработали стадию «Проект» и передали документацию – ждем сейчас, когда заказчик подаст ее в экспертизу.

Какие впечатления от защиты на WAF?

Защита – это, безусловно, определенный challenge. Мероприятие очень драйвовое: защита на иностранном языке, доклад должен быть очень короткий и концентрированный. Десять минут – это очень мало: в Якутске, чтобы развернуть все аспекты проекта, я делал доклад на 45 минут. Так что мы серьезно готовились и сделали детальную видеопрезентацию.

Ролик ATRIUM для жюри WAF:


Она показывала главное: описывала специфику территории и проектной задачи, основные принципы проекта, показывала визуальную часть. Пока мы готовили презентацию, стало понятно, что наработанного материала хватает, чтобы заявиться в еще одной номинации. Мы потратили еще полтора месяца и сделали компьютерный фильм с интересным сценарием и образными решениями, который подали на WAF Visualisation Prize и заняли первое место.

Я понимаю, почему мы не дотянули до первого места в категории Образование – собственно из-за смешанной типологии проекта. Но проект получил Highly commended – а их дают не во всех категориях, это своего рода исключение, когда жюри расходится во мнениях о первом месте.

Ваши впечатления от фестиваля этого года? Он чем-то отличался от предыдущих?

Как ни странно, по моим представлениям он практически ничем не отличался от того, что было год и два назад. У WAF выработался слаженный и четкий формат, изменений я не наблюдал. По-прежнему они дают премии не только и не столько за архитектуру.

А за что?

Я бы сказал, что там важнее аспекты, которые можно назвать гуманистическими: энергосбережение, социальная значимость, ответственность и тому подобное. Достаточно вспомнить «Здание года»-2017 года – проект реконструкции дома в китайской деревне после землетрясения – да и других победителей фестиваля. С моей точки зрения – далеко не лучших. Рассматривались гораздо более впечатляющие проекты – например, религиозный комплекс в Абу-Даби от Cebra или объекты Томаса Хизервика в Лондоне и в Нью-Йорке, или StudioGang, да и многие другие. Сильные, экспериментальные, необычные проекты – а побеждают, я бы сказал, проекты попроще. Все об этом знают, но мероприятие все равно очень интересное. Формат очень плотный, ты можешь попасть только на одну презентацию из пятнадцати проходящих одновременно, и сам уровень презентации очень высокий.

Дадите совет коллегам, которые тоже хотели бы участвовать и побеждать?

Мы не в первый раз ездили, но выставлялись впервые, так что я бы поостерегся давать советы. Думаю, не надо слишком переживать за победу. Критерии оценки расходятся. Надо максимально качественно презентовать свой проект, но волноваться– победишь, не победишь – не стоит.

В том году нам помог сам проект: он красивый, выставочный, с уникальной спецификой. Не каждый год попадается такая тема. Участвовать понравилось – как я уже сказал, очень заряжает! Так что мы только раззадорились и думаем, как и с чем нам участвовать в этом году. Надеюсь, что текущая ситуация в мире не разрушит наших планов.
***

zooming

Александр Попов, Архиматика /|\



Как вы считаете, почему именно вам удалось получить приз «за цвет», проект, определенно, очень цветной, но сыграла ли какую-то роль подача?

Думаю, если идея достойная, четкая и ясная, она сама выстраивает презентацию себя, остается только ей не помешать. Однако, честно говоря, не уверен, что смогу объективно и взвешено оценить наше собственное выступление.

