Эскиз застройки Новой Ижоры
Участок, ограниченный Московским шоссе, рекой Попова Ижорка, Заводским проспектом, границей Санкт-Петербурга.Проектировщик: Архитектурная мастерская «Б2»
Заказчик: ООО «Заневский»
Обсуждали: эскиз проекта планировки и проекта межевания
Микрорайон Новая Ижора – далекая окраина на юге Петербурга рядом с городом Колпино. До ближайшей станции метро «Шушары» 12 километров, зато рядом новенькая трасса М-11 с развязкой, Московское шоссе и шестиполосная Софийская улица. Особенность участка в том, что примерно четверть его уже застроена: 2,5 тысячи типовых домиков на одну семью создают довольно печальный узор этого места. В центре микрорайона, где встретсятся ИЖС и малоэтажная застройка, построят большой храм – землю под него уже передали епархии, а пока что стоит часовня. По масштабам Новая Ижора потянет на городок – число ее жителей составит около 24 000 человек. Высотный регламент составляет здесь 15 метров.
Феликс Буянов представлял корректировку проекта планировки 2007 года, которым в 2019 году также занимался Юрий Митюрев в качестве консультанта.
Планировка микрорайона строится двух осях. Первая – условная Главная улица, которая ведет от въезда с торговым центром к храму и олицетворяет собой «большой город»: здесь сосредоточится общественная жизнь. Вторая ось – рекреационная, зеленый бульвар, который объединит школы, детские сады и спортивные площадки. Между кварталами – небольшие «сквозные» парки, также полоса ЗНОП шириной около 30 метров защищает дома от Московского шоссе. Квартал таким образом получает зеленый каркас, который помимо прочего помогает сделать переход от индивидуальной застройки к городской более плавным.
Больше всего замечаний касалось отсутствия рабочих мест – члены градсовета просили хотя бы о паре бизнес-центров. Также предлагалось упорядочить расположение школ, подумать о высотных акцентах и круговом движении, которое помогает избавиться от светофоров. Самую жесткую оценку дал Владимир Григорьев: «проект напоминает Мехико, гомогенная структура, все пространства практически одинаковые. Плотное городское предместье, где люди только живут, но не работают и не отдыхают». Он предложил проявить заложенные в концепции общественные функции и площади более явно, иначе «придут инженеры в своих кирзовых сапогах и растопчут голубую мечту вашего детства».
Гостиница на Приморском проспекте
Санкт-Петербург, Приморский проспект, участок 83 (восточнее пересечения с Яхтенной улицей).Проектировщик: А.Лен
Заказчик: ООО «ПЛГ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик
Месяц назад градостроительный совет рассматривал проект расширения офиса IT-компании JetBrains на берегу Финского залива, утвердив вариант голландского бюро UNStudio. На последнем же заседании обсуждали соседний участок, явно попавший под влияние иностранцев: сонливость от предыдущего двухчасового обсуждения прошла сразу, как только начали выставлять новые планшеты с чем-то ярким и брутальным, совершенно непривычным для местных архитекторов, которых часто упрекают в консервативности.
Сергей Орешкин рассказал о проекте: гостиница на 1140 номеров, террасированные корпуса с консольными этажами, в отделке – ламели под кортеновскую сталь, установленные под разными углами. Последние есть и в проекте бюро UNStudio, которое в свою очередь опирались на решение Евгения Подгорнова для первой очереди бизнес-центра Jet Brains.
Большинство номеров раскрываются на залив и стадион «Газпром Арена», в самых дорогих наслаждаться видом можно с террасы. В двухэтажном стилобате размещаются ресторан, внушительного размера бассейн и супермаркет. Набережную перед гостиницей предлагают благоустроить.
Эксперты отнеслись к проекту настороженно: слишком уж сильно пропорции здания напоминают жилой дом. Святослав Гайкович отметил, что номеров категории suit необычно много для трехзвездочной гостиницы, о том же сказал Евгений Герасимов: действительно ли 40% номеров могут быть двухкомнатными? Владимир Григорьев удивлялся количеству входов – их целых девять. Многие сожалели об утрате живописной береговой линии и зелени на участке – хоть это и «малоценная» ольховая поросль. Другие задавались вопросом: за чей счет красивая набережная и продолжение Приморского проспекта, без которых проект будет выглядеть уже совсем не так выигрышно? Александр Карпов посоветовал думать о сопутствующей инфраструктуре, если вдруг гостиница станет местом для длительного проживания. Кроме того критиковали интенсивный цвет, нейтральность здания, высоту – корпуса достигают предельно допустимых на этом участке 56 метров.
Но были и яркие похвалы. Святослав Гайкович назвал проект интеллектуальным и блестяще структурированным. Михаил Мамошин в целом поддержал «начало событийной архитектуры на наших набережных». У Никиты Явейна проект вызвал «искреннюю зависть»: «великолепно нарисованный – по деталям, общему высказыванию, один из самых запоминающихся образов за последнее время. Срезать четыре этажа – и будет гениальный».
Также свой комментарий предоставили застройщики, Plaza Lotus Group: «Мы изучили спрос и предложение, учли драйверы турпотоков. Заявленное количество и уровень номеров соответствует потребностям нашей целевой аудитории. Эта часть Приморского района в последние годы получила серьезный импульс для развития в качестве одного из туристических центров Петербурга. Здесь открылась новая станция метро, достраивается МФК «Лахта центр», рядом – Финский залив, Парк 300-летия, пешеходный мост, соединяющий Приморский проспект с новым стадионом и Крестовским островом. По сути, речь идет о строительстве отеля на первой береговой линии. Поэтому видовые номера будут пользоваться максимальным спросом, особенно среди туристов с детьми. При этом отель довольно крупный, с развитой собственной инфраструктурой (конгресс-холл, ФОК, два ресторана и пр.). Все это существенно расширяет потенциал номерного фонда. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на конец весны 2023 года».