Комментарии экспертов. Цирк

Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.

mainImg
Сегодня было объявлено о результатах второго общественного голосования по проекту для нового московского цирка. Который по итогам предшествующего голосования решено перенести с проспекта Вернадского в Мневниковскую пойму. 

На сайте «Личный блог Сергея Собянина» сообщается, что «...по итогам голосования, из шести вариантов наибольшее количество голосов набрала визуальная концепция архитектурного бюро «АПЕКС», которую поддержали 29% взрослых и 42% детей». Под концепцией подразумевается тот разноцветный проект, о победе которого было объявлено на пике всей истории, 31 января. Тогда же было заявлено, что Apex «продолжит работу» над победившим конкурсным проектом. 

Резюмируя – посредством двух общественных голосований, с привлечением к выбору архитектурного проекта детей, произошло следующее: проект, выбранный в январе, сохранил свои позиции, но переехал на greenfield, в Мневниковскую пойму. 
  • zooming
    Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
    © APEX / mos.ru
  • zooming
    Планируемое на 03.03.2025 место строительства нового Большого московского цирка

Комментарии экспертов архитектурно-строительной отрасли по конкурсу на проект цирка появились в целом ряде разных изданий после начала голосования, в один день – 3 марта. А сегодня мне Москомархитектура предложила их мне для публикации. Я обрадовалась, и стала изучать вопрос. По итогам изучения нашлись еще дополнительные комментарии, в том числе – всех архитекторов, участвовавших в конкурсе. Их тоже грех не опубликовать. 

Но самым интересным для меня лично оказалось, что комментарий Григория Ревзина, с которым мы не так давно обсуждали ситуацию вокруг цирка в частности и сносов советского модернизма вообще, – не попал ни в одно издание целиком. С радостью исправляю эту ошибку и ставлю его первым, для полноты освещения ситуации. 

Кроме того в самом конце тексте можно найти комментарий Елизаветы Лихачевой, опубликованный сегодня в ее Блоге директора – на данный момент это самая свежая оценка ситуации.

Да, общее резюме всех комментариев довольно простое: все, кто более-менее связан с архитектурой, приветствуют перенос площадки в Мневники. 
ЮТ

Итак, ниже комментарии экспертов по новому московскому цирку. 

zooming

Григорий Ревзин,
российский историк, искусствовед и архитектурный критик

«Я думаю, мы должны признать, что история с цирком на Вернадского разрешилась если не окончательно, то позитивным и необычно корректным образом. Существующее здание не сносят. Цирк построят на новом месте, в Мневниках. Проект нового цирка выносят на голосование граждан.

Для меня самым важным здесь является то, как проявил себя Сергей Собянин. Он не занял позицию стороны конфликта, а встал над ним и сумел его разрешить. Боюсь, стоит исходить из того, что на самом деле он легко мог снести это здание. Массовых движений в его защиту, демонстраций и акций протеста, как с «Англетером» в Питере в 1987 году, не случилось бы. Время другое, да и любителей цирка, как мне кажется, не так много, как почитателей памяти Сергея Есенина. Но Собянин перевел ситуацию в цивилизованное русло – голосования, и учел его результаты. Я не могу вспомнить в сегодняшней российской практике случаев, когда бы городские конфликты решались бы так спокойно и корректно. Чаще у нас неадекватные замыслы второго эшелона управленцев и связанного с ними бизнеса перерастают в скандальную борьбу власти с горожанами, пускай и с меньшинством. Вспомните хотя бы Екатеринбург 2019 года. Здесь все разрешено так, как у нас редко бывает. Хотелось бы, чтобы Собянин здесь, как в случае с «Моей улицей» или с парком Зарядье, задал некий стандарт для других городов России.

