Дай мне напиться железнодорожной воды*

В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.

author pht

Автор текста:
Алёна Кузнецова

02 Октября 2020
mainImg
Архитектор:
Рююрд Гитема
Йерун Схиппер
Патрик Майерс
Сергей Орешкин
Проект:
Лиговский сити
Россия

Авторский коллектив:
KCAP Architects&Planners + Orange ​Architects
Урбанист, партнер: Рююрд Гитерма
Архитектор, партнер: Ерун Схипер, Патрик Майерс
Архитектор, ассоциированный партнер: Мария Пидодня
Урбанист: Котрина Козловская
Ведущий архитектор: Ирина Ваганова
Архитектор: Капилан Чандранесан, Атанасия Калайтзиду

Архитектурное бюро «А.Лен»
Руководитель проекта: Сергей Иванович Орешкин, Рената Викторовна Андреева
Архитекторы: А. В. Светозаров, Р. Р. Юмагулова, С. Р. Александров, Е. А. Белят, М. А. Шалина, Д. Ю. Ураксин, А. В Храмова

ООО «СМУ-19»: разработчик ППТ
Руководитель проекта – А. А. Краевский

ЛЕННИИПРОЕКТ: проект школы и ДОО
Руководитель Мастерской №12 - Дерипапа Михаил Михайлович

2019 — 2020

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Лиговский сити», Glorax Development
 
*В заголовке статьи использована цитата из песни Бориса Гребенщикова «Железнодорожная вода»

Третья очередь ЖК «Лиговский Сити» – второй совместный проект голландского консорциума KCAP + Orange Architects и петербургского «А.Лен». Их творческий союз сложился в работе над ЖК Golden City по результатам международного конкурса 2015 года – тогда жюри присудило 2 первых места и предложило объединить участников для совместной работы. Строительство крупного жилого комплекса, увенчанного впечатляющими золотистыми конструкциями, сейчас активно продвигается, некоторые его части близятся к завершению. Взаимодейтвие оказалась успешным, и в прошлом году тот же заказчик, Glorax Development, пригласил консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» к проектированию третьей очереди крупного жилого комплекса в составе «серого пояса» Петербурга. На данный момент концепция завершена, на ее основе согласован ППТ участка.

Golden City, жилой комплекс на намывных территориях – то есть таких, каких еще совсем недавно не существовало – апеллирует к genius loci Петеребурга вообще, салютуя золотыми решетками и шпилями Петропавловке и Адмиралтейству. Нерв проекта ЖК «Лиговский Сити» – тоже в истории места, но его сюжет обоснован несколько иначе.

Участок немалой площади в 30 га, по форме напоминающий лепесток, – часть серого пояса; до 2018 года его занимала Товарно-Витебская железнодорожная станция. Специалисты бюро «А.Лен» рассказывают, что в начале XVIII века неподалеку был прорыт Лиговский канал, который снабжал фонтаны Летнего сада и служил транспортной артерией, в 1837 году к югу от участка проложили пути Царскосельский железной дороги, в 1900 построили станцию Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Территория хоть и была размежевана под жилую застройку, так и не была обжита, долгие годы оставаясь промышленной окраиной с огородами и редкими особняками.
Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

«Лиговский Сити» – первый, пожалуй, проект для серого пояса, в котором архитекторы не стирают прошлое места, преображая хаотично застроенные земли в линейные высотные кварталы, а стремятся так или иначе сохранить дух прошлого. В частности, для строительства двух предыдущих очередей того же микрорайона – кварталов «Первого» и «Второго», полностью снесли Колбасный завод 1905 года; новые дома индифферентно-нейтральной архитектуры и не пытаются сообщить что-либо о прошлом.
  • zooming
    1 / 3
    Лиговский Сити.Проектируемый жилой комплекс, а также «Первый квартал» и «Второй квартал»
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
  • zooming
    2 / 3
    Лиговский сити
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
  • zooming
    3 / 3
    Лиговский Сити
    © KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

В основе концепции новой, третьей очереди – сохранение рисунка железнодорожного полотна. Рельсы превращаются в линейные парки и бульвары, а на месте платформ вырастают дома, напоминающие вагоны и грузовые контейнеры. Поскольку сохраняется пространственная организация территории, архитекторы называют свой подход «адаптивным повторным использованием».
Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Справедливости ради стоит отметить, что схожую идею домов-вагонов, поставленных на «рельсы», предлагала для этого участка в 2016 году в рамках конкурса на концепцию преобразования южной части серого пояса «Студия-44». На градсовете, где «Лиговский Сити» приняли очень тепло, Никита Явейн одобрил идею: «Архитекторы вышли на композиционный принцип, который вытекает из истории и контекста. Это создает реальное разнообразие форм. Будет неприятно, если серый пояс окажется застроен так, как будто здесь всегда была жилая застройка. Идеологически мне проект очень нравится».

