Новый русский

В проекте ресторанного центра на берегу реки Дон недалеко от одноименной трассы архитекторы бюро Megabudka задались амбициозной целью поставить эксперимент с поиском «нового русского стиля», и, собрав в тесный узел множество европейских аллюзий, добились своего. Именно в том русский стиль, наверное, и состоит, чтобы творчески копировать немцев.

mainImg
Архитектор:
Артем Укропов
Дарья Листопад
Кирилл Губернаторов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Россия, парк «Кудыкина гора»

Авторский коллектив:
Алексей Баранов, Анна Бурлакова, Мария Вертинская, Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артём Укропов, Ева Цыба

2019 — 2020 / 2020 — 2021

Строительство: АО «АПО »Аврора"
Инженерия и конструкции: АПМ №3, Липецк

Парк «Кудыкина гора» располагается недалеко от трассы Дон, ведущей к Черному морю, и города Задонска Липецкой области, на берегу реки Дона. Такой вид парков отдыха, включающий не только гостевые домики, но и места для прогулок и разнообразные развлечения и занятия для взрослых и детей – как говорится, все для полноценного отдыха – стал популярным уже достаточно давно. Только в данном случае парк тематический, о чем красноречиво говорит даже его название, русское сказочное. Из достопримечательностей здесь – крупная и вполне натуралистичная скульптура Змея Горыныча и рубленая деревянная крепость «Город мастеров». Обе очень сказочного вида, хоть кино снимай про былинных витязей. 

Архитекторы бюро Megabudka, по их собственным словам, совместно с владельцами проекта занимаются развитием парка уже несколько лет. Одним из результатов стала кольцевая прогулочная тропа, другим – «центр гостеприимства», расположенный на берегу пруда и встречающий посетителей, идущих от парковки. Он состоит из лобби-ресепшна, кафе, ресторана и «стритфуда». 
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Деревянные здания с разными функциями объединены полуподземным стилобатом хозназначения и открытым балконом-террасой, приподнятой над берегом на кровле стилобата, в группу, вытянутую вдоль берега пруда. Они образуют, по словам авторов, подобие невысокой комфортной городской улицы.

Проект предполагал большее количество построек, вероятно, они еще появятся в северной части комплекса, который пока заканчивается круглым в плане объемом туалета.
Проект. Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
© megabudka

Объемы плотно состыкованы между собой, они предполагают возможность сквозного прохода, но каждый также наделен собственным входом и может быть изолирован на время какого-нибудь заказного ужина или свадьбы. Каждый блок имеет индивидуальную высоту, пластику, решение пространства и интерьера – и в то же время все постройки объединяет черный цвет дерева на фасадах, обилие витражного остекления, лаконичная трактовка формы – отсутствие, к примеру, карнизов и оконных обрамлений-наличников, также как и теплый оттенок натурального дерева в интерьерах. 
  • zooming
    1 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    2 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    3 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    4 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    5 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    6 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    7 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    8 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    9 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    10 / 10
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Гостей встречает расположенный в южной части объем лобби – с острой кровлей, полностью остекленным торцом, круглым окном в щипце на противоположной стороне, множеством треугольных «слуховых окошек» в скате кровли со стороны пруда и застекленным арочным «врезом» со стороны парковки. Стойка ресепшна отделана деревянной «чешуей», немного напоминающей о лемехе, внутри лестница и балкон, над которым нависает пластичный полукруглый выступ. Все отделано деревянной рейкой, а ощущения – вполне скульптурные, может быть даже пещерные.
  • zooming
    1 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    2 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    3 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    4 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    5 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    6 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    7 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    8 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    9 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    10 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    11 / 11
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

К ресепшну примыкает невысокий вытянутый объем кафе с большими окнами, почти стеклянными стенами, по бокам. Очень светлый внутри. Центральная часть повышена, боковая со стороны парковки понижена, авторы определяют пространство кафе как большую избу, а ее пространство как один неф, хотя на самом деле нефов два, они разделены тонкими круглыми опорами, облицованными белой поливной плиткой. В стенах клеристория – полукруглые ампирные арки.
  • zooming
    1 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    2 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    3 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    4 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    5 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    6 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    7 / 7
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Далее следует кухня, открытая для обозрения посетителей – ее объем крупный, широкий, с выраженной скатной кровлей, но более спокойных приземистых пропорций. Авторы определяют его как «мучной амбар» и, действительно, похоже. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    2 / 5
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    3 / 5
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    4 / 5
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    5 / 5
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

За кухней расположен ресторан – со стороны парковки он решен как скатная кровля с башней, напоминающей часовую, но без часов, а с круглым, из мелких реек, элементом на фасаде, похожим на часы, – а к пруду обращен треугольным щипцом. Внутри ресторан, по словам авторов, более орнаментален, здесь появляются деревянные зигзаги и красная керамическая облицовка. 
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Северная часть решена как «стрит-фуд», полуоткрытая огражденная площадь. 
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Надо признать, что комплекс получился очень современным – с одной стороны, лаконичным и цельным, с другой – насыщенным разнообразными впечатлениями, как и полагается ресторанному комплексу при парке отдыха такого рода. В целом – браво, отличный проект. 