Что касается нового цирка, то идея вынести проект на народное голосование мне не очень близка, для меня выбор проекта – это профессиональный вопрос. Я рискну предположить, что в итоге такого голосования может победить тот проект, который был опубликован, ну или нечто подобное. Он вызвал негативную реакцию профессионалов, но вообще-то нельзя не признать, что и люди цирка, и политики – они неплохо чувствуют вкусы и настроения людей. Это был развеселый балаган, архитектурная клоунада, и я думаю, что нечто такое и победит в такой процедуре.
С другой стороны, если в Мневниках – почему нет? Это видимо станет городской достопримечательностью. В Мневниках не так много интересного, кроме природы. А тут цирк, выбранный людьми. В Москве такого нет, но Москва такое любит. У Михаила Пыляева была такая книжка «Замечательные московские чудаки и оригиналы», там много такого, и это живая традиция. Вот у нас есть такой дом, «Дом-яйцо» Сергея Ткаченко на улице Машкова. Когда его строили, в 2002 году, здание в форме яйца Фаберже казалось с профессиональной точки зрения так сказать небезусловным решением. А теперь это хит москвоведческих экскурсий.
Если я уважаю процедуру голосования за то, что вот, старый цирк не сносят, надо уважать ее и за то, какой новый цирк выберут. Те люди, которым нравится что-то типа опубликованного проекта цирка – они есть, они жители города и имеют право на представительство. Так что здесь вопрос скорее в том, как этим ресурсом грамотно распорядиться. Если в Мневниках построят такой новый цирк – это цивилизованное решение, даже если само здание окажется излишне развеселым. Свой профессиональный скепсис в этом случае можно оставить при себе.

К сожалению, вопрос не решен, а подвешен. Москва взяла на себя обязательство пока не сносить старый цирк, но не взяла на себя обязательства его сохранить. Вероятно, мы окажемся в ситуации, когда цирк переедет в новое здание, а на балансе города останется старое, не памятник, которое никак не используется. Год, два, три, мы знаем, чем такое кончается, кто-то заметит, что это прекрасная инвестиционная площадка. Хотелось бы, чтобы в этот раз кончилось иначе. Ну хоть Университету его отдайте, прекрасная аудитория! Я не являюсь поклонником архитектуры соцмодернизма, но мы увидели, что есть множество москвичей, которые это здание высоко ценят, видят в нем символ и не готовы смирятся с его утратой. Если вопрос об их мнении оставить на потом, то, возможно, они не вполне успокоятся уже сейчас».

Пересказано в ЖЖ Иды Михайловой. Там же комментарий Павла Авдеева, председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере архитектуры, проектирования и строительства: «Новый цирк не просто новое сооружение – это вклад в развитие городской инфраструктуры и новая точка притяжения. Цирк должен гармонично вписаться в облик города и стать его украшением». Он пообещал поддержку проекту на всех этапах и выразил уверенность, что новое здание станет одной из достопримечательностей столицы.

zooming

Николай Шумаков,
президент Союза архитекторов России (САР) и Союза московских архитекторов (СМА)

«Категорически приветствую перенос нового цирка в Мнёвники, что позволит без исторических ограничений смелее экспериментировать с формами, технологиями, медиа, а артистам работать без пауз.  Кроме того, судьбу проекта решают сами москвичи – это новый уровень городского участия».

Опубликовано на Рэмблер

zooming

Дмитрий Швидковский,
ректор Московского архитектурного института, президент Российской академии архитектуры и строительных наук

«Великий французский поэт Эмиль Верхарн, посетив Москву, писал, что древняя российская столица «остается в моих глазах самой красивой из всех встреченных мною феерий… те, кто видят так много причудливой и как бы сверхъестественной красоты, должны стремиться… продолжить ее». Мы действительно должны сохранить город ярким и многогранным, и делать для этого все возможное, современная Москва идет именно в этом направлении.

Отлично, что новый цирк появится во Мнёвниках, где давно был задуман центр для детей. Это обогатит наш город, будет новое яркое здание, и оно станет по-настоящему цирковым, радостным и фантастическим. Такое настроение в традициях архитектуры нашего города, в нем всегда присутствовала архитектура праздника, и в создании парковых театров и павильонов, и в выставочном строительстве советского времени, в котором участвовали великие московские архитекторы от Шехтеля до Мельникова. Причем Правительство Москвы приняло совершенно правильное решение, когда провело именно конкурс на это здание, и было выбран архитектурный образ, который полюбят дети, как театр кукол на Садовой.

