English version

Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»

Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.

mainImg
Архи.ру:
Вы долгое время работали в Сочи. Как изменился ваш взгляд на развитие туристических городов за эти годы?

Юрий Виссарионов:
В Сочи я попал по распределению, сразу после окончания института. Тогда это был «город нашего социалистического будущего», а теперь стал городом капиталистического настоящего. Перед нами ставили задачу создать некий «город солнца». Это была замечательная тема, которой я занимался еще в институте под руководством прекрасного философа, преподавателя эстетики из Нижнего Новгорода Льва Зеленого. Он привлек нас к теме идеальных городов – утопических проектов, которые сейчас вновь занимают внимание архитектурного сообщества.

То есть на ваш взгляд, задача архитектора – не просто проектировать здания, а предвидеть будущее?

Абсолютно верно. Проектировать – это ведь не фасад рисовать, это проектировать жизнь. Любой архитектор – это футуролог. Прежде чем что-то рисовать, он задумывается о том, как люди должны жить в этом пространстве. Я совершенно не отвергаю творческую составляющую архитектуры как искусства, сам занимаюсь прорисовкой фасадов, графикой. Но главное – проектировать жизнь. Нас так учили относиться к профессии. Проектировать жизнь – значит понять новые тенденции ближайшего будущего, правильно к ним отнестись и сформировать свой взгляд. 
Туристический комплекс Шерегеш. Гостиница
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Какие тенденции в развитии городов вы считаете ключевыми?

Сейчас меняются не только форматы расселения, но и отношение к внутреннему пространству, оно становится гибридным. Вспомните наш старый СНИП. Когда мы планировали застройку городов, все вращалось вокруг производства. Человек был приложением к общему производственному порыву. Соответственно, четко зонировались пространства: промышленное, селитебное, коммунальное, социальная инфраструктура. Все было строго регламентировано, потому что вектор развития общества был производственным.

Все смешалось – совмещаются многие профессии, многие образы жизни в одном. Возникают новые типологии, которых раньше не было. Возьмем, например, концепцию light industry. Это одновременно и складская тема, и гостиницы, и проживание, и какие-то социальные функции – то, что раньше было невозможно совместить. Такое смешение функций было характерно только для самой начальной стадии возникновения городов, когда человек внизу работал, а наверху жил.
  • zooming
    1 / 3
    Гостинично-модульный комплекс в Сочи
    Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    2 / 3
    Гостинично-модульный комплекс в Сочи
    Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    3 / 3
    Гостинично-модульный комплекс в Сочи
    Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Или возьмем современные фудкорты. Они ведь не только для того, чтобы поесть, а в первую очередь для общения. Это некое коллективное пространство для молодежи. Гибридное пространство, куда интегрирована жизнь.

Если раньше в квартире обязательно была гостиная – “living room”, комната для жизни, то теперь эта функция потихоньку переходит в общественные пространства. Они становятся гибридными: человек там и ест, и общается, и поет, и пляшет, и рисует, работает, сидит за компьютером. Мы часто видим это в современных кафе – они становятся местом работы и местом жизни.
Туристическая деревня, Алтай. Клуб-ресторан
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Как эти тенденции отражаются в современном проектировании?

Сегодняшнее проектирование у многих стало сетевым. По сути, это комбинаторика типологических пространств человека. Многие функции уходят из модулей. Вот, например, если жилая ячейка становится совсем небольшой, скажем, 15 квадратных метров, из нее уходит функция гостиной. Она становится просто спальней, местом для сна. А функция «жизни» перетекает в общественные пространства.

Вы упомянули модульное проектирование. Можете подробнее рассказать об этом подходе?

Да, это важная тема. Нужно различать типовое и модульное проектирование. Типовой проект – это повтор проекта один к одному, но с небольшими изменениями. А модуль – это разработка, по сути дела, конструктора, блоков.

Поскольку типология пространства происходит из эргономики человека, а человек за прошедшие века не очень изменился, то и основные известные типы пространств остаются прежними. Современное проектирование во многом является их комбинаторикой: это как игра в кубик Рубика – вы комбинируете стандартные элементы, получая новые сочетания.
  • zooming
    1 / 3
    Актив-отель “Искра”
    Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    2 / 3
    Актив-отель “Искра”
    Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
  • zooming
    3 / 3
    Актив-отель “Искра”
    Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

А как модульный подход сочетается с необходимостью сохранения культурного кода?

Это интересный вопрос. Я думаю, модульная архитектура вполне может отражать культурный код. Более того, в последних проектах, особенно у молодежи, я вижу даже примеры прямых цитат. Раньше, в период моей молодости, это считалось чем-то постыдным. А сейчас человек набирает модули, а потом, если ему не хватает сложности, берет прямую цитату.

Я видел дипломный проект, где автор делал общественный центр и, вдохновившись работами Хундертвассера, взял характерный элемент из его архитектуры. И знаете, объект сразу ожил, появилась этника. В этом глобализме необходимо этническое начало.

Ведь есть не только типология пространства, но и типология культуры, есть некие устойчивые формы и образы. Вот образы тоже имеют свои модули. Они видоизменяются, но повторяются. А когда какой-то образ становится символом, он начинает работать на совершенно другом уровне.
Туристический комплекс Шерегеш
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
Агро-туристический комплекс «Гжель»
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

А какие преимущества у модульности?

Во-первых, экологичность. Модуль может не касаться земли, или почти не касаться, буквально в нескольких точках. Модуль, как правило, имеет автономную систему канализации и водоснабжения. Он зависит, как правило, только от электроэнергии. Так что это наименьшее и почти сведенное к минимуму влияние на окружающую среду. Поэтому оно разрешено всевозможными регламентами, и это зачастую единственный выход для туризма.
 
