2022: что говорят архитекторы

Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.

mainImg
Подводить итоги этого года очень сложно. Мы долго сомневались и решили все же опросить архитекторов. Но поставили два условия.
 
Первое неприятно для архитекторов, для многих почти невыполнимо: не перечислять успехи своего бюро за год. То есть формата бравурного самоотчета постарались избежать. Исключение сделали только для культурных проектов. Благодарны за то, что у многих это наше условие было встречено с пониманием. Второе сложно чисто по-человечески: не говорить, ну или, опять же, почти не говорить и впрямую не говорить о, назовем это так, общественно-политической обстановке. Поскольку есть законодательные ограничения, которые мы намерены соблюдать, чтобы дальше делать свою работу, и поскольку в условиях таких ограничений многие не могли бы высказаться достаточно искренне. Остался один вопрос: мы попросили архитекторов вспомнить событие, явление, тенденцию или личное впечатление прошедшего года – их профессиональной архитектурной сферы.
 
В общем, неудивительно, что многие отказались – причины, вероятно, разные, двух перечисленных ограничений, и тех вполне достаточно. Но многие и ответили. Ответы очень разные, их больше тридцати.

Порядок ответов – чистый рандом, запускаем один раз. 


zooming

Антон Надточий, 
АБ ATRIUM

Надо отметить, что в течение года темпы и объемы проектирования в девелоперских проектах не уменьшились, год был крайне интересным и насыщенным, что было сложно предсказывать в марте. Сложная ситуация, в которой все мы оказались в феврале, спровоцировала на еще более активное развитие и поиск дополнительных точек опоры для своей профессиональной деятельности и сформировала основные тренды, которые, как я считаю, являются характерными для этого года. 

Первый – расширение границ новыми способами: не через посещение выставок или участие в международных премиях, а через открытие офисов в других странах. В нашем случае – это стал офис в Дубае. Или даже проектирование метавселенных – тоже новая тема, которой мы всерьез занялись в этом году.

Второй тренд – импортозамещение. Уход с рынка европейских производителей мебели повлек за собой всплеск новых интересных разработок от российских архитекторов и дизайнеров, которые не готовы соглашаться на реплики в своих проектах, но могут предложить собственные яркие идеи. Такие объекты можно было увидеть, в частности, на двух выставках этого года: «Среда обитания» в ММОМА и «Придумано и сделано в России» в московском музее декоративного искусства. Думаю, что данная тенденция будет сохраняться.

И третий развивающийся тренд – это усиливающийся фокус на социальной инфраструктуре. Все больше заказчиков относятся к созданию качественной образовательной среды не как к обременительной обязанности, а как к миссии и вызову. Мы тоже решили расширить свой вклад и подготовили книгу, в которой суммировали собственный опыт проектирования за 25 лет и исследования коллег в области архитектуры образования. Она выпущена совместно с журналом «Проект Россия» и будет презентована в 2023 году. Получилась книга-методичка, набор проверенных практических решений, дополненная мнениями экспертов отрасли. Мы надеемся, что это издание поможет повысить качество среды, а значит и качество образования в нашей стране и за ее пределами.
zooming

Николай Белоусов, 
проект «ОБЛО», воркшоп «Древолюция»

Из личных впечатлений – я побывал в Екатеринбурге, познакомился с прекрасными архитекторами, посмотрел город, мне показали Театр оперы и балета, построенный по проекту моего прадеда, Владимира Семенова, который известен, в частности, тем, что в 1930-е годы был главным архитектором Москвы. Он выиграл конкурс в 1912 году, а потом назвал проект в честь бабушки, которая меня воспитала – Светлана, ей было 3 года, когда он его выставлял под этим именем. Портрет бабушки есть на фасаде этого театра.
 
Моя главная забота – конечно, Древолюция, мне кажется, она получилась. Лица ребят, их доклады, вся наша работа… Мне кажется, они замечательные. В будущем году Древолюции 20 лет, в 2003 она впервые прошла у меня на заводе в Галиче. Есть план сделать объекты для деревни, соседней с нашим заводом. Мы спросим жителей и очень надеемся, что они воспримут мою инициативу позитивно.
Древолюция 2022. Объект «Другой»
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру



zooming

Сергей Мишин, 
АБ Studio-MISHIN

Меня поразил храм в Кубинке, как наиболее пронзительное предвидение всего того, что произошло вскоре после его открытия. Здесь витает дух смерти, оправленный в мрачную роскошь, а ведь, когда его проектировали и строили, мы все еще пребывали в блаженном и ласковом мире, и только авторы и заказчики удивительно точно спрогнозировали очертания того мира, в котором нам предстоит жить ближайшие десятилетия. Тот редчайший случай, когда архитектура не рефлексирует на события, но опережает их.
Главный храм ВС РФ
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Краем глаза я наблюдаю за непрекращающимися цветением и биением отечественной архитектурной жизни, различными фестивалями, форумами и биеннале. Неизменность транслируемого отовсюду оптимизма и железобетонной уверенности в правильности пути, по которому идет архитектура, лишь укрепляет меня в давно зародившемся подозрении, что наша архитектура – это такое странное и чудное растение, не имеющее никакого отношения к почве, на которой она произрастает.
 
И, конечно, самое поразительное и никак не укладывающееся в моей голове – это просачивающаяся информация о планах восстановления Мариуполя.


zooming

Григориос Гавалидис,
АБ GAFA

Неожиданный год, словно оказался в парке приключений и летишь на американских горках, где поворот за поворотом тебя ждет резкая смена обстоятельств. Непредвиденные перемены потребовали моментальной реакции и гибкости, мы старались держать фокус на главном и правильно оценить новые правила игры. Вопреки нашим переживаниям, город и заказчик сохранили динамику, запрос на качественный продукт и выразительность архитектуры – это приободряет, заставляет с надеждой двигаться вперед.