Вероятно, первоначальное решение будет дорабатываться и по-другому в архитектуре бывает редко, но улучшать можно до бесконечности, а хотелось бы, чтобы настроение игры, циркового спектакля, перенесенного зодчими в пространство города, найденное в ходе конкурса, сохранилось, и еще один цирк стал бы не только альтернативой прежнему, но и новым приобретением облика города».

zooming

Татьяна Гук,
директор Института Генплана Москвы, кандидат архитектуры

«Идея о переносе цирка на новую площадку, в Мнёвниковскую пойму рациональная. Теперь можно смело экспериментировать, потому что на этой территории складывается современный динамичный архитектурный контекст. Что касается образа цирка, то открытое голосование за конкурсные варианты на «Активном гражданине» – это важное решение. Москвичи сами выберут каким будет новый объект.  Все варианты, которые представили финалисты конкурса, профессиональные, качественные, выполнены яркими и талантливыми архитекторами. Была проведена большая работа по созданию концепций.  Конечно, они еще будут дорабатываться. В Москве появится проект, который выберут и примут жители».

Опубликован на RT, там же комментарий Артемия Лебедева, дизайнера: «Во-первых, люди будут идти мимо и говорить: «Не здание, а цирк какой-то!». Подходят – а это и правда цирк. Во-вторых, это очень понравится детям. А для кого еще цирки делают?». 

И там же комментарий Алексея Хижняка, экономиста, члена Московского регионального отделения «Деловой России»: «Во-первых, основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного – и яркость и легкая вычурность концепта цирка 100% притягивает внимание... Во-вторых, основная идея конкурса архитектурных проектов заключается в том, чтобы превратить цирк в многофункциональную площадку формата lifestyle, где люди смогут проводить весь день. И если это будет место для семейного отдыха, где не только «купил билет – посидел два часа на шоу, вышел и уехал домой», а можно провести весь день – это, однозначно, плюс не только для района, а для города в целом».

zooming

Петр Кудрявцев,
урбанист, основатель CM International

«Важное умение современного города – слышать его жителей, как экспертов, так и обычных горожан, и находить компромиссы в сложных решениях большого масштаба. История с Большим Цирком на Проспекте Вернадского показывает всем нам открытость к диалогу и общую заботу о лице города. К определению судьбы проекта были подключены не только специалисты, но и горожане – это важный прецедент в городском развитии, когда большие проекты проходят несколько стадий общественного согласования и принятия. И чем больше будет таких прецедентов, тем прозрачней будет процесс развития городской ткани – власти, бизнес, эксперты и москвичи совместно будут формировать и улучшать свой город.

Большой плюс – новое здание появится в обновляемом районе, где меньше контекста, и где существуют возможности для экспериментов. В Москве в последние годы существует, и довольно успешно реализуется, тренд на знаковую и яркую архитектуру, проекты последних лет это подтверждают. Так и работа над проектом нового здания Большого Цирка требует интересного и креативного подхода, нового прочтения, смелых решений. И учитывая открытость города к диалогу, уверен, что финальный проект станет эталонным решение для всех».

Опубликован в РИАМО, как и комментарий Андрея Асадова, и, там же, еще раз комментарий Артемия Лебедева. 

zooming

Андрей Асадов,
архитектор, основатель бюро ASADOV, участник архитектурного конкурса на новое здание Цирка

«Выбор новой локации для нового здания цирка – разумная и во многом единственно верная стратегия. С одной стороны, мы сохраняем существующее здание и ландшафт, имеющие градостроительную значимость и архитектурную ценность. А, с другой стороны – получаем новую точку общественного притяжения в новом районе города.

Все будущие функции здания могут комфортно разместиться на новой территории, создавая удобство для посетителей, сотрудников цирка и животных, для которых необходимы просторные крытые и открытые пространства.

Также при сохранении существующего здания цирка на текущий момент не нужно искать площадку для выступлений и тренировок цирковой труппы на период строительства нового комплекса.

Верность решения подтверждает и исторический опыт – именно по такому пути Москва пошла более полувека назад, построив современное здание Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, вместо сноса старого цирка на Цветном бульваре.
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© АБ ASADOV / mos.ru

Представленные на конкурс проекты предлагают яркие нестандартные подходы, как может выглядеть новое здание цирка. Сам формат выбора через профессиональный конкурс, где конкуренция предложений от разных авторских коллективов позволяет выработать оптимальное решение, – одна из лучших практик как в мировой архитектуре, так и в московской – Храм Христа Спасителя, здание Исторического музея на Красной площади, парк в Зарядье и многие другие проекты реализованы по результатам архитектурных конкурсов.

