English version

Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать объект «про архитектуру» – большая ценность и удача»

Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.

mainImg
Архитектор:
Иван Греков
Мастерская:
KAMEN Architects http://www.kamen.ru/
Проект:
ЖК во 2-м Силикатном проезде
Россия, Москва, 2-й Силикатный проезд, 8

2021 — 2022
ЖК Мираполис
Россия, Москва, Проспект Мира, вл. 222

2023
Архи.ру:
Вы выиграли закрытые конкурсы по этим двум проектам?
 
Иван Греков, АБ KAMEN:
Да, в 2020 году мы выиграли сначала конкурс, который ГК «Основа» проводила на 2-й Силикатный, а затем на проспект Мира (квартал МИРАПОЛИС), в обоих случаях участвовало 3–4 команды. Мы, будучи вдохновлены примером работы «Основы» с MVRDV по проекту RED7, очень хотели поработать с этой компанией, и к конкурсным предложениям подошли с большим вниманием. В рамках конкурсов несколько раз встречались, обсуждали подходы к территории, это была такая итерационная работа. В какой-то момент удалось найти яркие образы, удачный подход с точки зрения интеграции гибридной функции и трансформации объектов.
Иван Греков, АБ KAMEN
Фотография © Павел Хоменко / предоставлено ГК «Основа»

Наши надежды оправдались – во-первых, заказчик и в первом, и во втором случае выбрал именно тот вариант, который мы считали лучшим, во-вторых, проекты развиваются в нужном направлении, практически без изменений основной идеи (мелочи не в счет). Для нас это абсолютно прорывная вещь. Нередко красивая идея в процессе работы над проектом существенно упрощается. В нашем случае все позитивно.
 
Да, формы ваших проектов всегда впечатляют. Как они появляются, исходят из функции?
 
Объем удачно, правильно сориентирован, организует среду дворов, не создает ненужных поверхностей, максимально эффективен. Я называю такой подход «архитектурным оригами»: это стереометрическая задача – создать пространственную скульптуру. Как выкройка, когда нельзя ничего отрезать или пришить – чтобы не было ничего случайного, чтобы очистить все от шелухи. Такой подход нам очень близок, многие наши объекты связаны с физическими свойствами, с поиском формообразования вокруг неких тектонических особенностей, природных особенностей форм и функций.
Иван Греков, АБ KAMEN
Фотография © Павел Хоменко / предоставлено ГК «Основа»

Что вы имеете в виду, когда говорите, что объекты связаны с физическими свойствами?
 
Что касается физических свойств, тут важно взаимодействие со средой – то, как фасад или сам объект реагирует на рассвет, закат, погоду солнечную или пасмурную.
 
Что отличает скульптуру от дома? Глядя на любое здание, мы видим всегда окошки. Много окошек – это здание. А если окошек нет, что это? Появляется загадка. Какой-то городской мегалит. Есть у нас один крупный объект на берегу Москвы-реки, там нам удалось сделать фасад, который, если расфокусировать взгляд, начинает растворяться и отражать среду, исчезать. Есть сюжеты про объемы, скульптурность, пропорции. Есть сюжет про организацию функций. А есть задача – создать какую-то связь со средой, со светом, с тенью, с отражениями. Это мы тоже называем физикой.
Иван Греков, АБ KAMEN
Фотография © Павел Хоменко / предоставлено ГК «Основа»

Что для вас среда?
 
Среда для нас объемное понятие, мы ее раскладываем на слои. Есть слои восприятия: дальние ракурсы, ближние ракурсы. Как мы взаимодействуем с объектом при движении. Следующий слой – атмосфера, наше окружение, воздух. Связь земли и воздуха происходит через наш объект, наши объекты – своего рода транзисторы, они стыкуют небо и землю. Свою задачу мы видим и в том, создать среду на уровне земли, а следующий уровень – это верх, маяки, которые парят уже где-то в небе и реагируют только на солнце и тучи.
 