Сергей Орешкин о проекте и о его рассмотрении на градсовете:

author photo

Сергей Орешкин, Архитектурное бюро «А.Лен»

Проект микрорайона «Лиговский Сити» разработан большой группой архитекторов: командой «А.Лен» и нашими многолетними партнерами – двумя известными на международном рынке проектирования компаниями KCAP & Orange Architects из Роттердама. Наше бюро принимало участие в разработке проекта на всех стадиях: от рождения идеи до принятия решения о реализации. Больше года назад лидеры архитектурного консорциума собрались на воркшоп и по результатам мозгового штурма выявили выигрышную идею коллег из Orange – концепцию линейной застройки, вдохновленную красотой линий железнодорожных путей, вдоль которых располагаются дома и зеленые коридоры с приватными дворами и общественными пространствами. Было решено сохранить в качестве элементов технического дизайна предметы, транслирующие значимость дореволюционного «серого пояса». Большинство членов Градостроительного совета по достоинству оценило концепцию – на данный момент в Петербурге нет подобных проектов, выполненных в европейских традициях реновации промышленных территорий. Спроектированный зеленый городской остров «Лиговский Сити» еще раз доказывает эффективность консорциумов, особенно с международными коллегами.

Качества участка проектирования. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
author photo

Ерун Схиппер, партнер Orange Architects

В проекте Лиговский Сити мы начали работать вместе с самого начала. Архитекторы «А.Лен» не только поддерживали развитие проекта с позиции их знаний в области местного законодательства, но и принимали полноценное участие в работе над концепцией. Мы используем опыт трех офисов для создания очень особенного проекта, и все участники дополняют друг друга своими подходами и специализацией.

Когда мы были в Петербурге еще до начала работы, нам удалось погулять по участку около двух часов, проникаясь духом места – присутствие истории все еще чувствуется здесь очень явственно. Было интересно сохранить это ощущение, даже кардинально меняя функцию места – с железнодорожной грузовой станции на яркий жилой район. Усиливая характер места, мы стараемся сделать его достойным Санкт-Петербурга.

Исторический центр Петербурга великолепен, он хорошо сохранился и представляет собой классический пример европейского города. Но чем дальше вы отдаляетесь от центра города, тем менее человечной, понятной и связанной становится застройка. Мы посчитали, что важно довериться идентичности именно этого места и создать нечто новое для Петербурга: опираясь не на классическое, а скорее на промышленное наследие города.
Вид с Воздухоплавательной улицы. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
author photo

Маша Пидодня, ассоциированный партнер КСАР

«А.Лен» знает город, знает нормы, которые в Петербурге отличаются особой сложностью и запутанностью, знает, как их соблюдать. Сложность градостроительного законодательства в Петербурге сказывается на облике современных жилых комплексов – к сожалению, нужно быть очень креативным, чтобы предложить что-то другое. Кроме того, Сергей Орешкин – член градостроительного совета и знает как презентовать проекты, подготовить без его помощи презентацию для КГА было бы невозможно. Все это помогало команде принимать правильные решения.

Еще один плюс: с помощью бюро «А.Лен» нам легче было рассказать историю, что также очень важно для выстраивания диалога с заказчиком и городом, это залог того, что концепция будет реализована без больших изменений. Мы всегда стараемся изучить контекст, найти сильные стороны, почувствовать атмосферу места. Но мы смотрим под другим углом, исходя из нашего заграничного опыта и другого культурного багажа.

Принято считать, что Санкт-Петербург – это прежде всего кварталы исторического центра. Мы тоже часто работаем с квартальным типом застройки, как, например, на Васильевском острове. Но в данном случае мы вдохновлялись линиями железной дороги и сохранившимися на участке грузовыми контейнера.

Итак, на местах бывших грузовых платформ вырастают здания высотой от 6 до 15 этажей. Из-за необычного фактора градоформирования конфигурация кварталов действительно очень разнообразна и ни с чем не сравнима, у микрорайона проявляется сразу несколько измерений.