В оценке конкурсных проектов учитывается множество параметров, как объективных (учет град.ограничений, качество планировочных решений, уместность и экономика архитектурных решений и другие параметры), так и субъективные, образные (как здание воспринимается, формирует ли узнаваемый образ). Так что выбор победителя всегда учитывает множество факторов, тем более для здания цирка, где эмоциональное восприятие глазами ребенка не менее важно, чем соответствие «взрослым» критериям.

То, что значимое как для города, так и для жителей решение (думаю, сложно найти тех, кто хотя бы раз в детстве не побывал в цирке), принимается коллективно и каждый может выразить свою позицию онлайн-голосованием – важный прецедент градостроительной политики Москвы. Данную практику участия жителей и экспертов в решении судьбы значимых архитектурных ансамблей столицы стоит поддерживать и развивать».

Опубликовано в РИА Новости – напоминаем, все комментарии от 3 марта, когда о завершении голосования еще не было объявлено – как и комментарии всех других участников. 

zooming

Юлий Борисов, 
руководитель и основатель компании UNK

"Вместо традиционной архитектуры команда UNK предложила комплексную городскую структуру, объединяющую архитектуру, ландшафт и благоустройство. Колонны состоят из сетчатой самонесущей структурной конструкции и покрыты экранами медиафасада, которые позволяют изменять внешний вид".
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© UNK / mos.ru

Далее цитируем издание: «Борисов отметил, что проект бюро предполагает несколько уровней здания. На первом располагается колоннада с шоу фонтанов и местами отдыха. На втором – благоустроенные зеленые зоны, открытые летние площадки и крытые павильоны для различных мероприятий. Третий уровень – это площадь с летней сценой и панорамным рестораном-аттракционом, поднимающимся на высоту 95 метров».

zooming

Антон Бондаренко, 
главный архитектор проектного бюро АПЕКС

«Главный объем – куполообразное здание, формой отсылающее к классическому цирковому куполу, но выполненное в совершенно новой, динамичной геометрии. Легкая, текучая оболочка кажется натянутой, словно ткань под воздействием центростремительных сил, что создает ощущение движения даже в статике. Эта пластичность делает здание скульптурным элементом городского пространства, но при этом функционально оправданной оболочкой для цирковых представлений».
Проект реконструкции здания Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, 01.2025


zooming

Елена Мызникова,
главный архитектор компании Marks group

«Наш проект цирка предполагает создание объекта, полностью интегрированного в городскую среду с акцентом на скульптурные формы. Особенностью проекта является единство бионических форм и динамичный ритм всего комплекса. Пересекающиеся поверхности цилиндров образуют единую систему пандусов и озеленённых прогулочных зон, которые опоясывают цирк от нижней до верхней отметки, создавая плавные линии и формы, придающие ощущение непрерывности и движения, не пересекая пути пешеходов и автомобилей. Одним из преимуществ нашего проекта является возможность альтернативного использования площадей здания, которые запроектированы для проживания и тренировок животных. При этом продуманная форма зала и рассадка зрителей позволяет использовать манеж под всевозможные форматы представлений».
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© Маркс Инжиниринг / mos.ru


zooming

Никита Богачкин, 
руководитель мастерской №3 компании «Мирпроект», автор проекта от бюро

"Особенность нашего проекта – внешнее покрытие купола, как вторая городская площадь с возможностью доступа зрителей к смотровым террасам в виде лабиринта. В верхней отметке купола размещено окно – окулус, который является смотровым порталом для зрителей. При этом образ прозрачного входа, обращенного к пространству площади перед входом в метро, – это дань историческим традициям циркового искусства".
zooming
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© МИР-Проект / mos.ru


Только Иван Греков никак не прокомментировал свой проект цирка. 
Конкурсная концепция Большого московского цирка, 2024/2025
© KAMEN / mos.ru


zooming

Евгения Муринец,
архитектор, член Экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды, преподаватель магистратуры ИГСУ РАНХИГС по направлению «Стратегическое управление городом и урбанистика», эксперт Комиссии по жилищной политике Общественного совета при Минстрое России