Если говорить про проект Ростокино, квартал МИРАПОЛИС, там диалог происходит внутри объекта. Вокруг насыщенная транспортная инфраструктура: общественный транспорт, дороги, пешеходные маршруты. Внутри плотная застройка, и диалог происходит скорее между объемами внутри объекта.
  • zooming
    1 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    5 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    6 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    7 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»

Если говорить про 2-й Силикатный – здесь мы скорее делали объект «в себе», потому что застройка вокруг только формируется; здесь диалог скорее внутренний, – в широком смысле мы воспринимаем его как встречающий элемент Большого Сити.
Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
© АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»

Можно ли понимать эти ваши проекты как примеры «вертикального города» или «полицентры», самодостаточные многофункциональные комплексы?
 
Можно вполне. В обоих случаях мы совмещаем апартаменты с развитой офисной функцией и разнообразной общественной инфраструктурой.
 
МИРАПОЛИС – яркий пример того, как объект может создать замкнутую среду внутри себя, и в то же время гармонично интегрироваться в жизнь города вокруг. Что я имею в виду? Есть ярко выраженный периметр со сложной насыщенной общественной функцией: торгового центра, фитнеса, ресторанов, кафе… У нас есть детский центр, ритейл, фудкорт, крытая улица-пассаж внутри. Работая на внешний фронт и на город, все это активирует пространства, максимально взаимодействует с транспортной доступностью, дополняет активность вокруг. А с другой стороны, стилобат – это защита для будущих жителей и комфортное пространство внутри – в каком-то смысле он «крепостная стена» или «каньон», защищает и от шума, и от чужих. Внутри получаем комфортное пространство для своих, приватный защищенный двор, парк. Инфраструктура в МИРАПОЛИСЕ занимает 20 000 м2, порядка 10% от всей площади.
  • zooming
    1 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    5 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    6 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    7 / 7
    ЖК МИРАПОЛИС
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»

Вертикальность города в этом проекте раскрывается в неких функциональных слоях. Первый слой – это чисто общественная функция городская, очень насыщенная. Потом у нас есть микс офисной функции и жилой, которая по этажу развивается вертикально, а в одной башне смешивается. И плюс использование кровель стилобата, террас наверху.
 
Да, МИРАПОЛИС находится совсем не в центре города, но он сам новый центр, так что и концепции полицентрии он вполне отвечает.
ЖК МИРАПОЛИС
© АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»

Я слышала, что проект на проспекте Мира вы активно дорабатывали во взаимодействии с заказчиком. Что изменилось по отношению к конкурсному предложению?
 
Процесс жизни объекта после конкурса всегда очень насыщенный, это нормально. Переходя к практической реализации, необходимо учесть много факторов и требований: меняется квартирография, то один приходит якорный арендатор со своими требованиями, то другой... Чем больше проект, тем больше изменений. На архитектурном конкурсе по этому проекту мы предложили ГК «Основа» 12 вариантов и большую высотность, больше ограничения 120 метров. Пропускали две общественные улицы через центр нашего двора, трактовали башни как расположенные в «проталинах» стилобата. Городская жизнь была внизу, а внутренняя жизнь комплекса начиналась чуть выше, выход во дворы был с уровня 2 этажа. Между тем основные позиции концепции сохранились, не могу сказать, что изменения были радикальными.
 
Как вы подходите к решению фасадов? В МИРАПОЛИСЕ вижу у вас рельефные призмы в межоконных простенках, такие ершистые, в Силикатном промелькнули где-то кирпичные пилоны…
 
Да, в Ростокино мы сыграли на теме «отпечатка»: где-то рельефные выступы, где-то впадины той же формы. Кроме того, вверху они сглаживаются, как бы обтачиваются ветром, а внизу более ершисты. Каждую башню мы разделили на четыре части – для стройности.
 
