21.11.2018

Ювелирная работа

Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.

информация:

Клубный дом с подземной парковкой «Долгоруковская 25». Внутренний двор © Проектное бюро АПЕКС
Клубный дом с подземной парковкой «Долгоруковская 25». Внутренний двор © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Речь о миниатюрном участке – всего лишь 0,32 га, 30 соток, на второй линии Долгоруковской улицы, в крайне разномастном и столь же интересном историческом окружении, к северу от Никольской церкви, анфас полукруглой площади Итальянского квартала Михаила Филиппова, за пятачком сквера местной собачьей площадки. К церкви «нарышкинской» архитектуры конца XVII века в 1904 году пристроили кирпичную трапезную и колокольню в неорусском стиле, переходном от эклектики к модерну. Церковь простояла до 1930-х, когда ее передали музею атеизма, а затем снесли, заменив зданием Союзмультфильма – неплохим, в сущности, памятником постконструктивизма; в 2018 его передали общине церкви. Сейчас ансамбль выглядит странно, как многие результаты советских вторжений в храмовые комплексы, но – при этом крайне романтично, в основном благодаря покрытой столетней патиной темно-кирпичной колокольне; человеку несведущему она может напомнить кирпичную готику, хотя архитекторы Воскресенский и Курдюков в начале XX века вдохновлялись, конечно, прообразами конца XVII столетия. Но главное – колокольня определенно «держит» на себе окружающее городское пространство.
Памятники и доминанты района © Проектное бюро АПЕКС
Памятники и доминанты района © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Дальше здесь вокруг все устроено не менее по-московски. Церковь и территория к северу от нее принадлежала Союзмультфильму и была занята небольшими строениями разного времени и степени заброшенности. Большую часть из них планируется снести, одно – небольшой, в три окна, деревянный дом 1821 года, выходящий на Долгоруковскую – имеет статус вновь выявленного памятника. Фактически, корпуса нового клубного дома займут территорию городской усадьбы статского советника Андрея Александровича Петрово-Соколово, построившего этот дом; в середине XIX века здесь был небольшой пруд, а к 1880-м фабрика. Союзмультфильм использовал дом как проявочную, но в 2004 году сруб дома наполовину обрушился, так что, по словам архитекторов, наилучший выход – переборка дома на новом фундаменте.
Вид на комплекс с высоты птичьего полета © Проектное бюро АПЕКС
Вид на комплекс с высоты птичьего полета © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Но вернемся к окружению. Ближайший сосед усадьбы Петрово-Соколово, дом прусского подданного Августа Зиберта – раннее, 1891 года, произведение Романа Ивановича Клейна, мастера стиля неогрек, автора Музея изобразительных искусств на Волхонке и ЦУМа; дом несколько подпорчен недавним ремонтом, и все же соседство более чем обязывающее. Следующий, если считать от центра – доходный дом товарищества Фишер, неоготика 1910-х. Напротив, через улицу, брежневские и лужковские гиганты. Так что вокруг миниатюрного пятачка рассматриваемого участка сгруппировались почти все варианты московской застройки. Авторам, следовательно, необходимо было учесть разнообразное соседство – но прежде всего то, каким фоном новый клубный дом станет для дома 1821, и для соседнего дома Романа Клейна.
Вид с Долгоруковской улицы © Проектное бюро АПЕКС
Вид с Долгоруковской улицы © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

