Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать и российскими, и европейскими архитектурными инструментами»

За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.

Архитектор:
Сергей Орешкин

Архи.ру:
Как написано на вашем сайте, предыдущая декада работы бюро, которая закончилась в 2020 году, прошла под девизом «чистая архитектура без потери индивидуальности и некоторой наивности». В каком направлении бюро движется сейчас, что изменилось?

Сергей Орешкин:
Фразу про «архитектурную наивность» требуется пояснить. Проектам, реализованным до 1917 года, которые сегодня мы воспринимаем как памятники архитектуры, хорошая наивность была свойственна. В эпоху модерна, например, появляется сказочный, книжный, отчасти детский декор, странные мотивы, не имеющие отношения к месту: что «Египетский дом» по проекту Михаила Сонгайло делает на Захарьевской улице в Петербурге? Но всем нравится – это близкий слой, его комфортно ощущать, а кроме того создается среда, которая рассказывает, какой вокруг мир, что еще может быть.

Хорошая наивность всегда ценилась в бюро «А.Лен». Мы хотели делать оригинальную архитектуру, которую люди запоминали бы и видели, что она «отрисована руками». 
Жилой дом на улице Чапаева, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

Но работам бюро «А.Лен» декоративность не свойственна за редким исключением.

В XX-XXI веках появились другие инструменты. Сейчас мы скорее стремимся к тому, чтобы фасад не был одинаковым со всех сторон. Современная стилистика не добирает необходимого зрительного комфорта, а клиент хотел бы дифференцировать свой дом – на уровне секции, этажа. Но рынку, девелоперу, архитектору часто лень нарисовать каждый этаж индивидуально.

А мы это всегда делали. Например, дома «Малахит» и «Лазурит» на Крестовском острове спроектированы таким образом, что каждая квартира становится ячейкой, которая на фасаде имеет свой особенный рисунок.
Жилой дом на Константиновском проспекте, 2006
Фотография © Н.Я. Шапорина / предоставлена «А.Лен»

Что касается декоративности, у нас в бюро сформировалось три направления: параметрические сетки или принты на стекле (отель Mercure в Саранске и «Хоккейный город» СКА), работа с 3D-кладками (клубный дом «Точка отсчета», жилые комплексы «Принцип», «Лиговский 232» и “Astra Marine”) и классическое декорирование скульптурными рельефами (премиальный комплекс 17\33 на Петровском острове и рельефы комплекса «Лиговский 232»).

«Малахит» и «Лазурит» – это элитное жилье. Получается ли у вас так же дифференцировать жилые комплексы эконом- и комфорт-класса?

Мы в «А.Лен» всегда считали, что надо делать максимально комфортным любой класс жилья. А создание индивидуальной среды в квартирах неизбежно влияет и на фасад. 

Во-первых, внутри любого дома неизбежно появляется деление на классы, происходящее от расположения и размера квартиры: есть студии и квартиры большого формата, видовые, угловые, торцевые квартиры. Опираясь на исходные данные, мы добиваемся «осознанной случайности». Например, несколько этажей дом идет рядовыми окнами, а потом вдруг угловыми – потому что появился хороший визуальный сегмент, который заслуживает видового окна. 
Жилой комплекс «Город звезд», Ленинградская область
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Во-вторых, мы стараемся проявить архитектурное уважение всем элементам дома, сделав это технологически правильно и удобно. Например, сейчас востребована гостиная с французским балконом – но это дорогой элемент, который уместно располагать только в комнатах большей площади: в маленькой квартире он будет неудобен. В угловых же квартирах грех не использовать эркер, который моментально переводит квартиру в статус полукоттеджа. Все эти элементы возможны в доме комфорт-класса. В разных сочетаниях они и дают ту самую «наивность» – рисованный, а не типовой этаж.
Дом на Львовской
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Новые сочетания элементов на фасаде появляются постоянно, мы это специально мониторим, следим за тем, что происходит в мире и в России. Это как в музыке – вроде все спето, аккорды всем известны, но вдруг появляется человек, который сыграл их по-другому – как Цой или Агутин. И в живописи – краски и кисти те же, но художник взглянул по-другому на цвет, появилась узнаваемая вещь. К этой узнаваемости мы стремимся. 
Клубный дом «Точка отсчета»
Фотография © Иван Смелов / предоставлена «А.Лен»

В последнее время песни не веселые – то про самоизоляцию, то про изоляцию от западного мира. Как это сказывается на архитектуре?