Присутствие в составе жюри Питера Кука для меня и Александра Симонова (нашего архитектора и жителя «Комфорт Тауна», с которым мы представляли проект) было сюрпризом. Он звезда мирового масштаба, я в предыдущие поездки на WAF каждый раз с интересом слушал его лекции, а тут увидел его и понял, что на этот раз Питер Кук будет слушать меня. И он так же, как и другие члены жюри, задавал много вопросов, очень требовательных. Например: «Почему вы не выстроили плавные переходы цвета, а выбрали такой цветовой хаос?». Мы ответили, что не располагали палитрой для создания плавных переходов, градиентов, поэтому решили сыграть на цветовых контрастах. И поскольку кроме цвета мы оперировали еще разными объемами, то смогли сделать улицы разнообразными. А Питер Кук задает все новые и новые вопросы. Если честно, я думал, что он нас «заваливает». Показывает нам, как далеки мы со своим уездным менталитетом от мирового уровня. И я выходил с защиты уверенным, что Питер будет голосовать против, тем более, что работы наших конкурентов были более чем достойными. И когда нас внезапно вызвали на сцену, и Кук вручил награду, это было неожиданно. Уже потом за бокалом шампанского мы разговаривали с Акселем Дембергером, представителем компании EASTMAN, которая является партнером номинации «Лучшее использование цвета». И он рассказал, что именно Питер Кук был нашим главным сторонником. Хотя споры были настолько жаркими, что просто стены надувного павильона тряслись. И этот момент признания стал кульминационным в истории проекта. Да, мы сделали качественный проект, и это теперь подтверждено на мировом уровне. Это важно! Ведь десять лет мы отбивали критику тех, кто считал, что нельзя архитектуру делать такой красочной. Мы в шутку объясняли критикам, что у них просто в детстве отобрали краски.
  • zooming
    1 / 5
    Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
  • zooming
    2 / 5
    Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
  • zooming
    3 / 5
    Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика
  • zooming
    4 / 5
    Жилой квартал «Комфорт-таун». Генеральный план © Архиматика
  • zooming
    5 / 5
    Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015 © Архиматика

Как была построена ваша презентация проекта? 

Мы постарались за десять минут рассказать десятилетнюю историю объекта. Начали с кадра презентации нового планшета Apple в сентябре 2019, когда Тим Кук показал фото «Комфорт Тауна» для демонстрации возможностей нового I-pad. А потом вернулись на десять лет назад в кризисный 2009, когда получили 50 гектар заброшенного завода на спальном левом берегу Киева и задачу: создать нового качества жилье, доступное по антикризисной цене.

Мы предложили впервые в Украине, вместо ставших традиционными 25-этажных микрорайонов, строить квартальную застройку со средней этажностью в восемь этажей, сквозными подъездами. А также создали невиданное доселе многообразие планировок квартир: из 1200 квартир первой очереди 600 отличались друг от друга! Мы убедили застройщика и дальше не привязывать ранее разработанные секции, а проектировать каждую следующую очередь индивидуально, реагируя на изменяющийся спрос и особенности размещения секций и композиции комплекса.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика

Когда рациональная программа была собрана, мы задумались над архитектурным образом проекта. И, признаться, долго не могли найти решения: территория комплекса окружена безнадежно унылыми серыми советскими и постсоветскими спальниками, на фоне которых любая наша архитектурная надежда меркла.

И вот однажды мы с Дмитрием Васильевым поехали на площадку новой дорогой и наткнулись на советскую мозаику на фасаде института Химии. На мозаике были изображены люди с колбами и другими химическими атрибутами, но это все был только антураж. Главный сюжет, заложенный автором: «мечта о яркой красочной жизни». Краски мозаики на фоне всей этой окружающей серости буквально горели манифестом надежды. И ведь в 70-е, когда создавалась мозаика, спальные районы были точно такими же унылыми, как и 40 лет спустя! И нам захотелось воплотить в жизнь эту мечту советского художника, которую цветная смальта донесла до нас через все социально-экономические трансформации и пертурбации, которые увы, ничуть приблизили мечту к воплощению. На следующий день мы представили заказчику эскиз застройки разновысотных цветных домиков со скатными крышами. Надо отдать должное Игорю Никонову, руководителю KAN Development, который сразу поверил в нашу идею, а потом мужественно помогал находить и технологические и экономические и даже политические решения для реализации проекта.

Когда через восемь лет практически все 50 гектар были застроены «цветными домиками», мы добрались до предусмотренной нашим генпланом средней и старшей школы Гимназии А+. Мы хотели сделать школу акцентом на фоне жилой застройки, и задумались, каким же должен быть архитектурный акцент сравнительно небольшого объекта на фоне яркой цветной среды, которую мы сами создали? Использовать еще более яркие цвета? Нет! Мы с Ольгой Черновой (главным архитектором проекта школы) решили использовать диаметрально противоположный прием – сделать объем школы серым!
Гимназия А+, проект
© Архиматика

На фоне ярких цветов строгий ахроматический объем выглядел интервентом, революционером, который, контрастируя с заданной нами же палитрой, создал архитектурный акцент. Это единственное на 50 га «не-цветное» здание. С другой стороны, как нам кажется, наша ахроматическая гимназия возвращает в архитектуру жилых районов благородство серого цвета, который раскрывает достоинства качественных фасадных материалов. Нам удалось использовать на фасаде специальную штукатурку Baumit, а также армянский базальт, и выполнить фальцевую кровлю из металла со специальным покрытием, которое выбрали из огромного количества образцов, чтобы создать самое классное сочетание с материалом фасада.