«Любая интеграция в исторический контекст – это всегда дискуссия представителей разных сообществ, в том числе как представителей городских властей между собой, так и представителей экспертного сообщества. Экономическая целесообразность зачастую «конфликтует» с памятью места, его историческим контекстом. Для особо крупных и значимых с точки зрения социально-экономического развития территории объектов целесообразно рассматривать участки, не ограниченные ЗОУИТами, а также эстетическими визуально-ландшафтными ограничениями, как правило связанными с историческим контекстом застройки. Данные территории должны иметь хорошую транспортную доступность для населения, в первую очередь обеспеченность общественным транспортом. Изохрона доступности может быть рассчитана исходя из вместимости планируемого цирка и радиуса доступности для основной целевой аудитории.
 
Социально-политический ландшафт столицы сегодня отличается глубокой информированностью всех групп населения не только о планах города по развитию, но и первопричинах формируемой городом градостроительной политики, а также широкими возможностями открытого самопозиционирования не только в социальных сетях, но и на площадках очных коммуникаций. Такая ситуация обязывает учитывать мнения граждан, в особенности касательно острых вопросов масштабных строек. Касательно вопроса строительства нового цирка в Москве следует рассмотреть возможность многоэтапного вовлечения граждан в процесс выбора площадки для застройки и дальнейших объемно-пространственных решений. Процесс выбора (голосования) следует сопровождать публичными дискуссиями на экспертных и общественных площадках, целью которых должно стать раскрытие преимуществ и недостатков той или иной площадки или же архитектурно-градостроительного решения планируемого объекта».

Опубликовано в РИА Новости

zooming

Мартовицкая Анна,
архитектурный критик, журналист, блогер

«Идея реализовать проект нового цирка на территории Мнёвников и сделать этот комплекс частью вновь создаваемой там городской среды, безусловно, отличная. Во-первых, это решение принято вследствие развернувшейся общественной дискуссии, и тот факт, что мнение горожан было услышано властью, вызывает большое уважение. Во-вторых, масштаб обсуждаемого комплекса, конечно, куда точнее соответствует масштабу именно современной застройки. В Мнёвниках нет ограничений со стороны исторического контекста, а значит, там можно куда свободнее экспериментировать с композиционными и колористическими приемами, продолжая творческие поиски во имя воплощения образа цирка XXI века».

Опубликовано в «Комсомольской правде». 

zooming

Елизавета Лихачева, 
бывший директор ГМИИ и ГНИМА

«Во-первых, от концепции до реализации нужно будет пройти большой путь, так что мы наверняка увидим не тот рендер, который всем не понравился, а что-то более понятное.

Во-вторых, согласно сообщению, проголосовали за проект дети. Дети выбрали что-то большое, яркое и светлое. С точки зрения детской психологии выбор объясним.

Я убеждена в том, что эта концепция не окончательная. Убеждена в том, что проект нуждается в серьезной доработке. Даже с учетом того, что это детский цирк.

Что касается места строительства, Мневники – мертвый район города. Москва – очень странное место в этом смысле. У нас может быть мертвый район города в самом центре. Например, Хитровка, которая не оживает, не смотря на все усилия московских властей.

Можно ли оживить Мневники? Я буду рада, если это удастся.

Единственное, чего я опасаюсь, это один из немногих полностью зеленых районов города. И хотелось бы экологичность этого района сохранить. 

Концепция цирка мне не нравится, как не нравилась и до этого. Единственное, что добавляет некоторого осторожного оптимизма – от концепции до реализации проходит значительное время. И концепции, как правило, от первоначального замысла заметно отличаются. Как презентованные концепт-кары отличаются от того, что идет в серию.

Отдельное спасибо за то, что сохранили цирк на Вернадского.

А по новому цирку нужно дождаться архитектурных и проектных решений и после этого судить о проекте. Потому что судить о проекте по плохому, дешевому и неряшливо нарисованному, не могу этого не подчеркнуть, рендеру, нельзя. Давайте дождемся реального проекта, прорисовки, архитектуры».

Опубликовано в Блоге директора

13 Марта 2025

Похожие статьи
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Технологии и материалы
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Сейчас на главной
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.