Определяющая среда

Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.

mainImg
Нейросети, виртуальная и дополненная реальность, углеродистый бетон, 3D-принтеры, которые печатают здания, – будущее надвигается семимильными шагами. Несмотря на это, базовые принципы проектирования интерьеров общественных пространств – комфорт, безопасность, экологичность, человекоцентрированность, инклюзия – остаются практически неизменными.

Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 рассказали, как они представляют инновационный дизайн и какое место занимают в нем новые технологии. Подать работу на конкурс реализованных общественных интерьеров IPI Awards 2023 можно до 30 августа 2023 года на сайте премии.
 

Дизайн и технологии

cic =

Стукалов Олег, дизайнер, блогер, арт-директор Студии Артемия Лебедева

Главная задача дизайнера-инноватора – не просто использовать новейшие достижения прогресса, а чутко следить за обществом и его потребностями и находить такие способы решения задач, которые максимально эффективны именно сегодня. 

Зачастую инновационный дизайн ассоциируется с космической подсветкой и яркими дисплеями от пола до потолка. А ведь в свое время скамьи из дешевых деревянных паллет тоже были инновацией – и принесли не меньше радости и пользы людям. Инновации – это всегда по-новому и лучше, чем было. Они неизбежны, но оттого не менее приятно быть их инициатором.

Пример: на наших глазах меняется парадигма устройства отделений банков. Вчера это были бездушные казенные учреждения с длинной стойкой из нумерованных столов, сегодня появляется все больше отделений, работающих по принципу кафе: приходишь, садишься за любой удобный столик – и тебя обслуживают. Интерьеры стали более дружелюбными и неформальными – а все благодаря тому, что специалисту банка теперь необязательно сидеть за стационарным компьютером, достаточно иметь удобный планшет и надежный софт на нем. Пространство лишь подстроилось под новый сценарий, продиктованный прогрессом и конкуренцией.
Проект переформатирования офисов Райффайзен Банк (Петербург). VOX architects
Фотография © Сергей Ананьев / предоставлена VOX architects

cic =

Георгиевский Сергей, соучредитель Группы компаний «ЦЕНТР»

Жизнь современных людей в значительной степени определяется технологическим прогрессом: даже дизайн интерьера немыслим без новых технологий и современных материалов. При этом традиционные техники переживают новое рождение через объединение природы и инженерии, сложный ремесленный технокрафт и сенсорные впечатления. Инновации в общественных интерьерах, в первую очередь, – это новые сценарии пользовательского опыта. Общественные пространства становятся все более продуманными с точки зрения инклюзивности, физического и психологического комфорта, безопасности, эстетических решений

Пример: проект инновационного решения – экстрим-парк «УРАМ» – первый парк, открывшийся в рамках реализации стратегии развития набережной реки Казанки. Проект реконструкции вокзала в Иваново – образец бережного отношения к культурному наследию, за что ему присудили премию IPI Award в прошлом году. Этот вокзал помимо своей основной функции приема пассажиров играет роль «городской гостиной» для различных культурных мероприятий. Еще один лауреат премии IPI Award 2022 – семейное пространство «Ателье» в Доме культуры «ГЭС-2». Это образец инновационного подхода к перезапуску алгоритмов поведения детей и их родителей в относительно небольшом пространстве.
  • zooming
    1 / 3
    Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    2 / 3
    Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    3 / 3
    Творческое пространство «Ателье» в «ГЭС-2», проект бюро UTRO
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award

Пользовательские алгоритмы

cic =

Женихова Дария, руководитель компании «Культура потребления», эксперт в области социокультурных стратегий

Скорее всего, в ближайшие десятилетия интерьер станет чем-то более значимым, нежели экстерьер. Поэтому важно уделять внимание как различным сценариям поведения человека, так и экологичным материалам. Общественные пространства должны подразумевать как можно больше пользовательских сценариев – от индивидуального, до режима увеличения трафика и количества пользователей. Они также должны гибко реагировать на настроение и изменение функций – и чем больше различных сценариев они способны воплотить, тем более инновационным является пространство
 
