18.12.2018

Ностальгия по будущему

Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.

информация:

Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов

На территории киноконцерна «Мосфильм» требовалось построить два производственных объекта: съемочный павильон и место для хранения многочисленного мосфильмовского реквизита. «Когда я попал туда впервые и нас провели по павильонам, меня совершенно поразил архитектурный ансамбль 1950-х с его яблоневым садом, это интереснейший памятник своего времени. И в то же время удивительно, насколько многое устарело в техническом отношении, особенно если учесть, что техника съемок развивается и современное кино это намного более сложная система, чем то было 70 лет назад. Мосфильм, в отличие от парижской киностудии или Голливуда, расположен в центре города, что удачно. Но, оставаясь на исторической территории и сохраняя свои памятники, киностудии необходимо развиваться, это естественный процесс для работающего предприятия», – рассказывает Сергей Сенкевич, руководитель архитектурной мастерской Проектного бюро АПЕКС.

Действительно, по территории Мосфильма можно изучать историю архитектуры ХХ века. Первый корпус в стиле конструктивизма был построен в 1927-1932 годах, затем появились неоклассические сталинские корпуса вдоль Мосфильмовской улицы и парадный въезд на территорию, начатые в 1930-х, законченные в 1954 году автором проекта «Большой Мосфильм» Транквиллицким, в 1964 – утилитарный производственный корпус, а в 1978 – база для хранения реквизита.
 
Киноконцерн  «Мосфильм». Генплан © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Генплан © Проектное бюро АПЕКС

«В СССР не было типовых проектов для хранения одежды, – рассказывает Сергей Сенкевич, – и типовой проект овощебазы адаптировали для хранения костюмов. Помимо хранительниц фонда никто не знал, где что лежит, да и вещи нередко, из-за ненадлежащих условий хранения, оказывались поедены молью». Устаревшее здание, а также не нужные в эпоху спецэффектов пиротехнические цеха снесли – на их месте разместились новые корпуса.

Павильон и здание хранения реквизита – часть госпрограммы. ФГУП «Мосфильм» финансируется государством. В 2013 году его гендиректор Карен Шахназаров отправил президенту предложения по развитию, и через некоторое время по его приказу часть территории «Мосфильма» была передана инвестору для строительства жилья. В нагрузку инвестор получил обязательства построить два съемочных павильона, киноконцертный зал и здание для хранения реквизита. В рамках этой программы АПЕКС спроектировали 16-й съемочный павильон и Дом костюма. Работе предшествовал эскиз павильона реквизита, предложенный киностудией: бирюзового цвета и с большим световым фонарем – и простое функциональное техзадание. Эскиз радикально переработали, убедив заказчика в правильности предложенных решений, не выйдя за рамки бюджета.
Киноконцерн  «Мосфильм». 3D © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D © Проектное бюро АПЕКС

Цокольный этаж Дома костюма и реквизита теперь отдан под хранение ретро-автомобилей. Там стоят раритеты: Руссо-Балт, Бентли, Роллс-Ройс, Волга Юрия Деточкина и другой транспорт, знакомый многим по отечественным фильмам. Отдельное помещение предусмотрено для телег, карет и пролеток, отдельное – для съемочных фургонов.

Хранение костюма и реквизита, расположенного выше, каталогизировано. Сначала хотели использовать карусельный тип подачи, но при малом количестве обращений это себя не оправдает, поэтому ограничились паллетной и стеллажной системами. Разместили также столярный и бутафорский цеха. На первом этаже мебель – крупногабаритный реквизит и люстры, на втором – костюмы, на третьем – обувь, чтобы не переносить тяжелые предметы с верхних этажей.
Киноконцерн  «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн  «Мосфильм». 3D план цокольного этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D план цокольного этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн  «Мосфильм». 3D план первого этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D план первого этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн  «Мосфильм». 3D план второго этажа © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». 3D план второго этажа © Проектное бюро АПЕКС

Бюджет на фасады был ограниченным, кроме того было важно обеспечить максимум естественного света, а фонарь по центру проблемы не решал. Проблему бюджета и освещения во многом помог решить поликарбонат, который, как теперь известно, стареет не быстро, и даже стал актуальным материалом современного искусства и архитектуры. «В течение 40 лет фасад точно не состарится, – говорит Сергей Сенкевич. – Австрийский поликарбонат толщиной 5 см оказался оптимальным решением. Поликарбонат можно гнуть, он красиво выглядит на рассвете и закате. Кроме того, перед нами стояла задача построить склад и материал оказался вполне адекватен функциональной задаче».
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов

Съемочный павильон – глухой объем, там нужна абсолютная тишина, поэтому он облицован трехслойными бетонными панелями на железобетонном каркасе. «Аналоги – Cité du cinéma под Парижем и Pinewood studios в Лондоне и другие подобные павильоны, – все из бетона. – говорит Сергей Сенкевич. – Мы нашли резиновую матрицу Рэкли и добились мятой текстуры, поскольку гладкий бетон в России делать бессмысленно, качества не будет».
Киноконцерн «Мосфильм» © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм» © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов

Для съемочного павильона мосфильмовцы протестировали много размеров. Выбрали 54х30 м, площадью около 1500 м2, высотой 18 м. Это оптимальный формат, позволяющий снимать и программы, и фильмы. Есть небольшой актерский цех – гримерные и так далее. Конструкторы и архитекторы спроектировали в единой BIM-среде систему тельферных балок, подобную заводской: по балкам ездит декорация с 500-килограммовыми подвесами.
Киноконцерн  «Мосфильм». Сечение по съемочному павильону © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Сечение по съемочному павильону © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн  «Мосфильм». Разрез 1 © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Разрез 1 © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн  «Мосфильм». Разрез 2 © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Разрез 2 © Проектное бюро АПЕКС

Два здания образуют ансамбль за счет общего ритма и цветового решения – сочетания угольно-серого с желтым кадмием: первый подчеркивает функциональность корпусов-ангаров, второй оживляет их «солнечным» акцентом. Не исключено, что темный фон указывает на тяжелый труд киношников, а желтые сполохи призваны напоминать о «золоте» успешной кинокартины. Кроме того цветные вертикали структурируют объемы, компенсируя их горизонтальность, а где-то, к примеру на Доме костюма, желтые откосы останавливают движение поликарбонатной ленты-консоли. С противоположной стороны они формируют портал входа, обрамляя витраж с лестницей за ним. Надо сказать, сотрудники Мосфильма поначалу настаивали на маленькой двери, опасаясь замерзнуть, но архитекторам удалось переубедить их. «Теперь в пространстве лестницы можно делать выставки реквизита», – предполагают авторы.
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн  «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн  «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». Фасад © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов
Киноконцерн «Мосфильм». © Проектное бюро АПЕКС. Фотография © Илья Иванов

На углу площадки-парковки между двумя корпусами установили логотип киноконцерна – всем известные фирменные буквы, начинающиеся с остроугольной «М». Буквы, установленные не перед входом или въездом, а почти посередине территории Мосфильма, стали своего рода внутренним заголовком, не вывеской, а сердцевиной. «Люди залезают на эти буквы и делают селфи для Инстаграма, – рассказывает Сергей Сенкевич. – Я считаю, что, когда на фоне склада фотографируются, это успех».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Всегда интересно побывать за кулисами. Вот и мне посчастливилось увидеть то место, где рождается «картинка». Познавательно, увлекательно, незабываемо. #мосфильм @mosfilm_official В кадр попали автомобиль из Три тополя на Плющихе, макет Рейхстага, павильон Шоу Голос, декорации города в натуральную величину, Рабочий и колхозница. А за кадром ещё много интересного! #местогдестоитпобывать

Публикация от Колеватых Татьяна (@ktsstk)

Киноконцерн «Мосфильм» © Проектное бюро АПЕКС
Киноконцерн «Мосфильм» © Проектное бюро АПЕКС

Буквы напоминают о 1950-х, времени расцвета московской киностудии, и о множестве хорошо известных фильмов. Посмотрим: может быть два новых корпуса, не только добавивших Мосфильму мощностей, но и заметно освеживших его пространство, станут драйвером развития столичного кинематографа.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Труханов
  • Валерия Преображенская
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Чобан
  • Роман Леонидов
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Асадов
  • Вероника Дубовик
  • Валерий Лукомский
  • Катерина Грень
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Никита Бирюков
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Реутт
  • Всеволод Медведев
  • Павел Андреев
  • Сергей Сенкевич
  • Игорь Шварцман
  • Вера Бутко
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Марк Сафронов
  • Антон Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Кузнецов
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Иван Кожин
  • Николай Миловидов
  • Олег Карлсон
  • Антон Яр-Скрябин
  • Кристина Павлова
  • Андрей Романов
  • Юрий Сафронов
  • Рустам Керимов
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Зайченко
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Константин Ходнев
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Орешкин
  • Александр Скокан
  • Олег Мединский
  • Станислав Белых
  • Никита Токарев
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Порошкина
  • Юлий Борисов
  • Антон Бондаренко
  • Даниил Лоренц
  • Илья Уткин
  • Александр Порошкин
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом “Esper Club”
  • Жилой комплекс «Привилегия»
  • Офис Интерколумниум
  • Яхт-клуб на Крестовском острове
  • Жилой комплекс “Fusion”
  • Реконструкция набережной реки Ушайка
  • Развлекательный комплекс Piterland
  • Музей «Вселенная воды»
  • Концепция реорганизации пл. В.И. Ленина с размещением МФК

Технологии:

07.06.2019

Итоги конкурса АРХИGRADAS-2019

Конкурс АРХИGRADAS-2019 подошел к концу. Компания GRADAS завершила оценку работ конкурсантов, прошедших во второй этап, и с радостью представляет работы победителей.
GRADAS
30.05.2019

Декорации для Театрального дома

За реконструированными историческими корпусами комплекса апартаментов «Театральный дом» разыгрывается целый спектакль в стиле «модерн», в подготовке декораций к которому участвовала компания «ОРТОСТ-ФАСАД».
ОртОст-Фасад
29.05.2019

Клинкер как знак элегантной жизни

Жилой комплекс Intermezzo в амстердамском районе Зёйдас получил фасад из светлого клинкера Hagemeister созданной специально для этого проекта сортировки.
Inbo Architekten, Amsterdam, АО «Фирма «КИРИЛЛ»
16.05.2019

Олег Панитков: «Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность»

Генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения – о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
другие статьи