В этом году мы открыли офис в Афинах и сделали несколько экспериментальных проектов в Греции. Новый 2023 год для нас многообещающий.

 
zooming

Феликс Буянов,
«Архитектурная мастерская Б2»

Хочу отметить два события уходящего года в архитектуре – конкурс на Влтавскую филармонию в Праге, победу в котором одержал BIG, и колоссальный комплекс сооружений для чемпионата мира по футболу 2022, где выиграл народ Катара. Интересно, что во втором случае впечатлила даже не столько спортивная инфраструктура, заслуживающая всяческих похвал, сколько транспортная. Настоящими открытиями стали для меня метрополитен Дохи, спроектированный UN studio и Лусаил экспрессвэй – внутригородская скоростная автодорога от Доха сити до Лусаила. 
Влтавская филармония
© BIG

 


zooming

Владимир Кузьмин,
Проектная группа «Поле-Дизайн»
 
Комментарии по итогам года лучше, конечно, было бы формулировать в посленовогодней праздности и неге, если кому-то повезет ее обрести. Оглянуться, взвесить, повспоминать...
 
А в предновогодней гонке сложно с обобщениями!
Для нашей студии важным было возвращение в  относительно активный формат работы после посковидного «анабиоза». Еще одним явлением, достойным внимания – без однозначной оценки – явилась практически полная индифферентность архитектурного процесса к изменениям общей ситуации за последние десять месяцев.
 
Из узкопрофильных событий важным, этапным, даже прецедентным стало строительство двух многоквартирных домов из CLT панелей в Соколе Вологодской области. Для развития современной индустриальной деревянной архитектуры в нашей стране это –  реальная веха!

И еще надо отметить существенный рост набора на архитектурные и средовые направления в этом учебном году... Хочется верить, что это добрый знак и для педагогов, и для архитектурного цеха в целом.
 

zooming

Илья Машков,
АБ «Мезонпроект»
 
Событие архитектурного года – Зодчество. Прекрасные работы студентов Станислава Кулиша, расширяющие восприятие мироздания.
zooming
Зодчество 2022, проект Металето
Предоставлено: LabVa

Антисобытие – как и прежде, закон об архитектурной деятельности. Выбросив из поправок всё по сути, снова пытаются оставить его в архаичном, нерабочем состоянии.
 

zooming

Сергей Скуратов,
АБ «Сергей Скуратов architects»
 
Это был самый тяжелый и непредсказуемый год в моей профессиональной и просто человеческой жизни. Уверен, что и для сотен тысяч умных, честных и ответственных профессионалов не только в моей стране, но во всем мире. И не только для них, а и для миллионов простых людей, которые оказались в подобных обстоятельствах не по своей воле и без какой либо особой за это ответственности. Какие  важные архитектурные события я считаю самыми важными на фоне происходящего? Не знаю! Особо не интересовало. Какие то были. Только мне было не до них.


zooming

Антон Яр-Скрябин, 
АБ «Студия 44»

Очень классная история – «Казаныш». Я удивлен, что в Казани есть такой востребованный архитектурный фестиваль для молодежи, а у нас в Петербурге – нет. Там все вовлечены в архитектурные процессы, люди делятся опытом, это классная активность, организованная с размахом. Нельзя не делиться, не общаться, общение – самое главное, в нем много всего рождается. У нас почему-то эти процессы закрыты, и молодых ребят никто никуда не продвигает.
Форум Казаныш в парке «Урам» в Казани
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру



zooming

Евгений Новосадюк,
партнер «Студии 44»

Для меня этот год начался очень архитектурно и эмоционально, и самое интересное, что в таком ключе он и прошел! Дело в том, что уже второго января я летел в Ливан, а четвертого – стоял, окруженный рунами Баальбека. Невероятный по степени воздействия опыт стать свидетелем человеческой мысли, стремлений, усилий такого масштаба и качества, дошедший до нашего времени через эпохи, землетрясения, войны. Это впечатление останется со мной на всю жизнь.

А последним в череде всевозможных архитектурных событий стал фестиваль Казаныш, проходивший в Казани в первых числах декабря, где «Студия 44» была представлена большим количеством ярких и интересных докладов. Вообще надо сказать, что сама площадка для проведения мероприятия (экстрим-парк Урам), состав спикеров и тем для обсуждения были подобраны с большим вниманием. В результате получился интересный форум с очень приятной атмосферой, которой уже давно нет на крупных московских архитектурных выставках. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что начинаю быстро перемещаться между различными аудиториями, как это обычно происходит на WAF, для того чтобы услышать всех интересующих меня докладчиков. Обратно в Петербург я привез самые приятные впечатления и интересный опыт. Хочется поблагодарить организаторов за приглашение к участию и пожелать им успехов в дальнейшем!


zooming

Наталья Сидорова,
Архитектурная группа DNK ag
 
Архитектура и урбанистика
Начало реализации линейного города The Mirror Line в Саудовской Аравии. Интересно, что в истории архитектуры было немало концепций  линейных городов, в том числе авторства русских архитекторов, например, Николая Милютина и Николая Ладовского. Такие проекты всегда бескомпромиссные, амбициозные и экспериментальные. Строительство The Line, возможно, даст нам шанс впервые увидеть реализацию линейной концепции города и посмотреть, насколько она хороша и как работает в действительности.
 