Пример: сегодня медицинские центры становятся все больше похожи на технологичные хабы и зоны рекреации. Большое значение уделяется телемедицине и профилактике заболеваний. В гостиничном бизнесе известные пятизвездочные отели проводят ребрендинг и редизайн, чтобы лучше соответствовать изменившейся аудитории – молодым предпринимателям. По своей сути гостиницы превращаются либо в универсальные «отели для интровертов» либо, наоборот, в места, где можно узнать как можно больше людей.
Клиника косметологии Beautiful people
Фотография © Ник Руденко / предоставлена Студия Balcon

cic =

Ишметова Эвелина, директор по консалтингу и развитию KEY CAPITAL, основатель Школы Девелопера

Из всего многообразия трендов мне лично ближе те, использование которых позволяет сделать более комфортным пребывание людей в конкретном интерьере. Я сейчас говорю не об эстетическом восприятии, а именно о физическом – то есть первичном. Мне кажется, уже столько говорили о таких «фишках», как умное освещение, цифровые зеркала и так далее, что они уже стали данностью. В первую очередь, должно быть комфортно на уровне физического тела. Еще на стадии проектирования нужно отрабатывать поведенческие сценарии посетителей и гостей, создавая симуляционные модели, анализируя пиковые нагрузки помещения. Все должно быть спланировано так, чтобы даже в данные периоды люди не испытывали дискомфорта от пребывания в этом пространстве.

 

Критерии инновационности

cic =

Аникушин Александр, культуролог, куратор программ доступности и инклюзии в Доме культуры «ГЭС-2»

Исходя из моего опыта я бы выделил следующие критерии инновационности:

– Экологичность / устойчивость – использование экологичных материалов, сохранение и реконструкция ценных объектов архитектуры, социальная ответственность.
– Упрощение / легкость / экономичность – разработка технологий, упрощающих производственные процессы.
– Обращение к опыту – не все архитекторы или девелоперы сейчас обращаются напрямую к носителям опыта и стейкхолдерам для получения обратной связи на предпроектном этапе. В случае с доступной средой это очень важно.
– Доступная среда / универсальный дизайн – в обществе существуют физические и организационные барьеры, которые выливаются в социальное неравенство. Проекты без доступной среды исключают целые группы людей.
– Исследование – глубокая проработка пространственного, социального и экономического измерений проекта.
 
Пример: медицинский кластер в Сколково – лауреат премии IPI Award 2022 – тестирует современные подходы и форматы в области медицины, соединяя лечение, образование и научную деятельность. Реализованный пилотный корпус – это весь кластер в миниатюре, своеобразный шоурум медицинских технологий, прототип больницы XXI века. Вспомним типологию старых больниц – монументальные и довольно безрадостные сооружения, в которые попал, так пропал! Архитекторы же хотели воплотить иной образ – легкий, приветливый, ориентированный на профилактику и здоровый образ жизни. Экологический принцип реализован в пространстве атриума, куда проникают природные элементы – газон, деревья, солнечный свет. Все элементы интерьера продуманы так, что в них комфортно работать, лечиться, общаться и заниматься исследованиями.
  • zooming
    Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    Медицинский кластер в Сколково, проект архитектурного бюро ASADOV
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
 
 

Инновационный дизайн

cic =

Ланикина Ксения, светодизайнер, основатель и руководитель Yarko-Yarko lighting design studio

В интерьерном дизайне, и особенно в дизайне общественных интерьеров, в которых мы находимся большую часть времени и которые влияют на нас также как люди, с которыми мы общаемся, должны быть использованы инновационные решения, современные, злободневные. Наиболее значимые качества инновационных пространств – экологичность, эргономика, умеренность в потреблении и, конечно, человекоориентированность.
 