С таким уровнем ответственности, небольшим участком и высотным ограничением 23 м архитекторы решили проектировать осторожно, лепя будущий дом постепенно – показывая заказчику варианты, отметая и дорабатывая. Получилось в общей сложности 9 версий, довольно разных – с консолью «подвешенной» городской виллы, с заостренным авангардным носом, с современным фасадом из респектабельных вертикальных окон, или с длинным «протуберанцем», этакой любопытной «головой» в створе между усадьбой Соколова и Никольской церковью. Рассматривали протяженные объемы, зигзагообразные и с внутренним двором, и похожие на броненосца бионически-нелинейные.
Варианты жилого комплекса © Проектное бюро АПЕКС
Варианты жилого комплекса © Проектное бюро АПЕКС открыть большое изображение
Вариант 2. Аксонометрия © Проектное бюро АПЕКС
Вариант 2. Аксонометрия © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Вариант 2 © Проектное бюро АПЕКС
Вариант 2 © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Вариант 4 © Проектное бюро АПЕКС
Вариант 4 © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Вариант 4 © Проектное бюро АПЕКС
Вариант 4 © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Исходные данные, впрочем, для всех вариантов общие – еще раз подчеркнем, авторы внимательно проанализировали окрестности как с точки зрения архитектурных точек отсчета, так и относительно видов – и на дом, и из него. Буквально стремясь извлечь максимум информации для проработки в проекте. Даже рассмотрели ретроспективно характер застройки в XX и XIX (!) веке, получив любопытные схемы. Не забыли о церкви Пимена, и о когда-то бывших на Миусской площади торговых рядах. Словом, работа проведена дотошная.
Долгоруковская, 25. Визуальные коридоры © Проектное бюро АПЕКС
Долгоруковская, 25. Визуальные коридоры © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Долгоруковская, 25. Схема развития района на XIX век © Проектное бюро АПЕКС
Долгоруковская, 25. Схема развития района на XIX век © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Долгоруковская, 25. Схема развития района на XX век © Проектное бюро АПЕКС
Долгоруковская, 25. Схема развития района на XX век © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Долгоруковская, 25. Схема развития района на XXI век © Проектное бюро АПЕКС
Долгоруковская, 25. Схема развития района на XXI век © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

А основные результаты следующие: самый интересный сосед – колокольня Никольской церкви, в свое время это отлично понял Михаил Филиппов, сориентировав свой огромный ЖК на нее концентрически и тем самым еще раз подчеркнув роль кирпичный башни. Далее – два ближайших соседа очень миниатюрны, да и до-брежневская застройка здесь была в основном в том же «московском» масштабе. Доходный дом товарищества Фишер крупнее, но зато обладает «ритмом дворов человеческого масштаба». И наконец, одну из главных проблем составляло облицованное керамогранитом здание, примыкающее к северной границе участка, точнее, его глубоко вынесенный ризалит, подступающий прямо к границе; сейчас там банк.

От ризалита требовалось отступить, и с этой стороны образовался небольшой дворик, который архитекторы превратили в курдонер – cour d’honneur, «двор чести», неизменная принадлежность замков и дворцов, как французских, так и палладианских.
Анализ существующих ограничений © Проектное бюро АПЕКС
Анализ существующих ограничений © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Остановить выбор на одном варианте из девяти помогли аналогии с колокольней, купеческой Москвой и Парижем: получилось два компактных прямоугольных корпуса близких параметров, развернутых под прямым углом друг к другу. Между ними – двор, отступающий от банковского ризалита, к югу он продолжается тропинкой в сторону Пыхова переулка и колокольни. Под двором, как и под всем пятном застройки – 2 яруса подземной парковки. Ближе ко двору и ризалиту северного «соседа» в первых этажах сгруппированы входные вестибюли. Первые этажи общественные, в западном, поставленном в глубине территории, корпусе ground floor, помимо входной зоны, занят офисами управляющей компании, в восточном запланировано кафе. Его продолжение – спускающиеся с Долгоруковской во двор ступеньки «амфитеатра», они отделяют пространство клубного дома от шума улицы.
План 1 этажа на отм. 0.000  © Проектное бюро АПЕКС
План 1 этажа на отм. 0.000 © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Апартаменты на 2-4 этажах – двух-трехкомнатные, от 39 до 78 м2. Зато вверху задуманы двухуровневые пентхаусы – они по контуру обступают центр, скрывая за собой выступы технического этажа (авторы считают важным, что техсооружения не должны быть заметны). Внешние стены пентхаусов наклонены внутрь, сходство с мансардой – парижской составляющей образа – подчеркнуто декоративными «створками ставен» из стеклофибробетона; они же объединяют верх ради большей цельности объема.
Схема разреза © Проектное бюро АПЕКС
Схема разреза © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
План 3-4 этажей  © Проектное бюро АПЕКС
План 3-4 этажей © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Скошенный силуэт придал дому ясно читаемое сходство с древнерусским ларцом, каких еще много в краеведческих музеях, и это сходство порадовало авторов, поскольку созвучно купеческой-мещанской Москве и их поискам исторического контекста – получилось своего рода «возвращение купеческого города», но не в виде одного из множества утраченных здесь одно- и двухэтажных особняков, а опосредованно, как сейчас принято, через образ вещи, укрупненной до размеров дома.
Вид с Пыхов-Церковного проезда © Проектное бюро АПЕКС
Вид с Пыхов-Церковного проезда © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Родство же с главным акцентом – колокольней – подчеркнуто кирпичной облицовкой. Кирпич выбран полнотелый, ручной работы, бесшовный, с выемкой по краю, подчеркивающий ребра стыков. Авторы подчеркивают, что его применение необходимо для достижения нужного эффекта – конечно же, не только чтобы вписать дома в контекст, но и чтобы подчеркнуть их «драгоценность» через родство с самым интересным объектом окружения. Кстати, подчеркивая «драгоценность» дома предложенные интерьеры используют золотистый оттенок, которому вторят, откосы окон – из панелей, имитирующих медь; как будто золотое свечение сокровищ немного просачивается изнутри, бросая медный «блик».
Фрагмент фасада © Проектное бюро АПЕКС
Фрагмент фасада © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Сечение фасада © Проектное бюро АПЕКС
Сечение фасада © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Кстати у колокольни, между вторым и третьим звоном есть перепад уровней, характерный, в принципе, для «нарышкинских» силуэтов скачок – он также перекликается с мансардным скосом клубных корпусов. Теперь, впрочем, у архитекторов возник новый повод для волнения: началось восстановление Никольской церкви, а вдруг колокольню заштукатурят? Впрочем, надо думать, опасение беспочвенное – ее фасады всегда были только кирпичными, и органы охраны в здравом уме не должны разрешить штукатурку.
Развертка по Долгоруковской улице © Проектное бюро АПЕКС
Развертка по Долгоруковской улице © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение
Развертка по Пыхов-Церковному проезду © Проектное бюро АПЕКС
Развертка по Пыхов-Церковному проезду © Проектное бюро АПЕКСоткрыть большое изображение