Выставки и музеи
Выставочная и исследовательская деятельность Музея Архитектуры им. А.В. Щусева, который несмотря на сложные времена, продолжает с большим профессионализмом делать свое дело, представляя российскую архитектуру как часть культурного ландшафта, вчера и сегодня. Например, значимая выставка «Москва. Реальное», организованная Москомархитектурой, зафиксировала итоги работы текущего десятилетия московских архитекторов, и мы увидели достаточно высокий уровень нашей архитектуры. Итогом огромной работы с архитектурным  наследием стала выставка Константина Мельникова  МЕЛЬНИКОВ / MELNIKOFF. И в этом контексте эпохальным событием уходящего года можно назвать также старт реставрационных работ Дома Мельникова.
Выставка Мельников в Музее архитектуры, первый зал
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
 


zooming

Сергей Орешкин,
АБ «А.Лен»

Основное, что скорее позитивно для российского рынка архитектурных услуг – это массовый исход из России условных распиаренных западных «звезд». За 20 лет работы не сложилось ни одного стабильного партнерства российского и западного бюро и причина скорее в жесткой, можно сказать и колониальной, тактике  экспорта к нам архитектурных услуг. В общем это сегодня точно пойдет на пользу России. Уровень российских архитекторов сегодня очень высок. Примерно то же происходило в 90-х в Китае: бурный заход западных команд, отъем работы у местных, а сегодня китайские архитекторы сами регулярно  выдают яркие проекты.

Хочу еще отметить, что в этом году правообладатели, а это на 90% американские компании, отказались продлевать лицензии на архитектурный софт. Мы все оказались одномоментно без права на работу, хоть садись за чертежную доску. Тут вспоминается то, как нас эти правообладатели «уговаривали» купить их продукты. Было даже доверенное агентство, по сути коллекторское, которое вместе с полицией вылавливало архитектурные бюро, использовавшие старые или «серые» программы.

Еще один многолетний тренд, который только усилился в этом году:  уход  от «цирковой» архитектуры, архитектуры аттракциона и эпатажа. Мир архитектуры становится рациональным, бережливым – ничего лишнего. С работами Захи Хадид, Ван Беркеля и Ма Ясонга казалось открылись новые горизонты – но выяснилось, что эти бионические здания человеческий организм не очень принимает, не понимает где опора, вертикаль. Обслуживать их невозможно, заказчики несут незапланированные эксплуатационные расходы. Их гнутость и кривизна не ложатся на функционал, чего не было, например, в авангарде: российский и европейский конструктивизм – это драматичная и яркая архитектура, при этом очень рациональная. При этом пресса продолжает бегать за фокусами: нет фокуса – нет интереса, нет статьи. 

Возможно, закончится влияние запада на нашу молодую архитектурную поросль, где все поголовно architects. Все годы всеми силами они пытались влиться в мировую архитектуру, а сейчас, когда есть шанс поднять на ноги российский архитектурный процесс, заниматься экспортом, например, в Китай– они впали в уныние, побросали соцсети, сайты, ничего не публикуют. 

Ничего крупного, как, например, грандиозный конкурс на реновацию в Москве, в этот год не было. Мне нравится яркая и активная позиция Сергея Кузнецова. Он публичен, делает дайджесты с архсоветов Москвы, у него открытая позиция. То, что делает Сергей Кузнецов в инфополе, нужно делать всем. 

«Доехали» итоги программы ДОМ.рф, по которой многие значимые площадки получили концепции и мастер-планы. Эта тема не публичная, не явная, раскрывать ее сложно, хотя это реальное событие. 

Настало время для переформатирования всего – порталов, журналов, выставок. 
Нужны разные форматы, больший охват авторов, отказ от цензурирования и исключение из показа знаковых проектов по субъективным мотивам.

zooming

Владислав Савинкин,
Проектная группа «Поле-Дизайн»
 
Отличительный 2022 год наконец дал возможность посмотреть на себя со стороны. В отсутствие дальних миграций, сетевого разнообразия и из-за собственных ограничений, наконец, появилась возможность заняться собой. Но даже в таких условиях выставочная экспонента разнообразно присутствовала и с удовольствием напрягала весь текущий год. Слова благодарности Василию Бычкову, Илье Мукосею, Дмитрию Фесенко, Екатерине Шалиной, Светлане Сергеевне Дымовой, Алексею Олеговичу Комову, Вячеславу Воробьеву и Николаю Ивановичу Шумакову. И, особенно, Екатерине Симаковой за образную идею, которая сопровождала все экспозиции в уходящем году. Самого главного события, Венецианской архитектурной биеннале, не было, поэтому и сожалеть пока не о чем.

 
zooming

Станислав Горшунов,
АБ «ГОРА»

Трудно сейчас в этот неспокойный год оценивать какие-то события, как будто все потеряло смысл. Но лично для меня событием стало то, что моя племянница поступила на кафедру Архитектурного проектирования, и что она горит желанием заниматься этим ремеслом. И сейчас, в преддверии Нового года кажется, что преемственность и заинтересованность молодого поколении профессией дает нам надежду на будущее.
 

zooming

Андрей Кораблев,
АБ TOBE architects

Для меня самым запоминающимся событием стала реализация Орхусской школы архитектуры – импонирует эстетика и чистота материалов. Школа больше напоминает промышленное здание, но если учитывать специфику образования, то можно представить, как студент, находясь внутри, знакомится со структурой здания, понимает ее основу и чувствует разницу масштаба. Сам дизайн – необработанный бетон, создает простор для творчества и одновременно устойчив к эксплуатации. Итог выглядит весьма рационально, логично и одновременно естественно.


zooming

Никита Явейн,
АБ «Студия 44»
 