Но самое интересное в том, что авторы представляют его не просто как хороший пример рекреационной архитектуры, но как пилотный проект «Нового русского стиля», которым архитекторы Megabudka увлекаются уже давно, как минимум – с 2014 года, когда они выиграли конкурс «Русский характер» на общественный центр в микрорайоне «Бутово Парк». Впоследствии архитекторы придумали автобусную остановку в «русском стиле» для Выксы и разработали специальный определитель, так сказать, колобковости проектов – их принадлежности к сонму русского дизайна. 
Конкурсные проект остановки общественного транспорта для Выксы
© Megabudka

Все эти эксперименты проникнуты в равной степени пафосом поиска современного национального стиля, и юмором с иронией, которые данный пафос снижают или как минимум позволяют принимать его не слишком всерьез. 

Принимать поиски национального стиля в наше интернациональное время всерьез было бы сложно, как только они приобретают высокую степень серьезности, с ними становится что-то не так. Заметим однако, что вариант русского стиля, показанный в пилотном проекте, обладает хорошо прочитывающейся спецификой. Лаконичная стилистика и дерево как предпочитаемый материал относятся к самым передовым и любимым многими направлениям современной архитектуры, если считать от 30-х годов XX века. Простая форма и деревянные рейки неизбежно указывают на Финляндию и дух Аалто, а дерево само по себе – лучший материал экологически ответственной архитектуры, что очень современно. 

Далее заметим, что кафе, которое авторы сравнивают с избой, никоим образом на избу не похоже, а уж похоже, как и ресторан, на базиликальный храм или здание, использующее его форму и типологию. С двумя нефами и клеристорием. Если мы поднимем глаза и увидим вверху круглое окно – готическую розу, то сходство с католической церковью становится очень острым. Если же отойдем к северу и посмотрим на все целиком, то острый щипец с «розой» оказывается фоном для щипцового же фасада с башней, похожей на часовую городскую башню – чем не фасадный фронт какого-нибудь ганзейского города? Только черный. Не исключено, что в предложенном конгломерате можно увидеть деревянный городок варягов – скандинавов-русов, созвучный их шведской родине. 
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

К слову, авторы пишут, что черный цвет – это цвет досок, выцветших на солнце, а это не правда, выцветшие на солнце доски – серебристо-серые. Черные доски – это доски корабля, обмазанные мазутом для плавания, или доски обугленные; впрочем и Горыныч для обугливания тут поблизости есть. 

И особенно хороши в проекте арки, их много, они очень обобщенные, деревянные, а в дереве арки и круглые формы реализовывать сложно – не то чтобы гиперсложно, но арки и круги, прямо скажем, не очень характерны для дерева как материала. Зато арки выглядят очень метафизично и напоминают пейзажи Де Кирико, до какой-то степени противоположность деревянному финскому модернизму Аалто. 
  • zooming
    1 / 3
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    2 / 3
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    3 / 3
    Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Из русских форм здесь можно найти не очень много что. Вероятно, к числу таковых относится чешуя на стойке ресепшна и расширяющаяся консоль галереи, похожая на консоли галерей деревянных храмов. Не могу, однако, сказать, что это плохо. Опыта буквального воспроизведения псевдорусских форм с лакированными бревнами и резьбой в духе Ропета и Гартмана в стране немало, и они не вдохновляют. Позволю себе предположить, что в данном произведении авторам действительно удалось уловить «русский дух», но проявился он не черном цвете, не в скатных кровлях европейской формы, не в дереве «нерусской» трактовки, – а в тяготении к воспроизведению европейского города среди наших полей. Кто еще мог бы построить подобие «комфортного» ганзейского города на берегу реки Дона? 
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
© Megabudka
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
© Megabudka
Архитектор:
Артем Укропов
Дарья Листопад
Кирилл Губернаторов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора»
Россия, парк «Кудыкина гора»

Авторский коллектив:
Алексей Баранов, Анна Бурлакова, Мария Вертинская, Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад, Артём Укропов, Ева Цыба

2019 — 2020 / 2020 — 2021

Строительство: АО «АПО »Аврора"
Инженерия и конструкции: АПМ №3, Липецк

28 Декабря 2021

Похожие статьи
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Сейчас на главной
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Бумажный офис
Для собственного офиса бюро Maxim Kashin Architects не побоялось с головой уйти в концептуализм. В основе проекта – восхищение авангардом и наследием бумажных архитекторов. Итог – сложно скроенное и несколько дезориентирующее, ни на что не похожее пространство, в котором хочется оказаться, чтобы его понять и почувствовать.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Преодоление мрамора
В Петербурге начала работу IX Биеннале архитектуры – одна из крупнейших профессиональных выставок города, организатором которой выступает Объединение архитектурных мастерских. Этот обзор не охватывает обширную деловую программу, сосредотачиваясь лишь на ощущениях от визуальной части экспозиции – ее объем и содержание говорит о возможности будущих трансформаций.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.