English version

Волны звука

Эскизный проект музыкальной школы: соседство с Алваром Аалто, выразительная органика и попытка привлечь внимание к слишком «тихому» конкурсу.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

23 Апреля 2020
mainImg
Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Музыкальная школа в Выборге
Россия, Выборг, ул. Кеппа, д. 4

Авторский коллектив:
Архитекторы: Орешкин Сергей, Андреева Рената, Тимонин Никита, Орешкина Евгения, Ураксин Дамир, Белят Елена, Юмагулова Регина, Лепин Данила, Светозаров Артем, Светозарова Полина, Юлдашева Карима 

2020

Заказчик: администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области
В январе этого года администрация Выборга провела конкурс на эскиз музыкальной школы с концертным залом на 500 человек, на улице Кеппа, 4, прямо напротив знаменитой библиотеки, построенной по проекту Алавара Аалто. Конкурс был открытый, но мало освещался в прессе, и поэтому собрал всего пять участников. Среди них по случайности – доброжелатель прислал ссылку с информацией– оказалось и петербургское бюро «А.Лен». По словам Сергея Орешкина, «конкурс прошел настолько кулуарно, что не понятно, зачем было его вообще делать». Победил проект, авторы которого «сумели выразить идею с наименьшими затратами».

Чтобы спровоцировать больший интерес к месту, которое заслуживает общественных слушаний и международного конкурса, бюро «А.Лен» решило показать свое предложение.

Кроме очевидных причин, привлекших внимание «А.Лен» к конкурсу – центр города со статусом исторического поселения, соседство с великим ахитектором, редкая типология – есть еще одна: руководитель бюро Серей Орешкин родился в Выборге, здесь же закончил художественную школу, где «получил наибольший заряд как молодой «предархитектор». Он описывает Выборг как место с уникальной градостроительной планировкой «как из учебника», которая особенно ярко проявлена рядом с участком проектирования.
Ситуационный план. Музыкальная школа с концертным залом в Выборге.
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Проспект Ленина, одна из главных осей города, соединяет рыночную и парадную площади, с одной стороны вдоль него идет плотная «петербургская» застройка, с другой – парки и скверы, в том числе и парк-эспланада, где находится библиотека. Напротив нее, на углу Суворовского проспекта и улицы Кеппа, в жилом квартале с невысокими сталинками и будет строиться школа. Она дополнит «рекреационную» полосу вдоль проспекта Ленина и усилит фронт проспекта Суворова, заполнив лакуну.
  • zooming
    1 / 3
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 3
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 3
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Участникам конкурса нужно было решить, как на относительно небольшом вытянутом участке разместить насыщенное функциями здание без ущерба для логистики происходящих в нем процессов. В эскизе «А.Лен» школа состоит из нескольких блоков разной высоты. Учебный корпус занимает почти половину всего объема, имеет отдельный вход и размещается в дальней от Суворовского проспекта части: окна классов таким образом выходили бы на тихие зеленые дворики. По центру в проекте расположен концертный зал, а ближе всего к библиотеке Аалто – вестибюль со сложной системой лестниц и ярусов.
Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Организация пространств подчиняется логике функций: потоки детей и приходящих на концерты взрослых разделены, загрузка декораций происходит в «непарадной» части улицы и по возможности скрыта от глаз. Пространство вестибюля приспособлено для «микрособытий» – в различных его уголках можно проводить выставки, чтения, кинопоказы. Для занятий и выступлений на открытом воздухе есть два амфитеатра: один на крыше, второй на маленькой площади, которая «отзвуком» продолжает здание в глубине квартала.
Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
© Архитектурное бюро «А.Лен»

