English version

Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила одинаковы для всех»

Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.

mainImg
Архитектор:
Николай Макаров
Александр Бровкин
Мастерская:
bbm-project
Архи.ру:
С помощью каких механизмов Московская область управляет проектами комплексного развития территорий (КРТ)?
Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области. Мособлархитектура на Зодчестве 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России

Александра Кузьмина,
главный архитектор Московской области:
В конце 2020 года был принят Федеральный закон №494-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ. Закон ввел в кодекс понятие комплексного развития территорий (КРТ), а также новый механизм реализации инвестиционных проектов, который в том числе предполагает расселение ветхого, аварийного фонда. В этой связи мы внесли соответствующие изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования и разработали ряд нормативно-правовых актов, в том числе закон Московской области № 2/2021-ОЗ «О некоторых вопросах комплексного развития территорий муниципальных образований Московской области…» и постановление Правительства МО №29/3 «Об утверждении положения о порядке комплексного развития территорий в Московской области», определяющее порядок реализации КРТ. Решение о КРТ в Московской области закрепляется за органами местного самоуправления, а правительство региона остается контролирующим органом. Также были разработаны стандарты качества жилищного строительства, свод правил, гарантирующих высокий уровень проектирования и строительства жилья в регионе.
 
В 2021 году был также создан Фонд содействия развитию КРТ Московской области, в 2022 году – проектный офис КРТ, в котором работает целая группа экспертов из разных ЦИОГВ, что позволяет обеспечить комплексный подход при разработке проектов.
Александра Кузьмина, главный архитектор Московской области, в золотым знаком Зодчества 2023, полученным Мособлархитектурой за проект, представленный на фестивале
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России

Сколько сейчас территорий с КРТ в Московской области?
 
На данный момент 85 проектов на разных стадиях, 11 договоров уже заключено. Почти треть – КРТ на ранее нежилых, пустующих и бывших промышленных территориях, ими прицельно занимается областной Фонд содействия комплексному развитию территорий.

При этом под комплексную жилую застройку мы отдаем только депрессивные, неработающие территории.
Круглый стол «Реновация и джентрификация», Зодчество 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России
Мособлархитектура на Зодчестве 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России

Где больше проектов КРТ, у МКАД или ближе к границам области?
 
Конечно, первый пояс у МКАД более привлекателен для инвесторов. Здесь расположен первый объект КРТ области, получивший разрешение на строительство, ставший победителем архитектурного конкурса «Лучший проект Подмосковья» в номинации «Жилая многоэтажная недвижимость» и получивший серебряный знак на фестивале «Зодчество» в 2022 году, – ЖК «Долина Яузы». Со вторым и третьим поясом сложнее, стоимость м2 меньше, рентабельность ниже, сложнее запустить аукцион.
 
Редкий, счастливый случай – в Наро-Фоминске. Люди долгие годы работали на возвращение памяти месту, реализовали концепцию редевелопмента исторической части территории бывшей шелкоткацкой фабрики с бережной интеграцией старинных построек в современное общественное пространство с многофункциональной средой и пешеходной зоной. Архитектурное бюро «ДНК аг» разработало интересный проект жилой застройки, ставший продолжением краснокирпичного фабричного ансамбля. Территория преобразовалась настолько, что мы тут сидели с архитекторами, обменивались смс-ками, я пишу: ребят, может, переедем в Наро-Фоминск? Мне отвечают, да, да, неплохо бы. Там есть все, не хватает только, пожалуй, филиала университета. Тогда можно было бы жить: молодым учиться, на склоне лет преподавать. Большая удача, когда осознанные люди, настоящие профессионалы, причем я говорю и о застройщике, и об архитекторах, начинают работать вместе над одной территорией. 
Мособлархитектура на Зодчестве 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России
«Город на острове», авторы концепции – ДНК аг, макет был главным экспонатом стенда Московской области на Зодчестве 2023. Мособлархитектура на Зодчестве 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России

Как вы добиваетесь разнообразия застройки и, собственно, ее комплексности? Где берете ресурсы для развития?
 
Мы не работаем с земельным участком – мы всегда работаем с территорией.
В постановлении 29/3, которое я упоминала выше, мы зафиксировали требования к комфортной среде. Это дополнительные, сверх РНГП, обременения. Если бы их не было, каждый участок давал бы больше выхода «полезных», собственно продаваемых, площадей.
 
То есть это за счет застройщика?
 
Требования зависят от площади территории. Маленький участок, до 5 га, потеряет не более 2% –в основном на велопешеходные дорожки по его периметру. А для больших территорий, от 10 га и более, необходимо предусматривать целый комплекс мероприятий по созданию комфортной среды – до 20% площади участка может потребоваться на создание парков, скверов, бульваров, объектов культуры, досуга, торговли и развлечений. И эти требования – не просто обременение, а также факторы, повышающие привлекательность недвижимости – сознательный застройщик хорошо это понимает.

Мы стараемся резервировать возможности для развития комфортной среды на самом старте работы с мастер-планом. Конечно, бывают территории, расположенные рядом с лесом, или с водой, где можно обустроить парк, сквер или набережную вне отведенных границ, мы это тоже используем, создавая таким образом новые благоустроенные пространства, но это – скорее исключение из правил, такие участки встречаются достаточно редко.
 