Первое измерение – высотное. Первые два этажа во всех корпусах до определенной степени унифицированы и отвечают за масштаб улицы. Разнообразия и уюта здесь добавляют пристройки не выше четырех этажей с контрастной отделкой и формами – сухость перпендикулярных линий может разбавить скатная кровля, например, а индустриальный дух кирпичной отделки – теплое дерево. Уровень средней и все еще комфортной высоты акцентируется широкими секциями, а верхний уровень – это либо светлые башни, либо яркие «контейнеры», «погруженные» друг на друга.
Вид с внутридворовой аллеи. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Второе измерение – «осевое», задается вектором зеленых коридоров и бульваров, линейное движение которых прерывает только школа на 1250 детей. Упомянутый «контейнерный» прием постановки объемов позволяет уйти от коридора с глухими стенами в сторону «галереи»: фасады, выходящие на внутренние улицы, разнообразны по рисунку и материалам отделки, жильцам легко идентифицировать свою секцию.
Генеральный план. Лиговский сити
© А.Лен, KCAP Architects & Planners, Orange Architects
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Гуляя по линейным паркам помимо привычных детских и спортивных площадок, можно будет встретить и артефакты – свидетелей прошлого, от которых, увы, чаще пока принято избавляться. Но в проекте третьей очереди всё иначе: в общественные пространства и парки планируется интегрировать сохранившиеся краны, столбы, рельсы и пакгаузы, а единственный объект культурного наследия на участке – дом станционного смотрителя по проекту Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала, планируют отреставрировать и приспособить под новую функцию. Общественные парки расположены вдоль основных железнодорожных путей, а между зданиями прячутся более уютные приватные внутренние дворы, которые соединяются в единый пешеходный маршрут.
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Наконец, третья позиция, с которой можно рассмотреть комплекс – более широкая, градостроительная. Весь участок разделит поперек примерно по центру только одна автомобильная дорога. У северной части «лепестка» в скором времени должна открыться станция метро «Боровая», здесь формируется дружелюбный ансамбль небольшой высоты с «приглашающей» площадью – новая точка притяжения района. К югу участка высота застройки нарастает, в последней точке завершаясь кульминацией – ансамблем из трех башен, напоминающих мощные ворота.
Вид с перекрестка Лиговского проспекта и Тосиной улицы. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Вид со стороны Витебского проспекта. Лиговский сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен
Лиговский Сити
© KCAP Architects & Planners, Orange Architects, А.Лен

Весь комплекс рассчитан на 8600 человек, включает четыре детских сада, большую школу, подземные и наземные парковки. Третья очередь «Лиговского Сити» будет строиться в четыре этапа, начиная от кварталов рядом со станцией метро «Боровая». Несмотря на то, что концепция, подразумевающая большое разнообразие жилых секций, в принципе располагает к проведению конкурсов, на градостроительном совете заказчик объявил о намерении доверить последущее проектирование консорциуму KCAP & Orange Architects & «А.Лен».
 

Архитектор:
Рююрд Гитема
Йерун Схиппер
Патрик Майерс
Сергей Орешкин
Проект:
Лиговский сити
Россия

Авторский коллектив:
KCAP Architects&Planners + Orange ​Architects
Урбанист, партнер: Рююрд Гитерма
Архитектор, партнер: Ерун Схипер, Патрик Майерс
Архитектор, ассоциированный партнер: Мария Пидодня
Урбанист: Котрина Козловская
Ведущий архитектор: Ирина Ваганова
Архитектор: Капилан Чандранесан, Атанасия Калайтзиду

Архитектурное бюро «А.Лен»
Руководитель проекта: Сергей Иванович Орешкин, Рената Викторовна Андреева
Архитекторы: А. В. Светозаров, Р. Р. Юмагулова, С. Р. Александров, Е. А. Белят, М. А. Шалина, Д. Ю. Ураксин, А. В Храмова

ООО «СМУ-19»: разработчик ППТ
Руководитель проекта – А. А. Краевский

ЛЕННИИПРОЕКТ: проект школы и ДОО
Руководитель Мастерской №12 - Дерипапа Михаил Михайлович

2019 — 2020

Заказчик: ООО «Специализированный застройщик «Лиговский сити», Glorax Development
 

02 Октября 2020

author pht

Автор текста:

Алёна Кузнецова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.