Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать и российскими, и европейскими архитектурными инструментами»

За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.

Архитектор:
Сергей Орешкин

Архи.ру:
Как написано на вашем сайте, предыдущая декада работы бюро, которая закончилась в 2020 году, прошла под девизом «чистая архитектура без потери индивидуальности и некоторой наивности». В каком направлении бюро движется сейчас, что изменилось?

Сергей Орешкин:
Фразу про «архитектурную наивность» требуется пояснить. Проектам, реализованным до 1917 года, которые сегодня мы воспринимаем как памятники архитектуры, хорошая наивность была свойственна. В эпоху модерна, например, появляется сказочный, книжный, отчасти детский декор, странные мотивы, не имеющие отношения к месту: что «Египетский дом» по проекту Михаила Сонгайло делает на Захарьевской улице в Петербурге? Но всем нравится – это близкий слой, его комфортно ощущать, а кроме того создается среда, которая рассказывает, какой вокруг мир, что еще может быть.

Хорошая наивность всегда ценилась в бюро «А.Лен». Мы хотели делать оригинальную архитектуру, которую люди запоминали бы и видели, что она «отрисована руками». 
Жилой дом на улице Чапаева, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

Но работам бюро «А.Лен» декоративность не свойственна за редким исключением.

В XX-XXI веках появились другие инструменты. Сейчас мы скорее стремимся к тому, чтобы фасад не был одинаковым со всех сторон. Современная стилистика не добирает необходимого зрительного комфорта, а клиент хотел бы дифференцировать свой дом – на уровне секции, этажа. Но рынку, девелоперу, архитектору часто лень нарисовать каждый этаж индивидуально.

А мы это всегда делали. Например, дома «Малахит» и «Лазурит» на Крестовском острове спроектированы таким образом, что каждая квартира становится ячейкой, которая на фасаде имеет свой особенный рисунок.
Жилой дом на Константиновском проспекте, 2006
Фотография © Н.Я. Шапорина / предоставлена «А.Лен»

Что касается декоративности, у нас в бюро сформировалось три направления: параметрические сетки или принты на стекле (отель Mercure в Саранске и «Хоккейный город» СКА), работа с 3D-кладками (клубный дом «Точка отсчета», жилые комплексы «Принцип», «Лиговский 232» и “Astra Marine”) и классическое декорирование скульптурными рельефами (премиальный комплекс 17\33 на Петровском острове и рельефы комплекса «Лиговский 232»).

«Малахит» и «Лазурит» – это элитное жилье. Получается ли у вас так же дифференцировать жилые комплексы эконом- и комфорт-класса?

Мы в «А.Лен» всегда считали, что надо делать максимально комфортным любой класс жилья. А создание индивидуальной среды в квартирах неизбежно влияет и на фасад. 

Во-первых, внутри любого дома неизбежно появляется деление на классы, происходящее от расположения и размера квартиры: есть студии и квартиры большого формата, видовые, угловые, торцевые квартиры. Опираясь на исходные данные, мы добиваемся «осознанной случайности». Например, несколько этажей дом идет рядовыми окнами, а потом вдруг угловыми – потому что появился хороший визуальный сегмент, который заслуживает видового окна. 
Жилой комплекс «Город звезд», Ленинградская область
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Во-вторых, мы стараемся проявить архитектурное уважение всем элементам дома, сделав это технологически правильно и удобно. Например, сейчас востребована гостиная с французским балконом – но это дорогой элемент, который уместно располагать только в комнатах большей площади: в маленькой квартире он будет неудобен. В угловых же квартирах грех не использовать эркер, который моментально переводит квартиру в статус полукоттеджа. Все эти элементы возможны в доме комфорт-класса. В разных сочетаниях они и дают ту самую «наивность» – рисованный, а не типовой этаж.
Дом на Львовской
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Новые сочетания элементов на фасаде появляются постоянно, мы это специально мониторим, следим за тем, что происходит в мире и в России. Это как в музыке – вроде все спето, аккорды всем известны, но вдруг появляется человек, который сыграл их по-другому – как Цой или Агутин. И в живописи – краски и кисти те же, но художник взглянул по-другому на цвет, появилась узнаваемая вещь. К этой узнаваемости мы стремимся. 
Клубный дом «Точка отсчета»
Фотография © Иван Смелов / предоставлена «А.Лен»

В последнее время песни не веселые – то про самоизоляцию, то про изоляцию от западного мира. Как это сказывается на архитектуре?