Мы также стремимся к тому, чтобы общественные пространства были тематическими, связанными с историей места, чтобы память не вымывалась вместе с новой застройкой: в отличие от московской, реновация Московской области происходит за счет внебюджетных источников, прирост населения в локациях – достаточно существенный.

Если я спрошу вас, чем отличается реновация Московской области от реновации в других регионах и в Москве, – как бы вы это сформулировали?
 
Мы отличаемся тем, что у нас проект прежде, чем выйти в стройку, проходит несколько этапов градостроительного анализа и градостроительной проработки. Первое – мы не идем по пути уплотняющей точечной застройки. Даже если места мало. Пример – микрорайон Двадцать в Мытищах: вы видите маленький участок, казалось бы, он заполнен жилыми домами – на самом деле это не так, за границами территории мы находим возможности расширения социальной инфраструктуры, делаем пристройки к школам и так далее.
 
Второе – мы в Московской области ввели понятие мастер-плана. Этот документ представляет собой детально проработанную архитектурно-градостроительную концепцию, которая на этапе до подписания договора о КРТ закрепляет все основные параметры будущей застройки, начиная от технико-экономических показателей и заканчивая планом дальнейшего использования территории.
 
Большинство регионов работают через документацию по планировке территории, – но это уже следующий этап после мастер-плана, который мы разрабатываем на старте. Мы сделали мастер-планы обязательными на законодательном уровне, и некоторые регионы уже последовали нашему примеру.
 
Мастер-план, положенный в основу работы над проектом, с одной стороны, гарантирует качество жизни для жителей при реализации новой комплексной застройки, с другой – минимизирует риски застройщиков и региона, потому что дает возможность оценить затраты на ранней стадии.
Мособлархитектура на Зодчестве 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России
Мособлархитектура на Зодчестве 2023
Фотография: предоставлена Союзом архитекторов России

Спрошу для справки – мастер-план в Московской области закреплен законодательно? Каким образом, где, кто занимается его разработкой?
 
В законе «О Генеральном плане развития Московской области». Мы прописали такой механизм реализации, как комплексное развитие территорий, исходя из федеральных расценок оценили его как определенный процент от проекта планировки и межевания – и закрепили полномочия по сопровождению его разработки за Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области.
 
У нас есть прекрасные подведомственные институты: Мособлгеотрест, он занимается сбором данных, и Институт градостроительства Московской области. Там работают настоящие профессионалы, и благодаря их компетенциям у нас есть возможность совместно давать первичную оценку территории – как правило именно они работают над мастер-планами. Но если муниципалитет примет решение привлечь другого проектировщика, мы будем сопровождать его работу точно так же. Легко работать, когда правила одинаковы для всех.
 
Насущный для нашей аудитории вопрос – как архитекторы попадают в программу КРТ? Кто выбирает авторов: ваше ведомство, заказчик, или заказчик, скажем, с вами советуется?
 
Довольно странный вопрос!
 
Когда мы говорим о решении, которое принимает заказчик в отношении архитектора, с которым он будет работать, – я могу признаться, что у меня нет никакого механизма влияния. Рынок есть рынок. С этической точки зрения я не имею права никого рекомендовать, – не только по закону, но еще и морального права не имею, поскольку это было бы недобросовестной конкуренцией, – но, к сожалению, иногда такие, я бы не сказала «архитекторы», а проектировщики выигрывают некоторые конкурсы, и потом приходится очень много работать над проектами, и через рекомендации экспертов нашей Рабочей группы Архкомиссии и сотрудников Комитета по архитектуре и градостроительству доводить работу, простите за такие слова, бракоделов, до наших стандартов. Мы всем стараемся помочь и никогда ни для кого не делаем исключений, ни для хорошего автора, ни для плохого.
 
К сожалению, слабых архитекторов стало очень много. С прискорбием это констатирую, думаю, проблема лежит глубоко, где-то она связана с исчезновением специалитета и перехода на академическую мобильность, которая дает нам замечательных техников-архитекторов, а потом, на выходе из магистратуры, по большей части недо-ученых. К счастью, есть хорошие проектные бюро с большими традициями, где повышение уровня квалификации происходит за счет взаимного обмена, по сути – наставничества. Очень многое, конечно, очень многое зависит от личности.
 
Наши нормы были написаны так, как они написаны, – из-за того, что среднестатистическое качество проектирования у нас очень низкое. Лозунг наших стандартов: «лучше можно, хуже – нет». Мы текстом описали минимальный набор качественных требований.
 
Конечно, процесс инертен. Планируем мы сейчас, результаты сможем оценить, как говорится в названии «Зодчества», – завтра. Или даже послезавтра. Сейчас мы выдвигаем гипотезу, что наши меры и наши нормативы будут достаточны для того, чтобы добиться необходимого качества застройки от любого качества проектировщика.
Архитектор:
Николай Макаров
Александр Бровкин
Мастерская:
bbm-project

27 Ноября 2023

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.