Из реализаций, из того, что я увидел у нас – ГЭС-2 мне не очень понравилась, показалось, что из живого дома сделали макет. Хороший, конечно, макет. Но я видел старые фотографии – это был живой дом, с металлом, разноцветный, сложный: его почистили, немного упростили и покрасили в белый цвет – эффект довольно любопытный, но чувство в итоге сложное. Наверное, все это стильно и неплохо, но есть, с другой стороны, ощущение опрощения жизни. Мне бы не хотелось такого в нашем Центре в Выксе.
Конструкции под кровлей, 4 ярус галерей. Здесь расположены офисы V-A-C. ГЭС-2, Дом культуры фонда V-A-C / 03.12.2021
Фотография: Архи.ру

В остальном – не знаю. Для меня год был любопытным, у меня появились интересные задачи, которые меня развивают. У других – не знаю. В остальном я не увидел чего-то значимого, ни в мире, ни у нас. В мире, как мне кажется, интереснее региональные проекты: чилийские, китайские. Сайты я не очень смотрю, а журналы выписываю: А+U, El Croquis, Detail, Plan, Domus… Принципиально нового категорически не вижу, потеря смыслов, по-моему, уже стала очевидной. Тегеранский музей неплох, университеты Graphton тоже хороши.


zooming

Никита Токарев,
Архитектурная школа МАРШ
 
Постройка – центр «Зотов»: необычная история и типология здания, очень тонкая, я бы сказал, изысканная реставрация и музейного качества выставка. Это внутри. Снаружи девелопмент в чистом виде – гигантский масштаб жилых башен, создающий едва ли не пародию на «Белую площадь». По отдельности понятно, вместе трудно воспринимать.
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Ожидание – парк «Веретьево». Буду там на каникулах, возможно его интонация и есть самое точное сегодня высказывание.
 
Событие – воркшопы «Открытого города». Прежде всего «Анимация», «Археология» и «Еда». Отличный мультик, выставка и, конечно, накрытый стол. Архитекторы попробовали побыть нормальными людьми, то есть, говорить о том, что интересно всем, и у них (у нас) кое-что получилось.


zooming

Георгий Снежкин,
АБ «ХВОЯ»

Архитектура в этом году перестала выполнять свою базовую функцию – убежища и безопасности. <...> На этом фоне остальные события меркнут.

Российская архитектура стала изолироваться – многие иностранные архитекторы перестали работать в России и сотрудничать с российскими архитекторами – и это, безусловно, плохая новость.

На этом фоне нам особенно важно отметить премии наших коллег – мы рады за бюро KOSMOS, которое стало финалистом премии Archdaily Best New Practices 2023, и за Алину Черейскую из SA Lab, которая стала лауреатом премии 2021-2022 Europe 40under40 Award.

Архитектурным поражением обернулась идея устройства Тучкова Парка: несмотря на проведенный конкурс и решение об устройстве здесь парка, на Тучковом Буяне как ни в чем ни бывало продолжают строиться здания судов. Что самое поразительное – без каких-либо внятных объяснений, и без всяческой реакции. Думаю, это наиболее значительное событие в архитектуре нашего города и, к сожалению, тоже плохое.

Мы внимательно следим за своими любимыми авторами, каждый новый проект которых – значительное для нас событие. В 2022 это дом и ресторан в Юбе, Япония по проекту Junya Ishigami, и, с некоторым опозданием, порталы на выставке Expo 2020 по проекту Asif Khan.
Входные порталы Экспо-2020 в Дубае
Фото © Hélène Binet



zooming

Андрей Гнездилов,
АБ «Остоженка»
 
Год пролетел очень быстро, в постоянных попытках концентрации на работе. У всех были очень серьезные основания для эмоциональных переживаний, которые этому мешали, но оглядываясь назад, можно сказать, что концентрация получилась. Наверное, это был год испытания прежде всего человеческих, а не творческих качеств.
 
А такой концентрации я не помню, наверное, никогда, хотя и пандемия нас чему-то научила. Полнейшая перегрузка.
 
Из моих личных архитектурных впечатлений – два: поездка в Петербург, которую мы устроили для всех сотрудников после победы нашего проекта Veren Village на Зодчестве. Мы ее не ожидали, но, конечно, очень обрадовались, – да и путешествие было замечательным, прекрасное впечатление. Другое путешествие – в Галич на Древолюцию, которую организовал Николай Белоусов. Несколько светлых дней, мы занимались профессиональными вопросами и это было очень интересно. Очень интересные работы, прекрасная обстановка, небо, поле… Прекрасное место.
Древолюция 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

О разочарованиях, наверное, нет смысла говорить, но намечается такая тенденция: концепции, сделанные максимально быстро и в короткие сроки, то есть с большим напряжением сил, быстро закрывались в связи с решениями заказчиков и продажей объектов. Это учит нас новому правилу: не стоит планировать на большие сроки. Все может оказаться совсем не так, как предполагаешь.  


zooming

Игорь Членов,
АБ СПИЧ
 
Одним из ярко выраженных трендов этого года, мне кажется, стало успешное приспособление объектов наследия XX века под культурно-общественные функции. В постройках, которые раньше были заводами, фабриками-кухнями, кинотеатрами или НИИ теперь открываются музеи, общественные пространства, кафе. Новые функции позволяют наполнить эти объекты жизнью и одновременно возродить интерес к их архитектуре. Таких примеров лишь за этот год можно перечислить достаточно много – «Суперметалл» и центр «Зотов» в Москве, Музей курортной моды в Зеленоградске, концертный и выставочный залы в Нижегородских пакгаузах. Мы в СПИЧ горды тем, что к реализации некоторых из этих объектов имели самое непосредственное отношение.
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    Лобби пространства «Суперметалл»
    Фотография © Илья Иванов

Еще одним очень важным событием года я бы назвал выставку «Москва. Реальное», которая летом прошла в Музее архитектуры при поддержке Москомархитектуры. Экспозиция, инициатором и идеологом которой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, представила 33 объекта современной архитектуры столицы (включая несколько ещё строящихся комплексов). И это первый раз, когда главный профильный музей показывает не исторические постройки, а те, что создаются непосредственно при участии нынешнего поколения архитекторов. Мне кажется, это огромный шаг навстречу популяризации современной архитектуры.
Выставка Москва: реальное
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка Москва: реальное
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру



zooming

Борис Воскобойников,
АБ VOX architects
 
Наиболее ярким архитектурным впечатлением, единым в трех лицах, я бы назвал в уходящем году, знакомство заново с тремя объектами в Венеции, Цюрихе и Берлине, реконструированными британским архитектором Дэвидом Чипперфильдом и его бюро David Chipperfield Architects.
 
– Реконструкция части построенного в XVI веке в Венеции комплекса Старые Прокурации (Procuratie Vecchie ), с севера формирующего знаменитый облик площади Сан-Марко. Когда-то здесь заседали высокопоставленные городские чины, а сейчас здание занимает штаб-квартира страховой компании Generali.
 
– Новое здание для Kunsthaus Zürich. Вместе со старым зданием галереи образующее городскую площадь Хеймплац. Центральный зал Kunsthaus занимает всю длину пристройки, образуя связь между Хеймплац и новым Садом искусств на севере.
Кунстхаус в Цюрихе – новое крыло
Фото © Noshe

– Реконструкция Новой национальной галереи в Берлине – одного из последних проектов Людвига Мис ван дер Роэ, завершенного в 1968 году и реконструированного только сейчас.
 
Объекты совершенно разные, построенные в разные эпохи, но объединяет их необыкновенная деликатность и скрупулезность подхода к историческому архитектурному наследию. Подхода аристократично-консервативного и в то же время абсолютно новаторского.
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Проекты David Chipperfield Architects, это – великолепный образ соединения старого и нового, прошлого и будущего, синтеза аутентичных материалов с новыми инженерными системами и технологиями.
 
Культура отношения к прошлому, которой мы учимся и отдельные примеры которой стали, в последнее время, появляться и у нас. Проекты ГЭС-2 Ренцо Пьяно и Центральный телеграф в процессе реконструкции того же Дэвида Чипперфильда.


zooming

Александр Стариков,
АБ Syntaxis
 
Минувший год в архитектуре и строительном мире прошел под знаком ухода во внутренние проекты, концентрации на российских проектах и переформатирования бизнеса. Поэтому хотелось бы не уходить в абстрактные размышления о событиях в мире, а сосредоточиться на том, что происходит в нашей стране и ее столице. Я бы отметил конкурс на разработку важных транспортных узлов – станций метро «Остров мечты» и «Загорье». По его результатам были приняты очень выразительные решения от наших коллег из Totement Paper и UNK. Московский метрополитен продолжает развиваться семимильными шагами, что не может не радовать.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Кроме того я бы упомянул об открытии делового пространства “Supermetall” на территории НИИ Чермет им. Бардина в Басманном районе. Это очень впечатляющая выверенная архитектурная среда, созданная Марией Яско. Ее работа эстетично и одновременно нестандартно раскрывает брутальную эстетику промышленной архитектуры и металла. Шикарный гнутый металл, используемый при оформлении, в чем-то напоминает произведения Ричарда Серра.
Лобби пространства «Суперметалл»
Фотография © Илья Иванов

Нельзя не отметить здание пакгаузов в Нижнем Новгороде от московского архитектурного бюро СПИЧ. Это очень яркая, остроумная и вместе с тем невероятно тактичная по отношению к историческому наследию постройка.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Если говорить о современной застройке в духе делового мегаполиса XXI века, то я бы отметил небоскребы Capital Towers от Сергея Скуратова, в которых наше бюро сопровождает итальянское бюро Antonio Citterio в проектировании интерьеров.
 
И разумеется, я как и многие архитекторы, продолжал и продолжу пристально следить за развитием моих любимых проектов в России: реконструкцией Бадаевского завода от Herzog & de Meuron Architekten, и строительством жилого комплекса RED7 от MVRDV.


zooming

Михаил Давыдов, 
АБ Dialectica by Spectrum

Мне кажется прорывной идея соединить Ярославский и Павелецкий вокзалы под землей. Это грандиозный проект, в мире можно найти аналогии, но не в Москве ничего подобного пока не было.


zooming

Иван Кожин, 
АБ «Студия 44»

Единственное архитектурное событие которое могу отметить в этом году – открытое письмо архитекторов и градостроителей России, написанное в феврале.


zooming

Станислав Кулиш,
АБ LabVa pro
 
Год, с точки зрения профессии, выдался насыщенным, то ли по причине  инерционных движений, то ли из-за накачки деньгами рынков, но работы было много у всех и получились очень интересные проекты. Выделить какое-либо событие сложно, но то, что все стали расти вверх, выше 100 метров – это здорово. Силуэтность города стала меняться и он стал читаться совсем по-новому. Надеюсь, что задела хватит и на следующий год, а там, глядишь, и политики решат хотя бы часть проблем, мешающих нам вернуться в привычный ритм. В этом году, особенно для многих, наконец, стало ясно, что качество архитектуры впрямую влияет на качество среды и жизни в ней, и что просто метрами сегодня уже никого не привлечешь, даже в топовых локациях. Выбор покупатели и арендаторы однозначно делают в пользу архитектурного качества городской среды, окружающей объект. Появляется много интересных проектов социального формата, отличные школы, детские сады, всё больше девелоперов воспринимают их не как нагрузку, а как дополнительный повод показать покупателю свою заботу о нем, ну и качество таких проектов становится аргументом в пользу выбора на конкурентном рынке. Одним словом работать ИНТЕРЕСНО. Очень хочется, чтобы архитектура была качественной и персонифицированной, чтобы не приходилось гадать над домами-близнецами, кто какой спроектировал. Всем удачи и успехов в Новом году, хороших проектов и, конечно, Мира!


zooming

Денис Настас,
АБ «Настас и партнеры»

Главным архитектурным событием в мире, как это ни странно покажется, для меня стал Чемпионат мира по футболу в Катаре. Такое количество оригинальных спортивных арен, которые учитывают местный контекст, восхищает. Даже архитекторы Zaha Hadid, оставаясь верными себе, сделали стадион в виде раковины, поскольку в этом месте был и есть промысел жемчуга. А стадион из 974 морских контейнеров в портовом городе – просто огонь! Не говоря о главной арене, в формах которой легко считывается традиционная шатровая тема Катара.
Стадион Аль-Джануб
© Hufton+Crow

Главным архитектурным событием страны, на мой взгляд, стали два архитектурных фестиваля: Зодчество, которому исполнилось 30 лет, и Петербургская биеннале. Они показали, что уровень нормы в столицах растет, таким образом есть надежда, что и регионы рано или поздно тоже подтянутся. И Россия в целом будет краше.

  
zooming

Степан Липгарт, 
АБ Liphart architects

Ограничим подведение итогов 2022 стеклянным шаром профессиональной деятельности, тем более то, каким будет пространство вне его, стало уже в целом понятно год назад.

Наиболее отрадно в уходящем году было наблюдать за успехами коллег ровесников. Наше поколение постепенно входит в силу. Увлекательны поиски идентичности от неутомимой Мегабудки. Сглаженные беленые углы интерьеров гостиницы на Кудыкиной горе и удивительно изящная кондовость (в смысле крепость) Музея Утраченных Кремлей рассказывают о нездешнем чуде наследия, которое так оказывается близко и живо – смочь бы вспомнить. 
 
Очень сильным впечатлением стал проект ЖК «Рассвет» Kleinewelt Architekten. Сбитые ритмы угольных столбов, тяжко шагающих, то сплоченных, то будто бы чуть расступающихся, поблескивая призрачной надеждой. Мог ли вообразить себе столь сумрачные зори итальянец Гуэррини?
Клубный дом на Малой Грузинской улице
© Kleinewelt Architekten

В этом году мы много проектировали за пределами Петербурга и это, должно быть, закономерный этап. Каждое новое место дает свой оттенок вдохновения, особенно воодушевляет Казань и люди, ее населяющие. 

В целом же, перспективы как будто просматриваются, но пока только как фон для угольных столбонад.


zooming

Александр Котенков,
руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы
 
В этом году стоит отметить высокое внимание, которое Московское правительство уделяло развитию неэффективных территорий. Были определены сотни границ КРТ, в которых в будущем появятся многофункциональные технопарки, жилые кварталы, объекты городской инфраструктуры. Такая инициатива повысит привлекательность Московского земельного фонда, привлечет инвесторов на фоне дефицита новых строительных площадок, создаст большое количество рабочих мест, что привлечет дополнительные  поступления в городской бюджет. Детальное развитие каждого КРТ в дальнейшем должна определить разработанная градостроительная документация.

Если говорить про региональную повестку, то все активнее становится тема мастер-планирования. Этот документ позволяет в короткие сроки комплексно проанализировать небольшую территорию, город и даже агломерацию. Мастер-план позволяет выявить точки развития, предположить варианты не только территориального развития, но и определить, к каким экономическим эффектам приведут запланированные мероприятия. Отмечу, что с такими задачами справился наш Институт в этом году, работая над мастер-планом Южно-Сахалинской агломерации.


zooming

Рубен Аракелян,
АБ WALL
 
Если оставить за скобками гуманитарный и политический контекст, то лично в меня вселяет уверенность и все больше убеждает, что область искусства способна обладать некой силой и устойчивостью к внешним реалиям. Это и объясняет темп и активность архитектурных событий и ту неспадающую энергию, которую я наблюдаю в этом году :-) 
 
Безусловно, очень активно развивалась и запомнилась выставочная деятельность, в частности, выставка «МироЗданиЯ. Образы мира и творческого «Я» в архитектурной графике и живописи 1990 – 2022» в МУАРе, замечательная выставка посвященная современной архитектуре «Москва. Реальное», организованная Москомархитектурой. Очень понравился проект бюро Меганом на Поклонной горе.
Выставка «МироЗдания» в Музее архитектуры. Куратор Екатерина Шалина
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру



zooming

Сергей Труханов,
АБ T+T Architects
 
2022 год выдался очень противоречивым, в том числе и в архитектурном мире. Я могу выделить трио событий, которые потрясли индустрию и еще отзовутся в ней долгим эхом на годы вперед. Первое – то, что культура отмены добралась до российских архитекторов и, к сожалению, на какой-то период нашу страну выключают из множества международных конкурсов, тендеров и премий. Этот факт действительно обескураживает, так как архитектура всегда была вне границ, гражданств, политики и предрассудков, а архитектор – это всегда гражданин мира. Из сотрудничества разных стран, поколений и идей всегда рождались самые амбициозные, яркие и невероятные идеи. Поэтому ситуация, когда нас, к сожалению, искусственно разъединяют, не принесет никому пользы.
 
Второе ключевое событие – начало реализации грандиозного и сверхамбициозного проекта по возведению города будущего The Line Саудовской Аравии.  Воображение поражает не только футуристический вид мегаполиса в форме рассекающей пустыню зеркальной линии протяженностью 170 км, но и сложность, а также инновационность концепции. Это, пожалуй, главный вызов на несколько десятилетий для мирового архитектурного сообщества, строителей, инженеров и бизнесменов. Здорово то, что он действительно начинает обретать реальные очертания, а не является лишь абстрактной идеей. Проектом занимается огромная интернациональная команда лучших профи со всего мира, которым предстоит решить невероятные задачи и вписать свое имя в историю. В противовес предыдущему тезису стоит подчеркнуть, что именно так должны работать архитекторы – творить вместе без каких-либо ограничений и создавать новые чудеса света.
 
Третье событие – глобальная колонизация мета вселенных архитекторами во всем мире. С каким бы скепсисом не относились люди к данной теме, но уже сейчас ведущие международные игроки активно осваивают цифровые пространства и строят свою работу вокруг них. В авангарде тренда стоит бюро Zaha Hadid Architects, которое сложно обвинить в отсутствии чутья к перспективным технологиям будущего.  Они уже полностью детально отстроили несколько площадок в децентрализованной платформе виртуальной реальности Decentraland. Кроме того, бюро совместно с одним из разработчиков занимается полным построением совершенно новой мета вселенной с открытым  миром. Иными словами, прямо сейчас ведется работа по формированию архитектуры для целого нового метамира. В том же Decentraland уже создаются штаб-квартиры крупных корпораций и это только начало. Мы еще не до конца осознаем влияние подобного явления на проектную индустрию, но то, что оно будет огромным – факт!


zooming

Михаил Мамошин, 
Архитектурная Мастерская Мамошина

В первую очередь следует отметить, что 27 апреля на отчетно-выборной конференции Санкт-Петербургского Союза архитекторов президентом был избран Владимир Григорьев, а почетным президентом стал Олег Романов. Это произошло в контексте ленинградских и петербургских традиций преемственности руководства Союза.

В августе на общественное обсуждение был вынесен проект генерального плана Санкт-Петербурга, рассчитанный до 2040 года, с прогнозом до 2050 года.

Для меня лично особенно важными представляются архитектурные события, связанные с возрождением в нашей стране церковного зодчества. В качестве председателя совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов и председателя совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России я имею непосредственное отношение к каждому из этих событий. 21 января при участии Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге мы провели в Доме архитектора выставку-презентацию, посвященную выходу книги  «Утраченные храмы Санкт-Петербурга. Опыт архитектурной реконструкции». 29 сентября в рамках фестиваля «Зодчество» впервые прошел  симпозиум, посвященный церковной архитектуре: «Храмы и сакральные пространства. Современные решения и Традиция». 25 ноября в стенах Голубого зала Музея Академии художеств состоялось открытие выставки «Храмоздание. Архитектурная графика, макеты». На выставке представлено более 30 проектов храмовых строений, исполненных на протяжении последних 35 лет. В их числе макеты, эскизы проектов, фрагменты росписей, проекты воссоздания живописи и многое другое. Все это по-особому воспринимается в наш век компьютерных технологий и BIM-моделирования.


zooming

Арсений Леонович, 
АБ PANACOM

Самым ярким для меня был опыт работы в качестве тьютора проекта «Открытый город». Благодаря нашей давней дружбе с Никитой Токаревым, с Food Academy, мое новое увлечение food-дизайном обрело плоть и кровь. Это была работа большого количества людей. Главное в ней – междисциплинарность. Это не просто архитектура, очередные проекты с конвейера. Общаешься с молодежью, да и сам как-то по-другому смотришь на вещи: что такое архитектура? Что такое гастрономия? Как выясняется, это по сути одно и то же, две базовые основополагающие человеческие ценности и необходимости. Мы нарисовали стол, светильники… Оказалось, что спроектировать застолье занимает столько же времени, сколько и градостроительный проект, который мы делали параллельно.
Архитектура + гастрономия / Открытый город 2022 / Архитектурная школа МАРШ, Арсений Леонович/PANACOM и Moscow Food Academy
Фотография © Руслан Хафизов

Если говорить о тенденциях – набирают силу архитектурные и урбанистические фестивали и форумы. Неожиданно сильное впечатление оставила Арх Москва 2022 года, именно с точки зрения деловой программы. Очень активна Казань, мы ездили туда несколько раз и разговоры всегда получались интересными. Словом, потенциал есть, есть и навыки, и школа. Надо работать и жить дальше.


zooming

Андрей Асадов,
АБ ASADOV
 
Главным и неожиданно приятным открытием для меня стало, что архитектура не умерла в этом году, ни весной, ни осенью. Оказалась живучей, вместе со стройкомплексом. Это какой-то парадокс. Думаю, причина в том, что во время кризиса все рационально мыслящие люди строят планы на будущее. А что такое для стройкомплекса планы на будущее? Это новые проекты.
 
Другая тема – в этом году мы внедрили у себя систему организации проектного процесса. Раньше я думал, что архитектура и четкое делопроизводство несовместимы, а теперь убедился, что вполне. Более того, четкий контроль всех процессов высвобождает больше времени для творчества!
 
А ещё мы открыли для себя CLT-панели от Сегежи Групп. В этом году наконец принят новый стандарт, который позволяет в зданиях до 4 этажей полностью деревянные конструкции без получения СТУ. До 9 этажей тоже возможно, пока с СТУ, но скоро и это изменится. Сегежа построили в Вологде опытные дома для сотрудников с полностью деревянным конструктивом. Для себя же мы поняли, что оптимальны гибридные конструкции, поскольку дерево работает на изгиб, а бетон – на сжатие.
 