Кирпичная кладка разбавлена орнаментальными вставками: цветочными, напоминающими жуковины средневековых ларцов, и меандром, который служит своего рода поклоном соседу-Клейну. Получилось похоже на дом Игумнова. Абрисы домов-ларцов несколько приземисты из-за высотных ограничений и «башенной» типологии с коммуникационным ядром в центре объема, – это признают и авторы проекта. Впрочем, с одной стороны, для «ларцов» такая форма даже подходит, а с другой – архитекторы боролись с приземистостью всеми возможными средствами: убрали почти все горизонтальные членения, кроме меандров, и немного приподняли общую высоту.

Словом, строительство началось, и к 2019 во дворах на Долгоруковской должны появиться два дома-ларца, оживив своим нетипичным силуэтом многообразие окружающего города. 

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Вера Бутко
  • Рустам Керимов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Василий Крапивин
  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Сергей Чобан
  • Всеволод Медведев
  • Тотан Кузембаев
  • Зураб Басария
  • Юлий Борисов
  • Олег Шапиро
  • Екатерина Грень
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Олег Карлсон
  • Сергей Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Алексей Гинзбург
  • Константин Ходнев
  • Александр Асадов
  • Андрей Романов
  • Владимир Биндеман
  • Марк Сафронов
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Валерий Лукомский
  • Никита Бирюков
  • Никита Токарев
  • Сергей Труханов
  • Наталия Зайченко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Полина Воеводина
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Бровкин
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Рубежанский
  • Даниил Лоренц
  • Илья Машков
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Антон Бондаренко
  • Дмитрий Васильев
  • Александра Кузьмина
  • Станислав Белых
  • Николай Миловидов
  • Роман Леонидов
  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Мединский
  • Сергей Кузнецов
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Барклянский
  • Юрий Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Кампус МГУ
  • Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса в Сетуньском проезде
  • Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой на Киевской улице
  • Образовательный кластер в Южно-Сахалинске, конкурсная концепция
  • ЖК «Николаевский»
  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»

Технологии:

17.12.2018

Негорючие фасадные системы от ТЕХНОНИКОЛЬ: собираем надежный и безопасный пазл для частного домостроения

Эксперт направления «Минеральная изоляция» Компании ТЕХНОНИКОЛЬ Константин Козетов рассказывает, как обеспечить комфортный микроклимат внутри помещения круглый год и при этом сделать безопасный, долговечный, энергоэффективный и эстетически привлекательный фасад для частного дома.
07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
другие статьи