Дерево за 15 лет

Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.

mainImg
В прошлом году в России построено 15,6 млн кв. м жилья из дерева, это максимальный показатель за всю историю наблюдений с 2009 года. По данным Росстата, в 2009 году ввод деревянного жилья находился на уровне 7,5 млн кв. м. Затем с 2010 по 2018 год показатель варьировался от 6,7 млн до 8,3 млн кв. м, снижаясь и увеличиваясь в отдельные годы. Но с 2019 года ввод деревянных домов начал планомерно расти. В 2020 году он составил 9,3 млн кв. м, в 2021 году – 10,8 млн кв. м., в 2022 году – 14,2 млн кв. А по итогам прошлого года ввод жилья из дерева превысил 15,6 млн кв. м, увеличившись за год на 9,8%, а за два года – на 44,4%. Доля деревянного домостроения по итогам 2023 года составила около 14% или 110,1 млн кв. м.
Проект «Volga Datcha Astrakhan», компания Архивуд
Фотография © пресс-служба АРХИWOOD

По оценкам Рослесинфорга, в 2023 году доля деревянных домов в загородном строительстве оказалась еще выше и составила 30–35%. При этом в общей структуре деревянного домостроения в России преобладают дома в пределах 120 кв. м, использующие новые технологии  – каркасное строительство или дома из клееного бруса, с перекрытиями и внутренними перегородками из дерева.
  • zooming
    1 / 5
    Проект «Истранавтика», компания Архивуд
    Фотография © пресс-служба АРХИWOOD
  • zooming
    2 / 5
    Проект «Истранавтика», компания Архивуд
    Фотография © пресс-служба АРХИWOOD
  • zooming
    3 / 5
    Выставка в МУАР «Уилл Прайс. Параллели»
    Фотография © пресс-служба АРХИWOOD
  • zooming
    4 / 5
    Ресторан «Полянка», Московская область
    Фотография © пресс-служба АРХИWOOD
  • zooming
    5 / 5
    Статуэтки премии АРХИWOOD
    Фотография © пресс-служба АРХИWOOD

Высокий интерес к домам из дерева в Рослесинфорге объяснили в целом интересом к загородному жилью и моде на экоматериалы. Даже застройщики считают строительство из дерева одним из самых перспективных направлений  –  деревянные дома требуют меньше затрат на отопление, так как дерево обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Таким образом, это решает сразу несколько важных проблем, в том числе  – соблюдение экологических стандартов и обеспечение экономической целесообразности. Натуральное дерево обладает отличными теплоизоляционными свойствами. Это означает, что здания, построенные из дерева, более эффективны в плане сохранения тепла зимой и прохлады летом, что снижает затраты на отопление и кондиционирование. Согласно опросу Сбер Вместе, проведенном среди представителей строительной отрасли в начале этого года, многие компании сейчас начинают следовать этому тренду. Наибольший потенциал для развития опрошенные увидели в жилой недвижимости (95%), строительных материалах (85%) и социальной инфраструктуре (80%).
Церемония награждения премии АРХИWOOD
Фотография © пресс-служба АРХИWOOD

Как показывает статистика, за полтора десятилетия с 2009 года статус и место деревянного строительства в РФ сильно изменились. Мы решили опросить архитекторов, экспертов-членов совета главной премии деревянного строительства АРХИWOOD  –  что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
cic = 1

Владимир Кузьмин, руководитель студии «Поле-дизайн». Архитектор и дизайнер, преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ, архитектурной школы МАРШ, лауреат Государственной премии России в номинации «Дизайн» и профессионального конкурса архитекторов «Золотое сечение». Член экспертного совета архитектурной премии АРХИWOOD с 2009 по 2024 гг.

Главным изменением за последние 15 лет стало то, что дерево вновь обрело актуальность и статусность, и сегодня этот материал используется значительно шире, чем 20 и даже 10 лет назад, и именно с точки зрения актуальных технологий строительства, куда больше ценится и в архитектуре.

Архитектура, как и строительство  – направления достаточно консервативные и изменения и новые тренды тут формируются долго и меняются медленно. Нынешний период, на мой взгляд, можно охарактеризовать, как возвращение к истокам. Известный архитектор Джим Хеверин, из компании Zaha Hadid Architects, в одном из своих выступлений удачно подметил, что 19 век был веком металла, 20 век был веком бетона, а 21 век – век дерева. На мой взгляд это очень точно подмечено: сегодня мы возвращаемся к дереву как к традиционному материалу, но уже на новом витке развития и проектирования и технологий, и строительства.

В середине прошлого века мы, в погоне за необходимостью обеспечения «масс» квадратными метрами, «убежали» от дерева сначала в кирпич, потом в бетон и панельное строительство. Могло показаться, что традиции и прежний опыт деревянного строительства остались где-то в прошлом. Но когда появилась премия АРХИWOOD, выяснилось, что в среде лучших архитекторов дерево всегда оставалось материалом актуальным, важным и, главное, практичным. Этот материал, на самом деле, никогда не переставал питать творческой энергией архитекторов в нашей стране, вне зависимости от масштабов его использования.