Экспрессивная оболочка здания намеренно противопоставлена аскезе библиотеки Аалто. Сергей Орешкин рассказывает, что образ пришел от функции: ламели разной ширины – это стилизованная клавиатура фортепиано. Прием оказался простым, но чрезвычайно емким.
  • zooming
    1 / 5
    Концепция. Проект Школы искусств г. Выборг
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 5
    Концепция. Проект Школы искусств г. Выборг
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 5
    Концепция. Проект Школы искусств г. Выборг
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 5
    Концепция. Проект Школы искусств г. Выборг
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 5
    Концепция. Проект Школы искусств г. Выборг
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Визуализации, где библиотека и школа, разделенные дорогой, друг на друга «смотрят», наводят на мысль о том, что при должном исполнении интересный диалог между шедевром Аалто и новым зданием действительно возможен. В эскизе «А.Лен» школа составляет минималистичному зданию библиотеки «женственную» пару, которая подчеркивает достоинства и раскрывает творение финского архитектора под каким-то новым углом.
  • zooming
    1 / 5
    Библиотека Алваро Аалто в Выборге
    © Денис Есаков
  • zooming
    2 / 5
    Библиотека Алваро Аалто в Выборге
    © Денис Есаков
  • zooming
    3 / 5
    Библиотека Алваро Аалто в Выборге
    © Денис Есаков
  • zooming
    4 / 5
    Библиотека Алваро Аалто в Выборге
    © Денис Есаков
  • zooming
    5 / 5
    Библиотека Алваро Аалто в Выборге
    © Денис Есаков

«Женственность» школы ощущается как на уровне «предметном»: ламели напоминают складки, рюши, вуаль, так и на более тонком, бессознательном: изгибы и подстветка заставляют чувствовать тепло, вибрацию, жизнь. «Женственность», вероятно, один из самых явных признаков органической архитектуры, а в этом проекте «органика», к которой бюро тяготеет, но не имеет возможности реализовать, скажем, в жилых комплексах, наконец, звучит в полную силу.

Здания не только противопоставлены, но имеют и связь. Алвар Аалто нередко в своих работах соединял органическую архитектуру и функционализм, кроме того, фамилия архитектора переводится не иначе как «волна», а самая известная часть выборгской библиотеки – волнообразный потолок. С этой точки зрения школу можно рассматривать как явленную зрителю изнанку библиотеки, ее «нутро». Если же продолжать рассуждать о парности зданий, то волнообразный фасад школы и наложенная на него «гофра» напоминает морскую раковину, а библиотека – совершенную в чистоте своей формы жемчужину.
  • zooming
    1 / 4
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 4
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 4
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 4
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Важно, что предложенное решение является легко реализуемым. Ламели, по словам Сергея Орешкина – легкий в исполнении, удобный в эксплуатации и эстетичный материал. Архитекторы предлагают изготовить их из матового стекла и установить подсветку, которая будет давать эффект северного сияния или перелива перламутра и меняться в зависимости от погоды, уровня освещенности или концертной программы. Свет – тоже волна.
  • zooming
    1 / 3
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 3
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 3
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Концертный зал на 500 мест обязывает продумать техническое наполнение. Чтобы зал мог принимать самые разные мероприятия, по мнению Сергея Орешкина, необходима полноценная сценическая коробка: с подъемными и поворотными механизмами, оркестровой ямой, гримерными и т.д. Опыт мастерской в создании концертных помещений серьезный, достаточно вспомнить проект театра песни Аллы Пугачевой, для которого «А.Лен» сотрудничал с акустиками Мариинского театра.
  • zooming
    1 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    2 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    3 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    4 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    5 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    6 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»
  • zooming
    7 / 7
    Музыкальная школа с концертным залом в Выборге
    © Архитектурное бюро «А.Лен»

Также архитектор уверен, что зданию необходим подземный паркинг – при аншлаге машин может быть слишком много для такого района, а также кафе, которым могли бы пользоваться посетители библиотеки.

Сергей Орешкин призывает организовать открытый международный конкурс, первым этапом которого следует провести общественные обсуждения.

Архитектор:
Сергей Орешкин
Проект:
Музыкальная школа в Выборге
Россия, Выборг, ул. Кеппа, д. 4

Авторский коллектив:
Архитекторы: Орешкин Сергей, Андреева Рената, Тимонин Никита, Орешкина Евгения, Ураксин Дамир, Белят Елена, Юмагулова Регина, Лепин Данила, Светозаров Артем, Светозарова Полина, Юлдашева Карима 

2020

Заказчик: администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

23 Апреля 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Бриллиантовая прозрачность
Уникальная и единственная в мире подвесная переговорная «Диамант» в штаб-квартире Сбербанка с ультра-прозрачными гранями Crystalvision от AGC.
Сейчас на главной
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Стиль больших крыш
Zaha Hadid Architects представили свой проект футбольного стадиона для древней столицы Китая – Сианя: строительство уже идет.
Пресса: «В старых дверях есть что-то необъяснимое и загадочное»....
В Музее Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» – тотальная инсталляция, дающая отличное представление о том, что такое архитектура выставок и зачем она нужна.
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.