Мы были интегрированы в мировую архитектуру почти 30 лет, впитывали и работали со многими западными архитекторами: с голландцами KCAP и Orange Architects проектировали Golden City и «Лиговский Сити», с Populous – Театр песни Аллы Пугачёвой. 
Жилой комплекс Golden City. 6 квартал. KCAP, ORANGE, Архитектурное бюро «А.Лен»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

Был период стеклянной архитектуры. Когда заводы научились делать большепролетные и гнутые стеклопакеты, автоматом появилось новое течение – бионическая архитектура. Потом мир натолкнулся на проблему – жить в таких проектах дорого. Если традиционный дом почти не нуждается в уходе, то стеклянный требует колоссального обслуживания. Зодчим не хватило глубины исследования того, как конструкция будет жить и эксплуатироваться. И если элемент «взбадривания» среды, как музей в Бильбао, вполне оправдан, то повсеместное насаждение объектов-аттракционов и архитектурных фокусов наносит огромный экономический ущерб. После кризисов 2008 и 2014 годов их поток резко сократился.

Россия не успела этим заразиться. Даже бизнес-центр Захи Хадид в Москве гораздо рациональнее, чем все остальное, что она делала в мире. Но мы сильно подучились, появилась европейская архитектура, особенно большой путь прошла Москва. Но то, что мы забрали у Европы, – это международный стиль, архитектура, которая не имеет ни национальных, ни стилевых корней. Это глобальная проблема – неопределимо, где здание находится. 

Значит ли это, что построенный в Екатеринбурге компаунд мог бы стоять и в Воронеже, и в Перми? 

Идентификация по регионам всегда есть. Стандартный раздел, с которого мы начинаем проектирование, – это исследование истории места. При этом бывает разная глубина. Образ жилого комплекса «Проспект Мира. Компаунд» сначала вообще рождался под впечатлением от местных горных образований. Но потом, по мере осознания среды вокруг места строительства и «столичности» Екатеринбурга, мы пришли к выводу, что здесь должен быть сложный брутальный объем, в какой-то мере созвучный современной интернациональной архитектуре.

Когда мы работаем на юге – глубина до греков, генуэзцев и Византии. И дух места всегда накладывает отпечаток: если изучил архивы – это на 100 процентов скажется на фасадах и ландшафте. Например, полухадидовская гостиница Mercure в Саранске построена в интерьерах и принтах с национальными мотивами. 
«Mercure Саранск Центр». Отель сети Accor
Фотография © Александр Шеметов / предоставлена «А.Лен»

Какие международные контакты вы сейчас выстраиваете? 

Раньше ездили в Европу, сегодня в Китай, Дубай. При этом с Китаем работаем давно: «Хоккейный город» СКА облицован местной белой терракотой, которую мы нашли в 2014 году, во время первой итерации разворота на восток. Рынок материалов сузился, но все равно остался широким, а ограничения привели к большей разборчивости. Основные материалы, которые мы используем, почти все российские: штукатурка, керамогранит, кирпич, дерево, металлическая просечная сетка.  
Спортивный комплекс хоккейного клуба СКА. Реализация, 2016
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена «А.Лен»

В Ереване мы работаем с очень большим для Армении проектом площадью больше 300 000 м2. Работаем с удовольствием – культура близкая, а уровень опыта у нас на порядок выше, чем у любой армянской компании. Это похоже на то, как в Россию приходили бюро Нормана Фостера и Захи Хадид, которые работают уже поколениями, по 70-80 лет, и имеют гигантский бэкграунд. Нашим бюро, впрочем, в лучшем случае по 30 лет. 
Проект для Еревана
© Изображение предоставлено «А.Лен»