Печальным сообщением стало разрушение аквариума в Берлине, мы отнеслись к нему с большим вниманием и соболезнованием, в частности и потому, что в нашем ТРЦ Океания есть аквариум от той же компании…


zooming

Раис Баишев,
АБ «Остоженка»
 
Если говорить об архитектурных впечатлениях, то должен сказать, что, увы, нередко бывает так: придумаешь какую-то форму, – и тут же находишь ее где-нибудь уже построенной. Причем именно реализованной и именно вскоре после того, как идея пришла в голову. У нас так получилось в Нижнем Новгороде на набережной, в проекте этого года – один из вариантов оказался похож на комплекс Eagle + West, построенный OMA в Бруклине. Я думаю так: можно было бы огорчиться, но ведь, с другой стороны, это доказывает, что мы все находимся в одном общем поле «архитектурной ноосферы» – что хорошо.
Жилой комплекс Eagle + West
Фото © Jason O′Rear
 


zooming

Алексей Курков,
АБ «Народный архитектор»

Наверное, важнейшей тенденцией последних лет является повышение интереса к теме архитектурного и культурного наследия и, как следствие, появление знаковых объектов, которые меняют отношение общества. В связи с этим нельзя не отметить открытие центра изучения конструктивизма «Зотов». Прекрасный проект Сергея Чобана и бюро СПИЧ в очередной раз показывает, что главная ценность таких объектов – это время, органично формирующее национальную идентичность.  Другой проект той же команды – «Пакгаузы» в Нижнем Новгороде – демонстрирует, как важно найти уникальный подход для каждого памятника.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Для нашего бюро этот год был в большой мере посвящен теме сохранения наследия. На днях мы получили премию Московская реставрация за Грот XIX в. в саду Баумана, который наконец то занял достойное место среди знаковых объектов столицы. 


zooming

Алина Черейская
SA Lab

Самое заметное – развитие метавселенных, нейронных сетей и эксперименты с ними в архитектуре. Появлению понятия «метавселенная» исполнился год, за который появилось много спекулятивных проектов и рефлексии о том, что может дать виртуальная среда архитектуре. Архитекторы думают о визуальном языке, функции и нарративе для пользователей. Мы сделали виртуальное пространство для музея Гараж и рассматривали на воркшопе со студентами, что такое тактильность и память в метавселенной. Но самое любопытное здесь, на мой взгляд, как физическое переходит в цифровое и наоборот.

Одновременно с этим нейросеть Midjourney с открытым доступом для широкой аудитории ворвалась в международную дискуссию, в которой все острее обсуждается искусственный интеллект и его место в творческом процессе. В конце ноября OpenAI дали доступ к новому продукту – ChatGPT, чат-боту на базе нейросетевой модели GPT-3.5. Он умеет отвечать на вопросы, писать стихи, описывать проекты, программировать на разных языках. Сейчас мы тестируем продукт и смотрим на возможности использования в архитектуре.

Еще один релиз, на который стоит обратить внимание архитекторам, – Point-E от лаборатории OpenAI, который научили по текстовому описанию создавать трехмерные модели. Пока это сырая штука, но общий вектор уже понятен.

Помимо традиционного разделения на технофобов и технооптимистов, появились два ответвления: те, кто считают алгоритмы соавторами, и те, кто отводит им позицию инструмента. В SA lab мы сделали два проекта с использованием Midjourney и познакомили студентов с ним на воркшопах. Летом мы запустили подкаст «Дом, который построил код», в котором соведущим стал искусственный интеллект по имени Седрик, с ним мы обсуждаем архитектуру в цифровую эпоху.

Из личных достижений для нас в этом году были важны получение престижной премии Europe 40/40 в апреле и выставка в Европейском центре архитектуры в декабре, среди неожиданных приятных открытий – выставка МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF.


zooming

Юлий Борисов,
UNK

1. Выставка в музее имени Щусева построенного за последние 20 лет. Осмысленное систематизировано 2. Начало строительства Бадаевского. Сложно вспомнить что-то еще выдающееся. Ну, и еще уход иностранных архитекторов, конечно.
Выставка Москва: реальное. Макет проекта ЖК Бадаевский
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру



zooming

Петр Советников и Вера Степанская,
АБ Katarsis

Для нас, как и для многих, уходящий год стал шоком. Очень хочется дать ему точное определение, но не хочется делать это за счет редакции Архи.ру.
 
За этот год мы забыли о мировой повестке, настолько, что пришлось открыть ArchDaily и вспоминать, что вообще происходило. В итоге остановились на том, что последнее, что сильно впечатляло – площадь возле Технологического института в Канагаве Дзюнья Исигами – такая вещь на пределе. Но, как выяснилось, это было аж в 2020…
 
Вообще нам нравится следить за локальными, крафтовыми небольшими бюро в разных странах – от Китая до Чили. Мы, к примеру, наблюдаем как Vector Architects, уже второй год, отливают из бетона бани, где-то в лесу под Пекином. И таких историй много, они тоже формируют глобальную повестку.
 
Вообще много, на первый взгляд, разного происходит одновременно. В целом – продолжается явный тренд на экологию и вторичное использование ресурсов, временность. В каждом втором конкурсе это центральная тема. За этим процессом мы тоже с интересом следим. В тоже время появляются здания подчёркнуто монументальные, «постоянные», но сделанные при помощи низких технологий, порой почти первобытными средствами. И это тоже про экологию, про отказ от индустрии. В Европе, по прежнему, строится много социального жилья, где локальные материалы и технологии часто составляют основу архитектуры. Как отличный пример такого подхода вспомнился комплекс под Женевой Atelier Archiplein.
 
Ну и конечно глобальная супертехнологичная архитектура OMA, MVRDV, Herzog & de Meuron никуда не делась – она, в свою очередь, развивает индустрию, которая тоже как будто стремится стать более энергоэффективной. Так что все в мире связано и составляет общую картину – так это нам видится.

Из важных российских событий – очень рады, что школе МАРШ удалось самосохраниться. Это обнадеживает.

31 Декабря 2022

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.