Мы были интегрированы в мировую архитектуру почти 30 лет, впитывали и работали со многими западными архитекторами: с голландцами KCAP и Orange Architects проектировали Golden City и «Лиговский Сити», с Populous – Театр песни Аллы Пугачёвой. 
Жилой комплекс Golden City. 6 квартал. KCAP, ORANGE, Архитектурное бюро «А.Лен»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

Был период стеклянной архитектуры. Когда заводы научились делать большепролетные и гнутые стеклопакеты, автоматом появилось новое течение – бионическая архитектура. Потом мир натолкнулся на проблему – жить в таких проектах дорого. Если традиционный дом почти не нуждается в уходе, то стеклянный требует колоссального обслуживания. Зодчим не хватило глубины исследования того, как конструкция будет жить и эксплуатироваться. И если элемент «взбадривания» среды, как музей в Бильбао, вполне оправдан, то повсеместное насаждение объектов-аттракционов и архитектурных фокусов наносит огромный экономический ущерб. После кризисов 2008 и 2014 годов их поток резко сократился.

Россия не успела этим заразиться. Даже бизнес-центр Захи Хадид в Москве гораздо рациональнее, чем все остальное, что она делала в мире. Но мы сильно подучились, появилась европейская архитектура, особенно большой путь прошла Москва. Но то, что мы забрали у Европы, – это международный стиль, архитектура, которая не имеет ни национальных, ни стилевых корней. Это глобальная проблема – неопределимо, где здание находится. 

Значит ли это, что построенный в Екатеринбурге компаунд мог бы стоять и в Воронеже, и в Перми? 

Идентификация по регионам всегда есть. Стандартный раздел, с которого мы начинаем проектирование, – это исследование истории места. При этом бывает разная глубина. Образ жилого комплекса «Проспект Мира. Компаунд» сначала вообще рождался под впечатлением от местных горных образований. Но потом, по мере осознания среды вокруг места строительства и «столичности» Екатеринбурга, мы пришли к выводу, что здесь должен быть сложный брутальный объем, в какой-то мере созвучный современной интернациональной архитектуре.

Когда мы работаем на юге – глубина до греков, генуэзцев и Византии. И дух места всегда накладывает отпечаток: если изучил архивы – это на 100 процентов скажется на фасадах и ландшафте. Например, полухадидовская гостиница Mercure в Саранске построена в интерьерах и принтах с национальными мотивами. 
«Mercure Саранск Центр». Отель сети Accor
Фотография © Александр Шеметов / предоставлена «А.Лен»

Какие международные контакты вы сейчас выстраиваете? 

Раньше ездили в Европу, сегодня в Китай, Дубай. При этом с Китаем работаем давно: «Хоккейный город» СКА облицован местной белой терракотой, которую мы нашли в 2014 году, во время первой итерации разворота на восток. Рынок материалов сузился, но все равно остался широким, а ограничения привели к большей разборчивости. Основные материалы, которые мы используем, почти все российские: штукатурка, керамогранит, кирпич, дерево, металлическая просечная сетка.  
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

В Ереване мы работаем с очень большим для Армении проектом площадью больше 300 000 м2. Работаем с удовольствием – культура близкая, а уровень опыта у нас на порядок выше, чем у любой армянской компании. Это похоже на то, как в Россию приходили бюро Нормана Фостера и Захи Хадид, которые работают уже поколениями, по 70-80 лет, и имеют гигантский бэкграунд. Нашим бюро, впрочем, в лучшем случае по 30 лет. 
Проект для Еревана
© Изображение предоставлено «А.Лен»