cic =

Березуцкий Дмитрий, член Президиума Российского Совета по экологическому строительству (RuGBC), председатель ассоциации “GreenСтрой”

Инновационный дизайн может охватывать различные области, от продуктового дизайна и интерьеров до графического дизайна и архитектуры. Он может включать в себя использование передовых технологий, новых материалов, смелых форм и конструкций, а также уникальных и нестандартных решений, которые способны изменить способ восприятия и использования объектов и пространств.
Инновационный дизайн ставит акцент на функциональность, эффективность и устойчивость, стремясь создать продукты и решения, которые отвечают потребностям и ожиданиям пользователей, а также учитывают влияние на окружающую среду. Это подход, который активно исследует новые возможности и ищет вдохновение в различных источниках, чтобы создать что-то уникальное и удивительное

Пример: ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана сложился в результате реконструкции квартала исторической застройки в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Формирование комплекса завершилось модернизацией школьного здания 1930-х годов и строительством Детского театра балета. Два корпуса – школьный и театральный – объединены многоэтажным атриумом под прозрачной кровлей. В дневное время атриум служит рекреацией для учеников, в вечернее – холлом-фойе Детского театра балета. Авторы проекта наделили атриум чертами камерной городской площади с ее традиционными элементами: лестницей, часовой башней и ротондой-бельведером. Атриум – одно из ключевых публичных пространств комплекса, своего рода архитектурная прелюдия к знакомству маленьких зрителей с волшебным миром балета. В отделке интерьера превалирует натуральный камень. Полы и ступени входной лестницы устланы серо-зеленым, с вкраплениями черного, пироксенитом. Стены и пилоны угловой ротонды облицованы мрамором молочного оттенка.
 
  • zooming
    1 / 3
    Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    2 / 3
    Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
  • zooming
    3 / 3
    Ансамбль Академии танца Бориса Эйфмана, проект архитектурного бюро «Студия 44»
    Фотография предоставлена пресс-службой IPI Award
 
 

Идентичность

cic =

Петр Кудрявцев, основатель Citymakers

При работе с общественными интерьерами необходимо обращать внимание на их идентичность. В основном сейчас идентичность отражается в архитектуре и заканчивается на интерьерах, оставляя их зачастую похожими друг на друга. Интерьеры должны быть продолжением архитектуры как с точки зрения идентичности, так и в других аспектах. И здесь ключевая задача специалиста заключается в том, чтобы провести этот мостик между интерьерами и всем, что вокруг – парк, улица, двор, первые этажи, фасады, общественные пространства – все должно быть единым целым. И именно в этом заключается инновационность общественных интерьеров – сглаживать границы между разными зонами, совмещать разнообразные по типологии пространства в одно, максимально насыщенное функциями и интересное с точки зрения пользователя.

Пример: в 2022 году обладателем звания «Выбор года» IPI Award стал комплекс пакгаузов в Нижнем Новгороде, который продемонстрировал не только оригинальный подход к сохранению и приспособлению объектов исторического наследия, но и новый взгляд на создание культурной институции, вернувшей жизнь и творчество в депрессивное пространство старого речного порта. Исторические конструкции законсервировали в их нынешнем виде, а внутри них возникли полностью повторяющие их объемное решение павильоны, которые визуально растворяются в пространстве. Каждый пакгауз исторически имеет двухчастную структуру, поскольку состоит из большего и меньшего объемов одинаковой геометрии. Внутренние металлические объемы (малый и большой) соединены между собой остекленным отапливаемым вестибюлем. Вестибюль получил светопрозрачную кровлю, позволяющую изнутри вблизи увидеть ажурные конструкции. Композиция из исторического каркаса, эффектно подсвеченного в вечернее время, и современных интерьеров внутри него – новый символ нижегородской Стрелки. 
Пакгаузы в Нижнем Новгороде
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена пресс-службой IPI Award
  
 

10 Августа 2023

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.