Вот такая получилась десятилетняя история двух архитектурно-колористических революций: хроматической и ахроматической.

Вы продолжаете работать над проектом, как на ваш взгляд, мешает цвет или помогает? С одной стороны он теплый и веселый, с другой известно, что яркий цвет может надоесть... Была заложена в окраску проекта какая-то программа, о которой можно дополнительно рассказать? 

Надо признаться, цветовой хаос «Комфорт Тауна» на самом деле тщательно срежиссирован. Мы несколько месяцев моделировали архитектурно-пространственные колористические композиции, чтобы собрать гамму, в которой были и акцентные, и фоновые цвета, искали такую композиции, чтобы не надоедало, не повторялось, было не слишком много холодных и не слишком много теплых цветов рядом. Эта работа только в базе опиралась на колористическую теорию, которую мы проходили в институте – эта теория 2D. В 3D, в пространстве, цвет работает не совсем так, и это был действительно великий интуитивный поиск, с котором мы бы наверняка не справились, если бы в нашей команде не было замечательного архитектора и художника Марины Босенко (Нестерук), которая выступила настоящим колористическим камертоном. Мы все делились нашими смутными ощущениями, оценивая очередной вариант размещения цветов и выкраски образцов, и только Марина могла осмысленно сказать, что тут не так, и что надо сделать.
Жилой квартал «Комфорт-таун». Постройка, 2015
© Архиматика

В «Комфорт Тауне» активный архитектурный цвет сработал как фильтр: критики, «у которых в детстве отобрали краски», просто не покупали квартиры в комплексе. Покупали только те, кому по душе яркие цвета в архитектуре. Цвет сформировал коммьюнити – объединил людей, которым нравятся яркие краски и цветная архитектура, с общими ценностями и схожими вкусами. Неожиданно даже для нас цвет оказался мощной платформой для формирования сообщества единомышленников.

Уникальность проекта подтолкнула нас активнее изучать BIM-проектирование, работать с 3D-моделями, чтобы диджитализировать процессы. Обычно, когда речь идет о больших объемах, то стараются все унифицировать, типизировать. А новые технологии 3D, BIM и следующая ступень – параметризация, позволяют работать быстро, и в то же время не жертвовать индивидуальностью. Мы стремились сделать хорошую архитектуру, поэтому ускорили переход на новые технологии проектирования.

Проекту уже исполнилось 10 лет, но он до сих пор остается актуальным, продолжает выигрывать престижные международные награды. Весной в Los Angeles Times вышла целая статья о проекте.

Ваши впечатления от WAF в целом? Меняется ли что-то или все устоялось?

Мне нравится WAF неизменным год от года форматом и процедурой и постоянно меняющимся содержанием. К примеру, в какой-то год неожиданно находишь прямо десяток проектов с одним архитектурным приемом, а в следующем году совершенно другие приемы, и чувствуешь, насколько бескрайне творческое пространство архитектуры в глобальном измерении.

Получить награду на World Architecture Festival – все равно что взять «Оскар», но архитектурный. С 2008 года WAF считается самой крупной международной платформой, в рамках которой происходят десятки презентаций, семинаров, лекций и встреч с участием топ-архитекторов мира. И конечно, конкурс WAF – эталонный с точки зрения профессионализма. Это состязание, где лучшие архитекторы-судьи выбирают лучшие проекты.

Сейчас украинские девелоперы стремятся скопировать европейские проекты. Но для Европы все это уже давно воспринимается как базовый, общепринятый уровень. Для них интересно прежде всего то, что выделяется из ряда.