По 2-му Силикатному мы не считаем фасады главной частью проекта – наоборот, стараемся проектировать так, чтобы детали или материал не стали ключевой частью архитектурного решения. Известно, что на протяжении жизни проекта многое происходит, меняется экономическая ситуация, – вокруг себя мы видим много примеров, когда что-то произошло, фасады некачественно реализовали, – и проект испорчен. Поэтому мы работаем над нашими объектами так, чтобы оболочка не была их главной частью, в идеале – чтобы никак не влияла на основное высказывание. Это объект-скульптура, а фасад – одежда, он не должен существенно влиять на объект.
  • zooming
    1 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»
  • zooming
    2 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN
  • zooming
    3 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN
  • zooming
    4 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN
  • zooming
    5 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN
  • zooming
    6 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN
  • zooming
    7 / 7
    Концепция развития территории по адресу 2-й Силикатный проезд, 8
    © АБ KAMEN / предоставлено ГК «Основа»

Хотя в данном случае у нас, к счастью, нет сомнений, что заказчик реализует объект качественно.
 
В вашем портфолио очень много крупных высотных объектов – сколько, кстати?
 
Они все на разных стадиях, поэтому сложно сказать. Есть проекты мастер-планов, которые уже внутри себя включают большое количество высотных доминантных объектов.
 
А с небольшими задачами работаете?
 
Да, мы очень любим работать с небольшими объектами, у нас есть загородные виллы, резиденции, которые мы делаем, конечно, больше для души, они совершенно не коммерческие. Но они помогают нам продолжать некий поиск, исследования. Бюро организовано моим отцом Вадимом Грековым еще в 1993 году. Просто до недавних пор занималось загородным строительством, загородными объектами. Сейчас мы работаем во всех типологиях, во всех масштабах, от загородных объектов до крупных мастер-планов.
 
Когда у вас произошел взрывной рост?
 
Где-то 7-8 лет назад, мы начали делать первые городские объекты. Я на тот момент работал у Стивена Холла в Нью-Йорке и как раз приехал в Москву. А отец стал директором Моспроекта-4.
 
Был этап, когда мы взаимодействовали со Стивеном Холлом и делали несколько конкурсов в Москве. Золотой остров, музей ГЦСИ. В Тушино мы выиграли – тогда как раз и появился фокус на то, что мы будем заниматься городскими объектами. К сожалению, Тушино не сложилось по тем или иным обстоятельствам. Мне кажется, заказчик на первом этапе недооценил экономику и, кроме того, конечно, специфику работы с такими архитекторами как Стивен Холл. Немногие заказчики это готовы переварить.
Иван Греков, АБ KAMEN
Фотография © Павел Хоменко / предоставлено ГК «Основа»

Какая для архитектора проблема сейчас? В жилье – очень жесткие рамки, в жилье невозможно сделать ничего выдающегося. Запросов на какие-то другие типологии практически нет. Если есть, это большая редкость и удача. Для нас такой удачей был проект МГУ с Сергеем Кузнецовым.
 
К сожалению, в жилье себя непросто проявить. Хотя коллеги то и дело показывают, что можно, разрывают шаблоны. В Москве есть сейчас несколько таких примеров. Слава богу, что город это очень сильно поддерживает. И мэр, и главный архитектор.
 
Кто у нас такие примеры?
 
Точно Бадаевский и точно RED7. Силикатный, я уверен, станет таким объектом. Но его еще только предстоит реализовать и это будет непросто.
 
Комплекс в Силикатном проезде – самый смелый ваш проект на данный момент?
 
Может быть и не самый смелый проект, но я очень надеюсь на то, что это самая интересная идея, которая имеет хорошие шансы на реализацию. Заказчик очень бесстрашный. ГК «Основа» – смелая компания, одна только ее работа над проектом MVRDV, RED7 на проспекте Сахарова хорошо это доказывает, мы давно хотели поработать с этой командой и рады, что сейчас ведем с ними два проекта. Заказчик, который может и хочет сделать объект «про архитектуру» – большая ценность и удача.
 