Во-вторых, это гибкость и мобильность. Модульный дом освобождает от многих проблем не только проживающего, но и проектировщика, и эксплуатирующего. Он временный. Мы не только обслуживаем эти поселки, мы их разбираем при необходимости. 
Туристическая сеть эко-пространств «Красная Деревня», Калевала
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
Туристическая сеть эко-пространств «Красная Деревня», Калевала
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Кроме того, он не одинаковый. За счет того, что это «кубик Рубика», конструктор – имеется вариация выбора разных деталей. Это, конечно, не панацея, но среда получается более разнообразной.
 
И, наконец, философский аспект. Модульный дом – не принадлежит земле. Он принадлежит космосу, воздуху. Принадлежит как ракушка человеческая, которую человек может «таскать» за собой, куда потребуется. Это некий идеал преодоления человеческого тяготения.
Агро-туристический комплекс «Гжель». Дома на деревьях
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
 
Агро-туристический комплекс «Гжель». Глэмпинговые дома / палаточный лагерь
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Можете рассказать о проектах, где вы применяли модульность?
 
Например, мы делали проект эко-деревни «Калевала» с хаусботами. Это очень интересный опыт создания плавучих домов. Это модули из пищевого пенополистирола с металлическим каркасом. Такой подход позволяет создавать уникальные жилые пространства на воде, что открывает новые возможности для архитектуры и туризма.

Недавно мы занимались еще одним туристическим проектом – реконструкцией пионерского лагеря для Роскосмоса в Московской области. Это был интересный опыт. Мы сделали каркасный 100% вариант, пытались просто изменить отношение к среде и быстро возвести его.
Туристический комплекс, Московская область
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
Туристический комплекс Шерегеш
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

А технологически что собой представляют модульные дома сегодня?
 
В основном это каркасная технология, но есть и разные: и надувные модули, есть модули-скорлупы. Мы, например, сейчас в Сочи делаем 3D-деревню, в качестве технологии используется 3D-печать из бетона, такой легкий бетон с утеплением.

Первоначально предполагалось, что 3D-принтер выйдет и сразу весь дом сделает. Но оказалось, что это не самый эффективный способ. Дома получаются скучные, а на активном рельефе приходится переставлять принтер несколько раз. Поэтому была разработана другая методика. Мы стали делать эти скорлупы в цеху, а на месте только ставить. Это оказалось самой передовой технологией. Фактически, это конструктор LEGO. Он меняется по-разному, ставится в парк как глобальная ландшафтная скульптура.
3D-печать домов в Сочи
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
3D-печать домов в Сочи
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Как перечисленные вами архитектурные тенденции в целом влияют на развитие туристической инфраструктуры?

Я бы сказал, что туризм – это путешествие в поисках самого себя. Себя в пространстве, в культуре, в обществе. Поэтому, когда мы проектируем туристические объекты, мы должны помнить об этом стремлении человека к самопознанию через новый опыт.

Например, мы сделали этнопарк в Гжели, это была попытка ответить на вопрос: как делать русскую этнику в современном контексте? Когда мы начали проектировать, у нас была задача сделать «русский парк», «русский дом». Мы пришли к пониманию, что это пространство для существования коллектива, общины, общества своих. Кто такие свои? Это ближайшее окружение человека – друзья, родственники. Так, сначала появилась деревенька для себя, для своих, а рядом – для туризма. Плюс еще неплохо бы, если бы приезжали международные туристы, поэтому потребовалась событийная площадка.
Агро-туристический комплекс «Гжель»
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Так пришли к созданию многофункционального туристско-рекреационного комплекса, объединяющего различные виды отдыха на природе – от гастрономии до народных праздников и спортивных активностей. Мы стремились воплотить идею современного прото-города – поселения с уникальным сообществом, ремеслами и фермерским хозяйством, используя элементы русской культуры. Наша концепция опиралась на экологичность и традиционные мотивы, с преобладанием деревянных построек в стиле русских дач и хозяйственных сооружений.
 
Или взять, к примеру, наш проект в Шерегеше. Это невероятное по энергетике место с уникальной природой, для которого мы придумали другую историю, тоже на основе модульности – создали такие простые домики, возвращающие нас к прото-поселению. Причем сделали современное, экологичное решение, «оторванное от земли». Идеальный вариант для такого места, что-то вроде «баранки в воздухе», как в «Марсианских хрониках» Рэя Бредбери.
Туристический комплекс Шерегеш. Дуплекс
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова
Туристический комплекс Шерегеш. Въездная зона
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Как вы видите будущее архитектуры в контексте всех тех изменений, о которых вы говорили?

Я думаю, что будущее за гибкими, адаптивными решениями. Мы должны проектировать пространства, которые могут меняться вместе с изменением потребностей людей. При этом важно сохранять связь с культурным контекстом, с историей места.

Модульное проектирование дает нам инструменты для создания таких гибких решений. Мы можем комбинировать стандартные элементы, создавая уникальные пространства. При этом важно не забывать о человеческом масштабе, о тех самых модулях образов и идей, о которых я говорил выше. 
Агро-туристический комплекс «Гжель»
Изображение предоставлено ПТАМ Виссарионова

Я также верю, что будущее за междисциплинарным подходом. Архитектор должен быть не только дизайнером и инженером, но и экологом, продуктологом, влияющим на образ жизни социума. Мы должны понимать, как наши решения влияют на жизнь людей, на развитие общества, на окружающую среду.

И, конечно, мы должны быть открыты к новым технологиям. Цифровое проектирование, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, 3D-печать – такие технологии меняют нашу профессию и будут менять еще сильнее в будущем.

04 Сентября 2024

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.