Многим известны имена наших метров деревянной архитектуры  – Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Александра Бродского, Алексея Розенберга. Но это представители старшего поколения. Что радует, и в чем суть изменений последних 15 лет, да и будущее деревянного строительства – это появление плеяды новых талантливых и дерзких архитекторов, которые выбирают для себя возможность работать, именно с этим материалом. При Ассоциации Деревянного Домостроения, в рамках интенсива МАРШ «Современная Деревянная архитектура» мы много работаем с молодыми профессионалами и видим, как меняется их отношение к этому материалу, и как меняется качество того, что они делают. Безусловно, огромная заслуга в этом принадлежит таким профессиональным мероприятиям как «АрхБухта» в Сибири, фестивалям в Никола-Ленивце или в «Ясно-Поле», конкурсам в рамках «Древолюции», «Дерево в Архитектуре» и, конечно, премии АРХИWOOD, которые все эти годы работали над популяризацией этого направления.

cic = 1

Александр Ремизов, председатель Правления НП «Совет по «Зеленому» строительству». Член экспертного совета архитектурной премии АРХИWOOD с 2013 по 2024 гг.

За 15 лет мною было просмотрено очень много проектов, много домов построено, произведено огромное количество изделий из дерева. И, мне кажется, за это время очень многое было сделано для популяризации изделий из дерева, деревянной архитектуры, дизайна, дизайна среды, где присутствует дерево в нашей стране. Долгие годы прошлого века этот материал был недостаточно востребован, все больше использовали бетон, камень, металл меньше. А вот дерево, казалось бы, Россия так богата деревом, но этот материал так мало используется. Россия сказало свое слово в мировой архитектуре именно деревянным зодчеством. Храмы 16-18-го веков, –  те же Кижи, –  они являются совершенно уникальным явлением с точки зрения формообразования, с точки зрения конструкций.

Сегодня мы снова видим возвращение к дереву, в том числе благодаря запросу на экологичность. Дерево – единственный возобновляемый строительный материал. Глина, которую мы используем для производства кирпича, не появляется заново, как и материалы для производства бетона – дерево же можно посадить и вырастить. Во многих странах мира уже строятся деревянные небоскребы, и очень успешно. В нашей стране тоже была запущена программа строительства многоэтажных домов из дерева, хотелось бы пожелать ей успеха. Это позитивные тренды.

Но есть негативные тенденции, – сегодня во всем мире именно архитекторы нанимают строителей для реализации своих проектов, а в России наоборот. Как бы смешно было, если бы производители лекарств нанимали врачей, а производители музыкальных инструментов заказывали бы музыку композиторам. Премии, вроде АРХИWOOD, пытаются внести свой вклад в более гармоничное развитие архитектуры будущего, но хотелось бы большего.

cic =

Тотан Кузембаев, руководитель Архитектурной Мастерской Кузембаева, Член экспертного совета архитектурной премии АРХИWOOD с 2009 по 2024 гг.

Россия имеет бесконечный потенциал развития деревянной архитектуры – и потому, что у нас одни из самых больших запасов дерева, и потому, что у нас давние традиции и огромный опыт работы с этим материалом. Однако не нужно думать, что этот потенциал может быть реализован сам собой: для этого необходимо проделать огромную работу. В первую очередь, следует отметить значительное отставание от современных реалий строительных ГОСТов, особенно нормативов в сфере пожарной безопасности. Но также следует работать и с заблуждениями, существующими в сознании потребителей. До сих пор люди думают, что деревянные дома более пожароопасны, в то время как современные технологии обработки дерева и строительства из него, наоборот, позволяют делать деревянные дома одними из самых безопасных именно с точки зрения пожаров. Мы как архитекторы тоже ведем эту работу и занимаемся пропагандой деревянного строительства.

Как показывает опыт последних 15 лет, мы добились некоторых результатов. Но хотелось бы, конечно, чтобы работа в этом направлении велась активнее, смелее. В этом смысле архитекторам нужна поддержка государства. Когда речь идет об архитектуре как части культуры, то именно государство должно стоять на острие прогресса, защищать и продвигать новые идеи. Но пока у нас архитектура подчинена строительной отрасли, а законодательство и государственная политика работают в другой логике: побеждает тот, кто предложил самый дешевый бюджет за исполнение госзаказа. Такой подход убивает творческую составляющую нашей профессии.

cic = 1

Владислав Савинкин, доцент МАРХИ, архитектор-дизайнер, руководитель профиля Дизайн среды Института бизнеса и дизайна, член Экспертного совета архитектурной премии АРХИWOOD с 2009 по 2024 гг.

Главный тренд последних 15 лет – это переформатирование архитектуры в среду. Сегодня ни один значимый проект не будет согласован, если рядом мы не увидим красивых визуализаций и проекта благоустройства территории. Мне кажется, это соединение пространства общественного и частного в архитектуре очень важно: близость к человеку и ориентация на человека создает огромное поле для использования дерева в самых разных форматах. Но, что особенно важно, и помогает росту социальной значимости архитектуры через соучастное проектирование: все больше людей подключаются к проектированию, – люди разных профессии, от производителей стройматериалов до IT-специалистов, будущие жильцы домов или пользователи и посетители будущих общественных зданий и пространств.

16 Августа 2024

Похожие статьи
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Технологии и материалы
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Сейчас на главной
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Кора из кирпича
Для проекта клубного дома, расположенного среди сосен престижного подмосковного района, бюро «А.Лен» поработало с фасадами. Сочетание разных видов кирпича и кладки соотносится с объемно-пластическими решениями дома, а также усложняется включением окрашенных под дерево фрагментов и металлической «лессировки».
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.