На первой защите «Комфорт Тауна» на WAF, где мы также вышли в финал в номинации Housing – Completed Buildings, одна из судей задала нам вопрос: «Скажите, а вам пришлось как-то специально согласовывать с вашим муниципалитетом применение таких ярких цветов в данном районе?» Я думаю, наша ситуация в Киеве, когда мы не связаны подобными ограничениями, вызывает у европейцев некое недоумение. Потому что реализовать подобный проект у них было бы очень сложно из-за длительной процедуры согласований, градостроительных ограничений, которые касаются и цветовых кодов. Наш собственный международный опыт проектирования показывает, что каждая локация, каждый город, его менталитет, культура и порядки создают неповторимое окно возможностей для творческой реализации. И архитектор должен своим проектом его найти и раскрыть!

Ваши впечатления от победителей, выиграли ли те проекты, которые вам понравились и как вы оцениваете в сумме срез выигравших?

Выбор победителя из десятка лучших проектов шорт-листа – это почти всегда лотерея, зависящая не только от выразительности презентации, но и от собрания судей в конкретной номинации, их настроения, даже погоды. И я уже давно перестал удивляться, что мои фавориты далеко не всегда совпадают с выбором жюри. Поэтому отмечу всего пару приятных совпадений. Мы очень рады за Атриум и признание их замечательного проекта парка будущих поколений в Якутске. А также я бы выделил проект из номинации Small Project of the Year, бюро Studio Link-Arc. Мне кажется, эти проекты иллюстрируют попытку найти ответ на новый вызов, который еще только ищет своего определения, чтобы встать в ряд с такими «канонизированными» целями современной архитектуры, как как sustainability и социальная ответственность, и который я бы сформулировал так: «поиск новой гармонии».
***

zooming

Herzog & de Meuron /|\



Вы стали финалистом WAF 2019 в номинации проект жилого здания и были отмечены (highly commended) за мастер-план. Прокомментируйте, пожалуйста, вторую награду, за что именно, на ваш взгляд или по вашей информации, ее дали – речь о переосмыслении типологии «дома на ножках» в городском пространстве, как сказано в комментарии жюри, или о чем-то еще? 

Проект развития территории Бадаевского пивоваренного завода отвечает на три актуальных вопроса развития современных мегаполисов:
  • Как сохранить наследие и интегрировать его в современную городскую среду?
  • Как создать качественное общественное пространство, открытое для всех?
  • Как интегрировать новое строительство в сложившуюся городскую застройку?
Наш проект это настоящий Mixed-Use: фрагмент города во всем разнообразии функций современной городской среды. Место, где можно жить, работать, ходить за покупками, отвести детей на занятия, в спортивные секции или просто расслабиться в общественном парке, объединяющем все эти функции. Когда-то этот участок был закрытым производственным предприятием. Благодаря проекту развития территории и созданию общественного парка он станет связующем звеном, соединяющим Кутузовский проспект и новую прогулочную территорию вдоль набережной Москвы-реки. Таким образом, он станет открытым городским кварталом и общественным пространством, а не приватной закрытой территорией.

Нам кажется, что как раз концепция проекта заинтересовала жюри, и эксперты по достоинству оценили вклад проекта в городскую среду, а также его актуальность в решении современных градостроительных вопросов.
Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Изображение
© Herzog & de Meuron

Как была построена ваша презентация и какие вопросы вам задавали? Какой была реакция жюри на ваш проект? Долго ли вы выступали?

Для каждой номинации, в которой был представлен проект, предполагались презентация и экспертная дискуссия. На защиту в каждой номинации отводилось 20 минут. Всего мы провели три презентации, каждая из них подчеркивала определенные аспекты проекта в соответствии с требованиями категории.

В номинации Masterplan наша презентация делала акцент на развитие городской среды, качестве общественных пространств и многофункциональности проекта. В номинации Residential – на архитектурном решении проекта, особенностях квартирографии, качестве и разнообразии типологий жилья. Сохранение, реставрация и приспособление объектов культурного наследия для размещения новых функций с учетом оригинальных конструкций зданий и их характера выделялись в презентации для категории WAF X-Reuse Award.
Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Изображение
© Herzog & de Meuron

Профессиональное жюри высоко оценило проект в каждой из представленных номинаций. В категории Residential проект стал абсолютным победителем благодаря нестандартному архитектурному решению – использованию колонн в городском пространстве, чтобы подчеркнуть роль исторического наследия и повысить проницаемость территории. Эксперты особо отметили проработанность проектного решения, лаконичное сочетание наследия и нового строительства. Они были приятно удивлены уровнем диалога, которого удалось достичь в совместной работе с коллегами из Capital Group и Департаментом культурного наследия Москвы. В специальной номинации WAFX эксперты особо подчеркнули детальную проработку вопроса реставрации и приспособления объектов культурного наследия в рамках развития территории. Подтверждением тому стала награда специальной номинации WAFX в категории Re-USE.
Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Изображение
© Herzog & de Meuron

Смысл замечания жюри о «критической консервации», смелом противопоставлении старого и нового, в целом ясен. Такое противопоставление в вашем проекте скорее восхищает – красиво получилось. Но вы сносите большую часть зданий пивоваренного завода, и, строя образ на «нависании» или даже «парении» новых объемов над старыми, на самом деле выстраиваете корпуса не над, а вдоль сохраненных частей и на месте сносимых. Неужели совсем не было возможности сохранить всё или сохранить больше? Сделать, как у Ионы Фридмана, чтобы новый город по-настоящему нависал на старым? Потому что сейчас вы скорее имитируете идею, чем действительно реализуете ее: опоры красиво пронизывают лишь небольшой объем, который будет снесен и восстановлен ради того, чтобы быть «проткнутым»… Не профанируется ли таким образом красивая футуристическая идея?

И не жалко ли вам заводские корпуса, которые будут разрезаны «по живому» и получат со стороны реки новые, никогда не существовавшие фасады? И зачем строить новодел с фасадом, восходящим к чертежам архитектора Вебера, на месте советского строения 2?
Нет ли в такого рода «критической консервации» внутреннего противоречия, более глубокого, чем только проблема протестов против сноса? Вы строите сюжет на противопоставлении старого и нового, но в составе «старого» появляются имитации-новоделы…


Время идет вперед, города развиваются, меняются и адаптируются к новой современной реальности. Москва как город сочетает в себе историю и современность. Как и в любом крупном мегаполисе, городской ландшафт Москвы непрерывно и динамично развивается. Ответственность архитектора заключается в том, чтобы в своей работе сопровождать эти процессы. Работая над проектом в черте города, особенно в исторической его части, архитектор, в первую очередь, должен тщательно оценить и проанализировать сложившийся ландшафт, позаботиться о сохранении наследия как важной части истории города, и в то же время создать возможность для будущего развития: интегрировать современную архитектуру, а так же качественные общественные пространства, в уже сложившуюся городскую среду.

Архитектурный ансамбль Бадаевского пивоваренного завода развивался типичным для производственного комплекса XIX века образом. Он характеризуется, с одной стороны, кирпичной индустриальной архитектурой с монументальным лаконичным фасадом, с другой стороны, разнообразными хаотичными вспомогательными пристройками со стороны реки. За всю историю существования завода корпуса не раз разрушались, перестраивались и видоизменялись. В результате архитектурный ансамбль утратил свой первозданный вид. Все существующие здания на участке Capital Group (инвестор проекта) площадью 6 га были неоднократно проанализированы и оценены профессиональными квалифицированными экспертами, их статус как объектов архитектурного наследия был определен и подтвержден, и это гарантирует полную неприкосновенность этих зданий. По закону объекты культурного наследия могут только реставрироваться.

Важно отметить, что статус памятника архитектуры определяет множество комплексных параметров, в частности, год постройки, архитектурные особенности здания, его значимость в ансамбле, количество изменений объекта за время его существования, фактическое физическое состояние конструктива и многое другое. То есть, не все здания, построенные в позапрошлом веке, сегодня имеют одинаковую историческую ценность. Такой подход практикуется и в оценке других ансамблей европейской промышленной архитектуры.

Сегодня на участке Capital Group расположены три строения: 1 и 3 строения обладают статусом объектов культурного наследия и будут отреставрированы, 2 строение, не имеющее статус памятника, восстановлено по историческим документам по инициативе инвестора. Площадь реставрации и восстановления архитектурного ансамбля Бадаевского завода составит 40 000 м2.

Мы работаем над проектом развития территории Бадаевского завода уже более двух лет. Для нас это удивительная возможность, а также большая ответственность: корпуса за всю историю существования завода ни разу не были комплексно отреставрированы и сегодня находятся в аварийном состоянии. Огромные усилия и крупные инвестиции необходимы для того, чтобы восстановить исторический ансамбль, вдохнуть в него новую жизнь и функции, сделать так, чтобы он был доступен для публики и стал частью современной Москвы.
Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Изображение
© Herzog & de Meuron

Важно подчеркнуть, что нашей целью никогда не являлось расположение новых зданий непосредственно над памятниками архитектуры. Новое строение как раз и было поднято вверх, чтобы гарантировать сохранность и просматриваемость силуэта объектов культурного наследия со стороны реки, чтобы обеспечить проницаемость и открытость участка.

Настоящее расположение «горизонтального небоскреба» крайне точно просчитано. Он расположится вдоль набережной реки, отражая контуры объектов культурного наследия, при этом на определенном расстоянии от исторических корпусов, тем самым создавая необходимое пространство вокруг них и подчеркивая их важность. К тому же расположить новый объем над объектами культурного наследия просто невозможно ввиду правовых ограничений. Было принято решение разместить новое строительство ближе к реке.
  • zooming
    1 / 3
    Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Фасады
    © Herzog & de Meuron
  • zooming
    2 / 3
    Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Генплан
    © Herzog & de Meuron
  • zooming
    3 / 3
    Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода. Разрез
    © Herzog & de Meuron

Когда мы внимательно изучили корпуса 1 и 3 и проанализировали все переданные нам исторические документы, мы поняли, что ансамбль был бы неполным без исторического облика строения 2, сердца пивоварни. Строение 2 фигурирует почти на всех исторических чертежах и всегда было центральной частью архитектурного ансамбля. Однако в 70-е годы, когда завод наращивал свои мощности, прямо на месте этого корпуса было возведено стандартное многоэтажное административное здание. В процессе анализа площадки экспертами и историками был обнаружен исторический фрагмент строения 2, скрытый под многоэтажной пристройкой советского периода. На базе этого фрагмента было решено воссоздать исторический вид строения 2, чтобы возродить утраченное «сердце» завода. Мы уверены в том, что это поможет вернуть исторический облик, подчеркнуть характер и композицию первоначально задуманного архитектурного ансамбля.

В рамках проекта корпус 2 будет возведен заново, и даже если его фасады будут соответствовать историческим, он не приобретет статус объекта наследия. Как раз поэтому, это то единственное место в проекте, где два мира, мир современной архитектуры парящего здания наверху, и мир кирпичной промышленной архитектуры внизу, пересекаясь, входят в физический диалог.
Схема интеграции колонн и объектов культурного наследия. Развитие территории бывшего Бадаевского пивзавода
© Проектное бюро АПЕКС

Мы считаем, что как раз ряд внимательных наблюдений и выбор точных проектных решений – задача архитектора при работе в существующей городской среде. Когда все детали тщательно продуманы, создается диалог между наследием, современной архитектурой и общественным пространством, где все три составляющих дополняют друг друга.

Расцениваете ли вы победу в WAF как существенную поддержку в деле продвижения проекта?

Наш проект уникален в своем роде и говорит сам за себя. Однако всегда приятно получить признание от профессиональных экспертов, которые оценивают его качество и ценность.

Ваши впечатления от WAF в целом? Меняется ли что-то или все устоялось?
Ваши впечатления от победителей, выиграли ли те проекты, которые вам понравились и как вы оцениваете в сумме срез выигравших? Что вы думаете о гран-при?


Мы не первый раз посещали Всемирный архитектурный фестиваль, но впервые участвовали в конкурсе. Мы впечатлены масштабом этого события и тем, насколько профессиональной, насыщенной и разнообразной была его программа. Было интересно побывать там, увидеть множество новаторских, современных проектов, презентованных профессионалами.

Жюри Всемирного архитектурного фестиваля – это экспертное сообщество, которое выбирает лучшие проекты со всего мира, основываясь на профессиональной экспертизе. Выбор победителей, как правило, отражает тенденции и основные направления развития современного общества, а именно сохранение наследия, социальную ответственность и устойчивое развитие.

24 Марта 2020

Юлия Тарабарина Алёна Кузнецова

Беседовали:

Юлия Тарабарина, Алёна Кузнецова
Похожие статьи
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Сейчас на главной
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.