С рынка ушли 90 процентов зарубежных бюро, но спрос на европейскую методику проектирования сохранился. А мы относимся к тем немногим бюро, у которых есть опыт работы с западными компаниями: Populous, Engel & Zimmermann, KCAP, Orange Architects. Сейчас мы продолжаем работу с португальским бюро Saraiva+Associados, которое входит в топ-100 мира – участвовали с ними, например, в конкурсе «Новая Анапа». Наш опыт дает возможность оперировать и российскими, и европейскими  архитектурными инструментами.

Сейчас вы больше проектируете для родного Петербурга или для регионов?

Половина проектов – региональные, причем география широка: Владивосток, Хабаровск, Сочи, Анапа, Тверь, Тула, Москва, Екатеринбург, Тюмень.

Что касается Петербурга – это более близкий рынок. Сейчас мы работаем с лидерами в городе, основные клиенты – Setl Group и RBI. Они нас берегут и дают самую лакомую работу – концепции, мастер-планы и архитектуру. Мы сработались, есть разделение труда, отделы «А.Лен» и застройщиков где-то совпадают, что значительно упрощает процесс. Чем более специализированную работу делает бюро, тем выше эффективность. Компаниям, которые занимаются рабочим проектированием, нас не догнать.

При этом мы можем взять и камерный проект, если предложат знаковое место. Свежий пример – комплекс 17/33 на Петровском острове. Лучшее место за всю историю нашей работы: между мостом Бетанкура и Петровским стадионом, с двух сторон вода – Малая Нева и Петровский пруд, южный фронт. Суперэлитный проект, в нем мы обратились к «вязаной» фактуре фасада, архбетону, орнаментам из лилий. 
Премиальный комплекс 17/33
© Изображение предоставлено «А.Лен»
Премиальный комплекс 17/33
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Чем сейчас занимается «Архитектурная лаборатория» «А.Лен»? (подробно об этом исследовательском подразделении бюро мы рассказывали здесь – прим.ред)

Запущенная в рамках лаборатории программа «Идеальные квартиры» позволила нам стать экспертами в жилье – она получила роспатент, на что обратили внимание девелоперы, особенно региональные. Но мы пока что охватили только процентов 30 всевозможных типологий квартир, так что работа продолжается. 

С «Идеальными квартирами» сопрягается программа «Идеальные урбан-блоки». Благодаря ей в последние годы к нам пришли очень крупные проекты – мастер-планы на 1 000 0000 м2 и более.

Сейчас мы готовим к запуску градостроительную программу по организации зеленого каркаса. Она целесообразна при застройке от 100 000 м2 и предусматривает соединение парковой, бульварной, спортивной, рекреационной и зеленой зон, разделение транспортных и пешеходных потоков. На этот каркас мы нанизываем социальную программу – школы, детские сады. Ландшафту и социальному наполнению сейчас уделяется колоссальное внимание.
Жилой комплекс «Сенат»
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Вместе с российским производством продолжает развиваться кирпичная архитектура, в лаборатории мы исследуем возможности этого материала – например, для комплекса “Astra Marine” создали 30 типов кладки. Вязано-шершавые фасады, 3D-кладка воспринимаются дорого, а на самом деле это всего лишь работа мастера и архитектора. 
Жилой комплекс “Astra Marine”
© Изображение предоставлено «А.Лен»

В издательстве TATLIN скоро выходит ваша книга, интересная ее часть – скетчи, эскизы и рисунки. Успеваете ли рисовать сейчас?

В книге будет два раздела: самые интересные постройки бюро, а также моя личная графика. Я рисую как и всегда много, но сейчас чаще на электронных носителях – это очень удобно в поездках. А книге и предлагаю посвятить нашу следующую беседу!
Архитектор:
Сергей Орешкин

15 Марта 2024

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».