Кроме Стивена Холла, кого вы считаете своими учителями?
 
Больше всего на меня, еще до института, повлиял Владислав Кирпичев. В МАРХИ, увы, не сложилось… Зато потом был МАРШ, самый первый набор, я учился в студии Сергея Скуратова, это был суперопыт. Ну и, конечно, мой отец Вадим Греков, мы вообще живем архитектурой с детства, обсуждаем бурно все проекты.
 
И сейчас?
 
Постоянно. Это дает большой толчок. Мы сейчас находимся в параллельном движении, в основном критикуем друг друга. Но это тоже полезно. Наверное, надо сказать, что всем сейчас не хватает грамотной качественной критики.
 
И что же такое грамотная качественная критика?
 
Сложная тема. Когда меня критикуют, я не обижаюсь. Это полезно всегда. Ты же можешь не согласиться с критикой, но услышать какое-то в этом зерно, которое тебе в дальнейшем поможет. Я бы к критике относился как к моментам, которые могут тебе помочь, но ты не обязан с ними соглашаться. Реально можно много вещей упустить и не заметить.
 
А вкусовщина это хорошо?
 
Вкусовщина в критике всегда чувствуется. Единственный способ что-то с этим сделать – иметь ясную, продуманную, четко выраженную концепцию. Когда ты твердо знаешь, что нельзя сделать по-другому, например, вот тут нельзя сделать оба фасада белыми, потому что это вот – торец, срез, это как если колбасу разрезаешь или апельсин чистишь, снаружи он один, на внутри другой. И тогда тебе критик говорит «ладно». А если ты реально не подумал, и у тебя оказалось, что и тут, и там белое, ты думаешь: а почему? Если тебе говорят, сделай как-то еще, и ты не можешь аргументировать свое решение, значит, ты недодумал просто, и надо, действительно, думать дальше.
Иван Греков, АБ KAMEN
Фотография © Павел Хоменко / предоставлено ГК «Основа»

Насколько у вас авторская мастерская? Вы делегируете задачи?
 
Наше бюро точно авторское, но и роль участия команды безгранична. Конечно, это коллективное творчество. Мы формулируем некую общую философию внутри, но генерируем все вместе, без команды никуда, команда – очень важно. Мне кажется, у всех работа командная, кто бы что ни говорил. Но из 150 человек идеи генерируют где-то 5–10. У нас есть концептуальное подразделение. Мы планируем перемешать всех, но это в будущем. Пока не получается, не стыкуется с нашей философией.
 
А в чем ваша философия? Чего вы добиваетесь от своей архитектуры?
 
Мы добиваемся, во-первых, максимальной персонализации и индивидуальности вокруг каждого проекта. У нас есть подход, который нам позволяет этого достичь. Все так делают тоже. Мы, запуская проект, делаем большое исследование: история места, дух места, исследование ТЗ, функции и прочее. Но дальше главным для нас является создать четкую структуру, иерархию, формирование идеи. У нас появляется некая генеральная идея, которая, как правило, состоит из 5 тезисов, до 5. И главная цель – не упустить ни один из этих пунктов, которые на первых этапах задуманы и сформулированы нами. Мы стараемся, чтобы в каждом проекте эти 5 пунктов были разные, уникальные для своего места и своей задачи. Тем самым есть задача – делать какие-то вещи уникальными. Ну, и дальше, тоже важный момент для любого архитектора, – сформировать свой персональный формальный язык. Мы его нащупываем. Наверное, это задача на всю жизнь. Но мне видится, что он уже наклевывается.
Архитектор:
Иван Греков
Мастерская:
KAMEN Architects http://www.kamen.ru/
Проект:
ЖК во 2-м Силикатном проезде
Россия, Москва, 2-й Силикатный проезд, 8

2021 — 2022
ЖК Мираполис
Россия, Москва, Проспект Мира, вл. 222

2023

20 Июня 2023

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Технологии и материалы
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
Сейчас на главной
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.