С рынка ушли 90 процентов зарубежных бюро, но спрос на европейскую методику проектирования сохранился. А мы относимся к тем немногим бюро, у которых есть опыт работы с западными компаниями: Populous, Engel & Zimmermann, KCAP, Orange Architects. Сейчас мы продолжаем работу с португальским бюро Saraiva+Associados, которое входит в топ-100 мира – участвовали с ними, например, в конкурсе «Новая Анапа». Наш опыт дает возможность оперировать и российскими, и европейскими  архитектурными инструментами.

Сейчас вы больше проектируете для родного Петербурга или для регионов?

Половина проектов – региональные, причем география широка: Владивосток, Хабаровск, Сочи, Анапа, Тверь, Тула, Москва, Екатеринбург, Тюмень.

Что касается Петербурга – это более близкий рынок. Сейчас мы работаем с лидерами в городе, основные клиенты – Setl Group и RBI. Они нас берегут и дают самую лакомую работу – концепции, мастер-планы и архитектуру. Мы сработались, есть разделение труда, отделы «А.Лен» и застройщиков где-то совпадают, что значительно упрощает процесс. Чем более специализированную работу делает бюро, тем выше эффективность. Компаниям, которые занимаются рабочим проектированием, нас не догнать.

При этом мы можем взять и камерный проект, если предложат знаковое место. Свежий пример – комплекс 17/33 на Петровском острове. Лучшее место за всю историю нашей работы: между мостом Бетанкура и Петровским стадионом, с двух сторон вода – Малая Нева и Петровский пруд, южный фронт. Суперэлитный проект, в нем мы обратились к «вязаной» фактуре фасада, архбетону, орнаментам из лилий. 
Премиальный комплекс 17/33
© Изображение предоставлено «А.Лен»
Премиальный комплекс 17/33
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Чем сейчас занимается «Архитектурная лаборатория» «А.Лен»? (подробно об этом исследовательском подразделении бюро мы рассказывали здесь – прим.ред)

Запущенная в рамках лаборатории программа «Идеальные квартиры» позволила нам стать экспертами в жилье – она получила роспатент, на что обратили внимание девелоперы, особенно региональные. Но мы пока что охватили только процентов 30 всевозможных типологий квартир, так что работа продолжается. 

С «Идеальными квартирами» сопрягается программа «Идеальные урбан-блоки». Благодаря ей в последние годы к нам пришли очень крупные проекты – мастер-планы на 1 000 0000 м2 и более.

Сейчас мы готовим к запуску градостроительную программу по организации зеленого каркаса. Она целесообразна при застройке от 100 000 м2 и предусматривает соединение парковой, бульварной, спортивной, рекреационной и зеленой зон, разделение транспортных и пешеходных потоков. На этот каркас мы нанизываем социальную программу – школы, детские сады. Ландшафту и социальному наполнению сейчас уделяется колоссальное внимание.
Жилой комплекс «Сенат»
© Изображение предоставлено «А.Лен»

Вместе с российским производством продолжает развиваться кирпичная архитектура, в лаборатории мы исследуем возможности этого материала – например, для комплекса “Astra Marine” создали 30 типов кладки. Вязано-шершавые фасады, 3D-кладка воспринимаются дорого, а на самом деле это всего лишь работа мастера и архитектора. 
Жилой комплекс “Astra Marine”
© Изображение предоставлено «А.Лен»

В издательстве TATLIN скоро выходит ваша книга, интересная ее часть – скетчи, эскизы и рисунки. Успеваете ли рисовать сейчас?

В книге будет два раздела: самые интересные постройки бюро, а также моя личная графика. Я рисую как и всегда много, но сейчас чаще на электронных носителях – это очень удобно в поездках. А книге и предлагаю посвятить нашу следующую беседу!
Архитектор:
Сергей Орешкин

15 Марта 2024

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса